Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "Верования, религии, Церкви"
Верования, религии, Церкви
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Молодежная политика Русской Православной церкви в современной России: проблемы и перспективы c. 53-59

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.3.11021

Аннотация: В статье рассматривается одно из важнейших направлений деятельности Русской Православной церкви как значимого социального института российского общества - выработка и реализация молодежной политики. Со второй половины 1980-х гг. наблюдается серьезный подъем религиозности в государстве, Русская Православная церковь стремится максимально использовать все предоставленные возможности для расширения сферы своего влияния, распространения и даже насаждения православных духовных ценностей, в том числе, и среди подрастающего поколения. Русская Православная церковь уделяет молодежи особое внимание, поскольку именно она составляет будущее развития российского общества. В 1991 г. на съезде православной молодежи было создано «Всецерковное православное молодежное движение» (ВПМД). По решению Священного Синода (30-31 января 1991 г.) был создан Отдел Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации, председателем которого стал игумен Иоанн (И.Н. Экономцев). В 1994 г. прошло первое совещание ректоров духовных учебных заведений под руководством Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II.В 2000 г. был образован синодальный Отдел по делам молодежи, имеющий своей целью активизацию миссии в молодежной среде и повышение церковной активности самих молодых. С 2001 г. начинают создаваться епархиальные Отделы по делам молодежи на всей канонической территории РПЦ. С этого времени ежегодно стали проводиться Всероссийские съезды православной молодежи. В 2002 г. были учреждены «Всероссийское православное молодежное движение» и детская организация «Братство православных следопытов». Методологическую основу исследования составляют принципы объективности; историзма; системности, полного учета социально-субъективного в предмете изучения и максимально возможная нейтральность в отношения исследователя к интерпретации и оценке фактического материалы. При возможности были использованы принципы социально-психологического подхода и принцип корректности и тактичности в оценке фактов, поскольку спецификой конфессиональной практики РПЦ была сильная нравственно-этическая составляющая его участников. Научная новизна состоит в предпринятой попытке проанализировать молодежную политику РПЦ в современных условиях.Практика показала, что духовенство в целом приняло идеи православного молодежного служения и ощутило его вкус. И хотя Церковь не имеет достаточного опыта практического воплощения таких идей, что вызывает серьезные трудности при попытке их осуществления, ее позиция в деле молодежного служения с каждым годом становится все более четкой. Поддерживая в целом конструктивные начинания Русской Православной церкви в плане воспитания молодежи, государство должно четко соблюдать нормы конфессионального законодательства, не нарушая при этом прав других религий и неверующего населения России.
Арапов А.В. - Основные направления христоверия (религиоведческий очерк) c. 61-69

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.4.491

Аннотация: Статья посвящена одному из направлений в русском сектанстве, которое обычно именуется христоверием или хлыстовством. В статье описаны основные секты, относимые к христоверию: Люди Божии, Постники, Израиль, Старый Израиль, Новый Израиль. Дан обзор их богословской специфики и истории. Каждое последующее течение выделялось из предыдущего. Большинство последователей переходило в новое, но при этом предыдущее течение тоже продолжало существовать. Приведены образцы христоверческой литертуры. Описаны основные формы мистической практики христоверия. Христоверие рассматривается как выражения двух тенденций, характерных для русского религиозного сознания. Во-первых, ориентация на эмоциональное переживание. Центральное место занимает эмоционально насыщенный мистический опыт. Важно внутреннее состояние, а не внешний обряд. Вторая характерная черта - стремление видеть Христа вновь воплощенным, вторично пришедшем в образе конкретной личности, почитаемого духовного лидера. Разумеется, это не единственные тенденции в русской религиозности, были и противоположные. Но они нашли выражение уже в других религиозных сообществах.
Королев А.А., Королева Л.А., Гарькин И.Н. - Мусульманское духовенство Среднего Поволжья. 1940-1980 гг. c. 62-77

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.1.10346

Аннотация: Предмет исследования - состав мусульманского духовенства (возрастной критерий, уровень образования и т.д.), деятельность служителей исламского культа (организационное устройство, религиозная практика, элементы модернизации культа и т.д.), основные направления советской государственно-религиозной политики в отношении ислама в 1940-1980-х гг. на региональном уровне - в Среднем Поволжье. Многонациональное и поликонфессиональное Среднее Поволжье являлось типичным региональным образованием России. Основные тенденции в деятельности конфессиональных объединений, в целом, мусульманских, в частности, складывания и развития отношений государства и религиозных формирований в масштабах всей страны достаточно четко прослеживались на примере многонационального Среднего Поволжья, имея при этом свою специфику. В качестве теоретико-методологической основы исследования были избраны принципы: а) объективности; б) историзма; в) системности, г) объ-ективного учета социально-личностного в предмете исследования и наиболее возможная нейтрализация субъективного отношения исследователя при оценке и интерпретации фактов. Новизна исследования заключается в том, что впервые в научный оборот введен особый массив архивных источников, ранее не востребованный в силу разнообразных причин; выявлены основные направления и формы деятельности мусульманского духовенства в СССР в 1940-1980-х гг. на примере Среднего Поволжья. Выводы.Мусульманское духовенство Среднего Поволжья характеризовалось высоким возрастным цензом и низким уровнем образования, как общего, так и духовного. В некоторых селах в связи с малочисленностью священнослужителей ислама их обязанности выполняли посторонние лица или старики-бабаи. Мулла, особенно в сельской местности, пользовался непререкаемым авторитетом, что выражалось и в материальной форме. Мусульманское духовенство развивало активную деятельность, применяя самые разнообразные методы работы среди населения. Важнейшим элементом религиозной практики исламского культа являлась проповедь. Мусульманское духовенство Средне-волжского региона ориентировалось на максимальное приспособление идеологии ислама и деятельности религиозности объединений к условиям социалистического общества, модернизацию религиозных догматов Корана, сближение социально-нравственных принципов ислама и коммунизма, религии и культуры. Муллы, будучи в основной своей массе толерантными в отношении советской власти, все же иногда вступали в открытое противостояние, как по принципиальным вопросам веры (главным образом, в Татарской АССР и Куйбышевской области), так иногда и из корыстных побуждений.
Романовская Л.Р., Остроумов С.В., Фомичев М.Н., Соловьёв С.А. - Охрана религии в западноевропейских государствах в период раннего средневековья c. 82-95

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.1.13959

Аннотация: Целью исследования является определение места защиты государственной религии во внутренней политике различных государств в период от древности до раннего средневековья, в частности, в Римской империи, Древней Иудее, в раннесредневековых королевствах: Франкской монархии, Остготском, Бургундском, Лангобардском королевствах и др. Предметом анализа выступают преступления против религии (осквернение священных мест, осквернение священных времен, идолопоклонство, богохульство, колдовство, ложная клятва, осквернение трупов и гробниц, ересь), их взаимосвязь и зависимость от разных факторов социально-политической жизни. В процессе исследования авторы применяли следующие методы: общефилософский диалектический метод, общенаучные методы системного анализа, синтеза, дедукции, индукции, а также такие частноправовые методы, как сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический и др. Основным выводом проведённого исследования стало положение о том, что в период раннего средневековья, так же как и в период древности и античности, важнейшей функцией государства была защита основ государственной религии, осуществляемая с целью поддержания внутренней безопасности государства, сохранения идеологической целостности общества.
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Служители исламского культа в СССР в 1940-е гг. (по материалам Татарской АССР, Пензенской, Ульяновской и Куйбышевской областей) c. 95-119

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.11951

Аннотация: В статье исследуется исламское духовенство Среднего Поволжья (Татарской АССР, Пензенской, Ульяновской и Куйбышевской областей) в 1940-е гг. - возрастной состав, уровень образования, национальная принадлежность, социальный статус священнослужителей мусульманского культа; формы и методы их конфессиональной практики (организационное устройство, религиозная практика, элементы модернизации культа и т.д.); взаимоотношения с представителями советской власти, в первую очередь, уполномоченным Совета по делам религиозных культов; рассматриваются мечети Среднего Поволжья как материальная база социальной консолидации мусульман, духовные центры мусульманского населения. В качестве теоретико-методологической основы исследования были избраны принципы: а) объективности; б) историзма; в) системности, г) объективного учета социально-личностного в предмете исследования и наиболее возможная нейтрализация субъективного отношения исследователя при оценке и интерпретации фактов. Кроме методологических принципов в работе были использованы специально-исторические принципы: сравнительно-исторический, актуализации, проблемно-хронологический, диахронный; также общенаучные принципы: структурно-системный, статистический, классификации, позволившие проанализировать эволюцию государственно-исламских отношений, рассмотреть советско/российское мусульманство в комплексе его составляющих, анализировать и сопоставлять различные данные для определения основных особенностей и сущностных характеристик. На протяжении 1940-х гг. количество действовавших мечетей в регионах Среднего Поволжья оставалось относительно стабильным. В основном, мечети располагались в сельской местности, в Пензенской и Куйбышевской областях в региональных «столицах» мечети не функ-ционировали. Численность мусульманского духовенства после всплеска в послевоенный период зафиксировалась на одном уровне - в соответствии с количеством мечетей. Служителями исламского культа в Среднем Поволжье являлись муллы и муэдзины. В некоторых селах в связи с малочисленностью священнослужителей ислама имамы и муэдзины отсутствовали, иногда их обязанности выполняли посторонние лица или старики-бабаи.Мусульманское духовенство развивало активную деятельность, применяя самые разнообразные методы работы среди населения. Важнейшим элементом религиозной практики исламского культа являлась проповедь. Мусульманское духовенство Среднего Поволжья характеризовалось высоким возрастным цензом и низким уровнем образования, как общего, так и духовного. В связи с преклонным возрастом имамов некоторые из них крайне редко выступали с публичными проповедями, особенно в Пензенском регионе. С середины 1940-х гг. советское руководство разрешило паломничество советских мусульман в Мекку. Мулла, особенно в сельской местности, пользовался непререкаемым авторитетом. Основными мусульманскими обрядами в Среднем Поволжье были джаназа, никях, исим, суннет.
Бабич И.Л. - Эволюция православной церкви в период епископства святителя Игнатия Брянчанинова (конец 1850 - начало 1860-х гг.) c. 96-137

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.1.13968

Аннотация: Преобразование управления и экономики Кавказского края в 1860- е годы включало и проведение религиозных реформ. Статья посвящена истории религиозных преобразований в регионе. Активизация православия на Кавказе во многом связана с деятельностью общественного и церковного деятеля России ХIХ в. епископа Игнатия Брянчанинова. Судьба связала его жизнь и деятельность на некоторое время с Кавказом с 1858 по 1861 гг. Именно этому периоду и посвящена данная статья, подготовленная на основе двух видов источников – архивных материалов, добытых автором из двух фондов Российского государственного исторического архива – Священного Синода и Кавказского комитета, и опубликованных писем святителя к родному брату Петру Александровичу – Ставропольскому губернатору и Николаю Николаевичу Муравьеву – Карсскому - выдающемуся военному и государственному деятелю. Статья подготовлена на основе хронологического принципа, и включает в себя следующие разделы: назначение архимандрита Игнатия епископом Кавказским, план И. Брянчанинова работы на Кавказе, основы взаимоотношений Игнатий с гражданскими властями на Кавказе, деятельность Игнатия по изменению границ Кавказской епархии, уход И. Брянчанинова с поста епископа Кавказского, и наконец, выборы нового епископа. Представленный в статье материал ярко свидетельствует о том, что, несмотря на небольшой срок пребывания в должности епископа Кавказского и Черноморского, по нашему мнению, Игнатий Брянчанинов сыграл огромную роль в распространении и углублении православной жизни на Северном Кавказе.
Королев А.А., Молькин А.Н., Вазерова А.Г. - Деятельность советских евангельских христиан-баптистов во второй половине 1940-1960-е гг. (по материалам Пензенского региона) c. 106-119

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.2.10321

Аннотация: Предмет исследования - функционирование религиозных организаций евангельских христиан-баптистов и взаимодействие государства и партии и объединений ЕХБ во второй половине 1940 – 1960 гг. в Пензенском регионе.Территориальные рамки исследования определяются Пензенской областью, типичным региональным образованием Центральной России. Основные тенденции в деятельности конфессиональных объединений, в целом, евангельских христиан-баптистов, в частности, складывания и развития отношений государства и религиозных формирований в масштабах всей страны достаточно четко прослеживаются на примере Пензенского региона, имея при этом свою специфику. Кроме того, данные территориальные рамки соответствуют границам современной Пензенской области. В качестве теоретико-методологической основы исследования были выбраны принципы объективности; историзма; системности, полного учета социально-субъективного в предмете исследования и максимально возможная нейтрализация предвзятого отношения ученого при интерпретации и оценке фактов. По мере возможности были применены принципы социально-психологического подхода и принцип корректности и тактичности в оценке фактического материала, поскольку особенностью религиозной практики евангельских христиан-баптистов была достаточно сильная нравственно-этическая компонента его участников. Новизна заключается в том, что впервые исследована деятельность религиозных объединений евангельских христиан-баптистов в Пензенской области в 1945-1960-х гг. по различным направлениям - привлечения новых верующих, увеличения совершения культовых обрядов, улучшения кадрового состава пресвитеров, расширения материально-технической базы общин, активизация административно-хозяйственной практики и т.д.; изучен механизм взаимоотношений властных структур и групп евангельских христиан-баптистов в социоисторическом ракурсе.Выводы:- деятельность религиозных групп евангельских христиан-баптистов Пензенского края отражала характерные закономерности, присущие конфессиональной практике СССР в 1945-1960 гг.: укрепление социальных и материальных позиций в послевоенный период, ухудшение положения евангельских христиан-баптистов в конце 1950-х гг. и т.д.;- региональные религиозные общины евангельских христиан-баптистов во всей мере почувствовали на себе прессинг государственно-церковной политики в исследуемый период – жесткая регламентация деятельности религиозных объединений, широкомасштабная научно-атеистическая работа, контроль за соблюдением исполнения законодательства о культах, ограничение финансовой деятельности религиозных групп и т.п.
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Государственно-православные отношения в СССР в период «перестройки» (по материалам Пензенской области) c. 120-130

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.5.9348

Аннотация: В статье анализируется эволюция государственно-конфессиональных отношений на региональном уровне - на примере Русской Православной церкви в Пензенской области в 1985-1991 гг. Государственная вероисповедная политика данного периода продолжала придерживаться ленинских принципов в отношении религии: религиозное мировоззрение признавалось предрассудком, актуализировались задачи по усилению атеистической работы властей. Уполномоченный Совета по Пензенской области продолжал свою деятельность в прежнем формате; выпускалась атеистическая литература. В Пензенской области по-прежнему проводилась активная работа по вытеснению религиозных праздников и обрядов из советского быта. В регионе заметно усилилась деятельность комиссий содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах.В то же время в государственно-православных отношениях прослеживались некоторые моменты либерализации. Была упрощена процедура регистрации религиозных организаций. И хотя в Пензенском регионе численность православных церквей и молитвенных домов до конца 1980-х гг. оставалась постоянной, но количество зарегистрированных священников православного культа постепенно возрастало. Увеличивалась численность верующих, возрастал их образовательный уровень, как и у местного православного духовенства. Пензенской епархии были возвращены некоторые храмы. Определенные изменения в плане либерализации государственно-церковных отношений прослеживались, но в целом течение деидеологизации в СССР шло весьма неровно, у советского руководства отсутствовала четкая программа и в целом понимание сущности и механизма демократизации страны.
Молькин А.Н. - Некоторые аспекты «возрождения» ислама в России (на примере Пензенской области) c. 120-130

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.2.10335

Аннотация: Предмет исследования - причины и предпосылки (внутренние и внешние), формы проявления феномена исламского "возрождения" в СССР / постсоветской России (активизация конфессиональной практики мусульман - увеличение обрядности, рост числа ходатайств от верующих в различные инстанции и т.п., восстановление мечетей, обучение новых кадров служителей исламского культа, формирование системы исламского образования и просвещения и т.п.) на региональном уровне - в Пензенском регионе в конце 1980-х - 1990-х гг. В качестве теоретико-методологической основы исследования были избраны принципы: а) объективности; б) историзма; в) системности, г) объективного учета социально-личностного в предмете исследования и наиболее возможная нейтрализация субъективного отношения исследователя при оценке и интерпретации фактов. Кроме методологических принципов в работе были использованы специально-исторические принципы: сравнительно-исторический, актуализации, проблемно-хронологический, диахронный; также общенаучные принципы: структурно-системный, статистический, классификации, позволившие проанализировать эволюцию государственно-исламских отношений, рассмотреть советско/российское мусульманство в комплексе его составляющих, анализировать и сопоставлять различные данные для определения основных особенностей и сущностных характеристик. В научный оборот введны новые источники, что позволило сделать следующие выводы:- с середины 1980-х гг. в СССР в контексте перестройки начинается процесс коренных изменений в отношениях между государством и церковью, постепенно снимались ограничения на деятельность конфессиональных объединений, действовавшие на протяжении многих лет, что создало условия для активного вовлечения верующих граждан и их религиозных организаций в социально-экономическую и духовную жизнь страны. Во второй половине 1980-х гг. наблюдался значительный всплеск религиозности в стране, обусловленный, прежде всего, кризисом российского общества - социальным, экономическим, политическим и моральным. Кроме того, определенную роль в данном явлении сыграли дискредитация и ломка господствовавших в обществе социалистических идеалов и ценностей. Изменение вектора культурных и моральных ориентиров в массовом сознании населения способствовало переоценке роли и места религии в обществе, позиционируя ее, в первую очередь, как феномен мировой и национальной культуры, как нравственную опору общества. Серьезное значение имело и крушение системы атеистического воспитания. Однако процесс деидеологизации в стране шел очень неровно, у советского руководства не было четкой программы и вообще понимания демократизации страны. Контакты государства и конфессиональных объединений, в том числе мусульманских, часто имели спонтанный характер, находились под воздействием конъюнктурных политических ситуаций и иногда личностных интересов.- с 1990-х гг. начался процесс исламского «возрождения», что выражалось, прежде всего, в росте религиозного самосознания, активном возрождении исламской обрядности, увеличении количества мечетей, складывании системы религиозного образования и т.д. Импульс исламскому ренессансу был внешним и являлся, в первую очередь, следствием деятельности светских властей, с одной стороны, и ослабления центральной власти в годы перестройки, с другой.
Королев А.А., Королева Л.А., Молькин А.Н. - Движение пятидесятников в СССР. 1950-1980 гг. c. 125-131

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.6.9378

Аннотация: В статье анализируется положение пятидесятничества в СССР в 1950-1980-х гг. В 1944-1945 гг. пятидесятники были объединены с баптистами, но часть пятидесятнических общин отказалась подчиниться данному «проекту».География распространения пятидесятников в СССР охватывала Украину, Россию, Белоруссию, Казахстан, Молдавию, Киргизию, Грузию.Некоторые пятидесятники следовали доктрине «непротивления злу» и отказывались брать в руки оружие, за что подвергались гонениям в СССР.Со второй половины 1960-х гг. основным содержанием оппозиционной деятельности пятидесятников становится борьба за эмиграцию. До 1974 г. советское руководство даже не рассматривало прошения пятидесятников об эмиграции, поскольку отсутствовали вызовы и визы. Пятидесятники использовали в своей борьбе как основное средство, - обращения к международным организациям, к конкретным официальным лицам; кроме того - голодовки, пресс-конференции, самовольные проникновения в иностранные посольства, попытки нелегальной эмиграции и т.д. Однако следует отметить, что в отличие от баптистов, деятельность пятидесятников не встречала широкого резонанса на Западе. Реальную помощь пятидесятникам пытались оказывать московские правозащитники.В 1979 г. в СССР был создан «Совет церквей пятидесятников». В 1980 г. была образована правозащитная группа евангельских христиан-пятидесятников РСФСР.С конца 1980-х гг. в государственно-конфессиональных отношениях происходит перелом. В настоящее время на территории России действуют Российская церковь ХВЕ; Объединенная церковь ХВЕ; Российский объединенный союз ХВЕ.
Бакшеев Е.С. - «Две смерти» в культурах Японии и Рюкю (Окинавы): двустадийная погребальная обрядность в традиционных обществах как историко-культурологическая проблема (в контексте культур Азиатско-Тихоокеанского региона) c. 129-191

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.1.470

Аннотация: В статье обосновывается понятие «двустадийная погребальная обрядность», которое впервые было введено в русскоязычный научный дискурс автором. Под такой обрядностью понимается целостный комплекс погребально-поминальной обрядности, включающий в себя первичное и вторичное захоронения и сопутствующую им обрядность. Феномен такой обрядности в традиционных обществах рассмотрен как историко-культурологическая проблема на примере Японии и Рюкю (Окинавы), а также Китая и других культур Азиатско-Тихоокеанского региона с привлечением материалов из других регионов Ойкумены.Автор, опираясь на идеи таких европейских ученых, как Р. Герц, А. ван Геннеп, Л. Леви-Брюль, использует малодоступные для отечественных исследователей работы японских ученых, занимающихся данной проблематикой, а также данные собственных полевых исследований в Японии и на Рюкю.В статье пограничный период между предварительным (временным) и постоянным (окончательным) захоронениями рассматривается как важнейший в структуре жизненного цикла индивида и функционирования социума. Показано, что в традиционных обществах Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Рюкю, Китай и др.) тело и останки, которыми манипулируют в процессе двустадийной погребальной обрядности, выступают символами культурных систем этих обществ. Выдвигается гипотеза, что такая двустадийная погребальная обрядность - не исключение, а закономерность для многих традиционных культур и обществ, что позволяет выявить новые подходы к их изучению.Статья иллюстрирована фото автора.
Арапов А.В. - Религиозная обрядность в Воронежской области в период хрущевских гонений и после них c. 132-137

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.6.9622

Аннотация: Религиозность дело глубоко личное. Исследовать внутренний мир человека непросто. Но в случае православия задача облегчается тем, что в нем есть множество форм внешнего выражения внутренних религиозных чувств. Такие таинства и обряды, как крещение, причащение и отпевание обязательны для каждого православного христианина. В 1960-х - 1980-х годах Уполномоченные Совета по делам Русской Православной Церкви и, затем, Совета по делам религий собирали сведения об основной религиозной обрядности в храмах Воронежской области, проводились специальные социологические исследования. В Государственном архиве Воронежской области можно найти много ценной информации по этим вопросам. К сожалению, подробные сведения содержатся лишь за 1960-ее – 1980-ее гг. Н.С. Хрущев, как известно, проводил агрессивную антирелигиозную компанию. Ставилась задача полного искоренения религии и церкви. Эта компания включала как административные меры, так и массированную атеистическую пропаганду. К сожалению, нет возможности установить число крещений и отпеваний на момент начала хрущевского правления. В это время в храмах обязательного учета крещений не велось, а уполномоченные не имели права требовать точных цифр от настоятелей и других церковных должностных лиц. Возможно, какая-то статистика собиралась органами госбезопасности, но к ней доступа в настоящий момент нет.Такие цифры, как стопроцентное отпевание умерших в трех районах области, рост в 1963-1965 гг. числа отпеваний по области на 10 % и крещение более половины родившихся детей в шести районах в 1965 году сами по себе говорят о провале антирелигиозной компании. При Л.И. Брежневе накал антирелигиозной борьбы существенно снизился. Атеистическая пропаганда велась, но носила в значительной мере формальный характер. В целом сохраняли свою силу административные нормы, принятые в предыдущий период, однако, давление на церковные структуры со стороны государственных органов значительно уменьшилось. Согласно приведенным выше данным с 1965 г. по 1985 г. религиозность постепенно, небольшими темпами снижалась. Можно предполагать, что в основную роль в этом процессе играла не атеистическая пропаганда, а общая секуляризация жизни, завершающийся переход от аграрного к модернизированному обществу.
Мартыненко А.В. - Основные тенденции развития интеллектуальной культуры ислама в Новое и Новейшее время c. 168-211
Аннотация: Цель статьи - сравнительныйанализ мусульманского модернизма и салафитских концепций ислама. Данное исследование опирается на цивилизационный подход. В рамках статьи проанализированы как модернистские концепции ислама (аль-Афгани, Абдо, Гаспринский, др.), так и салафитская доктрина (аль-Ваххаб, Сайид Кутб). Область применения - востоковедение, политология, религиоведение. Основной вывод - модернистский и салафитский подходы к исламской традиции определяют основной дискурс мусульманской культуры XVIII - XXI вв.
Козлов М.Н. - Поздние язычники Древней Руси c. 205-215

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.19338

Аннотация: Предметом исследования впервые в отечественной науке стала история поздних языческих общин Древней Руси конца Х–XII вв., их социально-экономический строй и жизненный уклад. Автор представил несколько господствующих в современной историографии антагонистических теорий, связанных с проблемами христианизации Древней Руси в домоногольскую эпоху. На основе анализа письменных источников и данных археологии впервые прослежены основные направления бегства населения Древней Руси от насильственной христианизации конца X – нач. XI ст., показаны типы поздних языческих общин, прослеживается существование язычников во многих древнерусских городах раннехристианской эпохи. На примере языческой общины Збручского культового центра проведен исторический анализ социально-экономического строя поздних язычников, частично прослеживается их жизненный уклад. Для решения исследовательских задач применялись проблемно-хронологический, аналитический методы исследования, а также методы аналогий, интерпретационного синтеза и обобщения. Автор пришел к выводу о том, что определенная часть восточных славян не приняла христианство и во главе со служителями языческого культа мигрировала в малонаселенные лесистые районы Западной, Северной и Северо-Восточной Руси. Служители языческого культа и их сторонники в период становления христианства смогли сохранить определенную часть своих языческих святилищ во многих крупных городах и поселениях Руси, а также создать в малонаселенном Галицком Понизовье крупный языческий комплекс, на территории которого нашли приют высшие служители языческого культа во главе со жрецом-правителем.
Розин В.М. - История становления монашества как социального института c. 212-263
Аннотация: В статье на материале истории западной культуры рассматривается становление монастырей и монашества как социального института. Анализируются социальные и культурные предпосылки, собственно процесс становления социального института монашества, расцвет и упадок данного института. Излагает основная гипотеза монашества – это особый вид мирского эзотеризма и гипотеза развития монашества – от мирского эзотеризма к обмирщению монашества. Характеризуются особенности монашества как социального института.
Ирышков А.В. - Литературное наследие Уильяма Пенна c. 216-230

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.20483

Аннотация: Данная статья суммирует политико-религиозные работы лидера квакерского движения на рубеже XVII-XVIII вв. Уильяма Пенна и предлагает их смысловую категоризацию. Каждой группе работ дана характеристика, приведены примеры и указаны основные мотивы выделения. В предлагаемой статье также анализируются важнейшие и опорные произведения автора, раскрывающие его новаторские идеи общественного устройства и понимания религиозной политики. Целью статьи является разработка классификации литературного наследия Уильяма Пенна, отсутствующая до сих пор в отечественной исторической науке, а также собрание как можно более полного перечня работ квакера. Методологической основой исследования выступает принцип историзма, который понимается как изучение объекта исследования в его развитии. Применительно к данному исследованию он предполагает изучение литературного наследия У. Пенна со времени его обращения в квакерство и до самой смерти. Исследование идейных структур невозможно без помещения их в конкретный политический контекст изучаемой эпохи. Только это может объяснить нам, почему возникли именно те, а не другие идеи, и как они эволюционировали. Среди общенаучных методов, использованных в данном исследовании, стоит выделить генетический метод. Полученные выводы и результаты будут уместны при изучении истории Пенсильвании и Общества друзей, общественно-политической мысли Англии на рубеже XVII-XVIII вв., а также при проведении религиоведческих исследований, в частности, на тему становления протестантизма. Новизна работы заключается в рассмотрении ранее не известных работ У. Пенна, их оценке и классификации.
Бабич И.Л. - Архимандрит Паисий (Соколов) как настоятель Вознесенской Давидовой пустыни (середина ХIХ в.) c. 237-269

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.17513

Аннотация: В статье рассматривается деятельность одного из крупных настоятелей российского монастыря - Вознесенской Давидовой пустыни, - архимандрита Паисия (Соколова). Дворянин, с университетским образованием он решил посвятить себя православному монашеству. На это решение повлиял один из авторитетных старцев России - прп. Макарий Оптинский. О. Паисий много сделал для процветания монастыря (увеличение численности монахов, улучшение быта монахов, нравственности монахов, улучшил финансовое состояние монастыря, ремонт монастырских зданий и строительство новых здания, в частности, постройка колокольни). Статья написана на основе исторического метода с привлечением новых архивных материалов, извлеченных из московских архивов (Центральный государственный архив г. Москвы, Российский государственный архив древних актов, Отдел рукописей РГБ. Фонд Оптиной пустыни), а также важных письменных источников ( писем о. Паисия Соколова). Архимандрит Паисий, пришедший в Вознесенскую Давидову пустынь, в 1843 г., провел целый ряд реформ в монастыре, позволивших обители достичь процветания. Таким образом, со временем настоятельства о. Паисия закончился длительный период модернизации общины, которая началась еще в конце ХVIII – начале ХIХ в., когда в Давидовой пустыни был введен общежительный Устав, в противовес особножительному, бытовавшему ранее в обители.
Насонов А.А. - Эмоциональное воздействие на верующих в процессе распространения православия и буддизма на юге Западной Сибири на рубеже XIX–XX вв. c. 243-249

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.6.21582

Аннотация: Объектом исследования является процесс распространения мировых религий на территории Южной Сибири. Предметом исследования выступает тактика использования эмоционального воздействия на верующих православного христианства и буддизма в процессе распространения на юге Западной Сибири. В статье обосновывается понятие «эмоциональное воздействие религии на верующих». Раскрывается значение эмоционального воздействия при отправлении обрядовой деятельности, с точки зрения осуществления функций установления связи верующих со сверхъестественным, а также демонстрации сплоченности внутри религиозного сообщества Используя сравнительно-исторический метод, автор сопоставляет применение визуальных, аудиальных и обонятельных средств эмоционального воздействия на потенциальных верующих и неофитов православными и буддийскими адептами. Новизна исследования заключается в том, что на конкретном историческом материале юга Западной Сибири характеризует приемы эмоционального воздействия, применявшиеся служителями Алтайской духовной миссии и адептами бурханизма, публичной формы проявления формирующейся региональной вариации буддизма. Автор приходит к выводу о большем разнообразии и результативности приемов эмоционального воздействия на верующих бурханизма.
Иошкин М.В. - Незарегистрированные религиозные общины Тамбовской области : влияние на молодежь (1958-1964 гг.) c. 416-445

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.5.15787

Аннотация: Борьба за молодежь всегда была очень важна как для политических, так и для религиозных объединений, так как по существу это была борьба за их будущее. В этой связи очень интересно изучение влияния на молодежь хлыстов, иудействующих субботников , молокан и других официально незарегистрированных общин. Анализ деятельности приверженцев нетрадиционных религий в Тамбовской области в период так называемого "хрущевского наступления на церковь" проведен в первую очередь на основе материалов экспедиции Института истории АН СССР и уполномоченного Совета по делам о религиозных культах при Тамбовском облисполкоме. Прием ретроспекции использовался для того, чтобы выявить первопричины событий в жизнедеятельности религиозных общин в исследуемый период. Впервые в научный оборот вводится спектр недавно рассекреченных документов Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Автор пришел к выводу, что все малочисленные религиозные общины, хотя и находились на грани выживания, старались увеличить влияние на молодежь. Участники нелегальных объединений истинно-православных христиан, а также молчальники сумели оказать влияние на определенные группы молодежи, применяя экстремистские призывы, носящие подчас антигосударственный и антиобщественный характер. В ряде религиозных течений пытались привлечь молодежь с помощью политического конформизма: признавали сходство в своих учениях с политикой советской власти, не препятствовали вступлению в пионеры и комсомол. Характерной чертой всех религиозных направлений и течений являлась их ориентация на социальное преобразование общества.
Головушкин Д.А. - Образ обновленчества и обновленцев в русской литературе 1920-х гг. c. 458-474

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.14409

Аннотация: Обновленчество – одно из сложнейших и противоречивых явлений в истории русского православия первой половины XX века, которое еще остается не до конца осмысленным и понятым. Его организационное и идейное формирование и развитие происходило в различных культурно-исторических условиях, под влиянием различных религиозно-философских идей и концепций, что естественно сказалось на многогранности данного феномена и вариативности его оценок. Заметную роль в этом играет и тот факт, что, будучи внутрицерковной оппозицией, обновленчество в 1920-е гг. оказалось втянутым в решение острых идеологических и внутрицерковных конфликтов, вследствие чего, как предмет исследования, испытало на себе серьезные вызовы и издержки идеологизации и мифологизации. В значительной степени их преодолению способствует контекстуальный анализ. Образ обновленчества и его лидеров, который рисуется русской литературой 1920-х гг. позволяет воссоздать их объективный портрет. Обращение к произведениям И. Ильфа и Е. Петрова, О. Д. Форш, С. А. Есенина, помогает увидеть колорит исторической эпохи, в котором развивалось обновленческое движение 1920-х гг., его внутреннюю неоднородность и противоречивость, а также восприятие обществом обновленчества и обновленческой церкви.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"