по
Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue № 02/2012
Contents of Issue № 02/2012
Comparative history research
Arslanov R.A. - Liberal Project of Liberation of the Serfs in Russia pp. 1-49
Abstract: In his article the author reconstructs and analyzes the project of solving the 'serfs issue' as developed by the leading theorist of the Russian liberalism in the middle of the XIX century K.D.Kavelin. Kavelin's idea became a real alternative to bureaucratic reformation of the country. The author of the article views the relationship between the liberal Kavelin and representatives of the ruling circles and his contribution to liberation of the serfs. Special attention is paid to Kavelin's participation in formation of anti-serf public opinion as well as his views on the main features of modernization in Russia. 
Interdisciplinary research
Kleschev D.S. - Mathematics of Harmony and diversity of the Universe pp. 50-107
Abstract: The author examines the complex of problems related to the history and philosophy of science, brings up the topic of the campaign against the “bourgeois pseudo-science” in the Soviet period and the problem of its outcome, which shows up in the methodology of the national science. The author gives a review of the scientific “Mathematics of Harmony” tendency, which originated in the classical scientific paradigm and has found a new perspective in the works of mathematician Stakhov A.P. and researchers, united by him in the foreign states.
Philosophy of history, historiography, chronology/source studies
Slezin A.A. - Historical sources of the early years of the Komsomol pp. 108-148
Abstract: Using the experiences of the "History of the Youth Movement in Russia" school of thought, formed in the twenty-first century at the Tambov State Technical University, the author uncovers the possibilities of using a variety of sources to study the Komsomol and organizations alternative to it in the early post-revolutionary years. Sources include published documents, statistical reference publications, memoirs, print media, and documents from Russian archives. The primary focus is to highlight the role of archival sources which, as a rule, were previously unused by researchers. The article is written primarily for novice researchers of the history of the youth movement in Russia.
History of ethnicities, peoples, nations
Bezgin V.B. - Russian village in the late XIX - early XX century: the verges of peasants’ deviant behavior (Part 2) pp. 149-190
Abstract: The article presents a research on the deviant behavior of Russian peasants in the era of modernization of Russia in the late XIX - early XX century. The author studies the problem of suicide among the peasants and the attitude of rural population to the facts of euthanasia. On the basis of archival materials author analyzes the dynamics of rural suicide, describes methods and motives of farmers’ suicide. The article clarifies the attitude of the rural population towards alcohol and determines the cause and extent of alcoholism in the village environment.Mental illnesses in a Russian village were not common, mental disorder was seen as a phenomenon that violates the usual rules and can potentially be dangerous. The article determines the level of spread of such crimes as infanticide and abortion in the Russian village, discloses its causes, nature and motives. The article brings the analysis of deviant behavior of Russian peasants in intimacies, disclosure the patterns of premarital and marital behavior and the attitude of the villagers to the deordination of the rules of marriage. The author describes reasons and forms of rural prostitution as well as the attitude of Russian villagers to fornication and adultery. The article shows different types of sexual crimes among Russian peasants, the motives and the extent of their expansion. The author describes the criminal laws of the Russian Empire and the legal views of rural residents in respect of such crimes. The article shows the examples of sexual inversions among the peasants and the reaction to it by the local population.As the result of this study the author finds deviant behavior of Russian peasants to be a result of the modernization processes in the country in the late XIX - early XX century. With the influence of the city, migratory fisheries, social mobility of residents of the village the accustomed relations, community and family foundations and patriarchal customs were destroyed and therefore the various forms of peasant deviance reinforced.
Traditions, innovations, adoption of ideas
Verchenko A.L. - Xinhai Revolution in China: the new approaches to old traditions pp. 191-235
Abstract: After the Xinhai Revolution of 1911 China struggled for the extirpation of customs and traditions, which hindered development of the country. Some of them like “lotus feet”, weddings on the will of the parents or fortuneteller’s advises or divorce prohibition were just prejudices in the minds of people. Others like wearing braids as a sign of submission to the Emperor of a foreign dynasty Qing were considered as derogation of the dignity of state. The thirds like smoking opium threatened the nation’s existence.The lack of education, adherence to the old days and rituals established by the ancestors, the unwillingness of the ruling classes to lose this kind of leverage to keep the power – all these factors hindered the struggle of the progressive forces against the old ways.The important role in the struggle against the vestiges of the past was played by the first president of the Republic of China, Sun Yat-sen, who during his rather short term of ruling has managed to introduce a new Western calendar, to adopt a decree on the elimination of the use of opium, foot-binding, men wearing braids, etc.The changes took place with difficulty, causing resistance of traditionalists and lasted for many years, demonstrating that any change should take place slow, taking into account national psychology of the people, only then they will be irreversible.
History of science and technology
Zharova E. - The Laws on the Awarding of Academic Degrees in the Russian Empire as the Reflection of Differentiation in Biological Sciences pp. 236-272
Abstract: The process of formation, development and differentiation of biology sciences in the Russian empire is considered in terms of the laws on the awarding of academic degrees. Changes of the legislation in this area reflect not only the system of scientific certification, but also the formation of various branches of biology as the science that developed in the XIX century. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 02, 2012
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 1-12-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2012
Сравнительно-исторические исследования
Арсланов Р.А. - Либеральный проект освобождения крестьян в России c. 1-49
Аннотация: В статье реконструируется и анализируется разработанный ведущим теоретиком российского либерализма середины ХIХ в. К.Д. Кавелиным проект решения крестьянского вопроса, ставший реальной альтернативой бюрократическому реформированию страны. Рассматриваются взаимоотношения либерала с представителями правящих кругов, выявляется его вклад в дело освобождения крестьян. Исследуется участие Кавелина в формировании «партии прогресса», определяется его роль в объединении сил свободомыслящей интеллигенции и либеральной бюрократии. Особое внимание уделяется его участию в формировании антикрепостнического общественного мнения, а также его видению основных особенностей модернизации России. Анализируется содержание либерального проекта освобождения крестьян, предполагавший их достаточное обеспечение пахотной землей, что могло создать условия для динамичного экономического развития сельского хозяйства в пореформенную эпоху. Кроме того, учитывается идея Кавелина реформирования сельской общины, в которой он видел залог не только сохранения социальной стабильности, но и мирной интеграции крестьянского хозяйства в рыночные отношения.
Междисциплинарные исследования
Клещев Д.С. - Математика гармонии и многообразие Вселенной c. 50-107
Аннотация: Рассматривается комплекс проблем, связанных с историей и философией науки, затрагивается проблема борьбы с "буржуазными лженауками" в советский период и проблема последствий этой борьбы, дающих о себе знать в методологии отечественной науки. Проведен обзор научного направления "математика гармонии", которое зародилось в рамках античной научной парадигмы и обрело новое прочтение в работах математика-фибоначчиста А.П.Стахова и исследователей, объединенных им на территории стран ближнего и дальнего зарубежья.
Историософия, историография, источниковедение
Слезин А.А. - Источниковая база истории раннего комсомола c. 108-148
Аннотация: На основе опыта научной школы «История молодежного движения в России», сформировавшейся в XXI веке в Тамбовском государственном техническом университете, автор раскрывает возможности использования различных групп источников для изучения комсомола и альтернативных ему организаций первых послереволюционных лет. Характеризуются опубликованные документы, справочно-статистические издания, мемуаристика, материалы периодической печати, документы российских архивов. Первостепенное внимание уделено освещению роли архивных источников, как правило, ранее неиспользовавшихся исследователями. В первую очередь статья адресована начинающим исследователям истории молодежного движения в России.
История этносов, народов, наций
Безгин В.Б. - РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА: ГРАНИ КРЕСТЬЯНСКОЙ ДЕВИАНТНОСТИ (Часть 2) c. 149-190
Аннотация: В статье исследованы проявления девиантного поведения русских крестьян в эпоху модернизации России конца XIX – начала XX в. Изучены проблема суицида в крестьянской среде и отношение сельского населения к фактам добровольного ухода из жизни. На основе архивных материалов осуществлен анализ динамики деревенского суицида, установлены способы и мотивы самоубийств крестьян. Выяснено отношение сельского населения к употреблению спиртного, а также определены причины и степень распространения пьянства в деревенской среде. Психические заболевания в русском селе не являлись распространенным явление. Умственное расстройство в деревне воспринималось как явление, нарушающее привычные нормы и потенциально опасное. Установлена степень распространения в русском селе таких преступлений как детоубийство и плодоизгнание. Раскрыты их причины, характер и мотивы. Дан анализ девиантного поведения русских крестьян в сфере интимной жизни. Раскрыто содержание стереотипов добрачного и брачного поведения, и отношение жителей села к нарушению норм супружеской жизни. Выяснены причины и формы сельской проституции, а также отношение жителей русского села к блуду и прелюбодеянию. Рассмотрены различные виды сексуальных преступлений русских крестьян, мотивы и степень их распространения. Установлено содержание уголовного законодательства Российской империи и обычно-правовых взглядов сельских жителей в отношении таких преступлений. Приведены примеры половых инверсий в крестьянской среде и реакции на них со стороны местного населения. В результате проведенного исследования установлено, что проявления отклоняющегося поведения крестьян в традиционном укладе русского села стали следствием модернизационных процессов, происходивших в стране в конце XIX – начале XX в. Под воздействием влияния города, отхожих промыслов, социальной мобильности жителей села, разрушались привычные связи, общинные и семейные устои, патриархальные нравы, и, как следствие усиливались различные формы крестьянской девиантности.
Традиции, новации, заимствования
Верченко А.Л. - Синьхайская революция в Китае: новые подходы к старым традициям c. 191-235
Аннотация: После Синьхайской революции 1911 г. в Китае развернулась борьба за искоренение тех обычаев и традиций, которые стали препятствием на пути развития страны. Одни были просто предрассудками, закрепившимися в сознании народа: «лотосовые ножки», свадьбы по сговору родителей и совету гадателя, невозможность развода. Другие рассматривались как ущемление национального достоинства: ношение кос в знак покорности императору чужеземной династии Цин. Третьи ставили под угрозу само существование нации: курение опиума. Борьбе прогрессивных сил со старым мешали необразованность народа, его приверженность старине и установленным предками ритуалам, с одной стороны, и нежелание правящих классов лишиться такого рода рычагов для удержания власти. Видную роль в борьбе с пережитками прошлого сыграл первый президент Китайской Республики Сунь Ятсен, который за короткий срок пребывания у власти сумел ввести новый западный календарь, принять указы об искоренении употребление опиума, бинтования ног, ношения мужчинами кос и т.д Борьба проходила с трудом, вызывала сопротивление традиционалистов и растянулась на многие годы, продемонстрировав, что любые преобразования должны проходить постепенно, с учетом национальных особенностей психологии народа, только тогда они будут носить необратимый характер.
История науки и техники
Жарова Е.Ю. - Положения о присуждении ученых степеней в Российской империи как отражение дифференциации биологических наук c. 236-272
Аннотация: В статье рассматривается процесс становления, развития и дифференциации биологических наук в Российской империи через призму положений о присуждении ученых степеней. Изменение законодательства в этой области является отражением не только системы научной аттестации, но и формирования различных отраслей биологии, как науки, сложившейся в XIX веке. Изучение истории биологии посредством изменения законодательства о присуждении ученых степеней в Российской империи позволяет отследить как именно происходило становление той или иной отрасли биологии, науки, которая возникла на пороге XIX века из обширнейшей дисциплины под названием «Естественная история». Медленная дифференциация и специализация биологических наук, их обособление друг от друга все-таки постепенно приводило не только к закреплению новых отраслей в научном знании, но и к отражению этого процесса в законодательных источниках – Положениях о присуждении ученых степеней и Университетских уставах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"