Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 03, 2015
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 09-05-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2015
Теория и методология истории
Мюрберг И.И. - К исследованию эволюции политической картины мира в европейской академической традиции: от «политического общества» к «пространству политического» c. 1-26

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14795

Аннотация: Предмет данного исследования – историко-аналитический комментарий к тезису о специфике политической философии как теоретического знания особого типа. Христианскую цивилизацию, зародившуюся в эпоху европейского средневековья, характеризуют определенные понятийные коды, выражающие теоретико-практическое отношение христиан (и «постхристиан») к миру политики. Начиная с раннего средневековья, квинтэссенцией такого отношения являлось понятие политического общества, претерпевшее за несколько веков содержательные преобразования. На этапе позднего Модерна концепт «политическое общество» утратил актуальность – факт, соотнесенный в статье с процессом формирования понятия «пространство политического». Данная динамика в соединении с рассмотренными в определенном ракурсе историческими эпизодами из Средних веков, Реформации, британского раннего Модерна, эпохи западного постмодерна, позволяет продемонстрировать, что описание эволюции европейских политико-философских конструкций в терминах истории идей является неадекватным в той степени, в какой за рамками анализа остается важное свойство политического дискурса: его способность влиять на характер социетальных трансформаций и, одновременно, зависеть от их исхода. Эта способность предопределяет особенность примененного в статье исторического метода: последний описывается как выявление взаимопереплетения политической теории с политическими практиками. В таком понимании метод исторического исследования политической философии противопоставляется принятому в академической традиции методу интеллектуальной истории. Теоретическая новизна проведенного анализа заключается в прояснении смысла ряда концептуальных новаций современной политологии, таких как понятие «политического», а также в развернутом ответе на вопрос, почемуполитической теории важно различить в «интеллектуальном бульоне» конкретной эпохи те идеи, понятия, представления, настроения, которые реально воздействовали на ситуацию, прослеживать историческую судьбу, судьбу не только и не столько самих идей, сколько их практических результатов, за которыми поспевали (или не поспевали) социально-политические теории.
Историософия, историография, источниковедение
Красняков Н.И. - Проблематика имперского периода России в трудах историков права c. 27-42

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14405

Аннотация: Раскрывается проблемно-тематический анализ литературных источников относительно предметно обозначенных общих и специфических закономерностей в эволюции управленческо-нормативной деятельности государственных институтов России XVIII-начала XX вв. Сделан акцент на отражение проявления значимости в различных регионах империи определенной конфигурации свойств институированного государственного устройства. Отмечается, что исследование имперской истории во времени и пространстве не стало предме¬том отдельного исследования в контексте нормативно-правового регулирования государственного управления России. Хотя, для современного периода историко-правовой науки характерно возрастание количества публикаций, расширение спектра их предметов и значительный разброс мнений, вовлечение все большего числа ученых в изучение социума, идеологии, системы правительственных институтов и их деятельности в Российской империи. Представляется рациональным методом имеющиеся исследования классифицировать в рамках различных сторон рассматриваемых политико-правовых явлений и процессов при систематизации в трудах ученых широкого круг архивных, законодательных, статистических и эпистолярных материалов, анализ которых по различным направлениям правительственных действий по отношению к многочисленным этносам России. Предпочтение отдано ряду значимых монографий, в существенной степени определяющих линии исследования региональной географии власти Российской империи, прежде всего, касающихся разноуровневого и сочетающего в себе черты многофакторного влияния и потому четко выражающего имперскую сущность государственного механизма. Содержательным выводом стал тезис, что в административно-управленческой системе Российской империи осуществлялся процесс бюрократизации, в основном в трех направлениях – рационализации системы государственных учрежде¬ний, становления законодательства о государственной службе и появления но¬вого самосознания государственных служащих. В понимании основ¬ных черт губернаторской власти в России выделены: цен¬трализм, единоначалие, преобладание отраслевого принципа над территори¬альным, охранительно-поли¬цейские функции. Утверждается в историографии, что управленческо-нормативная система периферийных территорий и проводимая в отношении формирования ее элементов политика имперского центра отличались гибкостью и прагматизмом, терпимостью, которые по мере утверждения основ министерско-губернской системы управления в окраинах сменялась курсом на единообразие административно-правового порядка в присоединенных землях и их сближением с центром в организации институтов государства и правовой системе, хотя этот процесс имел своеобразие применительно к отдельным регионам.
Краковский К.П. - Судебная контрреформа 2 половины XIX в.: историография и историко-правовые проблемы c. 43-135

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14402

Аннотация: статья посвящена одному из самых дискуссионных вопросов, связанных с судебной реформой 1864 г., ее реализацией и последующей судьбой. Историографическая дискуссия по вопросу, была ли проведена судебная контрреформа, ведется уже около полутора веков. Автор анализирует ее содержание. Придерживаясь мнения о бытии судебной контрреформы, автор характеризует ее цели и основные направления, к которым относит изменения механизмов политической юстиции, ограничение принципов судопроизводства, наступление на суд присяжных и ликвидацию мировой юстиции, замену ее земскими начальниками. Использованы сравнительно-исторический, догматический, а также историко-юридический методы исследования, также применялись элементы социологического метода. Новизна исследования заключается в представлении авторской концепции судебной контрреформы, определение ее главной цели - бюрократизации суда, историко-правовая характеристика основных направлений (трансформации политической юстиции, ограничение основных принципов судоустройства и судопроизводства, ограничение суда присяжных и ликвидация мировой юстиции). Вывод автора: судебная контрреформа была проведена, но не была "точечной", в отличие от земской и городской контрреформ.
Историческое время и пространство
Суровень Д.А. - К вопросу о времени основания династии Ямато и царствования государя Дзимму c. 136-220

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14752

Аннотация: В данной статье анализируются сведения японских источников о Восточном походе государя Дзимму и основании династии и государства Ямато в Центральной Японии в сопоставлении с результатами археологических исследований древнеяпонских памятников материальной культуры периода позднего яёй и раннего периода кофун с целью определения времени основания Ямато. Также анализируются сообщения корейских хроник с целью обнаружения косвенных свидетельств, позволяющих датировать время основания государства Ямато. Кроме того приведены сообщения китайских династийных историй о создании государства в Центральной Японии. Результаты археологических исследований позволяют скорректировать хронологию древней Японии, и, на основе циклических обозначений 60-летнего цикла из древнеяпонских письменных источников, дают возможность предложить исправленные датировки времени Восточного похода Дзимму и его царствования в качестве первого государя Ямато. Главным результатом данного исследования является вывод о том, что, на основании результатов археологических исследований и косвенных свидетельств корейских источников, Восточный поход Дзимму был осуществлён в конце III века н.э. (294-300 гг.), а основание династии и государства Ямато произошло в начале IV века (в 301 г.). Государь Дзимму правил 16 лет (301-316 гг.).
Личность в истории
Серов Д.О. - От статского советника до прокурора Прокуратуры СССР: грани судьбы следователя В. И. Громова (1868–1952) c. 221-245

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15000

Аннотация: Статья посвящена систематическому воссозданию обстоятельств биографии одного из видных деятелей судебного ведомства Российской империи и одного из зачинателей советской криминалистики В. И. Громова. Жизненный путь Владимира Громова прослежен в контексте эпохи: на фоне развития следственного корпуса имперской России, послереволюционных судеб царских следователей, политики советской власти в отношении "бывших людей", зарождения и первоначального развития государственного аппарата Советской России. Поставлены вопросы о ряде загадочных моментов в биографии В. И. Громова. Методологической основой статьи явились методы и принципы, присущие как юридической, так и исторической науке. В ходе исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы, в том числе: системно-структурный, сравнительно-исторический, текстологический, историко-генетический, герменевтический. Источниковую основу статьи образовали преимущественно не вводившиеся в научный оборот документальные материалы о трудовой деятельности В. И. Громова, выявленные в фондах Государственного архива Российской Федерации, Центрального архива Нижегородской области, а также Архива МГУ им. М. В. Ломоносова. В статье приведены многие новые сведения о жизни и деятельности В. И. Громова: установлены точная дата его рождения, обстоятельства службы в судебном ведомстве Российской империи, начальной карьеры в государственном аппарате Советской России, преподавательской деятельности в МГУ. Сделан вывод о том, что миновавший жернова послереволюционных репрессий, доживший до 84 лет В. И. Громов вполне успешно реализовал себя как в практической, так и в научно-педагогической работе, сумел добросовестно послужить России и в царское, и в советское время.
Жаров С.Н. - О политическом деятеле Ахмет-Заки Валиди c. 246-254

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14840

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье является политическая деятельность видного деятеля российской науки и культуры, одного из лидеров башкирских националистов Ахмет-Заки Валиди из рода Тоган в 1917-1923 годах на территории Советского государства. в качестве предмета исследования привлечены воспоминания самого Валиди о его деятельности, мнения, высказанные его современниками, хорошо знавшими тюрколога, а также тексты современных исследователей, выражающих точку зрения руководства Республики Башкортостан и его научных учреждений. Особое внимание уделено выявлению влияния идей и деятельности Валиди на формирование современного российского федерализма. Методологическую основу исследования составили исторический метод, а также историко-сравнительный метод в различных его разновидностях, в первую очередь диахроническое и синхроническое сравнение. Основным выводом проведенного исследования является научно обоснованная точка зрения автора о том, что Ахмет-Заки Валиди из рода Тоган, несомненно, выдающийся тюрколог, известный деятель российской науки и культуры. Но объявлять его создателем российского федерализма и отцом современной башкирской государственности – явное преувеличение.
Социальная история
Романовская В.Б., Квачадзе О.Б. - Политические основы правового статуса человека по средневековому праву городов Руси и Западной Европы XI-XIV вв.: сравнительно-правовой анализ c. 255-279

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14807

Аннотация: Настоящее исследование посвящено сравнительно-правовому анализу основ политических прав человека по средневековому праву городов Руси (Новгорода и Пскова) и Западной Европы XI-XIV вв. Проблема соотношения демократических институтов, характерных для российского и западноевропейского общества, является актуальной и в настоящее время. Авторы статьи проводят сравнительную характеристику содержания прообразов политических прав граждан, получивших юридическое закрепление в нормативно-правовых актах городов Руси и Западной Европы XI-XIV вв. На основе применения методов сравнительного анализа, контекстного анализа, историко-правового, системно-исторического, формально-юридического и других методов научного исследования, авторы приходят к выводу о том, что развитие политических прав человека в Новгороде и Пскове и в городах Западной Европы привело к различным политическим последствиям и различному содержанию данных прав. Демократические институты в городском управлении и других муниципальных образованиях в современных западно-европейских государствах, в том числе и в России, уходят своими корнями в средневековую историю.
Антропов Р.В. - Социальное законодательство Германии во второй половине XIX века: особенности, эволюция и роль в историческом процессе c. 280-291

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15172

Аннотация: Немецкое социальное законодательство второй половины XIX века или так называемые «социальные законы» стали попыткой реагирования первого рейхсканцлера Германской империи Отто фон Бисмарка на возникшее в ходе индустриализации бедственное положение рабочего класса в уходящем столетии. Научная новизна исследования состоит в ее проблематике, в исторической связи времен, в изложении актуальных вопросов истории становления и развития социального законодательства Германии на основе немецкоязычных правовых и теоретических источников как предметов исследования. Для оценки и анализа эволюции социального законодательства Германии во второй половине XIX века автором применялись общенаучные и частнонаучные методы познания: системный анализ изучаемых явлений, синтез результатов исследования, историко-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический и другие методы. Применение данных методов позволяет сформировать тезис о том, что Бисмарк вынес политическое решение взрывной силы, направленное на преодоление крайних социальных противоречий и, вместе с тем, что особенно важно, на лишение социал-демократии питательной среды для волнений. Основателю Германского Рейха удалось доказать еще юной немецкой нации, что государство может предложить гораздо больше, нежели просто представительство рабочего класса в политике. С применением новых подходов Германия стала всемирно-известным пионером в строительстве государственной системы социальной защиты работающих граждан на принципах совместного участия рабочих и работодателей в финансировании социального страхования. Бисмарк создал модель, которая вскоре была перенята многими другими странами, и по сей день образует основы современного социального государства. Возникшие преимущественно из холодных расчетов «социальные законы», наряду с немецким единением, являются величайшим внутриполитическим достижением Бисмарка и уникальным примером европейской истории того времени. Именно так современная историография оценивает заслуги «железного канцлера».
История этносов, народов, наций
Загоруйко М.В. - Символы современной Грузии - историческая ретроспектива c. 292-325

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14534

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются герб и флаг Грузии, история данных символов и их интерпретация. Земля, на которой существует современная Грузия, помнит множество древних государств. На ней существовали Колхидское и Иберийское царства. Эти земли входили в состав Великой Армении и Римской империи, вели войны с Монголами, Византией, Ираном, Османской империей, знали множество талантливых царей и полководцев, повидали не одну царскую династию на своём престоле. Очевидно, что геральдика грузинских земель насыщена героическими и сакральными символами, символами, которые нельзя забыть, вычеркнуть или исказить. Они как "обереги" данной земли должны присутствовать в гербе и флаге государства. Статья показывает, какие символы были учтены в гербе современной Грузии, а какие несправедливо преданы забвению. Также описана история создания современного герба государства, что позволяет понять основные ошибки поспешного "герботворчества". В исследовании использовался исторический подход, показывающий геополитические явления и предпосылки при создании герба государства. Историко-сравнительный метод наряду с историко-генетическим методом показал возможность преемственности старых символов в современном государстве. На основе методов анализа и классификации, символы Грузии сопоставляются с политическим строем государства. Все вышеуказанные методы позволили определить основные реперные точки исследования. Основным выводом статьи является то, что герб Грузии нельзя назвать завершенным. Он требует доработки - участия в его создании не только художников и политиков, но и историков, геральдистов. Показаны те символы, те фундаментальные гербы, о которых забыла Грузия, а ведь это многовековая история ее земель и правящих династий. Вычеркивая эти символы, страна рискует потерять не только самоидентичность, но и собственные территории. А как показывает история, этот процесс не прекращается в государстве с 1991 года. Череда цветных революций и бессмысленных войн уже отделили от Грузии Абхазию и Южную Осетию. Возможно, настало время критично посмотреть на основные символы государства.
История права и государства
Зипунникова Н.Н. - Развитие учения о законе и преподавание государственного права (сюжет к характеристике образовательно-научной системы России XVIII-XIX веков) c. 326-344

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15050

Аннотация: В настоящей статье предпринята попытка соединения исследовательских сюжетов, связанных с осмыслением формировавшегося в Российской империи учения о законе и преподавания государственного права, преимущественно – в императорских университетах. Значительные усилия Российского государства по обустройству образовательно-научной системы в XVIII-XIX вв. – формированию инфраструктуры, приглашению и взращиванию научных кадров, финансированию и т. д. – сыграли положительную роль в развитии разных разделов научного правоведения и их проекции на подготовку юридических кадров. Тема закона долгое время оставалась центральной для ученых-юристов, вызревая под влиянием разных факторов, в числе которых господство соответствующей правовой доктрины или их плюрализм, политико-идеологический контекст, систематизация законодательства, др. Она изучалась не только в рамках истории, философии, энциклопедии, теории права, но и представителями отраслевых юридических наук и, прежде всего, науки государственного права, включенной в образовательные стандарты подготовки юристов. Перспективность исследовательского фокуса, стыкующего две заявленные историко-правовые проблемы, обусловлена необходимостью обновления подходов к изучению отечественной образовательно-научной традиции.
Соколова Е.С. - «Закон яко фортеция правды»: о теоретико-практических основах законодательной политики Петра Великого c. 345-366

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15151

Аннотация: Статья посвящена проблеме выявления основных концептов юридической стратегии Петра I в области утверждения верховенства закона. Петровская модель законности длительное время оценивалась в историографии как некритическое заимствование просветительской традиции германского протестантизма без учета старомосковских законодательных реалий, имевших место в законотворчестве первых Романовых. Показана взаимосвязь законодательных новелл Петровского времени с правительственными инициативами предшествующего периода, направленными на укрепление социально-политического имиджа самодержавной власти. Вопреки мнению об опосредованности режима законности в первой четверти XVIII столетия Северной войной законодательная политика Петра I рассматривается как средство заполнения институциональных «пустот», создававших препятствие для эффективной реализации самодержавной парадигмы верховной власти. Особое внимание уделено вопросу о степени влияния старомосковского традиционализма в регламентации отношений подданства на Петровский вариант «законной монархии». На основе сопоставления ряда именных указов рубежа XVII – XVIII вв. с последующей законодательной стратегией Петра I, обеспечивающей общеобязательность его именных указов, сделан вывод о наличии ярко выраженной диспропорции между идеологемой «государственного интереса», «партикулярными» потребностями сословий и формальным критерием верховенства закона в пользу личной воли государя-самодержца.
Шаяхметова Т.Е. - Полицейское законодательство в механизме контроля миграции населения и обеспечения паспортного режима в Российской империи XIX – начала XX вв. c. 367-391

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14690

Аннотация: Одной из форм обеспечения безопасности является государственный контроль передвижения населения. Особенности этого контроля зависят от многих составляющих: уровня общественного производства, характера социальной культуры, правовой культуры населения. Все указанные явления развиваются во времени, оказывая определяющее воздействие на характеристики государства, в том числе и на контролирующую функцию. Предметом исследования является история развития полицейского законодательства в механизме контроля миграции населения и обеспечения паспортного режима в Российской империи XIX – начала XX вв. Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод познания социально-правовых явлений, а также историко-правовой, системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-теоретический и частнонаучные методы исследования нормативных документов в сочетании с системным подходом и анализом. Основным выводом проведенного исследования стало положение о том, что в Российской империи XIX – начала XX вв. паспортный режим обеспечивался деятельностью полиции и местными органами самоуправления. В этот период впервые в истории российского полицейского законодательства был создан единый нормативно-правовой акт, консолидирующий нормы права, которые регламентировали миграционный и паспортный контроль в Российской империи - Свод уставов о паспортах и беглых, составивший 3 часть 7-й книги Свода законов Российской империи, вошедшей в XIV том. Были устранены большинство противоречий и пробелов в паспортном законодательстве. Все это явилось значительным шагом вперед в развитии полицейского законодательства в сфере безопасности и значительно облегчало реализацию правовых норм и работу полиции.
Манин В.А. - Проблемы реформирования горнозаводского производства Российской империи в последней четверти XVIII века и проект его преобразования А.А. Мусина-Пушкина. c. 392-423

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14851

Аннотация: Проблемы реформирования горной отрасли Российской империи был связан с экономикой и практикой государственного строительства и имел важное значение для государства, т.к. это отрасль не только составляла фундамент обороноспособности страны, но и обеспечивала казне значительную часть доходных статей, в том числе за счет таможенных сборов. В условиях реформирования в период правления Екатерины Великой проявляются существенные элементы упадка горнозаводского производства в России, которые выдвигают требование выработки новых начал организации, управления и законодательного оформления горнозаводского производства. Методами исследования являются: метод источниковедческого анализа, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, логический, лексический, системный, метод герменевтики. Эта попытка была сделана в первое десятилетие правления Александра I, однако, основные идеи и подходы были выработаны в правление его отца Павла I. В этой связи особе место среди этих предложений занимает проект А.А. Мусина-Пушкина который до сих пор должным образом никогда не исследовался.
Биюшкина Н.И. - Особенности образования Нижегородско-Суздальского княжества: зарождение судебно-административной власти (XIII – XV вв.) c. 424-429

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15120

Аннотация: Статья посвящена изучению процесса становления судебного и административного управления в рамках образования Нижегородско-Суздальского княжества. Автором уделяется особое внимание факторам, способствовавшим образованию Нижегородско-Суздальского княжества, а, следовательно, иформированию его органов власти и управления. Рассматриваются исторические, военные и политические условия возникновения Нижегородско-Суздальского княжества как военно-стратегического и торгового центра, как твердыни православия в Поволжье.Исследуются принципы формирования судебной и административной власти в Нижнгородско-Суздальском княжестве. В статье используются такие методы исследования как диалектический, ретроспективный, системного анализа, контекстный, логический и другие. Новизна исследования заключается в подходах к рассматриваемой проблематике. Процесс создания Нижегородско-Суздальского княжества рассматривается как результат воздействия совокупности факторов субъективного и объективного характера. С одной стороны - это активная политика князей-Рюриковичей, направленная на защиту интересов русской земли, нацеленная на будущее единство Руси, а с другой - внешнеполитическая ситуация, связанная с угрозой завоевания, способствующая этому процессу.
История науки и техники
Кожевина М.А. - Предпосылки зарождения отечественной юридической науки как социального института c. 430-459

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14610

Аннотация: Предметом исследования является процесс зарождения отечественной юридической науки. Объектом исследования является отечественная юридическая наука. Исследуются проблемы становления отечественной юридической науки как социального института, выделяются и анализируются факторы, повлиявшие на генезис российской научной юриспруденции, указывается на необходимость выделения унифицированного критерия периодизации истории отечественной юридической науки. Период реформ начала XVIII столетия определяется как время сложившихся предпосылок для зарождения российского юридического профессионального и научного сообществ, а также развития отечественного юридического образования. В качестве основного научного подхода используется институциональный подход, на основе которого проводится периодизация истории отечественной юридической науки, анализируется процесс обособления юридической научной деятельности от практической юриспруденции, указываются критерии определения науки как социального института. Основные выводы связаны с определением первой четверти XVIII века как периода формирования основных предпосылок для зарождения отечественной юридической науки как социального института, выстраиваются аргументы в противовес предложенным иными авторами подходам к периодизации истории отечественной юридической науки. Институционализация науки определяется как основной критерий периодизации истории науки. В качестве основных признаков наличия юридической науки в российском обществе как социального института выделяется совокупность сложившихся к моменту зарождения факторов, как то: высокий уровень законотворчества, сложившаяся система юридического образования, функционирование юридического профессионального сообщества, наличие развитой организационно-правовые базы научной деятельности, развитой сети научной периодики и базы научного книгопечатания, сформировавшейся научной этики и всестороннего общественного контроля над научной деятельностью.
Актуальный вопрос
Романовская Л.Р. - К вопросу о необходимости «импортозамещения» в идеологическом и правовом пространстве России c. 460-471

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15163

Аннотация: В 2014-2015 году одним из приоритетных направлений деятельности российского правительства в экономике стала стратегия импортозамещения. В ряде отраслей промышленности импортозамещение не просто целесообразно, а стратегически необходимо. Однако является ли это только экономическим вопросом? На взгляд автора статьи, научному сообществу стоит задуматься о необходимости «импортозамещения» и в иных сферах: идеологии, образовании, политико-правовом пространстве. На государственном уровне необходима постепенная переориентация с западных моделей и парадигм на национально ориентированные. Для решения исследовательских задач применялись общефилософский диалектический метод, общенаучные методы системного анализа, синтеза, индукции и дедукции, а также такие частноправовые методы, как сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический и др. Основной вывод, к которому приходит автор, состоит в том, что в условиях глобализации для сохранения реального суверенитета, для дальнейшего развития, для возможности сохранения России как мировой державы, для построения многополярного мира, для углубления интеграционных процессов на Евразийском пространстве и не только, России нужна новая национальная идея.
История политических и правовых учений
Жданов П.С., Романовская В.Б. - Правовая рефлексия в условиях кризиса новоевропейской мировоззренческой парадигмы: постановка проблемы c. 472-489

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15117

Аннотация: В статье поднимается вопрос о характере и причинах кризисных явлений в современной юридической науке. Указывается на неразрывную связь указанных явлений с глобальными культурными процессами, прежде всего, с крушением прежней модернистской мировоззренческой парадигмы и формированием новой системы ценностей. Дается краткий обзор ключевых вех в развитии философии XIX века, которые свидетельствовали о начавшемся пересмотре основных посылок новоевропейского мировоззрения и соответствующей ему картины мира. Кроме того, в статье дается обзор ряда правовых концепций, созданных русскими авторами в первой половине XX столетия и объединяемых интересом к проблеме правосознания в условиях ценностного кризиса. Выявление причин кризиса модернистской парадигмы в юриспруденции осуществляется через анализ процесса изменения структур мышления (эпистем в терминологии М. Фуко), в рамках которых происходит наполнение правовых понятий определенным смыслом и вне которых они неизбежно теряют свою жизнеспособность. Большое значение для данного исследования имеет также методология, разработанная семиотикой, в частности, рассмотрение конкретной правовой традиции как исторически сложившейся знаковой системы, «работающей», т.е. способной выражать и транслировать определенные смыслы, только в качестве органичной части языка определенной культуры. В качестве некоторого итога проведенного исследования в статье утверждается положение о тесной взаимосвязи обозначенных культурных процессов и начавшихся в рассматриваемый период кризисных явлений в сфере правосознания, которые, таким образом, предстают одним из проявлений более масштабного кризиса самих основ новоевропейского мировоззрения.
Верховодов Е.В., Курзенин Э.Б., Цыганов В.И. - Концепция юридического антропоцентризма в трудах Гуго Гроция c. 490-500

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14980

Аннотация: В статье анализируются труды выдающихся средневековых европейских мыслителей, заложивших основы для создания в дальнейшем концепции естественного права. Гуго Гроций указывал на них как на своих предшественников, которых он называет творцами новой науки права. Кроме позднесхоластической школы комментаторов Бартоло, Бальдо и их продолжателя Джентили, Гроций активно использовал предшествовавшую и современную ему протестантскую юридическую литературу – труды таких протестантских правоведов как Гемминг, Винклер, Ольдендорп, претендовавших на выработку нового, освященного истинной религией права. На основе применения методов сравнительного анализа, контекстного анализа, историко-правового, системно-исторического, формально-юридического и других методов научного исследования, авторы приходят к выводу о том, что Гроций вывел новую схему: человек (право личности) – право (общественное, естественное) – закон (властью изданный, на базе естественных принципов). Этим Гроций утвердил определенную новацию: антропологический принцип как основу естественного права, из которого, в свою очередь, вырастает государственное законодательство.
Васильев А.А. - Эвристические и ценностные основания консервативной правовой идеологии России c. 501-540

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14515

Аннотация: Предметом исследования выступают познавательные и аксиологические основания консервативной правовой идеологии России. Объектом работы является консервативная правовая идеология как особое учение о праве и государстве. В исследовании затрагиваются такие гносеологические основания консервативной правовой идеологии как интуитивизм, идея целостного сознания, историзм, органицизм. На основе данных эвристических установок объясняется антирационализм консерватизма, отрицание рецепции права, проблема коллективных субъектов права. Особое внимание уделяется консервативной трактовки ценностей, в системе которых право играет роль инструментальной ценности как средства стабилизации общества и поддержания в нем порядка. Автор отмечает амбивалентность ценностных ориентаций консерваторов. Методология исследования базируется на следующих подходах, принципах и методах научного поиска: 1) культурно-цивилизационный подход, позволяющий осмыслить консервативную правовую мысль России как рефлексивное восприятие самобытной правовой традиции России в контексте русской духовной культуры ; 2) Ведущим методом изучения консервативной правовой идеологии России является метод реконструкции – восстановления государственно-правовых взглядов российских консерваторов путем историко-правового прочтения наследия российского консерватизма. Причем задача реконструкции осложняется тем, что российская консервативная правовая идеология практически не представлена целостными, систематическими политико-правовыми трактатами. Поэтому для реконструкции государственно-правового учения отечественных консерваторов приходится прибегать к разнообразному эмпирическому материалу, включая публицистику, художественные произведения, мемуары, эпистолярное наследие, нормативные источники и результаты социологических исследований. гносеология консервативной правовой идеологии противопоставляла односторонней рассудочности и индивидуалистической гносеологии философии Просвещения идеи синтеза веры, разума и художественного чувства вкупе с объективной гносеологией. В такой эвристической парадигме естественно возникали убеждения в превосходстве правовой действительности над рациональными теориями (эмпиризм), а также необходимость религиозного обоснования права и государства. Христианская гносеология диктует идею правовой интуиции как средства разрешения конфликта на основе акта внутренней совести. Механицизму естественно-правовой теории, где общество есть лишь совокупность атомом, консерватизм противопоставил органицизм, предполагающий естественное и органическое единство общество (соборность), которое развивается по внутренним имманентным законам. Органицизм в правовой идеологии порождал признание коллективных субъектов права и идею органического развития права за счет внутренних факторов, не допуская революционные и реформационные изменения и тем более рецепцию чужого правового опыта.Аксиология консервативной правовой идеологии России построена на трех началах:- признание экстраюридических ценностей и служебной роли права как средства охраны таких ценностей;- представление о праве как средстве стабилизации общества и охраны абсолютных ценностей;- амбивалентность восприятия права, допускающая настороженное и даже критическое отношение к юридическому фетишизму и тем случаям, когда право вторгается в традиционные ценности и модернизирует общество.
Уфимцева Е.В. - С.С. Алексеев о системе права: взгляды на критерии отраслеобразования c. 541-566

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15199

Аннотация: Статья посвящена краткому обзору теоретических взглядов на систему права выдающегося отечественного ученого-правоведа – С.С. Алексеева. Автором освещены и проанализированы ключевые моменты работы С.С. Алексеева «Структура советского права» относительно вопросов структурного строения системы права, соотношения понятий «система права» и «структура права», значения кодифицированных актов для системы права. Основное внимание в статье уделено анализу факторов, оказывающих определяющее влияние на структуру отрасли права и ее характер, и приводимых и описываемых С.С. Алексеевым, в сравнении с теоретическими критериями разграничения отраслей права, предлагаемыми современными исследователями права. При написании настоящей статьи автором использованы традиционные общенаучные методы и подходы и специально-юридические методы. Автором статьи приведена критика относительно каждой из обозначенных точек зрения о критериях отраслеобразования, описаны возможности и перспективы использования таких критериев в процессе разграничения отраслей права. Также автором статьи охарактеризованы теоретические заключения относительно структуры системы права, сделанные С.С. Алексеевым, в свете современных общественных и правовых реалий, подчеркнута их бесспорная научная ценность как базовой основы для новых исследований системы права и ее структуры.
Памятная дата в истории
Лысенков С.Г. - Органы военного управления и их полномочия в период Великой Отечественной войны c. 567-615

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15189

Аннотация: Предметом исследования является процесс создания и функционирования органов управления действующей армией в военное время. По мнению автора проблема, связанная с формированием и деятельностью чрезвычайных органов СССР и подчиненных им структурных элементов периода Великой Отечественной войны актуальна по двум основаниям. Во-первых, названная проблема до настоящего времени еще недостаточно изучена историко-правовой наукой. Во-вторых, накануне 70-летия Великой Победы активизировались попытки дезавуировать подвиг советского народа, проявленный в этой войне. Основным методом исследования выбран диалектический материализм, позволивший анализировать факты, события , явления, относящиеся к теме статьи в их логической последовательности, взаимосвязи и взаимозависимости. Новизна статьи заключается в том, что в научный оборот введены архивные материалы, аргументирующие служебное и правовое положение органов военного управления в период Великой Отечественной войны. Автор сформулировал выводы о полномочиях Государственного Комитета Обороны, Ставки Верховного Главнокомандования, военных советов фронтов в условиях военного времени.
Кодан С.В. - Государственный Комитет Обороны в системе партийного руководства и государственного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: создание, природа, структура и организация деятельности c. 616-636

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15198

Аннотация: Создание и деятельность Государственного Комитета Обороны отразили особенности государственного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в условиях которой потребовалось концентрация всех ресурсов для победы в войне. В предвоенные годы окончательно сложилась система управления страной, в которой Политбюро ЦК ВКП(б) определяла государственную политику и фактически возглавляла партийно-государственного управления. Создание ГКО 30 июня 1941 г. в полной мере отразило отразило эту тенденцию и в условия войны в качестве чрезвычайного партийно-государственного органа сосредоточило всю полноту власти в государстве. Рассекреченные архивные документы о деятельности ГКО создают новые возможности для изучения его деятельности. В статье представлена характеристика создания, состава, направлений деятельности и обзор материалов официального делопроизводства Государственного Комитета Обороны. В статье охарактеризована Государственный Комитета Обороны, а представленность публикаций документов о деятельности в научных исследованиях, обозначены возможности привлечения новых материалов. Последнее связано с тем, что практически весь массив документов о деятельности рассекречен и создает возможности для дальнейшего исследования истории ГКО.
Абдулин Р.С. - Особенности судебного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. c. 637-650

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15220

Аннотация: Предметом исследования является особенности судебного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., изменения в структуре и компетенции органов судебного управления в результате объявления в стране военного положения. Объектом исследования является совокупность организационных структур судебного управления в условиях войн, их кадровое обеспечение, функциональные параметры, избираемые средства и методы. Автор подробно рассматривает деятельность органов судебного управления по перестройке судебной системы страны в условиях военного времени, организации отправления правосудия в местностях освобожденных от оккупации и другие стороны деятельности органов юстиции и вышестоящих судов. Применительно к предмету исследования особую методологическую важность представляют принципы системно-структурного анализа, поскольку судебное управление рассматривается как система, формирующаяся и действующая в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Научная новизна статьи состоит в том, что на основе широкого анализа историографии темы судебное управление в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., исследуется как отрасль государственного управления. При таком системном подходе впервые в комплексе исследуются теоретико-правовые основы судебного управления в военный период, раскрывается совокупность элементов, образующих целостность и единство такого управления в условиях военного времени. Достигнутые выводы основаны на архивных материалах и существенно расширяют представления об истории судебного управления в военный период, позволяют по-новому взглянуть на его роль в государственном управлении.
История государственных учреждений
Севрюков Д.С. - Особенности формирования судейского корпуса в ходе разработки и принятия Конституции СССР 1936 г. c. 651-671

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14460

Аннотация: Предметом исследования выступает совокупность нормативных правовых актов, регулирующих формирование судейского корпуса судов общей юрисдикции в РСФСР. Автор исследует не только нормативные акты, но и архивные источники. В работе делаются интересные выводы, позволяющие показать особенности осуществления процедуры формирования судейского корпуса в исследуемый период. Вышеназванные обстоятельства актуализируют выбранную для исследования тему, поскольку историко-правовой анализ опыта становления организационно-правового механизма формирования судейского корпуса в РСФСР может внести положительные коррективы в процесс реформирования современной судебной системы в целях недопущения ошибок, допущенных в прошлом. Методологическую базу работы составляют общие принципы и методы научного познания, относящиеся к исследовательскому аппарату гуманитарных наук. Сюда включаются, в частности, принципы диалектики: развития и историзма, общенаучные подходы – методы анализа и синтеза, системный подход, индукции и дедукции и т.д. Кроме того, были использованы специальные методы исследования: формально-юридический, конкретно-исторический, сравнительно-правовой, хронологический, социологический и т.д. обусловлена тем, что представленная диссертационная работа является первой в отечественной юридической науке работой, в которой предпринимается попытка проведения комплексного анализа организационно-правового механизма формирования судейского корпуса судов общей юрисдикции в РСФСР. В ходе проведенного исследования получены новые результаты и сделаны выводы, дополняющие, уточняющие, конкретизирующие либо опровергающие сложившиеся в отечественной юридической науке взгляды на вопросы формирования судейского корпуса в Советской России.
Третьякова Е.С. - Становление Министерства иностранных дел Российской империи в XIX - начале XX века c. 672-690

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14484

Аннотация: В статье исследуется процесс формирования Министерства иностранных дел, как одного из важнейших органов государственной власти в XIX - начале XX века. Рассмотрены нормативные акты российского государства, определившие структуру и полномочия МИД на этапе активного межгосударственного сотрудничества российского государства. Охарактеризованы основные этапы в процессе формирования структуры и вопросов ведения, проанализированы соответствующие преобразования, имевшие место в ходе проводимой реформы. Уделено внимание отдельным вопросам кадровой политики в рамках указанного министерства. В исследовании проведен историко-правовой анализ заявленных процессов, основывающийся на первоисточниках (актах внутреннего законодательства, принятых в указанный период времени). Проведен историко-правовой анализ процесса формирования Министерства иностранных дел в XIX- начале XX вв., выявлены тенденции, связанные с процессом формирования структуры данного органа государственной власти, осуществлявшего управление внешнеполитической деятельностью в указанный период, на основе анализа нормативных правовых актов рассмотрены структурные элементы МИД, их правовой статус, функции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"