Статья 'Старо-Ивановское кладбище города Уфы: историко-археологическое изучение ' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Старо-Ивановское кладбище города Уфы: историко-археологическое изучение

Ахатов Альберт Тагирович

кандидат исторических наук

Научный сотрудник, Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН

450077, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 6

Akhatov Al'bert Tagirovich

PhD in History

Scientific Associate, R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

450077, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. K. Marksa, 6

bertik@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2020.12.34548

Дата направления статьи в редакцию:

03-12-2020


Дата публикации:

10-12-2020


Аннотация: Предметом исследования является Старо-Ивановское кладбище, существовавшее на территории Уфы в прошлом. Цель работы – рассмотреть основные этапы развития некрополя с момента, когда он был заложен в план застройки города 1819 г. и до его полного уничтожения в 1950-х гг. Особое внимание уделяется локализации изучаемого погоста в планировочной структуре Уфы по данным картографических материалов XIX – середины XX вв. и истории его археологического изучения проводившегося в 1990 и 2002 гг. При проведении исследования использовался комплексный подход, включающий историко-культурную и топографическую характеристику некрополя, а также результаты его исследования методами археологии. Новизной статьи является введение в научный оборот новых архивных документов, систематизация картографических и опубликованных материалов, как по истории самого Старо-Ивановского кладбища, так и функционировавшей на его территории Иоанно-Предтеченской церкви. Анализ имеющихся источников и литературы позволяют сделать вывод о том, что история некрополя до Революции 1917 г. была тесно связана с формированием пространственной структуры Уфы, а после – с общественно-политическими процессами, которые проходили по всей стране. Благодаря археологическим изысканиям Старо-Ивановское кладбище, даже после своего исчезновения дополняет представления о материальной и духовной культуре, антропологических и палеопатологических характеристиках населения Уфы в прошлом. В связи с этим, ставится вопрос о необходимости публикации полученных в ходе раскопок материалов в полном объеме и сохранения некрополя как объекта археологического наследия эпохи позднего Средневековья и Нового времени.


Ключевые слова:

Уфа, Старо-Ивановское кладбище, Иоанно-Предтеченская церковь, история, картографический материал, план города, археологические исследования, палеопатология, материальная культура, духовная культура

Работа осуществлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Внутренние и внешние факторы культурогенеза населения Южного Урала (от эпохи палеометалла к Новому времени)», № АААА-А18-118041290046-0.

Abstract: The subject of this article is the Old Ivanovskoe cemetery that existed in the territory of Ufa. The goal consists in examination of the key stages in development of this necropolis since the moment was sketched in the city plan in 1819 until its complete destruction in the 1950s. Special attention is given to localization of this burial ground in Ufa town planning patter in accordance with the data of cartographic materials of the XIX – middle of the XX centuries, and history of its archaeological research conducted in 1990 and 2002. The novelty of this work consists in introduction into the scientific discourse of new archival documents, systematization of cartographic and published materials on the history of Old Ivanovskoe cemetery, as well as Ioanno-Predtechensky Cathedral that functioned on its territory. Analysis of the existing sources and literature allow concluding that the history of necropolis prior to the Revolution of 1917 was closely related to the development of spatial structure of Ufa, while after the Revolution – with the sociopolitical processes that unfolded throughout the country. Thanks to archaeological research, Old Ivanovskoye cemetery, even after its destruction, elaborates representations on the material and spiritual culture, anthropological and paleopathological characteristics of the Ufa population in the past. Therefore, the author raises the question on the need to publish the materials acquired during the excavations in full, and preserve necropolis as the object of archaeological heritage of the Late Middle Ages and Modern Age.


Keywords:

Ufa, Staro-Ivanovskoe Cemetery, St. John the Baptist Church, history, cartographic material, city plan, archaeological research, paleopathology, material culture, spiritual culture

Кладбища являются неотъемлемой частью архитектурной и социокультурной городской среды, которые с одной стороны выполняют санитарную, экологическую и общественную функции, а с другой являются важной составляющей историко-культурного наследия городов. Их исследование актуально не только для получения новой информации по истории, архитектуре, топографии и планиграфии городских поселений, но и имеет большое значение для изучения генеалогий, биографий, материальной и духовной культуры горожан, мест социальной и исторической памяти людей и т.д.

В России городские кладбища долгое время изучались, прежде всего, в рамках краеведения, исторического городоведения, архитектуры, этнографии и эпиграфики. Начиная с рубежа 1980–1990-х гг. в нашей стране возрождается некрополистика, широко известная еще в дореволюционный период, наблюдается неуклонный рост интереса к некрополям со стороны археологов и антропологов в связи с развитием археологии позднего Средневековья и Нового времени.

Ввиду этого изучение городских погостов, представляющих собой область интересов многих научных дисциплин, требует комплексного подхода, базирующегося на сочетании различных источников, с целью их подробной всесторонней характеристики.

Цель данной работы – путем систематизации имеющихся на сегодняшний день письменных, архивных, картографических материалов и опубликованной литературы рассмотреть историю Старо-Ивановского кладбища Уфы в XIX – середине XX вв., дополнив ее данными археологических исследований.

С момента основания города и до начала XX в., на его территории функционировало несколько кладбищ – Смоленское, Успенское, Сергиевское, Старо-Ивановское, Ново-Ивановское, Магометанское и т.д. информация о которых содержится в многочисленных работах историков и краеведов, изучавших историю города [24, 18, 26, 22 и др.] Некоторые из них существуют до настоящего времени (Сергиевское, Магометанское), однако основная часть была разрушена и застроена городскими постройками.

Среди уфимских некрополей особое место, занимает Старо-Ивановское (Иоанно-Предтеченское) кладбище, являющееся единственным на сегодняшний день, которое было изучено археологическими методами. Оно располагалось на территории южной части современного квартала ограниченного улицами Революционная (ранее Богородская) – Карла Маркса (Александровская) – Бульвар Ибрагимова (Уральский проспект) – Ленина (Центральная), часть которого в настоящее время занята Парком культуры и отдыха им. Ивана Якутова, а часть застроена жилыми и общественными зданиями (рис. 1, 2).

Впервые данное кладбище было отмечено на «Плане губернского города Уфы 1819 г.», согласно которому город расширялся от старой части расположенной в районе современного Монумента Дружбы в северо-западном направление, где земля была признана «удобнейшею и лучшей для жительства» [13, л. 3]. Что касается восточной окраины, то Предписанием Оренбургского Военного губернатора № 506 от 4 марта 1824 г. строительство домов в данном направлении было запрещено [13, л. 1, 2 об.].

По проекту, разработанному В. Гесте и утвержденному 3 марта 1819 г., Уфа должна была застраиваться с юга на север от р. Белой до улицы Революционная и с востока на запад от улицы Цурюпы (Телеграфная) до улицы М. Гафури (Никольской). На северной окраине города в районе улицы Революционной под № 30 и было обозначено место, предназначенное под «Кладбище с каменной церковью» (рис. 3).

По некоторым данным Старо-Ивановское кладбище было открыто в 1824 г. [3, с. 139]; [23, с. 11] взамен упраздненного в том же году Успенского кладбища [4, с. 95], располагавшегося в пределах современного квартала улиц Коммунистической (Большая Успенская), Дорофеева (Георгиевский переулок), М. Хисматуллина (Михайловский переулок) и Энгельса (Малая Успенская). По сведениям С. Ю. Семеновой отвод земли под новый погост был произведен в 30-х гг. XIX в. [24, с. 83].

20 июля 1831 г. на территории кладбища, в створе улицы М. Карима (Социалистической, Бекетовской) была заложена церковь «во имя Усекновения Честные Главы Святого и Славного Предтечи и Крестителя Иоанна» (Иоанно-Предтеченская, Старо-Ивановская, Кладбищенская церковь). Поскольку она строилась на добровольные пожертвования людей (всего было собрано 24641 руб., среди пожертвовавших особо выделилась помещица И. М. Шестакова), ее постройка растянулось почти на 14 лет и новый храм был освящен только 15 Июля 1845 г. епископом Иоанникием [6, с. 26–27]; [21, с. 24–25].

По архитектуре церковь напоминала памятник, сооруженный в Казани в честь русских воинов, павших при штурме города войсками Ивана Грозного в 1552 г. Она имела четырехстороннюю пирамидальную форму с полукруглым окном над главным входом в церковь с западной стороны [5, с. 71] (рис. 4).

В колокольне содержалось всего 4 колокола. На большом колоколе было две надписи: «Благовестите днесь одне спасения Бога Нашего. Заутра услыши глас мой царю мой и Боже мой» и «1866 года лили сей колокол Вятской губернии в городе Слабодском братья Бакулевы: Весу 21 пуд. 7 фун» (около 350 кг). На втором колоколе была надпись: «1866 года лили сей колокол Вятской губернии в городе Слабодском братья Бакулевы: Вес 21 пуд. 7 фун» (около 350 кг) [32, с. 279].

Активное участие в возведении нового храма принимали Протоиерей Спасской церкви И. Г. Несмелов и священник Н. И. Татищев, ставший затем первым настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви [21, с. 24–25]. Примечательно, что И. Г. Несмелов, после своей смерти в 1863 г. был захоронен здесь же на территории Старо-Ивановского кладбища [22, с. 13, 25].

В 1846 г. к церкви был прикомандирован Уфимский батальон [18, с. 60], располагавшийся в Уфе на постоянной основе с 1804 г. по 1918 г. Данная полувоенная часть, в обязанность которой входило несение гарнизонной и караульной службы, а также конвоирование пересыльных арестантов, за всю свою историю несколько раз меняла свое название – Оренбургский линейный, Уфимский резервный кадровый, Златоустовский пехотный батальон. Военнослужащие размещались в так называемых «белых казармах» по ул. К. Маркса, офицеры жили по частным домам, посещая казармы лишь во время службы [26, с. 263].

С 1845 г. храму был назначен притч, состоявший из священнослужителя и причетника, в 1850 г. он был дополнен еще одним церковнослужителем, однако годовое штатное жалование, было назначено только священнику. Выплачивалось оно Уфимским губернским батальоном. В 1850 г. на содержание притча Иоанно-Предтеченская церкви Городской думой выделялось по 300 р. в год, но уже с 1853 г. выплаты были отменены. Основными средствами содержания священно- и церковнослужителей являлись доходы, получаемые от платы за исполнение различных треб, а так же проценты с капитала, пожертвованного людьми. В 1862 г. при храме было открыто приходское училище, однако ввиду малочисленности учеников, вскоре его закрыли [5, с. 63, 71].

Для размещения служителей церкви имелось 2 церковных дома: один каменный, пятиоконный для псаломщиков – на самом кладбище, другой – деревянный, четырехоконный для священника – в городе, на месте переданном церкви по дарственной [29, с. 29].

По данным Метрических книг Иоанно-Предтеченской церкви в 1860–1862-х гг. на территории кладбища были захоронены солдаты и офицеры Оренбургского 10-го линейного батальона, частая причина смерти которых указана «от чахотки» (туберкулез) и городские жители разных сословий. Большое количество среди погребенных составляли дети до одного года, в графе причина смерти у которых в основном было записано «от младенческой» [14, л. 165–251]; [15, л. 197–282]; [16, л. 200–226 об.]. В разные годы на территории погоста были похоронены также видные представители уфимского купечества, дворянства и духовенства, общественные деятели и т.д. [22, с. 13–14, 25–29].

В 1870–1874 гг. вокруг Старо-Ивановского кладбища была поставлена ограда, значительную часть на окончание работ по которой была внесена О. И. Шагуриной. В 1893 г. в церкви был поставлен новый золоченый иконостас [2, с. 121].

После открытия некрополь долгое время располагался на окраине города, не смотря на наблюдавшийся в 1800–1860 гг. рост Уфы, в ходе которого территория города, занимавшего в конце XVIII в. участок «длиною в 1200 сажень (около 2,6 км) и шириной 500 сажень (около 1,0 км)» достигла к 1864 г. площади в «4,3 кв. версты» (около 4,9 кв. км) [7, с. 63, 103].

На плане Уфы 1871 г. опубликованной на врезке «Карты Уфимской и Оренбургской губерний из атласа Ильина, масштаб 40 верст, с планами Оренбурга и Уфы в масштабе 1 верста» и «Схематическом плане города Уфы в линейном начертании без соблюдения масштаба» составленном в 1883 г. землемером А. М. Аксельродом, данный погост занимал пустынное место, соседствуя с огородами и заводскими конюшнями (рис. 5, 6).

Период с 1880-х гг. по начало XX в. характеризовались дальнейшим ростом Уфы, в ходе которого заселенная площадь города с 1864 г. по 1904 г возросла с 4,3 кв. версты (около 4,9 кв. км) до 7,4 кв. версты (около 8,2 кв. км). Особенно быстрое увеличение городской территории наблюдалось в начале XX в., тогда за короткий период времени 1898–1916 гг. число улиц увеличилось с 89 до 216 [7, с. 102–103, 132].

Основной прирост территории происходил за счет застройки местности примыкающей с западной и северо-западной стороны к улице Гафури и территории расположенной к северу от улицы Революционной по направлению к железнодорожному вокзалу и к Сафроновской пристани. В результате территория Старо-Ивановского кладбища вошла в черту города, что хорошо видно на «Плане Уфы 1897 г.» составленным уфимским городским землемером В. Тромпеттом (рис. 7).

Поскольку к концу XIX в. Старо-Ивановское кладбище оказалось окруженной городскими постройками, в 1898 г. Уфимской городской думой было принято решение о его закрытии [2, с. 121]. Взамен на рубеже 1900–1901 гг. был открыт новый некрополь, получивший название Ново-Ивановского кладбища, основную часть которого в настоящее время занимает Сквер им. 50-летия Победы. Оба погоста указаны на «Плане Уфы 1911 г.», выполненном Я. Г. Балуевым (рис. 8).

Как сообщалось в Уфимских губернских ведомостях от 3 января 1901 г.: «Обыватели г. Уфы сим поставляются в известность, что новое кладбище при Богородской часовне Епархиальным начальством к погребению усопших открыто и приписано к Иоанно-Предтеченской церкви». Поскольку в первое время здесь не было постоянного штата священнослужителей, то его временно приписали к старому городскому кладбищу, а обслуживание проводилось причтом Иоанно-Предтеченской церкви [22, с. 56].

Захоронения на Старо-Ивановском кладбище по сведениям В. Буравцова производились до 1906 г. [2, с. 120], по данным И.М. Минеевой до 1919 г. [12, с. 179]. По материалам М. И. Роднова на территории погоста в 1922 г. была погребена П. И. Чоглокова – бывшая владелица дома, в котором в настоящее время располагается Дом-музей Ленина [21, с. 141].

Учитывая что в Метрической книге за 1902 г. указанного храма в третьей части «О умерших» было отмечено, что всех покойных похоронили «на новом городском кладбище» [17, л. 29–53] можно предположить что массовые захоронения здесь прекратились с момента официального открытия нового погоста. В начале XX в. некрополь занимал территорию общей площадью 5 дес. 1500 кв. саж. (около 6,1 га) [24, с. 84]. В связи с тем, что на Старо-Ивановском кладбище перестали хоронить людей, Иоанно-Предтеченская церковь располагавшаяся по адресу ул. Богородская, д. 33 [28, с. 217], стала функционировать «на правах приходской» [4, с. 129].

После закрытия Старо-Ивановское кладбище постепенно начало приходить в упадок, о чем неоднократно писали журналисты на страницах уфимских газет. Так, в «Вестнике Уфы» от 10 июля 1909 г. они отмечали следующее: «Ужасный безпорядок и запустение представляет собой Ивановское кладбище. Изгородь вся поломана, по кладбищу ходят коровы, точно здесь пастбище; кресты и памятники все поломаны и в безпорядке валяются повсюду; деревянные кресты бедные жители таскают на дрова… Часто можно также встретить на кладбище молодежь, распивающую водку или играющую в орлянку» [22, с. 45].

Несмотря на неоднократное обращение журналистов к городской администрации и широкой общественности, ситуация очевидно не менялась. Дело дошло до того, что с воззванием к властям и горожанам со страниц газеты «Уфимский край» от 25 июня 1914 г. обратился священник Иоанно-Предтеченской церкви В. Нарциссов. Отмечая, что «многие могилы и памятники на них – на кладбище, окружающем Иоанно-Предтеченский храм г. Уфы, пришли в упадок от времени и дерзкой руки кощунников» он обратился «к лицам, заинтересованным в реставрации означенных христианских святынь, с пастырскою просьбою – возстановить и поддержать эти святыни, и передать эту мою просьбу другим»[22, с. 45–46].

Невзирая на все призывы, ситуация не изменилась и перед революционными событиями в «Уфимской жизни» от 19 апреля 1916 г. вновь выходит статья посвященная указанному погосту, в которой автор приходит к выводу что: «Старо-Ивановское кладбище окончательно заброшено. Присмотра за ним положительно никакого» [22, с. 46].

После официального упразднения погоста началось постепенное освоение сначала прилегающей, а затем и занимаемой им территории. Еще в 1903 г. Уфимской городской думой был выделен участок земли под «Парк Попечительства о народной трезвости» между Солдатским озером и Старо-Ивановским кладбищем, который вплотную примыкал к некрополю с северной стороны (в 1918 г. он был переименован в Парк им. И. Якутова) [3, с. 140–142] (рис. 1).

Со временем, его территория постепенно расширяясь достигла современных границ, в том числе и за счет присоединения части земель Старо-Ивановского кладбища. По сообщению краеведа В. А. Марушина в 1943 г. в парке проходили подготовку курсанты военного училища, отправлявшиеся на фронт. Во время одного из занятий по рытью, подготовке окопа и его оборудованию они обнаружили хорошо сохранившийся металлический гроб, украшенный вензелем и российским гербом. На его крышке была сделана выпуклая надпись: «Здесь покоится прах генерала от инфантерии Глазырина». При его вскрытии в гробу было обнаружено покрывало, сабля и ордена покойного, которые были переданы в городской краеведческий музей [11, с. 35–36].

Наряду с обустройством земель примыкающих к Старо-Ивановскому кладбищу с севера, шло освоение городской территорий расположенной к западу, где уже к 1910-м гг. располагались жилые кварталы, ограничивающие Ивановскую площадь (нечетная сторона ул. К. Маркса) (рис. 7) и к востоку, где к 1920-м гг. была застроена вся четная сторона ул. Ленина. Примечательно, что если на «Плане Уфы 1925 г.» составленном в качестве приложения к справочнику Уфгоркоммунотдела 1925 г. территория между улицами Революционная и Уральский Проспект плотно заселена, то на «Плане Уфы» из книги «Поволжье. Путеводитель по Волге, Оке, Каме, Вятке и Белой», опубликованной под редакцией профессора В.П. Семенова-Тян-Шанского в том же году, она остается пустой (рис. 9, 10). Очевидно, это связано с тем, что в данное издание вошел план, выполненный на основе более раннего «Плана Уфы 1911 г.».

На обоих планах отмечена Иоанно-Предтеченская церковь, которая не смотря на приход к власти большевиков после Революции 1917 г. и начатую ими антирелигиозную политику, продолжала функционировать. В августе 1925 г. ее настоятелем был назначен протоирей М. Я. Хитровский, служившей до самого закрытия. В последние годы служители церкви придерживались староцерковнической ориентации Сергиевского направления. Притч состоящий из священника, дякона и двух псаломщиков размещался в церковных домах [6, с. 27].

В 1931 г. властями был разработан план по закрытию почти всех Уфимских церквей, в ходе реализации которого, 14 мая 1931 г. Уфимский городской совет Рабочих и Красноармейских депутатов постановил закрыть Иоанно-Предтеченскую церковь. Однако верующие не только оказывали сопротивление, но и даже добились разрешения пройти крестным походом с чудотворной Николо-Березовской иконой с посещением почти всех еще не закрытых церквей в Уфе, в том числе Иоанно-Предтеченского храма с 27 августа по 27 ноября 1932 г. [25, с. 129–130]. Тем не менее, в 1930-е гг. все церковнослужители храма были репрессированы. Постановлением Президиума ВЦИК от 2 марта 1933 г. Иоанно-Предтеченская церковь была закрыта, а позднее снесена [6, с. 27].

На обоих планах 1925 г. территория, примыкающая к кладбищу с юга, где находилась нечетная сторона ул. Революционной, долгие годы являвшейся односторонней, отмечена как незаселенная. Вместе с тем, в квартале улиц Революционная, Ленина и М. Карима в 1909–1912 гг. было построено здание Коммерческого училища, в 1912–1916 гг. Торгового училища и в 1911 г. жилой дом богатого крестьянина А. П. Александрова (1911 г.) [31].

Постепенно, в ходе уплотнения застройки на данной территории появились новые дома, однако на основной территории кладбища в 1930–1940-х гг. строительство не производилась, что видно на карте Уфы 1939 г. и на одном из аэрофотоснимков города выполненном немецким самолетом-разведчиком в сентябре 1942 г. (рис. 10, 11). И хотя вопрос о подлинности данных снимков вызывал дискуссии, исследователи А. М. Багаутдинов, А. М. Багаутдинов, Р. А. Багаутдинов пришли к выводу об их достоверности [10, с. 278–279]. Здесь же на снимке, в створе ул. М. Карима видны очертания фундамента разрушенного здания, возможно Иоано-Предтеченской церкви.

В 1950-х гг. Старо-Ивановское кладбище было окончательно уничтожено. В мае 1956 г. на месте снесенной Иоано-Предтеченской церкви было построено и торжественно открыто здание Дворца Пионеров (в настоящее время Уфимский городской Дворец детского творчества им. В. М. Комарова) [2, с. 125]. Нужно отметить, что разрушение старинных некрополей в советское время наблюдалось повсеместно, что было связано с антирелигиозной компании. Так, в Санкт-Петербурге их ликвидация, происходившая с 1930-х гг., продолжалась еще в 1950 гг. [8, с. 693]. В самой Уфе в советские годы исчезли Успенское и Ново-Ивановское кладбища [22, с. 9].

В конце XX – начале XXI вв. в районе старого погоста стали возводиться новые многоквартирные дома, общественно-деловые постройки, в том числе современные здания банка «Уралсиб», Уфимского филиала «Финансового университета при Правительстве Российской Федерации» и т.д. В связи с проводившимися строительными и земляными работами, в 1990 г. и 2002 г. на территории Старо-Ивановского кладбища были осуществлены археологические изыскания, в ходе которых были изучены погребения людей, собран подъемный материал и т.д. [23, с. 11].

Оба исследования пришлись на один их сложных этапов в истории Российского государства – Перестройку и переходный период, во время которых произошел распад СССР, страну охватили глубокие экономический и политический кризисы, что негативно отразилось на развитии археологии и археологических исследований в Башкортостане. Кроме того, они проходили в условиях проведения интенсивных строительных работ, не позволивших провести полноценное обследование. В результате, по тем или иным причинам, полевая документация с проведенных археологических работ не дошла до наших дней в полном объеме. Тем не менее, это были одни первых раскопок, связанных с изучением памятников позднего Средневековья и Нового времени в Республике Башкортостан [1].

Исследования 1990 г. осуществленные археологами Национального музея Республики Башкортостан производились в основном на двух участках, прилегающих к зданию современного Дворца детского творчества с северной и западной стороны, где было изучено 7 погребений (рис. 13). Весь собранный археологический материал хранится в фондах указанного музея, а результаты раскопок были опубликованы И. М. Минеевой на страницах журнала Уфимского археологического вестника в 2000 г. [12].

Автором было отмечено, что «в силу объективных причин, связанных с интенсивностью строительных работ, и субъективных факторов, связанных с обстановкой грабежа и вандализма, сложившейся вокруг разрушаемых могил» провести полное обследование памятника – очертить границы и выявить стратиграфию, не удалось. Исследования носили характер визуального осмотра, в ходе которого был проведен сбор подъемного материала и предприняты охранные раскопки погребений, затронутых строительными работами. В южной стенке вырытого к северу от здания котлована на глубине 3-5 метров были зафиксированы фрагменты старого каменного фундамента, очевидно являющегося остатками Иоанно-Предтеченской церкви [12, с. 179].

Погребальный обряд в целом характеризовался западной ориентировкой погребенных, положением костяка вытянуто на спине с полусогнутыми руками, соединенными на груди или на животе, наличием остатков тканей (одежды, савана), христианских крестиков и т.д. Умерших хоронили в деревянных гробах и в склепах [12, с. 179–180]. На поверхности над захоронениями устанавливались памятники и деревянные кресты [22, с. 25–29], сами могилы огораживались оградками (рис. 4).

Во время обследования территории разрушенного кладбища был так же получен подъемный материал – остатки одежды, головных уборов, фарфоровые и металлические пуговицы, стеклянные флаконы и пузырьки, глиняная чашечка, погребальные украшения, детали гробов, медальоны, крестики и т.д. К уникальным находкам можно отнести книжку с готическим шрифтом, дагерротип на медно-серебряной пластине, прямоугольной формы, на которой читался мужской портрет и т.д. [12, с. 180–182]. Все указанные находки имеют важное значение для изучения культуры и быта горожан в XIX – начале XX вв.

Также, во время обследования стенок котлованов, вырытых в ходе строительства на территории кладбища, на некоторых участках была зафиксирована многослойность захоронений. Отдельные погребения были совершены непосредственно над другими могилами, где была худшая сохранность. Исходя из этого И. М. Минеевой было высказано предположение, что Старо-Ивановское кладбище было создано на месте более ранних захоронений, возможно датирующихся XVIII в. [12, с. 182].

Собранный краниологический материал – шесть черепов, в том числе три мужских (двое мужчин 50–55 лет и один 20–25 лет), два женских (18–25 и 20–30 лет) и один детский (возраст не определен), были подвергнуты В. В. Куфтериным палеопатологическому анализу, который дал следующие результаты.

Зубы всех черепов были подвергнуты кариозным изменениям различной степени тяжести, у некоторых из них были зафиксированы следы пародонтоза и прижизненное выпадение зубов. Завышенный процент патологий зубочелюстного аппарата, по мнению исследователя, указывает, что группа находилась под воздействием серьезного диетического стресса, связанного с потреблением большого количества сахаросодержащих продуктов, при понижении содержания в пище белка, молочных продуктов и пр. Кроме того, на одном из женских черепов (20-30 лет) был отмечен заживший перелом носовой и прилежащей области правой верхнечелюстной кости. Травма, по мнению исследователя, могла быть нанесена твердым тупым предметом [9, С. 213–214].

Следующие археологические исследования на данной территории были проведены в 2002 г. силами сотрудников Государственного бюджетного учреждения культуры Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан. Ими были осуществлены археологические наблюдения на месте строительства нового здания банка «Уралсиб», во время которых было изучено 8 погребений и собран подъемный материал.

Результаты этих исследований на данный момент не опубликованы, весь собранный археологический материал передан на хранение в Национальный музей РБ. В связи этим возникает вопрос о необходимости введения их в научный оборот, а также перепубликации материалов раскопок 1990 г. ставших на данный момент библиографической редкостью.

В целом, археологические изыскания, проведенные на территории Старо-Ивановского кладбища, свидетельствуют о высокой степени перспективности изучения памятников эпохи позднего Средневековья и Нового времени методами археологии. В тоже время, они говорят о необходимости защиты некрополя от разрушения, путем установления охранной зоны, тем более что часть территории занимаемой ранее погостом, в настоящее время входит в охраняемую зону объектов культурного наследия регионального значения «Парк им. И. Якутова», «Дворец пионеров» и «Торговое училище» [19, 20].

Таким образом, в ходе комплексного изучения истории Старо-Ивановского кладбища, существовавшего на территории Уфы, были систематизированы архивные, опубликованные, картографические материалы и данные археологических исследований, позволяющие рассмотреть основные этапы его развития с момента открытия и до полного уничтожения в советское время.

_1

_2

Рис. 1. Местоположение Старо-Ивановского кладбища на территории квартала улиц Богородская, Александровская, Уральский проспект и Центральная в начале XX в. Фрагмент Плана Уфы 1911 г. [33].

Рис. 2. Современный квартал, ограниченный улицами Революционная, К. Маркса, бульвар Ибрагимова и Ленина с указанием примерного месторасположения Старо-Ивановского кладбища в прошлом. Фрагмент Яндекс карты [34].

Рис. 3. План Уфы 1819 г. с указанием месторасположения Старо-Ивановского кладбища [33].

Рис. 4. Фотография Иоанно-Предтеченской церкви на Старо-Ивановском кладбище [27].

Рис. 5. Фрагмент Плана Уфы 1871 г. с указанием месторасположения Старо-Ивановского кладбища [33].

Рис. 6. Фрагмент Схематического плана Уфы 1883 г. с указанием месторасположения Старо-Ивановского кладбища [29].

Рис. 7. Фрагмент Плана Уфы 1897 г. с указанием месторасположения Старо-Ивановского кладбища [33].

Рис. 8. Фрагмент Плана Уфы 1911 г. с указанием месторасположения Старо-Ивановского (№ 1) и Ново-Ивановского (№ 2) кладбищ [33].

Рис. 9. Фрагмент Плана Уфы 1925 г. Приложение к справочнику Уфгоркоммунотдела 1925 г. с указанием месторасположения Старо-Ивановского кладбища [33].

Рис. 10. Фрагмент Плана Уфы 1925 г. из путеводителя по Волге под редакцией Семенова-Тян-Шанского с указанием месторасположения Старо-Ивановского кладбища [33].

Рис. 11. Фрагмент Плана Уфы 1939 г. с указанием территории Старо-Ивановского кладбища [33].

Рис. 12. Фрагмент аэрофотоснимка Уфы 1942 г. указанием территории Старо-Ивановского кладбища [30].

Рис. 13. Схематический план археологических исследований 1990 г. с указанием местоположения изученных погребений [12, рис. 2] (компьютерная обработка автора).

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Эпоха Перестройки своим демократизмом и глубокими идеологическими переменами не могла не вызвать интерес к социальным и гуманитарным наукам, особенно истории. Если снятие партийных рекомендаций способствовало возрождению дискуссий среди профессиональных историков, то изучение повседневности усилилось и среди простых любителей прошлого. И сегодня полки книжных магазинов по-прежнему заполнены книгами из серии «Повседневная жизнь». Разумеется, интерес к краеведению существовал и в советскую эпоху, однако в силу ряда причин отдельные темы практически не попадали в поле зрения специалистов.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является Старо-Ивановское кладбище города Уфы. Автор ставит своими задачами рассмотреть уфимские некрополи, показать историю Старо-Ивановского кладбища, а также проанализировать результаты археологических исследований данного объекта.
Работа основана на принципах историзма, объективности, достоверности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взамосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится «путем систематизации имеющихся на сегодняшний день письменных, архивных, картографических материалов и опубликованной литературы рассмотреть историю Старо-Ивановского кладбища Уфы в XIX – середине XX вв., дополнив ее данными археологических исследований». Научная новизна заключается также в привлечение архивных материалов.
Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя свыше 30 различных источников и исследований. Используемые автором источники можно разделить на опубликованные (карты, сборники документов, нормативно-правовые акты) и неопубликованных из фондов Национального архива Республики Башкортостан. Из привлекаемых автором исследований отметим труды В.В. Куфтерина, А.Т. Ахатова и Э.В. Камалеева, в которых рассматриваются отдельные аспекты изучения поселенческих памятников на территории Республики Башкортостан. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после почтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований позволило автору должным образом раскрыть поставленную тему.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкому кругу читателей, всех кто интересуется краеведением и некрополистикой. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работа отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «среди уфимских некрополей особое место, занимает Старо-Ивановское (Иоанно-Предтеченское) кладбище, являющееся единственным на сегодняшний день, которое было изучено археологическими методами». Автор раскрывает историю кладбища, показывает причины его закрытия в начале XX в. Примечательно, что уже тогда современники отмечали, что «после закрытия Старо-Ивановское кладбище постепенно начало приходить в упадок». В 1950-е годы кладбище было уничтожено, что совпало с новым этапом антирелигиозной политики. Особый интерес представляют рассмотренные в статье археологические изыскания.
В целом, «всходе комплексного изучения истории Старо-Ивановского кладбища, существовавшего на территории Уфы, были систематизированы архивные, опубликованные, картографические материалы и данные археологических исследований, позволяющие рассмотреть основные этапы его развития с момента открытия и до полного уничтожения в советское время».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, снабжена 13 рисунками, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы в различных спецкурсах.
К статье есть замечания: так, с исторической точки зрения город на Неве в советский период следует называть Ленинградом, нуждается в корректировке отображение 3 и 4 сносок в библиографии.
Однако, в целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.