по
Cybernetics and programming
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of Editors > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Cybernetics and programming" > Contents of Issue № 02/2019
Contents of Issue № 02/2019
Programming languages
Revnivykh A.V., Velizhanin A.S. - Methods for automated formation of a disassembled listing structure pp. 1-16

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.28272

Abstract: The subject of the research is the method of splitting a disassembled code into logical blocks in automatic mode, searching for software vulnerabilities without using source code (using a binary file or its equivalent, obtained by reverse engineering).The object of the research is the existing code analyzers and features of their functionality.The aim of the study is to consider the possibility of splitting a disassembled code into logical blocks in automatic mode and some of the possible difficulties associated with this.Formulation of the problem. The complexity of analyzing large software products at the level of machine code necessitates the automation of this process. The research methodology is based on a combination of theoretical and empirical approaches using the methods of static and dynamic analysis, comparison, generalization, algorithmization, modeling, synthesis. Key findings. Splitting the code into blocks by sequential in line-by-line analysis of machine code in some cases can lead to misinterpretation. In addition, the analysis of the code according to the conclusions of the functions also does not guarantee the correctness of the determination of the boundaries of the functions. However, in general, the matrix method can be applied to analyze the dependencies of functions on the blocks of code thus selected.The scientific novelty is connected with the determination of promising vectors for the study of software code for vulnerability, the rationale for the approach (building the transition matrix from integer values), which may be the initial stage of preparation for the automated analysis of the disassembled code.
Mathematical models and computer simulation experiment
Efimov A.I., Balily N.A. - Methods of teaching control systems for unmanned aerial vehicles by immersing them in virtual reality pp. 17-22

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.29236

Abstract: The subject of study is the implementation of control systems for unmanned aerial vehicles. As their solution, a method of teaching and testing of these systems by immersing the entire system and its individual components into a virtual reality as close as possible to real conditions is proposed. The advantages and difficulties of implementation in relation to each of the system modules involved are considered. For each of the difficulties the authors propose solutions. The most successful scopes of application are revealed, and also possibility of application of the given method to land and surface vehicles is allocated. In the framework of this work, the existing aircraft control systems and the use of virtual reality within the framework of training their individual parts are investigated and the option of extending the use of such methods to the entire control system with an analysis of the advantages and disadvantages of this approach is proposed. The novelty of this article lies in the training of control systems for unmanned aerial vehicles by immersing it in virtual reality. The completeness and flexibility of such a training system is able, on the one hand, to adapt to any equipment configuration, on the other hand, to provide the highest quality training. The most important aspect is ensuring that you can use a larger proportion of the learning algorithms than is possible in other cases. In addition, this approach to the crane is useful in the framework of video navigation in connection with the possibility of better implementation of computer vision. The article shows the relevance of the research and the effectiveness of this method in the framework of aircraft control systems and proposed its application to other vehicles.
Litvinov V.A. - On the influence of the method of approximation of an unknown function on the stability of numerical methods for solving the anomalous diffusion equation pp. 23-29

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.29201

Abstract: The subject of the research is numerical algorithms for solving fractional partial differential equations. The object of the study is the stability of several algorithms for the numerical solution of the anomalous diffusion equation. Algorithms based on the difference representation of the fractional Riemann-Liuville derivative and the Caputo derivative for various orders of accuracy are considered. A comparison is made of the results of numerical calculations using the analyzed algorithms for a model problem with the exact solution of the anomalous diffusion equation for various orders of the fractional derivative with respect to the spatial coordinate. The results of the work were obtained on the basis of the analysis of the constructed difference schemes for stability, the conducted numerical experiments and a comparative analysis of the data obtained. The main conclusions of the study are the advantage of using the approximation of the fractional Caputo derivative compared to using the difference scheme for the fractional Riemann-Liouville derivative in the numerical solution of the anomalous diffusion equation. The paper also indicates the importance of choosing the method of difference approximation of the second derivative, which is a derivative of the Caputo.
Automated systems of engineering process administration
Khronusova T.V., Asanov A.Z., Nazarenko M.A. - On-board information and control systems that automate the movement of vehicles in a column using the example of heavy vehicles pp. 30-43

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.21490

Abstract: The subject of this article is on-board information control systems that ensure the movement of heavy vehicles in a convoy with the driver only in the first car, as well as cruise control systems, including adaptive and intelligent ones. The purpose of the article is the formation of the specified on-board system of a heavy truck, which includes both a set of algorithms and key functions that implement movement in a column, and a list of used categories of sensors. All considered functions are arranged hierarchically at three levels: strategic, tactical and operational. The study collected both theoretical and practical information provided by automakers, revealing the essential content of onboard information systems and cruise control. The novelty of the study lies in the fact that the model of intellectual cruise control has been improved, providing movement of heavy vehicles in a convoy, if there is a driver only in the first car. The proposed model includes the hierarchical architecture of the on-board information management system, key algorithms and sensors for its implementation.
Educational software systems
Raeckiy A., Shlyanin S., Ermakova L. - The implementation of the differentiation of access rights in the "Portfolio SibGIU" information system pp. 44-54

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.18530

Abstract: The object of the study is the information system for the formation of the student's electronic portfolio. The subject of the research is the organization of the differentiation of access rights for different groups of users: students, portfolio moderators and administrators. The rights, functions and interface of each user group of the information system are considered in detail. A mechanism is described that allows the Siberian State Industrial University Portfolio information system to define a new right for LMS Moodle, which gives the Moodle user the ability to view all categories of files in the portfolio, as well as a report on the group's activities. When creating an information system, the deduction method was used, in which, for a variety of particular features, a conclusion was made about the total population of the features studied, as well as a method for analyzing the existing 4portfolio software. The main result of the work is the implementation of differentiation of access rights in the information system “Siberian State Industrial University Portfolio”, due to which the plugin defines three roles: the user, the moderator of the portfolio and the administrator. The users are university students who can upload documents to the portfolio confirming personal achievements in various activities, and each of their actions is controlled by a moderator assigned to the group, which improves the quality of filling and avoids errors in the formation of the portfolio. To control the process of filling the portfolio in the information system "Siberian State Industrial University Portfolio" reports of various levels of detail are generated, reflecting the results of the work of both moderators and users. To realize the possibility of viewing the contents of a student portfolio by registered users of LMS Moodle, the Siberian State Industrial University Portfolio information system defines a new right in LMS Moodle.
Telecommunication systems and computer networks
Gorlushkina N.N., Ivanov S.E., Ivanova L.N. - The generalized centrality method for analyzing network cyberspace pp. 55-64

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.23117

Abstract: The subject of the research is the methods of network cyberspace analysis based on graph models. The analysis allows to find leaders of groups and communities, to find cohesive groups and visualize the results. The main methods of the graph theory used for cyberspace social networks are the methods of analyzing the centrality to determine the relative weight or importance of the vertices of the graph. There are known methods for analyzing centralities: by degree, by proximity, by mediation, by radiality, by eccentricity, by status, eigenvector, referential ranking. The disadvantage of these methods is that they are based only on one or several properties of the network participant. Based on the centrality analysis methods, a new generalized centrality method is proposed, taking into account such participant properties as the participant's popularity, the importance and speed of information dissemination in the cyberspace network. A mathematical model of a new method of generalized centrality has been developed. Comparison of the results of the presented method with the methods of the analysis of centralities is performed. As a visual example, a subgroup of cyberspace consisting of twenty participants, represented by a graph model, is analyzed. Comparative analysis showed the accuracy of the method of generalized centrality, taking into account at once a number of factors and properties of the network participant.
Quality aspects and improving the margin of reliability of software systems
Ponachugin A.V. - Software Reliability definition in the modern information system structure pp. 65-72

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.20341

Abstract: The subject of research is the use of modern approaches to determine aimed at improving the reliability of software security and quality of the information system. The object of research is a model determining the reliability of the software. The author examines in detail aspects such topics as: the use of a functional approach to the study of the reliability of the software component is the sum of the aggregate reliability to achieve each function block; Use a systematic approach to the study of the reliability of the software in the information system structure. Particular attention is paid to the comparison of existing models and methods of determining the reliability. The proposed method of estimating software reliability based on the allocation of the function blocks and to guarantee quality and reliability of the final result of software development. Key findings of the study: the use of a systematic approach makes it possible to identify the quality of the following interconnections between the constituent elements of the program, which define modern ways to improve software reliability. The paper proposed to adapt the major principles of the system improve the reliability of software proved useful effect of their introduction. The novelty of the research lies in the joint use of the functional and systemic approach in order to identify ways to increase the quality and reliability that takes into account the characteristics within the structural elements of the program and their interaction.
Databases
Gribanova-Podkina M. - Database Connection Technologies from JSP Pages and Java Web Application Servlets pp. 73-85

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.19589

Abstract: The purpose of the study is to demonstrate the diversity of solutions on the issue of connecting to a database, including a description of the developed connection controller class, as well as various ways to create connection pools on a web server and application servers. The article discusses the practical issues of using JDBC technology when building a Java web application. In the examples, the presentation and business layer of the application are developed using JSP-pages and servlets, the database operates on the MySQL platform. The described methods for creating and configuring a connection pool are shown on the example of the ApacheTomcat web server and the GlassFish application server. The question of optimizing database connections in Java applications remains open, despite the diversity of solutions. The study examines and proposes methods for constructing classes of connectors, various methods for creating pool connections, and describes the results of solving problems arising from the implementation of the described techniques. A detailed classification of ways to connect to the database is given.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Кибернетика и программирование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Кибернетика и программирование" > Содержание № 02, 2019
Выходные данные сетевого издания "Кибернетика и программирование"
Номер подписан в печать: 27-05-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Сидоркина Ирина Геннадьевна, доктор технических наук, igs592000@mail.ru
ISSN: 2644-5522
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2019
Языки программирования
Ревнивых А.В., Велижанин А.С. - Методика автоматизированного формирования структуры дизассемблированного листинга c. 1-16

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.28272

Аннотация: Предмет исследования – методика разбиения дизассемблированного кода на логические блоки в автоматическом режиме, поиск уязвимостей программного обеспечения без использования исходного кода (с использованием бинарного файла либо его эквивалента, полученного реверс-инжинирингом).Объектом исследования являются существующие анализаторы кода и особенности их функционала.Целью исследования является рассмотреть возможность разбиения дизассемблированного кода на логические блоки в автоматическом режиме и некоторые связанные с этим возможные сложности.Постановка проблемы. Сложность анализа больших программных продуктов на уровне машинного кода обуславливает необходимость автоматизации данного процесса. Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов статического и динамического анализа, сравнения, обобщения, алгоритмизации, моделировании, синтеза. Ключевые выводы. Разбиение кода на блоки путем последовательного в режиме «строчка за строчкой» анализа машинного кода в некоторых случаях может привести к неверной интерпретации. Кроме того, анализ кода согласно выводам функций так же не гарантирует правильности определения границ функций. Однако в целом матричный метод может быть применен для анализа зависимостей функций по выделенным таким образом блокам кода.Научная новизна связана с определением автором перспективных векторов исследования программного кода на уязвимости, обоснованием подхода (построение матрицы переходов из целочисленных значений), который может являться начальной стадией подготовки к автоматизированному анализу дизассемблированного кода.
Математическое моделирование и вычислительный эксперимент
Ефимов ?.?., Балилый ?.?. - Методика обучения систем управления беспилотными летательными аппаратами путем погружения их в виртуальную реальность c. 17-22

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.29236

Аннотация: Предметом исследования является реализации систем управления беспилотными летательными аппаратами. В качестве их решения предложен метод обучения и тестирования данных систем путем погружения всей системы и её отдельных компонентов в максимально приближенную к реальным условиям виртуальную реальность. Рассмотрены преимущества и сложности реализации в отношении каждого из задействованных модулей системы. Для каждой из сложностей предложены варианты решения. Выявлены наиболее удачные области применения, а также выделяется возможность применения данного метода к наземным и надводным транспортным средствам. В рамках данной работы исследованы имеющиеся системы управления летательными аппаратами и использование виртуальной реальности в рамках обучения их отдельных частей а также предложен вариант расширения применения подобных методов на всю систему управления с анализом достоинств и недостатков подобного подхода. Новизна данной статьи заключается в обучении систем управления беспилотными летательными аппаратами путем её погружения в виртуальную реальность. Полнота и гибкость подобной обучающей системы способны с одной стороны подстраиваться под любую конфигурацию оборудования, с другой обеспечить максимально качественное обучение. Наиболее важным аспектом является обеспечение возможности использования большей доли обучаемых алгоритмов, чем это возможно в других случаях. Кроме того данный подход кране полезен в рамках видеонавигации в связи с возможностью лучшей реализации компьютерного зрения. В рамках статьи показана актуальность исследования и эффективность применения данного метода в рамках систем управления летательными аппаратами и предложено его применение к другим транспортным средствам.
Литвинов В.А. - О влиянии способа аппроксимации неизвестной функции на устойчивость численных методов решения уравнения аномальной диффузии c. 23-29

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.29201

Аннотация: Предметом исследования являются численные алгоритмы решения дробных дифференциальных уравнений в частных производных. Объектом исследования является устойчивость нескольких алгоритмов численного решения аномального уравнения диффузии. Рассмотрены алгоритмы, основанные на разностном представлении дробной производной Римана-Лиувиля и производной Капуто для различных порядков точности. Приведено сравнение результатов численных расчетов с использованием анализируемых алгоритмов в для модельной задачи с точным решением уравнения аномальной диффузии для различных порядков дробной производной по пространственной координате. Результаты работы получены на основе анализа построенных разностных схем на предмет устойчивости, проведенных численных экспериментов и сравнительного анализа полученных данных. Основными выводами проведенного исследования является преимущество использования аппроксимации дробной производной Капуто по сравнению с использованием разностной схемы для дробной производной Римана-Лиувиля при численном решении аномального уравнения диффузии. В работе также указывается важность выбора способа разностной аппроксимации второй производной, входящей в производную Капуто.
Автоматизированные системы управления технологическими процессами
Хронусова Т.В., Асанов А.З., Назаренко М.А. - Бортовые информационно - управляющие системы, обеспечивающие автоматизацию движения автомобилей в колонне на примере большегрузных автомобилей c. 30-43

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.21490

Аннотация: Предметом данной статьи являются бортовые информационно управляющие системы, обеспечивающие движение большегрузных автомобилей в колонне при наличии водителя только в первой машине, а также системы круиз-контроля, включая адаптивные и интеллектуальные. Целью статьи является формирование указанной бортовой системы большегрузного автомобиля, включающей в себя как набор алгоритмов и ключевых функций, реализующих движение в колонне, так и перечень используемых категорий датчиков. Все рассмотренные функции упорядочены иерархически на трех уровнях: стратегическом, тактическом и операционном. В исследовании собрана как теоретическая, так и практическая информация, предоставленная авто-производителями, раскрывающая сущностное содержание бортовых информационных системы и круиз-контроля. Новизна проведенного исследования заключается в том, что доработана модель интеллектуального круиз-контроля, обеспечивающая движение большегрузных автомобилей в колонне при наличии водителя только в первом автомобиле. Предлагаемая модель включает в себя иерархическую архитектуру бортовой информационно-управляющей системы, ключевые алгоритмы и датчики для ее реализации.
Образовательные программные системы
Раецкий А.Д., Шлянин С.А., Ермакова Л.А. - Реализация разграничения прав доступа в информационной системе «Портфолио СибГИУ» c. 44-54

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.18530

Аннотация: Объектом исследования является информационная система для формирования электронного портфолио обучающегося, а предметом исследования - организация разграничения прав доступа для различных групп пользователей: студентов, модераторов портфолио и администраторов. Подробно рассмотрены права, функции и интерфейс каждой группы пользователей информационной системы. Описан механизм, позволяющий информационной системе «Портфолио СибГИУ» определять новое право для LMS Moodle, которое предоставляет пользователю Moodle возможность просматривать все категории файлов в портфолио, а также отчет о деятельности группы. При создании информационной системы использовался метод дедукции, при котором по множеству частных признаков делается заключение об общей совокупности исследуемых признаков, а также метод анализа существующего программного обеспечения 4portfolio. Основным результатом работы является реализация разграничения прав доступа в информационной системе «Портфолио СибГИУ», благодаря чему в плагине определено три роли: пользователь, модератор портфолио и администратор. В качестве пользователей выступают обучающиеся вуза, которые могут загрузить в портфолио документы, подтверждающие личные достижения в различных видах деятельности, при этом каждое их действие контролируется закрепленным за группой модератором, что повышает качество наполнения и позволяет избежать ошибок при формировании портфолио. Для контроля процесса заполнения портфолио в информационной системе «Портфолио СибГИУ» формируются отчеты различного уровня детализации, отражающие результаты работы как модераторов, так и пользователей. Для реализации возможности просмотра содержимого портфолио студентов зарегистрированными пользователями LMS Moodle информационная система «Портфолио СибГИУ» определяет новое право в LMS Moodle.
Телекоммуникационные системы и компьютерные сети
Горлушкина ?.?., Иванов ?.?., Иванова ?.?. - Метод обобщенной центральности для анализа сетевого киберпространства c. 55-64

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.23117

Аннотация: Предметом исследования являются методы анализа сетевого киберпространства на основе графовых моделей. Анализ позволяет обнаруживать лидеров групп и сообществ, находить сплоченные группы и наглядно визуализировать результаты. Основными методам теории графов применяемых для киберпространства социальных сетей являются методы анализа центральностей для определения относительного веса или важности вершин графа. Известны методы анализа центральностей: по степени, по близости, по посредничеству, по радиальности, по эксцентричности, по статусу, собственного вектора, ссылочного ранжирования. Недостаток этих методов в том, что они основываются только на одном или нескольких свойствах участника сети. На основе методов анализа центральностей предложен новый обобщенный метод центральностей, учитывающий такие свойства участника как популярность участника, важность и скорость распространения информации в сетевом киберпространстве. Разработана математическая модель нового метода обобщенной центральности. Выполнено сравнение результатов представленного метода с методами анализа центральностей. В качестве наглядного примера проанализирована подгруппа киберпространства, состоящая из двадцати участников, представленная графовой моделью. Сравнительный анализ показал точность метода обобщенной центральности при учете сразу ряда факторов и свойств участника сети.
Показатели качества и повышение надежности программных систем
Поначугин А.В. - Определение надёжности программного обеспечения в структуре современной информационной системы c. 65-72

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.20341

Аннотация: Предметом исследования является применение современных подходов для определения направленных на повышение надежности программного обеспечения мер безопасности и качества информационной системы. Объектом исследования являются модели определения надёжности программного обеспечения. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как: использование функционального подхода к изучению надежности программной составляющей, складывающейся из совокупного достижения надежности каждого функционального блока; использование системного подхода в части исследования надёжности программного обеспечения в структуре информационной системы. Особое внимание уделяется сопоставлению существующих моделей и способов определения надёжности. Предлагаемая методика оценки надежности программного обеспечения основывается на выделении функциональных блоков и позволяет гарантировать качество и надёжность конечного результата разработки программного обеспечения. Основные выводы проведённого исследования: использование системного подхода дает возможность выявить качества, следующие из взаимных связей между составляющими элементами программы, которые определяют современные способы повышения надежности программных продуктов. В работе предложено адаптировать главные системные принципы повышения надежности программного обеспечения, доказывается полезный эффект от их внедрения. Новизна исследования заключается в совместном использовании функционального и системного подходов с целью выявления способов роста качества и надежности, что позволяет учитывать особенности внутри структурных элементов программы и их взаимодействие.
Базы данных
Грибанова-Подкина М.Ю. - Технологии подключения к базе данных из JSP-страниц и сервлетов веб-приложений Java c. 73-85

DOI:
10.25136/2306-4196.2019.2.19589

Аннотация: Целью исследования является демонстрация многообразия решений по вопросу соединения с базой данных, включая описание разработанного класса контроллера подключения, а также различных способов создания пулов соединений на веб-сервере и серверах приложений. В статье рассматриваются практические вопросы использования технологии JDBC при построении веб-приложения Java. В приведенных примерах презентационный и бизнес-слой приложения разрабатываются с помощью JSP-страниц и сервлетов, база данных функционирует на платформе MySQL. Описываемые способы создания и настройки пула соединений приведены на примере веб-сервера ApacheTomcat и сервера приложений GlassFish. Вопрос оптимизации соединений с базой данных в приложениях Java остается открытым, несмотря на многообразие решений. В исследовании рассматриваются и предлагаются методы построения классов-коннекторов, различные способы создания пулов соединений, а также описываются результаты решения проблем, возникающих при реализации описанных методик. Приведена развернутая классификация способов соединения с базой данных.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"