Историческая информатика - рубрика Информационные технологии в историческом образовании
по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Историческая информатика" > Рубрика "Информационные технологии в историческом образовании"
Информационные технологии в историческом образовании
Михаэлис С.И., Михаэлис В.В., Михаэлис Д.В. - Способы визуализации данных материалов исторических исследований на примере судов Российской империи после судебной реформы 1864 г. c. 1-18

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.3.35971

Аннотация: Рассмотрены вопросы визуализации информации для демонстрации итогов исторических исследований. Показано, как с использованием программ MS Excel и Tableau Public Desktop Edition можно осуществить визуализацию данных, помогающую извлекать идеи из больших массивов данных и облегчающую тем самым процесс научного исследования. На примере данных о деятельности судов Российской империи показаны возможности этих программных средств для демонстрации данных в виде таблиц, графиков, диаграмм, помогающей в итоге представить информацию в новых разрезах. Это так называемый презентационный способ визуализаций, который носит ознакомительный характер и ориентирован на аудиторию, для которой выполняется доклад.   Исследование выполнено на основе статистической информации Министерства юстиции Российской империи и архивных данных за период второй половины XIX в. — первой четверти XX в. Делается вывод, что при сегодняшнем уровне оснащенности вычислительной техникой исследователи могут иметь под рукой современные программные средства, которые позволят демонстрировать результаты своих исследований на конференциях, на лекциях, при защите диссертаций и т. д. Материал статьи может быть использован на научно-методических семинарах кафедр, на курсах повышения квалификации преподавателей, для обучения магистрантов и аспирантов способам преставления результатов исследований.
Бородкин Л.И. - Бакалавр, магистр, аспирант: опыт реализации образовательных программ по исторической информатике в Московском университете c. 115-125

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.2.26947

Аннотация: Статья посвящена анализу накопленного опыта становления и развития «линейки» образовательных программ по исторической информатике на историческом факультете Московского университета. Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что спрос на специалистов-гуманитариев, имеющих навыки профессиональной работы в расширяющейся новой информационной среде, возрастает. Это требует дальнейшего развития соответствующей компоненты в образовании историка с учетом тех инноваций, которые характеризуют "цифровой поворот" в исторических исследованиях. Развитие этой образовательной компоненты дает очевидные преимущества выпускникам-историкам на современном рынке интеллектуального труда. В статье используется системный подход, в рамках которого рассмотрение структуры образовательных программ в данной междисциплинарной области проводится в сочетании с характеристикой основных направлений научной работы преподавательского состава. В данной статье впервые дается развернутая характеристика образовательных программ по исторической информатике, реализованных в МГУ на всех трех уровнях университетского образования. Накопленный в этой области опыт кафедры исторической информатики исторического факультета Московского университета может быть востребован и в других вузах.
Бочаров А.В., Мучник В.М., Филькин К.Н., Хазанов О.В. - Диалог о двух системах исторического образования: компьютеризированной и традиционной c. 134-147

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.22915

Аннотация: Предметом исследования является культурно-исторические и социально-психологические аспекты взаимодействия компьютеризированных и традиционных форм высшего исторического образования. Анализируются следующие линии противостояния традиции и новаций в образовании: гипертекстовые ридеры, аудио-слайды и видеолекции вместо «живых» очных лекций; пошаговые онлайн-тренажеры вместо конспектирования и подготовки к экзамену в самом конце; поэтапное формализованное тестирование вместо единократного устного экзамена; электронная почта вместо встреч на консультации; обсуждение на форумах вместо семинаров «оффлайн»; виртуальные симуляторы вместо лабораторных занятий с реальными предметами или текстами; индивидуальная траектория получения знаний вместо общего для всех расписания; автоматизированный учет «рейтинга успешности» и «научной ценности», вместо неформального мнения и авторитетных отзывов; потребность в анализе больших оцифрованных массивов информации вместо описания и компиляции относительно малого объёма печатной информации. Методология исследования заключается в применении теорий и аналогий из истории и культуры традиционных обществ и цивилизаций к пониманию роли преподавателя в ситуации технологизации современного образования. Данная статья – это своеобразная экспериментальная попытка возрождения эпистолярного диалогического жанра в научных статьях. Предлагаемый текст – это обмен нескольких специалистов оригинальными аргументами «за» и «против» по поводу взаимодействия традиционных и новационных форм работы с информацией в сфере гуманитарного и особенно исторического образования. Идея диалога не в том, чтобы, в конце концов, «вытянуть его в линию» или «превратить в точку». Смысл диалога в обратном – услышать иное мнение, сравнить не только со своими представлениями о реальности, но и с ощущениями ее, найти новые смыслы и способы их вербализации и «овнешнения». Основными выводами проведенного исследования являются утверждения о том, что, любые компьютерные технологии, даже с элементами искусственного интеллекта – это более удобная и эффективная форма учебно-методических материалов, связанная не столько с новой эрой в качестве образования, сколько с новой эрой в объеме, скорости и доступности обновления учебной информации. Качество образования от этого не вырастет, оно просто будет соответствовать коммуникативной структуре и динамике в современной техногенной цивилизации. Очное образование по единому расписанию (в том числе в виде традиционных лекций) пока незаменимо и имеет ряд преимуществ по сравнению с компьютерным заочным самообразованием. В исследовании указаны новые аргументы, подтверждающие центральную, незаменимую и некомпенсируемую роль межличностной коммуникации преподавателей и студентов, а также недостаточную проблематизированность критериев эффективности он-лайн образования по сравнению с методами живого оффлайн диалога в обучении. Новизна исследования заключается в оригинальном способе диалогического поиска неявных и редко упоминаемых преимуществ и недостатков в оппозициях новационных и традиционных форм высшего исторического образования.
Оськин А.Ф. - Применение технологий искусственного интеллекта в историческом образовании c. 145-159

DOI:
10.7256/2585-7797.2023.2.40580

EDN: SKETPM

Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования технологий искусственного интеллекта при обучении будущих историков. Как известно, наиболее популярным чат-ботом с искусственным интеллектом в настоящее время является приложение ChatGPT. К сожалению, доступ к этому сервису для пользователей из России и Белоруссии в настоящее время ограничен. Однако, существует множество сторонних приложений, свободных от таких ограничений, использующих API ChatGPT и решающих аналогичные задачи. В статье анализируются три наиболее интересных и полезных из этих сервисов: Phind.com – поисковая система для исследователей, Talkai.info – сервис, обеспечивающий доступ к ChatGPT на русском языке, Explainlikeimfive.io – приложение, разъясняющее сложные понятия и концепции. Приводятся примеры использования вышеобозначенных сервисов при планировании, организации и проведении учебного процесса на факультете, осуществляющем подготовку историков. Показывается, что бурное развитие технологий искусственного интеллекта приведёт к радикальному изменению подходов к организации учебного процесса, его структуры и содержания. По прогнозам некоторых экспертов к концу 2026 г. девяносто процентов контента в сети Интернет будет сгенерировано искусственным интеллектом. Это не может не отразиться и на учебном контенте, размещаемом в Интернете. В заключение отмечается, что, к сожалению, решения, получаемые с помощью глубоких нейронных сетей, зачастую невозможно верифицировать. Это, естественно, снижает их ценность. Именно поэтому пока трудно судить о том, как повлияет широкое внедрение технологий искусственного интеллекта на качество подготовки специалистов.
Антамошкин О.А., Владимиров В.Н., Лаптева М.А. - Обучение по профилю «Прикладная информатика в гуманитарных науках» в Сибирском Федеральном университете: междисциплинарность и проектный подход c. 176-185

DOI:
10.7256/2585-7797.2023.2.43542

EDN: SKXVQG

Аннотация: В статье рассматривается модель подготовки специалистов по прикладной информатике в гуманитарной области, развиваемая в гуманитарном институте Сибирского Федерального университета (Красноярск). История этой подготовки насчитывает уже почти четверть века. За эти годы программа не раз меняла свое название, изменялся в соответствии с требованиями и учебный план. Накопленный за уже достаточно длительный срок опыт подготовки специалистов подобного профиля и является предметом рассмотрения в настоящей статье. Рассматриваются бакалаврская и магистерская программы, образование и деятельность кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях, работающей в составе Гуманитарного института.   Цифровые технологии продолжают стремительно развиваться, растет и число желающих осваивать сложный путь внедрения прикладной информатики в гуманитарные области. Только в 2023 г. выпускные квалификационные работы бакалавров и магистров защитили на кафедре информационных технологий в креативных и культурных индустриях около 50 человек. Каждый этап корректировки учебного плана бакалавриата и магистратуры продиктован быстро меняющейся ситуацией. Бесспорными остаются, по крайней мере, две составляющие: междисциплинарность, заложенная в основу образовательных программ, и проектный подход, предполагающий четкую постановку проблемы и использование адекватных механизмов ее решения с использованием цифровых технологий.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.