Электронный журнал Genesis: исторические исследования - №3 за 2019 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-868X - Издательство NotaBene
по
Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue № 03/2019
Contents of Issue № 03/2019
Historical sources and artifacts
Loshchilova T.N. - Gravures of Sebastien Leclerc from the medals of Henry IV as a historical source pp. 1-12

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29372

Abstract: The object of this research is the gravures of the engraver of Louis XIV Sebastien Leclerc (1637-1714), which represent the etchings from the medals of French kings of the XV-XVII centuries and particularly the time of Henry IV, reflecting the main trends of royal power during this period. Currently the gravures are preserved in the Municipal Library of Lyon. The subject of this research is the inner and outer criticism of the source that determined its significance for studying the image of power created during the reign of the first Bourbons. The main focus is made on the inner criticism of the source. Giving a brief characteristics to the etchings of medals, as well as the symbols and interpretation of the depicted events, the author comes to a conclusion that the gravures can fill the gaps in our vision of evolution of the representation of power, as a single place gathers the etchings of numerous and somewhat exclusive for a researcher medals. A brief analysis of the depicted in gravures medals allows concluding on the systematically conducted policy of popularization of the new royal Dynasty of Bourbons not only through opinion journalism, but also the artistic images created within the lifetime of Henry IV and after his decease, which subsequently predetermined the formation of myth about the “Good King Henry, as well as emphasize the importance of studying of such historical source as the medals and etchings, undeservingly neglected by the national researchers.
History of science and technology
Sharov K.S. - The role of Biblical prophecies within global historical process from the perspective of Isaac Newton’s historiography pp. 13-21

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29348

Abstract: The object of this research is some of Isaac Newton’s unpublished archival manuscripts from Yehuda Collection preserved in the National Library of Israel (Jerusalem), Keynes Archive in the King’s College of Cambridge University, and Archive of the Library of Martin Bodmer Foundaiton (Cologny, Switzerland). The subject of this research is the civilizational theory of Isaac Newton. The goal lies in apprehension of the place and role of prophecies in the history of human society from the perspective of Newton’s civilizational theory. Particular attention is given to examination of the role of Biblical prophecies within Newton’s historiography. Methodology includes approaches, principles and procedures of archival research and source study, historical hermeneutics, structural analysis, and comparative literary studies. The following conclusions were made: 1) Hermeneutics of prophecies is one of the central parts of Newton’s civilizational theory; prophecies and historical sources differ only with regards to time – prophecies become history at the moment of their accomplishment.2) Newton believes that the entire global historical process is strictly predetermined by God’s will, since the creation of the world until the apocalyptic end of times; at the same time, prophecies are God’s voluntary revelation of facts about the forthcoming historical events.3) The components of Newton’s hermeneutics of prophecies are described.4) It is demonstrated that for Newton the heuristic value of Ancient Jewish and New Testament prophecies is much higher than the Antique and Ancient Eastern prophetic vision.The scientific novelty consists in the fact that the author is first to systematize Newton’s outlook upon the role of prophecies within the course of world history sporadically spread through a number of manuscripts that are currently preserved in the three archives. 
Historical time and space
Suroven' D.A. - Reconstruction of chronologies of the first half of the V century (reign of the emperors Nintoku and Ingyō) Part I: Chronology of the second quarter of the V century pp. 22-46

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.27080

Abstract: This article is dedicated to the establishment of precise chronology of the second quarter of the V century in the history of Ancient Japan, as back in the XIX century it was founded out that the reign time of the first Yamato emperors was excessively extended. The researchers were able to determine the proper chronology of the second half of the IV – beginning of the V century; but the precise chronology of the first half of the V century until the middle of the V century, when Japan borrowed the Chinese calendar Yuan Xi Lie, which gave the more precise chronology. The comparison of records of the Chinese dynasty stories about five wangs of Japan in the V century with the records about the Yamato emperors of the same period in Japanese sources, allowed ascertaining time of the reign of the aforementioned monarchs. The author determines the reason of distortion of the Yamato chronology of the second quarter of the V century in “Nihon Shoki”, founded on the cyclic indication of the Korean sources “Baekje Shinchan” that applied the inaccurate cycle, which is 26 years behind times. In restoring the authentic cyclic indicators, considering its shift back to 26 years, the author attempts to reconstruct the chronology of the second quarter of the V century within the accuracy of the year of reign, lunar month and day of event.
History of regions of Russia
Dary-Surun S.A. - Exploration of Uriankhai Region by the Russian Geographical Society in the late XIX – early XX century pp. 47-52

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29332

Abstract: Uriankhai Region is the last of the Russian lands that was formally accepted as a protectorate of the Russian Empire in 1914. Although the “Uriankhai Question”, namely the dispute between Russian, China and Mongolia over the territory and richness in natural resources, which emerged earlier, attracting the travelers from other countries, including Russian merchants and the scholars from the Russian Geographical Society. The goal of this article is todetermine the main stages, causes and difficulties of exploration of Uriankhai Region by the Russian Geographical Society, as well as the objectives that required meticulous examination of the historical landmarks via external description and comparison, as well as archeological excavations. This work reveals the questions of Russia-China relations with regards to Tuva; Russian-Tuvan trade and border question; feudal nature of social relations in Tuva; and the goals of the Russian Geographical Society associated with studying the natural and geographical conditions, as well as political situation of Tuva during this period. Since the end of the XIX and until the beginning of the X century, there has been more targeted attention aimed at research of the peoples of Siberia, particularly Tuvans, rather than for the previous 150 years. Since the establishment of the Russian Geographical Society, one of the priority task, besides studying the Siberian ethnic groups, became the exploration of particular Asian countries that were a matter of great practical and scientific interest.
Factors of historical development
Bredikhin V.E. - System of education for the leaders of All-Union Leninist Young Communist League during the Great Patriotic War: 1941-1945 (based on the materials of territorial organizations) pp. 53-64

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29427

Abstract: The subject of this research is the methodical, material and professional framework for advanced training and retraining of the administrative Komsomol apparatus. The author examines the factors that predetermined the need for organizing the regular training of Komsomol employees, form and scale of training of Komsomol apparatus at the various levels of executive hierarchy, and the content of educational programs. The article demonstrates the significance of the system of party education in the process of training Komsomol resources. Analyzing the level of general and political culture of Komsomol workers, the author gives assessment to viability of their theoretical self-training on the basis of the “History of the All-Union Communist Party (Bolsheviks): Short Course”. For the first time, from the perspective of modern science on the all-union materials, the article reveals the methods and practice of preparation of the regular and temporary Komsomol leaders during the Great Patriotic War. The necessity in the system of advanced training and retraining of Komsomol employees was dictated by the insufficient level of their overall and political education and lack of experience in the leading positions due to intense personnel turnover and high number of contenders. Training of Komsomol  workers was aimed at broadening of their political and overall range of view and acquisition of practical knowledge in production, information-propaganda and domestic activity. For much of the war period, the domestic system of education did not have a systemic maintenance and did not ensure due coverage of administrative employees. At the final stage of the war, it attained a systematic character. The focus on self-education of Komsomol resources, as the basic method of academic training, contributed to formalization of the domestic system of education of personnel.
Culture and cultures in historical context
Chashkina L.Y. - Pre-sound animation: early experiments pp. 65-71

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29345

Abstract: This article explores the first experiences of creating the new type of art – animation: since the first attempts to depict motion on the screen all the way to motion picture films that influenced the development of global cinematography. The work presents the experiments of Charles-Émile Reynaud, Émile Cohl, J. Stuart Blackton, Ladislav Starevich, and other pioneers of animation. The author describes the peculiarities of prerevolutionary Russian animation and its relation with the global animation. Comparative analysis allows tracing the link between the early animation films of the era of silent films with theatrical culture, as well as fair shows. The scientific novelty consists in comparison of the early animation with slapstick comedy, in the course of which the creator of animation piece personally presents it to the public. The drawn conclusions allow considering early animation as one of the types of technical trick experiment, which formed the basis for development of the new type of art.
Cultural heritage
Kimeeva T.I., Yudin M.O. - Development of restoration technique of the object of architectural heritage: historical aspect pp. 72-79

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29308

Abstract: The object of this research is the restoration of architectural heritage since the XIX century until the present day. The subject of this research is the development of restoration technique of architectural landmarks throughout the indicated timeframe, the records on which are described fragmentarily in scientific publications and require systematization. The application of historical-typological method in studying the evolution of restoration techniques and principles allowed determining the attributes inherent to each chronological period and substantiate the future development trends. This defines the scientific novelty of the article. The main conclusions consists in the logically structured scale of restoration techniques of the architectural landmarks, which is built on the basis of historical-chronological characteristic and considering the positions reflected in scientific publications. The authors also trace the correlation between the various restoration techniques, as well as formulate the concept of restoration of the objects of architectural heritage.
Interdisciplinary research
Bogdanov A.P. - Debate on faith with the Greeks: Arseny Sukhanov’s autograph note of 1650 pp. 80-99

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.28783

Abstract: This article presents the first edition of the draft of autograph ecclesiastical report to the Ambassadorial decree of the Russian ambassador Arseny Sukhanov. The text contains first two author’s editions of the composition. Its correlation with the third edition is indicated, which protograph became the foundation for the manuscript tradition of the famous “The Debate on Faith with the Greeks”. The reforms of Patriarch Nikon of Moscow, who took the side of the Greeks –  opponents of Arseny Sukhanov, increased relevance of this composition. The publication demonstrates that in first part of the report, the ambassador pursued investigation of the insults of monarchic dignity due to burning Moscow books on Mount Athos, and forced the Greeks to withdraw accusation of the Russian Orthodoxy in heresy. In the second part, the ambassador defended the Russia’s sovereignty from the claims of the four Eastern patriarchs to oppress the Czar and the Patriarch of Moscow. Sukhanov explained that the head of the world Orthodoxy is the Orthodox czar. Same was in Rome, when Constantine the Great conferred on the Pope a white klobuk instead of the imperial fritillary. Sliding of the popes into heresy, made the chief in Orthodoxy the subordinated to them Patriarch of Constantinople, close to the pious czar. After the fall of Constantinople, the head of Orthodoxy became the Patriarch of Moscow  under the only Russian Orthodox czar. The Eastern patriarchies repeated the fate of the chosen by God, and them rejected by him Israel. They have never been, particularly due to the loss of piety, the “mentors of faith” for the Russian people. The post of the Pope was filled by the Patriarch of Moscow, and the position of Eastern patriarchs – by the four Russian metropolitan bishops. Such was the official position of the government of Moscow in 1650.
Beliefs, religions, churches
Averyanova D.V. - Clergy and parishioners of Minusinsky District: struggle for abstinence from alcohol in Minusinsky Districts during the late XIX – early XX centuries pp. 100-108

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29319

Abstract: The object of this research is the parish clergy of Minusinsky District of Yeniseysk Governorate. The subject is the participation of priests in fighting for the sober lifestyle of the parishioners. The goal of this article lies in examination of the most popular methods of battling with alcoholism in their congregation during the late XIX – early XX centuries. The author determines the role of temperance societies on reducing alcoholism among parishioners. Attention is given to the peculiarities of battling with alcohol intemperance among indigenous population of the district. Based on studying the materials of Yeniseysk eparchial departments, the author analyze the results of the priests’ activity. This topic becomes the subject of research for the first time, which defines the scientific novelty of the article. The conclusion is made on the importance of participation of parish clergy of the south of Yeniseysk Governorate in struggle for abstinence from alcohol among the parishioners of Minusinsky District, as well as underlines the causes of its insufficient effectiveness.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Электронный журнал Genesis: исторические исследования - №3 за 2019 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-868X - Издательство NotaBene
по

 

 

Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 03, 2019
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 09-04-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук, svk2005@yandex.ru
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2019
Исторические источники и артефакты
Лощилова Т.Н. - Эстампы Себастьяна Леклерка с медалей Генриха IV как исторический источник c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29372

Аннотация: Объектом исследования выступили эстампы гравера Людовика XIV Себастьяна Леклерка (1637-1714), представляющие собой оттиски с медалей французских королей XV-XVII вв. и в частности времени Генриха IV, в целом отражающие основные тенденции репрезентации власти короля в данный период. В настоящее время эстампы хранятся в муниципальной библиотеке г. Лиона. Предметом явилась внутренняя и внешняя критика источника, выявившая его значимость для изучения образа власти, который создавался в период правления первых Бурбонов. В основу исследования положены общенаучные методы анализа и синтеза, а также историко-сравнительный метод, исследование базируется на системном подходе и принципе историзма. Основной акцент автор сделал на внутренней критике источника, кратко охарактеризовав оттиски медалей, а так же символы, выражения и трактовку отображенных на них событий, придя к выводу о том, что эстампы, во многом могут восполнить наши представления об эволюции репрезентации власти, поскольку в едином месте собраны оттиски многочисленных и не всегда доступных для исследователя медалей. Краткий анализ изображенных на эстампах медалей помогает сделать выводы о планомерно проводившейся политике популяризации новой королевской династии Бурбонов, не только средствами публицистики, но и через художественные образы, созданные как при жизни, так и после смерти Генриха IV, что во многом впоследствии предопределило складывание мифа о «добром короле Анри». И подчеркивает важность активного изучения такого исторического источника, как медали и оттиски с них, незаслуженно обойденного вниманием отечественных исследователей.
История науки и техники
Шаров К.С. - Роль библейских пророчеств во всемирном историческом процессе с точки зрения историографии Исаака Ньютона c. 13-21

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29348

Аннотация: Предмет. Объектом исследования является ряд неопубликованных архивных рукописей Исаака Ньютона из Коллекции Яхуды в Национальной Библиотеке Израиля (Иерусалим), Архива Кейнса в Кингс-Колледже Кембриджского Университета и Архива Библиотеки Общества Мартина Бодмера (Колони, Швейцария). Предметом исследования является цивилизационная теория Ньютона. Целью исследования является понимание места и роли пророчеств в истории человеческого общества с точки зрения цивилизационной теории Ньютона. Особое внимание автор уделяет исследованию роли библейских пророчеств в историографии Ньютона. Методология. Методология включает приемы, принципы и процедуры архивных исследований и источниковедения, исторической герменевтики, структурного анализа, сравнительного литературоведения. Научная новизна и выводы. Основными выводами проведенного исследования являются следующие. 1. Герменевтика пророчеств является одной из центральных частей ньютоновской цивилизационной теории. По Ньютону, пророчества и исторические источники обладают разницей лишь по отношению ко времени: пророчества становятся историей в момент их свершения. 2. Ньютон считает весь мировой исторический процесс строго детерминированным волей Божьей от сотворения мира до апокалиптического конца времен. При этом пророчества являются добровольным раскрытием Богом сведений о грядущих исторических событиях. 3. Раскрыты составные части ньютоновской герменевтики пророчеств. 4. Показано, что для Ньютона эвристическая ценность древнееврейских и новозаветных пророчеств намного выше античных и древневосточных пророческих видений. Новизна исследования заключается в том, что автором впервые систематизированы воззрения Исаака Ньютона на роль пророчеств в ходе всемирной истории, спорадично распределенные английским ученым по целому ряду рукописей, в настоящее время хранящихся в трех архивах.
Историческое время и пространство
Суровень Д.А. - Реконструкция хронологии первой половины V века (царствований государей Нинтоку – Ингё) Часть 1: Хронология второй четверти V века c. 22-46

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.27080

Аннотация: Статья посвящена установлению точной хронологии второй четверти V века древнеяпонской истории, т.к. ещё в конце XIX века было установлено, что время царствований первых государей Ямато чрезмерно растянуты. Исследователям удалось выяснить правильную хронологию второй половины IV – начала V вв., но оставалась неустановленной точная хронология первой половины V века - до того момента, когда в середине V века в Японии заимствовали китайский календарь Юань-цзя-ли, дававший более точное летосчисление. Сопоставление сведений китайских династийных историй о пяти ванах Японии V века со сведениями о государях Ямато того же периода в японских источниках позволили уточнить время царствований данных монархов. Выяснена причина искажения хронологии Ямато второй четверти V века в «Нихон-сёки», основанной на циклических обозначениях корейского источника «Пэкче-синчхан», применявшего ошибочный “удревнённый на 26 лет цикл” . При восстановлении истинных циклических показателей, с учётом его смещения в древность на 26 лет, удаётся реконструировать хронологию второй четверти V века с точностью до года правления, лунного месяца и дня события.
История отдельных регионов России
Дары-Сурун С.А. - Обследование Урянхайского края Русским Географическим обществом во второй половине XIX - первой половине XX вв. c. 47-52

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29332

Аннотация: Урянхайский край – последняя из российских земель, отошедших под контроль и защиту Российской империи в 1914 году. Но «урянхайский вопрос», а именно спор России, Китая и Монголии из-за территории, богатства природных ресурсов, возник раньше, привлекая путешественников из разных стран мира, в том числе русских торговцев-путешественников и в дальнейшем ученых Русского географического общества. Именно к изучению этой проблемы посвящена данная научная статья. Ее задача - раскрыть основные этапы, причины, трудности обследования Урянхайского края Русским географическим обществом и задачи, требовавшие более тщательного изучения памятников древности путем внешнего описания и сравнения, путем археологических раскопок. Данная работа раскрывает вопросы русско-китайских отношений в связи с Тувой, русско-тувинской торговли и пограничный вопрос, вопрос о феодальном характере общественных отношений у тувинцев, а также цели русского географического общества, связанные с изучением природных, географических условий, а также политическое положение Тувы на данный период. С конца XIX до начало XX вв. изучение народов Сибири, в том числе тувинцев стали уделять намного больше научного целенаправленного внимания, чем в предыдущие полтора столетия. С момента создания РГО поставило в качестве одной из важнейших задач, изучение не только сибирских народностей, но исследование сопредельных стран Азии, который в данный период представляли большой практический и научный интерес.
Факторы исторического развития
Бредихин В.Е. - Система обучения руководящих работников ВЛКСМ в годы Великой Отечественной войны: 1941–1945 (на материалах территориальных организаций) c. 53-64

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29427

Аннотация: Предметом иcследования является методическая, материальная и кадровая база повышения квалификации и переподготовки тылового комсомольского аппарата. Рассмотрены факторы, предопределявшие необходимость организации регулярного обучения комсомольских работников, формы и масштабы обучения комсомольского аппарата на разных уровнях исполнительной вертикали, содержание учебных программ. Показано значение системы партийного образования в процессе подготовки комсомольского актива. На основе анализа уровня общей и политической культуры комсомольских работников дана оценка целесообразности их теоретической самоподготовки на базе «Краткого курса истории ВКП(б)». Исследование проведено на базе общенаучного метода дедукции и специальных методов — конкретно-исторического и сравнительно-исторического. Впервые, с современных научных позиций на всесоюзном материале раскрыты методы и практика подготовки штатных и внештатных руководящих комсомольских работников в период Великой Отечественной войны. Необходимость в системе повышения квалификации и переподготовки комсомольских работников была продиктована недостаточным уровнем их общей и политической образованности и малым опытом руководящей работы вследствие интенсивной ротации кадров и наличия значительного числа выдвиженцев. Обучение комсомольских работников было нацелено на расширение их политического и общего кругозора и получение практических знаний в производственной, информационно-пропагандистской и внутрисоюзной деятельности. Внутрисоюзная система образования на протяжении большей части военного периода не имела системного содержания и не обеспечивала надлежащий охват руководящих работников. На заключительном этапе войны система обучения штатного аппарата приобрела планомерный характер. Ставка на самообразование комсомольского актива, как базовый способ его теоретической подготовки, способствовала формализации внутрисоюзной системы обучения актива.
Культура и культуры в историческом контексте
Чашкина Л.Ю. - Мультипликация дозвукового периода: ранние эксперименты c. 65-71

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29345

Аннотация: В статье рассматриваются первые опыты по созданию анимационных лент, благодаря которым появилось на свет новое искусство – мультипликация (анимация): от первых попыток передать движение на экране до кинолент, повлиявших на развитие мирового кинематографа. В работе представлены эксперименты Эмиля Рейно, Э. Коля, Д. С. Блэктона, В. А. Старевича и других пионеров анимации. В исследовании также выявляются особенности дореволюционной российской анимации и её связь с мировой анимацией. Сравнительный анализ позволяет проследить связь ранних анимационных фильмов эпохи немого кино с театральной культурой, а также с ярмарочными представлениями. Новизна исследования состоит в сравнении ранней мультипликации с балаганным представлением, в ходе которого создатель анимационного произведения сам представляет его публике. Сделанные выводы позволяют рассматривать раннюю мультипликацию как один из видов технического трюкового эксперимента, заложившего основы для развития нового вида искусства.
Культурное наследие - памятники истории и культуры
Кимеева Т.И., Юдин М.О. - Формирование методики реставрации объектов архитектурного наследия: исторический аспект c. 72-79

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29308

Аннотация: Объектом исследования является реставрация архитектурного наследия с XIX века по настоящее время. В качестве предмета определяется формирование методов реставрации памятников архитектуры на протяжении выделенного периода, сведения о которых фрагментарно представлены в научных публикациях и нуждаются в систематизации. Применение историко-типологического метода в изучении истории развития реставрационных методов и принципов позволило при их систематизации выделить присущие каждому хронологическому периоду черты и обосновать тенденции последующего развития. В этом заключается новизна данной работы. Исследование осуществляется посредством методов, направленных на оперирование имеющимся научным знанием – анализа положений, выдвигаемых отечественными архитекторами-реставраторами со второй половины ХХ в. Теоретико-методологической основой явились принципы исторического познания, такие как объективность и историзм, предполагающие опору на применение принципа проверяемости, регулирующего применение уровня теоретических и эмпирических знаний. Основным результатом проведенного исследования является логично выстроенная на основе историко-хронологического признака с учетом положений, отраженных в научных публикациях, шкала реставрационных методов памятников архитектуры. При этом прослежена связь отдельных методов реставрации друг с другом. Сформулировано понятие реставрации объектов архитектурного наследия.
Междисциплинарные исследования
Богданов А.П. - Прения с греками о вере: текст автографа Арсения Суханова 1650 г. c. 80-99

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.28783

Аннотация: Перед вами первое издание чернового автографа церковной части отчета в Посольский приказ русского посла Арсения Суханова. Текст представляет две первые авторские редакции сочинения. Указано его соотношение с третьей редакцией, протограф которой стал основой рукописной традиции сочинения, известного «Прения с греками о вере». Актуальным это сочинение, защищающее русский церковный обряд, сделали реформы Никона, вставшего на позиции греков – оппонентов Суханова. Публикация показывает, как посол уточнял свой документально точный отчет, состоявший из двух частей. В первой он провел расследование оскорбления государевой чести при сожжении на Афоне московских книг и заставил греков отказаться от обвинений Русского Православия в ереси. Во второй посол защитил суверенитет России от притязаний четырех восточных патриархов указывать царю и Московскому патриарху. Суханов объяснил, что главой мирового православия является православный царь. Так было в Риме, когда Константин Великий пожаловал Римскому папе белый клобук вместо царского венца. Падение пап в ересь сделало главным в православии подчиненного им Константинопольского патриарха, близкого к благочестивому царю. После отпадения в унию и гибели Константинополя главой православия стал Московский патриарх при единственном православном русском царе. Восточные патриархии повторили судьбу избранного Богом, а затем отвергнутого им Израиля. Они не были и вследствие утраты благочестия не могут являться «учителями веры» для русских. Место Римского папы занимает Московский патриарх, а место восточных патриархов – четыре русских митрополита. Такова была официальная позиция Московского правительства в 1650 г.
Верования, религии, Церкви
Аверьянова Д.В. - Духовенство и прихожане Минусинского уезда: борьба за трезвость в Минусинском уезде в конце ХIХ – начале ХХ вв. c. 100-108

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29319

Аннотация: Объектом изучения является приходское духовенство Минусинского уезда Енисейской губернии. Предметом — участие священников в борьбе за трезвый образ жизни прихожан. Цель данной статьи — изучение наиболее распространенных способов борьбы приходского духовенства с пьянством среди своей паствы в конце ХIХ–начале ХХ вв. Выявляется роль Обществ трезвости по уменьшению пьянства среди прихожан. Уделяется внимание особенностям борьбы с пьянством среди инородческого населения уезда. На основе изучения материалов Енисейских епархиальных ведомостей проанализированы результаты деятельности священников. Для решения поставленной цели автор использовал описательный метод, который дает возможность рассмотреть результаты деятельности священников. Научная новизна исследования заключается в том, что данная тема предметом исследования становится впервые. Автор статьи делает вывод о важности участия приходского духовенства юга Енисейской губернии в борьбе за трезвость прихожан Минусинского уезда, а также пишет о причинах ее недостаточной эффективности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"