Статья 'Влияние христианской теологии на формирование институтов политического господства' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Влияние христианской теологии на формирование институтов политического господства

Царьков Игорь Иванович

кандидат юридических наук

доцент, Волжский университет им. В.Н. Татищева

445021, Россия, г. Тольятти, ул. Голосова, 107

Tsar'kov Igor' Ivanovich

PhD in Law

associate professor of the Department of Constitutional and International Law at Volzhsky University after V.N. Tatischev

445021, Russia, g. Tol'yatti, ul. Golosova, 107

tsarkov58@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2009.7.1387

Дата направления статьи в редакцию:

17-06-2009


Дата публикации:

1-7-2009


Аннотация: Статья посвящена теме формирования институтов политического господства в Средние века и влияния на этот процесс христианского вероучения. В статье отмечается, что христианская теология создает особый тип легитимности политического господства, который отличается от общепризнанных типов: традиционного, харизматического и рационалистического и определяет компетенцию и юрисдикцию, как светской власти, так и власти церковной. Теологический тип легитимности основан на разграничении в христианском учении предметных областей веры и разума, а так же различных способов их освоения. Разграничение предметных областей веры и разума приводит к формированию таких правовых институтов как института индивидуальной свободы, индивидуальной ответственности, ограниченных полномочий, наказания, защиты, а так же к фундаментальной трансформации института наследования, института передачи политической власти (престолонаследия) и некоторых институтов уголовного права. Отмечается, что теологический тип легитимности по существу является метафизическим типом, который, в контексте индивидуальной свободы человека и индивидуальной ответственности перед Богом, отразил легитимационную недостаточность любого позитивного источника политического господства. Теологический (метафизический) тип легитимности с одной стороны, закрепил за законным сувереном исключительное право на принуждение, то есть никем не оспариваемое право и с другой, ограничил компетенцию суверена. Христианская теология привела к трансформации института наследования в части смены акцентов с субъектов наследования и распределения наследства на объект наследования с целью его сохранения и передач. Так же разграничение предметных областей веры и разума в христианской теологии создало новую теорию уголовного права, в которой правонарушения классифицировались по степени общественной опасности (грех и преступления) и по формам вины правонарушителя (умышленные и неумышленные). Отмечается, что христианская теология создает политико-правовую новеллу учреждения (юридического лица) как субъекта власти в отличии от предшествующих эпох в которых субъектом политической власти являлось физическое лицо.


Ключевые слова:

Юриспруденция, право, политика, христианство, вера, разум, свобода, господство, ответственность, история

Библиография
1. Августин. О бессмертии души. - М., 2004.

2. Августин. Исповедь. - М., 2006.

3. Августин. О Граде Божьем. - Мн., 2000.

4. Аквинский Ф. Сумма теологии. Часть первая. Вопросы 1-43. - Киев, 2007.

5. Аквинский Ф. Сумма теологий. Первая часть второй части. Вопросы 1-67. - М., 2008.

6. Гийу А. Византийская цивилизация. - Екатеринбург, 2007

7. Дешнер К Криминальная история христианства. - М., 1996, - С. 204

8. Лев Диакон. История. - М., 1988.

9. Лебек С. Происхождение франков V- IX века. - М., 1993.

10. Михаил Пселл. Хронография. - М., 1978.

11. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. - М., 1993.

12. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М., 1990.

13. Ренан Э. Жизнь Иисуса. Репринт. - М., 1990.

14. Ренан Э. Христианская церковь. - СПб., 1991.

15. Суини М. Лекции о средневековой философии. - М., 2001.

16. Тальберг Н. История христианской церкви. - М., 1991.

17. Тертуллиан. Апология. - СПб., 2004.

18. Турский Г. История франков // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. - М., 1996.

19. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 1. - М., 2005

20. Фуко М. Нужно защитить общество. - СПб., 2005.


Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.