Электронный журнал Genesis: исторические исследования - №10 за 2018 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-868X - Издательство NotaBene
по
Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue № 10/2018
Contents of Issue № 10/2018
Culture and cultures in historical context
Tsinpaeva R.S. - Periodical press as the mirror of Russian charity of the late XIX century pp. 1-6

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27840

Abstract: The topic of Russian charity is being actively studied in the last decades, however, a number of questions related to the culturological examination of the problematic of charity have not received due attention from the scholars. This article is dedicated to the problem of covering the topic of charity in the Russian periodical press during the second half of the XIX century. Analysis is conducted for the purpose of determining the role of charity in social life, extent of population involvement into this process, and the types of charitable support programs. The descriptive methods and the method of quantitative analysis of the materials in the selected topic allow reconstructing the general picture of charity in Russia in the XIX century, as well as characterize the main trends and processes that unfolded during this period. In conclusion, the author established that the periodical press was a reflection of the main trends in the history of charity, such as change in the social base of benefactors, appearance of the new forms of rendering charitable assistance, spark and halt in charitable initiatives.
Factors of historical development
Seidaliev E.I., Kadyrov R.R. - Sedentarization of the traditional nomadic population of the Crimean Khanate in the context of historical-archeological study pp. 7-13

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27805

Abstract: The subject of this research is the examination of the transition process towards the sedentary life of the traditional nomadic population of the Crimean Khanate in the context of historical-archeological study. The work presents an attempt of coverage of the historical events that took place in Crimea in the XV-XVIII centuries and their impact upon sedentarization of the nomads. Based on the analysis of the wide variety of written, archeological and illustrative sources, the authors attempted to trace the time of the emergence of stationary settlements in the North and Northwest of the Crimean Peninsula. In the course of this research, the authors applied the historical method of studying the events, phenomena and processes, along with other general scientific approaches. The scientific novelty lies in the comprehensive analysis of sedentarization of the nomadic population of the Crimean Khanate. This topic for the first time is viewed in the context of historical-archeological study in addition with the written sources and toponymic data. A pursuit for localization of settlements using the cartographic material deserves separate attention.
Evolution, reform, revolution
Mistryugov P.A. - State policy of provisional government and Soviet power with regards to former servicemen of Russian public and political police over the period of March 1917 – December 1921 (on the materials of Samara province) pp. 14-31

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.26167

Abstract: The subject of this research is the examination of policy of the provisional government and Soviet power with regards to policemen, gendarmes and secret police. The author considers such aspects of the topic as the measures of local authorities taken towards them, analyzes the vectors of state policy, means and methods of its implementation, as well as response of the communities in which the “former” served prior to being arrested. Relevance of the article lies in the fact that the problem of actual rather than mythologized political measures, applied towards the representatives of the annihilated law enforcement structures of imperial power at the local level, remains insufficiently studied. The scientific novelty is defined by the poorly studied problematic, which includes the previously unexamined questions on the political corrective measures towards servicemen of the imperial law enforcement structures over the period of 1917-1921; the acquired results of its study; and the sources introduced into the scientific discourse for the first time.  
Regions of the world in the global historical process
Lukashova S.S., Lukashov N.V. - Religious factor as legal substantiation of partitions of the Polish-Lithuanian Commonwealth pp. 32-42

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27445

Abstract: The object of this research is the historical and legal aspects of partitions of the Polish-Lithuanian Commonwealth in the XVIII century. The subject of this research is the historical documents, normative legal acts, archival and other sources related to the topic. The authors examine the role of religious factor during preparation and conduct of the partitions and “reunion” of the Orthodox lands under the scepter of the Russian Empire. Special attention is given to the attitude of Catherine the Great towards the religious questions, as well as the positions held by the Russian Orthodox Church as a whole, and its separate representatives in particular. Methodology for this study is based on the analysis of historical documents and normative legal acts, using the elements of comparative jurisprudence in the context of secular and ecclesiastic law. The main conclusions made in the course of research allow stating the problem of protection of the Orthodox faith in eastern lands of the Polish-Lithuanian Commonwealth was of great relevance for the formed part of Russian society, despite the deliberately neutral position established by the imperial court. The authors’ special contribution consists in consideration of the public religious consciousness as a factor of international law and Russian international policy. This factor gains special relevance in light of the recent events related to withdrawing of Ukrainian Church from Moscow Patriarchy.
History and historical science
Veselova I. - The works of Francisco Javier Clavijero within the framework of censure in the Spanish Empire during the late XVIII century pp. 43-49

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27755

Abstract: This article, in the context of prohibition of Spanish publication “The Ancient History of Mexico” by Francisco Javier Clavijero, examines the problem of censure of historical works of the colonial authors by Spanish authorities. The New Spain of the late XVIII retained barriers for distribution of the European philosophical ides of Modern Era. Besides the “natural” obstacle – remoteness from the metropolitan country and Europe – existed the barriers associated with the censure from Church and government. The works that contained the most radical and “harmful” ideas from the perspective of Spanish authorities, fell under the ban. Thus, the article determines the relation of Spanish authorities to the ideas of Clavijero through studying the censure practices of the Council of Indian Affairs – the institute, which controlled the colonial press, as well as the degree of reliability of censure filter. The article introduces into the scientific discourse a number of archival reference sources pertinent to issuing of the license for publishing texts of the colonial authors in the territory of India and metropolitan country. As demonstrated in the research, censure was a weak barrier for distribution of the new historical and sociopolitical ideas in the colonial society. This process could not be halted, even in terms of banning the publications in Spanish language.
History and Economics
Zadorozhnyaya O.A. - River agencies “Association of Western Siberian Shipping and Trade” and organization of its activity in the Ob-Irtysh River Basin pp. 50-58

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27610

Abstract: The subject of this research is the process of formation of the model of river agency in the Ob-Irtysh River Basin on the example of “Association of Western Siberian Shipping and Trade”. The sources demonstrate the process of establishment of shipping lines through capital of the old and new entrepreneurial names, which strived for establishing the monopoly right over a specific sphere of activity. At the initial stage, the assistance of the local governments ensured such advantage, but the development of capitalist relations incited the distribution of competition. It necessitated finding a new way for remaining the largest shipping carrier, but by means of the separate production branches at the local level, strengthening their financial situation, increasing the staff and expanding administrative opportunities. The modern historical literature practically does not cover the problem of structural departments of river agencies of the Ob-Irtysh River Basin during the post-reform period, which is reflected on the unilateral approach to analyzing the activity of entrepreneurial organizations of the suburbs of the Russian State. The entrepreneurial companies of Western Siberia represented a fairly complicated type of the forming entrepreneurial organization due to the strong influence of both, family traditions and process of establishment of state capitalism upon the business world.
Social history
Aleksandrovskii I.S. - Educational dimension of cultural policy of the Russian Empire and the “Ukrainian question” in the XIX century pp. 59-65

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27443

Abstract: The author refers to the relevant historical topic – the implementation of cultural policy of the Russian Empire in the so-called Little Russian provinces. The study of this topic allows demonstrating the multiplicity and multifacetedness of cultural policy of the Russian Empire and identify the main difficulties of its implementation. The article examines the paramount component of cultural policy of the Russian Empire in the XX century – educational. The establishment of state institutions in the sphere of implementation of cultural and educational policy in Russia faced vast amount of problems, one of which concerned the revival of national consciousness of the Ukrainian (Little Russian) population of southwestern provinces. The formation of educational environment (primarily university) contributed the consolidation of Ukrainophile views among certain groups of intellectuals, which resulted in analyzing and emphasizing the sovereignty of the local Ukrainian cultural specificity. The article provides definition to the concept of “cultural policy” and its conceptualization applicable to chronological framework of the research. The author comes to the conclusion that the educational component of cultural policy of the Russian Empire was developing gradually, but at the same time capable of achieving the set goals. Namely this substantiated the awakening of Ukrainophile activity, followed by the rise of Ukrainian nationalism.
History of ethnicities, peoples, nations
Aleksandrovskii I.S., Kasatkin P.I. - Formation of the Ukrainian cultural space in the Russian Empire during the XIX century: main trends pp. 66-71

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27679

Abstract: The subject of this research is the main trends in development of the Ukrainian cultural space in the Russian Empire during the XIX century. The object of this research is the attempts of codification of the Ukrainian language in form of standardized dictionaries and literary works. The author examines such aspects of the topic as comprehension of the historical events and formation of the mythological representations on history, which is common to the Modern Era. Particular attention is given to the Ukrainian cultural space as an independent phenomenon associated with the struggle of extreme views – the Russian imperial idea and the Ukrainian cultural self-identification. The main conclusion lies in the statement that the Ukrainian cultural space has gradually become a phenomenon in its own right due to restrictive measures of the state and hostile position of the Russian community after the January Uprising of 1863-1864. The author’s special contribution into the research consists in acknowledgement that the attempts of establishing the Ukrainian nation for a long time were viewed as a challenge to the inchoate project of the Russian nation, which led to the split of Russian people. The scientific novelty lies in comprehension of the peculiarities of transition of the Ukrainian cultural space from amorphous existence at the level of the regional-imperial identity and the status of ethnographic “marvel” to the clearly outlined boundaries and realization of its uniqueness, encouraged by the creation of “Cossack myth” and the relatively systemless regional policy of the Russian Empire.  
Archeology
Kolonskikh A.G. - Medieval materials of the Ufa-III hillfort (based on excavations conducted by M. H. Sadykova in 1969) pp. 72-83

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27497

Abstract: This article represents a publication of materials of the stationary excavations of Ufa-III hillfort conducted by M. H. Sadykova in 1969. The object of this research is the ceramic collection of the monument, referred to the early Middle Ages. Special attention is given to the history of examination of the monument, as well as its localization. The article uses the currently available information about the Ufa-III hillfort, based in which the author attempts to identify the lifetime of the monument, cultural attribution of materials of the medieval layer of the hillfort, as well as its role within the structure of synchronic monuments of the Ufa Peninsula. The typology of ceramic series of the indicated object is carried out on the basis of morphological peculiarities of the jars, variety of ornamental compositions, as well as the structure of puddle clay. The Ufa-III hillfort is located in the historical center of modern metropolis, and this is why it has been almost completely destroyed by dense urban development. The monument was discovered in the middle of the XX century; however, there is still not a single publication of its materials. Therefore, the generalization and introduction of the data from stationary excavations of M. H. Sadykova into the scientific discourse is a relevant objective of this research.
Issues of war and peace
Kuchumov I.V. - The impact of evacuation of population and factories from western regions of the USSR upon socioeconomic processes in Bashkiria during the Great Patriotic War pp. 84-93

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27448

Abstract: The subject of this research is the role of Russian population in the socioeconomic processes of Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic (ASSR) during the Great Patriotic War. This event let to substantial quantitative and qualitative changes in socio-demographic composition of population of the Bashkir ASSR, which affected the economic potential of the region, as wells as had direct or indirect influence on the role of Bashkortostan in political space of the country. Reminiscence of those years define the specificity of ethnic, social, economic and to a certain extent political development of Bashkortostan at the present stage. The article applies the comparison of statistical data on demography and economics with the records derived from the narrative sources. The article demonstrates that despite the severe economic and humanitarian losses, the Great Patriotic War led to a surge in the economic regard, including influx of the evacuated workforce and acceleration of urbanization. Dwelling of the evacuated academic, university and engineering-technical personnel in Bashkiria contributed to significant economic and cultural progress of the region. Thus, in the beginning of 1990’s, the region became one of the initiators and leaders of the “sovereignty parade”, influencing the character of political processes in post-Soviet Russia. Moreover, the formed during the wartime industrial capacity of the republic allowed partially compensating the difficulties, caused by the transition to market economy in the 1990’s.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 10, 2018
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 01-11-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук, svk2005@yandex.ru
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2018
Культура и культуры в историческом контексте
Цинпаева Р.Ш. - Периодическая печать как зеркало российской благотворительности второй половины XIX века. c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27840

Аннотация: Тема отечественной благотворительности активно исследуется в последние десятилетия, однако, ряд вопросов, связанных с культурологическим изучением проблематики благотворительности, не получили должного внимания со стороны исследователей. Данная статья посвящена проблеме освещения вопросов, связанных с темой благотворительности в российских периодических изданиях второй половины XIX века. Анализ проводится с целью определения места благотворительности в общественной жизни, степени вовлеченности населения в этот процесс и то, в каких сферах жизни общества и каким образом реализовывалась благотворительная поддержка нуждающихся. Описательный метод и метод количественного анализа материалов на выбранную тематику позволяют реконструировать общую картину благотворительности в России в XIX веке, охарактеризовать основные тенденции и процессы, протекавшие в это время. Для анализа наряду со специализированными тематическими изданиями (Детская помощь, Вестник Благотворительности и др.) были впервые привлечены материалы еженедельных общественной-политических изданий (Северная почта, Сын Отечества, Вестник Европы, Нива и др.). В результате было установлено, что периодическая печать являлась отражением основных тенденций в истории благотворительности как-то смена социальной базы благотворителей, возникновение новых форм оказания благотворительной помощи, всплеск и затухание благотворительных инициатив.
Факторы исторического развития
Сейдалиев Э.И., Кадыров Р.Р. - Седентаризация традиционного кочевого населения Крымского ханства в контексте историко-археологического изучения. c. 7-13

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27805

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение процесса перехода к оседлому образу жизни традиционного кочевого населения Крымского ханства в контексте историко-археологического изучения. В работе представлена попытка освещения исторических событий происходивших в Крыму в XV-XVIII вв. и их влияние на седентаризацию кочевнико. На основе анализа широкого круга письменных, археологических и иллюстративных источников предпринята попытка проследить время возникновения стационарных поселений в северной и северо-западной части Крымского полуострова. При написании данной работы в качестве основного использовался исторический метод исследования событий, явлений и процессов в дополнении с другими общенаучными методами Научная новизна исследования заключается в том, что авторами статьи впервые предпринята попытка комплексного анализа в вопросах седентаризации кочевого населения Крымского ханства. Данная тема впервые рассматривается в контексте историко-археологического изучения в дополнении с письменными источниками и данными топонимики. Отдельного внимания заслуживает попытка локализации поселений при помощи картографического материала.
Эволюция, реформы, революции
Мистрюгов П.А. - Государственная политика Временного правительства и советской власти по отношению к бывшим служащим общей и политической полиции России в марте 1917 – декабре 1921 г. (по материалам Самарской губернии) c. 14-31

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.26167

Аннотация: Предметом изучения в данной статье является исследование политики Временного правительства и советской власти по отношению к полицейским, жандармам и секретным сотрудникам. Автор рассматривает такие аспекты проблемы, как меры местной власти по отношению к ним, анализирует направления государственной политики, средства и методы ее реализации, а также реакцию сообществ, в которых «бывшие» пребывали до ареста. Актуальность статьи заключается в том, что в научной литературе проблема действительных, а не мифологизированных политических мер, применявшихся по отношению к представителям упраздненных правоохранительных структур царской власти на местном уровне, остаётся недостаточно изученной. Методологической основой являются принципы историзма и объективности. При написании данной статьи были использованы как общенаучные, так и специально-исторические (проблемно-хронологический, причинно-следственный, мотивационный) методы познания. Научная новизна статьи определяется малоизученной проблематикой, включающей исследование ранее не рассмотренных вопросов о политических мерах воздействия на служащих царских правоох-ранительных структур в 1917-1921 гг. и полученными результатами ее исследования, а также впервые вводимыми в научный оборот источни-ками.
Регионы мира в мировом историческом процессе
Лукашова С.С., Лукашов Н.В. - Религиозный фактор как правовое обоснование разделов Речи Посполитой c. 32-42

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27445

Аннотация: Объектом исследования являются исторические и правовые аспекты разделов Речи Посполитой в XVIII веке. Предмет исследования составляют исторические документы, нормативные правовые акты, архивные и иные источники по проблеме. Авторы подробно рассматривают роль религиозного фактора в процессе подготовки и реализации разделов и "воссоединении" православных земель под скипетром Российской империи. Особое внимание уделяется отношению Екатерины II по религиозным вопросам, а также позиции, занятой Русской православной церковью в целом и ее отдельными представителями.. Методология исследования основана на анализе исторических документов и нормативных правовых актов с использованием элементов сравнительного правоведения в контексте светского и церковного права. Основные выводы исследования позволяют утверждать, что проблема защиты православной веры в восточных землях Речи Посполитой имела повышенную актуальность для образованной части русского общества, несмотря на подчеркнуто нейтральную позицию, занятую императорским двором. Особый вклад авторов исследования состоит в исследовании общественного религиозного сознания как фактора международного права и российской международной политики.Данный фактор приобретает особую актуальность в свете происходящих в настоящее время событий, связанных с выделением части украинской церкви из состава Московского патриархата.
История и историческая наука
Веселова И.Ю. - Творчество Франсиско Хавьера Клавихеро в рамках цензуры в Испанской империи во второй половине XVIII в. c. 43-49

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27755

Аннотация: В статье на примере запрета испанской публикации «Древней истории Мексики» Франсиско Хавьера Клавихеро рассматривается проблема цензуры исторических работ колониальных авторов со стороны испанских властей. В Новой Испании второй половины XVIII века сохранялись преграды для распространения европейских философских идей Нового времени. Помимо «естественного» препятствия – удаленности от метрополии и Европы – существовали преграды, связанные с цензурой со стороны Церкви и государства. Под запрет попадали труды, содержавшие наиболее радикальные и «вредные» с точки зрения испанских властей идеи. В связи с этим, в статье выявляется отношение испанских властей к идеям Клавихеро через изучение цензурных практик Совета по делам Индий – института, в введении которого находился контроль над колониальной печатью, - а также степень надежности цензурного фильтра. В статье впервые вводится в научный оборот ряд архивных делопроизводственных источников, связанных с выдачей лицензий на публикацию текстов колониальных авторов как на территории Индий, так и в метрополии. Как показало исследование, цензура была слабым препятствием для распространения новых исторических и общественно-политических идей в колониальном обществе. Этот процесс уже нельзя было остановить, даже при условии запрета публикаций работ на испанском языке.
История и экономика
Задорожняя О.А. - Речные агентства «Товарищества Западно-сибирского пароходства и торговли» и организация ее деятельности в районе Обь-Иртышского бассейна (1898-1917 гг.) c. 50-58

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27610

Аннотация: Предметом данного исследования является процесс формирования модели речного агентства в Обь-Иртышском водном бассейне (на примере «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли». Источники отражают процесс складывания пароходств за счет капитала старых и новых предпринимательских фамилий, которые стремились установить монопольное право над определенной сферой деятельности. На начальном этапе помощь местных органов власти обеспечивала это преимущество, но с развитием капиталистических отношений стала распространяться конкуренция. Необходимо было найти новый способ остаться крупнейшим перевозчиком региона, но уже за счет развития отдельных производственных подразделений на местах, укрепив их материальное положение, увеличив штат сотрудников и расширив управленческие возможности. Основу исследования образуют проблемно-хронологический метод и метод анализа, а также принципы научной объективности и историзма В современной исторической литературе практически не затрагивают проблему структурных подразделений речных компаний Обь-Иртышского водного бассейна в пореформенный период, что отражается на одностороннем подходе к анализу деятельности и предпринимательских компаний окраин Российского государства. Предпринимательские компании, прежде всего Западной Сибири, представляли собой довольно сложный тип формирующейся предпринимательской организации из-за сильного влияния на деловой мир как семейных традиций, так и процесса формирования государственного капитализма.
Социальная история
Александровский И.С. - Образовательное измерение культурной политики Российской империи и «украинский вопрос» в XIX столетии c. 59-65

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27443

Аннотация: Автор обращает к актуальной исторической теме – реализации культурной политики Российской империи в так называемых малороссийских губерниях. Исследование данной темы позволило представить картину многообразия и многовариантности культурной политики Российской империи, выявить основные сложности в ее реализации. В статье рассматривается важнейшая составляющая культурной политики Российской империи в XX веке – образовательная. Становление государственных институтов в сфере реализации культурной и образовательной политики в России столкнулось с большим количеством проблем, одна из которых касалась пробуждения национального сознания украинского (малороссийского) населения в юго-западных губерниях. Формирование образовательной среды (прежде всего, университетской) способствовало кристаллизации украинофильских взглядов у некоторых групп интеллектуалов, что вылилось в изучение и подчеркивание самостоятельности локальной украинской культурной специфики. Междисциплинарный характер исследования и сложность заявленной проблематики потребовал привлечения целого ряда методов, основными из которых стали синхронический, сравнительно-исторический и аксиологический (ценностный) подход. В статье дается определение понятия «культурная политика» и его концептуалиализация применительно к хронологическим рамкам исследования. Автор приходит к выводу, что образовательная составляющая культурной политики Российской империи развивалась поступательно, но, в то же время, не могла добиться поставленных целей. Именно это обусловило активизацию украинофильской деятельности и последующее зарождение украинского национализма.
История этносов, народов, наций
Александровский И.С., Касаткин П.И. - Формирование украинского культурного пространства в Российской империи в XIX столетии: основные тенденции c. 66-71

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27679

Аннотация: Предметом исследования является основные тенденции развития украинского культурного пространства в Российской империи в XIX столетии. Объектом исследования являются попытки кодификации украинского языка в форме стандартизированных словарных изданий и литературных произведений. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как осмысление исторических событий и формирование мифологических представлений об истории, что характерно для эпохи Модерна. Особое внимание уделяется украинскому культурному пространству как самостоятельному феномену, связанному с борьбой крайних взглядов – российской имперской идеи и украинского культурного самоопределения. Междисциплинарный характер исследования и сложность заявленной проблематики потребовал привлечения целого ряда методов, основными из которых стали синхронический, сравнительно-исторический и аксиологический (ценностный) подход. Основными выводами проведенного исследования являются: украинское культурное пространство постепенно выделилось в самостоятельный феномен из-за ограничительных мер государства и неприязненной позиции российской общественности после Польского восстания 1863-1864 гг. Особым вкладом автора в исследование темы является признание того, что попытки формирования украинской нации долгое время рассматривались как конкуренция недооформленному проекту российской (русской) нации, что в результате способствовало расколу русского народа. Новизна исследования заключается в осмыслении особенностей перехода украинского культурного пространства от аморфного существования на уровне регионально-имперской идентичности и от статуса этнографической «диковинки» к четко очерченным границам и осознанию самобытности его (пространства) участников, чему способствовало оформление «казацкого мифа» и относительно бессистемная региональная политика Российской империи.
Археология
Колонских А.Г. - Средневековые материалы городища Уфа-III (по данным раскопок М.Х. Садыковой 1969 г.). c. 72-83

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27497

Аннотация: Настоящая работа представляет собой публикацию материалов стационарных раскопок городища Уфа-III М.Х. Садыковой в 1969 г. Объектом исследования является керамическая коллекция памятника, относящаяся к эпохе раннего средневековья. Особое внимание в работе уделено истории изучения памятника, а также локализации. В статье используется вся доступная на сегодняшний день информация о городище Уфа-III, на основании которой предпринята попытка определения времени существования памятника, культурной атрибуции материалов средневекового слоя городища, а также занимаемого им места в структуре синхронных памятников «Уфимского полуострова». Типология керамической серии исследуемого объекта проведена на основе морфологических особенностей форм сосудов, разнообразия орнаментальных композиций, а также составу глиняного теста. Городище Уфа-III расположено в историческом центре современного мегаполиса, а потому практически полностью разрушено плотной городской застройкой. Памятник открыт в середине XX в., однако до сих пор нет ни одной публикации его материалов. Поэтому обобщение и ввод в научный оборот данных стационарных раскопок М. Х. Садыковой 1969 г. является актуальной задачей настоящего исследования.
Проблемы войны и мира
Кучумов И.В. - Влияние эвакуации населения и предприятий из западных областей СССР на социально-экономические процессы в Башкирии в годы Великой Отечественной войны c. 84-93

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27448

Аннотация: Предметом исследования в статье является роль русского населения в социально-экономических процессах в Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны. Это событие привело к значительным количественным и качественным изменениям социально-демографического состава населения Башкирской АССР, которые сказались на экономическом потенциале региона, прямо или косвенно повлияли на место Башкортостана в политическом пространстве страны. Отголоски тех лет все еще определяют специфику этнического, социального, экономического и в определенной степени политического развития Башкортостана в наши дни. В статье применено сопоставление статистических данных по демографии и экономике со сведениями, извлеченными из нарративных источников. В статье показано, что несмотря на тяжелые утраты экономического и гуманитарного характера, Великая Отечественная война привела к резкому подъему производительных сил региона. Основной вывод исследования заключается в том, что в последующее время республика сделала резкий скачок в экономическом отношении. Следствием этого, а также притока эвакуированной рабочей силы стали изменения в темпах ее урбанизации. Пребывание в Башкирии эвакуированных академических, вузовских и инженерно-технических работниковспособствовало значительному экономическому и культурному прогрессу региона. В начале 1990-х гг. это позволило региону стать одним из инициаторов и лидеров «парада суверенитетов», повлияв на характер политических процессов в постсоветской России. Кроме того, сформировавшийся в годы войны промышленный потенциал республики позволил ей частично компенсировать трудности, вызванные переходом к рыночной экономике в 1990-е гг.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"