Статья 'Конкурентоспособность инновационных систем Союзного государства в целях экономической безопасности в мире' - журнал 'Международные отношения' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Международные отношения
Правильная ссылка на статью:

Конкурентоспособность инновационных систем Союзного государства в целях экономической безопасности в мире

Абрамов Руслан Агарунович

доктор экономических наук

профессор, ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова"

115470, Россия, г. Москва, Нагатинская наб., 34

Abramov Ruslan Agarunovich

Doctor of Economics

Ph.D. in Economics, professor, head of department, Department of State and Municipal Management, Plekhanov Russian University of Economics

115470, Russia, G.moskva, Ul..nagatinskaya oblast', g. Moscow, ul. Nagatinskaya Nab, 34, kv. 137

oef08@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Стрельченко Сергей Георгиевич

кандидат экономических наук

доцент, ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова"

117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36

Strel'chenko Sergei Georgievich

PhD in Economics

Docent, Plekhanov Russian University of Economics; Executive Secretary, Parliamentary Assembly of the Belarus-Russia Union State

117997, Russia, Moscow, Stremyannyi Pereulok 36

oskubc@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Деревянко Светлана Вячеславовна

ассистент, ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова"

117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36, оф. 549

Derevyanko Svetlana Vyacheslavovna

Assistant at the Department of Public and Municipal Administration of Plekhanov Russian University of Economics

117997, Russia, Moscow, Stremyannyi Per.36, office 549

luch-kurator@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0641.2017.4.20727

Дата направления статьи в редакцию:

13-10-2016


Дата публикации:

16-01-2018


Аннотация: Предметом исследования является организационные и экономические отношения влияющие на развитие конкуренции национальных инновационных систем на постсоветском пространстве, в целях обеспечения экономической безопасности в глобальном мире. Объектом исследования выступает инновационные системы Союзного государства. Автоами выявлено, что обострение конкурентной борьбы на рубеже ХХI века обусловлено неравномерностью экономического и социального развития, проявляющегося в диспропорции развития не только отдельных стран, но и регионов и отраслей через разноскоростное накопление капитала. В этих условиях формирование и реализация эффективных конкурентных стратегий международными компаниями и государствами для обеспечения своего высокого конкурентного статуса является приоритетной задачей в международной политике практически всех развитых стран мира. Авторами рассматриваются такие аспекты темы как конкурентоспособность, которая определяется критерием эффективности любого экономического субъекта. Уровнем конкурентоспособности НИС определяются и мирохозяйственные позиции стран. Использование методов теоретического анализа (индукция и дедукция, анализ от общего к частному и от частного к общему, теоретического сравнения, сопоставления и обобщения) и подключения к ним программно-целевого метода позволило провести анализ существующих подходов и методик исследования различных аспектов интеграции инновационных систем сопредлеьных государств с целью выявления, доработки и выработки новых подходов к изучению эффектов развития и конкурентоспособности НИС. Использование методов обработки и анализа эмпирической информации (группировка, сопоставление, индексный, корреляционно-регрессионый анализ) позволило получить новые достоверные показатели о развитии и функционировании НИС СГ. Научная новизна исследования: доказано, что на региональном уровне формы и методы государственного управления научно-технического деятельностью должным образом не отработаны. Наглядные тенденции однозначно свидетельствуют о том, что все еще не создано действенной системы поощрения инновационной активности субъектов хозяйствования на региональном и государственном уровнях, а поэтому необходима специальная широкая система регуляторов этого процесса, которые активизировали инновационную деятельность. Предложен механизм стимулирования инновационной активности субъектов хозяйствования, который должен действовать на всех уровнях – от правительства до местных органов власти. Так же предложена система финансирования инновационной деятельности. - из всех возможных источников Концепции конкурентоспособности национальной экономики имеют большое практическое значение при разработке программ по совершенствованию конкурентных преимуществ страны, развития ее экспортной базы в долгосрочном периоде на национальном и региональном уровнях. Места, занимаемые регионами Союзного государства в рейтингах авторитетных международных организаций, убедительно свидетельствуют о их неконкурентоспособности. Необходимым условием выхода из кризисного состояния, интеграции и решения проблем национальной безопасности является разработка и реализация глобальной стратегической архитектуры по повышению ее международной конкурентоспособности.


Ключевые слова:

инновация, интеграция, безопасность, инновационная система, Союзное государство, экономическое пространство, конкурентоспособность, система, развитие, структура

УДК:

332.1

Выполнено в рамках проекта – Грантового соглашения №16-27-01001/16 от 30.05.2016г. в РГНФ. Международный конкурс РГНФ – Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ) 2016 года. «Разработка Концепции стратегического развития межстрановой интеграции национальных инновационных систем Союзного государства до 2030 года».

Abstract: The subject of the study is institutional and economic relations influencing the development of competition among national innovation systems in the post-Soviet space aimed at ensuring economic security in the global world. The subject of the research is innovative systems of the Union State.  The authors claim that intensity of competition at the turn of the 21st century was conditioned by unevenness of economic and social development expressed in disparity of the development not only of separate countries but also of regions and industries through different capital accumulation rates. In this context, the formation and implementation of effective competitive strategies by international companies and states in order to ensure their high competitive status is a priority task of international policies of almost all developed countries of the world. The authors consider such aspects of the topic as competitiveness determined by the criterion of effectiveness of any economic entity. The level of NIS competitiveness also determines the world economic positions of countries.  The use of methods of theoretical analysis (induction and deduction, general-to-specific and specific-to-general analysis, theoretical comparison, comparison and generalization) along with targeted-programme method allowed to analyse the existing approaches and techniques for the study of various aspects of innovative systems integration of neighbouring countries with the aim of identifying, finalizing and developing new approaches to exploration of NIS competitiveness and development effects. Methods for empirical information procession and analysis (grouping, comparison, index, correlation and regressive analysis) allowed to obtain new reliable indicators on the development and functioning of the NIS of neighbouring countries. Scientific novelty of the research: it was shown that the forms and methods of state management in the field of scientific and technological activities are not properly regulated at the regional level. The evident trends clearly indicate that there is still no effective system of promotion of innovative activity of economic entities at the regional and state levels, and therefore there is a need in a special wide system of regulators of this process to revitalize the innovative activities.  The authors offered a mechanism for promoting the innovative activity of economic entities which should operate at all levels - from government to local authorities. The article also proposes a system of innovative activity financing from all possible sources. The concepts of competitiveness of national economy are of great practical importance for the development of programs improving national competitive advantages, as well as developing its export base at the national and regional levels over the long term. The places occupied by the regions of the Union State in the ratings of authoritative international organizations clearly demonstrate their non-competitiveness. A prerequisite for overcoming the crisis, for integration and solution of the national security problems is the development and implementation of global strategic architecture for improvement of its international competitiveness. 


Keywords:

structure, development, system, competitiveness, economic space, Union State, innovative system , safety, integration , innovation

 Среди отечественных и зарубежных ученых не существует единого мнения относительно сущности понятия «международная конкурентоспособность страны» и его соотношение с рядом других взаимосвязанных однопорядковых категорий, таких как конкуренция, конкурентные преимущества, конкурентные позиции и конкурентный статус. Некоторые из них даже утверждают, что конкурируют на мировой арене не страны, а корпорации, а в условиях глобализации конкуренция между государствами вообще исчезает, что лишает смысла исследовать конкурентоспособность стран. Но даже в условиях усиления тенденции регионализации, интеграции и глобализации в мировой экономике конкурентная борьба между странами не только не исчезает, а наоборот обостряется, приобретая новые формы своего проявления [6].

Как известно, конкурентоспособность в общем определении – это владение субъектом определенными свойствами, которые дают ему возможность развиваться на инновационной основе и побеждать в конкурентной борьбе. Если у субъекта их нет, то он не в состоянии вступить в длительную конкурентную борьбу на соответствующем рынке. Основным фактором высокой конкурентоспособности субъектов международных экономических отношений является их восприимчивость к инновациям [8]. То есть все конкурентоспособные субъекты придерживаются инновационного типа поведения [17]. Это справедливо и на государственном уровне. Обеспечение инновационной активности требует значительных капиталовложений, а, следовательно, экономика должна обеспечить возможность привлечения капитала. Именно мощный экономический потенциал позволяет стране и ее фирмам успешно конкурировать на мировых рынках и формировать инновационный потенциал. Впрочем, конкурентоспособность страны превращается в динамичный процесс постоянных изменений и обновлений, которые дают импульс к эволюционному развитию, и дополнительные конкурентные преимущества [15].

Среди научных трудов, в которых исследуются теоретические основы конкуренции, ее современные формы, международная конкурентная среда, анализ причин и условий возникновения конкурентных преимуществ, а также проблемы обеспечения высокой конкурентоспособности отдельных стран и их поисках новых форм ее достижения, необходимо выделить исследования таких ученых, как [1]:, Б.Олина, М.Познера, Д. Рикардо, Дж.Робинсон, Дж.Сакс, П.Самуэльсона, Г.Азоева, М.Гальвановського, С.Емельянова, А.Михайлов, А. Селезнева, И.Спиридонова, Р.Фатхутдинова. Наиболее значимыми исследованиями международной конкуренции и теории конкурентных преимуществ стран, факторов определяющих конкурентоспособность на микро и мезоуровнях были сделаны американским ученым М. Портером.

Вместе с тем, многие аспекты данной научной проблемы остается недостаточно раскрытыми и обоснованными. Требуют дальнейшего исследования теоретико-методологические основы феномена конкурентоспособности в глобальной среде.

Важным признаком конкурентоспособности страны является также способность ее субъектов оперативно реагировать на изменения в мировом спросе и структуре производства [5]. Для этого необходимо, чтобы в стране существовал благоприятный инвестиционно-инновационный климат, а также модифицировалась и поддерживалась национальная среда для эффективного функционирования субъектов хозяйствования [11]. Поэтому высокая конкурентоспособность страны характеризуется наличием в ней механизмов формирования условий и средств, способствующих решению задач общенациональной безопасности, экономического развития и повышению уровня жизни населения [2]. Страна, в которой не только эффективная экономика, но и экономические институты, с, точки зрения их влияния не экономические процессы в государстве, может считаться конкурентоспособной и обладать значительным потенциалом не только в конкурентных преимуществах, но и в преимуществах, связанных с особенностью функционирования политической, культурной, социальной системы.

Необходимо провести условную границу между категориями «конкурентоспособная экономика» и значительно широкими понятиями «конкурентоспособная страна», «конкурентоспособная нация», «конкурентный статус государства», а также и конкурентоспособный регион, ведь во многих работах эти понятия употребляются как синонимы [13]. На наш взгляд, международная конкурентоспособность страны – это способность страны создать такое национальное бизнес-сообщество в условиях свободного и справедливого рынка, в котором отечественные товаропроизводители могут постоянно развивать свои конкурентные преимущества и занимать и удерживать прочные позиции на определенных сегментах мирового рынка, благодаря: мощному экономическому потенциалу, что обеспечивает динамичный рост экономики на инновационной основе; развитой системе рыночных институтов; владению значительным интеллектуальным капиталом и инвестиционными ресурсами; гибким реагированием на изменения мировой конъюнктуры и, соответственно этому, диверсификацией производства, максимально отстаивая реализацию национальных интересов ради экономической безопасности и высоких стандартов жизни населения.

Как известно, высокую международную конкурентоспособность можно достичь и благодаря активному вмешательству правительства через субсидии, однако это в конечном счете снижает жизненный уровень населения, и такая конкурентоспособность является номинальной [9, 10]. А реальная конкурентоспособность возможна только тогда, когда национальные компании способны производить высококачественные товары и успешно реализовывать их по ценам, удовлетворяющих как внешних, так и внутренних потребителей – без прямых субсидий, сдерживания заработной платы и безработицы [4].

Правомерным применение и такой категории как, конкурентоспособность нации, по мнению A.M. Weresa, представляет собой утверждение и рост значимости в мировом сообществе интеллектуального потенциала государства, которая обеспечивает высокие темпы экономического роста на основе инноваций [19]. В теории международной экономики нет четкого обоснования такой категории как «конкурентный статус государства», хотя в области стратегического менеджмента еще с восьмидесятых годов используется дефиниция «конкурентный статус компании» [7]. В нашем понимании «конкурентный статус государства» это признанный мировым сообществом бренд государства по универсальным стандартам, такими как развитие общества, политическая и экономическая стабильность, экономическая безопасность. Конкурентный статус страны считаем высоким, если конкурентные позиции ее субъектов на международных рынках будут расти, а внутренняя среда будет оставаться привлекательным для инвесторов.

В последнее время очень важным в контексте государственной региональной политики является исследование конкурентоспособности регионов. Ведь структурные изменения как в развитых, так и в государствах с переходной экономикой, сопровождаются территориальной концентрацией экономической деятельности [12]. Опыт этих стран отрицает гипотезу о сокращении региональных диспропорций в результате экономического роста, особенно это касается инновационных процессов. Возникает региональный "инновационный парадокс", который заключается в необходимости увеличения расходов на инновационную деятельность в депрессивных регионах и относительно меньшей возможности привлекать бюджетные и частные источники финансирования по сравнению с экономически развитыми регионами [20]. Основная причина этого парадокса заключается не только в меньшей доступности источников финансирования, но и в характере национальных и региональных инновационных систем, обусловливающие инновационную конкурентоспособность страны и ее регионов.

Опыт высокоразвитых стран мира таких как США, ЕС показывает, что создание постиндустриального общества, повышение международной конкурентоспособности возможно лишь на инновационной основе при максимальном использовании инновационного потенциала регионов, и с учетом особенностей каждого из них [14].

Под инновационной конкурентоспособностью региона мы понимаем способность субъектов региона проводить активную инновационную деятельность и тем самым влиять на рост экономики территории и повышать конкурентоспособность страны в целом [3].  создание и реализация принципиально новой продукции играет решающую роль в усилении конкурентных позиций товаропроизводителей на мировых рынках. А это, как известно, возможно только при условии эффективной Национальной инновационной системы (НИС), которая формируется индивидуально в каждой стране и включает следующие подсистемы как сфера научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), образование и профессиональная подготовка; инновационная инфраструктура, изготовление конкурентоспособной продукции и услуг; институты правового, социального и финансового характера. Определяющая роль в этой системе принадлежит региональным инновационным системам [16].

Итак, конкурентоспособность региона в отличие от конкурентоспособности национальной экономики, отличается косвенной конкуренции регионов в рамках единой экономической системы.

Регион считаем конкурентоспособным, если весомо участие его в повышении международной конкурентоспособности страны. То есть региональная экономика, в которой преобладает сырьевая структура промышленности, конкурентоспособна, если необходима ресурсной базой для промышленно развитых регионов [18]. Определяющей является инновационная составляющая их конкурентоспособности и динамика отраслевой структуры с упреждающим развитием технологического сектора национальной экономики.

Важное значение в теории конкурентоспособности отводится кластерам, как сконцентрированным по географическим признакам группам взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанным с их деятельностью организациям в определенных сферах, которые конкурируют, а вместе с тем и ведут совместную работу.

Высокую конкурентоспособность и экономический рост обусловливают факторы, которые стимулируют оперативное распространение новых технологий, особое значение приобретают характер и структура взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Именно инновационные кластеры имеют в своей основе устойчивую систему передачи новых знаний, технологий, продукции, которую называют технологической сетью. Предприятия кластера имеют возможность получить дополнительные конкурентные преимущества, осуществляя внутреннюю специализацию, стандартизацию, минимизируя затраты на внедрение инноваций.

Особенностью кластеров является наличие в их составе гибких малых инновационных предприятий, особенно венчурных, что позволяет формировать инновационные «точки роста», получать синергический эффект.

Большинство ученых, исследующих преимущества кластеров, прежде всего выделяют инновации. Участники кластера имеют доступ к новым технологиям, методам работы и тому подобное. Самая главная особенность – это наличие в кластерах венчурного капитала, с помощью которого и финансируются нововведения. Стоит отметить, что в США более 50% биотехнологических фирм финансировались венчурным капиталом в кластерах на начальных этапах («startup»).

Однако М. Портер предостерегает, что при определенных условиях, участие в кластере может и замедлять процессы нововведений, особенно, если в кластере применяется один подход к конкуренции. Предприятия кластера могут не поддерживать внедрение радикальных инноваций, которые меняют старую рутинную поведение. Но, несмотря на некоторые негативные факторы, кластеры все же играют важную роль в конкурентной борьбе, что ведет к повышению конкурентных преимуществ субъектов кластера.

Современная международная статистика, используя значительные базы данных о мировом развитии, разрабатывает и постоянно совершенствует методики расчета международной конкурентоспособности стран, отражающие их потенциал и сравнительные преимущества. Особого внимания заслуживает индекс роста конкурентоспособности Growth Competitiveness Index – GCI), который ежегодно определяется Всемирным Экономическим форумом (ВЭФ) и отражают способность национальных экономик в течение среднесрочного периода достигать устойчивого развития на основе новых знаний и технологий. Благодаря этому его еще называют индексом инновационной восприимчивости стран. Ведь с помощью новых технологий и изготовление на их основе новых видов товаров можно обеспечить устойчивые темпы экономического роста и повышать благосостояние населения.

Первый кластер включает высокоразвитые страны мира, которые являются ключевыми инноваторами – США, Финляндия, Сингапур, Тайвань, Австралия, Швеция, Швейцария и Канада. Средняя оценка общего индекса конкурентоспособности составляет – 5,46, индекс общественных институтов – 5,98 и индекс макроэкономической среды – 4,98. Кластер 2 является крупнейшим, охватывает большое количество высокоразвитых стран мира. К нему присоединились и постсоциалистические страны – Эстония, Словения и Венгрия. К неконкурентоспособных – страны 7 и 8 кластеров (ряд южноафриканских и латиноамериканских стран и РФ с РБ).

Однако важно учитывать и состояние бизнес-среды, где фирмы могут повышать свои конкурентные преимущества, используя эффективные стратегии и реализуя свою продукцию на мировых рынках. Эти аспекты включает расчет Business Competitiveness Index – индекс бизнес конкурентоспособности.

Заслуживает внимания и методика определения международной конкурентоспособности Европейского Союза. Так, в отчете по конкурентоспособности ЕС (2003г.) для определения международной конкурентоспособности используется новый показатель – производительность труда, который рассчитывается за час работы, и определяется на макро, микро, мезо и мегауровне.

Мультипликативная модель региональной конкурентоспособности определяется как

у = а * в * с * d,

где

y = ВВП / Население

a = ВВП / Отработанное время, – производительность труда в час

в = Отработанное время / Занятость – соотношение «работа»

с = Занятость / трудоспособного е населения – коэффициент занятости

d = трудоспособного населения / Население – удельный вес работающих в кране

Производительность труда измерялась в разрезе регионов NUTS2 (табл.1). Высокий уровень производительности труда (ПП) и соответственно и конкурентоспособности в Люксембурге – 71,29. Хотя параллельно производят расчет по среднему росту производительности труда и по нему ранжируют регионы по международной конкурентоспособностью.

Таблица 1 - Рейтинг регионов ЕС по показателю производительности труда

.Регионы

Код региона

Уровень производительности (ПК)

1995­ 2000 Средний рост производительности,%

1998­1999 НИОКР / ВВП,%

Занятость в высокотехнологичном секторе, коэффициент

Количество студентов из аспирантуры и докторантуры, %

Индекс производительности

Регионы-лидеры

Люксембург (Luxembourg)

lu

71,29

4,08

н/а

0,32

0,56

0,62

Влаамс Брайант (Vlaams Brabant)

be24

71,24

2,81

н/а

1,50

3,42

1,06

Иль де Франс (IIe de France)

fr1

69,83

3,22

3,37

1,21

4,80

0,44

Регионы-аутсайдеры

Акорес (Acores (PT))

pt2

25,09

2,01

н/а

0,00

1,11

0,07

Норте (Norte)

pt11

24,23

1,77

1,30

0,40

2,70

0,18

Центро (Centro (P))