Историческая информатика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация > Редакция > Редакционный совет > Аннотация журнала
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Историческая информатика" > Рубрика "Информационные технологии в историческом образовании"
Информационные технологии в историческом образовании
Бочаров А.В., Мучник В.М., Филькин К.Н., Хазанов О.В. - Диалог о двух системах исторического образования: компьютеризированной и традиционной c. 134-147

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.22915

Аннотация: Предметом исследования является культурно-исторические и социально-психологические аспекты взаимодействия компьютеризированных и традиционных форм высшего исторического образования. Анализируются следующие линии противостояния традиции и новаций в образовании: гипертекстовые ридеры, аудио-слайды и видеолекции вместо «живых» очных лекций; пошаговые онлайн-тренажеры вместо конспектирования и подготовки к экзамену в самом конце; поэтапное формализованное тестирование вместо единократного устного экзамена; электронная почта вместо встреч на консультации; обсуждение на форумах вместо семинаров «оффлайн»; виртуальные симуляторы вместо лабораторных занятий с реальными предметами или текстами; индивидуальная траектория получения знаний вместо общего для всех расписания; автоматизированный учет «рейтинга успешности» и «научной ценности», вместо неформального мнения и авторитетных отзывов; потребность в анализе больших оцифрованных массивов информации вместо описания и компиляции относительно малого объёма печатной информации. Методология исследования заключается в применении теорий и аналогий из истории и культуры традиционных обществ и цивилизаций к пониманию роли преподавателя в ситуации технологизации современного образования. Данная статья – это своеобразная экспериментальная попытка возрождения эпистолярного диалогического жанра в научных статьях. Предлагаемый текст – это обмен нескольких специалистов оригинальными аргументами «за» и «против» по поводу взаимодействия традиционных и новационных форм работы с информацией в сфере гуманитарного и особенно исторического образования. Идея диалога не в том, чтобы, в конце концов, «вытянуть его в линию» или «превратить в точку». Смысл диалога в обратном – услышать иное мнение, сравнить не только со своими представлениями о реальности, но и с ощущениями ее, найти новые смыслы и способы их вербализации и «овнешнения». Основными выводами проведенного исследования являются утверждения о том, что, любые компьютерные технологии, даже с элементами искусственного интеллекта – это более удобная и эффективная форма учебно-методических материалов, связанная не столько с новой эрой в качестве образования, сколько с новой эрой в объеме, скорости и доступности обновления учебной информации. Качество образования от этого не вырастет, оно просто будет соответствовать коммуникативной структуре и динамике в современной техногенной цивилизации. Очное образование по единому расписанию (в том числе в виде традиционных лекций) пока незаменимо и имеет ряд преимуществ по сравнению с компьютерным заочным самообразованием. В исследовании указаны новые аргументы, подтверждающие центральную, незаменимую и некомпенсируемую роль межличностной коммуникации преподавателей и студентов, а также недостаточную проблематизированность критериев эффективности он-лайн образования по сравнению с методами живого оффлайн диалога в обучении. Новизна исследования заключается в оригинальном способе диалогического поиска неявных и редко упоминаемых преимуществ и недостатков в оппозициях новационных и традиционных форм высшего исторического образования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"