Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue 03/2021
Contents of Issue 03/2021
Social history
Chernova A.F. - The Silk Road Economic Belt and the Greater Eurasian Partnership: comparative analysis of the concepts and history of their development pp. 1-9

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.35093

Abstract: The object of this research is the initiatives “Silk Road Economic Belt” of the People's Republic of China and “Great Eurasian Partnership” of the Russian Federation. Subject of this research is the content and history of development of the concepts. The goal is to analyze the prerequisites for advancing the initiatives, determine their points of intersection and fundamental differences. The common feature is the presence of external factors associated with the beginning of Trans-Pacific Partnership, as well as Transatlantic Trade and Investment Partnership, which pressed Russia and China to develop their own strategy in Eurasia. The fundamental difference is that the “Silk Road Economic Belt” does not imply the creation of any supranational governing body. The author underlines the rapid pace of implementation of the Chinese initiative and high degree of resistance to the negative factors. The conclusion is made that the practical content and scientific substantiation of the concept of “Greater Eurasian Partnership” continue to be discussed. The initiative “Silk Road Economic Belt” is not much “older”; however, in seven years of its existence became the core of the economic and foreign policy vector of the People's Republic of China. Considering the experience of its evolution, the establishment of the Greater Eurasian Partnership should start with the conduct of international conferences that discuss the target points and mechanisms of implementation of the proposed initiative. For bringing such idea to life, it is necessary to create a financial platform and attract investors. It seems reasonable to develop the strategy for the formation of the Greater Eurasian Partnership around the objective towards strengthening the Eurasian Economic Union as the foundation for the future integration association.
Beliefs, religions, churches
Ulianov O. - The foundation of Kievan Metropolia in light of the latest scientific data pp. 10-23

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.34794

Abstract: This article covers the foundation of Kievan Metropolia, which remains a stumbling stone for the modern historians. The author draws parallels between the opinions of experts of the past (G. Geltzer, J. Darrouzès, M. D. Priselkov, A. Poppen and E. Honigmann) and the latest scientific data. In the middle of the XX century, the Byzantinist E. Honigmann was first to use in solution of this problem the Byzantine codes of cannon – lists of metropolias of the Patriarchate of Constantinople (notitiae episcopatuum). The modern Russian historiography proves the hypothesis of E. Honigmann that “the Russian Metropolia as a part of Tsarigrad Patriarchate was established by 997 at the latest”. However, the latest research confute the outdated argument that Kievan Metropolia initially was under the jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople. This article is first to introduce the Byzantine source of the late X century – the message of Leo of Synada to the anonymous Metropolis of Ephesus from the collection Österreichische Nationalbibliothek (Cod. Vindob. Phil. Gr. 342. fol. 163v, 166v-167v.). Although, the Vienna manuscript has been subjected to detailed description in a number of works, with regards to realities of the time of Christianization of Rus’ is examined for the first time. The unique information from the message of Leo of Synada about the Metropolis of Ephesus as “Head of the Church” was verified based on the paramount post-Byzantine monument of the XVI century, which is the synodic “assertive” charter of the Patriarch of Constantinople Joasaph II (of December 1560). The comparative analysis of Byzantine sources of the X and the XVI centuries, which contain identical information on this topic, confirms that namely Metropolitan of Ephesus, endowed with patriarchal dignity and nominated as “head of the Church” in the Greek manuscript of the X century from the collection Österreichische Nationalbibliothek, became the legitimate participant of creation of the autocephalous Kievan Metropolia since the time of Christianization of Rus’ by Vladimir the Great.
World history: Eras and seasons
Ermolaeva E., Gruzdev A. - Christian Church in the movement for democracy in the Republic of Korea (1960s 1970s) pp. 24-36

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.35293

Abstract: The Republic of Korea underwent intensive industrialization in the 1960s – 1970s, followed by a range of sociocultural transformations. The society suffered changes, and the fact that the government restricted freedom in sociopolitical environment and undertook unpopular economic decisions made this process even more painful. This led to the formation of civil opposition. The composition of the participants in the movement against the dictatorship was diverse, and all of them to one or another extent infringed on their rights. An interesting nuance of the movement for democracy in South Korea is the role of the Christian Church in its consolidation. The subject of this research is the Christian Church in the movement against dictatorship in the Republic of Korea. The goal is to analyze the process of the Christian church's joining the protest movement. The questions of interaction between the society and religious circles, the level of Church engagement in the social processes remain on the agenda in many countries. The novelty of this work is defined by articulation of the problem. The emphasis is placed on the motives of social participation of the Christian Church in South Korea, its interaction with the society and government structures. The following conclusions were made: joining the antigovernment movement by the Protestant and Catholic churches in South Korea is first and foremost associated with their pursuit to expand their range of influence, increase the number of believers prevailing in the competition, and secondly –  with the response to authoritarian methods of governing the country. The interaction between society and the Church within the framework of democratic movement was mutually advantageous. The level of involvement of various religious organizations differed, but all Christian denominations represented in South Korea in one way or another proved themselves in the fight against the dictatorship.
Historical memory
Timshina E.L. - Looking back at the past: image of the Soviet Union in the politics of memory the parties (by the example of materials of elections to the State Duma of the Russian Federation of the VI and VII convocations) pp. 37-52

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.32753

Abstract: Almost three decades have passed since the dissolution of the Soviet Union; however, there is still no unity towards its history – various political actors interpret it differently. Analysis is conducted on the politics of memory of the parties that participated in the last two election campaigns in reference to the Soviet period. The goal of article is to determine the parties with own politics of memory; assess the attitude of the political parties on the Soviet history as a whole and isolated key events; as well as describe experience of using the politics of memory in electoral cycle. The opposition parties – the CPRF, LDPR, Yabloko, PARNAS, and the Communists of Russia – most actively referred to the politics of memory. The center of political attention became the history of the Soviet period, to which different approaches were applied. The liberal parties criticized the USSR and advocated decommunization, while the left-wing parties notices only positive aspects in the Soviet history. The LDPR offered to separate the attitude towards the Soviet regime, and the attitude towards the state. Although the political parties have not fully fulfilled their potential as the actors of the politics of memory, the development of the own strategies of interpretation of history is traced clearly. The politics of memory may evolve into a separate vector of major party politics.
History of regions of Russia
Tesaev Z.A. - Vilayet Chachan based on the chronicle History of Giray Khan (XV century) pp. 53-67

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.35299

Abstract: The chronicle “History of Giray Khan” is a valuable source on the history of Caucasus of the XV century. The text of the chronicle mentions the vilayet – the administrative divisions of Girim, Charkas, Chachan, Dagestan, Ganja and Shamakhi; the region Chachan alongside other domains is conquered by Giray Khan – the representative of Giray Dynasty and leader of the Circassians. This substantiates the need for studying the text to determine the time of the conquest of Chachan, as well as other areas of the region, which would allow studying the history of the region more thoroughly. Comparative analysis is conducted on the events described in the chronicle and the overall historical picture of this period. The author draws parallel, and in some instances direct identification of the known events and dynasties with the episodes and characters from the chronicle. An attempt is made to dateline all key events associated with the activity of Giray Khan, including the conquest of the Chachan Vilayet. The dates acquired in the course of analysis give a more detailed perspective on the history of Central and Norteast Caucasus, including the Chechen Republic. The historical analysis proves the facts described in the chronicle and reveals the circumstances of the conquest of North Caucasus. There is no sufficient grounds to fully identify Giray Khan with Khan Nur Devlet. However, the image of Giray Khan encapsulated part of the biography of the Crimean khan, and perhaps depicts the story of the son, one of the brothers, or a close relative of Nur Devlet, who became the ruler in Caucasus, and possibly, founded one of the Kumukh Shamkhal dynasties. The Giray Khan’s conquest of the Chachan vilayet the author dates to 1452-1459, with a remark that the entire process has taken place in three or four waves during the last third of the XIV – mid XV century.
Personality in history
Akberdeeva D.I. - The social circle of Deputy to the State Duma N. L. Skalozubov pp. 68-82

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.35365

Abstract: The object of this research is the persona of N. L. Skalozubov – agronomist of Tobolsk governorate, public and political figure, breeder, and scholar. The subject of this research is his social circle during the period of being a deputy to the State Duma of the 2nd and 3rd convocations. The goal is to examine the relationships between the deputy N. L. Skalozubov and former colleagues, like-minded people, representatives of science, government, family, and friends. Special attention is given to his participation in the lives of political exiles. The article employs the published and unpublished sources, preserved in the Tobolsk State Archive and Tobolsk Historical and Architectural Reserve Museum (correspondence, memoirs, diaries).. The scientific novelty is defined by the fact that the circle of contacts of the deputy N. L. Skalozubov becomes the subject of special study for the first time. The author concludes that during the five years as a deputy to the State Duma of the 2nd and 3rd convocations, N. L. Skalozubov communicated with numerous people belonging to various social classes, including prominent scientists, public figures, and politicians.
History of regions of Russia
Melekhovets V.F. - Belarusian Society of the Deaf in the 1980s pp. 83-93

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.32599

Abstract: This article describes the process of formation of industrial and sociocultural departments of the Belarusian Society of the Deaf in the 1980s. During this period, the number of its members has decreased. However, the central board of the Belarusian Society of the Deaf set a goal to amplify the number of hearing-impaired persons in the industrial sector by creating conditions for improving socioeconomic level of its members, which expanded the demand for employment in training and production enterprises. The Belarusian Society of the Deaf also focused on the development of group hobby and recreation activities, such as pantomimic art and physical culture. The high performance of this public organization in the 1980s directly depended on the ideological support of the five-year plans, early execution of socialistic obligations and production tasks, which contributed to successful solution of the problems of rehabilitation and social adaptation of the hearing-impaired persons in the Byelorussian Soviet Socialist Republic. The article employs the problem-chronological method that allows following the time sequence of events; historical-genetic and historical-comparative methods. The presented materials are based on the sources of the Fund 1112 of the National Archive of the Republic of Belarus, which are introduced into the scientific discourse for the first time, which fills the gap in historical science.
History of public institutions
Solovev K.A. - The elements of public administration theory in the projects of Count P. I. Shuvalov pp. 94-109

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.33542

Abstract: The subject of this research is the development of theoretical representations on the mechanism of public administration in Russia of the XVIII century. The goal is to determine in the texts of draft reforms prepared by Count P. I. Shuvalov the provisions on the objectives and principles of public administration, as well as to analyze his views on the process of reforming state and social institutions. In the texts of P. I. Shuvalov examines such elements of public administration theory as the administrative objectives, its subject matter, instruments, and administrative decision-making process. It allowed establishing correlation between the two concepts: “the good of the state” and “the common good”, as the goals pursued by public administration. The formulated by Shuvalov principles of public administration fully corresponded to the principles advanced by the philosophers of the European Enlightenment. The conducted analysis decision-making mechanism reveals a universal algorithm, which implies several stages of development of the reforms: a) outlining the problem that needs to be solved using the instruments of public administration ; b) determining the causes of this problem; c) proposing solution to the problem, d) discussing the proposed solution, indicating the instruments that need to be implemented by the state.
World of ideas and world of the mundane
Ponomareva V.V. - Moralizing literature in curriculum for female students (the late XVIII early XIX centuries) pp. 110-126

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.35307

Abstract: The subject of this research is the analysis of didactic works used in the late XVIII — early XIX centuries in the educational process of the first Russian institutes for women — the Educational Society of Noble Maidens and School of the Order of St. Catherine in St. Petersburg. The new secular upbringing and education – one of the core ideas of the European Enlightenment, at that time was perceived in Russia as a state task, which required the establishment of closed educational institutions, such as cadet corps and institutes for women. The primary method for distribution of pedagogical ideas was moralizing literature of the Western European educators, which were translated into the Russian language and became available for the audience; and the second half of the XVIII century marks the emergence of publications of the Russian authors. This article is first to follow the sequence of changes of textbooks and “books for reading” selected for the students of the Educational Society of Noble Maidens and School of the Order of St. Catherine in St. Petersburg using hermeneutic method, as well as conduct their historical-comparative analysis based on the principle of historicism. The translated works of the Western European educators were replaced by the curriculum specifically created for the Russian female students at the request of the Empress Maria Feodorovna, which included the advanced ideas of both Western and national educators. It was another step in a difficult path towards establishment of the national pedagogical system.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 03, 2021
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 01-04-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук, svk2005@yandex.ru
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2021
Социальная история
Чернова А.Ф. - «Экономический пояс Шелкового пути» и Большое евразийское партнерство: сравнительный анализ концепций и истории развития двух инициатив c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.35093

Аннотация: Объект исследования: инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» КНР и «Большое евразийское партнерство» РФ. Предмет исследования: содержание, история развития концепций. Цель работы: проанализировать предпосылки выдвижения инициатив, выявить точки их соприкосновения, принципиальные различия. Общим является наличие внешних факторов, связанных с началом формирования Транстихоокеанского партнёрства и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, что поставило Россию и Китай перед необходимостью выработки собственной стратегии в Евразии. Принципиальное различие заключается в том, что "Экономический пояс Шелкового пути" не предполагает создание какого-либо наднационального управляющего органа. В статье отмечены быстрые темпы реализации китайской инициативы и высокая степень «устойчивости» к негативным факторам. Основной вывод заключается в том, что практическое содержание и научное обоснование концепции "Большое евразийское партнерство" до сих пор находятся на этапе дискуссий. Инициатива "Экономический пояс Шелкового пути" ненамного "старше", но за семь лет своего существования смогла стать ключевым стержнем экономического и внешнеполитического курса КНР. Если учесть опыт ее эволюции, то создание Большого евразийского партнерства надо начинать с проведения международных конференций, на которых должны обсуждаться целевые ориентиры и механизмы реализации выдвинутой программы. Чтобы идея стала реалистичной, необходимо создать финансовую платформу и привлечь заинтересованных инвесторов. Стратегию формирования Большого евразийского партнерства целесообразно формировать вокруг задачи на усиление ЕАЭС как основы будущего интеграционного объединения.
Верования, религии, Церкви
Ульянов О.Г. - Учреждение Киевской митрополии в свете новейших научных данных c. 10-23

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.34794

Аннотация: В статье освещается проблема учреждения Киевской митрополии, которая до настоящего времени остается камнем преткновения для современных историков. Автор сопоставляет ряд мнений специалистов прошлого (Г. Гёльцера, Ж. Даррузеса, М.Д. Приселкова, А. Поппэ и Э. Хонигмана) с новейшими научными данными. В середине ХХ в. византинист Э. Хонигманн впервые применил к решению данной проблемы византийские памятники канонического права – списки митрополий Константинопольского Патриархата (notitiae episcopatuum). В современной российской историографии гипотезу Э. Хонигманна, что «Русская митрополия в составе Цареградской Патриархии была учреждена не позднее 997 г.», принято считать «окончательно доказанной». Между тем, новейшие исследования полностью опровергают устаревший аргумент об изначальном вхождении Киевской митрополии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Автором впервые привлечен византийский источник конца Х в. - послание еп. Льва Синадского анонимному Эфесскому митрополиту из собрания Österreichische Nationalbibliothek (Cod. Vindob. Phil. Gr. 342. fol. 163v, 166v-167v.). Венский манускрипт уже удостоился подробного описания в ряде работ, однако его анализ применительно к реалиям времени Крещение Руси не был предпринят вплоть до настоящего времени. Уникальную информацию послания еп. Льва Синадского об Эфесском митрополите как «главе Церкви» удалось верифицировать с помощью привлечения важнейшего поствизантийского памятника XVI в., каковым является соборная «Утвердительная» грамота Константинопольского патриарха Иоасафа II (от декабря 1560 г.). Сравнительный анализ привлеченных византийских источников Х в. и XVI в., содержащих идентичную информацию по данной теме, полностью подтверждает, что именно наделенный патриаршим достоинством Эфесский митрополит, названный «главой Церкви» в греческой рукописи X в. из собрания Österreichische Nationalbibliothek, стал легитимным участником создания автокефальной Киевской митрополии со времени Крещения Руси Владимиром Святым.
Мировая история: эпохи и периоды
Ермолаева Е.М., Груздев А.А. - Христианская церковь в движении за демократию в Республике Корея (1960-1970-е гг.) c. 24-36

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.35293

Аннотация: В 1960–1970 гг. в Республике Корея осуществлялась интенсивная индустриализация, которая повлекла за собой целый комплекс социокультурных трансформаций. Общество претерпевало изменения, а более болезненным этот процесс делал тот факт, что власти ограничивали свободу в социально-политической среде и принимали непопулярные экономические решения. В ответ на это формировалась гражданская оппозиция. Состав участников движения против диктатуры был неоднороден: все слои, вступившие в него, так или иначе были ущемлены в своих правах. Интересной особенностью движения за демократию в Южной Корее является роль христианской церкви в его консолидации. Предмет нашего исследования — христианская церковь в движении против диктатуры в Республике Корея. Цель данной работы — проанализировать процесс вступления христианской церкви в протестное движение. Вопросы взаимодействия общества и религиозных кругов, степень включенности церкви в социальные процессы и в настоящее время стоят на повестке дня во многих государствах. Новизна данной работы определяется постановкой проблемы. Автор делает акцент на мотивы социального участия христианской церкви в Южной Корее, ее взаимодействии как с обществом, так и с властными структурами. В ходе исследования авторы приходят к следующим выводам: вступление в антиправительственное движение протестантской и католической церкви в Южной Корее связано, в первую очередь, с их стремлением расширить сферу влияния, увеличить количество верующих, выиграв в конкурентной борьбе, а во вторую — является реакцией на авторитарные методы управления страной. Взаимодействие общества и церкви в рамках демократического движения было взаимовыгодным. Уровень вовлеченности различных религиозных организаций был неодинаков, однако все христианские конфессии и деноминации, представленные в Южной Корее, так или иначе, проявили себя в борьбе против диктатуры.
Историческая память
Тимшина Е.Л. - Оглядываясь назад: образ Советского Союза в исторической политике партий (по материалам выборов в Государственную Думу РФ VI и VII созывов). c. 37-52

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.32753

Аннотация: С момента распада Советского Союза прошло уже почти три десятилетия, однако единства по отношению к его истории до сих пор не выработано - различные политические акторы трактуют её по-разному. Автором анализируется историческая политика партий, участвовавших в двух последних избирательных кампаниях, по отношению к советскому периоду. Целями данной статьи являются выделение партий с собственной исторической политикой, оценка отношения политических партий к истории СССР в целом и к отдельным ключевым событиям, опыт использования исторической политики в электоральном цикле. Результаты исследования основаны на использовании общенаучных методов и принципов научного познания, сравнительном анализе, системном подходе. Наиболее активно к исторической политике обращались партии оппозиции: КПРФ, ЛДПР, Яблоко, ПАРНАС, Коммунисты России. Центром партийного внимания стала история советского периода, к которой были продемонстрированы разные подходы. Партии либерального направления критиковали СССР и выступали за декоммунизацию, левые партии видели только положительные стороны советской истории. ЛДПР предложило разделять отношение к советскому строю и отношение к государству. Хотя политические партии в полной мере не реализовали свой потенциал акторов политики памяти, но оформление у них собственных стратегий осмысления истории чётко прослеживается. Можно ожидать дальнейшего развития политики прошлого как отдельного направления большой партийной политики.
История отдельных регионов России
Тесаев З.А. - «Вилаят Чачан» по данным хроники «История Гирейхана» (XV в.) c. 53-67

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.35299

Аннотация: Хроника «История Гирейхана» представляет собой ценный источник по истории Кавказа XV века. В тексте сочинения упоминаются вилаяты-области Гирим, Чаркас, Чачан, Дагестан, Гянджа и Шемаха; область Чачан, как и другие владения, покоряются Гирейханом – выходцем из дома Гиреев и предводителем черкесов. Это обуславливает необходимость исследования текста в целях выявления времени завоевания Чачана, в частности, и других областей региона, в целом, что позволит более тщательно изучить историю края. Осуществляется сопоставительный анализ изложенных в хронике событий с общей исторической картиной рассматриваемого периода. Проводятся параллели и, в отдельных случаях, прямое отождествление известных событий и династий с эпизодами и героями хроники. Путем вычислений, основанных на данных текста, выявляется хронология описанных в сочинении действ. Проведена попытка датировки всех основных событий, связанных с деятельностью Гирейхана, в том числе времени покорения вилаята Чачан. Полученные в ходе анализа датировки, безусловно, позволяют более детально изучить историю Центрального и Северо-Восточного Кавказа, в том числе Чеченской Республики. Исторический анализ подтверждает факты, изложенные в сочинении, и раскрывает обстоятельства, при которых происходило завоевание Северного Кавказа. Нет достаточного основания для полного отождествления Гирейхана ал-Чаркаси с ханом Нурдевлетом. Однако образ первого, безусловно, вобрал в себя часть биографии крымского хана и, вероятно, представляет историю чанки (сына), одного из братьев или близкого родственника Нурдевлета, ставшего наместником на Кавказе и, возможно, основавшего одну из династий Кумухских шамхалов. Завоевание Гирейханом вилаята Чачан мы датируем 1452–1459 гг., отмечая, однако, что сам процесс покорения области, по-видимому, происходил тремя–четырьями волнами в течение последней трети XIV – сер. XV века.
Личность в истории
Акбердеева Д.И. - Круг общения депутата Государственной Думы Н. Л. Скалозубова c. 68-82

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.35365

Аннотация: Объектом исследования выступает личность Н. Л. Скалозубова – тобольского губернского агронома, общественного и политического деятеля, селекционера, ученого. Предметом исследования является его круг общения в период депутатства в Государственной Думе 2-го и 3-го созывов. Цель работы – рассмотреть вопрос о взаимоотношениях депутата Н. Л. Скалозубова с бывшими коллегами, единомышленниками, представителями науки, власти, частными лицами, семьей, друзьями. Особое внимание уделяется его участию в судьбах политических ссыльных. В качестве инструмента исследования выбран историко-биографический метод, который основывается на привлечении документов личного происхождения.    В работе широко использованы опубликованные источники и неопубликованные документы, хранящиеся в Государственном архиве в г. Тобольске и Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике, – письма, воспоминания, дневники. Научная новизна определяется тем, что круг контактов депутата Н. Л. Скалозубова впервые становится предметом специального исследования. Автор приходит к выводу, что за пять лет депутатства в Государственной Думе II и III созывов Н. Л. Скалозубов контактировал с огромным количеством людей, принадлежащих к различным социальным слоям населения, среди которых было немало выдающихся личностей – ученых, общественных деятелей, политиков.
История отдельных регионов России
Мелеховец В.Ф. - Белорусское общество глухих в 80-е гг. XX в. c. 83-93

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.32599

Аннотация: В статье показан процесс формирования производственных и социокультурных подразделений Белорусского общества глухих (БелОГ) в 80-е гг. XX в. В БелОГ данный период уменьшилось количество членов БелОГ. Тем не менее, Центральным правлением БелОГ была поставлена задача – увеличить количество инвалидов по слуху в производственном секторе системы общества. С этой целью были созданы условия для повышения социально-экономического уровня членов БелОГ, что способствовало увеличению спроса на трудоустройство в учебно-производственные предприятия. Расширились новые формы клубной работы, БелОГ достиг больших успехов в развитии пантомимического искусства, физкультурно-оздоровительной деятельности. Высокие результаты производственной деятельности общественной организации в 80-е гг. XX в. напрямую были связаны с идеологическим обеспечением пятилеток, досрочным выполнением социалистических обязательств и производственных заданий, что способствовало успешному решению проблем реабилитации и социальной адаптации инвалидов по слуху в Белорусской Советской Социалистической Республике. В основе исследования лежат базовые методы исторической науки - проблемно-хронологический, согласно которому события изучены во временной последовательности; историко-генетический и историко-сравнительный. Данная статья, материал которой базируется на источниках фонда 1112 Национального архива Республики Беларусь и др., впервые вводимых в научный оборот, восполнит пробел в исторической науке.
История государственных учреждений
Соловьев К.А. - Элементы теории управления в «прожектах» графа П.И. Шувалова. c. 94-109

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.33542

Аннотация: Предметом исследования является процесс выработки теоретических представлений о том, каким должен быть механизм государственного управления в России XVIII в. В задачи данной статьи входит выявление в текстах проектов реформ, подготовленных графом П. И. Шуваловым, положений о целях и принципах государственного управления, а также анализ его взглядов на процесс реформирования государственных и общественных институтов. Базовый метод исследования — текстологический анализ проектов реформ, предлагаемых Шуваловым в 1750-х гг. В текстах П. И. Шувалова рассмотрены такие элементы теории управления, как цель управления, его предмет, инструменты и сам процесс выработки управленческих решений.   Результатом стало выявление соотношения двух концептов: «благо государства» и «общее благо», в качестве целей государственного управления. Принципы государственного управления, которые формулировал Шувалов, в полной мере соответствовали тем, что выдвигались мыслителями европейского Просвещения. При анализе механизма принятия решений, выявлен единый алгоритм, в котором присутствуют несколько стадий разработки реформ: а) определение проблемы, которую надо решить, с использованием инструментов государственного управления; б) установление причин возникновения этой проблемы; в) предложение по решению проблемы, г) детализация выдвинутого предложения, с указанием на инструменты, которые необходимо использовать государству.
Мир идей и мир повседневного
Пономарева В.В. - Нравоучительные книги в программе воспитания институток (вторая половина XVIII — начало XIX в.) c. 110-126

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.35307

Аннотация: Аннотация. Предметом данного исследования является анализ дидактических трудов, использовавшихся во второй половине XVIII — начале XIX в. в ходе воспитательного процесса в первых русских женских институтах — Воспитательном обществе благородных девиц и училище ордена св. Екатерины в Петербурге. Новое светское воспитание и образование, одна из центральных идей европейского Просвещения, в России второй половины XVIII в. было воспринято в качестве государственной задачи, для решения которой и учреждались закрытые учебные заведения — кадетские корпуса и женские институты. Важнейшим способом распространения новых педагогических идей становились нравоучительные сочинения западноевропейских просветителей, которые быстро становились доступными читателю в русских переводах, причем со второй половины XVIII в. появляются и издания отечественных авторов.   В статье впервые с привлечением герменевтического метода рассматривается последовательная смена учебных пособий и «книг для чтения», избиравшихся для питомиц Воспитательного общества благородных девиц и петербургского Екатерининского института, проводится их историко-компаративный анализ на основе принципа историзма. На смену переводным трудам западноевропейских просветителей специально для русских воспитанниц по заказу императрицы Марии Федоровны был создан собственный учебный курс, который включал в себя передовые идеи как западных, так и отечественных просветителей. Таким образом был сделан еще один шаг на сложном пути формирования национальной системы педагогики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"