Статья 'Российский республиканизм и проблема разделения властей' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Российский республиканизм и проблема разделения властей

Кравец Игорь Александрович

доктор юридических наук

заведующий, кафедра теории и истории государства и права, конституционного права, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

630090, Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1

Kravets Igor

Doctor of Law

Head of the department of Theory and History of State and Law, Constitutional Law, Novosibirsk National Research State University

630090, Russia, Novosibirskaya oblast', g. Novosibirsk, ul. Pirogova, 1

kravigor@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2016.1.16285

Дата направления статьи в редакцию:

02-09-2015


Дата публикации:

27-01-2016


Аннотация: В статье автор исследует проблему идентификации российского республиканизма и конституционализма, показывает взаимосвязь между конституционными формами правления и моделями разделения властей, раскрывает научные подходы к пониманию природы и особенностей республиканской формы правления, установленной Конституцией РФ 1993 года. Особое внимание в работе уделяется динамическим возможностям, реалиям и перспективам развития республиканской формы правления в России. В исследовании анализируются теоретические основы, истоки принципа разделения властей, конституционные контуры моделей разделения властей («гибкая», «жесткая» и «смешанная» моделей), а также проблемы происхождения, современного развития и реализации принципа разделения властей как основы конституционного строя России. В завершении делается вывод о специфике российского варианта президентского конституционализма и возможностях его политического и конституционно-правового генезиса в контексте необходимости усиления республиканских и парламентских механизмов ответственности органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Анализ российского республиканизма в контексте моделей разделения властей основывается на конкретно-историческом, сравнительно-правовом и формально-юридическом методах исследования. Перспективы развития и совершенствования республиканской формы правления и российского конституционализма автор связывает с применением метода конституционно-правового проектирования для усиления эффекта работы институтов парламентской и республиканской ответственности. Новизной исследования является разработка специфических черт различных моделей разделения властей в свете их отражения, реализации и перспектив развития в российской модели республиканской формы правления, а также идентификация правовой природы российского конституционализма (с учетом опубликованных ранее работ) и формулировка перспектив генезиса президентского конституционализма в условиях смешанной республики с эффектом "гравитации кадровых полномочий" вокруг института Президента


Ключевые слова:

Республиканизм, форма правления, российский конституционализм, модели разделения властей, смешанная республика, президентский конституционализм, Президент РФ, исполнительная власть, "гибкая", "жёсткая" модель, "смешанная" модель

Abstract:   The author explores the problem of identification of the Russian republicanism and constitutionalism, demonstrates the relationship between the constitutional form of government and models of separation of powers, open scientific approaches to understanding the nature and features of the republican form of government established by the Constitution of the Russian Federation in 1993. Particular attention is paid to the dynamic possibilities, realities and prospects of the development of the republican form of government in Russia. The study analyzes the theoretical basis, the origins of the principle of separation of powers, constitutional contours of the model of separation of powers ("flexible", "hard" and "mixed" models), as well as the problem of the origin, development and implementation of the modern principle of separation of powers as the basis of the constitutional order of Russia. The scientific novelty consists in the formulation of specific features of various models of separation of powers in light of their effect, implementation, as well as the future development of the republican form of government within the Russian model, including the identification of legal nature of the Russian constitutionalism.  


Keywords:

republicanism, form of government, Russian constitutionalism, models of the separation of powers, semi-presidential system, presidential constitutionalism, President of the Russian Federation, the executive branch, "flexible", "tough" model, "mixed" model

Библиография
1. Чиркин В.Е. Какая форма правления существует в современной России? // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С.32-40.
2. Кравец И.А. Судебное гарантирование конституции и президентский конституционализм // NB: Вопросы права и политики. 2014.-№ 8.-С.1-35. DOI: 10.7256/2305-9699.2014.8.12780. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_12780.html.
3. Колюх В.В. Дуализм исполнительной власти: конституционные предпосылки и средства ограничения // Право и политика. – 2015. – № 6. – С. 759-765. DOI: 10.7256/1811-9018.2015.6.15285.
4. Бондарь Н.С. По какой Конституции живет Россия: прошлого или нынешнего, XXI века? // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law.-2013.-№6.-C. 976-985.
5. Кочетков В.В. Русские ценности и российская Конституция 1993 года // Право и политика.-2013.-№13.-C. 1855-1865. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.13.9736.
6. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 15. М., 1996. С.36.
7. Топорнин Б.Н. Вступительная статья // Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./ Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М., 1997. С.64.
8. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1. С.115.
9. Шахрай С.М. О Конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. М., 2013.
10. Российская газета. 2008, 31 декабря.
11. French R. Parliament, the executive, the courts and the people // Deakin Law Review. 1996. Vol.3. No.1. P.2.
12. Монтескье Ш.-Л. О духе законов // Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. М., 1955. С.290–291.
13. Россия сегодня. Политический портрет в документах. Вып.2. / Отв. ред. Б.И. Коваль. М., 1993. С.23.
14. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.
15. Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма): Пер. с венг. М.: Юрист, 2001. С.83.
16. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея: Пер с англ. / Под общ. ред., с предисл. Н.Н. Яковлева. М.: Издательская группа "Прогресс" — "Литера", 1993. С.323.
17. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л.: Наука, 1990. С.196.
18. Джефферсон Т. О демократии. / Сост. Сол К. Падовер. СПб.: Лениздат, 1992. С.84.
19. Верховенство права. М., 1992. С.69.
20. Янов А. Монтескье против Маркса // Общественные науки и современность. 1992. № 1. С.88.
21. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М.: Юрид. лит., 1995.
22. Лузин В.В. Принцип разделения властей как основа конституционализма. Н.Новгород, 1997. С.7.
23. Лузин В.В. Полупрезидентская модель разделения властей (на примере Франции) // Право и политика. Международный научный журнал. 2000. № 1. С.31—40.
24. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.II. Часть особенная. СПб., 1903. С.1—7.
25. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. Тюмень, 1997. С.135.
26. Краснов, М. А. Персоналистский режим в России: опыт институционального анализа/ М. А. Краснов. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006. – 180 с.
27. Краснов, М. А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала президента / М. А. Краснов // Государство и право.-2015.-№ 1. – С. 5-16; № 2.-С. 5-17.
28. Краснов М.А. Законодательно закрепленные полномочия Президента России: необходимость или сервилизм? // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4.
29. Краснов М.А. Президент в экономике: эффект “компетенционной гравитации”// Общественные науки и современность. – 2014.-№ 1. С.77-92.
30. А. Д. Керимов, Е. В. Халипова Правомерно ли выделение лишь трёх ветвей государственной власти? // Политика и Общество. - 2012. - 3. - C. 42 - 48.
31. Арутюнян Г.Г. Консититуционализм в контексте конституционной культуры нового тысячелетия // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law. - 2013. - 5. - C. 773 - 779.
32. А.В. Безруков Роль Президента России в механизме реализации конституционных принципов федерализма, единства государственной власти и разделения властей // Политика и Общество. - 2013. - 3. - C. 263 - 269. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.03.2.
References
1. Chirkin V.E. Kakaya forma pravleniya sushchestvuet v sovremennoi Rossii? // Rossiiskii zhurnal pravovykh issledovanii. 2014. № 4 (1). S.32-40.
2. Kravets I.A. Sudebnoe garantirovanie konstitutsii i prezidentskii konstitutsionalizm // NB: Voprosy prava i politiki. 2014.-№ 8.-S.1-35. DOI: 10.7256/2305-9699.2014.8.12780. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_12780.html.
3. Kolyukh V.V. Dualizm ispolnitel'noi vlasti: konstitutsionnye predposylki i sredstva ogranicheniya // Pravo i politika. – 2015. – № 6. – S. 759-765. DOI: 10.7256/1811-9018.2015.6.15285.
4. Bondar' N.S. Po kakoi Konstitutsii zhivet Rossiya: proshlogo ili nyneshnego, XXI veka? // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya / Journal of foreighn legislation and comparative law.-2013.-№6.-C. 976-985.
5. Kochetkov V.V. Russkie tsennosti i rossiiskaya Konstitutsiya 1993 goda // Pravo i politika.-2013.-№13.-C. 1855-1865. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.13.9736.
6. Konstitutsionnoe soveshchanie. Stenogrammy. Materialy. Dokumenty. T. 15. M., 1996. S.36.
7. Topornin B.N. Vstupitel'naya stat'ya // Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: Nauchno-prakticheskii kommentarii./ Pod red. akad. B.N. Topornina. M., 1997. S.64.
8. Chirkin V.E. Netipichnye formy pravleniya v sovremennom gosudarstve // Gosudarstvo i pravo. 1994. № 1. S.115.
9. Shakhrai S.M. O Konstitutsii: Osnovnoi zakon kak instrument pravovykh i sotsial'no-politicheskikh preobrazovanii. M., 2013.
10. Rossiiskaya gazeta. 2008, 31 dekabrya.
11. French R. Parliament, the executive, the courts and the people // Deakin Law Review. 1996. Vol.3. No.1. P.2.
12. Montesk'e Sh.-L. O dukhe zakonov // Montesk'e Sh.-L. Izbrannye proizvedeniya. M., 1955. S.290–291.
13. Rossiya segodnya. Politicheskii portret v dokumentakh. Vyp.2. / Otv. red. B.I. Koval'. M., 1993. S.23.
14. Barnashov A.M. Teoriya razdeleniya vlastei: stanovlenie, razvitie, primenenie. Tomsk, 1988.
15. Shaio A. Samoogranichenie vlasti (kratkii kurs konstitutsionalizma): Per. s veng. M.: Yurist, 2001. S.83.
16. Federalist. Politicheskie esse A. Gamil'tona, Dzh. Medisona i Dzh. Dzheya: Per s angl. / Pod obshch. red., s predisl. N.N. Yakovleva. M.: Izdatel'skaya gruppa "Progress" — "Litera", 1993. S.323.
17. Dzhefferson T. Avtobiografiya. Zametki o shtate Virginiya. L.: Nauka, 1990. S.196.
18. Dzhefferson T. O demokratii. / Sost. Sol K. Padover. SPb.: Lenizdat, 1992. S.84.
19. Verkhovenstvo prava. M., 1992. S.69.
20. Yanov A. Montesk'e protiv Marksa // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1992. № 1. S.88.
21. Entin L.M. Razdelenie vlastei: opyt sovremennykh gosudarstv. M.: Yurid. lit., 1995.
22. Luzin V.V. Printsip razdeleniya vlastei kak osnova konstitutsionalizma. N.Novgorod, 1997. S.7.
23. Luzin V.V. Poluprezidentskaya model' razdeleniya vlastei (na primere Frantsii) // Pravo i politika. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal. 2000. № 1. S.31—40.
24. Korkunov N.M. Russkoe gosudarstvennoe pravo. T.II. Chast' osobennaya. SPb., 1903. S.1—7.
25. Chebotarev G.N. Printsip razdeleniya vlastei v gosudarstvennom ustroistve Rossiiskoi Federatsii. Tyumen', 1997. S.135.
26. Krasnov, M. A. Personalistskii rezhim v Rossii: opyt institutsional'nogo analiza/ M. A. Krasnov. – M.: Fond «Liberal'naya missiya», 2006. – 180 s.
27. Krasnov, M. A. Status glavy gosudarstva kak element avtoritarnogo potentsiala prezidenta / M. A. Krasnov // Gosudarstvo i pravo.-2015.-№ 1. – S. 5-16; № 2.-S. 5-17.
28. Krasnov M.A. Zakonodatel'no zakreplennye polnomochiya Prezidenta Rossii: neobkhodimost' ili servilizm? // Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie. 2011. № 4.
29. Krasnov M.A. Prezident v ekonomike: effekt “kompetentsionnoi gravitatsii”// Obshchestvennye nauki i sovremennost'. – 2014.-№ 1. S.77-92.
30. A. D. Kerimov, E. V. Khalipova Pravomerno li vydelenie lish' trekh
vetvei gosudarstvennoi vlasti? // Politika i Obshchestvo. - 2012. - 3. - C. 42 - 48.

31. Arutyunyan G.G. Konsititutsionalizm v kontekste
konstitutsionnoi kul'tury
novogo tysyacheletiya // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya / Journal of foreighn legislation and comparative law. - 2013. - 5. - C. 773 - 779.

32. A.V. Bezrukov Rol' Prezidenta Rossii v mekhanizme realizatsii
konstitutsionnykh printsipov federalizma,
edinstva gosudarstvennoi vlasti i razdeleniya
vlastei // Politika i Obshchestvo. - 2013. - 3. - C. 263 - 269. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.03.2.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.