Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "История и идеология"
История и идеология
Данилова В.Ю. - Культ императорского дома при Траяне c. 102-109

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.19534

Аннотация: Предметом исследования является роль культа императорского дома в идеологии римского императора Траяна (98-117). В статье раскрывается взаимосвязь образа семьи Траяна с созданием в официальной идеологии образа самого императора. Рассматриваются особенности культа императорского дома в отношении таких родственников Траяна, как его приемный отец Нерва, родной отец Траян-Старший, жена Плотина, сестра Марциана, племянница Матидия. Автором выделены два этапа в развитии культа императорского дома при Траяне. Для изучения письменных источников на латинском языке применялся лингвистический метод. Проводился сравнительный анализ письменных, нумизматических и вещественных источников по теме исследования. Новизна исследования заключается в том, что в статье впервые в отечественной историографии подробно рассматривается роль культа императорского дома в идеологии Траяна. Сделаны следующие выводы. Во-первых, ближайшее окружение императора должно было соответствовать образу самого императора. На начальном этапе правления Траяна (98–105) подчеркивались умеренность в почестях, скромность, почтение к приемному отцу Нерве, уважение к другим членам семьи. На втором этапе (105–112) наблюдается значительное усиление культа императорского дома, которое выразилось в обожествлении умерших родственников Траяна и возвеличивании живых. Во-вторых, отмечена уникальность ситуации, в которой император Траян имел сразу двух обожествленных отцов, раскрыта суть конфликта между почитанием приемного и родного отцов.
Ованесян И.Г. - Воспитание молодежи на революционных традициях в практике комсомола второй половины 1950-х годов c. 107-121

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.4.19694

Аннотация: В статье предпринята попытка с современных позиций выяснить, почему именно в конце 1950-х годов возрос интерес высшего комсомольского руководства и партийных наставников комсомола к воспитанию молодежи на революционных традициях, в чем его особенности , чем поучителен данный опыт. Особое внимание уделяется становлению военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности ВЛКСМ, пропаганде современного передового опыта в единстве с уважением к революционному прошлому . Основу источниковой базы исследования составили документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Деятельность комсомола оценивается преимущественно с государственных и общечеловеческих позиций. ВЛКСМ рассматривается как оригинальное советское «ведомство по делам молодежи», связующее звено между государством и молодежью. Показано, что в комсомоле 1950-х годов утверждался новый подход: воскресить память о прошлом отцов, матерей, братьев – первейшая обязанность каждой первичной комсомольской организации, каждого райкома и горкома ВЛКСМ. При этом речь шла в основном о революционном прошлом, о партийных традициях. Официальная пропаганда отчасти способствовала обращению даже молодежной оппозиции к революционаристским формам политического протеста, героизируя прошлый опыт революционаризма. С точки зрения автора, принцип единства воспитания молодежи на традициях прошлого, героики настоящего и идеалах будущего во многом актуален и сегодня . При этом опыт 1950-х годов убеждает, что обращаясь к прошлому, мы должны акцентировать внимание не на разрушительных, а на созидательных традициях. Прямые параллели (прошлое – настоящее – будущее), как правило, могут и отталкивать молодежь. На этом направлении работы с молодежью нужны особые продуманность и тактичность.
Якимов К.А. - Особенности политического воспитания в комсомоле 1937-1938 гг. c. 148-165

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.17469

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью исторического осмысления роли комсомола в политическом воспитании молодежи. В данной статье на основании материалов Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО) рассматриваются такие составные элементы политического воспитания как участие комсомольцев в работе по борьбе с «врагами народа», антирелигиозная и образовательная работа комсомольских организаций. Проводится анализ влияния политпросвещения на формирование специфических черт советской молодежи, дается оценка качества обучения в политшколах и кружках. Рассматривается влияние политического воспитания на характер общественных настроений молодежи. С другой стороны, именно изучение выступлений,писем,заявлений комсомольцев 1937-1938 гг. используется для репрезентации намерений организаторов политического воспитания и оценки его результатов. Изучение общественных настроений членов молодежного союза позволяет более объективно оценить социокультурный феномен комсомола. Научная новизна статьи заключается в переосмыслении противоречивых общественно – политических настроений молодежи на труднейшем этапе истории ВЛКСМ. Продемонстрировано влияние деятельности комсомольских организаций в сфере политического образования и воспитания молодого поколения на формирование специфических черт советской молодежи.
Зипунникова Н.Н. - Идеологемы в российском законодательстве об образовании и науке XVIII – XX веков (к проблеме координат политико-идеологической составляющей деятельности государства) c. 355-383

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.15695

Аннотация: В статье рассматривается малоизученная историко-правовая проблема идеологем в образовательно-научной сфере России XVIII – XX вв. и их отражения в законодательстве. Насыщенность идеологемами разных пластов законодательства, регулировавшего образование и науку, характеризуется как одна из его сущностных черт. Идеологемы и идеологические формулы рассматриваются в качестве концептов, скрепляющих, формирующих политику и идеологию в сфере образования и науки, а также как каналы их реализации.Поставлена задача выявить идеологемы, идеологические формулы и клише в российском законодательстве об образовании и науке, систематизировать и творчески их осмыслить. Предложена классификация «образовательно-научных» идеологем. Особое внимание уделено формулированию законодателем задач подготовки профессиональных юридических кадров как в императорский период, так и в советские десятилетия. Отмечена обусловленность политико-идеологической составляющей деятельности Российского государства в сфере юридического образования распространением и доминированием соответствующих правовых доктрин, школ права. Показаны в комплексе как широко известные идеологемы типа уваровской триады или модели советского юриста, так и формулы, не получившие столь пристального внимания исследователей. Делается вывод о перспективности дальнейшего историко-правового познания политики и идеологии в сфере образования и науки, а также их опорных точек – идеологем.
Коробицына Л.В. - Социалистические идеи в творчестве британского историка А.Дж.П. Тейлора c. 552-559

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.17019

Аннотация: Предметом исследования являются политические взгляды британского ученого ХХ в. А. Дж. П. Тейлора, внесшего существенный вклад в развитие исторической науки 1930-1960-х гг. и спровоцировавшего длительную дискуссию как в профессиональной исторической науке, так и в общественных кругах применительно к проблеме истоков Второй мировой войны. На протяжении всей своей жизни Тейлор был активным членом Лейбористской партии Великобритании и разделял идеи социализма, которые оказывали значительное влияние на его профессиональную и общественную деятельность. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как процесс формирования политических взглядов ученого и отражение социалистических воззрений в его работах. Исследование базируется на методах научной биографии и интеллектуальной истории. За основу берется типология биографий, предложенная Дональдом Уокером, включающая в себя биографию личности, профессиональную биографию, библиографическую биографию и биографию среды. Личность и профессиональная деятельность А. Дж. П. Тейлора недостаточно изучены в российской историографии, в то время как его вклад в развитие исторической науки ХХ в. существен. В ходе исследования было выявлено, что политические взгляды играли ключевую роль в становлении Тейлора как профессионального историка и общественного деятеля, а также определили проблематику целого ряда его исторических работ.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"