по
Genesis: Historical research
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue № 01/2016
Contents of Issue № 01/2016
History of law and state
Yarusheva L. - Effect of the Slavic, Roman, and German laws on the establishment of the Russian legal sources pp. 1-16

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.16313

Abstract: The subject of this research is the genesis of the Russian legal sources and their development under the influence of the Roman law and the German pandectic system. This article examines the sources of the Ancient Rus customary and written laws, their significance for the modern Russian legislation. The author conducts research on the effect of the reception of Roman written law upon the Russian legislation during the establishment of the Ancient Rus, as well as the Imperial Russia; the influence of the pandectic system upon the Russian codification is also being analyzed. Among the main conclusions are the following: firstly, the Russian legal sources have Slavic roots, and are based on the legal customs of the Eastern Slavic tribes; secondly, throughout its entire existence, the Russian written law had a “Roman content” due to the fact that in many Russian sources there could be found a number of adopted to the Russian conditions norms of the Roman law; and thirdly, since the early XX century, the Russian legal sources attained the “German shape” after the implementation of the pandectic system in the course of conducting codification of the Russian legislation.
Tsvetkov A.O. - On the question of juridical establishment of the legal status of a foreign prisoner of war within the Russian legislation (1829-1904) pp. 17-30

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.16568

Abstract: This article is dedicated to the research of development of the legal status of a foreign prisoner of war within the Russian legislation. The author analyses the Regulations on prisoners of war during the early XIX and beginning of the XX centuries, and determines the essence of the social-legal factor in establishment of the legal status of a foreign prisoner of war within the Russian law. The legal status of a prisoner of war in the Russian legislation had its own juridical structure, in which the principal elements were not the rights and responsibilities in the general civil sense, but a list of permissions and prohibitions placed on the individual held captives. As a result of evolving, such legal model was expanded by the additional elements, and within time transformed into the modern legislation on prisoners of war. Today, in the event that a person is captured, the government has to ensure the right to life and humane treatment of the captives. The scientific novelty consists in the examination of the establishment of the prisoner of war legal status on the Russian territory as a complex category that has its own genesis, and not the borrowed and adopted to the conditions of the internal governmental policy on treatment of prisoners of war.
World history: Eras and seasons
Zarubin S.A. - On the question of Russian-Argentinian relations at the end of the XIX and the beginning of the XX century pp. 31-38

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.16697

Abstract: This article is dedicated to the process of the establishment and the main tendencies in the development of the Russian-Argentinian relationship at the brink of the XIX and the XX centuries. The author reviews the principal causes in the improvement of the relations between Russia and Argentina in the end of the XIX century in the context of changes that took place on the international arena within this historical period. The work of the prominent Russian diplomat A. S. Ionin and his significant contribution into the establishment and consolidation of the diplomatic and economic ties between the two countries is also being analyzed in the course of this research. The author gives characteristics to the main stages of the Russian-Argentinian collaboration, as well as examines the key issues that negatively affected the relations between Russian and Argentina. The conclusion is made that the Russian-Argentinian cooperation met the foreign policy interests of both countries and was closely connected to the events taking place on the global arena. Despite the issues of domestic and foreign nature, the dynamic of the development of the Russian-Argentinian relations is characterized as positive and very promising.
History and Politics
Kodan S.V. - The Council of People’s Commissars and the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks order…”Joint normative legal acts of the Communist Party and the Soviet State within the system of sources of Soviet law pp. 39-53

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.17674

Abstract: The established within USSR system of administration and regulation of public relations in the Soviet society represented a conglomerate of the Communist Party and the government. The Soviet state acting as a mechanism in realization of ideological and political decisions of the Russian Communist Party-the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks-the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union and its legislative activity in its foundation was determined by the Political Bureau of the Central Committee. At the same time, the Communist Party did not possess official constitutional authorities for decreeing the normative obligatory for the entire population acts, thus was initially using a particular form of legalization of its decisions – joint acts of the Party and the state. This article reveals the place and role of the joint orders of the Party’s Central Committee and the Soviet State of normative legal character as the means of broadcasting into society the politico-ideological decisions of the party, as well as the combined efforts of the party and state apparatus towards the determination and solution of the questions of managing the social, political, and economic processes. 
Agapov I.O. - Lobbying in Great Britain: history of development and problems of regulation pp. 54-73

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.16383

Abstract: The subject of this research is the lobbying in Great Britain. A special attention is given to the close connection between the promotion of private interests by the high rank officials of the British governments and the corruption scandals. The author thoroughly examines the legal frameworks of the collaboration on the Royal servants with the representatives of major corporations, a so-called, actively developing practice of “rotating doors”. The law on transparency of lobbying is being analyzed; the conclusion is made about its inability to improve openness of the relationship between the authorities and the business in the United Kingdom. In addition to that, the author demonstrates a number of examples typical for the unbalanced lobbyism. Among the main conclusions are the following: lobbyism in Great Britain is tightly linked to the manifestations of corruption; British mass media is filled with headlines on the controversial actions of one or another politician; the acting legal frameworks of the collaboration between the lobbyist and the officials cannot provide any notable restrictions on the lawlessness of the reputable economic constituents; the fundamental law regulating lobbying in the United Kingdom requires significant changes.
History and Economics
Yanik A.A. - Arrival of “young reformers” towards administration of the Russian economy: analysis of coincidences and regularities pp. 74-113

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.16830

Abstract: The subject of this research is the analysis of events which resulted in the ascent of the community of young economists towards the management of the Russian reforms, who were later called the “young reformers”. A special attention is given to the examination of the facts within a broad historical context that helps to avoid falling into a trap of the popular narratives that lead to mythologization of ideas associated with the complicated processed of the Russian history of the late XX century. The goal of this work is to explore by what means the chain of events will gradually transform into a consistent and historically inevitable outcome, when the initial endless pi of the personal trajectories subsequently leads to the only possible way of realization of the collective historical drama. The author comes to a conclusion that under the conditions of crises, drastically increases the demand for the scientific knowledge on the management of public and economic development, and thus the responsibility for the quality of the events belongs to both, the government and the expert community. The history shows that by the end of 1991, only the “young reformers” were ready to operate in emergency conditions, which required increased efficiency and the ability to present scientific ability as the “product” for practical implementation.
History of science and technology
Fat'yanov I.V. - Regularities of genesis and functioning of the experimental activity in Russia pp. 114-137

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.15317

Abstract: The subject of this research is the regularities of emergence of the experimental activity within law. The author points out on the existence of certain regularities within law which should be paid attention to in lawmaking. During the course of this work, the author simultaneously addresses two problematic areas: firstly, practical question of the functioning of the experimental activity in Russia – the activity of competent constituents, when takes place the approbation of the proposed innovations aimed at testing the theory; and secondly, a specifically scientific problem on the concept of the notion “regularities of the experimental activity” and the determinants which substantiate it. The object of this research is the public relations emerging in experimental activity. The author gives attention to the causes of experimental activity associated with the establishment of the local self-governance, and its improvement after the adoption of the 1993 Constitution of the Russian Federation. The author suggests an original definition to the notion “regularity of genesis and functioning of the experimental activity”, as well as detects certain determinants of the experimental activity within law.
History of public institutions
Abdulin R.S. - General characteristics and models of court administration in the RSFSR (1917-1998). pp. 138-202

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.17542

Abstract: This article examines the formation and development of judicial administration in Russia from 1917 to 1998 the Main part of the article is devoted to the development of judicial administration in the RSFSR, reviewed the model at various stages of the Soviet state. The author believes that the judiciary of the RSFSR originates in pre-revolutionary Russia, since at the initial stage of its development, the Soviet state created the judicial management -the people's Commissariat of justice of RSFSR and gave it functions similar to the Ministry of justice of the Russian Empire and the Provisional government. The author explores the development of each model trial and shows their dependence on state policy in the field of justice and influence on these processes of the Communist party. Throughout the study, the author carries out the idea that in any transitional historical periods of formation and development of judicial control of substantial importance is given to past experience in judicial management, creative perception of the national traditions of such governance, objectively exist between different historical periods of the development of the state.
Interdisciplinary research
Akishin M.O. - The formation of the legal language in Ancient Rus IX – XII centuries. pp. 203-236

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.17620

Abstract: The fundamental hypothesis of the article is the theory, formulated in parallel, and V. I. Vinogradov.L. Weisgerber, according to which language is a state – building factor, an essential attribute of the state. The core of the lexico-semantic field of the state language is legal language. The formation of the state language of Ancient Russia was, on the one hand, due to the blurring of the dialects of East Slavic tribes and the formation of a single Russian spoken language; on the other hand, the adoption of Church Slavonic as the language old Russian book-learning. The desire to distance the Prince of statutes for the population of Ancient Russia was determined that Russian spoken language as their basis. However, Church Slavonic language has influenced the texts of the Prince of legitimation, it was carried out translations of Byzantine legislation, including acts of ecclesiastical law, which had legal force in Russia. Therefore, the state language has evolved in the combination of Russian spoken language and Church Slavonic language. A study of the lexico-semantic field of Russian language of the law helped to prove that in Ancient Russia there was a number of terms that are fundamental to modern legal language, including: law, law, customs, Ambassador, Treasury, court, plaintiff, a person, estate, lender, will, murder, witness, etc. Rich lexical composition of the language of the law allowed to borrow from Byzantine law and to formulate abstract rules in the statutes of princes of Ancient Russia.
Beliefs, religions, churches
Babich I.L. - Archimandrite Paisios (Sokolov) as a hegumen of the Ascension Desert of St. David (middle of the XIX century) pp. 237-269

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.17513

Abstract: This article examines the activity of one of the prominent hegumen of the Russian monastery – Ascension Desert of St. David – Archimandrite Paisios (Sokolov). Being an educated nobleman he decided to dedicate his life to the Orthodox monasticism. He was influenced by the reputable Russian elder Makary Optinsky. Paisios contributed a lot into the prosperity of the monastery (increase the number of monks, improved their living conditions, level of ethics, financial situation of the monastery, as well as construction of the new buildings, particularly the bell tower). The research is based on the historical method, with attraction of the new archive materials extracted from the Moscow archives, and the important written sources such as the letters by Paisios Sokolov. Since his appearance in the Ascension Desert of St. David monastery in 1843, he conducted a number of reforms that allowed the monastery to reach prosperity; it is marked as a long period of modernization of the community, which has started back in the end of the XVII-beginning of the XIX centuries.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 01, 2016
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 22-01-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2016
История права и государства
Ярушева Л.В. - Влияние славянского, римского, немецкого права на формирование российских источников права c. 1-16

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.16313

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является генезис российских источников права и их развитие под влиянием римского права и немецкой пандектной системы. В статье рассматриваются источники обычного и писаного права Древней Руси, их значение для современного российского права, проводится исследование влияния рецепции римского писаного права на отечественное законодательство в эпоху становления Древнерусского государства и в императорской России, а также исследуется влияние пандектной системы на российскую кодификацию. При выполнении исследования автором были использованы общенаучный метод (анализ), частнонаучный метод (исторический) и специально-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой. Основными выводами проведенного исследования является то, что: во-первых, источники российские права имеют славянские корни, поскольку их (источников права) фундаментом являются правовые обычаи племен восточных славян; во-вторых, на протяжении почти всего своего существования русское писаное право имело «римское содержание», поскольку во множестве источников отечественного права присутствовали адаптированные к российским условиям нормы римского права; в-третьих, с начала XX века российские источники права приобрели «немецкую форму» после применения пандектной системы при проведении кодификации российского законодательства.
Цветков А.О. - К вопросу о юридическом закреплении правового статуса иностранного военнопленного в Российском законодательстве (1829-1904) c. 17-30

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.16568

Аннотация: Статья посвящена исследованию развития правового статуса иностранного военнопленного в отечественном законодательстве. В ней анализируются Положения о военнопленных первой половины XIX− начала XX вв., определяется суть социально-юридического фактора в закреплении правового статуса иностранного военнопленного в российском праве. Правовой статус военнопленного в российском законодательстве имел собственную юридическую конструкцию, в которой основными элементами выступали не права и обязанности в общегражданском смысле а перечень дозволений и запретов налагаемых на лицо пребывающее в плену. В результате эволюционирования данная правовая модель расширилась дополнительными элементами и с течением времени перешла в современное законодательство о военнопленных. Сегодня, при попадании в плен, государство должно гарантировать право на жизнь и гуманное обращение для военнопленного. Кроме того за военнопленным сохраняется правосубъектность в объеме необходимом для поддержания его жизнеспособности и функционировании государства в сложный период войны. В статье использованы общенаучный метод анализа, а также сравнительно-правовой, формально-юридический и исторический методы исследования. Новизна исследования заключается в рассмотрении формирования правового статуса военнопленного на территории России как комплексной категории имеющей собственный генезис а не привнесенный из вне и адаптированный к условиям внутригосударственной политики содержания военнопленных. В ходе исследования автор приходит к выводу об обоснованности предположений о собственной правовой традиции закрепления правового статуса иностранного военнопленного свойственной отечественной юридической науке.
Мировая история: эпохи и периоды
Зарубин С.А. - К вопросу о российско-аргентинских отношениях в конце XIX-начале XX вв. c. 31-38

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.16697

Аннотация: Статья посвящена анализу процесса установления и основных тенденций развития российско-аргентинских отношений на рубеже XIX-XX вв. Рассмотрены основные причины сближения между Россией и Аргентиной в конце XIX в. в контексте изменений, происходивших на международной арене в указанный период. Кроме того, автор анализирует деятельность выдающегося русского дипломата А. С. Ионина, внесшего значительный вклад в установление и укрепление дипломатических и торговых связей между двумя странами. Дается характеристика основных этапов российско-аргентинского сотрудничества, и рассматриваются ключевые проблемы, препятствовавшие углублению отношений между Россией и Аргентиной. При написании статьи автором использованы общенаучные и специальные исторические методы и подходы, в частности: методы анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, исторический и системный подходы. В результате исследования автор приходит к выводу, что развитие российско-аргентинского сотрудничества отвечало внешнеполитическим интересам обоих государств и развивалось в неразрывной связи с событиями на международной арене. Несмотря на проблемы внутреннего и внешнего характера автор характеризует динамику развития отношений между Россией и Аргентиной как положительную и имевшую определенные перспективы. Сделан вывод о ключевой роли русского дипломата А. С. Ионина в налаживании контактов между двумя странами.
История и политика
Кодан С.В. - «Совет Народных Комиссаров и Центральный Комитет ВКП (б) постановляют…» Совместные нормативно-правовые акты коммунистической партии и советского государства в системе источников советского права c. 39-53

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.17674

Аннотация: Сложившаяся в СССР система управления и регулирования общественных отношений в советском обществе представляла конгломерат коммунистической партии и государства. Советско е государство, выступая в качестве механизма реализации идеологических и политических решений РКП(б)-ВКП(б)-КПСС и его законодательная деятельность в своей основе определялась Политбюро ЦК. При этом коммунистическая партия, не имея официальных конституционных полномочий на издание нормативно обязательных для всего населения актов, с начала использовала своеобразную форму легализации своих решений - совместные акты партии и государства. На основе анализа политической, идеологической и юридической природы показываются особенности совместных постановлений партии и государства. Статья раскрывает место и роль совместных постановлений ЦК партии и Советского государства нормативно-правового характера как средства трансляции в общество политико-идеологических партийных решений и объединения усилий партийного и государственного аппарата в определении и решении вопросов управления социальными, политическими и экономическими процессами
Агапов И.О. - Лоббирование в Великобритании: история развития и проблемы регулирования c. 54-73

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.16383

Аннотация: Предметом исследования является лоббирование в Великобритании. Особое внимание автор уделяет тесной взаимосвязи между продвижением частных интересов высшими чиновниками британского правительства и коррупционными скандалами. Подробно изучаются правовые рамки взаимодействия служащих Короны с представителями крупных корпораций, активно развивающаяся практика "вращающихся дверей". Анализируется Закон о прозрачности лоббирования, делаются выводы о его неспособности увеличить открытость взаимоотношений власти и бизнеса в Соединенном Королевстве. Кроме того, приводится ряд примеров, типичных для неурегулированного лоббизма. В исследовании использовались как общенаучные, так и специальные методы: исторический, аналитический, статистический, формально- и технико-юридический и др. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: лоббирование в Великобритании очень тесно связано с коррупционными проявлениями, британские СМИ пестрят заголовками о сомнительных действиях то одного, то другого крупного политика; действующие правовые рамки взаимодействия лоббистов с чиновниками не могут обеспечить хоть сколько-нибудь ощутимого ограничения произвола солидных экономических субъектов; основной закон, регулирующий лоббирование в Соединенном Королевстве, нуждается в существенной переработке.
История и экономика
Яник А.А. - Приход «молодых реформаторов» к руководству российской экономикой: анализ случайностей и закономерностей (1980-1990-е гг.) c. 74-113

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.16830

Аннотация: Предметом исследования является анализ событий, результатом которых стало восхождение к руководству российскими реформами сообщества молодых экономистов, названных впоследствии «молодыми реформаторами». Особое внимание уделяется рассмотрению фактов в широком историческом контексте, что помогает избежать попадания в ловушку популярных нарративов, ведущих к мифологизации представлений о сложных процессах отечественной истории конца ХХ в. Цель работы – исследовать, каким образом цепь случайностей постепенно перерастает в закономерный и исторически неизбежный итог, а первоначально бесконечный веер персональных траекторий с каждым последующим шагом развития «сюжета» ведет к единственно возможному варианту осуществления коллективной исторической драмы. Для решения поставленных задач применялись анализ, синтез, систематизация данных, сравнительно-исторический, системный, структурный и другие научные методы. Автор приходит к выводу, что в условиях кризиса резко возрастает запрос на научные знания по управлению общественным и экономическим развитием, а потому ответственность за качество реформ несет не только власть, но и экспертное сообщество. Также сделан вывод о том, что одной из причин неизбежного прихода к руководству экономикой России «команды Гайдара» стало фактическое самоустранение более зрелого академического сообщества от практической работы по экспертному обеспечению деятельности союзного, а затем и российского руководства. История показывает, что к концу 1991 г. только «молодые реформаторы» оказались готовы действовать в экстренной ситуации, которая требовала резкого повышения скорости управленческой реакции и способности представлять научные идеи в виде «продукта», пригодного к практическому применению.
История науки и техники
Фатьянов И.В. - Закономерности генезиса и функционирования экспериментальной деятельности в России c. 114-137

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.15317

Аннотация: Предметом исследования является закономерности возникновения экспериментальной деятельности в праве. Автор указывает на существование в праве опредёленных закономерностей, которым следует уделять внимание при правотворческой деятельности. В статье затрагивают одновременно две проблемные области: во-первых, практический вопрос функционирования экспериментальной деятельности в России − деятельности компетентных субъектов, при которой происходит апробация предполагаемых нововведений, имеющих целью проверить гипотезу, а во-вторых, сугубо научный вопрос о содержании понятия «закономерности экспериментальной деятельности» и о детерминантах, её обусловливающих. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при экспериментальной деятельности. Автором использовались общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, при этом автор использует исторический подход к познанию объективной действительности. Для выявления понятия «закономерности экспериментальной деятельности» использовались имеющиеся в теории права представления о понятии «эксперимент», а также определения юриспруденции, касающиеся закономерностей права. Применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, абстрагирование, экстраполяция, системный, герменевтический подходы и другие. В статье указывается на существование закономерностей возникновения экспериментальной деятельности в праве. Автор обращает внимание на причины экспериментальной деятельности, связанные с формированием местного самоуправления, его совершенствованием после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. В работе предложено авторское определение понятию «закономерность генезиса и функционирования экспериментальной деятельности», определяются некоторые детерминанты экспериментальной деятельности в праве.
История государственных учреждений
Абдулин Р.С. - Общая характеристика и модели судебного управления в РСФСР (1917-1998 гг.) c. 138-202

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.17542

Аннотация: В статье исследуется формирование и развитие судебного управления в России с 1917 до 1998 гг. Основная часть статьи посвящена характеристике развития судебного управления в РСФСР, рассмотрены его модели на различных этапах советского государства. Автор считает, что судебное управление РСФСР берет свои истоки в дореволюционной России, поскольку на первоначальном этапе своего развития советское государство создало орган судебного управления -Наркомат юстиции РСФСР и наделило его функциями аналогичным Министерству юстиции Российской империи и Временного правительства. Автор статьи подробно исследует становление каждой модели судебного и при этом показывает их зависимость от государственной политики в области юстиции и влияния на эти процессы коммунистической партии. На протяжении всего исследования автор проводит мысль о том, что в любые переходные исторические периоды становления и развития судебного управления существенное значение приобретает учет опыта прошлых лет в судебном управлении, творческое восприятие отечественной традиции такого управления, объективно существующие между различными историческими периодами развития государства. Теоретико-методологической основой исследования явились методы и принципы, присущие как исторической, так и юридической науке.Теоретико-методологической основой для написания статьи послужили принципы объективности, научности и историзма. Фактический материал анализировался с учетом изменений в политике -правовой жизни государства (Российской империи, Временного правительства и РСФСР).В ходе исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы, в том числе: сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, текстологический, историко-генетический, герменевтический. Научная новизна заключается в том, что в ней предпринята попытка исследования генезиса судебного управления, начиная с его истоков и до современности. Тем не менее, наиболее подробно автор исследовал развитие судебного управления в РСФСР (прежде всего, в контексте преобразования его моделей и проведения научных изысканий в этой области в советский период). Новизна обусловлена следующими аспектами предпринятых автором изысканий: во-первых,междисциплинарным подходом к решению проблемы, заключающимся в использовании методов, присущих как исторической, так и юридической наукам; во-вторых, новаторской интерпретацией многих событий и явлений истории развития судебного управления; в-третьих, установлением новых фактических обстоятельств в развитии судебного управления.
Междисциплинарные исследования
Акишин М.О. - Становление юридического языка в Древней Руси IX – XII вв. c. 203-236

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.17620

Аннотация: Основополагающей гипотезой статьи является теория, сформулированная параллельно русским и немецким языковедами В.И. Виноградовым и Й.Л. Вайсгербером, согласно которой язык – это государствообразующий фактор, неотъемлемый атрибут государства. Ядром лексико-семантического поля государственного языка является юридический язык. Становление государственного языка Древней Руси происходило, с одной стороны, благодаря стиранию диалектов восточнославянских племен и формированию единого русского разговорного языка; с другой, принятию церковнославянского языка в качестве языка древнерусской книжности. Исследование становления и развития государственного языка предполагает использование методов юридической лингвистики - науки, возникшей на рубежах языкознания и теории права. Исторический аспект исследования предопределил использование методики исторического источниковедения. Стремление к доступности княжеских узаконений для населения Древней Руси обусловило то, что русский разговорный язык стал их основой. Однако церковнославянский язык оказал влияние на тексты княжеских узаконений, на нем осуществлялись переводы византийского законодательства, включая акты церковного права, имевшие юридическую силу на Руси. Следовательно, государственный язык развивался в сочетании русского разговорного языка и церковнославянского языка. Исследование лексико-семантического поля русского юридического языка позволило доказать, что в Древней Руси сложился ряд терминов, являющихся основополагающими для современного юридического языка, включая: право, закон, обычай, посол, казна, суд, истец, лицо, имение, заимодавец, завещание, убийство, свидетель и др. Богатый лексический состав юридического языка позволил осуществлять заимствования из византийского права и формулировать абстрактные нормы в княжеских узаконениях Древней Руси.
Верования, религии, Церкви
Бабич И.Л. - Архимандрит Паисий (Соколов) как настоятель Вознесенской Давидовой пустыни (середина ХIХ в.) c. 237-269

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.17513

Аннотация: В статье рассматривается деятельность одного из крупных настоятелей российского монастыря - Вознесенской Давидовой пустыни, - архимандрита Паисия (Соколова). Дворянин, с университетским образованием он решил посвятить себя православному монашеству. На это решение повлиял один из авторитетных старцев России - прп. Макарий Оптинский. О. Паисий много сделал для процветания монастыря (увеличение численности монахов, улучшение быта монахов, нравственности монахов, улучшил финансовое состояние монастыря, ремонт монастырских зданий и строительство новых здания, в частности, постройка колокольни). Статья написана на основе исторического метода с привлечением новых архивных материалов, извлеченных из московских архивов (Центральный государственный архив г. Москвы, Российский государственный архив древних актов, Отдел рукописей РГБ. Фонд Оптиной пустыни), а также важных письменных источников ( писем о. Паисия Соколова). Архимандрит Паисий, пришедший в Вознесенскую Давидову пустынь, в 1843 г., провел целый ряд реформ в монастыре, позволивших обители достичь процветания. Таким образом, со временем настоятельства о. Паисия закончился длительный период модернизации общины, которая началась еще в конце ХVIII – начале ХIХ в., когда в Давидовой пустыни был введен общежительный Устав, в противовес особножительному, бытовавшему ранее в обители.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"