Статья 'Рассмотрение исламского менталитета (политико-психологическое эссе)' - журнал 'Международные отношения' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Международные отношения
Правильная ссылка на статью:

Рассмотрение исламского менталитета (политико-психологическое эссе)

Ракитянский Николай Митрофанович

доктор психологических наук

профессор, кафедра социологии и психологии политики, Московский госдарственный университет им. М.В. Ломоносова

119991, Россия, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4

Rakityanskii Nikolai Mitrofanovich

Doctor of Psychology

Professor at Moscow State University, Department of Sociology and Psychology of Politics

119991, Russia, Moscow, GSP-1, Lomonosovskii prospekt, d. 27, korp. 4

9315891@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0641.2014.2.11478

Дата направления статьи в редакцию:

15-02-2014


Дата публикации:

1-3-2014


Аннотация: В работе осуществлен концептуальный анализ феномена исламского менталитета с опорой на методологический потенциал принципа субъектности и догматического принципа. Исламский менталитет рассмотрен в единстве исторического, теологического, психологического и политологического аспектов. Показана связь политических менталитетов с монотеистическими религиозно-догматическими системами. В статье проведён сопоставительный анализ догматических истоков формирования иудейского, христианского и исламского менталитетов. Раскрыты кардинальные отличия трех монотеистических менталитетов в политологическом контексте. Означены фундаментальные основания феномена политической субъектности. Выявлены особенности корпоративно-национального, индивидуально-личностного типа политической субъектности, а также бессубъектный тип политического менталитета. Автор высказал мнение о влиянии ментально-догматических установок ислама на политико-психологические свойства мусульманского мира. Сделан вывод о том, что ислам, будучи феноменом сверхсознания, является для мусульман ценностью высшего порядка, которая определяет ментально-догматическое качество мусульманского политического мира. Сформулированы проблемы, основания и возможности политического взаимодействия с исламом.


Ключевые слова:

международные отношения, внешняя политика, ислам, умма, политический менталитет, политический субъект, сверхсознание, бессубъектность, ментально-догматические установки, православно-исламский консенсус

Библиография
1. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. – М.: ИБВ, 2005.
2. Наумкин В.В., Кузнецов В.А. Исламский мир и исламские организации в современной мирополитической системе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2013. № 4. – С. 31, 54.
3. Абд-Эль Маши. Аллах в исламе. – Корнталь-Мюнхинген.: Изд-во «Свет на Востоке», 1983.
4. Кеннеди Х. Великие арабские завоевания. URL: // http://lib.rus.ec/b/222837
5. Белокреницкий В.Я. Исламский мир: «отстающее развитие» и мусульманский радикализм // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 8. – С. 89-103.
6. Мирский Г.И. Ислам: история и современность. 2010. URL: // http://www.hist.msu.ru/Journals/NNI/pdfs/Mirskij_2010.pdf
7. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Академический проект, 2008. – С. 134-135.
8. Ракитянский Н.М. Понятия сознания и менталитета в контексте политической психологии // Вестник Московского ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2011. № 6. – С. 90-103.
9. Можаровский В.В. Критика догматического мышления и анализ религиозно-ментальных оснований политики. – СПб.: ОВИЗО, 2002. С. – 83.
10. Умнов А.Ю. Глубинные корни фундаментализма. Исламский мир: «отстающее развитие» и мусульманский радикализм // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 8. – С. 89-103.
11. Султанов Ш. Глобальный исламский субъект. Перспективы его формирования в условиях мирового системного кризиса. URL: // http://www.politjournal.ru/preview.php?action=Articles&dirid=67&tek=8820&issue=231
12. Абд-Эль Маши. Почему мусульманину трудно стать христианином? URL: // http://mission-center.com/islams/abdel.htm
13. Хвыля-Олинтер А. Особенности радикальных направлений ислама // Материалы научного семинара. Выпуск № 5. – М.: Научный эксперт, 2007. – С. 83.
14. Зинченко М.С. Политизация ислама как фактор современного политического процесса (на материалах Северного Кавказа): Автореф. дис. ... канд. полит. наук. – Краснодар, 2010.
15. Игнатенко А. «Исламский» – что это значит? // «НГ-сценарии». 1997. № 6.
16. Умнов А.Ю. Модернизм и фундаментализм. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире / По материалам конференции. / Отв. ред. – В.Г. Хорос. – М.: ИМЭМО РАН, 2011. – С. 103-110.
17. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманский опыт миростроительства: базовые цели и ценности, формы познания и социокультурной организации. Исторический опыт и российская ситуация // Материалы научного семинара. Выпуск № 5. – М.: Научный эксперт, 2007. – С. 47.
18. Изложение начал мусульманского законоведения. – М.: Адир, 1991. – С. 470.
19. Фурсов А. Конец постсоветской эпохи. URL: // http://oko-planet.su/politik/politikmir/99505-andrey-fursov-konec-postsovetskoy-epohi.html
20. Перевезенцев С.В. Русский выбор: очерки национального самосознания / С.В. Перевезенцев. – М.: Русскiй миръ, 2007. – С. 318.
21. Ракитянский Н.М. Феномен и концепт сверхсознания в политической психологии // Мир и политика. 2013. № 6. – С. 236-235.
22. Перевозчикова Л.С. Становление субъектности как основополагающего принципа западноевропейского гуманизма // Вестник ВГУ. Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3. – С. 253-262.
23. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви. – М.: СЭИ. 1991.
24. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. – М.: Олма-Пресс, 2001. – С. 13-17.
25. Мирский Г.И. Исламский мир: «отстающее развитие» и мусульманский радикализм // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 8. – С. 89-103.
26. Ракитянский Н.М. Иудейский менталитет. Политико-психологическое эссе // Вестник Московского ун-та. Сер. 12. 2013. № 4. – С. 55-81.
27. Васильев Л.С. История Востока. – М., 2005.
28. Lewis В. The Crisis of Islam. L., 2003. P. 88, 89; A Survey of Islam and the West // The Economist. 13.09.2003.
29. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.
30. Манойло А.В. Специфика цветных революций «арабской весны». // Известия Уральск. Федерального Ун-та. Сер. 3. Общественные науки. 2013. №3. С. 30-36.
31. Орлов И.Б. Глобализация и/или исламизация // Материалы научного семинара. Выпуск № 5. – М.: Научный эксперт, 2007. – С. 75.
32. А. В. Манойло CША и Талибан: стратегическое партнерство // Национальная безопасность / nota bene.-2012.-3.-C. 82-85.
33. В.В Бубликов. Исламизация Европы как следствие дехристианизации и демографического кризиса. // Тренды и управление.-2013.-№ 2.-C. 156-164. DOI: .10.7256/2307-9118.2013.2.5328
34. Т.В. Ломакина. К вопросу о происхождении вайнахов и особенностях их менталитета. // Философия и культура.-2011.-№ 4.-C. 88-96.
35. П.С. Гуревич. Знание и религиозный опыт. (Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. М., 2009, тираж 5000 экз., 272 с.). // Психология и Психотехника.-2010.-№ 11.-C. 110-111.
36. Х.С. Киреев. «Исламский фактор» в этнополитических процессах на Северном Кавказе.. // Право и политика.-2008.-№ 5.
37. С.А. Мозговой. Коммуникационный менеджмент и мусульманское сообщество в России (выступление на конференции “Интернет в жизни мусульман современной России. Исламский контент).. // Политика и Общество.-2008.-№ 1.
References
1. Landa R.G. Politicheskii islam: predvaritel'nye itogi. – M.: IBV, 2005.
2. Naumkin V.V., Kuznetsov V.A. Islamskii mir i islamskie organizatsii v sovremennoi miropoliticheskoi sisteme // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 12. Politicheskie nauki. 2013. № 4. – S. 31, 54.
3. Abd-El' Mashi. Allakh v islame. – Korntal'-Myunkhingen.: Izd-vo «Svet na Vostoke», 1983.
4. Kennedi Kh. Velikie arabskie zavoevaniya. URL: // http://lib.rus.ec/b/222837
5. Belokrenitskii V.Ya. Islamskii mir: «otstayushchee razvitie» i musul'manskii radikalizm // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2008. № 8. – S. 89-103.
6. Mirskii G.I. Islam: istoriya i sovremennost'. 2010. URL: // http://www.hist.msu.ru/Journals/NNI/pdfs/Mirskij_2010.pdf
7. Losev A.F. Dialektika mifa. – M.: Akademicheskii proekt, 2008. – S. 134-135.
8. Rakityanskii N.M. Ponyatiya soznaniya i mentaliteta v kontekste politicheskoi psikhologii // Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser. 12. Politicheskie nauki. 2011. № 6. – S. 90-103.
9. Mozharovskii V.V. Kritika dogmaticheskogo myshleniya i analiz religiozno-mental'nykh osnovanii politiki. – SPb.: OVIZO, 2002. S. – 83.
10. Umnov A.Yu. Glubinnye korni fundamentalizma. Islamskii mir: «otstayushchee razvitie» i musul'manskii radikalizm // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2008. № 8. – S. 89-103.
11. Sultanov Sh. Global'nyi islamskii sub''ekt. Perspektivy ego formirovaniya v usloviyakh mirovogo sistemnogo krizisa. URL: // http://www.politjournal.ru/preview.php?action=Articles&dirid=67&tek=8820&issue=231
12. Abd-El' Mashi. Pochemu musul'maninu trudno stat' khristianinom? URL: // http://mission-center.com/islams/abdel.htm
13. Khvylya-Olinter A. Osobennosti radikal'nykh napravlenii islama // Materialy nauchnogo seminara. Vypusk № 5. – M.: Nauchnyi ekspert, 2007. – S. 83.
14. Zinchenko M.S. Politizatsiya islama kak faktor sovremennogo politicheskogo protsessa (na materialakh Severnogo Kavkaza): Avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. – Krasnodar, 2010.
15. Ignatenko A. «Islamskii» – chto eto znachit? // «NG-stsenarii». 1997. № 6.
16. Umnov A.Yu. Modernizm i fundamentalizm. Islamskaya tsivilizatsiya v globaliziruyushchemsya mire / Po materialam konferentsii. / Otv. red. – V.G. Khoros. – M.: IMEMO RAN, 2011. – S. 103-110.
17. Syukiyainen L.R. Musul'manskii opyt mirostroitel'stva: bazovye tseli i tsennosti, formy poznaniya i sotsiokul'turnoi organizatsii. Istoricheskii opyt i rossiiskaya situatsiya // Materialy nauchnogo seminara. Vypusk № 5. – M.: Nauchnyi ekspert, 2007. – S. 47.
18. Izlozhenie nachal musul'manskogo zakonovedeniya. – M.: Adir, 1991. – S. 470.
19. Fursov A. Konets postsovetskoi epokhi. URL: // http://oko-planet.su/politik/politikmir/99505-andrey-fursov-konec-postsovetskoy-epohi.html
20. Perevezentsev S.V. Russkii vybor: ocherki natsional'nogo samosoznaniya / S.V. Perevezentsev. – M.: Russkii mir'', 2007. – S. 318.
21. Rakityanskii N.M. Fenomen i kontsept sverkhsoznaniya v politicheskoi psikhologii // Mir i politika. 2013. № 6. – S. 236-235.
22. Perevozchikova L.S. Stanovlenie sub''ektnosti kak osnovopolagayushchego printsipa zapadnoevropeiskogo gumanizma // Vestnik VGU. Seriya lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. 2008. № 3. – S. 253-262.
23. Losskii V. Ocherk misticheskogo bogosloviya Vostochnoi tserkvi. – M.: SEI. 1991.
24. Piko della Mirandola Dzh. Rech' o dostoinstve cheloveka // Antologiya filosofii Srednikh vekov i epokhi Vozrozhdeniya. – M.: Olma-Press, 2001. – S. 13-17.
25. Mirskii G.I. Islamskii mir: «otstayushchee razvitie» i musul'manskii radikalizm // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2008. № 8. – S. 89-103.
26. Rakityanskii N.M. Iudeiskii mentalitet. Politiko-psikhologicheskoe esse // Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser. 12. 2013. № 4. – S. 55-81.
27. Vasil'ev L.S. Istoriya Vostoka. – M., 2005.
28. Lewis V. The Crisis of Islam. L., 2003. P. 88, 89; A Survey of Islam and the West // The Economist. 13.09.2003.
29. Rassel B. Istoriya zapadnoi filosofii. – M., 1993.
30. Manoilo A.V. Spetsifika tsvetnykh revolyutsii «arabskoi vesny». // Izvestiya Ural'sk. Federal'nogo Un-ta. Ser. 3. Obshchestvennye nauki. 2013. №3. S. 30-36.
31. Orlov I.B. Globalizatsiya i/ili islamizatsiya // Materialy nauchnogo seminara. Vypusk № 5. – M.: Nauchnyi ekspert, 2007. – S. 75.
32. A. V. Manoilo CShA i Taliban: strategicheskoe partnerstvo // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene.-2012.-3.-C. 82-85.
33. V.V Bublikov. Islamizatsiya Evropy kak sledstvie dekhristianizatsii i demograficheskogo krizisa. // Trendy i upravlenie.-2013.-№ 2.-C. 156-164. DOI: .10.7256/2307-9118.2013.2.5328
34. T.V. Lomakina. K voprosu o proiskhozhdenii vainakhov i osobennostyakh ikh mentaliteta. // Filosofiya i kul'tura.-2011.-№ 4.-C. 88-96.
35. P.S. Gurevich. Znanie i religioznyi opyt. (Stepanyants M.T. Islamskii mistitsizm. M., 2009, tirazh 5000 ekz., 272 s.). // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2010.-№ 11.-C. 110-111.
36. Kh.S. Kireev. «Islamskii faktor» v etnopoliticheskikh protsessakh na Severnom Kavkaze.. // Pravo i politika.-2008.-№ 5.
37. S.A. Mozgovoi. Kommunikatsionnyi menedzhment i musul'manskoe soobshchestvo v Rossii (vystuplenie na konferentsii “Internet v zhizni musul'man sovremennoi Rossii. Islamskii kontent).. // Politika i Obshchestvo.-2008.-№ 1.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.