Статья 'Диалог культур русской и французской цивилизации: имена и судьбы ' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Диалог культур русской и французской цивилизации: имена и судьбы

Кеня Ирина Алексеевна

кандидат юридических наук

доцент, Российская академия государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ

241035, Россия, Брянская область, г. Брянск, ул. Горького, 18

Kenya Irina Alekseevna

PhD in Law

Associate professor  of the Department of Constitutional and Municipal Law at Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, chairman of the board of directors at Bryansk regional social charity fund N. A. Mogilevtsev Brothers.  

241035, Russia, Bryanskaya oblast', g. Bryansk, ul. Gor'kogo, 18

avanta5@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-1618.2013.1.523

Дата направления статьи в редакцию:

18-01-2013


Дата публикации:

1-2-2013


Аннотация: Статья посвящена знаковым фигурам в диалоге культур русской и французской цивилизации. Это писатели и поэты: Ф.Тютчев, А.Толстой, И.Бунин; политические деятели: М.Стахович, В.Тенишев; философ-богослов С.Булгаков, меценаты и просветители супруги Тенишевы. Их деятельность была связана с брянско-орловским краем, а позднее с Францией. В статье отражен их вклад в развитие русско-французского сотрудничества в культурной, научной и общественно-политической сфере.


Ключевые слова:

культура, диалог, цивилизация, сотрудничество, искусство, литература, философия, социология, Россия, Франция

Abstract: The article is devoted to symbolic figures in a dialogue of cultures between Russian and French civilizations. These are such authors and poets as Fyodor Tyutchev, Aleksey Tolstoy, Ivan Bunin, political leaders Mikhail Stakhovich, Vyacheslav Tenishev, philsopher and theologist Sergey Bulgakov,  philanthropists and educators the Tenishevs. Their activities are associated with the Bryansk and Orlov regions. The author of the article describes their contribution to development of cooperation between Russia and France in culture, sciene, social sphere and politics. 


Keywords:

culture, dialogue, civilization, cooperation, art, literature, philosophy, social studies, Russia, France

Введение

Нити дружбы и сотрудничества протянулись между Россией и Францией несколько столетий назад. История и культура двух великих держав всегда интересовала народы наших стран, а особое духовное родство русского и французского народа явление очевидное. Французский язык был очень популярен у представителей российской элиты, над умами целых поколений властвовали Вольтер и Руссо, российская молодежь стремилась за знаниями в Сорбонну, а парижский шик для многих служил образцом стиля жизни. Французы всегда проявляли неподдельный интерес к русской истории и культуре. Целое созвездие имен наших знаменитых земляков стали знаковыми фигурами в диалоге культур русской и французской цивилизации. Это писатели и поэты: Ф.Тютчев, А.Толстой, И.Бунин; политические деятели: М.Стахович, В.Тенишев; философ-богослов С.Булгаков, меценаты и просветители супруги Тенишевы.

Именно здесь, в центре Франции они решали важные государственные и международные вопросы, участвовали в организации всемирных выставок, стремились донести особый колорит русской национальной культуры до парижан. Этот город стал для них другом и спасителем, он вдохновлял и исцелял от душевных ран, его очарование овладело ими навсегда.

Связи русской провинции с Францией можно разделить на общественно-политические, литературные, духовные, научные и культурные.

Основная часть

В установлении общественно-политических связей между Россией и Францией важное место принадлежит русскому дипломату, поэту Ф.И. Тютчеву. Современники знали Тютчева как умнейшего, исключительно образованного человека. Двадцать два года, проведенные на дипломатическом поприще за границей, сделали из него, по свидетельствам современников, совершенно «европейского человека», полезного своими делами России. За честь считали поговорить и дружить с ним такие выдающиеся умы Европы, как Гейне и Шеллинг.

Город Париж Тютчеву очень нравился, он называл его «гением места». Париж «помог» Ф. И. Тютчеву пережить смерть Е. А. Денисьевой. «Я люблю этот город, - писал поэт. – Кто-то сказал, что здесь лучше, чем где бы то ни было на свете, умеют обходиться без счастья. Верно, по крайней мере, то, что здесь перестаешь как-то сетовать на его утрату»[1].

В Париже, благодаря французскому посланнику в Мюнхене Полю Бургуэну, была опубликована в 1849 г. политическая статья Ф. И. Тютчева «Россия и Революция». Ее экземпляры получили президент Франции Луи Наполеон Бонапарт, французский министр внутренних дел 1830-х гг. граф Матье де Моле. Карл Пфеффель, очень ценивший необыкновенный ум Тютчева, всячески стремился донести его идеи до всего общества. С его легкой руки в Париже была опубликована и другая статья Тютчева, «Папство и Римский вопрос», наделавшая много шума в высших кругах Запада. Можно сказать, что в статьях Тютчева Евро­па впервые непосредственно услышала голос России.

И речи, и письма Тютчева были в подавляющем большинст­ве случаев французскими, притом чисто словесное его мастерство не раз приводило в восторг самих французов. «Французский язык в его устах приобретает особую прелесть», - сказал однажды французский священник, аббат Перро. Говоря по-русски, он не смог бы по-настоящему воздействовать на те круги, от которых зависела внешняя по­литика, ибо подавляющее большинство людей, принадлежавших к этим кругам, не только говорило, но и думало по-французски. Федор Иванович всегда проявлял большой интерес к Франции, да и сама судьба то и дело приводила его то в Париж, то в Страсбург, то в Лион, Марсель, Тулон, то в Ниццу.

Литературные связи представлены творчеством И.Тургенева, А.Толстого, Б.Зайцева, И.Бунина.

Русскому писателю Алексею Константиновичу Толстому выпало появиться на свет в удивительный XIX век, когда вся русская дворянская интеллигенция воспитывалась на передовых идеях французского Просвещения. А. К. Толстой родился в Петербурге, получил блестящее домашнее воспитание в родовом имении Красный Рог (бывшая Черниговская губерния, а ныне Брянская область). В составе русской дипломатической миссии пребывал в Германии, Италии и Франции. Здесь началась его серьезная творческая работа: Толстой написал две повести на французском языке «La famille du vurdalak» («Семья вурдалака», опубликована в 1884) и «Le rendez-vous dans trois cent ans» («Встреча через триста лет», опубликована в 1912), перевел с французского прозаическое произведение Виктора Гюго «Клод Ге».

Удалившись от двора и поселившись в основном в Красном Роге, – Алексей Константинович, Толстой отдается любимому делу – литературному творчеству. Он писал, что «если Париж стоит обедни, то Красный Рог со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов». Бывая в литературных кругах Германии, Франции, Италии, Толстой чувствовал себя представителем русской литературы и культуры. В его стихах звучал общечеловеческий голос. «Я не принадлежу ни к какой стране, – говорил поэт в одном из писем, – и вместе с тем я принадлежу всем странам зараз. Моя плоть – русская, славянская, но душа моя – только человеческая».[2]

Классик русской литературы И.А.Бунин начал свою творческую деятельность в Орле. После Октябрьской революции он покинул Россию, связав дальнейшую жизнь с Францией. В Париже Бунин включается в общественную жизнь русской эмиграции, стремясь донести до общественности Запада сущность революционных преобразований в России. Он обращается с открытым письмом к Герберту Уэллсу, публикует тайно переправленный во Францию призыв к Западу русских матерей, выступает в печати со страстными общественно-политическими статьями. 16 февраля 1924 года Бунин выступил в Париже с речью «Миссия русской эмиграции». Ее он видел в том, чтобы спасти и сохранить духовные основы русской нации и русской культуры.[3]

Большую часть года Бунин проводил на юге Франции в
Приморских Альпах в городке Грасс, близ Ниццы. Здесь он жил почти постоянно, возвращаясь в Париж лишь на зимние месяцы. Почти все произведения Бунина эмигрантского периода построены на русском материале. Источником вдохновения, мощной питательной средой по-прежнему для писателя была Россия, оставшаяся в памяти сердца.
Он не мог писать о чуждом ему Западе и никогда не обрел второй родины во
Франции. В марте 1933 года в Лондоне вышел английский перевод «Жизни Арсеньева». В этом году Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».

В период оккупации Бунин ничего не печатал, хотя жил в большом безденежье, отказался сотрудничать с издательствами при фашистском режиме и переехать в Америку к друзьям. Бунин радовался победам советских и союзных войск. В мае 1945 года он навсегда распрощался с Грассом и возвратился в Париж. В последние годы он пишет книгу воспоминаний и работает над книгой «О Чехове», которую закончить не успел. В письмах и дневниках Бунин говорит о своем желании возвратиться в Москву. Бунин непоколебимо верил в Россию, верил, что для нее «придет пора и воскресенья, и деянья, прозрения и покаянья».

В его 80-летие, в 1950 году, Франсуа Мориак писал ему о своем восхищении его творчеством, о симпатии, которую внушала ему его личность и столь жестокая судьба его. Восхищался творчеством Бунина Р. Роллан, называвший его «гениальным художником», говоря при этом, что он «обновил» русское искусство «и по форме и по содержанию».[4] Умер И.А. Бунин 7 ноября 1953 года, как и многие знаменитые соотечественники был похоронен на «русском» кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Развитие общественно-политических связей между Россией и Францией связано с именами депутатов Государственной Думы М.А.Стаховича и В.В.Тенишева.

Михаил Александрович Стахович после окончания Императорского училища Правоведения вернулся в родную губернию и стал земским начальником одного из участков Елецкого уезда, затем стал Елецким уездным предводителем дворянства, а в 1896 г. – Орловским губернским предводителем. Возглавив дворянство Орловской губернии, М. А. Стахович сразу обозначил свою активную политическую позицию: организовал в Москве земский съезд, чем вызвал неудовольствие самого императора, принимал активное участие в работе кружка «Беседа». Осенью 1905 г. М. А. Стахович вместе с другими умеренными общественными деятелями стал одним из организаторов «Союза 17 октября». Будучи депутатом II Государственной Думы входил в Группу мирнообновленцев, принимал активное участие в работе ряда комиссий.

После Февральской революции М. А. Стахович с марта по сентябрь 1917 г. занимал пост финляндского генерал-губернатора при Временном Правительстве. Октябрьскую революцию 1917 г. Стахович встретил, находясь на посту посла в Испании. Отказавшись вернуться в Россию и оставшись в эмиграции, он входил в ряд антисоветских дипломатических объединений. В ноябре 1917 г. М. А. Стахович участвовал в создании в Париже совещания послов. Им двигало желание оказать посильное содействие Белому движению, которое должно было защитить территориальную целостность России. Как крупный политический деятель, он был приглашен в состав Русского политического совещания, объединения политических сил царской России, созданного в конце 1918 г.

В памяти современников М. А. Стахович остался человеком удивительных контрастов. Причем они касались как его политической, столичной жизни, так и глубоко личных, сторон его души. В Советскую Россию Михаил Александрович не вернулся. Он поселился на средиземноморском побережье Франции, где приобрел ферму. Там, в местечке Aix-en-Provence, он работал над мемуарами.[5] В сентябре 1923 г. он скончался и был погребен на знаменитом русском некрополе Сент-Женевьев-де-Буа близ Парижа.

Уездный предводитель брянского дворянства В.В.Тенишев, закончив юридический факультет Петербургского университета, приехал в Брянск, где быстро завоевал авторитет в обществе. Вячеслав Тенишев много занимался общественными делами: был гласным Брянского уездного земства, почетным мировым судьей, председателем уездной землеустроительной комиссии. Особую активность он развернул в период подготовки к выборам в III Государственную Думу, проходившим осенью 1907 г. в которую был избран депутатом от общего состава выборщиков на Орловском губернском собрании. Выступая на сессии Госдумы, он защищал интересы Брянска и уезда. Князь занимался исследованиями в области этнографии, опубликовал ряд трудов. Он предпринял попытку объединить все материалы этнографических исследований своего отца В.Н.Тенишева в книге под названием «Правосудие в русском крестьянском быту».

Публиковал князь и труды, посвящённые юриспруденции: «Избирательное право на основе представительских учреждений», «Вечный мир и международный третейский суд». Многие заслуги Тенишева были отмечены внесением его в Золотую Книгу Российской империи.

После 1917 г. В.В.Тенишев эмигрировал во Францию, жил в Париже, заведовал отделом учета крупного банка. В 1926 году в Париже состоялось первое собрание Союза русских дворян. В состав его постоянного Совета вошло 12 человек, среди них князь Тенишев – председатель Орловского губернского Объединения Союза русских дворян в Париже. Целью Союза было единение русских дворян, пребывающих за границей.

На протяжении многих лет Вячеслав Вячеславович был членом правления Общества охранения русских культурных ценностей, основанного П. А. Рябушинским в 1946 году. Оно ставило своей задачей собирание и сохранение архивов русской эмиграции, как частных лиц, так и различных организаций. В 1950-е читал цикл лекций об императорской России, сотрудничал с общественно-литературной газетой «Русская мысль», сыгравшей особую консолидирующую роль в жизни русской эмиграции послевоенного периода в Париже. Закончил В.В.Тенишев свой земной путь в 1959 г. в г. Монтобан.

Духовные связи представлены жизнью и деятельностью русского философа и экономиста С.Н.Булгакова.

Будущий русский философ, богослов и экономист Сергей Николаевич Булгаков родился в г.Ливны Орловской губернии. Он получил образование в Ливенском духовном училище, Орловской духовной семинарии, а в 1894 г. окончил юридический факультет Московского университета. В конце XIX в. С. Н. Булгаков приобретает известность в кругах российской интеллигенции как специалист по вопросам экономической теории, много выступает с публичными лекциями, изучает историю и культуры европейских столиц, в том числе и Парижа.

В 1918 г. С. Н. Булгаков был рукоположен в сан священника Русской православной церкви, переехал сначала в Киев, а потом в Крым. В 1922 г. начинается период его вынужденной эмиграции.

В 1925 г. С. Н. Булгаков переезжает в Париж, где начался новый и последний этап его жизни и творчества. В том же году при его активном участии в Париже создается Православный Богословский институт во имя преподобного Сергия Радонежского. С момента его открытия и до своей кончины Булгаков был бессменным главой Института. Парижский период жизни С. Н. Булгакова был чрезвычайно насыщен и плодотворен. Наряду с богословскими исследованиями и текущими делами по руководству институтом, С. Н. Булгаков много сил отдавал духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В тяжёлых условиях оккупированного Парижа, С.Н.Булгаков продолжал исследовать богословские проблемы и работать над новыми трудами. Булгаков был погребен в 1944 г. на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Развитие научных и общественных связей представлено В.В.Тенишевым, занимавшимся научными трудами в области этнографии и социологии.

В июле 1873 г. Тенишев совместно с П. И. Губониным и В. Ф. Голубевым основал «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода». Предприимчивый и энергичный князь в 1892-1896 гг., проживая в Бежице, приложил немало усилий для развития производства. В начале XX века авторитетная комиссия во Франции признала, что Брянский завод по достигнутому уровню стоит рядом с лучшими предприятиями Европы.

К 1895 г. состояние В. Н. Тенишева стало миллионным, что позволило ему несколько отстраниться от дел и заняться научными трудами, совмещая их с общественно-полезной и благотворительной деятельностью. В 1898-ом он создал в Петербурге Этнографическое бюро, которое разработало программу всестороннего исследования жизни российских крестьян. За два года был собран огромный уникальный материал из 23 российских губерний. В развитии социологии заслуги Тенишева были признаны на международном уровне: он был избран членом Интернационального социологического института и членом Парижского социологического общества. Часто бывая в Париже, князь постоянно присутствовал на заседаниях этого общества, выступал на обсуждениях докладов и научных сообщений. Вышедшие в Париже в 1900 г. критические заметки французских ученых на книгу В. Н. Тенишева «Деятельность человека» – свидетельство неподдельного интереса к научным изысканиям князя.

По предложению Ю.Витте В.Н.Тенишев в 1897 г. был назначен Генеральным Комиссаром Всемирной Парижской выставки 1900 г. Тенишев координировал работу поставщиков, подрядчиков и рабочих, управлял сложным механизмом выставочного комплекса. Благодаря огромной энергии князя и таланту приглашенного им главного художника экспозиции Константина Коровина Русский отдел пользовался у посетителей большой популярностью. Особое внимание князь Тенишев уделял всему, что связано с техникой, посетители Всемирной выставки были удивлены брянским паровозом Н № 850 с шестью движущимися осями и сочлененной рамой. Тогда это был самый мощный локомотив в мире. За свою экспозицию Россия получила 1 589 наград, из них 370 золотых медалей.

Усилия князя Тенишева по организации выставки были по достоинству отмечены российской и французской стороной. Николай II пожаловал Тенишеву звание камергера Двора Его Императорского Величества. Французское правительство наградило князя орденом Почетного легиона второй степени. Всемирная выставка стала триумфом Тенишева, укрепила его авторитет в правительстве и при дворе. Заканчивая в Париже демонтаж русского отдела, князь не предполагал, что в этом городе он окончит свои земные дела. Тенишев умер от сердечной болезни в гостинице «Риц» на Вандомской площади 25 апреля 1903 года.

Особая роль в развитии культурных связей между Россией и Францией принадлежит М.К.Тенишевой. Деятельность Тенишевой охватывала Россию, Италию, Францию. Круг ее деятельности с течением времени расширялся, включая в себя просвещение, искусство и искусствоведение, науку, пропаганду российской культуры за рубежом. Как меценат она поддержала целую плеяду русских художников и ряд ученых, способствовала развитию музеев в стране. Во Франции имя Тенишевой ставится непосредственно за именем С.П.Дягилева – крупнейшего пропагандиста русского искусства во Франции в начале ХХ в.[6]

Париж оказал большое влияние на ее творческое становление: обучение пению у Маркези, рисованию у Жильбера, учеба в академии художеств Жулиана. «Париж с его бурно бьющимся пульсом, окончательно опьянил меня. Задыхаясь от наплыва неудержимых чувств я влюбилась во Вселенную, влюбилась в жизнь, ухватилась за нее», – писала Тенишева в своих воспоминаниях.[7] Благодаря браку с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым, она получила возможность в полной мере проявить свои творческие способности и таланты в сохранении культурного наследия русского народа, собирании бесценных сокровищ народного творчества, предметов быта.

В поездках с Тенишевым по Европе княгиня покупала западноевропейскую живопись, фарфор, мраморную скульптуру, украшения, вещи. В Париже Тенишевы останавливались в особняке на rue Bassano, № 52. Их гостеприимство, по мнению А. Бенуа, было совершенно российского характера. Они устраивали званые завтраки, обеды и ужины. Иногда угощали не в своем доме, а в одном из знаменитых ресторанчиков «Voisin» на улице Сен-Оноре, либо в «Maison Doree» на углу улицы Лафит и бульваров.[8] На одном из таких обедов в павильоне «Каскад» в Булонском лесу пел знаменитый Федор Шаляпин.

В 1900 году Тенишева помогала мужу в организации Русского отдела Всемирной выставки в Париже, что вызвало подлинное восхищение ее участников. В Париже энергетические уровни Вячеслава Николаевича и Марии Клавдиевны сошлись, удесятерились и дали мощный результат.[9] В честь закрытия выставки состоялся прием в отеле «Континенталь», на нем присутствовало 2500 человек. Тенишева и жена американского комиссара выставки были хозяйками вечера.

«Париж! Париж! Мой старый друг, мой спаситель…в нем всегда находишь успокоение, простор, богатейшую арену для самоусовершенствования и работы»[10] - эти строки Тенишева написала в Париже в те дни, когда в России полыхала первая русская революция. С 1905 г. Тенишева стала заниматься эмальерным делом. В Париже она купила дом с небольшой мастерской на улице Октава Фелье, в 10 минутах ходьбы от Булонского леса, позже продав его, снимает мастерскую на Авеню Дюкен 48.[11] Мария Клавдиевна поставила перед собой задачу восстановить способ изготовления «выемчатой» эмали. В этом ей помог художник - экспериментатор Жакен. Итогом их совместной работы стали более двухсот оттенков непрозрачной эмали.

В 1907 году Тенишева решилась показать свои эмалевые работы на выставке Национального общества изящных искусств в Париже. Французов удивила не только трудоемкость работы, но и то, что этим занимается женщина. Ее работы получили единодушное одобрение мастеров-профессионалов. «Во Франции было мое крещение, и я бесконечно останусь ей благодарна», – писала княгиня. Министр изящных искусств Дюжарден-Бомец предложил выставить коллекцию Тенишевой в залах Лувра, под выставку отдали четыре зала в павильоне Марсан. Эта выставка открылась в 1907 г., о ней трубили все европейские газеты, ее называли самой выдающейся выставкой сезона. Интеллектуальная элита столицы по достоинству оценила редчайшую коллекцию икон, собрание русского фарфора, резьбу, коллекцию царских одежд, исторические реликвии от петровских до александровских времен, образцы талашкинских мастерских. Директор «Прикладного искусства» Г. Берже благодарил Тенишеву за предоставленную «возможность узнать и оценить искусство дружественной страны». Тенишева очень гордилась, что показанные ей в Париже русские народные платья оказали влияние на французскую моду. Было ясно, писала она в своих воспоминаниях, что увиденное «произвело сильное влияние на французских художников и портных». Французские модницы стали щеголять в сарафанах, платьях и головных уборах в русском стиле, в обиход вошло понятие «блуз рюс». Выставку посетили 78 тыс. человек.

Следующую выставку Тенишева открыла в обществе современных художников. На ней были представлены русская вышивка, деревянные изделия, картины Рериха, Билибина, других русских художников. Вместе с работами С. Малютина, А. Зиновьева, А. Мишонова, Н. Рериха она показала талашкинскую вышивку и свои изделия в керамике и эмали. В журнале «Декоративное искусство» появились такие отзывы: «Выставка ощутимо выявила деятельность мастеров Талашкина, такую оригинальную и неповторимую, известную до этого у нас лишь по слухам, да нескольким репродукциям в публикациях… в настоящее время очень приятно наблюдать за попытками русских художников дать русскому искусству оплот, базу без которых оно обречено на неопределенное плавание в волнах европейского искусства».

Ровно через год в одном из залов по улице Комартен Тенишева открыла еще одну выставку, но уже с акцентом на вышивку. Небывалый успех сопутствовал этому мероприятию. Выставку посетили такие выдающиеся личности как Сара Бернар, Кларен, фабриканты материи, любители и ценители прикладного искусства. Распродано было все. Талашкинские вышивки оказали огромное влияние на модные европейские орнаменты, а эмалевые работы Марии Клавдиевны Тенишевой значительно изменили ювелирное искусство Запада. Французский журналист Денис Рош писал: «Ежегодно на выставках весеннего «Салона» (в Лувре), мы наглядно убеждались как совершенствовалась княгиня в своем искусстве…».[12] Княгиня первая открыла Европе дверь в самобытный, ни на что не похожий мир русского художественного творчества. Она стала Почетным членом народного образования Франции.

Тенишева была замечательным художником -эмальером. Она выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции и в Италии. В Риме в 1914 году после показала эмалей Мария Клавдиевна получила диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе. Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация» в Московском археологическом институте. Перу Тенишевой принадлежит монография по истории эмальерного дела в России.[13] Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.

Октябрьский переворот заставил Тенишеву покинуть Россию. Княгиня купила под Парижем в небольшом имении Вокрессон участок земли и назвала его Малое Талашкино. Вся время она мечтала о возвращении на родину, но этим мечтам уже не суждено было сбыться. В своей мастерской делала по заказу известных ювелиров оправы с эмалью для вечерних сумочек, броши, шкатулки.

В апреле 1928 года М. К. Тенишева нашла свой последний приют на кладбище Сен-Клу близ Парижа. В ее память парижское отделение Русского историко-генеалогического общества издало в Париже в 1933 году дневники княгини «Впечатления моей жизни». Тенишева была счастлива и горда, что на ее долю выпало познакомить Запад с нашей стариной и искусством. Как написали в 1933 году, «Имя кн. Тенишевой, конечно, знакомо каждому образованному русскому человеку. В культурной жизни России, с конца прошлого века... и до самой войны, Тенишева играла роль во всяком случае заметную и очень своеобразную. Ее личные дарования были многосторонни. Еще более широки были ее интересы, и в соответствии с этим ее деятельность коснулась самых различных областей, начиная с сельского хозяйства и кончая организацией русских спектаклей в Париже».[14]

Заключение

В начале XX в. княгиня М.К. Тенишева обращалась к потомкам: «Придите и владейте, мудрые и созидайте на благо России!» Энергия созидания, присущая меценатам прошлого, воплощается в конкретных делах Брянского благотворительного Фонда имени бр. Могилевцевых.

Своей культурной миссией Фонд считает укрепление и дальнейшее развитие российско-французского культурного сотрудничества, начало которому было положено нашими знаменитыми предшественниками. Проведение в 2008 г. международной конференции «М.К.Тенишева и ее время» стало начальной точкой отсчета сотрудничества Фонда с президентом Ассоциации по сохранению русского культурного наследия во Франции Ренэ Герра. В рамках русско-французского 2010 г., Фондом были организованы: творческая встреча с писателем Р. Герра, выставка «Диалог линий и цвета» французского художника Луи Эврар Дэсанлис. Продолжением темы российско-французского сотрудничества стал издательский проект Фонда «Имена и судьбы людей, связавшие Россию и Францию», получивший высокую оценку посла Франции в России Жана де Глиниасти на франко-российском форуме в октябре 2011 г. Презентация 1 и 2 книги проекта прошла в Музее меценатов г. Москвы, основным лейтмотивом мероприятия стало историческое осмысление французских связей российс­кой провинции.

Библиография
1. Кеня И.А. Имена и судьбы людей, связавшие Россию и Францию. Брянск, 2011 С. 4
2. Кеня И.А. Имена и судьбы людей, связавшие Россию и Францию. Брянск, 2011 С. 7
3. Кеня И.А. Лупоядова Л.Ю. Минаков А.С. Имена и судьбы людей, связавшие Россию и Францию. Брянск, 2012 с.11
4. Кеня И.А. Лупоядова Л.Ю. Минаков А.С. Имена и судьбы людей, связавшие Россию и Францию. Брянск, 2012 с.13
5. Записки М.А. Стаховича-младшего //Елецкие корни. Елец., 1996. С. 136.
6. Городков А.В., Дубровский А.М., Кеня И.А. Мария Тенишева: духовное наследие в брянском крае. Брянск. 2008 С. 2
7. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. М., 2008. С. 87
8. А.М.Дубровский, Т.В.Исаченко, И.А.Кеня Вячеслав Тенишев – предприниматель, ученый, меценат. Брянск, 2011 С.12
9. Меценаты русской провинции. Брянск, 2012 С. 78
10. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. М., 2008. С. 92
11. Кеня И.А. Имена и судьбы людей, связавшие Россию и Францию» Брянск, 2011 С.13
12. «Памятка Смоленская». Смоленск, Губернская типография 1911. Денис Рош «Выемчатые эмали княгини Марии Клавдиевны Тенишевой (с французского) С. 6.
13. А.М. Дубровский Слово о Марии Клавдиевне Тенишевой // Сб. материалов международной научно-практической конференции «Тенишева и ее время» Б., 2008 С. 10
14. Заболотская М. Мечта княгини Тенишевой // Новый акрополь 2002 №5 С.19
References
1. Kenya I.A. Imena i sud'by lyudei, svyazavshie Rossiyu i Frantsiyu. Bryansk, 2011 S. 4
2. Kenya I.A. Imena i sud'by lyudei, svyazavshie Rossiyu i Frantsiyu. Bryansk, 2011 S. 7
3. Kenya I.A. Lupoyadova L.Yu. Minakov A.S. Imena i sud'by lyudei, svyazavshie Rossiyu i Frantsiyu. Bryansk, 2012 s.11
4. Kenya I.A. Lupoyadova L.Yu. Minakov A.S. Imena i sud'by lyudei, svyazavshie Rossiyu i Frantsiyu. Bryansk, 2012 s.13
5. Zapiski M.A. Stakhovicha-mladshego //Eletskie korni. Elets., 1996. S. 136.
6. Gorodkov A.V., Dubrovskii A.M., Kenya I.A. Mariya Tenisheva: dukhovnoe nasledie v bryanskom krae. Bryansk. 2008 S. 2
7. Tenisheva M.K. Vpechatleniya moei zhizni. M., 2008. S. 87
8. A.M.Dubrovskii, T.V.Isachenko, I.A.Kenya Vyacheslav Tenishev – predprinimatel', uchenyi, metsenat. Bryansk, 2011 S.12
9. Metsenaty russkoi provintsii. Bryansk, 2012 S. 78
10. Tenisheva M.K. Vpechatleniya moei zhizni. M., 2008. S. 92
11. Kenya I.A. Imena i sud'by lyudei, svyazavshie Rossiyu i Frantsiyu» Bryansk, 2011 S.13
12. «Pamyatka Smolenskaya». Smolensk, Gubernskaya tipografiya 1911. Denis Rosh «Vyemchatye emali knyagini Marii Klavdievny Tenishevoi (s frantsuzskogo) S. 6.
13. A.M. Dubrovskii Slovo o Marii Klavdievne Tenishevoi // Sb. materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Tenisheva i ee vremya» B., 2008 S. 10
14. Zabolotskaya M. Mechta knyagini Tenishevoi // Novyi akropol' 2002 №5 S.19
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.