Электронный журнал Genesis: исторические исследования - №8 за 2020 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-868X - Издательство NotaBene
по
Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue № 08/2020
Contents of Issue № 08/2020
Historical sources and artifacts
Korovchinskiy I. - To the question of the meaning of words τοῦ ἡμιολίου in economic inscriptions of Ai-Khanoum pp. 1-11

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.8.32347

Abstract: The subject of this research is the inscriptions 117 and 119 from Ai-Khanoum (Greco-Bactria, II century BC) according to numeration Corpus Inscriptionum Iranicarum (Part 2, Volume 1). It is very likely that they represent two copies of the same text, which survived in two variations. The goal of this work is to determine the meaning of words τοῦ ἡμιολίου appearing in these inscriptions, as well as the overall meaning of the inscriptions, the understanding of which depends on interpretation of these words. Relevance of such research is substantiated by the fact that the survived written sources on the economy of Greco-Bactria are extremely brief and fragmentary, therefore every single word matters for the scholars. The comparison of inscriptions of Al-Khanoum with the papyri of Zenon Archive is carried out for the first time. The papyri under consideration contain a range of textual parallels with the reviewed Greco-Bactrian inscriptions. It is concluded that based on the analogies from the mentioned Egyptian texts, the words τοῦ ἡμιολίου (verbatim “one and a half” in the genitive) are direct object to the words ἀπὸ κεραμίων δύο (“out of two amphorae”) and indicate pouring olive oil over from one amphora and half of another amphora. The author provides a new translation of the unified text of inscriptions 117 and 118. The field of application of the presented materials is the source studies of ancient world, economic history of Greco-Bactria, Hellenistic world and ancient world.
West - Russia - East
Dudin P.N. - Barga as a part of the Russian strategic interests in Eastern Asia in the first quarter of the XX century: treaty aspect pp. 12-25

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.8.33689

Abstract: Based on the previously unexamined treaties and agreements, this article analyzes the civilian mechanism of ensuring Russia’s interest in Manchuria on the background of establishment and development of statehood of Hulunbuir District, also known as Barga. Having lost the Russo-Japanese War and a number of backbone territories, the Russian Empire took all necessary steps towards retention and strengthening of its influence in the region, was able to form the zones of primary interests, and this control the process of acquisition of relative autonomy by Barga. It is concluded that within the framework of considered agreements, Russia’ national interests in the Far East were reliably protected. It was achieved by the concessions, which by their legal nature significantly differed from the concessions and settlements created by the foreign powers in Eastern China, although were capable of ensuring Russia’s presence and safeguarding the strategic interests. Despite the fact that the created system demonstrated its effectiveness, it did not survive the political crises caused by the revolutionary events and demise of the Russian Empire. China’s leadership took advantage of the situation that unfolded in Russia, and liquidated the autonomy of Outer Mongolia, and later the status of Hulunbuir, stipulated in the agreements.
Interdisciplinary research
Fomenko V.A. - To the origin of the concepts Yessentuk, Yessentuchok, Yessentuki pp. 26-33

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.8.33721

Abstract: The subject of this research is the toponyms Yessentuk, Yessentuchok, Yessentuki. The goal is ti determine their origin. The author leans on the data of explorations of the remains Golden Horde mausoleums of the XIV century, which were conducted in the late XX and early XXI centuries on the outskirts and in the area of the city of Yessentuki of Stavropol Krai. The article considers the previously revealed connection between mausoleums of the XIV century, Podkumok River Valley, and the Kabardian-Abazin tombstones of the XVIII century located here. It is worth noting that at the time of construction of the Yessentuki reduit at the end of the XVIII century, the general population of the area were Kabardians and Abazins. The application of comprehensive approach alongside various methods of historical and philological sciences allowed determining the origins of the toponyms Yessentuk, Yessentuchok, Yessentuki, as well as carrying out further reconstruction of the history of the Central Fore-Caucasus of pre-Russian and Russian eras. The conclusion is made that the name Yessentuk (in later versions – Yessentuchok and Yessentuki) stems from the Kabardian word combination Yesen tlygu – the edge, area, or border) of Yesen. The personal name Yesen is of Turkic-Mongolian origin and can be occasionally seen in the anthroponymy of the Adyghe and neighboring peoples. The obtained results can be used in studying history of the North Caucasus, toponymic research, museology, creation of science education films.
History of regions of Russia
Nevostruev N.A., Lyadova V.V. - The role and place of public organizations in establishment and development of the elements of civil society in Russia in late XIX – XX centuries (on the example of Perm Governorate) pp. 34-51

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.8.33706

Abstract: This article, based on the new research paradigm of the history of post-reform Russia, gives assessment to the role of public organizations in the course of establishment of civil society as one of the crucial elements of this phenomenon, which is aimed at laying the groundwork for personal development. Perm Governorate became one of the leading centers of civil development; the events held under the full support of Zemstvo institutions and municipality received a nationwide coverage. Using the examples of the work of Ural medical institutions and academic communities, the author reveals the process of their gradual engagement into the civil society system, and elicits their civil potential. Attention is turned to the high level of social coverage of the events held by public organizations, which is associated with the peculiarities of their composition, with the leading role played by democratic elements of the participants. The novelty of this research lies in the fact that this article is first the within Ural historiography to give assessment to the level of effectiveness of the delivered events, as well as determine the peculiarities of participation of Ural intelligentsia in the work of educational and enlightenment societies. Emphasis is made on the common features of public organizations, which allow assessing their work as a manifestation of own social activity, as well as formation of favorable conditions for personal development. The conclusion is substantiation on the significant influence of public organizations and associations on further development of the elements of civil society in Ural, creation of essential prerequisites for social development of the territories, and engagement of active social elements into the system of civil relations.
Suprunova E. - Activity of the local self-government aimed at improvement of sanitary and hygienic situation in Vladivostok and Primorskaya Oblast in the conditions of modernization of the early XX century pp. 52-65

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.8.33490

Abstract: The subject of this research is the activity of central and, specifically, local authorities aimed at ensuring conditions for public health and well-being in Vladivostok and Primorskaya Oblast in the early XX century. The goal is to determine the key problems pertaining to provision of urban amenities to the city and region, and the measures taken by the authorities to resolve them. Research methodology is based on the analysis of archival documents and a combination of special historical methods, such as problematic-chronological, comparative-historical, and classification. The author also used the materials from Primorsky State Archive, including cases of Vladivostok City Administration, reports of Vladivostok State Duma, and cases of the Military Governor of Primorskaya Oblast. In the conditions of modernization of the early XX century, including Stolypin's resettlement policy, the unpreparedness of suburbs of the Far East to mass population by foreign and Russian citizens became evident due to the absence of basic conditions of urban civilization. The conclusion is made that local authorities, relying on support of the central administration, undertook measures for ensuring favorable living conditions in the region. Leaning on examination of the previously unstudied archival documents, the author concludes on ineffectiveness of measures undertaken by the local authorities. The acquired results of can be applied in the current activity of local authorities, as well as in teaching historical disciplines universities, including such discipline as the History of the Primorsky Krai (in the department of Humanities at Pacific State Medical University). The experience accumulated demonstrates the effective solution for multiple issues.
History and historical science
Deveykis M. - Periodization of the history of museology (on the example of Saint Petersburg museums) pp. 66-75

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.8.33602

Abstract: This article examines the little-studied problem of periodization of the history of museology. The author describes the existing approaches of various scholars towards periodization, conducts their critical analysis, and offers original concept. The recommended model of the development of museology is based on the criterion of evolution of state power in the country. The subject of this research is to determine the peculiarities of museum construction in Saint Petersburg (the emergence of new profile groups, changes of social functions, impact of government policy upon museology) during the imperial, Soviet and presidential periods. The proposed methodology does not repeat any of the previously proposed periodization, which defines the novelty of this work. The recommended periodization, first and foremost, would allow conducting comparative analysis of the history of museum construction in different regions, both horizontally – each period, and vertically – between the periods; secondly, it is universal tool for all researchers in solution of research tasks and problems of museology; thirdly, it provides broader regional coverage – for identification of specific, common to certain areas, processes of the development of museology, as well as for introduction of regional material into the overall trend of museum development in Russia.
History and Politics
Khasanova M. - Parliamentary Assembly as a factor for development and consolidation of the Union State pp. 76-87

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.8.33778

Abstract: This article is dedicated to examination of the role of Parliamentary Assembly in development of the Union State. The goal is to trace the parliamentary activity in the Union State throughout the entire time of its existence, the objectives that were pursued, their transformation, and change of conditions for their accomplishment. This topic is especially relevant in the current context. A new milestone has passed in the history of Union State: December 2019 marked twenty years since its creation. Agreement on the formation of Parliamentary Assembly of the Community of Belarus-Russia Union State was signed earlier, in 1996. The novelty of this works consists in comprehensive and detailed analysis of different stages in formation of Parliamentary Assembly, which allows describing their role in further consolidation of the Union State. The scientific problem of this article can be articulated as follows: Parliamentary Assembly is not just a legislative institution that formulates the agenda for development of the Union State; it is also a platform for a continuous dialogue between Russia and Belarus. Therefore, examination of this government institution in an urgent scientific problem that allows revealing the key aspects of evolution of the Union State. As the resources for this article, the author explored the legislative acts of the Republic of Belarus and the Russian Federation, legal information from official portals of the Union State and the Parliamentary Assembly. This underline the need for further development of parliamentarism in Russia-Belarus Union State for the purpose of improvement and strengthening of relations between the countries in the current conditions of international transformation. The article is based on most relevant documents pertaining to Russia-Belarus relations for the period from 1991 to the present.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Электронный журнал Genesis: исторические исследования - №8 за 2020 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-868X - Издательство NotaBene
по

 

 

Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 08, 2020
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 03-09-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук, svk2005@yandex.ru
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2020
Исторические источники и артефакты
Коровчинский И.Н. - К вопросу о значении слов τοῦ ἡμιολίου в экономических надписях Ай-Ханум c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.8.32347

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются надписи 117 и 119 из Ай-Ханум (Греко-Бактрия, ΙΙ в. до н. э.) согласно нумерации Corpus Inscriptionum Iranicarum (часть 2, том 1). Весьма вероятно, что они представляют собой 2 копии одного и того же текста, сохранившиеся по-разному. Цель работы - определить смысл слов τοῦ ἡμιολίου, встречающихся в данных надписях, а также смысл данных надписей в целом, понимание которого зависит от интерпретации данных слов. Значимость такого рода работы объясняется тем, что сохранившиеся письменные источники об экономике Греко-Бактрии чрезвычайно кратки и отрывочны, и для исследователя значимо и весомо каждое слово в них. Метод работы – постоянный сравнительный. Исследование рассматриваемых надписей из Ай-Ханум на основе сравнения с папирусами из архива Зенона производится впервые. Рассматриваемые в статье папирусы, на наш взгляд, содержат целый ряд текстовых параллелей с рассматриваемыми греко-бактрийскими надписями. Выводы статьи: судя по аналогиям из названных египетских текстов, слова τοῦ ἡμιολίου (дословно "полутора" в родительном падеже) являются прямым дополнением к словам ἀπὸ κεραμίων δύο ("из двух керамиев") и указывают на перелив в один большой сосуд оливкового масла в объеме одного целого керамия (небольшого сосуда) и половины второго керамия. В завершение статьи приводится новый перевод сводного текста надписей 117 и 119. Область применения результатов – источниковедение древнего мира, экономическая история Греко-Бактрии, эллинистического мира и древнего мира.
Запад - Россия - Восток
Дудин П.Н. - Барга как часть сферы российских стратегических интересов в Восточной Азии в первой четверти ХХ в.: договорный аспект c. 12-25

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.8.33689

Аннотация: В статье на основе ранее не исследованных договоров и соглашений приводится анализ невоенного механизма обеспечения интересов России в Маньчжурии на фоне становления и развития государственности округа Хулунбуир, известного в монголоязычном мире под названием Барга. Поиграв Русско-японскую войну и потеряв ряд опорных территорий, Российская империя приняла все необходимые меры для сохранения и укрепления своего влияния в регионе и смогла сформировать зоны преимущественных интересов, благодаря чему сумела в выгодном для себя свете контролировать процесс приобретения относительной самостоятельности Барги. Методами исследования выступили сбор данных; тематический мониторинг научных изданий; метод анализа документальных потоков; системный подход.    Основными выводами проведенного исследования является то, что в рамках исследованных соглашений российские национальные интересы на Дальнем Востоке оказались надежно защищены. Инструментом для этого служили концессии, которые по своей правовой природе существенно отличались от концессий и сеттльментов, создаваемых иностранными державами на Востоке Китая, однако могли в полной мере обеспечить российское присутствие и соблюдение стратегических интересов. Также среди выводов - суждение о том, что созданная система показала свою эффективность, однако, вслед за революционными событиями и гибелью Российской империи, не смогла пережить пришедшихся на данный период политических кризисов. Китайское руководство, воспользовавшись возникшей в России смутой, ликвидировало сначала автономию Внешней Монголии, а затем – и оговорённый в соглашениях статус Хулунбуира.
Междисциплинарные исследования
Фоменко В.А. - О происхождении названий Ессентук, Ессентучок и Ессентуки c. 26-33

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.8.33721

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье являются топонимы Ессентук, Ессентучок и Ессентуки. Цель работы - определить их происхождение. Автор опирается на данные исследований остатков золотоордынских мавзолеев XIV в., проводившихся во второй половине ХХ и в начале ХХI ст. на окраинах и в окрестностях города Ессентуки Ставропольского края. В статье учитывается выявленная ранее связь мавзолеев XIV в. долины реки Подкумок и расположенных здесь же кабардинско-абазинских намогильных построек чэщанэ XVIII в. Важен также тот факт, что во время строительства Ессентукского редута в конце XVIII в. основным населением окружающей местности были кабардинцы и абазины. В работе автором применен комплексный подход и использованы различные методы исторических и филологических наук. Это позволило не только более определенно говорить о происхождении топонимов Ессентук, Ессентучок и Ессентуки, но и подойти к возможности дальнейших реконструкций истории Центрального Предкавказья дороссийской и российской эпох. В результате исследования сделан вывод о том, что название Ессентук (в более поздних вариантах - Ессентучок и Ессентуки) происходит от кабардинского словосочетания Есен тIыгу - край (область или граница) Есена или Эсена. Личное имя Эсен имеет тюркско-монгольское происхождение и лишь эпизодически встречается в антропонимии адыгов и соседних народов. Область применения результатов - история Северного Кавказа, исследования в области топонимии, музейно-выставочная и экскурсионная работа, создание научно-популярных и учебных фильмов.
История отдельных регионов России
Невоструев Н.А., Лядова В.В. - Роль и место общественных организаций в становлении и развитии элементов гражданского общества в России во второй половине ХIХ-начале ХХ вв. (на примере Пермской губернии) c. 34-51

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.8.33706

Аннотация: На основе новой исследовательской парадигмы истории пореформенной России дается оценка роли общественных организаций в ходе становления гражданского общества, как одного из важных элементов данного феномена, направленного на создание условий для развития личности. Пермская губерния стала одним из ведущих центров гражданского развития, проводимые мероприятия, при всемерной поддержке земских учреждений, городского самоуправления, получали всероссийское звучание. На конкретных примерах деятельности уральских медицинских организаций, образовательных обществ раскрывается процесс их постепенного вовлечения в систему гражданского общества, позволяет выявлять их гражданский потенциал.Обращается внимание на высокий уровень социального звучания мероприятий общественных организаций, что связывается с особенностями их состава, где ведущую роль играли демократические элементы участников. Новизна данного исследования заключается в том, что впервые в уральской историографии выявляется гражданское звучание в деятельности таких организаций, дается оценка степени эффективности проводимых мероприятий, выявляются особенности участия уральской интеллигенции в работе образовательных, просветительских и других обществ. Акцентируется внимание на общих «родовых» чертах общественных организаций, дающих возможность оценивать их деятельность как проявление собственной общественной активности, так и формирование благоприятных условий для развития человека. Сделан обоснованный вывод о заметном влиянии общественных организаций и объединений на дальнейшее развитие элементов гражданского общества на Урале, создании необходимых предпосылок для социального развития территорий и вовлечения активных элементов общества в систему гражданских отношений.
Cупрунова Е.П. - Деятельность местных органов самоуправления по улучшению санитарно-гигиенической ситуации в г. Владивостоке и Приморской области в условиях модернизации начала XX в. c. 52-65

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.8.33490

Аннотация: Предметом исследования является деятельность центральных и, главным образом, местных органов власти, направленная на обеспечение условий общественного здоровья, благополучия в г. Владивостоке и Приморской области начала ХХ века. Цель работы - выявить основные проблемы в плане благоустройства города и области и предпринимаемые властями меры по их решению. Методологически работа опирается на анализ архивных документов с использованием комплекса специальных исторических методов – проблемно-хронологического, сравнительно-исторического, классификации. Использовались материалы Приморского государственного архива, в том числе дела Владивостокской городской Управы, доклады Владивостокской городской Думы, дела Военного губернатора Приморской области. В условиях модернизации начала XX в., в том числе столыпинской политики переселения, стала очевидной неготовность городов дальневосточной окраины к массовому заселению как российскими, так иностранными гражданами, отсутствие элементарных условий городской цивилизации.    В результате исследования автор приходит к выводу о том, что местные органы власти, опираясь на поддержку центральной администрации, предпринимали меры для обеспечения благоприятных условий проживания в регионе. Новизна работы заключается в исследовании неизученных до сих пор архивных документов, которое позволяет сделать вывод о достаточной эффективности деятельности муниципальных органов. Результаты работы могут использоваться в деятельности местных органов власти в современных условиях, а также в процессе преподавания исторических дисциплин в вузе, в том числе такой дисциплины, как История Приморского края (на кафедре гуманитарных дисциплин Тихоокеанского государственного медицинского университета). Накопленный в прошлом опыт показывает эффективность решения многих проблем.
История и историческая наука
Девейкис М.В. - Периодизация истории музейного дела (на примере петербургских музеев) c. 66-75

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.8.33602

Аннотация: В статье рассматривается малоизученная проблема периодизации истории музейного дела. Раскрываются существующие подходы к периодизации разных исследователей, проведён их критический анализ и предлагается собственная концепция. В основу рекомендованной модели музейного развития положен критерий эволюции государственной власти в стране. При исследовании использовались общеисторические принципы: объективность, научность, историзм, а также методы: хронологический, сравнительно-исторический, периодизации. Предметом исследования является выявление особенностей музейного строительства в Петербурге (появление новых профильных групп, изменение социальных функций, влияние государственной политики на музейное дело) в императорский, советский и президентский периоды. Представленная методика не повторяет ни одну из предложенных исследователями периодизаций, что определяет новизну работы. Рекомендуемая периодизация, во-первых, позволит проводить сравнительный анализ истории музейного строительства в различных регионах, как по горизонтали - в каждом периоде, так и по вертикали - между периодами; во-вторых, является единым для всех исследователей инструментом при решении исследовательских задач и проблем музейного дела; в-третьих, дает возможности широкого регионального охвата – как с целью выделения конкретных, свойственных определенным территориям, процессов развития музейного дела, так и для встраивания регионального материала в общую тенденцию развития музейного дела в России.
История и политика
Хасанова М.С. - Парламентское Собрание как фактор развития и укрепления Союзного государства c. 76-87

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.8.33778

Аннотация: Статья посвящена изучению роли Парламентского Собрания в развитии Союзного государства (СГ). Целью данного исследования было проследить, каким образом осуществлялась парламентская деятельность в Союзном государстве на протяжении всего времени его существования, какие задачи ставились, как они менялись, как изменялись условия для их выполнения. Данная тема актуальна сегодня как никогда. Пройден новый рубеж в истории существования СГ: в декабре 2019 года минуло двадцать лет с момента создания Союзного государства (СГ). Соглашение о создании Парламентского Собрания Сообщества России и Беларуси было подписано еще ранее, в 1996 году. Новизна исследования состоит в комплексном и детальном анализе разных этапов формирования Парламентского Собрания, что позволяет определить их роль в дальнейшем укреплении СГ. Научную проблему данной статьи можно сформулировать следующим образом: Парламентское Собрание – это не только и не просто законодательный институт, формулирующий повестку развития СГ, но и площадка для постоянного диалога российской и белорусской сторон. По-этому исследование данного института власти в СГ – важнейшая научная проблема, позволяющая раскрыть ключевые аспекты эволюции СГ.Для достижения цели были использованы различные методы исследования. Во-первых, это комплексный и сравнительный анализ с использованием различных источников, их критического анализа, сопоставления результатов. В качестве источников были изучены законодательные акты республики Беларусь и России, правовая информация с официальных порталов Союзного государства и Парламентского Собрания. Это позволило доказать необходимость дальнейшего развития парламентаризма в Союзном государстве России и Беларуси для улучшения и укрепления взаимоотношений между нашими странами, в условиях сегодняшней международной трансформации. Статья базируется на новейших документах, касающихся российско-белорусских отношений с 1991 года по настоящее время.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"