Historical informatics
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Review procedure > Article retraction > Ethics > Legal information > Editorial Board > Concept of the journal > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Historical informatics" > Contents of Issue 03/2017
Contents of Issue 03/2017
Editor-in-Chief's column
Borodkin L., Vladimirov V. - Association History and Computer: 25 years on. pp. 1-6

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24702

Abstract: The article studies the formation and activity of History and Computer Association (HCA) that is a union of historical information science specialists. The HCA development was accompanied by the formation of historical information science, a historical field employing mathematical methods and computer technologies. The article describes the formation of a new research domain, the main aspects of HCA activity connected to the development of historical information science as well as the main stages of HCA development. The role of the journal “Historical Information Science” for this new domain is emphasized. The research methodology is to analyze the key events and processes of HCA life a scientific community which influenced the formation and development of such a domain as historical information science.Today the association is a professional community developing a topical interdisciplinary field, historical information science, that is increasingly active. By autumn 2017 about 200 people were HCA members. They represent research centers and universities from Russia, the Republic of Belarus, Kazakhstan, Kyrgystan, Latvia and the Ukraine. 
Methodological problems of historical informatics
Thaller M. - Modeling of History: Today and in the Future pp. 7-19

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24731

Abstract: The article interprets the term “modeling” which has had a long history related to the development of computer applications in historical research. For instance, the international conference held by the Association “History and Computing” in Moscow in 1996 announced modeling the key topic. The author notes a special role of Willard McCarty who formed our understanding of modeling as a key point of all attempts to use information technologies in humanities as a whole. The author avoids the general character of “digital humanities” and limits the study of information technologies application by analytical historical studies. The article addresses foreground approaches to modeling (methodology aspects of modeling as well), computational algorithm models, models as computer devices, text models,  models of meaning and models for computerized historical studies. It is the first time when all time-tested approaches to modeling in history are discussed. The author notes that the term “modeling” is well known but is still vague. McCarty’s original conception cannot be the most distinct definition of modeling as a precondition to use computer methods in humanities.
Digital resources
Antopolskii A. - Inventory of Information Resources of the Social Science Academic Sector pp. 20-42

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24014

Abstract: The article studies information resources of academic institutions related to social sciences and humanities. The author defines information resources data to be collected in the process of inventory as well as the inventory sphere and the source composition. Qualitative data on the main information resources categories (both traditional and electronic ones) are given.The main resources are as follows: archival funds, funds of traditional libraries, museum funds, bibliographical lists and catalogues, periodicals, electronic libraries, databases and other AIS, reference resources, linguistic resources, encyclopedic resources, data on events, prosopography, photographic documents, audio documents and video documents, etc. The author discusses methodical issues related to information resources inventory accounting for the ongoing transition from traditional forms of creation and storage of various resources as well as access to them to digital forms. The article also addresses the issues of resources in the sphere of social sciences and humanities and academic resources. The author proposes a classification of resources and a database structure containing the inventory results. The author concludes that the inventory results can be used to solve the following problems: •acquisition of basic data for further coordinated development of information resources in academic institutions related to social sciences and humanities; •organization of efficient navigation within the information field of social sciences and humanities in academic institutions; •determination of parameters of a program to digitize library, archival and museum funds of academic institutions; • determination of parameters of a program to preserve (store in archives) valuable scientific digital information of academic institutions; • development of suggestions about conditions and prospects of information space development in the sphere of social sciences and humanities;• determination of the Russian Academy of Sciences Institute of Scientific Information for Social Sciences’ role and place to coordinate the development of the information space within social sciences and humanities;• development of principles of constant recording, monitoring and evaluation of information resources.
Quantitative history
Mazur L.N., Brodskaya L.I. - The Use of Historical and Typological Method to Study Families in the Early Soviet Period pp. 43-77

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.23752

Abstract: The article describes the methodology for analyzing the primary materials of the 1922 All-Russian Census of the RCP (B) members that was based on the use of historical and typological method. The article is composed of three logical blocks. The first section deals with the essence of the historical and typological method, its types and problems solved. The second section characterizes sociological and demographic typologies of families and their dependence on the research object, i.e. its local and temporal aspects and research goals. The third section reveals the technique for studying the party census data. The key goal of the article is to show the analytical potential of historical typology, consider the modes of the method application (multidimensional analysis methods included) and substantiate the efficiency of its use to study nominative sources organized within a database. The authors implemented a combination of the deductive and the inductive approaches to form a typology that was based on the use of mathematical and statistical methods. The typological method allows us to extrapolate the results of the study of the target array (party families) to the entire early Soviet society of the early 1920s and trace the influence of ideological factor on historical and demographic processes
Saltseva A.D. - Reconstruction of the Social Profile of the Red Terror Political Prisoners on the Basis of Data Provided by the Political Prisoners Aid Society Moscow Political Red Cross (1918-1922): Database Analysis. pp. 78-93

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24455

Abstract: The article analyses prosopographic database developed on the basis of Political Prisoners Aid Society “Moscow Political Red Cross”. The source base of the database is census papers of political prisoners collected by the MPRC legal department stored in the Russian Federation State Archive, Fund -8419. Most of them are introduced into scientific turnover for the first time. Reconstruction of the social portrait of political prisoners demonstrated the prevalence of literate people among them compared to the distribution of the literacy level in the country population in general. Occupational dominants have been found out. For instance, workers and clerks turned out to be prevailing among political prisoners while military men, civil servants and professionals were few in number. The number of peasants was small. These were mainly “hostages”or those arrested for taking part in peasants’ uprisings. It was also found out that most of political prisoners changed their occupation after revolution. The majority of political prisoners were Russians. It is no surprise that the share of women turned out to be small thus being in line with the supposition about bigger activity of males in political events of the time. The analysis demonstrated that political prisoners were primarily young males aged to 35. Most of the arrested had dependants. Over a half of political prisoners suffered from various diseases.
Methods and techniques of online analysis
Garskova I.M. - Network Analysis of Historiography: Dynamics of Regional Historical Information Science Centers Formation pp. 94-115

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24566

Abstract: The article scientometrically analyses papers published under the aegis of the History and Computer Association (HCA) for a period of its 25 years from 1992 to 2016. The main research domains, as well as schools of thought and historical computer science centers, their specific character and cooperation come under review. The article is the first of two dealing with historiography network analysis. It studies the dynamics of HCA network composition and structure at the level of regional groups. The study is based on the information system developed by the author that includes a bibliographic database of HCA published papers and full-text dataset of articles and reports presented at Association’s conferences. The method employed in the network analysis. The novelty of the study is the first attempt to study thematic historiography by means of network analysis (SocialNetworkAnalysis – SNA). The results allowed the author to see the specific character of small groups of authors developing a specific field as well as larger groups which are more stable due to their multi-dimensional “profiles” The technique offered is considered promising for historiographic research.
Information technologies in archives and museums
Miklas H., Brenner S., Sablatnig R. - Multispectral Imaging for Digital Restoration of Ancient Manuscripts: Devices, Methods and Practical Aspects pp. 116-134

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.23697

Abstract: The article gives an overview of the current situation with the multispectral imaging starting from the formation of multispectral images, their registration and splitting of initial texts to further processing in order to enhance readability. It is the result of ten year development of the method as well as its practical use within interdisciplinary projects dedicated to ancient written heritage. In order to develop new research methods the inter-university Center of Images and Material Analysis in Cultural Heritage (CIMA) was founded in 2014 (http://hrsm.caa.tuwien.ac.at/). The specialists of the center together with material engineers have developed a repertoire of tools and techniques for the acquisition, processing and enhancement of multispectral images of badly preserved manuscripts.Multispectral Imaging (MSI) is an approach to compensate for most of the shortcomings of human visual perception. The novelty of the method use within philological studies and source studies is apparent as it enhances the readability of degraded texts, reconstructs fully lost (erased from the surface of a parchment) information, analyzes writing materials – ink and devices to write and erase texts and images, studies the surface structure of the medium – parchment, etc. These are few issues to address with the help of the multispectral imaging method.
Digital history
Ovsyannikov Y.Z. - Family Archive a Software Package to Manage Personal Archives pp. 135-154

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24195

Abstract: This article describes and reviews the main opportunities of the Family Archive software package created by the author to collect, systematize, study and store materials from personal archives (documents, manuscripts, books, periodicals, memories, media content and collections). The package enables to accumulate electronic copies of materials as well as original documents created and existing in an electronic form irrespective of their type or format, within one application. It also allows you to find and display the connections between data and sort them by various criteria thus contributing to identification and elimination of personal, family and ancestral history gaps. The Family Archive software package was developed within the FileMaker Pro 15 Advanced that is an application of FileMaker Inc. to create relational databases. The package does not have any total analogs and can be employed by various users to address issues when working with personal archives. The growing data volume as well as the need for data systematization account for the topicality and importance of the package functionality.
Chronicles of scientific life
Borodkin L.I. - Development of Historical Information Science in Russia: First Steps of Historians along the Microcomputer Revolution path pp. 155-172

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24709

Abstract: The article is dedicated to the 25th anniversary of the History and Computer Association (HCA) that united Russian and foreign specialists working within the interdisciplinary filed of history and information technologies. The article concentrates on the development of this association in the first half of the 1990s. The idea to create the association came, on the one hand, from the Council of the International Association “History and Computing” (), its president professor Manfred Thaller, and, on the other hand, from a group of Russian specialists who had used computers to analyze statistical sources and create digital archives of historical data and participants of “quantitative revolution” that had a great influence on a number of historical fields. The article data demonstrate the formation of the main research domain of historical information science that is creation and use of electronic versions of historical sources. The article is of a historiographic character and employs historical and genetic approach joining historical information science with quantitative history (following HCA periodicals of the 1990s). These materials provide for reconstructing the initial stage of this interdisciplinary community. One can see the atmosphere of positive professional cooperation within HCA and international as a whole. It is the first time when the information value of the HCA bulletin is studied to analyze the HCA initial stage.
Peer reviews
Vladimirov V. - Review: Yumasheva Yu.Yu. Informatization of Archival Studies in the Russian Federation (1991-2015). Studies in the Sphere of Information Technologies Application: Monograph / Yu.Yu. Yumasheva. M.; Berlin: Direct-Media, 2016. 355 p.
pp. 173-178

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24224

Abstract: The article reviews the monograph by Yu.Yu. Yumasheva “Informatization of Archival Studies in the Russian Federation (1991-2015)”. It is noted that the overview of papers by researchers and those practically involved in archival studies for a 30-year period provides for precious results related to the evaluation of archival studies informatization within the frames of general informatization in the country. Yu.Yu. Yumasheva is both a well-known experienced archivist and a professional historian in the historical information science domain. The structure of the monograph is found appropriate as it consists of several thematic parts covering the main issues of archival studies informatization. The review rates the monograph high. The novelty of the study is its elimination of important gaps in the archival studies domain and is of value to anyone interested in Russian archives, their condition, prospects, documents stored and those willing their transformation into modern institutions corresponding to the information society level.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Историческая информатика
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация > Редакция > Редакционный совет > Аннотация журнала
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Историческая информатика" > Содержание № 03, 2017
Выходные данные сетевого издания "Историческая информатика"
Номер подписан в печать: 17-11-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Бородкин Леонид Иосифович, член-корр. РАН, доктор исторических наук, borodkin@hist.msu.ru
ISSN: 2585-7797
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2017
Колонка главного редактора
Бородкин Л.И., Владимиров В.Н. - Ассоциация «История и компьютер»: 25 лет спустя c. 1-6

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24702

Аннотация: Предметом исследования статьи является становление и деятельность Ассоциации "История и компьютер" (АИК), профессионального объединения специалистов в области исторической информатики. Параллельно становлению АИК происходило статуирование исторической информатики, области исторической науки, использующей в исследованиях математические методы и компьютерные технологии. Рассматриваются становление нового научного направления, основные моменты деятельности АИК, связанные с развитием исторической информатики, освещаются основные этапы развития Ассоциации. Отмечается, что большую роль в развитии нового научного направления сыграло основание и издание журнала «Историческая информатика». Методология исследования состоит в анализе основных событий и процессов в жизни АИК как научного сообщества, повлиявших на становление и развитие такого научного направления, как историческая информатика. Сегодня Ассоциация «История и компьютер» представляет собой профессиональной сообщество, развивающее актуальное междисциплинарное направление – историческую информатику, продолжающее активную деятельность. К осени 2017 г. состав АИК включает около 200 членов из научных центров и вузов России, Республики Беларусь, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Украины.
Методологические проблемы исторической информатики
Thaller M. - Modeling of History: Today and in the Future c. 7-19

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24731

Abstract: The article interprets the term “modeling” which has had a long history related to the development of computer applications in historical research. For instance, the international conference held by the Association “History and Computing” in Moscow in 1996 announced modeling the key topic. The author notes a special role of Willard McCarty who formed our understanding of modeling as a key point of all attempts to use information technologies in humanities as a whole. The author avoids the general character of “digital humanities” and limits the study of information technologies application by analytical historical studies. The article addresses foreground approaches to modeling (methodology aspects of modeling as well), computational algorithm models, models as computer devices, text models,  models of meaning and models for computerized historical studies. It is the first time when all time-tested approaches to modeling in history are discussed. The author notes that the term “modeling” is well known but is still vague. McCarty’s original conception cannot be the most distinct definition of modeling as a precondition to use computer methods in humanities.
Цифровые ресурсы
Антопольский А.Б. - Инвентаризация информационных ресурсов академического сектора общественных наук c. 20-42

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24014

Аннотация: Предметом исследования являются информационные ресурсы академических учреждений общественного (социального и гуманитарного) профиля. определяются сведения об информационных ресурсах, которые должны быть собраны в процессе инвентаризации. Устанавливается сфера инвентаризации, а также состав источников сбора информации Приводятся количественные данные по основным категориям информационных ресурсов, как традиционных, так и электронных. Основные виды ресурсов следующие: архивные фонды, фонды традиционных библиотек, музейные фонды, библиографические перечни и каталоги, периодические издания, электронные библиотеки, базы данных и другие АИС, справочные, лингвистические и энциклопедические ресурсы, сведения о мероприятиях, просопография, фото- аудио- и видео документы и др. Обсуждаются методические вопросы инвентаризации информационных ресурсов с учетом продолжающего перехода от традиционных к цифровым формам создания, хранения и предоставления в доступ ресурсов различных типов. Рассматриваются вопросы отнесения ресурсов к социогуманитарному профилю, а также отнесения ресурсов к академическим. Предлагается видовая классификация выявленных ресурсов, а также возможная структура базы данных, содержащая результаты инвентаризации. Выводом является возможность использования результатов инвентаризации для решения таких задач как • получение исходных данных для дальнейшего скоординированного развития информационных ресурсов академических учреждений социально-гуманитарного профиля;• организация эффективной навигации в информационном пространстве социально-гуманитарных наук академических учреждений;• определение параметров перспективной программы оцифровки библиотечных, архивных и музейных фондов академических учреждений;• определение параметров перспективной программы обеспечения сохранности (архивного хранения) ценной научной электронной информации академических учреждений; • разработка предложений по условиям и перспективам развития информационного пространства в сфере общественных и гуманитарных наук;• определение роли и места ИНИОН РАН в координации развития социально-гуманитарного информационного пространства.• выработать принципы постоянного учета, мониторинга и оценки информационных ресурсов.
Квантитативная история
Мазур Л.Н., Бродская Л.И. - Историко-типологический метод в изучении раннесоветской семьи c. 43-77

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.23752

Аннотация: В статье раскрывается методика анализа первичных материалов Всероссийской переписи членов РКП(б) 1922 г., в основе которой лежит использование историко-типологического метода. Статья включает три логических блока. В первом разделе рассматривается сущность историко-типологического метода, его виды и решаемые задачи; второй раздел посвящен характеристике социологических и демографических типологий семьи и их зависимости от объекта исследования – его локальных и временных аспектов и задач исследования; третий раздел раскрывает методику изучения материалов партийной переписи. Основная цель статьи – показать аналитический потенциал исторической типологии, рассмотреть режимы применения метода, в том числе статистических методов многомерного анализа, и обосновать эффективность его использования при изучении номинативных источников, организованных в базе данных. Авторами предложен дедуктивно-индуктивный подход к построению типологии, основанный на использовании математико-статистических методов. Применение типологического метода позволяет экстраполировать результаты изучения целевого массива (партийные семьи) на все раннесоветское общество начала 1920-х гг. и проследить влияние идеологического фактора на историко-демографические процессы.
Сальцева А.Д. - Реконструкция социального портрета политических заключенных Красного террора по материалам общества помощи политическим заключенным «Московский Политический Красный Крест» (1918-1922 гг.): анализ базы данных. c. 78-93

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24455

Аннотация: В статье представлены результаты анализа просопографической базы данных, разработанной на основе материалов Общества помощи политическим заключенным «Московский Политический Красный Крест». Источниковой основой при создании базы данных являлись опросные листы политических заключенных, собранные Юридическим отделом МПКК, хранящиеся в ГА РФ. Ф. Р-8419. Большая часть из них вводится в научный оборот впервые. Реконструкция социального портрета политических заключенных показала, что среди них абсолютно доминировали грамотные, в противовес распределению уровня грамотности в структуре населения страны в целом. Выявились профессиональные доминанты. Так, оказалось, что рабочие и служащие преобладали в числе политических заключенных, в то время как военные, чиновники и представители интеллигентских профессий составляли меньшие доли. Число крестьян достаточно невелико, преимущественно это были заложники, либо арестованные за участие в крестьянских восстаниях. Также было установлено, что большая часть политических заключенных сменила род деятельности после революции. Подавляющее большинство политических заключенных были русскими. Ожидаемо низкой оказалась доля женщин, что соответствует гипотезе о большей активности мужчин в политических событиях того времени.Проведенный анализ показал, что политическими заключенными были преимущественно молодые люди, до 35 лет. Большая часть арестованных имели иждивенцев. Более половины политических заключенных страдали теми или иными заболеваниями.
Методы и технологии сетевого анализа
Гарскова И.М. - Сетевой анализ историографии: динамика формирования региональных центров исторической информатики c. 94-115

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24566

Аннотация: Целью данной статьи является наукометрический анализ работ, опубликованных под эгидой Ассоциации «История и компьютер» (АИК) за 25 лет ее существования, с 1992 по 2016 гг. Рассматривается становление основных направлений исследований, формирование научных школ и центров исторической информатики, их специфика и кооперация. Статья является первой из двух статей по теме сетевого анализа историографии. Она посвящена изучению динамики состава и структуры сети АИК на уровне региональных групп. Исследование выполнено на материалах созданной автором информационной системы, включающая библиографическую базу данных публикаций АИК и полнотекстовый массив статей и материалов докладов и сообщений на научных конференциях Ассоциации. Методом исследования является сетевой анализ. Новизна работы заключается в том, что впервые для изучения тематической историографии была апробирована методика сетевого анализа (Social Network Analysis – SNA). Полученные результаты позволили рассмотреть специфику небольших групп авторов, которые можно назвать тематически специализированными, и более крупных групп, которые являются более устойчивыми благодаря многомерности своих «профилей». Предложенная методика представляется достаточно перспективной для историографических исследований.
Информационные технологии в архивах и музеях
Миклас Х., Бреннер С., Саблатниг Р. - Мультиспектральная съемка для цифровой реставрации древних рукописей: устройства, методы и практические аспекты c. 116-134

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.23697

Аннотация: В статье дается обзор текущего состояния метода мультиспектральной фотосъемки, начиная с создания мультиспектральных изображений, их регистрации и разделения исходных текстов и вплоть до последующей обработки с целью дальнейшего повышения удобочитаемости. Это результат десятилетнего развития метода и его практического применения в рамках междисциплинарных проектов, посвященных древнему письменному наследию. В целях развития новых методов исследования в 2014 году был основан Межвузовский центр изображений и анализа материалов в культурном наследии (СIMA) http://hrsm.caa.tuwien.ac.at/), специалисты которого в сотрудничестве с филологами и материаловедами разработали набор инструментов и методов для сбора, обработки и улучшения мультиспектральных изображений плохо сохранившихся рукописей. Метод мультиспектральной съемки (Multispectral Imaging, MSI) предназначен для компенсации большинства недостатков зрительного восприятия человеком любых изображений. Новизна применения метода мультиспектральной съемки в исследованиях филологов и источниковедов очевидна: повышение читаемости угасших текстов, восстановление полностью утраченной (соскобленной с поверхности пергамента) информации; анализ писчих материалов - чернил и средств нанесения/уничтожения текстов и изображений; изучение поверхностной структуры носителя информации - пергамента и т.п. - вот далеко не полный список задач, которые можно решить с помощью предложенного метода мультиспектральной съемки.
Цифровая история
Овсянников Ю.З. - «Семейный архив» - программный комплекс для организации архивов личного происхождения c. 135-154

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24195

Аннотация: Статья посвящена описанию и обзору основных возможностей разработанного автором статьи программного комплекса «Семейный архив», предназначенного для сбора, систематизации, изучения и хранения материалов архивов личного происхождения (документов, рукописей, книг, периодических изданий, воспоминаний, медиаконтента, коллекций).Программный комплекс «Семейный архив» позволяет в рамках одного приложения аккумулировать электронные копии материалов, а также оригиналы материалов, созданных и существующих в электронной форме независимо от их типа и формата файлов, устанавливать и наглядно отображать взаимосвязи между ними, группировать их по различным критериям, выполнять их поиск, что в целом способствует выявлению и устранению пробелов в личной, семейной или родовой истории. Программный комплекс «Семейный архив» разработан в среде «FileMaker Pro 15 Advanced» - приложения компании FileMaker Inc. для разработки реляционных баз данных. Программный комплекс «Семейный архив» практически не имеет полнофункциональных аналогов, и может использоваться для решения задач при работе с архивами личного происхождения различными категориями пользователей. В условиях постоянно увеличивающего объёма материалов и необходимостью их систематизации, функциональные возможности программного комплекса делают его довольно актуальным и востребованным.
Хроника научной жизни
Бородкин Л.И. - Становление исторической информатики в России: первые шаги историков на пути «микрокомпьютерной революции» c. 155-172

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24709

Аннотация: Статья посвящена 25-летию ассоциации «История и компьютер» (АИК), объединившей специалистов из России и стран ближнего зарубежья, работавших на стыке истории и информационных технологий. Объектом статьи является процесс формирования данного сообщества в первой половине 1990-х гг. Инициатива создания ассоциации исходила, с одной стороны, от Совета Международной ассоциации “History and Computing” (АНС), ее президента проф. Манфреда Таллера, а с другой – от группы российских специалистов, имевших опыт применения ЭВМ в задачах анализа статистических источников и разработки архивов машиночитаемых исторических данных, участников «квантитативной революции», оказавшей заметное влияние на дальнейшее развитие целого ряда областей исторического знания. Материалы статьи отражают процесс формирования основного поля деятельности исторической информатики - создания и использования в исследовательской практике электронных версий исторических источников всех видов. Статья имеет историографический характер, в ней используется историко-генетический подход, связывающий в данном случае историческую информатику с квантитативной историей (по материалам периодики АИК 1990-х гг.). На этих материалах воссоздаются основные события начального периода становления данного междисциплинарного сообщества, отражена атмосфера позитивного профессионального взаимодействия как в среде АИК, так и в рамках международного сообщества АНС. Впервые раскрыт информационный потенциал материалов Информационного бюллетеня ассоциации "История и компьютер" для анализа начального периода становления научного сообщества "История и компьютер".
Рецензии и обзоры
Владимиров В.Н. - Рецензия: Юмашева Ю.Ю. Информатизация архивного дела в Российской Федерации (1991-2015 гг.). Научные исследования в области применения информационных технологий: монография / Ю.Ю. Юмашева.– М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016.– 355 с. c. 173-178

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24224

Аннотация: Настоящая статья представляет собой рецензию на монографию Ю.Ю.Юмашевой "Информатизация архивного дела в Российской Федерации (1991-2015 гг.)". Отмечается, что обобщение опыта исследователей и практиков архивоведения за почти 30 лет позволяет получить ценнейшие результаты, связанные с оценкой общей «вписанности» процессов информатизации архивного дела в процесс информатизации всех отраслей современной жизни страны. Ю.Ю. Юмашева широко известна научной общественности не только как профессиональный архивист с большим опытом работы, но и как историк-исследователь, специализирующийся в области исторической информатики. Анализируется и признается удачной структура монографии, состоящая из нескольких проблемно-тематических блоков, включающих рассмотрение основных моментов информатизации архивного дела. В рецензии дается высокая оценка монографии. Новизна исследования заключается в том, что оно ликвидирует существенные пробелы в области архивоведения и будет очень полезно всем, кто интересуется российскими архивами, их состоянием, перспективами, содержащимися в них документами и, конечно, превращением их в современные учреждения, соответствующие уровню информационного общества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"