Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue 08/2019
Contents of Issue 08/2019
History of economy and business
Zalesskaia O., Zhou T. - Ethnic entrepreneurs in PRC in the border areas of the Russian Far East during the 1990s: peculiarities of economic activities pp. 1-19

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.30299

Abstract: The subject of this research is the economic activities of Chinese entrepreneurs in the border areas of the Russian Far East during the 1990’s. Over the recent decade of the XX century, the Chinese migrants have developed a dynamic business activity in the bordering Far Eastern territories, which led to continuous cross-cultural interaction between the two essentially different cultures. The system of international economic contacts established in the region at this time, can be described through the category of “ethnic entrepreneurship”. Particular attention is given to the traces of ethnic entrepreneurship manifested in the border areas of the Russian Far East during the 1990’s. The authors examine the specificity of the ethnic (Chinese) entrepreneurship in the contact zone of China-Russia cross-civilizational interaction, as well as socioeconomic situation in the Russian Far East at the end of the XX century. The article provides characteristics to the terms of “ethic entrepreneurship” and “ethnic entrepreneurs”, introducing these categories into the discourse of historical science in corresponding subject area for the first time. Territorial framework include the regions of the Russian Far East bordering with China, where ethnic entrepreneurship has expanded in the 1990’s. Overall, this can be described as a complex sociocultural and economic phenomenon that laid the foundation for the formation of transboundary space in the Far East in the XXI century. The acquired historical experience of communication between the Russian population and Chinese migrants has a direct impact on the current development of China-Russia relations, as well as requires further examination and generalization.
History of law and state
Solomko Z. - Shcheglovitovshina as epiphenomenon of the Russian peripheral capitalism pp. 20-33

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.30521

Abstract: This article is dedicated to the analysis of ontological aspect of such characteristic features of the Russian justice of the early XX century, which received the name of “Shcheglovitovshina”. Referring to the assessments given by the contemporaries to the activity of I. G. Shcheglovitov, the author disputes the subjective-idealistic understanding of this phenomenon as form of a private “excess”, first and foremost substantiated by the personal qualities and will of I. G. Shcheglovitov and other personas who defined the vector of judicial policy. At the same time, the research does not include the detailed reconstruction of specific historical manifestations of “Shcheglovitovshina”. Methodological tools contains the dialectic-materialistic method of cognition; concept of the dependent peripheral capitalism, particularly the conceptual apparatus of Y. I. Semyonov’s theory; ideas of V. I. Lenin, G. V. Plekhanov, L. D. Trotsky; as well as the traditional general scientific methods of research. The author believes that the systematic manifestations of the various types of legal arbitrariness in the work of Russian justice of the indicated period should be considered as a consistent epiphenomenon of the dependent peripheral-capitalist economy. The important determinants of “Shcheglovitovshina” were the inherent to the societies of the dependent peripheral capitalism at a minimum dual – internal and external – system of exploitation of non-dominant classes, noneconomic coercion to labor in the economic sphere, as well as overall crisis in the system of the Russian peripheral capitalism. The ideas substantiated in the article allow clarifying the understanding of development patterns of the Russian justice of the late XIX – early XX centuries and prerevolutionary Russian law order in general.
History of regions of Russia
Nevostruev N.A., Lyadova V.V. - Place and role of national relations in the development of Russian civil society in the late XIX early XXX centuries (on the example of Perm Governorate) pp. 34-44

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.30420

Abstract: The object of this research is the Russian civil society, while the subject is the national relations in the process of civil development using the example Perm Governorate during the post-reform period. The authors analyze the increased attention of Zemstvo institutions to the living conditions of non-Russian population of the governorate demonstrated by activities in the spheres of education and medical care. The peculiarities of ethnic composition of the governorate, their displacement, level of social and economic development are determined. The main forms and fields of activity of Zemstvo institutions and various organizations pertinent of the development of indigenous peoples are described. The scientific novelty consists in the fact that for the first time in Ural historiography national development is viewed in correlation with the key elements of the Russian civil society, which found its reflection in the attempts of solving social issues of a significant portion of population of Perm Governorate. The conducted analysis of the evolution of national relations in the Urals proves that their development becomes an inseparable part of the Russian civil society, and their interaction – a crucial attribute of civilizational transformations in Russia of post-reform period.
Vasil'eva S.I. - Culture of collective farming during the Great Patriotic War (On the materials of autonomous republics of Volga-Vyatka region) pp. 45-57

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.28916

Abstract: The object of this research is a wide array of problems related to the negative impact of war upon the state of agricultural technology in collective farms in the autonomous republics of Volga-Vyatka Region (Mari, Mordovian and Chuvash ASSR): slowing down the rates of sowing and harvest works, quality deterioration of ploughing and seed material, difficulties associated with timely replenishment of seed reserves,  disregard of the earlier introduced succession cropping, losses in conducting harvest works, etc. The research is based on the extensive use of the methods of comparative analysis, which allow determining and demonstrating the peculiarities of the state of agricultural technology in the three autonomous republics of the Volga-Vyatka Region. The author’s special contribution consists in introduction of the new for the historical science archival materials; detailed examination of the various aspects of the topic that has not been previously studied within the regional historiography; as well as broad applicability of the methods of comparative analysis that allowed revealing the peculiarities in the state of agricultural technology in the autonomous republics of the Volga-Vyatka Region.
History and historical science
Matveev A. - Prerevolutionary historiography on N. K. Schilder pp. 58-68

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.29596

Abstract: The subject of this research is the reflection of the main works of N. K. Schilder in prerevolutionary historiography. N. K. Schilder (1842-1902) is one of the leading historians of the “official” discipline, whose major works were publishes at the turn of the XIX-XX centuries. The goal of this research lies in examining Schilder’s essays in the context of antecedent to Russian historiography. No large research were published prior to the revolution, therefore the fundamentals of Schilder’s writings before the revolution were analyzes in the three types of works: comments on the books, scientific criticism of the essays, and obituary on his death. The basis of this work is the historiographical method that allows reflecting on the legacy of the historian in the articles and books published prior to the revolution. The conclusion is made that the end of the indicated time period marks the establishment of the generally accepted opinion of N. K. Schilder, which included the recognition of his important role in historical science and identification of the specific features of his works. The positive features include the demand of Schilder’s works among the reading audience, usage of multiple historical sources, psychologism; the negative include the lack of criticism of the sources, excessive overload of his books with quotations, prevalence of narration over analyticity.
History and Politics
Sushkov A.V., Bedel A.E., P'yankov S.A. - Industry of luxurious life: to the question on corruption relationships of the Ural party-state leadership and economic organizations in the 1930s pp. 69-88

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.30518

Abstract: The subject of this research is the corruption practices among the party and economic leadership in the Ural Region during the Soviet industrialization period of 1930’s.  Based on the documents of party control bodies, the article examines the facts of misappropriation of funds and material resources. The relevance of this research is substantiated by the attempt to profoundly understand the causes of repressions of the 1930’s pertaining to regional government and big economic executives. The newly introduced into the scientific discourse historical sources allow clarifying the information on the factors affecting the delays in construction of a number of large industrial plants, as well as housing for workers and amenities in the industrial centers of Ural Region. The descriptive method allowed demonstrating the details of corruption relationships between the party leadership and executives of industrial plants. The historical-genetic method allowed reconstructing and specifying the circumstances of disruption in the construction of a number of important industrial objects, as well as clarifying the reasons of severe living conditions of the employees of large industrial construction projects of the Ural Region during the industrialization period. The novelty of this article consists in conducting a special scientific research dedicated to the corruption relationships between party nomenclatura and economic leaders. The conclusion is made that the unlawful actions of economic and party leadership contradicted the proclaimed by the Soviet propaganda image of a communist, ideas of equality and justice, inflicted irreparable reputational damage, and discredited the Soviet government system overall.
History of science and technology
Bakhteev D.V. - Prerequisites for establishment and development stages of the technology of artificial intelligence pp. 89-98

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.30382

Abstract: The object of this research is the technology of artificial intelligence. The subject of this research is the mechanisms and factors of the establishment and development of this technology. Philosophical prerequisites underlied the classical scientific works; however, the foundation for the establishment of the aforementioned technology is the studies in the area of neurophysiology and theory of computation. In the XX century, with the advancement of computer engineering, this technology received an impetus to development, which lead to its widespread proliferation and increased the interest of socio-humanitarian sciences, primarily jurisprudence and ethics towards it. The following conclusions were made. Methodological foundation of the modern technologies of artificial intelligence is the nervous system theory, which serves as prototype for designing the artificial intelligence systems on the basis of the artificial neural networks. The process of establishment and development of such technology was divided into five stages. The factors ensuring wide proliferation of the systems of artificial intelligence include: the possibility of modeling of the processes of human reasoning, collection and processing of large data, interdisciplinary and multifaceted nature of scientific research on this technology.
Historical sources and artifacts
Danilova V. - Plutarch and political practice of the I-II centuries AD pp. 99-110

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.28935

Abstract: The subject of this research is the reflection in Plutarch’s political treatises of the contemporary to him political practice. The author proves that Plutarch’s political thought was not just theoretical, aimed solely towards the past and deflected from modernity. The article examines the advices given by Plutarch to the Greek politicians along with the examples of contemporary political events cited in his political writings. Attention is given to Plutarch’s political activity with regards to his native city Chaeronea and province of Achaea, as well as Plutarch’s attitude to Rome. The article analyzes the five political treatises from the collection “Moralia”. The author applies the linguistic analysis in the original language and quantitative analysis for the treatise “How to Manage the Affairs of State”. The ideas of Plutarch correspond to his lifestyle and level of political activity. The author’s contribution lies in introduction of the materials that have not been published in the Russian language. In the course of this study, the author determines the classical and modern qualities of an ideal politician. The article describes Plutarch’s dual stance on the dependence of Greece from Rome, as well as how should the Greek politician conduct himself towards Roman power. It is revealed that the philosophers must play an active role in politics, in particular, positively influence the rulers, and develop their virtues. The research results are valuable for studying the ancient political thought, as well as relevant for the contemporary politicians, especially from in moral aspect.
Ethnography and ethnology
Kandrina E.V. - Factors impacting the emergence and existence of the traditional fold crafts and arts in a polycultural region (on the example of the Republic of Mordovia) pp. 111-121

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.30483

Abstract: This article determines and classifies the factors that directly affect the structure and peculiarities of existence of the folk crafts and arts in a particular polycultural region. Complex analysis is conducted on the role of each factor in the process of emergence, existence, development and extinction of the individual types of crafts retained in Mordovia at the present stage. The author determines the key factors affecting the possible revival, preservation and development of the traditional crafts that for a long time have existed in Mordovia in the conditions of market economy. The scientific novelty consists in identification and generalization of the essential characteristics of the factors impacting the nature, structure and level of development of the folk crafts and arts in the context of a particular polycultural region. As a result, the author reveals the pattern of changes in the degree of impact of certain factor upon the separate types of crafts activity depending on the shift in the historical formation and political course conducted by the government. The author highlights the group of factors holding a leading position in the process of preservation and development of the folk crafts and arts in the Republic of Mordovia at the current stage.
Historical facts, events, phenomena
Starikov I.V. - Organization and officer corps of White Cossack military formations in Transbaikal territory during the Civil War (August 1918 November5 1920) pp. 122-134

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.28962

Abstract: The goal of this research is the analysis of organization of the Cossack military formations of White Movement and structure of their officer corps in Transbaikal territory over the period from August 1918 to November 1920. The subject of this work is the history of involvement of Transbaikal, Orenburg, Yeniseian, Siberian and Ussuri Cossack troops in the Civil War overall and Transbaikal region in particular. The chronological framework cover the period since the moment of the collapse of Soviet regime in Chita in the August 1918 until withdrawal of the White Army from Transbaikal in November 1920. The scientific novelty consists in generalization of information from the various published and little-studied sources for the purpose of restoring the organizational and corps structure of the White Cossack armed forces. The article also examines their engagement in military actions against partisan units of the Red and People’s Revolutionary Army of the Far Eastern Republic, which allows restoring a full picture of the exceptionally dramatic pages in the history of Civil War and foreign military intervention in Transbaikal territory.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 08, 2019
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 25-08-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук, svk2005@yandex.ru
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2019
История экономики и бизнеса
Залесская О.В., Чжоу Т. - Этнические предприниматели из КНР на приграничных территориях Дальнего Востока России в 1990-е гг.: особенности экономической деятельности c. 1-19

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.30299

Аннотация: Предметом исследования является экономическая деятельность китайских предпринимателей в приграничных областях Дальнего Востока России в 1990-е годы. В последнее десятилетие XX века на порубежных дальневосточных территориях китайскими мигрантами была развернута активная хозяйственная деятельность, шло постоянное межкультурное взаимодействие двух принципиально разных культур. Система международных экономических контактов, сложившаяся в регионе в этот период, может быть описана посредством категории «этническое предпринимательство». Особое внимание уделяется признакам этнического предпринимательства, проявившимся на приграничных территориях российского Дальнего Востока в 1990-е годы. Автор рассматривает специфику этнического (китайского) предпринимательства в контактной зоне российско-китайского межцивилизационного взаимодействия, социально-экономическую ситуацию на Дальнем Востоке России в конце XX века. Исследование проводилось преимущественно методом анализа и синтеза теоретического и эмпирического материала на русском и китайском языках. Автор дает характеристику терминам "этническое предпринимательство", "этнические предприниматели", впервые вводя данные категории в инструментарий исторической науки соответствующей тематической области. Территориальные рамки исследования включают в себя территории российского Дальнего Востока, граничащие с Китаем, где получило развитие в 1990-е годы этническое предпринимательство. В целом, оно может быть охарактеризовано как сложный социокультурный и экономический феномен, заложивший основы формирования трансграничного пространства на Дальнем Востоке в XXI веке. Накопленный в процессе осуществления хозяйственной деятельности предпринимателей из КНР исторический опыт взаимодействия русского населения и китайских мигрантов оказывает непосредственное влияние на развитие российско-китайских отношений в настоящее время, и нуждается в детальном изучении и обобщении.
История права и государства
Соломко З.В. - «Щегловитовщина» как эпифеномен российского периферийного капитализма c. 20-33

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.30521

Аннотация: Статья посвящена анализу сущностной стороны тех характерных черт российской юстиции начала XX в., которые получили наименование «щегловитовщины». Обращаясь к оценкам, которые давали деятельности И. Г. Щегловитова современники, автор оспаривает субъективно-идеалистическое понимание этого явления в качестве своего рода частного «эксцесса», обусловленного в первую очередь личными качествами и волей И. Г. Щегловитова и других лиц, определявших направление судебной политики. При этом детальная реконструкция конкретных исторических проявлений «щегловитовщины» в задачи исследования не входит. Методологический инструментарий работы – диалектико-материалистический метод познания, концепция зависимого периферийного капитализма, в том числе понятийный аппарат теории Ю. И. Семенова, идеи В. И. Ленина, Г. В. Плеханова, Л. Д. Троцкого, а также традиционные общенаучные и частнонаучные метода познания. По убеждению автора, систематические проявления разного рода правового произвола в деятельности российской юстиции рассматриваемого периода должны быть осмыслены в качестве закономерного эпифеномена зависимой периферийно-капиталистической экономики. Важными детерминантами «щегловитовщины» были присущая обществам зависимого периферийного капитализма как минимум двойная – внутренняя и внешняя – система эксплуатация негосподствующих классов, внеэкономическое принуждение к труду в экономической сфере, а также общий кризис системы российского периферийного капитализма. Идеи, которые обосновываются в статье, позволяют уточнить понимание закономерностей развития российской юстиции конца XIX – начала XX вв. и дореволюционного российского правопорядка в целом.
История отдельных регионов России
Невоструев Н.А., Лядова В.В. - Место и роль национальных отношений в развитии российского гражданского общества во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. (на примере Пермской губернии) c. 34-44

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.30420

Аннотация: Объектом исследования выступает российское гражданское общество, предметом - национальные отношения в процессе гражданского развития на примере Пермской губернии в пореформенный период. Проведен анализ расширения внимания земских учреждений к условиям жизни и повседневности нерусского населения губернии на примере мероприятий в сфере образования и медицинской помощи. Выявляются особенности национального состава губернии, их расселение, степень социального и экономического развития. Раскрываются основные формы и пути деятельности земских учреждений, различных организаций по развитию коренных народов. Методологической основой исследования является диалектический метод познания в оценке исторических событий, выявления внутренних противоречий, как источника развития. Для анализа и обобщения, оценки процессов влияния гражданского общества на уральские народности использовались методологические принципы: объективности, историзма, системности, институциональный, проблемно-хронологический. Научная новизна работы заключается в том, что впервые в уральской историографии национальное развитие рассматривается во взаимосвязи с основными элементами российского гражданского общества, находившее свое выражение в попытках решения социальных проблем значительной части населения Пермской губернии. Проведенный анализ развития национальных отношений на Урале доказывает, что их развитие становится неотъемлемой частью российского гражданского общества, а их взаимодействие – важным атрибутом цивилизационных перемен в пореформенной России.
Васильева С.И. - Культура колхозного земледелия в период Великой Отечественной войны (на материалах автономных республик Волго-вятского региона) c. 45-57

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.28916

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является широкий спектр проблем, связанных с негативным влиянием войны на состояние уровня агротехники земледелия в колхозах автономных республиках Волго-Вятского региона (Марийской, Мордовской и Чувашской АССР): замедление темпов проведения посевных и уборочных работ, ухудшение качества пахоты и посевного материала (использование некондиционных по качеству семян), трудности, связанные со своевременным заполнением семенных фондов, не соблюдение введенных ранее полей севооборотов, потери при проведении уборочных работ и другие. Работа основана на широком применении методов сравнительного анализа. позволивших выявить и показать отличительные особенности состояния агротехники земледелия в трех автономных республиках Волго-вятского региона. Особым вкладом автора в изучение темы является введение новых, ранее не используемых в исторической науке, архивных материалов; тщательное и детальное исследование различных аспектов темы, которая ранее специально не изучалась в региональной историографии, широкое применение методов сравнительного анализа. позволивших выявить специфику и особенности состояния агротехники в автономных республиках Волго-Вятского региона.
История и историческая наука
Матвеев А.В. - Дореволюционная историография о Н.К. Шильдере. c. 58-68

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.29596

Аннотация: Предметом данного исследования является отражение основных работ Н. К. Шильдера в дореволюционной историографии. Н. К. Шильдер (1842-1902) – один из ведущих историков «официального» направления, основные сочинения которого вышли на рубеже XIX-нач. XX вв. Задачей данного исследования является рассмотрение сочинений Шильдера в контексте предшествующей русской историографии. До революции не успело выйти крупных исследований, поэтому основные положения сочинений Шильдера до революции анализировались в трех видах работ: отзывах на книги, научной критики сочинений и некрологах на его смерть. Основой работы служит историографический метод, позволяющий осмыслить преломление творческого наследия историка в опубликованных до революции статьях и книгах. Важную роль в методологической базе исследования составили принципы историзма и научной объективности, позволившие рассмотреть реакцию на творчество Н. К. Шильдера как комплексное явление. Были проанализированы большинство упоминаний о Шильдере в дореволюционной литературе, включая рецензии, некрологи, научную критику его книг и т. д. Определены общие черты, которые позволяют говорить об устойчивом, определившемcя отношении к историку. По результатам исследования сделан вывод, что к концу рассматриваемого периода сложилось общепринятое мнение о Шильдере, которое включала признание его важного места в исторической науке и указание на особенности его работ. Из положительных особенностей указывались востребованность его работ среди читающей публики, использование множества исторических источников, психологизм; из отрицательных – отсутствие критики источников, чрезмерная перегруженность его книг цитатами, преобладание повествовательности над аналитичностью.
История и политика
Сушков А.В., Бедель А.Э., Пьянков С.А. - Индустрия роскошной жизни: к вопросу о коррупционных взаимоотношениях руководителей уральских партийно-государственных структур и хозяйственных организаций в 1930-е годы c. 69-88

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.30518

Аннотация: Предметом исследования являются коррупционные практики партийных и хозяйственных руководителей на Урале в период индустриализации СССР в 1930-е гг. В статье на основе документов органов партийного контроля рассмотрены факты незаконного расходования финансовых и материальных ресурсов в личных целях. Актуальность исследования обусловлена возможностью более глубокого понимания причин репрессий 1930-х гг. по отношению к региональному руководству и крупным хозяйственным управленцам. Вновь введённые в научный оборот исторические источники позволяют конкретизировать и уточнить данные о факторах, способствовавших отставанию строительства ряда крупных промышленных предприятий, а также жилья для рабочих и объектов культурно-бытового назначения в промышленных центрах Урала. Описательный метод предоставил возможность продемонстрировать детали коррупционных взаимоотношений руководителей партийных структур и руководства ряда промышленных предприятий. Историко-генетический метод позволил реконструировать и конкретизировать обстоятельства срыва строительства ряда важных промышленных объектов, уточнить причины тяжелейшего материально-бытового положения рабочих крупных промышленных строек Урала в период индустриализации. Новизна заключается в проведении специального научного исследования, посвящённого коррупционным связям партийной номенклатуры и хозяйственных руководителей. Исторические исследования, посвящённые истории индустриализации Урала в 1930-е гг., подобные аспекты не рассматривали. В заключении сделан вывод о том, что незаконные действия хозяйственных и партийных руководителей шли вразрез с провозглашаемым советской пропагандой образом коммуниста, с идеями равенства и справедливости, наносили непоправимый репутационный урон, дискредитировали советскую систему власти в целом.
История науки и техники
Бахтеев Д.В. - Предпосылки становления и этапы развития технологии искусственного интеллекта c. 89-98

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.30382

Аннотация: Объектом исследования является технология искусственного интеллекта. Предметом исследования выступают закономерности и факторы становления и развития данной технологии. Философские предпосылки были заложены в классических научных работах, однако фундаментом становления рассматриваемой технологии нужно считать исследования в области нейрофизиологии и теории вычислительной техники. В XX веке, с развитием компьютерной техники, данная технология получила импульс к развитию, что к настоящему времени привело к её широкому распространению и обусловило интерес к ней социо-гуманитарных наук, в первую очередь, юриспруденции и этики. В основе исследования лежат системный и историографический методы, благодаря которым была осуществлена систематизация научных источников. Также были использованы общенаучные логические методы (анализ, синтез, индукция) в целях выделения и обобщения закономерностей и факторов развития рассматриваемой технологии. В результате исследования были сформулированы следующие выводы. Методологической основой современных технологий искусственного интеллекта является теория нервной системы, по аналогии с которой конструируются системы искусственного интеллекта на базе искусственных нейронных сетей. Процесс становления и развития данной технологии был расчленён на 5 этапов. К факторам, обеспечившим широкое распространение систем искусственного интеллекта к настоящему времени, относятся: возможность моделирования процессов человеческого мышления; возможность сбора и обработки больших данных; междисциплинарный и многоаспектный характеры научных исследований данной технологии.
Исторические источники и артефакты
Данилова В.Ю. - Плутарх и политическая практика I–II вв. н.э. c. 99-110

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.28935

Аннотация: Предметом исследования является отражение в политических трактатах Плутарха современной ему политической практики. Автор доказывает, что политическая мысль Плутарха не была только теоретической, направленной исключительно в прошлое и оторванной от современности. Подробно изучены советы Плутарха, которые он давал греческим политикам, а также рассмотрены примеры современных политических событий, приведенные в политических сочинениях Плутарха. Уделяется внимание политической деятельности самого писателя по отношению к родному городу Херонее и провинции Ахайе, рассматривается отношение Плутарха к Риму. В статье проанализированы пять политических трактатов из сборника «Моралии». Применялись лингвистический анализ на языке оригинала и количественный анализ для трактата «Наставления о государственных делах». Идеи Плутарха сопоставлены с его образом жизни и степенью его политической активности. Заслугой автора является то, что в статье используются три сочинения Плутарха, не опубликованные на русском языке. В ходе исследования выявлены классические и современные черты идеального государственного деятеля. Показано двойственное отношение Плутарха к зависимости Греции от Рима и соответствующие рекомендации, как должен вести себя греческий политик по отношению к римской власти. Выяснено, что философы должны играть активную роль в политике, а именно — положительно влиять на правителей, развивать их добродетели. Результаты исследования важны для изучения античной политической мысли, а также могут представлять, особенно в моральном плане, интерес для современных политиков.
Этнография и этнология
Кандрина Е.В. - Факторы, влияющие на возникновение и бытование традиционных народных промыслов и ремесел на территории поликультурного региона (на примере Республики Мордовия). c. 111-121

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.30483

Аннотация: В статье выявлены и классифицированы по группам факторы, оказывающие непосредственное влияние на структуру, особенности бытования народных промыслов и ремесел на территории отдельно взятого поликультурного региона, проведен комплексный анализ роли каждого фактора на процесс возникновения, бытования, развития, угасания отдельных видов промысловой деятельности, сохранившихся на территории Мордовии на современном этапе. Определены основные факторы, влияющие на возможность возрождения, сохранения и развития традиционных промысловых занятий, издавна бытовавших на территории мордовского края в условиях рыночной экономики. Методологическую основу исследования составили универсальные научные принципы историзма, объективности, познания, всесторонности, а также специальные методы: историко-этнографический, сравнительно-функциональный, полевое этнографическое исследование. Новизна исследования заключается в том, что автором не только выявлены, но и обобщены сущностные характеристики факторов, влияющие на характер, структуру и уровень развития народных промыслов и ремесел в условиях отдельно взятого поликультурного региона. В результате проведенного комплексного исследования, автором были выявлены закономерности изменения степени влияния того или иного фактора на отдельные виды промысловой деятельности в зависимости от смены исторических формаций и политического курса, проводимого государством. Определена группа факторов, занимающих главенствующую в процессе сохранения и развитии народных промыслов и ремесел на территории Мордовии на современном этапе.
Исторические факты, события, феномены
Стариков И.В. - Организация и командный состав белоказачьих воинских формирований на территории Забайкалья в годы Гражданской войны (август 1918–ноябрь 1920) c. 122-134

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.28962

Аннотация: Целью исследования является рассмотрение организации казачьих воинских формирований Белого движения и структуры их командного состава на территории Забайкалья в августе 1918–ноябре 1920 гг. Предметом научного анализа стала история участия Забайкальского, Оренбургского, Енисейского, Сибирского и Уссурийского казачьих войск в Гражданской войне в целом и на территории Забайкалья, в частности. Выбор территории Забайкалья в качестве объекта исследования организации белогвардейских вооружённых сил обусловлен недостаточной изученностью и отсутствием специальных научных работ. Хронологические рамки охватывают период с момента падения Советской власти в Чите в августе 1918 г. до исхода Белой армии из Забайкалья в ноябре 1920 г. Методологической основой написания научной статьи являются исторический, сравнительный, логический и системно-структурный традиционные принципы познания. Научная новизна исследования заключается в обобщении информации из различных опубликованных и малоизученных источников с целью воссоздания организационной и командной структуры белоказачьих вооружённых формирований. В статье также рассмотрено их участие в военных действиях против партизанских отрядов красных и Народно-Революционной Армии Дальневосточной Республики, что даёт возможность восстановить полную картину исключительно драматичных страниц истории Гражданской войны и иностранной военной интервенции на территории Забайкалья.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"