по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "Культура и культуры в историческом контексте"
Культура и культуры в историческом контексте
Орбодоева М.В. - Духовная культура Китая в период Вэй и Цзинь c. 18-22

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.20842

Аннотация: Автор особое внимание уделяет теме духовной культуры Китая в период после распада империи Хань, а именно периоду Вэй и Цзинь. Эпоха Вэй и Цзинь в Китае является переломным моментом в истории этой страны. Этому периоду предшествовало время правления могущественной империи Хань и её распад. Кризис империи, распад единой государственности, разрушение прежних устоев в социально-политической и экономической сферах жизни китайского общества оказал влияние и на духовную культуру Китая. При написании данной статьи были проанализированы работы как российских ученых, так и зарубежных. Особый акцент на работы китайских ученых. Основной вывод данной работы заключается в том, что духовная культура Китая в период династий Вэй и двух Цзинь явилась, с одной стороны, отражением тех процессов, которые происходили в указанный период, с другой стороны послужила подготовительной почвой для внедрения буддизма в социокультурное пространство Китая.
Хасанова М.С. - Культурное сотрудничество России и Беларуси на постсоветском пространстве c. 68-78

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23310

Аннотация: Статья посвящена изучению аспектов культурного сотрудничества России и Беларуси в настоящее время, как основы для глубокой интеграции. Цель исследования - определить формы, черты и факторы развития российско- белорусского сотрудничества в области культуры, как основы, способствующей единению (интеграции) наших народов в конкретном историческом контексте в конце XX - начале XXI вв. Показана необходимость изучения межкультурных различий. Актуальность исследования взаимодействия России и Беларуси в области культуры вызвана динамично развивающейся социокультурной и политической ситуацией в современной Европе и мире, в условиях сегодняшней глобализации. Для достижения цели был использован сравнительно-исторический метод. Помимо этого, исследование опиралось на комплексное использование различных источников, их критический анализ, сравнение и сопоставление результатов. На этом фоне делается попытка понять, каким образом и в какой степени культура способствует интеграции или дезинтеграции государства. В статье рассматриваются различные варианты и перспективы культурного сотрудничества России и Беларуси. Введены в научный оборот новейшие документы, касающиеся российско-белорусских отношений; проанализированы все важнейшие совместные культурные мероприятия.
Хайретдинова Н.Э. - Тыловой театр: о мотивах зрительской активности в годы Великой Отечественной войны (по материалам г. Уфы 1941–1943 гг.) c. 73-96

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.5.19671

Аннотация: Предметом исследования являются мотивы активности театральной публики в тылу на начальном этапе Великой Отечественной войны. Театры, как и другие предприятия и учреждения, продолжали работать. Более того, они не пустовали. Но понимание того, что люди и вдали от передовой, работая на победу, испытывали лишения, обозначило вопросы, связанные с морально-этическими воззрениями, потребностями и финансовыми возможностями населения. Исследование проведено на примере зрелищных предприятий столицы Башкирской АССР г. Уфы. Методология исследования базируется на принципах историзма, системности, объективности. Источниковой базой для написания статьи послужили неопубликованные архивные материалы, а также опубликованные документы, в том числе воспоминания участников событий. В ходе исследования установлено, что театр еще с 1930-х годов рассматривался властью как агитационно-воспитательная трибуна, как мощный, наделенный художественной силой инструмент воздействия на сознание людей, в суровом режиме поднимавших экономику страны. А поскольку агитационная сила театра ничего бы не стоила, если бы зрительные залы пустовали, партийно-государственный аппарат вел большую работу по формированию моды на культурный досуг. Именно тогда театр стал определять личный престиж советского гражданина. То есть к 1941 г. зрительский потенциал в стране, особенно в городах, был достаточно высок. Агитационно-воспитательное значение театра с еще большей силой обозначилось с началом войны, что, естественно, отразилось на культурной политике государства. В Уфе объективно сложились условия, способствовавшие поддержке интереса к театру. В город были эвакуированы знаменитые труппы из Киева, Одессы и др.; в плотном режиме проходили гастрольные концерты всесоюзных знаменитостей, представлявших различные сценические жанры. Обеспечивалась ценовая доступность зрелищных предприятий. Льготные категории населения – прежде всего, раненые в госпиталях и призывники – обслуживались бесплатно. В целом можно отметить, что трагичность ситуации не смогла воспрепятствовать культурному подъему.
Хисамутдинова А.Ф., Хайретдинова Н.Э. - История формирования понятия «экскурсия»: некоторые аспекты историографии проблемы c. 79-86

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23183

Аннотация: Предметом исследования является понятие «экскурсия», которое в разные исторические периоды трактовалось по-разному. Это отразилось на характере исторических исследований по данной теме. В частности, в настоящее время история экскурсионного дела изучается в неразрывной связи с туризмом, а изначально образовательная природа экскурсии ушла на второй план. Установлено, что причиной туристического уклона в изучении экскурсионной деятельности является недостаточное обращение современных образовательных учреждений к экскурсионным методам при организации учебного процесса. Исследование базируется на принципах историзма, системности, объективности. Источниковой базой для написания статьи послужили дореволюционные, советские и современные труды теоретиков экскурсионного дела, а также некоторые существующие на сегодняшний день исторические изыскания по данной теме. Научная новизна определяется разделением понятия и слова «экскурсия» – у слова «экскурсия» есть своя история, у понятия «экскурсия» – своя. Фактически историю экскурсионного дела следует изучать с периода, когда слово «экскурсия» еще не вошло в русский язык. Представлены аргументы, доказывающие научную новизну и актуальность такого исследования.
Блейх Н.О. - Просветительская деятельность имперских чиновников по конструированию унитарного социокультурного пространства на Северном Кавказе в 1 половине XIX века c. 101-111

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.8.23408

Аннотация: В статье на основе впервые введенных архивных источников рассматриваются вопросы просветительской деятельности имперских чиновников по конструированию унитарного социокультурного пространства на Северном Кавказе в 1 половине XIX века. Отмечается, что в своей просветительской работе кавказская администрация прибегала не только к политическому и хозяйственно-экономическому реформированию края, но и к идеологическому воздействию, заключающемуся в пропаганде государственных идей и ценностей как посредством миссионерских организаций, так и с помощью национального образования. Методология данной работы представлена философскими положениями о корреляции общественного развития и образования, о историко-социальной конситуации педагогической мысли, о диалектике общего и особенного. Делаются выводы, что миссионерство стало реальным способом сблизить северокавказские народы с Россией, а школьная политика, не смотря на её непродуманность царскими культуртрегерами и не приспособленность к местным условиям, все же привела к положительным результатам: к середине XIX столетия весь Северный Кавказ оказался интегрированным в общероссийское образовательное пространство.
Марков Н.А. - Эксперимент в советской кинематографии: Экспериментальное творческое объединение в 1965 – 1976 гг. c. 102-111

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.1.23742

Аннотация: Предметом исследования является история Экспериментального творческого объединения Г. Чухрая (ЭТО). Целью создания этого объединения была попытка внедрения в систему управления советским кинематографом рыночных принципов. На этом объединении были сняты фильмы, ставшими лидерами советского проката и классикой кинематографа. В конце 1960-х гг. готовились проекты распространения данной системы на весь советский кинематограф. И принципы ЭТО легли в основу новой системы кинематографии в 1989 г. Объектами исследования являются принципы ЭТО, обстоятельства его организации, его достижения и значение для развития отечественного кинематографа. Методологическую основу исследования составили принципы историзма, системности и объективности. Следование принципу историзма означает рассмотрение истории ЭТО в конкретной исторической обстановке 1960-1970-х гг. Системный подход предполагает учет всего комплекса факторов, влиявших на образование, развитие и ликвидацию ЭТО. Вкладом автора в исследование темы является системное изучение становления, развития, кризиса и ликвидации ЭТО, как одного из самых ярких и показательных явлений истории советской кинематографии. Основными выводами проведенного исследования являются: образование ЭТО было связано с общей ситуацией в стране в годы "оттепели", когда расширялись идеологические и стилистические рамки искусства и с реформами А. Косыгина, в рамки которых укладывались принципы ЭТО; кризис киностудии Г. Чухрай в 1968 г. привёл к лишению самостоятельности и к отказу от общей реформы кинематографии; этот кризис был связан с общей тенденцией к ужесточению контроля и с чередой запретов кинофильмов 1966-1971 гг.; резкое внедрение в систему кинематографии лишь части принципов ЭТО в 1989 г. не привело к повторению его успехов.
Головлев А.И. - Русская музыка в Метрополитан-опера: репертуарный анализ в социо-культурном контексте новейшей истории Соединённых Штатов c. 126-146

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.12.22571

Аннотация: Предметом исследования является динамика исполнений произведений русской музыке на сцене Метрополитан-оперы в Нью-Йорке и развитие публичного дискурса рассмотренного через призму социо-экономической истории и динамики российско- и советско-американских отношений в ХХ в. На протяжении временного периода существования Метрополитан-оперы (1883-2016 г.) анализируется история премьер, формата, частоты и распределения представлений русской оперы и балета, а также отзывов ведущих критиков, которые позволяют вычленить основные элементы восприятия русской музыки и конструкции образа России среди образованной публики Нью-Йорка, а также их трансмиссию в более широкие слои общества (публикации в газетах, теле-, радио- и интернет-трансляции в новейшее время). С помощью оцифрованного архива Метрополитан-оперы проводится количественный анализ наиболее значительных композиторов и опер "русского" репертуара и их контекстуализация как на фоне общей репертуарной политики, так и социально-политических и экономических условий основных периодов американской истории ХХ в. В частности выделены довоенный период, в особенности десятилетие между началом Великой депрессии и Второй мировой войны, годы Великой отечественной войны и советско-американского союза, Холодной войны и новейший период после 1991 г. Внимание уделяется как общей статистике, так и отдельным операм в их стилистическом ключе и общественно-политическом контексте. Также рассмотрена выборка критических отзывов ведущих журналистов США и, реже, Великобритании, опубликованных на сайте, которая подвергнута дискурсивному анализу. Новизна исследования заключается в комплексном репертуарном и дискурсивном анализе с социально-политической точки зрения. Основными выводами является ясное разделение на лидирующих композиторов - Чайковского и Мусоргского в классической музыке XIX века и Стравинского в современной академической музыке. Наряду с доминированием ограниченного числа классиков, в чём Метрополитан-опера следовала тенденциям консервативного редукционизма, характерного и для других оперных театров и усиленного рыночными тенденциями, обращает на себя внимание ясное дистанцирование от современной советской школы до окончания Холодной войны. Кратковременное сближение с Советским Союзом в годы Второй мировой войны, напротив, не привело к увеличению доли русского репертуара, в то время как экономическая конъюнктура оказывала прямое воздействие на частоту, разнообразие и общественный резонанс произведений русской музыки. В рецепции русских опер и дискурсивных практиках, конструируемых вокруг русского репертуара, прослеживаются элементы экзотицизма, культурной дистанции, однако в то же время и высокого престижа русской музыки и связанных с ним ожиданий. Антикоммунизм не привёл к негативному образу русской культуры, однако оказывал влияние на восприятие современной музыки и усиливал культурно-политическое дистанцирование по отношению к России. Системный анализ истории русской оперы в "Мет" показывает нелинеарный характер взаимодействия с экономическими, макрополитическими и социальными факторами и проливает свет на характер и динамику общественной дискуссии, в которой отношение к России и её образ преломлялись в многомерном характере восприятия русской музыки. Обогащая существующее понимание культурных трансферов из России в Соединённые Штаты, данное исследование осуществляет междисциплинарную интеграцию проблем музыковедческого характера в социальную и политическую историю, что представляет интерес для историков Соединённых Штатов, международных отношений в широком понимании, наций и национализма, а также культурных и дискурсивных процессов.
Тушканов Д.И. - Что читали в Царицыне в конце XIX века? c. 130-136

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.18495

Аннотация: Предметом исследования является социокультурный облик уездного города Саратовской губернии в конце XIX века, в частности, в статье рассматривается вопрос о том, какие газеты и журналы выписывали и читали жители города Царицын в конце XIX века. Объектом исследования является провинциальная периодическая печать конца XIX века. Особое внимание уделяется становлению и развитию первой царицынской газеты "Волжско-Донской листок", в которой отражались различные вопросы и проблемы местной жизни царицан в конце XIX века, в том числе рассматривался вопрос о подписке горожан на периодику. Методология исследования исходит из социокультурного подхода, под которым следует понимать изучение культуры, как широкого комплекса социальных явлений, которые представляют собой и средства, и результаты общественного развития. Особое место занимает и периодическая печать, которая, с одной стороны, представляет из себя социокультурное явление, с другой стороны, является средством отражения различных социокультурных процессов действительности. Также при написании статьи автор использовал такие принципы как историзм и научная объективность. Автор делает вывод о том, что в городе была большая потребность в периодических изданиях и, в частности, в появлении местного печатного органа. По материалам первой местной царицынской газеты указываются неопубликованные ранее данные, о том какие именно периодические издания жители города Царицын выписывали в последней четверти XIX века. Введенные в исторический оборот источники дают представление о том, что читали жители уездного города Царицын, а также в целом дают возможность представить газетный мир провинциального города России в конце XIX века.
Синеокий О.В. - Ретроспективный взгляд на историю развития национального рока в советской грамзаписи с позиции социальных коммуникаций c. 137-167

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.16850

Аннотация: В данной статье представлена хронология основных событий и трендов в истории советского рока с анализом в разрезе развития системы музыкальных коммуникаций в СССР, т.е. еще одна версия формирования и становления отечественной рок-музыки – ряд позиций пересмотрен автором, многие дополнены новыми обнаруженными фактами, выведены новые взаимосвязи. Предметом статьи является особенности формирования национальной рок-музыки в разрезе эволюции системы грамзаписи в СССР. В этой связи исследуемый феномен представлен в виде двуединого социально-коммуникационного конструкта, функционирующего в культурном пространстве (звукозапись + рок-музыка). Автор выдвигает и аргументирует тезис, согласно которому дуалистическая природа звукозаписи рок-музыки выражается в том, что данный музыкальный феномен одновременно является институтом социальной коммуникации. Постижение организации звукозаписи рок-музыки и его научное описание связано с изменением глубины исторического видения и предполагает привлечение материала, выходящего за рамки одного научного направления. Автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи исследователей, принадлежащим к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетами выступают сравнительно-историческая методология музыкознания и теория социальных коммуникаций. Это дало возможность определить основные этапы и охарактеризовать закономерности эволюции звукозаписи рок-музыки в СССР как коммуникационной и коммуникативной категорий. Новизна настоящего исследования состоит в том, что впервые комплексно исследована категория «звукозапись рок-музыки в СССР» как неотъемлимая часть системы социальных коммуникаций. Авторский вклад в дополнении истории звукозаписи рок-музыки в СССР новыми (потерянными) историческими событиями обусловлен применением альтернативного подхода. На примере рок-клубов расширено представление о музыкальных организациях в условиях социализма. Основным выводом заключается в том, что в результате совокупного действия социально-исторических, политических, информационных и экономико-технологических факторов к середине 1970-х гг. в СССР сформировалось несколько регионально-национальных школ звукозаписи рок-музыки в виде «мозаичной системы» социокультурной коммуникации, имеющей в своей основе сложные многоуровневые корреляции.
Хайретдинова Н.Э. - Контроль над репертуаром уфимских театров на начальном этапе Великой Отечественной войны c. 140-151

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.19546

Аннотация: Предметом исследования являются взаимоотношения аппарата цензуры Башкирской АССР с театрами г. Уфы на начальном этапе Великой Отечественной войны. В статье, в целом, подтверждается общеизвестный факт – исключительно актуальным считался высокоидейный, героико-патриотический спектакль. Однако понимание того, что война разделила зрителей на фронтовиков и тыловиков, на тяжелораненых и здоровых, на призывников и тружеников тыла, обозначило ряд серьезных вопросов, касающихся обслуживания разных категорий зрителей. Исследование касается организации деятельности тыловых театров. Методология исследования базируется на принципах историзма, объективности, системности. Источниковой базой для написания статьи послужили опубликованные документы, а также неопубликованные архивные материалы. В ходе исследования установлено, что в Уфе для выступлений на призывных пунктах подбирался в основном идейный репертуар, нацеленный на поднятие боевого духа мобилизуемых, а работа велась в основном в концертном формате. Для горожан, то есть тружеников тыла, устраивались и концерты, и полномасштабные спектакли. Причем в период отступления советских войск цензура тщательно отслеживала информацию, которая могла бы посеять в тылу панику и страх. В деятельности театров доминировала идейно-политическая направленность, что выглядит вполне логично. Вместе с тем цензура не проявляла большой строгости в отношении легких жанров и постановок про мирную жизнь. В Уфе регулярно организовывались публичные торжества, приуроченные к различным событиям, вечера романсов; чрезвычайно популярным жанром стала оперетта. Кроме того, провинциальные театры имели своеобразные контакты с местной цензурой. Во всяком случае, имел место зафиксированный в документах прецедент, когда представитель центрального цензурного аппарата раскритиковал уфимские театры за излишнюю свободу и несоблюдение всех прописанных правил предпремьерного приема спектаклей. В целом можно отметить, что не существует некоего общего образа советской цензуры. Цензура – продукт своего времени, сложное социальное явление, в оценке которого неприемлемы односторонние суждения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"