Cybernetics and programming
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Council of Editors > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Cybernetics and programming" > Contents of Issue № 03/2017
Contents of Issue № 03/2017
Educational software systems
Sulina O.V., Slominskaya E.N. - Organization and performance concept for the final project in engineering and graphic disciplines in technical higher education schools. pp. 1-9

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.3.23326

Abstract: The article is devoted to the topical issues regarding scientific and methodological elements in the education process organization in the sphere of engineering and graphic disciplines in the technical higher education schools. The article uses an example of a final project for the product design in the Creo Parametric MCAD-system. This program is a part of the multifunctional product construction system CAD/CAM/CAE within the PTC Creo system. It has direct access into the vital cycle support system Windchill PDMLink. Within the framework of their final project the student study the purpose, construction, working principles, key parameters and elements of a product, based upon the original detail layout the students study 3D models of original details, form the assembling model, spaced view,  animated process of assembly or dismantling of the product. They provide presentation view for the model using the option of photo-realistic rendering, provide associative assembly drawing and product specification, then they present their projects in the final practical class.  The authors have formed an electronic bank of individual assignments based upon the analysis of the general and specific cross-disciplines, which are differentiated for various specializations. The authors have developed and tested the method for active and task-oriented studies in order to hold classes in project construction and technological activities involving multifunctional MCAD-systems in the early years of their education, as well as to from professional thinking models among the students. The article illustrates the possibilities for more active and intensive education process taking into account the development tendencies, as well as involvement of information technologies and automatic design systems in the industry and education alike. It also allows to improve the quality of homework and lab assignments within the context of interdisciplinary studies competence guarantees in accordance with the Federal State Education Standards for Higher Education for the students.
Automation of manufacturing and production planning
Fedosovskii M.E. - Development of methodological provisions for the automated designing based upon the mathematical category theory methods. pp. 10-22

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.3.23087

Abstract: This article is devoted to the the methods used in the theory of Сomputer-Assisted Design. Development of a theoretical framework of technologies of the automated designing is an important scientific problem. One of directions employed to solve this problem is its reduction to a single universal formalism used for describing a variety of technologies, which will be appropriate for the design of complex heterogeneous systems for integration and coordination of these technologies. The solution to this problem depends on the choice of the mathematical apparatus. In this article the author proposes creation of the computer-aided design methods using mathematical category theory. The author then discusses methods for the formation of a mathematical apparatus for CAD based on the mathematical category theory in order to establish mathematical models and the correlations between them at different levels of abstraction. It is shown that the formulation of regularities in the mapping from conceptual view the conceptual view of the subject objectives the basic reasons are: a consistent mathematical apparatus of formation models;  an uniform structure of the regularities of formation models; existence of the laws of cyclicality. Pattern display models of conceptual representation in the model conceptual representation of the subject is the identity in the application of functional abstractions for dynamic and static components during the process of formation (establishment) of the relations between them and the identity of the models on the same level of abstraction with the same view.
Grishentsev A.Yu., Korobeinikov A.G., Dukel'skii K.V. - Use of the method of numerical estimation for the technical interoperability. pp. 23-38

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.3.23540

Abstract: The object of study involves the method for assessing the quality of technical interoperability means in the open information systems in accordance with the model of interoperability under the GOST R 55062-2012. The author proposes a method for calculating the estimated characteristics of technical interoperability based upon the evaluation of detection and transformation of data formats by nodes of an open information system. As an example the article includes  practical assessments of technical interoperability based upon  the criteria for detecting and converting formats, and some software packages for processing graphic images. It is noted in the article that if there is need to observe the evolution of the interoperability of the information system, it is then necessary to preserve the methodological basis for the formation of the initial parameters. The proposed estimation method is based upon the laws of information theory and it is determined by a formal model allowing to calculate the particular and general information entropy characterizing the technical interoperability as the ability of the information system under investigation to detect data in various formats and the ability of the information system under investigation to produce correct data transformations in various formats. The main result of the research is the developed method of estimating technical interoperability that allows to make a numerical estimation of the properties of technical interoperability allowing for the format detection and transformation. The practical result of the study is that it enables the numerical evaluation of interoperability, allowing one to monitor the dynamics of interoperability of various systems under conditions of interaction with a continuously changing inter-system information space.
Knowledge bases, intelligent systems, expert systems, decision support systems
Dimitrichenko D.P. - Algorithm construction and software implementation of intelligent data processing using variable-valued logic functions. pp. 39-50

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.3.18438

Abstract: The object of study in this article involves logical algorithms for recognition and diagnostics, which are designed for functioning in weakly formalized areas of knowledge. Directional search trees and logical neural networks can be classified as such algorithms. The proposed implementation of a logical algorithm for searching for objects within a given domain, which are correspondent to a set of properties, is based upon the application of logical functions, which are formed with  variable-valued predicates. The representation of the training sample in the form of variable-valued logic function allows not only to eliminate redundancy in the description of objects, but also to construct all possible classes of objects by all attributes, and also, using the constructed functions, to reveal hidden regularities in the subject domain.The basis for constructing variable-valued logical functions is a set of production rules, each of which contains both a set of properties and an object defined by them. Integration and optimization of rules are performed using logical operations. The scientific novelty of this study is due to the following.  The author proposes knowledge extraction from the initial databases containing information on the properties of the analyzed objects using variable-valued predicates. Then a method is proposed for obtaining all possible classes of structures of telecommunication networks, which makes it possible to reveal additional properties and to make an intelligent choice of the desired topology.
Rodzin S.I., Kureichik V.V. - Theoretical issues and modern problems concerning development of cognitive bioinspiral optimization algorithms (a survey). pp. 51-79

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.3.18659

Abstract: An overview concerns topical issues and the current situation regarding cognitive bioinspiral optimization algorithms research. Optimization problems form the majority among the many problems, which are faced by the researchers in the theoretical sphere as well as in the sphere of practical application. For some such problems the solution requires a full search for options. However, the dimensions of these problems are such that the implementation of the search for options is almost impossible  due to  the extremely high time costs. An alternative approach to solving these problems involves the application of methods based on the methodology of cognitive bioinspiral algorithms. When the computer systems became sufficiently fast and inexpensive, the bioengineered algorithms formed an important tool for finding solutions close to optimal solutions for the problems,which were previously been considered insoluble. The methodological and theoretical basis of the survey was found in the provisions of the theory of artificial intelligence and bioinspired computing, decision theory and optimization methods. The review includes a list of world scientific schools and scientists who have made a significant contribution to the development of cognitive bioinspiral algorithms, and also a brief description of the classification, terminology and libraries of bioengineered algorithms. A classical result is presented in the theory of cognitive bioinspiral algorithms - the CPT theorem and the NFL-theorem. The authors provide analysis of regularities, basic elements and structure of cognitive bioinspired calculations, they analyze the issues concerning  representation (coding) of solutions, basic cycle of bioinspired algorithms, extension of cognitive capabilities of operators of bioinspiral algorithms, and drift analysis as a promicing direction in  the sphere of  time of cognitive bioinspiral algorithms analysis.
Data encryption and data protection
Komarova A.V., Korobeinikov A.G., Menshchikov A.A., Klyaus T.K., Negol's A.V., Sergeeva A.A. - Theoretical possibilities for combining various mathematical primitives within an electronic digital signature scheme. pp. 80-92

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.3.23364

Abstract: The study is devoted to the algorithms and protocols of  an electronic digital signature, providing for the key information properties: its integrity, authenticity and accessibility. This article highlights the problems of modern cryptography and a possible way to solve them via creation of an electronic digital signature  that can withstand a quantum computer. The article concerns various mathematical primitives, which can increase the stability of existing cryptosystems when used together. This area of research is a new and promising one for the development of domestic cryptography. The theoretical methods of research used in this article include the theory of computational complexity, the theory of rings, fields and lattices, algorithmic aspects of lattice theory and their application in cryptography, in particular, the complexity of solving systems of linear Diophantine equations, the complexity of finding the shortest nonzero lattice vector And the vector of the lattice closest to the given vector, known approximate algorithms for these problems. We refer to experimental methods of research, such as carrying out statistical calculations and data analysis in the Mathlab mathematical environment, constructing elliptic curves in the mathematical environment of Mathcad, creating software implementations of the algorithm for generating a signature in Python, using precompiled modules from the NumPy library. It is planned to achieve the following results in the future: 1. The development of a methodology for constructing electronic digital signature schemes based on two independent computationally difficult problems; 2. The development of a polynomially complex electronic digital signature scheme based on fundamentally different mathematical primitives; 3. The estimation of the size of safe parameters of the developed EDS protocols; 4. The theoretical model of the growth of calculation time from the length of an electronic digital signature key.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Кибернетика и программирование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Кибернетика и программирование" > Содержание № 03, 2017
Выходные данные сетевого издания "Кибернетика и программирование"
Номер подписан в печать: 26-07-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Сидоркина Ирина Геннадьевна, доктор технических наук
ISSN: 2306-4196
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2017
Образовательные программные системы
Сулина О.В., Сломинская Е.Н. - Концепция организации и выполнения итоговой проектной работы по инженерно-графическим дисциплинам в технических ВУЗах c. 1-9

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.3.23326

Аннотация: Статья посвящена вопросу научной и учебно-методической организации образовательного процесса по инженерно-графическим дисциплинам в технических ВУЗах на примере выполнения итоговой работы по созданию проекта изделия в MCAD-системе Creo Parametric. Эта программа является частью многофункционального комплекса конструирования изделий CAD/CAM/CAE-системы PTC Creo, имеет прямой доступ в систему поддержки жизненного цикла изделия Windchill PDMLink. В рамках итоговой работы студенты изучают назначение, устройство, принцип работы, основные параметры и состав изделия, по чертежам оригинальных деталей обучающиеся создают трехмерные модели оригинальных деталей, создают модель сборки изделия, разнесенный вид и анимацию процесса сборки-разборки изделия, презентационный вид модели сборки с помощью опции фотореалистичного рендеринга, ассоциативный сборочный чертеж и спецификацию изделия, защищают проект на итоговом практическом занятии. Авторами был создан электронный банк индивидуальных заданий на основе проведенного анализа содержания смежных общепрофессиональных и специальных дисциплин, дифференцированных для различных направлений подготовки и специальностей. Разработана и опробована методика активного и проблемно-ориентированного обучения для проведения учебных занятий по изучению основ проектно-конструкторской и технологической деятельности с помощью современных многофункциональных MCAD-систем на младших курсах и формирования профессионально-ориентированного мышления у обучающихся. В работе проиллюстрирована реализация возможности активизации и интенсификации процесса обучения с учетом тенденции развития и внедрения информационных технологий и систем автоматизированного проектирования в производстве и образовании, а также совершенствование содержания домашних заданий и лабораторных работ в контексте обеспечения междисциплинарной направленности обучения в соответствии с предъявляемыми действующими Федеральными государственными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) компетенциями к обучающимся.
Автоматизация проектирования и технологической подготовки производства
Федосовский М.Е. - Разработка и развитие методологических положений автоматизированного проектирования на базе методов математической теории категорий c. 10-22

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.3.23087

Аннотация: Предметом исследований в данной работе являются методы, применяемые в теории автоматизированного проектирования. Разработка теоретической базы технологий автоматизированного проектирования представляет из себя важную научную проблему. Одно из направлений решения данной проблемы -это сведение к единому универсальному формализму для описания разнообразных технологий, который будет удобен при проектировании сложных гетерогенных систем для их интеграции и координации этих технологий. Решение данной проблемы напрямую зависит от выбора математического аппарата. В данной работе предлагается создавать методы автоматизированного проектирования, используя математическую теорию категорий. В работе рассматривается методы создания математического аппарата для автоматизированного проектирования, базирующиеся на математической теории категорий, позволяющие определить математические модели и связи между ними на разных уровнях абстракции. В работе показано, что при формулировке закономерностей отображения из общего концептуального представления в концептуальное представление предметных задач базовыми основаниями служат:– единообразный математический аппарат формирования моделей;– единообразная структура закономерностей формирования моделей;– существование законов цикличности. Закономерность отображения моделей общего концептуального представления в модели концептуального представления предметных задач представляет идентичность в применении абстракций для функциональных динамических и статических составляющих в ходе процесса формирования (установления) связей между ними и в идентичности применения моделей на одном и том же уровне абстрагирования с одним и тем же видом представления.
Гришенцев А.Ю., Коробейников А.Г., Дукельский К.В. - Метод численной оценки технической интероперабельности c. 23-38

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.3.23540

Аннотация: Предмет исследований является метод оценки качества средств технической интероперабельности открытых информационных систем в соответствии с моделью интероперабельности по ГОСТ Р 55062–2012. В работе предложен метод расчёта оценочных характеристик технической интероперабельности на основе оценки детектирования и преобразования форматов данных узлами открытой информационной системы. В качестве иллюстрации в работе выполнены практические оценки технической интероперабельности, по критериям детектирования и преобразования форматов, некоторых программных пакетов обработки графических изображений. В работе отмечено, что при необходимости наблюдений за эволюцией интероперабельности информационной системы, необходимо сохранение методической основы формирования исходных параметров. Предложенный метод оценки базируется на законах теории информации и определяется формальной моделью позволяющей вычислить частную и общую информационную энтропию, характеризующую техническую интероперабельность как способность исследуемой информационной системы детектировать данные в различных форматах и способность исследуемой информационной системы производить корректные преобразования данных в различных форматах. Основным результатом исследований является разработанный метод оценки технической интероперабельности позволяющий производить численную оценку свойств технической интероперабельности с точки зрения детектирования и преобразования форматов. Практическим результатом работы является получение возможности численной оценки интероперабельности, наблюдение за динамикой интероперабельности различных систем в условиях взаимодействия с непрерывно изменяющимся межсистемным информационным пространством.
Базы знаний, интеллектуальные системы, экспертные системы, системы поддержки принятия решений
Димитриченко Д.П. - Построение алгоритма и программная реализация интеллектуальной обработки данных при помощи переменнозначных логических функций c. 39-50

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.3.18438

Аннотация: В настоящей работе предметом исследования являются логические алгоритмы распознавания и диагностики, предназначенные для функционирования в слабоформализуемых областях знаний. К подобным алгоритмам можно отнести деревья направленного поиска и логические нейронные сети. Предлагаемая реализация логического алгоритма поиска объектов в рамках заданной предметной области, наиболее полно отвечающих некоторому множеству свойств, основана на применении логических функций, построенных при помощи переменнозначных предикатов. Представление обучающей выборки в виде переменнозначной логической функции позволяет не только устранить избыточность в описании объектов, но и построить все возможные классы объектов по всем признакам, а также, при помощи построенных функций выявить скрытые закономерности в рассматриваемой предметной области. Основой для построения переменнозначных логических функций является совокупность продукционных правил, каждое из которых содержит как набор свойств, так и определяемый ими объект. Объединение и оптимизация правил производится при помощи логических операций. Научная новизна настоящей работы заключается в следующем: предложен подход извлечения знаний из начальных баз данных, содержащих информацию о свойствах анализируемых объектов при помощи переменнозначных предикатов; предложен метод получения всевозможных классов структур телекоммуникационных сетей, позволяющий выявить дополнительные свойства и осуществить интеллектуальный выбор искомой топологии.
Родзин С.И., Курейчик В.В. - Теоретические вопросы и современные проблемы развития когнитивных биоинспирированных алгоритмов оптимизации (обзор) c. 51-79

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.3.18659

Аннотация: Предметом обзора являются проблемные вопросы и современное состояние исследований в области когнитивных биоинспирированных алгоритмов оптимизации. Среди множества проблем, которые возникают перед исследователями, как в области теории, так и в многочисленных практических приложениях значительную долю составляют оптимизационные проблемы. Для некоторых из них решение невозможно найти без полного перебора вариантов. Однако размерности этих задач таковы, что реализация перебора вариантов практически невозможна из-за чрезвычайно больших временных затрат. Альтернативным походом к решению этих задач является применение методов, базирующихся на методологии когнитивных биоинспирированных алгоритмов. После того как компьютерные системы стали достаточно быстродействующими и недорогими, биоинспирированные алгоритмы превратились в важный инструмент поиска близких к оптимальным решений задач, которые до этого считались неразрешимыми. Методологической и теоретической основой обзорного исследования являлись положения теории искусственного интеллекта и биоинспирированных вычислений, теории принятия решений и методов оптимизации. Обзор содержит перечень мировых научных школ и ученых, внесших значительный вклад в разработку когнитивных биоинспирированных алгоритмов, а также краткое описание классификации, терминологии и библиотек биоинспирированных алгоритмов. Представлен классический результат в теории когнитивных биоинспирированных алгоритмов – теорема Холланда и NFL-теорема. Анализируются закономерности, основные элементы и структура когнитивных биоинспирированных вычислений, вопросы представления (кодирования) решений, базовый цикл биоинспирированных алгоритмов, расширение когнитивных возможностей операторов биоинспирированных алгоритмов, а также перспективное направление в анализе времени работы когнитивных биоинспирированных алгоритмов - анализ дрейфа.
Кодирование и защита информации
Комарова А.В., Коробейников А.Г., Менщиков А.А., Кляус Т.К., Негольс А.В., Сергеева А.А. - Теоретические возможности комбинирования различных математических примитивов в схеме электронной цифровой подписи c. 80-92

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.3.23364

Аннотация: Предметом исследования являются алгоритмы и протоколы электронной цифровой подписи, которая обеспечивает важнейшие свойства информации: её целостность, аутентичность и доступность. В данной статье освещены проблемы современной криптографии и возможный способ ее решения - создание электронной цифровой подписи, способной устоять перед квантовым компьютером. В статье рассмотрены различные математические примитивы, которые в совокупности могут повысить стойкость уже существующих криптосистем. Данная область исследований является новой и перспективной для развития отечественной криптографии. К теоретическим методам исследования, используемым в данной статье, можно отнести: теорию вычислительной сложности, теорию колец, полей и решеток, алгоритмические аспекты теории решеток и их применение в криптографии, в частности, сложность решения систем линейных диофантовых уравнений, сложность нахождения кратчайшего ненулевого вектора решетки и вектора решетки, ближайшего к заданному вектору, известные приближенные алгоритмы для этих задач. К экспериментальным методам исследования отнесем: проведение статистических расчетов и анализа данных в математической среде Mathlab, построение эллиптических кривых в математической среде Mathcad, создание программных реализаций алгоритма формирования подписи на языке Python, использованием предкомпилированных модулей из библиотеки NumPy. В перспективе планируется получить следующие результаты: 1. Разработка методики построения схем электронной цифровой подписи, основанных на двух независимых вычислительно трудных задачах; 2. Разработка полиномиально сложной схемы электронной цифровой подписи, основанной на принципиально различных математических примитивах; 3. Оценка размера безопасных параметров разработанных протоколов ЭЦП; 4. Теоретическая модель роста времени вычислений от длины ключа электронной цифровой подписи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"