по
Cybernetics and programming
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of Editors > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Cybernetics and programming" > Contents of Issue № 03/2016
Contents of Issue № 03/2016
Knowledge bases, intelligent systems, expert systems, decision support systems
Mustafaev A.G. - Neural Network Model for Diabetes Patients Blood Glucose Prediction pp. 1-5

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.3.18010

Abstract: Diabetus melitus is a metabolic disorder caused by an absolute deficiency of insulin secretion and characterized by the inability of the body to maintain an adequate blood glucose level. Optimal doses and types of artificial insulin depend on many factors. In this paper the author proposes a neural network model of blood glucose prediction allowing to predict impending critical condition of patients suffering from diabetes. Implementation of the prediction system combined with an insulin pump creates a range of opportunitities for constructing a system of automatic blood glucose level control. The simulation was performed by using The Neural Network Toolbox of the Matlab 2015b environment due to a wide range of opportunities offered by the system, convenience of developing compex applications, advanced imaging study results. The results of the training process and verification of the proposed prediction model performance show that artificial neural networks of direct distribution can help to sustain a satisfactory blood glucose level at all stages of prediction. The average quadratic prediction error did not exceed 3 in the process of the research.  
Telecommunication systems and computer networks
Teimurov M.T. - Increasing Efficiency of the Coding Methods Used for Fiber-Optic Communication Lines pp. 6-16

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.3.19455

Abstract: The article is devoted to topical issues of coding in fiber-optic communication lines in the presence of the pattern effect, i.e. the effect of the dependence of the error rate in the process of information transfer on the kind of information. The object of the researh is the information coding methods. In his research Teymurov provides a general review of the coding methods used for fiber-optic communication lines with the pattern effect. Teymurov also analyzes disadvantages of the adaptive block coding method offered by A. S. Skidin and offers ways to eliminate them. The author examines the process of implementation of information coding methods based on the example of fiber-optic communcation lines. The author has also conducted the simulation of adaptive block coding and offered improvements for the multichannel high performance line with the signal modulation amplitude-difference method. The results have been analyzed and conclusions about applicability of the aforesaid codes. The author has developed new coding methods based on the adaptive block coding method offered by A. S. Skidin for communication lines with the pattern effect. The author has conducted a comparative analysis of these methods, the results of the analysis demonstrate that new methods eliminate more errors meanwhile the redundance and coding and decoding methods remain the same. The research aimed at the implementation of coding methods allow to use these methods not only for the aforesaid fiber-optic communication lines but also for any other lines with the pattern effect which proves the wide scope of the implementation of these methods. 
Mathematical models and computer simulation experiment
Dyakonova T., Khoperskov A., Khrapov S. - Numerical Simulation of the Dynamics of Floods in the Event of Emergency Situations Using Parallel Computing Technology pp. 17-34

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.3.18235

Abstract: The subject of the study is the hydrological conditions in the territory of the Volga-Akhtuba floodplain taking into account high volumes of water pass through the dam of the Volzhsk hydroelectric power station. The hydrological regime determines both the environmental position of the unique landscape of about 20 thousand square kilometers and the possibility of the rational usage of the territory for the purposes of fish farming, agricultural and recreational functions. Mathematical modeling allows to solve a large number of problems of the floodplain hydrology and to maintain an optimal level of the territory control. The research is focused on the study of emergency situation consequences that occurred because of the high water level in the Volgograd reservoir or in case of accidents that happened at the hydroelectric power station dam. The models offered by the author can be used to provide the optimal schemes of people evacuation from the danger zone between the rivers depending on the external conditions. Particular attention is paid to the development of the effective software for hydrodynamic computational experiments. The study is based on the numerical simulations of the surface water dynamics by using the Eulerian-Lagrangian scheme of Saint-Venant equations integration and parallel CUDA-technology for GPUs calculations. The author has created the model of sowtware which allows to calculate hydrological conditions in the territory of the Volgo-Akhtuba floodplain in case of the very hight water flow through the Volga hydroelectric power station. Application of the CUBA technology-based parallelized code for GPUs can reduce the duration of simulations down by several hours using Tesla K40 processors. Another striking feature of the author's model is the precise digital terrain based on remote sensing data. It was found that the area between the Volga river and the Akhtuba river right bank as well as the urbanized territory including Volgograd, Volzhsky, Southern Industrial Areas, Svetlyi Jar will not be much affected even in case of the catastrophic flooding. .
Agafonnikova E., Khoperskov A., Khrapov S. - The Problem of Forecasting and Managing Hydrological Conditions in the Mountainous Area During Flash Floods Based on Hydrodynamical Numerical Experiments pp. 35-53

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.3.18855

Abstract: The object of the research is the mathematical modeling and its numerical implementation meant for the description of non-stationary floods. The following is discussed concisely: the structure, the interface and the computing abilities of the software complex EcoGIS-Simulation that is based on geo-information and super-computing technologies for modeling the hydrological mode of floods. The digital model of the terrain is considered to be the most important factor that determines the quality of modeling results. The main focus of the study is the hydrological situation and emergency situation that occurred in 2012 in the area of Krymsk and caused numerous deaths of people. The digital terrain model has been build for the Krymsk area in the Krasnodar region enabling to model the hydrological mode under strong flood conditions adequately using the software package «EcoGIS-Simulation-2.0». The above mentioned software enables to take into consideration all the main physical factors determining flooding dynamics, and uses numerical algorithms especially adapted for the solution of St. Venan equations. The implemented two-unit client-server architecture allows a user to launch several calculations from his client machine on the remote computing clusters. Through the implemented numerical experiments the authors have succeeded in reproducing the dynamics of a flood wave that may cause an emergency situation like that in 2012. A number of features of hydrological conditions that are connected with the landscape and allocation of precipitation have been detected during the flash flood in 2012.
Pesterev E.V., Klyushin Y.G. - Decision-Making Simulation Based on Multidimensional Data Analysis pp. 54-65

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.3.18956

Abstract: Methods of multidimensional data processing in the decision making processes are an essential part of the business-processes analysis. In this research the authors intend to analyze multidimensional operations when numerous alternatives are presented. Thus, the subject of the research is the decision making process based on the analysis of multidimensional data received from the system functioning statistics. The authors suggest to analyze the subject of the research that is proposed in terms of statistical data processing from the point of view of the general approach, in particular, within the framework of the image discrimination theory and chemometrics. The authors of the article offer particular methods for generating and processing statistical data. These methods involve developing a multidimensional data structure followed by processing its production function (certainty function). The authors suggest to analyze oiriginal features constituting selected data from the point of view of the dominating motivation principle that is mathematically demonstrated as the mutual influence between these features as well as on the decision to be made. To verify the methods, the authors have performed a number of numerical experiments aimed at both comparing developed algorithms reflecing the authors' approach with Bayesian approach and comparing different production functions. A number of experiments intend to find out the arithmetical mean of several generated random numbers. As a result, the authors have proved the dependence of the number of correct responses on constitutive parameters (the number of objects, the number of features, the volume of the selected data, the number of possible values for each feature). The results of the research demonstrate the better practice of classifying objects based on the authors' methods compared to the classification based on the probability approach. The results can be used to solve a wide range of tasks that are not directly related to the decision making process but deal with multidimensional data analysis. 
Mukhametzyanov I.Z. - Identification of the Structure in Computer Simulations of Clusters in Oil Disperse Systems pp. 66-75

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.3.19244

Abstract: The subject of the research is the identification of the cluster system in general during computer simulation of the cluster-cluster agregation process. The object of the research is the computer simulation model of formation/destruction of macromolecular clusters heavy oil and reisual oil products. The researcher examines such aspects of the topic as developing significant indicators for identifying the cluster system for the cluster-cluster agregation simulation model. The author analyzes two kinds of indicators, average statistical dispersion that characterizes homogeneity of clusters, and entropy of the cluster system that characterizes the order of the cluster system. The research method is based on the numerical experiment involving various managing parameters of the model and following statistical analysis of indicators under review. Evaluation of the quality of the cluster system identification integral indicators is performed based on the minimum criterion of the variation ratio and verification of statistical hypotheses about a significant difference between indicators when changing managing parameters of the model. Based on the results of the numerical experiment a so called 'divergence ratio' has been defined as the best metrics for the statistical dispersion indicator depending on the minimum criterion. The statistical dispersion indicator and the indicator of the cluster system entropy allow to perform a qualitative analysis of the macroscopic structure of oil systems by the means of simulating the growth of clusters when chaging physical and chemical properties of the gas system as well as technological parameters of the industrial process. For numerical experiments simulating the process of the thermal cracking and following thermocondensation of high-boiling fractions of petroleum hydrocarbons the author has defined technological parameters that trigger the growth of minor clusters with dense structures and, on the contrary, major clusters with less dense structures. The patterns described by the author are important for further usage of cracking residuals as the raw material for manufacturing petroleum coke with the set structure in the carbonic industry. 
Methods, languages and forms of human-computer interaction
Syrkin L.D., Usov V.M., Kryuchkov B.I., Vorona A.A. - Ergonomic Aspects of the Synthesis of External Environment Display Systems for an Operator in Case of Remote Control of Autonomous Mobile Robots pp. 76-92

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.3.18804

Abstract: The authors of the research focuse on the aspects of human-computer interaction between an operator and a group of autonomous mobile robots, in particular, optimized ergonomic ways of displaying information to a human operator in the decision-making process in the remote control mode. The authors study ergonomic aspects of imaging modes used to facilitate perception and transcoding to navigation for a quick inclusiong of an operator into the management in the supervisory mode in case there is interference with autonomous mobile robots determined in the course of the visual control. The authors analyze basic approaches to arranging activity means relying on theoretical views regarding regulation of the activities of the system operator taking into account occupations with similar activities. The research methodology combines ergonomics methods, systems analysis, engineering psychology, labour psychology, and design of human-machine interfaces. The main result of the research is the ergonomic description of activity means used by operators in the course of case monitoring over mobile robots in a given control zone taking into account available developments for similar professions as well as description of the priority areas for developing HMI operator communication systems with an autonomous mobile robot or a group of autonomous mobile robots. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Кибернетика и программирование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Кибернетика и программирование" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Кибернетика и программирование"
Номер подписан в печать: 25-06-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Сидоркина Ирина Геннадьевна, доктор технических наук
ISSN: 2306-4196
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
Базы знаний, интеллектуальные системы, экспертные системы, системы поддержки принятия решений
Мустафаев А.Г. - Нейросетевая модель прогнозирования уровня глюкозы в крови у больных сахарным диабетом c. 1-5

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.3.18010

Аннотация: Сахарный диабет - это метаболическое заболевание, вызванное абсолютным дефицитом секреции инсулина и характеризующееся неспособностью организма поддерживать уровень глюкозы в крови. Оптимальные типы и дозы искусственного инсулина зависят от многих факторов. В данной работе предлагается модель нейросетевого прогнозирования уровня глюкозы в крови, позволяющая заблаговременно предупреждать о приближающемся критическом состоянии больного диабетом. Использование прогнозирующей системы, совместно с инсулиновой помпой, открывает возможности построения системы автоматического управления уровнем глюкозы в крови пациента. Моделирование проводилось посредством инструментария Neural Network Toolbox из среды Matlab 2015b, ввиду широких возможностей данной системы, удобства разработки сложных приложений, развитых средств визуализации результатов исследования. Результаты обучения и проверки работоспособности предлагаемой модели прогнозирования показывают, что искусственные нейронные сети прямого распространения могут обеспечить удовлетворительное качество прогноза уровня глюкозы в крови на всех рассмотренном интервале прогнозирования. Средняя квадратичная погрешность прогноза в условиях исследовании не превышала 0,3.
Телекоммуникационные системы и компьютерные сети
Теймуров М.Т. - Повышение эффективности методов кодирования для волоконно‑оптических линий связи. c. 6-16

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.3.19455

Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам кодирования в линиях связи в присутствии паттерн‑эффекта – эффекта зависимости частоты ошибок при передаче информации от вида самой информации. Объектом исследования являются методы кодирования информации. В статье приведен общий обзор методов кодирования для линий связи с паттерн-эффектом. Исследуются недостатки метода адаптивного блочного кодирования предложенного Скидиным А. С. и предлагаются способы их устранения. Автор рассматривает применение методов кодирования информации на примере волоконно-оптической линии связи. Проведена симуляция адаптивного блочного кодирования и предложенных улучшений для многоканальной высокоскоростной линии связи с амплитудным методом модуляции сигнала. Был произведен анализ полученных результатов и сделаны выводы о применимости данных кодов. Были разработаны новые методы кодирования на основе адаптивного блочного кодирования предложенного Скидиным А. С. для канала связи с паттерн-эффектом. Для этих методов было проведено сравнительное исследование, показавшее, что новые методы при той же избыточности и том же способе кодирования и декодирования устраняют большее количество ошибок. Проведённая работа по реализации методов кодирования позволяет использовать их не только в предложенной ВОЛС, но и в любой другой, где наблюдается явление паттерн-эффекта, что говорит о широкой применимости данной работы.
Математическое моделирование и вычислительный эксперимент
Дьяконова Т.А., Хоперсков А.В., Храпов С.С. - Компьютерное моделирование динамики затопления территорий в случае чрезвычайных ситуаций с использованием технологий параллельных вычислений c. 17-34

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.3.18235

Аннотация: Предметом исследования является гидрологический режим на территории Волго-Ахтубинской поймы в условиях высоких значениях попуска воды через плотину Волжской гидроэлектростанции. Гидрологический режим определяет экологическое состояние уникального ландшафта на площади около 20 тысяч квадратных километров и возможность рационального использования данной территории, связанные с рыбоводством, сельским хозяйством и рекреационными функциями. Математическое моделирование позволяет решать большой круг задач гидрологии поймы и оптимальным управлением территории. Основное внимание в работе уделяется изучению последствий чрезвычайных ситуаций из-за высокой воды в Волгоградском водохранилище или в случае аварийных ситуаций с плотиной ГЭС. Построенные модели могут быть использованы для построения оптимальных схем эвакуации населения из опасной зоны междуречья в зависимости от внешних условий. Особое внимание уделяется созданию эффективного программного обеспечения для проведения гидродинамических вычислительных экспериментов. Исследование основано на методах численного моделирования динамики поверхностных вод с использованием Лагранжево-Эйлеровой численной схемы интегрирования уравнений Сен-Венана и технологии распараллеливания CUDA для графических процессоров. Построена математическая модель и ее программная реализация, позволяющая проводить вычислительные эксперименты для исследования гидрологического режима на территории Волго-Ахтубинской поймы в условиях очень высокого потока воды через створ Волжской ГЭС. Использование распараллеленного кода для графических процессоров на основе технологии CUDA позволяет сократить длительность вычислительного эксперимента до нескольких часов при использовании процессоров типа Tesla K40. Отличительной особенностью модели является использование высокоточного цифрового рельефа местности, основанного на данных дистанционного зондирования Земли. Сделан вывод, что даже при катастрофическом затоплении междуречья Волги и Ахтубы правобережье, а также урбанизированная территория, включающая Волгоград, Волжский, Южная промзона, Светлый Яр, практически не пострадают.
Агафонникова Е.О., Хоперсков А.В., Храпов С.С. - Проблема прогноза и управления гидрологическим режимом на горной территории в период ливневого паводка на основе гидродинамических численных экспериментов c. 35-53

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.3.18855

Аннотация: Объектом исследования являются математические модели и их численные реализации, предназначенные для описания нестационарных паводковых явлений. Кратко обсуждаются структура, интерфейс и вычислительные возможности программного комплекса «EcoGIS-Simulation-2.0», основанного на геоинформационных и суперкомпьютерных технологиях, для моделирования гидрологического режима паводковых явлений. Важнейшим фактором, определяющим качество результатов моделирования, представляется цифровая модель рельефа местности. Основное внимание в работе уделено исследованию гидрологической обстановки и возникшей чрезвычайной ситуации в 2012 года в районе г. Крымска, приведшего к массовой гибели людей. Построена цифровая модель рельефа для территории Крымского района Краснодарского края, позволяющая адекватно моделировать гидрологический режим в условиях сильного паводка с использованием программного пакета «EcoGIS-Simulation-2.0». Программный комплекс позволяет учитывать все основные физические факторы, определяющие динамику затопления территории, использует численные алгоритмы, специально адаптированные для решения уравнений Сен-Венана. Реализованная двухзвенная клиент-серверная архитектура позволяет пользователю запускать несколько расчетов со своей клиентской машины на удаленных вычислительных кластерах. На основе проведенных численных экспериментах удалось воспроизвести динамику паводковой волны, способной привести к чрезвычайной ситуации 2012 года. Выявлен ряд особенностей гидрологического режима в период ливневого паводка 2012 г, связанных с ландшафтом и распределением осадков.
Пестерев Е.В., Клюшин Я.Г. - Моделирование принятия решения на основе анализа многомерных данных c. 54-65

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.3.18956

Аннотация: Использование методов обработки многомерных данных при принятии решения является неотъемлемой частью систем анализа бизнес-процессов. В предлагаемой работе авторами была поставлена задача анализа многофакторных задач исследования операций при заданном множестве альтернатив. Как следствие, в качестве предмета исследования выбран процесс принятия решения, основанный на анализе многомерных данных, полученных из статистики функционирования рассматриваемых систем. Сформулированную в терминах обработки статистических данных поставленную задачу предлагается исследовать с точки зрения более общего подхода, а именно в терминах теории распознавания образов и хемометрики. В статье предложены методы формирования и обработки статистических данных, которые заключается в формировании многомерной структуры данных с последующей ее обработкой производственной функцией (функцией уверенности). Исходные признаки, образующие обучающуюся выборку, предлагается анализировать с точки зрения принципа доминирующих мотиваций, математически сформулированного в работе как их взаимное влияние как друг на друга, так и на принимаемое решение. Для апробации методов проведена серия численных экспериментов, целью которой было сравнение как составленных алгоритмов, отражающих предложенный подход, с байесовским подходом, так и различных производственных функций между собой. Серия экспериментов заключается в распознавании среднего арифметического нескольких сгенерированных случайных чисел. В результате получены зависимости количества правильных ответов от определяющих параметров (количество объектов, количество признаков, величина обучающей выборки, количество возможных значений каждого признака). Полученные результаты демонстрируют лучшее качество классификации объектов с помощью предложенных методов над классификацией, произведенной с использованием вероятностного подхода. Полученные результаты могут быть использованы в широком спектре задач, не связанных непосредственно с принятием решения, предусматривающих свою постановку в терминах анализа многомерных данных.
Мухаметзянов И.З. - Идентификация структуры при компьютерном имитационном моделировании кластеров в нефтяных дисперсных системах c. 66-75

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.3.19244

Аннотация: Предметом исследования является идентификация кластерной системы в целом при компьютерном имитационном моделировании процесса кластер-кластерной агрегации. Объектом исследования является компьютерная имитационная модель образования-разрушения макромолекулярных кластеров для тяжелой нефти и остаточных продуктов переработки нефти. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как, построение значимых показателей для идентификации кластерной системы для имитационной модели кластер-кластерной агрегации. Рассмотрены два вида показателей – среднее статистическое рассеяния, характеризующее степень однородности кластеров и энтропии кластерной системы, характеризующая степень упорядоченности кластерной системы. Методика исследования основывается на проведении вычислительного эксперимента при различных значениях управляющих параметров модели и последующем статистическом анализе рассматриваемых показателей. Оценка качества интегральных показателей идентификации кластерной системы выполнена по критерию минимума коэффициента вариации и проверке статистических гипотез о значимом различии показателей при изменении управляющих параметров модели. По результатам вычислительных экспериментов для показателя статистического рассеяния по критерию минимума коэффициента вариации определена лучшая метрика – «коэффициент дивергенции». Показатели статистического рассеяния и энтропии кластерной системы позволяют проводить количественный анализ макроскопической структуры нефтяных систем путем имитационного моделирования роста кластеров при изменении физико-химических свойств рассматриваемой нефтяной системы и технологических параметров протекания процесса. В вычислительных экспериментах, моделирующих процесс термического крекинга и последующего термоконденсирования высококипящих фракций углеводородов нефти, установлены технологические параметры процесса, приводящие к росту мелких кластеров плотной структуры, и, наоборот, к крупным кластерам и менее плотной структуры. Указанные закономерности важны при последующем использовании крекинг остатков как сырья для получения нефтяного кокса заданной структуры для производства углеродной продукции.
Методы, языки и модели человеко-машинного взаимодействия
Сыркин Л.Д., Усов В.М., Крючков Б.И., Ворона А.А. - Эргономические аспекты синтеза систем отображения внешней обстановки оператору при дистанционном управлении автономными мобильными роботами c. 76-92

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.3.18804

Аннотация: Авторы подробно рассматривают аспекты человеко-машинного взаимодействия оператора с группой автономных мобильных роботов, в частности оптимизированных с эргономических позиций способов отображения человеку-оператору информации для принятия решений в режиме дистанционного контроля. Исследуются эргономические аспекты применения режимов визуализации, облегчающих восприятие и перекодирование навигационной обстановки для оперативного «включения» оператора в управление в супервизорном режиме при выявлении в ходе визуального контроля коллизий автономных мобильных роботов. Исследованы базовые подходы к построению средств деятельности с опорой на теоретические взгляды о системе регуляции деятельности оператора с учетом профессий, близких по содержанию выполняемой деятельности. Методология исследования объединяет методы эргономики, системного анализа, инженерной психологии, психологии труда, проектирования человеко-машинных интерфейсов. Основными результатом проведенного исследования является эргономическая характеристика средств деятельности операторов в процессе динамического наблюдения перемещений мобильных роботов в зоне контроля с учетом имеющихся разработок для близких аналогов профессий, а также приоритетные направления проработки человеко-машинного интерфейса систем коммуникации оператора с одним или группой автономных мобильных роботов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"