Genesis: Historical research
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Rubric "Culture and cultures in historical context"
Culture and cultures in historical context
Orbodoeva M.V. - Spiritual culture of China during the period of Wei and Jin pp. 18-22

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.20842

Abstract:  The author gives particular attention to the topic of spiritual culture of China during the period after the collapse of Han Empire, namely the period of Wei and Jin. The era of Wei and Jin represents a breaking point in the history of this country, which was preceded by the time of ruling of the powerful Han Empire and its collapse. The crisis of the empire, disintegration of the unified statehood, destruction of the previous foundations in sociopolitical and economic spheres of Chinese society affected the spiritual culture of China. In writing this article, the author analyzed the works of the Russian, as well as foreign scholars. Special accent is made on the works of Chinese scholars. The main conclusion of this work consists in the facts that the spiritual culture of China during the period of Wei and Jin dynasties was on one hand the reflection of the processes that took place in the stated period; and on the other – served as preparative basis for implementation of Buddhism into the sociocultural space of China.  
Khasanova M.S. - Cultural cooperation of Russia and Belarus in the post-Soviet space pp. 68-78

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23310

Abstract: This article is dedicated to examination of the aspects of cultural cooperation of Russia and Belarus at the present stage as a foundation for profound integration. The goal of the research lies in determining the type, features, and factors of the development of Russia-Belarus cooperation in the area of culture as a foundation contributing into the integration of both nations within the particular historical context in the late XX – early XXI centuries. The need for studying the intercultural differences is indicated. Relevance of researching the interaction between Russia and Belarus in the area of culture is caused by the dynamically developing sociocultural and political situation in modern Europe and the world in the conditions of globalization. An attempt is made to understand to what extent and by which means the culture conduces integration or disintegration of the state. The article considers various options and prospect for Russia-Belarus cultural cooperation. The author introduces into the scientific discourse newest documents pertaining to the Russia-Belarus relations, as well as analysis all major joint cultural events.
Khairetdinova N.E. - Theatre of war: on the motives of audience activity during the Great Patriotic War (using the materials of Ufa in 1941-1943) pp. 73-96

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.5.19671

Abstract:  The subject of this research is the motives of activity of theatrical audience in rear during the initial period of the Great Patriotic War. Theatres, along with the other facilities, continued to function; and moreover, they were never empty. But the understanding of fact that people far from the frontline, working for the victory, suffered deprivations, raised the questions regarding the moral and ethical views, demands, and financial opportunities of population. The research is conducted on the example of entertainment events of Ufa – capital of Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic. The source base for writing this article consisted of the unpublished archive materials, as well as the published materials, including the reminiscences of participants of the events. During the course of the research, it was established that the theatre as far back as 1930’s was viewed by the government as agitation and educational platform, as a powerful and endowed with artistic virtue tool of interaction upon public consciousness that in the severe conditions were boosting the economy of the country. And because the agitation force of the theatre would have been worthless without the full audience halls, the party-state apparatus were putting effort into increasing the popularity of cultural entertainment. Namely during this period, the theatre began to define the personal prestige of a Soviet citizen. In other words, by 1941 the spectator potential in the country, especially in the cities, was rather high. The agitation-educational meaning of theatre highly increased with the beginning of war, which of course, affected the cultural policy of the state. Multiple famous theatrical troupes from Odessa, Kiev, and other cities, were evacuated to Ufa due to favorable circumstances that encouraged the interest towards theatre. The city provided affordable prices for such events, including free service for the wounded in battle and active duty sergeants. Overall, the author notes that the tragicalness of situation did not interrupt the cultural upturn.  
Khisamutdinova A.F., Khairetdinova N.E. - History of conceptualization of the term “excursion”: some aspects of historiography of the problem pp. 79-86

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23183

Abstract: The subject of this research is the notion of “excursion”, which undergone various interpretations within different historical periods. It had impact upon the character of historical research on this topic. In particular, the history of excursion affairs is currently being studied inseparably with tourism, and the initially educational nature of the excursion has become secondary. It is established that that the reason that tourism eluded the studying of excursion activity lies in insufficient reference of the modern educational facilities towards the excursion methods in the context of organizing the educational process. Prerevolutionary, Soviet, and contemporary works of the theoretician of excursion affairs alongside certain currently existing historical explorations served as a source base for writing this article. The scientific novelty is defined by separating the concept and word “excursion”. In fact, the history of excursion affairs must be considered since the time, when the word “excursion” has not yet introduced to the Russian language. The authors provide arguments, which prove the scientific novelty and relevance of such research.
Bleikh N.O. - Educational activity of the Imperial officials aimed at establishment of unitary social space in North Caucasus in the early XIX century pp. 101-111

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.8.23408

Abstract: This article examines the questions regarding the educational activity of imperial officials aimed establishment of unitary social space in North Caucasus in the early XIX century leaning on the introduced for the first time archive sources. It is noted that in the course of educational work the Caucasian administration resorted not only to the political and economic reform of the region, but also the ideological effect, which namely consisted in propaganda of the state ideas and values using the missionary organization or national education. Methodology of this research applies the philosophical provisions on correlation of social development and education, historical-social institutionalization of pedagogical thought, as well as dialectics of the general and particular. Conclusion is made that the missionary work  became an actual way for bringing together the North Caucasian peoples with Russia; and the school policy, despite the inaccuracy of Royal culture-carriers and inadaptability to the local circumstanced, led to the positive results: by the mid XIX century, the entire North Caucasus appeared to be integrated into the Russian educational space.
Tushkanov D.I. - What was being read in Tsaritsyno at the end of the XIX century? pp. 130-136

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.18495

Abstract:  The subject of this research is the sociocultural image of the district city of Saratov province in the late XIX century. The article also explores the question of what newspapers and magazines were subscribed to and read by the inhabitants of the town of Tsaritsyno at the end of the XIX century. The object of this study is the provincial periodicals of the late XIX century. Special attention is given to the establishment and development of the first Tsaritsyno newspaper "Volga-Don paper", which reflected various issues and problems of the local life of the late nineteenth century, including consideration of the question of subscription of the citizens to the periodicals. The research methodology stems from a sociocultural approach, which means study of the culture as a wide range of social phenomena, which represent the tools and results of social development. A special place also belongs to the periodicals, which on the one hand represent a sociocultural phenomenon, while on the other – means of reflection of various sociocultural processes of reality. The author concludes that the city had a great need for periodicals and, in particular, the establishment of local press. Based on the materials of the first Tsaritsyno newspaper the author presents previously unpublished information about what periodicals the Tsaritsyno residents subscribed to in the last quarter of the XIX century. 
Sineokii O.V. - Retrospective view upon the history of development of national rock within the Soviet gramophone recording from the position of social communications pp. 137-167

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.16850

Abstract: This article presents a chronology of the main events and trends in the history of Soviet rock in the context of the development of the system of music communication in USSR, in other words one more version of formation and establishment of the Russian rock music – the author reconsidered a number of position, complemented many of them with the newly revealed facts, and determines the new correlations.  The subject of this work is the peculiarities of formation of the national rock music within the framework of evolution of the gramophone recording system in USSR. Due to this fact the phenomenon of our inquiry is presented in a form of dual socio-communicational construct that functions in the cultural space (sound recording + rock music). The author suggests and argues a thesis, according to which the dual nature of the rock music recording is expressed in the fact that the aforementioned musical phenomenon also represents an institution of social communication. The author is first to comprehensively explore the category of “rock music recording in USSR” as an intrinsic part of the system of social communication. On the example of rock clubs, the author expands the idea about music organizations in the conditions of socialism. The main conclusion consists in the following: as a result of a joint action of socio-historical, political, information, and economic-technological factors, by the middle of the 1970’s several regional-national schools of rock music recording were formed in USSR as a “mosaic system” of sociocultural communication, which was founded on the complicated multilevel correlations.
Khairetdinova N.E. - Control over repertoire of the Ufimian theatre at the initial state of the Great Patriotic War pp. 140-151

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.19546

Abstract: The subject of this research is the relationship between the censure apparatus of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic  and the theatres of Ufa at the initial stage of the Great Patriotic War. The article confirms a generally known fact that the highly ideological and heroic-patriotic spectacle was considered exceptionally relevant. Nevertheless, the understanding that the war had divided the audience into various categories, indicated a number of serious questions that pertain to serving each of the category of spectators. During the course of this research, it was established that for performances in the military recruiting stations, was selected primarily the ideological repertoire, aimed at increase of the battle spirit of the recruited, and mostly the concert format has been chosen for realization of work. The ideological and political orientation was dominating in the theatrical activity, which looks rather obvious. Public festivities occasioned with various events were regularly taking place in Ufa; extreme popularity gained the genre of operetta. In addition to this, the provincial theatres has certain contacts with the local censure; there is a record of precedent, when the representative of the central censure apparatus criticized the Ufimian theaters for excessive freedom and noncompliance with the all written rules for the pre-premiere approval of a spectacle. The author notes that there is no common image of the Soviet censure; it is a product of its time, a complicated social phenomenon.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "Культура и культуры в историческом контексте"
Культура и культуры в историческом контексте
Орбодоева М.В. - Духовная культура Китая в период Вэй и Цзинь c. 18-22

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.20842

Аннотация: Автор особое внимание уделяет теме духовной культуры Китая в период после распада империи Хань, а именно периоду Вэй и Цзинь. Эпоха Вэй и Цзинь в Китае является переломным моментом в истории этой страны. Этому периоду предшествовало время правления могущественной империи Хань и её распад. Кризис империи, распад единой государственности, разрушение прежних устоев в социально-политической и экономической сферах жизни китайского общества оказал влияние и на духовную культуру Китая. При написании данной статьи были проанализированы работы как российских ученых, так и зарубежных. Особый акцент на работы китайских ученых. Основной вывод данной работы заключается в том, что духовная культура Китая в период династий Вэй и двух Цзинь явилась, с одной стороны, отражением тех процессов, которые происходили в указанный период, с другой стороны послужила подготовительной почвой для внедрения буддизма в социокультурное пространство Китая.
Хасанова М.С. - Культурное сотрудничество России и Беларуси на постсоветском пространстве c. 68-78

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23310

Аннотация: Статья посвящена изучению аспектов культурного сотрудничества России и Беларуси в настоящее время, как основы для глубокой интеграции. Цель исследования - определить формы, черты и факторы развития российско- белорусского сотрудничества в области культуры, как основы, способствующей единению (интеграции) наших народов в конкретном историческом контексте в конце XX - начале XXI вв. Показана необходимость изучения межкультурных различий. Актуальность исследования взаимодействия России и Беларуси в области культуры вызвана динамично развивающейся социокультурной и политической ситуацией в современной Европе и мире, в условиях сегодняшней глобализации. Для достижения цели был использован сравнительно-исторический метод. Помимо этого, исследование опиралось на комплексное использование различных источников, их критический анализ, сравнение и сопоставление результатов. На этом фоне делается попытка понять, каким образом и в какой степени культура способствует интеграции или дезинтеграции государства. В статье рассматриваются различные варианты и перспективы культурного сотрудничества России и Беларуси. Введены в научный оборот новейшие документы, касающиеся российско-белорусских отношений; проанализированы все важнейшие совместные культурные мероприятия.
Хайретдинова Н.Э. - Тыловой театр: о мотивах зрительской активности в годы Великой Отечественной войны (по материалам г. Уфы 1941–1943 гг.) c. 73-96

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.5.19671

Аннотация: Предметом исследования являются мотивы активности театральной публики в тылу на начальном этапе Великой Отечественной войны. Театры, как и другие предприятия и учреждения, продолжали работать. Более того, они не пустовали. Но понимание того, что люди и вдали от передовой, работая на победу, испытывали лишения, обозначило вопросы, связанные с морально-этическими воззрениями, потребностями и финансовыми возможностями населения. Исследование проведено на примере зрелищных предприятий столицы Башкирской АССР г. Уфы. Методология исследования базируется на принципах историзма, системности, объективности. Источниковой базой для написания статьи послужили неопубликованные архивные материалы, а также опубликованные документы, в том числе воспоминания участников событий. В ходе исследования установлено, что театр еще с 1930-х годов рассматривался властью как агитационно-воспитательная трибуна, как мощный, наделенный художественной силой инструмент воздействия на сознание людей, в суровом режиме поднимавших экономику страны. А поскольку агитационная сила театра ничего бы не стоила, если бы зрительные залы пустовали, партийно-государственный аппарат вел большую работу по формированию моды на культурный досуг. Именно тогда театр стал определять личный престиж советского гражданина. То есть к 1941 г. зрительский потенциал в стране, особенно в городах, был достаточно высок. Агитационно-воспитательное значение театра с еще большей силой обозначилось с началом войны, что, естественно, отразилось на культурной политике государства. В Уфе объективно сложились условия, способствовавшие поддержке интереса к театру. В город были эвакуированы знаменитые труппы из Киева, Одессы и др.; в плотном режиме проходили гастрольные концерты всесоюзных знаменитостей, представлявших различные сценические жанры. Обеспечивалась ценовая доступность зрелищных предприятий. Льготные категории населения – прежде всего, раненые в госпиталях и призывники – обслуживались бесплатно. В целом можно отметить, что трагичность ситуации не смогла воспрепятствовать культурному подъему.
Хисамутдинова А.Ф., Хайретдинова Н.Э. - История формирования понятия «экскурсия»: некоторые аспекты историографии проблемы c. 79-86

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23183

Аннотация: Предметом исследования является понятие «экскурсия», которое в разные исторические периоды трактовалось по-разному. Это отразилось на характере исторических исследований по данной теме. В частности, в настоящее время история экскурсионного дела изучается в неразрывной связи с туризмом, а изначально образовательная природа экскурсии ушла на второй план. Установлено, что причиной туристического уклона в изучении экскурсионной деятельности является недостаточное обращение современных образовательных учреждений к экскурсионным методам при организации учебного процесса. Исследование базируется на принципах историзма, системности, объективности. Источниковой базой для написания статьи послужили дореволюционные, советские и современные труды теоретиков экскурсионного дела, а также некоторые существующие на сегодняшний день исторические изыскания по данной теме. Научная новизна определяется разделением понятия и слова «экскурсия» – у слова «экскурсия» есть своя история, у понятия «экскурсия» – своя. Фактически историю экскурсионного дела следует изучать с периода, когда слово «экскурсия» еще не вошло в русский язык. Представлены аргументы, доказывающие научную новизну и актуальность такого исследования.
Блейх Н.О. - Просветительская деятельность имперских чиновников по конструированию унитарного социокультурного пространства на Северном Кавказе в 1 половине XIX века c. 101-111

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.8.23408

Аннотация: В статье на основе впервые введенных архивных источников рассматриваются вопросы просветительской деятельности имперских чиновников по конструированию унитарного социокультурного пространства на Северном Кавказе в 1 половине XIX века. Отмечается, что в своей просветительской работе кавказская администрация прибегала не только к политическому и хозяйственно-экономическому реформированию края, но и к идеологическому воздействию, заключающемуся в пропаганде государственных идей и ценностей как посредством миссионерских организаций, так и с помощью национального образования. Методология данной работы представлена философскими положениями о корреляции общественного развития и образования, о историко-социальной конситуации педагогической мысли, о диалектике общего и особенного. Делаются выводы, что миссионерство стало реальным способом сблизить северокавказские народы с Россией, а школьная политика, не смотря на её непродуманность царскими культуртрегерами и не приспособленность к местным условиям, все же привела к положительным результатам: к середине XIX столетия весь Северный Кавказ оказался интегрированным в общероссийское образовательное пространство.
Тушканов Д.И. - Что читали в Царицыне в конце XIX века? c. 130-136

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.18495

Аннотация: Предметом исследования является социокультурный облик уездного города Саратовской губернии в конце XIX века, в частности, в статье рассматривается вопрос о том, какие газеты и журналы выписывали и читали жители города Царицын в конце XIX века. Объектом исследования является провинциальная периодическая печать конца XIX века. Особое внимание уделяется становлению и развитию первой царицынской газеты "Волжско-Донской листок", в которой отражались различные вопросы и проблемы местной жизни царицан в конце XIX века, в том числе рассматривался вопрос о подписке горожан на периодику. Методология исследования исходит из социокультурного подхода, под которым следует понимать изучение культуры, как широкого комплекса социальных явлений, которые представляют собой и средства, и результаты общественного развития. Особое место занимает и периодическая печать, которая, с одной стороны, представляет из себя социокультурное явление, с другой стороны, является средством отражения различных социокультурных процессов действительности. Также при написании статьи автор использовал такие принципы как историзм и научная объективность. Автор делает вывод о том, что в городе была большая потребность в периодических изданиях и, в частности, в появлении местного печатного органа. По материалам первой местной царицынской газеты указываются неопубликованные ранее данные, о том какие именно периодические издания жители города Царицын выписывали в последней четверти XIX века. Введенные в исторический оборот источники дают представление о том, что читали жители уездного города Царицын, а также в целом дают возможность представить газетный мир провинциального города России в конце XIX века.
Синеокий О.В. - Ретроспективный взгляд на историю развития национального рока в советской грамзаписи с позиции социальных коммуникаций c. 137-167

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.16850

Аннотация: В данной статье представлена хронология основных событий и трендов в истории советского рока с анализом в разрезе развития системы музыкальных коммуникаций в СССР, т.е. еще одна версия формирования и становления отечественной рок-музыки – ряд позиций пересмотрен автором, многие дополнены новыми обнаруженными фактами, выведены новые взаимосвязи. Предметом статьи является особенности формирования национальной рок-музыки в разрезе эволюции системы грамзаписи в СССР. В этой связи исследуемый феномен представлен в виде двуединого социально-коммуникационного конструкта, функционирующего в культурном пространстве (звукозапись + рок-музыка). Автор выдвигает и аргументирует тезис, согласно которому дуалистическая природа звукозаписи рок-музыки выражается в том, что данный музыкальный феномен одновременно является институтом социальной коммуникации. Постижение организации звукозаписи рок-музыки и его научное описание связано с изменением глубины исторического видения и предполагает привлечение материала, выходящего за рамки одного научного направления. Автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи исследователей, принадлежащим к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетами выступают сравнительно-историческая методология музыкознания и теория социальных коммуникаций. Это дало возможность определить основные этапы и охарактеризовать закономерности эволюции звукозаписи рок-музыки в СССР как коммуникационной и коммуникативной категорий. Новизна настоящего исследования состоит в том, что впервые комплексно исследована категория «звукозапись рок-музыки в СССР» как неотъемлимая часть системы социальных коммуникаций. Авторский вклад в дополнении истории звукозаписи рок-музыки в СССР новыми (потерянными) историческими событиями обусловлен применением альтернативного подхода. На примере рок-клубов расширено представление о музыкальных организациях в условиях социализма. Основным выводом заключается в том, что в результате совокупного действия социально-исторических, политических, информационных и экономико-технологических факторов к середине 1970-х гг. в СССР сформировалось несколько регионально-национальных школ звукозаписи рок-музыки в виде «мозаичной системы» социокультурной коммуникации, имеющей в своей основе сложные многоуровневые корреляции.
Хайретдинова Н.Э. - Контроль над репертуаром уфимских театров на начальном этапе Великой Отечественной войны c. 140-151

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.19546

Аннотация: Предметом исследования являются взаимоотношения аппарата цензуры Башкирской АССР с театрами г. Уфы на начальном этапе Великой Отечественной войны. В статье, в целом, подтверждается общеизвестный факт – исключительно актуальным считался высокоидейный, героико-патриотический спектакль. Однако понимание того, что война разделила зрителей на фронтовиков и тыловиков, на тяжелораненых и здоровых, на призывников и тружеников тыла, обозначило ряд серьезных вопросов, касающихся обслуживания разных категорий зрителей. Исследование касается организации деятельности тыловых театров. Методология исследования базируется на принципах историзма, объективности, системности. Источниковой базой для написания статьи послужили опубликованные документы, а также неопубликованные архивные материалы. В ходе исследования установлено, что в Уфе для выступлений на призывных пунктах подбирался в основном идейный репертуар, нацеленный на поднятие боевого духа мобилизуемых, а работа велась в основном в концертном формате. Для горожан, то есть тружеников тыла, устраивались и концерты, и полномасштабные спектакли. Причем в период отступления советских войск цензура тщательно отслеживала информацию, которая могла бы посеять в тылу панику и страх. В деятельности театров доминировала идейно-политическая направленность, что выглядит вполне логично. Вместе с тем цензура не проявляла большой строгости в отношении легких жанров и постановок про мирную жизнь. В Уфе регулярно организовывались публичные торжества, приуроченные к различным событиям, вечера романсов; чрезвычайно популярным жанром стала оперетта. Кроме того, провинциальные театры имели своеобразные контакты с местной цензурой. Во всяком случае, имел место зафиксированный в документах прецедент, когда представитель центрального цензурного аппарата раскритиковал уфимские театры за излишнюю свободу и несоблюдение всех прописанных правил предпремьерного приема спектаклей. В целом можно отметить, что не существует некоего общего образа советской цензуры. Цензура – продукт своего времени, сложное социальное явление, в оценке которого неприемлемы односторонние суждения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"