Historical informatics - rubric Digital history
Historical informatics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Historical informatics" > Rubric "Digital history"
Digital history
Burmistrov E. - Personal History, Historical Immortality and Digital History pp. 1-25

DOI:
10.7256/2585-7797.2020.2.32707

Abstract: The article studies personal history of each (any, specific) person which addresses ways to achieve person’s “historical immortality” by creating and preserving the history of one’s life. The article aims at informing the scientific community and developing the concepts, the main issues and the subject matter of personal history. The author pays special attention to the relationship of personal history with digital history, historical information science and other humanities and technical sciences. The aim of the article is attained by systematizing the interdisciplinary interaction of personal history with humanities and technical sciences. The author defines such concepts as “personal history”, “historical immortality”, poses specific problems and provides their solutions, finds the relationship of personal history with mass culture, specifies the motives, forms and ways to create person’s life history, finds the relationship of person’s “historical immortality” with information technologies and develops special software. The author concludes that person’s life history is digital history. The technical task of preserving the history of life is analyzed as well. The author shows that the philosophical foundation of personal history is the concepts of “horizon”, “life world”, and “cultural-historical horizon” and introduces such a concept as “historical death”. He demonstrates that “historical immortality» of a person is a probabilistic process which is described mathematically. The article addresses the prospects of personal history development as well. The author concludes that personal history is a system of knowledge, methods and digital technologies based on the recognition of the value of personality and aimed at achieving “historical immortality”.
Akasheva A.A. - Network Project 1917. Free History or How to Construct History in Internet Users Mass Consciousness pp. 111-122

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.4.27814

Abstract: The article addresses five mechanisms to create past in the mass consciousness of internet users that have been singled out when analyzing the project “1917. Free history”. They are the construction of an event belt of the past through a game, the use of persons’ and institutions’ authority, the use of an authoritative format of data description, the use of special type of historical sources (personal origin sources as well as emotionally charged poems and prose) and the use of strict direction of content publication. The analysis was made in the framework of R. Barthes’ structuralist theory of myth and Yu. M. Lotman’s studies of the role of games in human life ("theater outside the theater"). The article is the first to select and analyze a myth by studying news posts by participants of a virtual historical network within 4 days in December 2017 and January 2018. The study concludes that the history of 1917 events reconstructed within a social network format is a mythology that successfully flourishes in the mass historical consciousness of Internet users since thousands of people are subscribers to the project understudy.
Borodkin L. - History Students Estimation of Digital Public History (the Example of the Project 1917. Free History) pp. 123-142

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.4.28575

Abstract: The article discusses reflections of history students history related to digital media resources of public history. It is mainly about the project “1917. Free history” which published various materials about personal 1917 daily events and moods. The student read the media resource and its critical analysis publications and wrote their essay reviews estimating them. The article is in line with modern current debates of historiography on the problem of “history consumption”, development of principles and criteria for professional assessment of digital historical media resources. The estimates of digital media resources in total are of interest from two points of view. Firstly, this is the young audience who are accustomed to digital information. It is “their environment”. Secondly, these are opinions of future professional historians. As can be seen from the presented materials, the majority of students agree with the critical estimation of the media projects of public history reviewed.
Ovsyannikov Y.Z. - Family Archive a Software Package to Manage Personal Archives pp. 135-154

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24195

Abstract: This article describes and reviews the main opportunities of the Family Archive software package created by the author to collect, systematize, study and store materials from personal archives (documents, manuscripts, books, periodicals, memories, media content and collections). The package enables to accumulate electronic copies of materials as well as original documents created and existing in an electronic form irrespective of their type or format, within one application. It also allows you to find and display the connections between data and sort them by various criteria thus contributing to identification and elimination of personal, family and ancestral history gaps. The Family Archive software package was developed within the FileMaker Pro 15 Advanced that is an application of FileMaker Inc. to create relational databases. The package does not have any total analogs and can be employed by various users to address issues when working with personal archives. The growing data volume as well as the need for data systematization account for the topicality and importance of the package functionality.
Karagodin A.V. - Historical Thematic Website Simeiz. Guide to Old Dachas: Stages of Development and Research Prospects pp. 143-157

DOI:
10.7256/2585-7797.2020.1.32009

Abstract: The article summarizes preliminary results related to the development and operation of historical thematic website “Simeiz. Guide to Old Dachas”. The website was created by the author and his colleagues in 2019 as a part of a workshop at the Department of Source Studies of the Lomonosov Moscow State University History Faculty. The workshop aimed at studying the history of the southern coast of Crimea in the late 19th - early 20th centuries. The stages and preliminary results of this work are considered in the context of current discussions about the “digital turn” in history. The author analyses the reasons for creating the historical website, its structure, development stages, specific features of its content, database creation and crowdsourcing.  It is stated that the website development was the first important step of the whole research project, its “driver”. Moreover, besides a new form of historical knowledge dissemination, the work on the site provided for setting new source and analytical tasks that is to increase the information impact of sources and get new opportunities for processing the electronic database. These results may be of interest to historians who run similar historical projects.
Karagodin A.V. - Social Network Groups: Content Analysis (the Example of Facebook Old New Simeiz Group) pp. 189-197

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.1.29047

Abstract: The article addresses new possibilities to study historical sources provided both by professional historians and amateurs posting their publications in thematic historically oriented groups on online social networks. An example taken is the “Old New Simeiz” group on the social network Facebook which brings together users interested in the history of the establishment and the development of a seaside resort in the village of Simeiz on the southern coast of Crimea over the past two centuries – a topic that has not yet been fully disclosed in historical literature. Data on a number of publications, the degree of audience’s interest to historical information of various types, dating and origin have been statistically processed. The author concludes the usefulness of this historically oriented group’s publications on social networks for the dissemination of historical knowledge. These posts bear retrospective information (publication, attribution, interpretation of unknown and little-known various historical sources) and current social information (social network users’ interests).
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Историческая информатика - рубрика Цифровая история
по

 

 

Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Историческая информатика" > Рубрика "Цифровая история"
Цифровая история
Бурмистров Е.С. - Персональная история каждого человека, «историческое бессмертие» и цифровая история c. 1-25

DOI:
10.7256/2585-7797.2020.2.32707

Аннотация: Предметом исследования является персональная история каждого (любого, конкретного) человека, целью которой является изучение путей достижения «исторического бессмертия» человека путём создания и сохранения истории его жизни. Цель статьи состоит в том, чтобы донести до научного сообщества и развить понятия, положения и содержание персональной истории каждого человека. Особое внимание автор уделяет взаимосвязи персональной истории каждого человека с цифровой историей, исторической информатикой, с другими гуманитарными и техническими науками. Цель статьи достигается путем систематизации междисциплинарного взаимодействия персональной истории каждого человека с гуманитарными и техническими науками. Автором определены понятия «персональная история каждого человека», «историческое бессмертие» человека, сформулированы специфические задачи и предложены пути их решения, установлена связь между персональной истории каждого человека и массовой культурой, определены мотивы, формы и пути создания истории жизни человека, установлена связь между «историческим бессмертием» человека и информационными технологиями, предложены специализированные компьютерные программы, сделан вывод о том, что история жизни человека есть цифровая история. Проанализирована техническая задача сохранения истории жизни. Показано, что философским фундаментом персональной истории каждого человека являются понятия «горизонт», «жизненный мир», «культурно-исторический горизонт». Введено понятие «историческая смерть». Показано, что «историческое бессмертие» человека есть вероятностный процесс, который автором описан математически. Рассмотрены перспективы развития персональной истории каждого человека. Сделано заключение о том, что персональная история каждого человека является системой знаний, методов и цифровых технологий, основанной на признании ценности личности человека и направленной на достижение «исторического бессмертия» человека.
Акашева А.А. - Сетевой проект «1917. Свободная история» или как конструировать историю в массовом сознании интернет-пользователей c. 111-122

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.4.27814

Аннотация: Рассматриваются пять механизмов создания прошлого в массовом сознании интернет-пользователей, которые были выявлены на примере анализа проекта «1917. Свободная история»: (1) построение событийной ленты прошлого через своеобразную игру, (2) использование авторитета лиц и учреждений, (3) использование авторитетного формата описания данных, (4) использование особого типа исторических источников – источников личного происхождения, а также стихов и прозы, несущих сильных эмоциональный заряд, (5) использование жесткой режиссуры публикации контента. Анализ проводился в рамках структуралистской теории мифа Р. Барта и исследований Ю.М. Лотмана о роли игры в жизни человека – «театра вне театра». В статье впервые предпринята попытка вычленения и анализа мифа на примере изучения новостных постов участников виртуальной исторической сети за 4 дня декабря 2017 - января 2018 г. Итогом исследования является вывод о том, что воссоздаваемая в формате социальной сети история событий 1917 г. является мифологией и в этом качестве успешно существует в массовом историческом сознании интернет-пользователей, судя по многотысячному количеству подписчиков изученного проекта.
Бородкин Л.И. - Цифровая публичная история в оценке студентов-историков (на примере проекта «1917. Свободная история») c. 123-142

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.4.28575

Аннотация: В статье рассматриваются рефлексии студентов-историков на цифровые медиаресурсы публичной истории. Речь идет в основном о проекте «1917. Свободная история», который день за днем публиковал на своем сайте в 2017 году различные материалы личного происхождения, отражавшие события и настроения, датированные соответствующими днями 1917 года. Студенты, ознакомившись с этим медиаресурсом и публикацией, содержащей его критический анализ, представили свои рецензии-эссе, в которых дали свои аргументированные оценки. Материалы статьи вносят вклад в актуальные дебаты современной историографии о проблеме «потребления истории», о разработке принципов и критериев профессиональной оценки цифровых медиаресурсов исторической направленности. Совокупность приведенных в статье оценок цифровых медиаресурсов представляет интерес с двух точек зрения. Во-первых, это молодежная аудитория, для которой цифровой формат подачи информации привычен, это «их среда». Во-вторых, это мнения будущих профессиональных историков. Как видно из представленных материалов, большинство студентов согласны с критической оценкой рассмотренных медиапроектов публичной истории.
Овсянников Ю.З. - «Семейный архив» - программный комплекс для организации архивов личного происхождения c. 135-154

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24195

Аннотация: Статья посвящена описанию и обзору основных возможностей разработанного автором статьи программного комплекса «Семейный архив», предназначенного для сбора, систематизации, изучения и хранения материалов архивов личного происхождения (документов, рукописей, книг, периодических изданий, воспоминаний, медиаконтента, коллекций).Программный комплекс «Семейный архив» позволяет в рамках одного приложения аккумулировать электронные копии материалов, а также оригиналы материалов, созданных и существующих в электронной форме независимо от их типа и формата файлов, устанавливать и наглядно отображать взаимосвязи между ними, группировать их по различным критериям, выполнять их поиск, что в целом способствует выявлению и устранению пробелов в личной, семейной или родовой истории. Программный комплекс «Семейный архив» разработан в среде «FileMaker Pro 15 Advanced» - приложения компании FileMaker Inc. для разработки реляционных баз данных. Программный комплекс «Семейный архив» практически не имеет полнофункциональных аналогов, и может использоваться для решения задач при работе с архивами личного происхождения различными категориями пользователей. В условиях постоянно увеличивающего объёма материалов и необходимостью их систематизации, функциональные возможности программного комплекса делают его довольно актуальным и востребованным.
Карагодин А.В. - Историко-ориентированный тематический сайт «Симеиз. Путеводитель по старым дачам»: этапы разработки и перспективы исследования. c. 143-157

DOI:
10.7256/2585-7797.2020.1.32009

Аннотация: В статье подводятся предварительные итоги разработки и деятельности историко-ориентированного тематического сайта «Симеиз. Путеводитель по старым дачам», созданного автором и его коллегами в 2019 г. в рамках спецсеминара на кафедре источниковедения исторического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, посвященного изучению истории Южного берега Крыма в конце XIX - начале XX вв. Этапы и предварительные итоги работы над сайтом рассматриваются в контексте актуальных дискуссий о «цифровом повороте» в исторической науке. Последовательно разбираются мотивы создания историко-ориентированного тематического сайта, его структура, этапы разработки, источниковедческие особенности наполнения сайта контентом, создания базы данных, специфика краудсорсинговой работы над онлайн-проектом. Указывается, что разработка историко-ориентированного тематического сайта стала первым и важным шагом всего исследовательского проекта, его «драйвером». Помимо разработки нового формата распространения исторического знания, работа над сайтом позволила по-новому поставить источниковедческие и аналитические задачи: повысить информационную отдачу комплексов источников, выявить новые источники, получить новые возможности обработки созданной в электронном виде базы данных. Указанные результаты могут быть интересны историкам, реализующие схожие проекты.
Карагодин А.В. - Группы в социальных сетях: анализ контента публикаций (на примере группы "Старый Новый Симеиз" в социальной сети "Facebook") c. 189-197

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.1.29047

Аннотация: Предметом исследования являются новые возможности изучения исторических источников, предоставляемые как историкам-профессионалам, так и любителям в публикациях тематических историко-ориентированных групп в социальных сетях в интернете. В качестве примера взята группа «Старый Новый Симеиз» в социальной сети Facebook, объединяющая пользователей, интересующихся темой, пока не получившей достаточного раскрытия в историографии – историей становления и развития курорта в местечке Симеиз на Южном берегу Крыма на протяжении двух последних столетий. Проведена статистическая обработка данных о содержании публикаций, степени интереса аудитории к публикациям исторической информации различных видов, датировки и происхождения. Основным выводом автора является констатация пользы публикаций историко-ориентированной группы в социальной сети (взятой на примере группы "Старый Новый Симеиз" в сети "Facebook") для распространения исторического знания. Публикации являются носителем как ретроспективной (публикация, атрибуция, интерпретация неизвестных или малоизвестных поливидовых исторических источников), так и оперативной (фиксация интересов пользователей социальной сети) социальной информации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"