Genesis: Historical research
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Rubric "History and Ideology"
History and Ideology
Zaretskaya O.V. - Soviet-Norwegian relations and the image of Norway in Soviet printed media over the period of 1955 – 1960’s (using the material of “Pravda” newspaper) pp. 29-43

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.6.22819

Abstract: The subject of this research is the image of Norway in Soviet printed media over the period of 1955 – 1960’s, which was formed under the influence of transnational relations between the Soviet Union and Norway. The object is the Soviet-Norwegian relations under the conditions of crucial changes in the system of global politics and international relations. Special attention is given to the peculiarities of establishment and transformation of the image of Norway alongside the character of Soviet-Norwegian relations in Soviet printed media over the stated timeframe. The concept of myth (generalized perception of the reality) lies in the foundation of this work. Examination of the reflection of reality in the consciousness, as well as effect of the political myths upon the formation of a desired image of any objects is a necessary condition for analyzing the printed media. The scientific novelty consists in the attempt to trace the qualitative transformations of Norway’s image in the Soviet printed media over the period of 1955 – 1960’s. The following conclusions were made: in 1954 – 1955 the criticism of Norwegian pro-NATO policy acquires constraint character, which was a result of achieving certain balance in the bilateral relations; the image of Norway becomes neutral. Visit of Einar Gerhardsen to USSR in 1995 alongside the following visits of high officials in 1964 and 1965 positively affected the relations between the state, and thus, resulted in formation of a pleasant image in the printed media. However, the question of Norway’s membership in NATO remained topical. Due to the fact that on the intergovernmental was achieved close cooperation, and within the NATO block have increased centrifugal trends, the media were actively discussing a possible exit of Norway from the organizations. Dissatisfaction of the Soviet leadership by the decision of Norwegian government to remain the member of NATO led to worsening of the bilateral relations in 1970’s.
Mikhailov A.M. - Legal ideology and juridical dogmatic theology pp. 31-52

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.1.19220

Abstract:  The subject of this research is the notion of legal ideology and its connection with the dogmatic jurisprudence. The main attention is given to correlation between the notions of legal ideology and juridical dogmatic theology, determination of their differences and similarities, as well as interaction in the process of legal regulation. Revelation of the subject of research is conducted from the perspective of functional approach: the author determines the role and importance of legal ideology and juridical dogmatic theology within the system of law alongside the process of legal regulation, as well as accentuates their practical and pragmatic nature. The article reveals the notion of legal ideology and its functional significance in legal system. The author’s original understanding of the grounds and structure of legal ideology is provided. The work gives characteristics to the process and necessary conditions for establishment of the juridical dogmatic theology. The author reveals the interconnection between the juridical dogmatic theology and legal ideology, as well as complementarity of their action in the process of legal regulation.  
Danilova V.Yu. - The cult of Imperial house during at the time of Trajan pp. 102-109

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.19534

Abstract: The subject of this research is the role of the cult of imperial house in ideology of the Roman Emperor Trajan (98-1170). The article reveals correlation between the image of Trajan’s family and the formation of the image of the emperor himself within the official ideology. The author examines the peculiarities of the cult of imperial house pertaining to such relatives of Trajan, as his adoptive father Nerva, biological father Trajan Senior, wife Plotina, sister Maricia, and niece Matidia. The author highlights two stages of development of the imperial house cult at the time of Trajan. The scientific novelty consists in the fact that this article is first in the Russian historiography to thoroughly explore the role of the imperial house cult in Trajan’s ideology. The immediate circle of the emperor had to correspond the image of the emperor himself. At the beginning of Trajan’s reign (98-105) we can observe moderation in favors, modesty, honor of his adoptive father Nerva, and respect for other family members. At the second stage (105-112), we can observe a significant amplification of the imperial house cult, which expressed in deification of Trajan’s the dead relatives and glorification of those alive. The author also notes the uniqueness of the situation, in which the Emperor Trajan simultaneously had two deified fathers, as well as reveals the essence of the conflict between honoring the biological father and the adoptive father.
Ovanesyan I.G. - Upbringing of the youth based on the revolutionary traditions in the practice of Komsomol of the late 1950’s pp. 107-121

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.4.19694

Abstract: This article makes an attempt to determine from the current perspective the reason why particularly in the late 1950’s we can observe a growing interest of the Komsomol leadership towards the upbringing of the youth based on revolutionary traditions, as well as define its specificities and in which way such experience can be didactic. Special attention is given to the establishment of military-patriotic upbringing as one of the priority directions in the activity of Komsomol, and propaganda of the advanced practices in unity with respect to the revolutionary past. The work of the Komsomol is assessed primarily from the government and general human positions. Komsomol is being views as the original Soviet “department of youth affairs”, interlink between the government and the youth. It is demonstrated that in the 1950’s Komsomol has established a new approach: to revive the memory of the past of fathers, mothers, and brothers was the foremost responsibility of each initial Komsomol organization, as well as each district or municipal committee of Komsomol. The author believes that the principle of unity of educating the youth based on the traditions of the past, heroic spirit of the present, and ideals of the future in many aspects remains relevant even today. At the same time, it is highlighted that turning to the past, we should focus not on the destructive, but constructive traditions.
Yakimov K.A. - Peculiarities of the political education in Komsomol during the period of 1937-1938 pp. 148-165

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.17469

Abstract: The relevance of this research is substantiated by the necessity of historical cognition of the role of Komsomol in political education of the youth. Based on the materials of the State Archive of the Sociopolitical History of Tambov Oblast, this article examines such compositional elements of political upbringing as participation of Komsomol members in the work regarding the struggle against the “public enemy”, well as anti-religious and educational activity of the Komsomol organizations. The author conducts the analysis of the impact of political education upon the formation of specific feature of the Soviet youth, as well as gives assessment to the quality of education in political schools and groups. The article also examines the influence of political upbringing on the character of public moods of the youth, which allows more objectively evaluate the sociocultural phenomenon of the Komsomol. The scientific novelty consists in reframing of the controversial sociopolitical moods of the youth during the most difficult stage in the history of Komsomol. The author underlines the influence of Komsomol organization in the field of political education and upbringing of the young generation upon the establishment of specific features among the Soviet youth.
Zipunnikova N.N. - Ideologemes in the Russian legislation on education and science of XVIII – XX centuries (to the issue of positions of politico-ideological component of state functions) pp. 355-383

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.15695

Abstract: This article examines the little-studied historical-legal issue of ideologemes within the education and scientific sphere of Russia during XVIII – XX centuries, as well as their reflection in legislation. The saturation with ideologemes of various layers of legislation, which regulated education and science, is characterized as one of its essential features. Ideologemes and ideological formulas are being viewed as concepts that bind and form the policy and ideology in the area of science and education, as well as the channels of their realization. The article sets the task to determine the ideologemes, ideological formulas, and clichés within the Russian legislation on science and education, and systematize and understand them creatively. It proposes classification of the “science and education” ideologemes. A special attention is given to the formulation by the legislator of tasks for preparation of professional juridical personnel during both, the Imperial era, as well as through the Soviet decades. The author provides a complex demonstration of widely known ideologemes such as Uvarov’s triad or the model of Soviet jurist, as well as the formulas that did not get as much attention from the researchers.
Korobitsyna L.V. - Socialistic ideas in the works of the British historian A. J. P. Taylor pp. 552-559

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.17019

Abstract: The subject of this research is the political views of the XX century British scholar A. J. P. Taylor, who made a significant contribution into the development of historical science during the period of 1930-1960, as well as provoked an extensive discussion in professional historical science and public circles with regard to the problem of origins of the World War II. Throughout his life, Taylor was an active member of the British Labor Party and supported the ideas of socialism, which significantly affected his professional and social activity. The author examines such aspects as the process of formation of political views of the scholar, as well as the reflection of socialistic views in his works. The foundation for this article became the typology of biographies proposed by Donald Walker that includes the biography of personality, professional biography, and biography of the environment. The personality and professional activity of A. J. P. Taylor is little-studied in the Russian historiography, while his contribution into the development of historical science of the XX is quite significant. During the course of this research, the author underlines that the political views played a key role in Taylor’s professional growth as a historian and public figure, as well as determined the problematics of a whole number of his historical works.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "История и идеология"
История и идеология
Зарецкая О.В. - Советско-норвежские отношения и образ Норвегии в советской прессе в 1955-1960-х гг. (на материале газеты "Правды"). c. 29-43

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.6.22819

Аннотация: Предметом исследования является образ Норвегии в советской периодической печати в 1955-1960-е гг., сформированный под влиянием межгосударственных отношений между Советским Союзом и Норвегией. В тоже время, советско-норвежские межгосударственные отношения в условиях коренных изменений системы мировой политики и международных отношений выступают в качестве объекта исследования. Автор особое внимание уделяет особенностям формирования и трансформации образа Норвегии в советской периодической печати в указанный период и анализирует характер отражения центральной прессой советско-норвежских отношений на вышеозначенном этапе. В основу исследования положена концепция мифа (обобщенное представление о действительности). Изучение отражения действительности в сознании, а также влияния политических мифов на формирование требуемого образа каких-либо объектов является необходимым условием для анализа периодической печати. Специальными научно-историческими методами, определившими концепцию и структуру исследования, являются проблемно-хронологический (используемый для воспроизводства явления и процессов в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности,), а также, вследствие того, что основным источником данного исследования является пресса – метод контент-анализа (применяемый для количественного анализа текстовых источников) для выявления характерных тенденций в публикациях советской прессы. Новизной данного исследования явилось то, что удалось проследить качественные изменения образа Норвегии в советской прессе в 1955-1960-х гг. В частности, удалось прийти к следующим выводам: к 1954-1955 гг. критика норвежской пронатовской политики приобретает сдержанный характер, что было вызвано достижением определенного равновесия в двусторонних отношениях, а образ Норвегии опять становится нейтральным.Визит в СССР Э.Герхардсена в 1955 г., а также последующие официальные визиты на высшем уровне в 1964 г., 1965 г. позволили вернуть двусторонним отношениям дружественный характер, что, в свою очередь, повлекло формирование в прессе положительного образа. Однако проблемным в двусторонних отношениях оставался вопрос участия Норвегии в НАТО. В связи с тем, что на межправительственном уровне было достигнуто тесное сотрудничество, а внутри блока НАТО усилились центробежные тенденции, в прессе активно обсуждался вопрос о возможном выходе Норвегии из организации в 1969-1970 гг. Неудовлетворенность советского руководства решением норвежского правительства остаться членом НАТО привела к ухудшению двусторонних отношений в 1970-х гг.
Михайлов А.М. - Правовая идеология и юридическая догматика c. 31-52

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.1.19220

Аннотация: Предметом исследования является понятие правовой идеологии и его связь с догматической юриспруденцией. Основное внимание в статье уделяется соотношению понятий правовой идеологии и юридической догматики, выявлению их различий и сходств, их взаимодействия в процессе правового регулирования. Раскрытие предмета исследования ведется с позиции функционального подхода: выявляется роль и значение правовой идеологии и юридической догматики в правовой системе и в процессе правового регулирования, акцентируется их практико-деятельностная природа. Методологической основой исследования выступают концептуализация, анализ и синтез, функциональный подход, сравнительно-правовой подход, структурный подход. В статье раскрывается понятие правовой идеологии, ее функциональное значение в правовой системе. Представлено авторское понимание оснований и структуры правовой идеологии. Дана общая характеристика процесса формирования юридической догматики, необходимых условий ее становления. Раскрыта взаимосвязь юридической догматики и правовой идеологии, комплементарность их действия в процессе правового регулирования.
Данилова В.Ю. - Культ императорского дома при Траяне c. 102-109

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.19534

Аннотация: Предметом исследования является роль культа императорского дома в идеологии римского императора Траяна (98-117). В статье раскрывается взаимосвязь образа семьи Траяна с созданием в официальной идеологии образа самого императора. Рассматриваются особенности культа императорского дома в отношении таких родственников Траяна, как его приемный отец Нерва, родной отец Траян-Старший, жена Плотина, сестра Марциана, племянница Матидия. Автором выделены два этапа в развитии культа императорского дома при Траяне. Для изучения письменных источников на латинском языке применялся лингвистический метод. Проводился сравнительный анализ письменных, нумизматических и вещественных источников по теме исследования. Новизна исследования заключается в том, что в статье впервые в отечественной историографии подробно рассматривается роль культа императорского дома в идеологии Траяна. Сделаны следующие выводы. Во-первых, ближайшее окружение императора должно было соответствовать образу самого императора. На начальном этапе правления Траяна (98–105) подчеркивались умеренность в почестях, скромность, почтение к приемному отцу Нерве, уважение к другим членам семьи. На втором этапе (105–112) наблюдается значительное усиление культа императорского дома, которое выразилось в обожествлении умерших родственников Траяна и возвеличивании живых. Во-вторых, отмечена уникальность ситуации, в которой император Траян имел сразу двух обожествленных отцов, раскрыта суть конфликта между почитанием приемного и родного отцов.
Ованесян И.Г. - Воспитание молодежи на революционных традициях в практике комсомола второй половины 1950-х годов c. 107-121

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.4.19694

Аннотация: В статье предпринята попытка с современных позиций выяснить, почему именно в конце 1950-х годов возрос интерес высшего комсомольского руководства и партийных наставников комсомола к воспитанию молодежи на революционных традициях, в чем его особенности , чем поучителен данный опыт. Особое внимание уделяется становлению военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности ВЛКСМ, пропаганде современного передового опыта в единстве с уважением к революционному прошлому . Основу источниковой базы исследования составили документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Деятельность комсомола оценивается преимущественно с государственных и общечеловеческих позиций. ВЛКСМ рассматривается как оригинальное советское «ведомство по делам молодежи», связующее звено между государством и молодежью. Показано, что в комсомоле 1950-х годов утверждался новый подход: воскресить память о прошлом отцов, матерей, братьев – первейшая обязанность каждой первичной комсомольской организации, каждого райкома и горкома ВЛКСМ. При этом речь шла в основном о революционном прошлом, о партийных традициях. Официальная пропаганда отчасти способствовала обращению даже молодежной оппозиции к революционаристским формам политического протеста, героизируя прошлый опыт революционаризма. С точки зрения автора, принцип единства воспитания молодежи на традициях прошлого, героики настоящего и идеалах будущего во многом актуален и сегодня . При этом опыт 1950-х годов убеждает, что обращаясь к прошлому, мы должны акцентировать внимание не на разрушительных, а на созидательных традициях. Прямые параллели (прошлое – настоящее – будущее), как правило, могут и отталкивать молодежь. На этом направлении работы с молодежью нужны особые продуманность и тактичность.
Якимов К.А. - Особенности политического воспитания в комсомоле 1937-1938 гг. c. 148-165

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.17469

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью исторического осмысления роли комсомола в политическом воспитании молодежи. В данной статье на основании материалов Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО) рассматриваются такие составные элементы политического воспитания как участие комсомольцев в работе по борьбе с «врагами народа», антирелигиозная и образовательная работа комсомольских организаций. Проводится анализ влияния политпросвещения на формирование специфических черт советской молодежи, дается оценка качества обучения в политшколах и кружках. Рассматривается влияние политического воспитания на характер общественных настроений молодежи. С другой стороны, именно изучение выступлений,писем,заявлений комсомольцев 1937-1938 гг. используется для репрезентации намерений организаторов политического воспитания и оценки его результатов. Изучение общественных настроений членов молодежного союза позволяет более объективно оценить социокультурный феномен комсомола. Научная новизна статьи заключается в переосмыслении противоречивых общественно – политических настроений молодежи на труднейшем этапе истории ВЛКСМ. Продемонстрировано влияние деятельности комсомольских организаций в сфере политического образования и воспитания молодого поколения на формирование специфических черт советской молодежи.
Зипунникова Н.Н. - Идеологемы в российском законодательстве об образовании и науке XVIII – XX веков (к проблеме координат политико-идеологической составляющей деятельности государства) c. 355-383

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.15695

Аннотация: В статье рассматривается малоизученная историко-правовая проблема идеологем в образовательно-научной сфере России XVIII – XX вв. и их отражения в законодательстве. Насыщенность идеологемами разных пластов законодательства, регулировавшего образование и науку, характеризуется как одна из его сущностных черт. Идеологемы и идеологические формулы рассматриваются в качестве концептов, скрепляющих, формирующих политику и идеологию в сфере образования и науки, а также как каналы их реализации.Поставлена задача выявить идеологемы, идеологические формулы и клише в российском законодательстве об образовании и науке, систематизировать и творчески их осмыслить. Предложена классификация «образовательно-научных» идеологем. Особое внимание уделено формулированию законодателем задач подготовки профессиональных юридических кадров как в императорский период, так и в советские десятилетия. Отмечена обусловленность политико-идеологической составляющей деятельности Российского государства в сфере юридического образования распространением и доминированием соответствующих правовых доктрин, школ права. Показаны в комплексе как широко известные идеологемы типа уваровской триады или модели советского юриста, так и формулы, не получившие столь пристального внимания исследователей. Делается вывод о перспективности дальнейшего историко-правового познания политики и идеологии в сфере образования и науки, а также их опорных точек – идеологем.
Коробицына Л.В. - Социалистические идеи в творчестве британского историка А.Дж.П. Тейлора c. 552-559

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.17019

Аннотация: Предметом исследования являются политические взгляды британского ученого ХХ в. А. Дж. П. Тейлора, внесшего существенный вклад в развитие исторической науки 1930-1960-х гг. и спровоцировавшего длительную дискуссию как в профессиональной исторической науке, так и в общественных кругах применительно к проблеме истоков Второй мировой войны. На протяжении всей своей жизни Тейлор был активным членом Лейбористской партии Великобритании и разделял идеи социализма, которые оказывали значительное влияние на его профессиональную и общественную деятельность. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как процесс формирования политических взглядов ученого и отражение социалистических воззрений в его работах. Исследование базируется на методах научной биографии и интеллектуальной истории. За основу берется типология биографий, предложенная Дональдом Уокером, включающая в себя биографию личности, профессиональную биографию, библиографическую биографию и биографию среды. Личность и профессиональная деятельность А. Дж. П. Тейлора недостаточно изучены в российской историографии, в то время как его вклад в развитие исторической науки ХХ в. существен. В ходе исследования было выявлено, что политические взгляды играли ключевую роль в становлении Тейлора как профессионального историка и общественного деятеля, а также определили проблематику целого ряда его исторических работ.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"