Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "Культура и культуры в историческом контексте"
Культура и культуры в историческом контексте
Орбодоева М.В. - Духовная культура Китая в период Вэй и Цзинь c. 18-22

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.20842

Аннотация: Автор особое внимание уделяет теме духовной культуры Китая в период после распада империи Хань, а именно периоду Вэй и Цзинь. Эпоха Вэй и Цзинь в Китае является переломным моментом в истории этой страны. Этому периоду предшествовало время правления могущественной империи Хань и её распад. Кризис империи, распад единой государственности, разрушение прежних устоев в социально-политической и экономической сферах жизни китайского общества оказал влияние и на духовную культуру Китая. При написании данной статьи были проанализированы работы как российских ученых, так и зарубежных. Особый акцент на работы китайских ученых. Основной вывод данной работы заключается в том, что духовная культура Китая в период династий Вэй и двух Цзинь явилась, с одной стороны, отражением тех процессов, которые происходили в указанный период, с другой стороны послужила подготовительной почвой для внедрения буддизма в социокультурное пространство Китая.
Хасанова М.С. - Культурное сотрудничество России и Беларуси на постсоветском пространстве c. 68-78

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23310

Аннотация: Статья посвящена изучению аспектов культурного сотрудничества России и Беларуси в настоящее время, как основы для глубокой интеграции. Цель исследования - определить формы, черты и факторы развития российско- белорусского сотрудничества в области культуры, как основы, способствующей единению (интеграции) наших народов в конкретном историческом контексте в конце XX - начале XXI вв. Показана необходимость изучения межкультурных различий. Актуальность исследования взаимодействия России и Беларуси в области культуры вызвана динамично развивающейся социокультурной и политической ситуацией в современной Европе и мире, в условиях сегодняшней глобализации. Для достижения цели был использован сравнительно-исторический метод. Помимо этого, исследование опиралось на комплексное использование различных источников, их критический анализ, сравнение и сопоставление результатов. На этом фоне делается попытка понять, каким образом и в какой степени культура способствует интеграции или дезинтеграции государства. В статье рассматриваются различные варианты и перспективы культурного сотрудничества России и Беларуси. Введены в научный оборот новейшие документы, касающиеся российско-белорусских отношений; проанализированы все важнейшие совместные культурные мероприятия.
Хайретдинова Н.Э. - Тыловой театр: о мотивах зрительской активности в годы Великой Отечественной войны (по материалам г. Уфы 1941–1943 гг.) c. 73-96

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.5.19671

Аннотация: Предметом исследования являются мотивы активности театральной публики в тылу на начальном этапе Великой Отечественной войны. Театры, как и другие предприятия и учреждения, продолжали работать. Более того, они не пустовали. Но понимание того, что люди и вдали от передовой, работая на победу, испытывали лишения, обозначило вопросы, связанные с морально-этическими воззрениями, потребностями и финансовыми возможностями населения. Исследование проведено на примере зрелищных предприятий столицы Башкирской АССР г. Уфы. Методология исследования базируется на принципах историзма, системности, объективности. Источниковой базой для написания статьи послужили неопубликованные архивные материалы, а также опубликованные документы, в том числе воспоминания участников событий. В ходе исследования установлено, что театр еще с 1930-х годов рассматривался властью как агитационно-воспитательная трибуна, как мощный, наделенный художественной силой инструмент воздействия на сознание людей, в суровом режиме поднимавших экономику страны. А поскольку агитационная сила театра ничего бы не стоила, если бы зрительные залы пустовали, партийно-государственный аппарат вел большую работу по формированию моды на культурный досуг. Именно тогда театр стал определять личный престиж советского гражданина. То есть к 1941 г. зрительский потенциал в стране, особенно в городах, был достаточно высок. Агитационно-воспитательное значение театра с еще большей силой обозначилось с началом войны, что, естественно, отразилось на культурной политике государства. В Уфе объективно сложились условия, способствовавшие поддержке интереса к театру. В город были эвакуированы знаменитые труппы из Киева, Одессы и др.; в плотном режиме проходили гастрольные концерты всесоюзных знаменитостей, представлявших различные сценические жанры. Обеспечивалась ценовая доступность зрелищных предприятий. Льготные категории населения – прежде всего, раненые в госпиталях и призывники – обслуживались бесплатно. В целом можно отметить, что трагичность ситуации не смогла воспрепятствовать культурному подъему.
Хисамутдинова А.Ф., Хайретдинова Н.Э. - История формирования понятия «экскурсия»: некоторые аспекты историографии проблемы c. 79-86

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23183

Аннотация: Предметом исследования является понятие «экскурсия», которое в разные исторические периоды трактовалось по-разному. Это отразилось на характере исторических исследований по данной теме. В частности, в настоящее время история экскурсионного дела изучается в неразрывной связи с туризмом, а изначально образовательная природа экскурсии ушла на второй план. Установлено, что причиной туристического уклона в изучении экскурсионной деятельности является недостаточное обращение современных образовательных учреждений к экскурсионным методам при организации учебного процесса. Исследование базируется на принципах историзма, системности, объективности. Источниковой базой для написания статьи послужили дореволюционные, советские и современные труды теоретиков экскурсионного дела, а также некоторые существующие на сегодняшний день исторические изыскания по данной теме. Научная новизна определяется разделением понятия и слова «экскурсия» – у слова «экскурсия» есть своя история, у понятия «экскурсия» – своя. Фактически историю экскурсионного дела следует изучать с периода, когда слово «экскурсия» еще не вошло в русский язык. Представлены аргументы, доказывающие научную новизну и актуальность такого исследования.
Блейх Н.О. - Просветительская деятельность имперских чиновников по конструированию унитарного социокультурного пространства на Северном Кавказе в 1 половине XIX века c. 101-111

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.8.23408

Аннотация: В статье на основе впервые введенных архивных источников рассматриваются вопросы просветительской деятельности имперских чиновников по конструированию унитарного социокультурного пространства на Северном Кавказе в 1 половине XIX века. Отмечается, что в своей просветительской работе кавказская администрация прибегала не только к политическому и хозяйственно-экономическому реформированию края, но и к идеологическому воздействию, заключающемуся в пропаганде государственных идей и ценностей как посредством миссионерских организаций, так и с помощью национального образования. Методология данной работы представлена философскими положениями о корреляции общественного развития и образования, о историко-социальной конситуации педагогической мысли, о диалектике общего и особенного. Делаются выводы, что миссионерство стало реальным способом сблизить северокавказские народы с Россией, а школьная политика, не смотря на её непродуманность царскими культуртрегерами и не приспособленность к местным условиям, все же привела к положительным результатам: к середине XIX столетия весь Северный Кавказ оказался интегрированным в общероссийское образовательное пространство.
Тушканов Д.И. - Что читали в Царицыне в конце XIX века? c. 130-136

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.18495

Аннотация: Предметом исследования является социокультурный облик уездного города Саратовской губернии в конце XIX века, в частности, в статье рассматривается вопрос о том, какие газеты и журналы выписывали и читали жители города Царицын в конце XIX века. Объектом исследования является провинциальная периодическая печать конца XIX века. Особое внимание уделяется становлению и развитию первой царицынской газеты "Волжско-Донской листок", в которой отражались различные вопросы и проблемы местной жизни царицан в конце XIX века, в том числе рассматривался вопрос о подписке горожан на периодику. Методология исследования исходит из социокультурного подхода, под которым следует понимать изучение культуры, как широкого комплекса социальных явлений, которые представляют собой и средства, и результаты общественного развития. Особое место занимает и периодическая печать, которая, с одной стороны, представляет из себя социокультурное явление, с другой стороны, является средством отражения различных социокультурных процессов действительности. Также при написании статьи автор использовал такие принципы как историзм и научная объективность. Автор делает вывод о том, что в городе была большая потребность в периодических изданиях и, в частности, в появлении местного печатного органа. По материалам первой местной царицынской газеты указываются неопубликованные ранее данные, о том какие именно периодические издания жители города Царицын выписывали в последней четверти XIX века. Введенные в исторический оборот источники дают представление о том, что читали жители уездного города Царицын, а также в целом дают возможность представить газетный мир провинциального города России в конце XIX века.
Синеокий О.В. - Ретроспективный взгляд на историю развития национального рока в советской грамзаписи с позиции социальных коммуникаций c. 137-167

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.16850

Аннотация: В данной статье представлена хронология основных событий и трендов в истории советского рока с анализом в разрезе развития системы музыкальных коммуникаций в СССР, т.е. еще одна версия формирования и становления отечественной рок-музыки – ряд позиций пересмотрен автором, многие дополнены новыми обнаруженными фактами, выведены новые взаимосвязи. Предметом статьи является особенности формирования национальной рок-музыки в разрезе эволюции системы грамзаписи в СССР. В этой связи исследуемый феномен представлен в виде двуединого социально-коммуникационного конструкта, функционирующего в культурном пространстве (звукозапись + рок-музыка). Автор выдвигает и аргументирует тезис, согласно которому дуалистическая природа звукозаписи рок-музыки выражается в том, что данный музыкальный феномен одновременно является институтом социальной коммуникации. Постижение организации звукозаписи рок-музыки и его научное описание связано с изменением глубины исторического видения и предполагает привлечение материала, выходящего за рамки одного научного направления. Автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи исследователей, принадлежащим к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетами выступают сравнительно-историческая методология музыкознания и теория социальных коммуникаций. Это дало возможность определить основные этапы и охарактеризовать закономерности эволюции звукозаписи рок-музыки в СССР как коммуникационной и коммуникативной категорий. Новизна настоящего исследования состоит в том, что впервые комплексно исследована категория «звукозапись рок-музыки в СССР» как неотъемлимая часть системы социальных коммуникаций. Авторский вклад в дополнении истории звукозаписи рок-музыки в СССР новыми (потерянными) историческими событиями обусловлен применением альтернативного подхода. На примере рок-клубов расширено представление о музыкальных организациях в условиях социализма. Основным выводом заключается в том, что в результате совокупного действия социально-исторических, политических, информационных и экономико-технологических факторов к середине 1970-х гг. в СССР сформировалось несколько регионально-национальных школ звукозаписи рок-музыки в виде «мозаичной системы» социокультурной коммуникации, имеющей в своей основе сложные многоуровневые корреляции.
Хайретдинова Н.Э. - Контроль над репертуаром уфимских театров на начальном этапе Великой Отечественной войны c. 140-151

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.19546

Аннотация: Предметом исследования являются взаимоотношения аппарата цензуры Башкирской АССР с театрами г. Уфы на начальном этапе Великой Отечественной войны. В статье, в целом, подтверждается общеизвестный факт – исключительно актуальным считался высокоидейный, героико-патриотический спектакль. Однако понимание того, что война разделила зрителей на фронтовиков и тыловиков, на тяжелораненых и здоровых, на призывников и тружеников тыла, обозначило ряд серьезных вопросов, касающихся обслуживания разных категорий зрителей. Исследование касается организации деятельности тыловых театров. Методология исследования базируется на принципах историзма, объективности, системности. Источниковой базой для написания статьи послужили опубликованные документы, а также неопубликованные архивные материалы. В ходе исследования установлено, что в Уфе для выступлений на призывных пунктах подбирался в основном идейный репертуар, нацеленный на поднятие боевого духа мобилизуемых, а работа велась в основном в концертном формате. Для горожан, то есть тружеников тыла, устраивались и концерты, и полномасштабные спектакли. Причем в период отступления советских войск цензура тщательно отслеживала информацию, которая могла бы посеять в тылу панику и страх. В деятельности театров доминировала идейно-политическая направленность, что выглядит вполне логично. Вместе с тем цензура не проявляла большой строгости в отношении легких жанров и постановок про мирную жизнь. В Уфе регулярно организовывались публичные торжества, приуроченные к различным событиям, вечера романсов; чрезвычайно популярным жанром стала оперетта. Кроме того, провинциальные театры имели своеобразные контакты с местной цензурой. Во всяком случае, имел место зафиксированный в документах прецедент, когда представитель центрального цензурного аппарата раскритиковал уфимские театры за излишнюю свободу и несоблюдение всех прописанных правил предпремьерного приема спектаклей. В целом можно отметить, что не существует некоего общего образа советской цензуры. Цензура – продукт своего времени, сложное социальное явление, в оценке которого неприемлемы односторонние суждения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"