Статья 'Сравнительно-правовые особенности института комплексного природопользования в Российской Федерации и зарубежных странах ' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Сравнительно-правовые особенности института комплексного природопользования в Российской Федерации и зарубежных странах

Уаге Мария Байрамалиевна

старший преподаватель, кафедра природоресурсного, аграрного и экологического права, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет"

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, оф. 309

Uage Mariya Bairamalievna

Senior Educator, the department of Natural Resources, Agricultural and Environmental Law, Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya Street 1, office #309

mbuage@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2016.1.13198

Дата направления статьи в редакцию:

03-10-2014


Дата публикации:

27-01-2016


Аннотация: В статье рассмотрен опыт Российской Федерации и зарубежных стран в области комплексного природопользования. Приведены положения Директивы ЕС о комплексном контроле и предотвращении загрязнений. Отмечается, что действующая в настоящее время в Российской Федерации система выдачи разрешений на природопользование имеет ряд недостатков. Во-первых, федеральный, региональный и локальный уровень выдачи разрешений на использование природных ресурсов осуществляется различными органами исполнительной власти, каждый из которых предъявляет к заявителям свои требования. Во-вторых, отсутствуют единообразные требования, предъявляемые к заявителям. В-третьих, отсутствие комплексного подхода, когда при осуществлении хозяйственной или иной деятельности оказывается воздействие и на другие природные объекты, а не только на те, которые предоставлены в пользование. Сама по себе идея комплексного природопользования и замены многочисленных разрешений и лимитов представляется прогрессивной, однако требует ряда доработок. Подчеркивается, что введение системы комплексного природопользования будет способствовать снижению административных барьеров, внедрению экологических чистых технологий, реализации природоохранных предприятий. При подготовке статьи использовались как общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и диалектический метод, так и частнонаучные, в том числе сравнительно-правовой метод. Научная новизна заключается в том, что автором дается сравнительно-правовой анализ института комплексного природопользования, существовавшего в России до 2002 года, и вводимого с 1 января 2015 года в соответствии в Федеральным законом от 21.07.2014 № 219 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Автором делается вывод, что в переходный период действия ФЗ-219 необходимо использовать не только положительный опыт зарубежных стран, давно применяющих институт комплексного природопользования и выдачи комплексных природоохранных разрешений, но и иные имеющиеся в России инструменты природоохранного регулирования. Это позволит достигнуть баланса государственных и частных интересов в решении вопросов природопользования и охраны окружающей среды.


Ключевые слова:

комплексное природопользование, комплексное экологическое разрешение, наилучшие доступные технологии, охрана окружающей среды, экологическое законодательство, законодательство ЕС, экологические требования, производственный экологический контроль, инструменты экологической политики, техническая нормативно-правовая база

Abstract: This article examines the experience of the Russian Federation and foreign countries in the area of comprehensive natural resource management. It is noted that the current system of licensing for natural resource management in the Russian Federation has a number of flaws. Firstly – federal, regional, and local level of licensing for natural resource management is conducted by separate branches of executive power, each of which presents their own requirements. Secondly, there are no unified requirements for the applicants. Thirdly, the lack of a comprehensive approach in the cases where the licensed activity affects other natural objects than those licensed for use. The scientific novelty consists in original comparative-legal analysis of the institution of comprehensive natural resource management that existed in Russia until 2002, and the new institution introduced on January 1, 2015 in accordance with the Federal Law from 07.21.2014 No. 219 “On Introduction of Amendments to the Federal Law “On Environmental Protection” and separate legal acts of the Russian Federation”.


Библиография
1. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Директива о комплексном контроле и предотвращении загрязнений от 24.09.1996 г. [Электронный ресурс] // URL: chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2008:024:0008:0029:EN:PDF Дата обращения: 09.09.2014г.
3. Директива № 2008/1/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза о комплексном предотвращении и контроле загрязнений (кодифицированная версия) [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Elizabeth Fisher, Bettina Lange, Eloise Scotford. Environmental Law: Text. Cases & Materials // Oxford University Press, 2013. P. 753 [Электронный ресурс] // URL: http://books.google.ru/books?id=cUycAQAAQBAJ&pg=PA752&dq=integrated+environmental+permitting+in+UK&hl=ru&sa=X&ei=FDUdVPrdF4rmywPWm4CgBg&ved=0CCIQ6AEwAQ#v=onepage&q=integrated%20environmental%20permitting%20in%20UK&f=false Дата обращения: 20.09.2014г.
5. Официальный сайт Агентства по окружающей среде Великобритании [Электронный ресурс] // URL: https://www.gov.uk/government/organisations/environment-agency Дата обращения: 20.09.2014г.
6. Официальный сайт Министерства окружающей среды Финляндии [Электронный ресурс] // URL: http://www.ym.fi/en-us/The_environment/Legislation_and_instructions Дата обращения: 20.09.2014г.
7. Экологическое право Италии в вопросах и ответах [Электронный ресурс] // URL: chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://www.cliffordchance.com/content/dam/cliffordchance/PDFs/2013%20Q%26%20A%20on%20Environmental%20Law%20in%20Italy.pdf Дата обращения: 20.09.2014г.
8. Кручинина Н.В. Развитие системы управления природоохранной деятельностью в европейских странах в условиях устойчивого развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).-№ 9(17).-2012 [Электронный ресурс] // URL: chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/kruchinina.pdf Дата обращения: 09.09.2014г.
9. Обзор систем выдачи природоохранных разрешений в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии [Электронный ресурс] // URL: chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://www.oecd.org/env/outreach/49081971.pdf Дата обращения: 09.09.2014г.
10. Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
11. Приказ Минприроды РФ от 23.12.1993 № 273 «Об утверждении Временного положения о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
12. Интервью министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского РБК-ТВ [Электронный ресурс] // URL: http://www.mnr.gov.ru/mnr/minister/statement/detail.php?ID=134643&sphrase_id=479332 Дата обращения: 09.09.2014г.
13. Постановление Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
14. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
15. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об экологической экспертизе» (постатейный) / Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Семьянова А.Ю. М.: Юстицинформ, 2006. 192 с. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
16. Князькин А.Д.. О критериях определения размера компенсации морального вреда, причиненного вследствие экологических правонарушений // Право и политика. – 2013. – № 6. – С. 104-107. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.6.8078
17. Дубовик О.Л.. Основные направления реформы уголовно-экологического законодательства Германии // Право и политика. – 2013. – № 6. – С. 104-107. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.6.8304
18. Редникова Т.В.. Охрана компонентов биологического разнообразия и правовое регулирование обеспечения равного доступа к извлекаемым из них благам: реализация положений конвенции о биологическом разнообразии // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. – 2013. – № 4. – С. 104-107. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.4.10519
19. Степаненко В.С.. Принципы экологического права ЕС // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. – 2013. – № 4. – С. 104-107. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.4.10075
20. Куделькин Н.С.. Понятие «загрязнение морской среды» в российском и международном праве // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. – 2013. – № 4. – С. 104-107. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.4.10566
21. В.Ю Яныгин. Вопросы устойчивого развития и будущего экономики России в XXI веке // Тренды и управление. – 2013. – № 2. – С. 104-107. DOI: 10.7256/2307-9118.2013.2.8015
22. Анохин С.А.. Роль органов внутренних дел в осуществлении правовой охраны окружающей среды. // Полицейская деятельность. – 2013. – № 6. – С. 104-107. DOI: 10.7256/2222-1964.2013.6.10431
23. В.Н. Шеломенцев. Конституционно-правовое регулирование в экологической сфере // Политика и Общество. – 2013. – № 4. – С. 104-107. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.04.2
24. О.Л. Дубовик. Рецензия на книгу: Международное экологическое право: учебник / отв. ред. Р.М. Валеев. М.: Статут, 2012. – 639 с // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. – 2013. – № 1. – С. 104-107. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.01.11
25. А.А. Никифоров. Действие международных договоров в сфере охраны окружающей среды в национальном праве стран Северной Европы // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. – 2013. – № 1. – С. 104-107. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.01.10
26. А.А. Никифоров. Международно-правовая охрана окружающей среды в странах Северной Европы // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. – 2012. – № 4. – С. 104-107.
27. Тюлин Р.А.. Некоторые аспекты совершенствования административного законодательства в сфере охраны окружающей среды // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 11. – С. 104-107.
28. А. В. Вусов. Эконометрический анализ учета влияния экологического вреда на стоимость недвижимости // Национальная безопасность / nota bene. – 2012. – № 4. – С. 104-107.
29. Курилова Е.В.. К вопросу об организации учета работы органов прокуратуры, органов административной юрисдикции и судов по привлечению к административной ответственности в экологической сфере // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 8. – С. 104-107.
30. Кузнецова Н.А.. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 6. – С. 104-107.
31. Дубовик О.Л.. Тенденции правового регулирования энергосберегающих технологий в европейском праве // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 4. – С. 104-107
References
1. Federal'nyi zakon ot 21.07.2014 № 219-FZ «O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «Ob okhrane okruzhayushchei sredy» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus».
2. Direktiva o kompleksnom kontrole i predotvrashchenii zagryaznenii ot 24.09.1996 g. [Elektronnyi resurs] // URL: chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2008:024:0008:0029:EN:PDF Data obrashcheniya: 09.09.2014g.
3. Direktiva № 2008/1/ES Evropeiskogo parlamenta i Soveta Evropeiskogo Soyuza o kompleksnom predotvrashchenii i kontrole zagryaznenii (kodifitsirovannaya versiya) [Tekst] // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus».
4. Elizabeth Fisher, Bettina Lange, Eloise Scotford. Environmental Law: Text. Cases & Materials // Oxford University Press, 2013. P. 753 [Elektronnyi resurs] // URL: http://books.google.ru/books?id=cUycAQAAQBAJ&pg=PA752&dq=integrated+environmental+permitting+in+UK&hl=ru&sa=X&ei=FDUdVPrdF4rmywPWm4CgBg&ved=0CCIQ6AEwAQ#v=onepage&q=integrated%20environmental%20permitting%20in%20UK&f=false Data obrashcheniya: 20.09.2014g.
5. Ofitsial'nyi sait Agentstva po okruzhayushchei srede Velikobritanii [Elektronnyi resurs] // URL: https://www.gov.uk/government/organisations/environment-agency Data obrashcheniya: 20.09.2014g.
6. Ofitsial'nyi sait Ministerstva okruzhayushchei sredy Finlyandii [Elektronnyi resurs] // URL: http://www.ym.fi/en-us/The_environment/Legislation_and_instructions Data obrashcheniya: 20.09.2014g.
7. Ekologicheskoe pravo Italii v voprosakh i otvetakh [Elektronnyi resurs] // URL: chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://www.cliffordchance.com/content/dam/cliffordchance/PDFs/2013%20Q%26%20A%20on%20Environmental%20Law%20in%20Italy.pdf Data obrashcheniya: 20.09.2014g.
8. Kruchinina N.V. Razvitie sistemy upravleniya prirodookhrannoi deyatel'nost'yu v evropeiskikh stranakh v usloviyakh ustoichivogo razvitiya // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal).-№ 9(17).-2012 [Elektronnyi resurs] // URL: chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/kruchinina.pdf Data obrashcheniya: 09.09.2014g.
9. Obzor sistem vydachi prirodookhrannykh razreshenii v stranakh Vostochnoi Evropy, Kavkaza i Tsentral'noi Azii [Elektronnyi resurs] // URL: chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://www.oecd.org/env/outreach/49081971.pdf Data obrashcheniya: 09.09.2014g.
10. Zakon RSFSR ot 19.12.1991 № 2060-1 «Ob okhrane okruzhayushchei prirodnoi sredy» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus».
11. Prikaz Minprirody RF ot 23.12.1993 № 273 «Ob utverzhdenii Vremennogo polozheniya o poryadke vydachi litsenzii na kompleksnoe prirodopol'zovanie» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus».
12. Interv'yu ministra prirodnykh resursov i ekologii RF Sergeya Donskogo RBK-TV [Elektronnyi resurs] // URL: http://www.mnr.gov.ru/mnr/minister/statement/detail.php?ID=134643&sphrase_id=479332 Data obrashcheniya: 09.09.2014g.
13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12.03.2008 № 165 «O podgotovke i zaklyuchenii dogovora vodopol'zovaniya» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus».
14. Federal'nyi zakon ot 23.11.1995 № 174-FZ «Ob ekologicheskoi ekspertize» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus».
15. Kommentarii k Federal'nomu konstitutsionnomu zakonu «Ob ekologicheskoi ekspertize» (postateinyi) / Kichigin N.V., Ponomarev M.V., Sem'yanova A.Yu. M.: Yustitsinform, 2006. 192 s. // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus».
16. Knyaz'kin A.D.. O kriteriyakh opredeleniya razmera kompensatsii moral'nogo vreda, prichinennogo vsledstvie ekologicheskikh pravonarushenii // Pravo i politika. – 2013. – № 6. – S. 104-107. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.6.8078
17. Dubovik O.L.. Osnovnye napravleniya reformy ugolovno-ekologicheskogo zakonodatel'stva Germanii // Pravo i politika. – 2013. – № 6. – S. 104-107. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.6.8304
18. Rednikova T.V.. Okhrana komponentov biologicheskogo raznoobraziya i pravovoe regulirovanie obespecheniya ravnogo dostupa k izvlekaemym iz nikh blagam: realizatsiya polozhenii konventsii o biologicheskom raznoobrazii // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations. – 2013. – № 4. – S. 104-107. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.4.10519
19. Stepanenko V.S.. Printsipy ekologicheskogo prava ES // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations. – 2013. – № 4. – S. 104-107. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.4.10075
20. Kudel'kin N.S.. Ponyatie «zagryaznenie morskoi sredy» v rossiiskom i mezhdunarodnom prave // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations. – 2013. – № 4. – S. 104-107. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.4.10566
21. V.Yu Yanygin. Voprosy ustoichivogo razvitiya i budushchego ekonomiki Rossii v XXI veke // Trendy i upravlenie. – 2013. – № 2. – S. 104-107. DOI: 10.7256/2307-9118.2013.2.8015
22. Anokhin S.A.. Rol' organov vnutrennikh del v osushchestvlenii pravovoi okhrany okruzhayushchei sredy. // Politseiskaya deyatel'nost'. – 2013. – № 6. – S. 104-107. DOI: 10.7256/2222-1964.2013.6.10431
23. V.N. Shelomentsev. Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie v ekologicheskoi sfere // Politika i Obshchestvo. – 2013. – № 4. – S. 104-107. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.04.2
24. O.L. Dubovik. Retsenziya na knigu: Mezhdunarodnoe ekologicheskoe pravo: uchebnik / otv. red. R.M. Valeev. M.: Statut, 2012. – 639 s // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations. – 2013. – № 1. – S. 104-107. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.01.11
25. A.A. Nikiforov. Deistvie mezhdunarodnykh dogovorov v sfere okhrany okruzhayushchei sredy v natsional'nom prave stran Severnoi Evropy // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations. – 2013. – № 1. – S. 104-107. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.01.10
26. A.A. Nikiforov. Mezhdunarodno-pravovaya okhrana okruzhayushchei sredy v stranakh Severnoi Evropy // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations. – 2012. – № 4. – S. 104-107.
27. Tyulin R.A.. Nekotorye aspekty sovershenstvovaniya administrativnogo zakonodatel'stva v sfere okhrany okruzhayushchei sredy // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. – 2012. – № 11. – S. 104-107.
28. A. V. Vusov. Ekonometricheskii analiz ucheta vliyaniya ekologicheskogo vreda na stoimost' nedvizhimosti // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. – 2012. – № 4. – S. 104-107.
29. Kurilova E.V.. K voprosu ob organizatsii ucheta raboty organov prokuratury, organov administrativnoi yurisdiktsii i sudov po privlecheniyu k administrativnoi otvetstvennosti v ekologicheskoi sfere // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. – 2012. – № 8. – S. 104-107.
30. Kuznetsova N.A.. Administrativno-pravovoe regulirovanie okhrany okruzhayushchei sredy // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. – 2012. – № 6. – S. 104-107.
31. Dubovik O.L.. Tendentsii pravovogo regulirovaniya energosberegayushchikh tekhnologii v evropeiskom prave // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. – 2012. – № 4. – S. 104-107
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.