Статья 'Парламентское Собрание как фактор развития и укрепления Союзного государства ' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Парламентское Собрание как фактор развития и укрепления Союзного государства

Хасанова Марина Сергеевна

аспирант, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

196605, Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, шоссе Петербургское, 10, каб. 238

Khasanova Marina

Postgraduate student, the department of History, Pushkin Leningrad State University  

196605, Russia, g. Sankt-Peterburg, g. Pushkin, shosse Peterburgskoe, 10, kab. 238

montesino07@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2020.8.33778

Дата направления статьи в редакцию:

27-08-2020


Дата публикации:

03-09-2020


Аннотация: Статья посвящена изучению роли Парламентского Собрания в развитии Союзного государства (СГ). Целью данного исследования было проследить, каким образом осуществлялась парламентская деятельность в Союзном государстве на протяжении всего времени его существования, какие задачи ставились, как они менялись, как изменялись условия для их выполнения. Данная тема актуальна сегодня как никогда. Пройден новый рубеж в истории существования СГ: в декабре 2019 года минуло двадцать лет с момента создания Союзного государства (СГ). Соглашение о создании Парламентского Собрания Сообщества России и Беларуси было подписано еще ранее, в 1996 году. Новизна исследования состоит в комплексном и детальном анализе разных этапов формирования Парламентского Собрания, что позволяет определить их роль в дальнейшем укреплении СГ. Научную проблему данной статьи можно сформулировать следующим образом: Парламентское Собрание – это не только и не просто законодательный институт, формулирующий повестку развития СГ, но и площадка для постоянного диалога российской и белорусской сторон. По-этому исследование данного института власти в СГ – важнейшая научная проблема, позволяющая раскрыть ключевые аспекты эволюции СГ. Для достижения цели были использованы различные методы исследования. Во-первых, это комплексный и сравнительный анализ с использованием различных источников, их критического анализа, сопоставления результатов. В качестве источников были изучены законодательные акты республики Беларусь и России, правовая информация с официальных порталов Союзного государства и Парламентского Собрания. Это позволило доказать необходимость дальнейшего развития парламентаризма в Союзном государстве России и Беларуси для улучшения и укрепления взаимоотношений между нашими странами, в условиях сегодняшней международной трансформации. Статья базируется на новейших документах, касающихся российско-белорусских отношений с 1991 года по настоящее время.


Ключевые слова:

Парламентское Собрание, Союзное государство, интеграция, постсоветское пространство, парламентаризм, бюджет, Беларусь, законодательный акт, трансформация, сессия

Abstract: This article is dedicated to examination of the role of Parliamentary Assembly in development of the Union State. The goal is to trace the parliamentary activity in the Union State throughout the entire time of its existence, the objectives that were pursued, their transformation, and change of conditions for their accomplishment. This topic is especially relevant in the current context. A new milestone has passed in the history of Union State: December 2019 marked twenty years since its creation. Agreement on the formation of Parliamentary Assembly of the Community of Belarus-Russia Union State was signed earlier, in 1996. The novelty of this works consists in comprehensive and detailed analysis of different stages in formation of Parliamentary Assembly, which allows describing their role in further consolidation of the Union State. The scientific problem of this article can be articulated as follows: Parliamentary Assembly is not just a legislative institution that formulates the agenda for development of the Union State; it is also a platform for a continuous dialogue between Russia and Belarus. Therefore, examination of this government institution in an urgent scientific problem that allows revealing the key aspects of evolution of the Union State. As the resources for this article, the author explored the legislative acts of the Republic of Belarus and the Russian Federation, legal information from official portals of the Union State and the Parliamentary Assembly. This underline the need for further development of parliamentarism in Russia-Belarus Union State for the purpose of improvement and strengthening of relations between the countries in the current conditions of international transformation. The article is based on most relevant documents pertaining to Russia-Belarus relations for the period from 1991 to the present.


Keywords:

Parliamentary Assembly, Union state, integration, post-Soviet space, parliamentarism, budget, Belarus, legislative act, transformation, session

Проблема развития Парламентского Собрания Союзного государства с каждым годом наращивает свою актуальность. 8 декабря 2019 года прошло двадцать лет с момента создания Союзного государства (СГ), а Соглашение о создании Парламентского Собрания (ПС) Сообщества России и Беларуси [18] было подписано еще в 1996 году. Цель данного исследования - показать, как осуществлялась парламентская деятельность в Союзном государстве на протяжении двадцати лет его существования, как менялись задачи и условия для их выполнения. Это позволит сделать выводы о Парламентском Собрании как о факторе интеграционного процесса внутри СГ и предложить рекомендации для более эффективной работы ПС, направленной на решение спорных вопросов между нашими странами и их дальнейшее сближение во всех сферах жизни.

Парламентское Собрание в своем формировании проходит через определенные этапы. Условно можно выделить три этапа, с момента возникновения идеи о сближении наших стран до настоящего времени.

Первый этап – это период с 1995 года до конца апреля 1996 года. На этом этапе был сформирован базис для будущей интеграции. Основой интеграции стало Соглашение о создании Парламентского Собрания [18]. Подписанию данного соглашения в конце апреля 1996 года предшествовало заключение еще двух договоров.

В феврале 1995 года был заключен «Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве» [10], а в начале апреля 1996 года - «Договор об образовании Сообщества Беларуси и России» [13]. Данные договоры позволили более детально обсудить общие задачи и правила действий для законодательного института, на который с самого начала была возложена миссия по поддержанию интеграционных процессов. В качестве доказательства данной мысли приведем наиболее существенные для работы института как опоры интеграции положения Соглашения. Они делают акцент на взаимодействии сторон (равном участии России и Беларуси, совместной выработке проектов, общему финансированию и т.п.).

Прежде всего, согласно статье 2 Соглашения Парламентское Собрание формировалось из равного числа представителей – по 25 парламентариев от каждой стороны [17].

Кроме того, в соответствии со статьей 3 Соглашения Сессия правомочна, если участвуют не менее двух третей парламентариев от каждой из сторон, каждый имеет один голос, решения принимаются большинством не менее трех четвертей от числа членов, участвующих в сессии Парламентского Собрания [17].

Согласно статье 4 Соглашения Парламентское Собрание: принимает модельные законодательные акты, вносит предложения по вопросам развития нормативно-правовой базы Сообщества, содействует унификации законодательства государств — участников Договора с целью создания единой нормативно-правовой базы Сообщества России и Беларуси, содействует созданию единой информационно-правовой системы Сообщества России и Беларуси, содействует установлению постоянных связей между научными учреждениями, занимающимися проблемами государства и права, заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями [17].

Помимо этого, благодаря статье 9 Парламентское Собрание принимает Регламент Парламентского Собрания Сообщества России и Беларуси [17].

Важно, что согласно статье 10 Сессии Парламентского Собрания проводятся не реже четырех раз в год. Сессии Парламентского Собрания проводятся поочередно в столицах государств — участников Договора [17].

В соответствии со статьей 12 деятельность Парламентского Собрания финансируется за счет средств бюджета Сообщества России и Беларуси, выделяемых на содержание его органов. Деятельность депутаций Сторон финансируется соответствующей Стороной [17].

Интересно, что согласно статье 14 Соглашение открыто для включения парламентов других государств, присоединившихся к Договору [17].

Благодаря статье 16 Соглашение заключается на неопределенный срок, если иное не будет принято Сторонами [17].

Таким образом, Соглашение о создании Парламентского Собрания [17], подписанное 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге главами парламентов Беларуси и России, содействовало укреплению интеграционного процесса в качестве законодательной площадки, где представители двух стран могут обсуждать общие проблемы и достигать компромисса. И в этом смысле его роль явно недооценивается политиками, как со стороны России, так и Беларуси.

Первая сессия Парламента состоялась уже 25 июня 1996 года в Смоленске [14]. В работе сессии приняли участие 43 депутата. В ее рамках были решены организационные вопросы, образовано шесть профильных комиссий, избрано руководство Парламентского Собрания. Председателем Парламентского Собрания стал Председатель Верховного Совета Республики Беларусь - С. Г. Шарецкий. Местом нахождения Парламентского Собрания определен г. Москва.

Вторым этапом можно считать период с 1997 года до момента подписания Договора о создании Союзного государства в декабре 1999 года.

В начале апреля, 2 апреля 1997 года, был подписан «Договор о Союзе Беларуси и России» [12].Изначально документ состоял из девяти статей, но в них были сформулированы обширные цели: укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества во всех сферах, повышение уровня жизни народов, устойчивое социально-экономическое развитие государств - участников Союза на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности.

Цели в этом Договоре трактовались как широкие, поэтому в интеграции важны не только социально-экономические, но и общественно- политические и культурные аспекты, которые становятся основанием для других типов взаимодействия. Эти цели также подтверждаются Уставом Парламентского Собрания [19], который регулирует все аспекты взаимного сотрудничества. Обсуждение проекта Устава проходило очень напряженно. Эксперты предрекали немедленный политический и психологический раскол властных, интеллектуальных элит двух стран. Раскола удалось избежать, и обсуждение закончилось подписанием А. Лукашенко и Б. Ельциным 23 мая 1997 г. отредактированного Устава Союза [20, с.54].

Благодаря этим договоренностям во всех дальнейших программах СГ уже большую роль играют не только парламенты двух стран, но и общее Парламентское Собрание.

На IV сессии Парламентского Собрания (ПС), в апреле 1997 года, ПС постановило: «Обратиться к Национальному собранию Республики Беларусь и Федеральному Собранию Российской Федерации с предложением осуществить необходимые меры по ратификации Договора о Союзе Беларуси и России в приоритетном порядке» [1].

Его позиции так же подтверждены в конце декабря 1998 года Декларацией о дальнейшем единении Беларуси и России [9]. В этой Декларации государства определялись с необходимостью дальнейшего углубления интеграции путем создания полноценного Союзного государства при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза [9].

В соответствии с текстом Декларации можно сказать, что в разных сферах были запланированы различные шаги, направленные на дальнейшее сближение народов России и Беларуси.

Так, в политической сфере ставились следующие задачи: до середины 1999 года разработать и вынести на всенародное обсуждение Договор об объединении России и Беларуси в Союзное государство, создать союзные государственные органы и соответствующие наднациональные органы управления, сформировать единый бюджет, выработать механизм проведения общей политики в международных делах, в вопросах обороны и безопасности [9].

В экономической сфере планировалось: создание единой для всех субъектов хозяйствования правовой среды, формирование единого таможенного пространства, унификация гражданского и налогового законодательства, валютного регулирования и денежно-кредитной системы, объединение энергетической и транспортной систем, создание единого научно-технологического и информационного пространства, осуществить переход к единой валюте [9].

В социально-гуманитарной сфере: сближение социальных стандартов и гарантий трудовой деятельности, пенсионного обеспечения, предоставления льгот, применения норм безопасности труда, единство подходов к развитию образования, культуры и науки, взаимообогащение национальных культур при сохранении и развитии этнической и языковой самобытности народов [9].

Из этих целей видно, политические деятели обеих стран предполагали, что ныне конфедеративный Союз в будущем должен стать мягкой федерацией.

Это доказывает обширность и значимость целей интеграции. Таким образом, наличие Парламентского Собрания определяет глубину интеграции между Россией и Беларусью. И именно благодаря ему Союзное государство можно назвать ядром евразийской интеграции.

На XIII Парламентской сессии, в ноябре 1999 года Парламентское Собрание постановляет: «Поддержать проекты Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства как определяющие важный этап в процессе единения народов России и Беларуси» [4].

Началом третьего этапа развития Парламентского Собрания можно считать подписание 8 декабря 1999 года Договора о создании Союзного государства [11]. Этот этап длится по настоящее время.

В тексте этого Договора, в разделе V, в главе 2, ст. 39 четко определена структура двухпалатного Парламентского Собрания: Палата союза состоит по 36 депутатов от России и от Беларуси - сформирована по принципу равенства, а в Палате представителей учитывается принцип размера территории и численность населения, поэтому 75 депутатов в нем заседает от России и 28 депутатов - от Беларуси [11].

В разделе V, в главе 2, ст. 40 прописана роль Парламентского Собрания, которую он играет в деятельности СГ. Она огромна: ПС принимает законы и Основы законодательства Союзного государства, содействует унификации законодательства государств-участников, заслушивает ежегодные послания Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития, принимает бюджет и заслушивает годовые и полугодовые отчеты о его исполнении, ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени Союзного государства, устанавливает символику Союзного государства, рассматривает предложения по вопросам присоединения к Союзному государству третьих государств, принимает соответствующие рекомендации, направляет их для утверждения в Высший Государственный Совет [11].

В статье 43 четко прописан регламент предложения законопроектов и утверждения законов Парламентским Собранием [11].

Этим договором цели были конкретизированы по сферам, указана роль Парламентского Собрания.

Как уже было сказано ранее, благодаря Парламентскому Собранию принимается бюджет Союзного государства, который не может иметь дефицит, о чем говорится в разделе IV, пункт 6 [11].

Если проанализировать обсуждения бюджета на сессиях Парламентского Собрания, то видно, что депутаты на протяжении всего времени его существования работали над увеличением бюджета, контролировали своевременные перечисления финансов в бюджет организации Россией и Беларусью. Это также служит косвенным признаком постоянного повышения роли Парламентского Собрания.

Бюджетное устройство Союза Беларуси и России определялось Договором об образовании Союза от 2 апреля 1996 года [12], действовавшего до декабря 1999 года. С 8 декабря 1999 в силу вступил Договор о создании Союзного государства [11]. Проект бюджета Союзного государства вносится в Парламент Советом Министров СГ. После принятия Парламентом утверждается Высшим Государственным Советом в соответствии с национальными законодательствами Республики Беларусь и Российской Федерации.

Бюджет Союза расходуется по следующим направлениям: обеспечение безопасности и обороны Союза; обеспечение деятельности пограничных органов Союза; обеспечение деятельности таможенных органов Союза; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; ликвидация последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; обеспечение охраны окружающей среды и природных ресурсов; обеспечение деятельности средств массовой информации Союза; осуществление международной деятельности в интересах Союза; исследование и использование космического пространства; пополнение запасов драгоценных металлов и камней Союза; содержание учреждений, находящихся в собственности Союза; обеспечение реализации решений органов Союза; проведение выборов и референдумов Союза; официальный статистический учет; прочие расходы.

Таким образом, мы видим рост задач бюджета Парламентского Собрания СГ. К сожалению, оно не обладает значительными финансовыми возможностями для полноценной их реализации.

Так, в 1998 году доходная часть бюджета составляла 585334,0 тыс. росс. руб. Эта сумма формировалась за счет отчислений из государственных бюджетов государств-участников, из них доля РФ составляла 379138,0 тыс. росс. руб., доля РБ - 206196,0 тыс. росс. руб. [2].

При этом более половины всех средств бюджета Союза в 1998 году планировалось направить на обеспечение безопасности Союза [15].

В 1999 году бюджет Союза финансировал преимущественно сектор экономики. Произошло увеличение бюджета, которое было обусловлено, в первую очередь, особым вниманием к комплексному решению задач подъема промышленного потенциала Союза и предполагаемых темпов инфляции. Расходы бюджета составили 821000,0 тыс. росс. руб. [3].

Бюджет Союза на 2000 г. утвержден постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. №9, статьей 2 бюджета был установлен размер взносов: для Российской Федерации - 1450 млн. росс. руб.; для Республики Беларусь - 780 млн. росс. руб.

Бюджетом Союзного государства на 2001 год для России и Беларуси были установлены взносы в следующих размерах: для Российской Федерации - 1 529, 4 млн. росс. руб.; для Республики Беларусь - 820 млн. росс. руб.

В 2003 году бюджет вырос, составив уже 2,4 млрд. руб. [6], а в 2004 году - 2,6 млрд. руб. [7].

Бюджет 2010 года, утверждённый Декретом № 3 от 10.12.2009 г., составил 4 млрд. 872 млн. российских рублей по доходам и расходам. Отчисления из бюджета РФ −3,167 млрд. руб., из бюджета РБ - 1,705 млрд. руб.

Такой же бюджет был утвержден в 2013, 2014, 2015 годах.

В 2016 году бюджет снова вырос и составил 6, 606874 млрд. руб., в 2017- 6,712230 млрд. руб., в 2018- 6,929450 млрд. руб. [8].

В 2019 году мы говорим уже о сумме в размере 7,245026 млрд. руб. [5], однако в 2020 году произошло сокращение из-за падения темпов экономического развития в обоих государствах, в результате которого бюджет Союзного государства составил только 5,521544 млрд. руб. [16].

Таким образом, с самого начала принятия бюджета Союзного государства Парламентским Собранием можно говорить о тенденциях, связанных как с увеличением бюджетных возможностей Союзного государства, хотя они оставались по большей части не столь уж и существенными, так и с расширением целей, получаемых финансированием из данного бюджета.

Однако отметим, что за двадцать лет существования Союзного государства и за двадцать два года работы Парламентского Собрания, мир изменился. Это не могло не отразиться на деятельности СГ, а главное - на деятельности Парламентского Собрания - той законодательной площадки, которая должна была как своевременно реагировать на все эти изменения. Поэтому не все цели достигались или достигались в намеченное время.

Таким образом, проанализировав алгоритм работы Парламентского Собрания по продвижению законов в СГ, по принятию и увеличению бюджета СГ, по поставленным целям, которые должно реализовывать Парламентское Собрание, можно сделать вывод о том, что Парламентское Собрание - это фильтр, который позволяет определить наиболее эффективно работающие инструменты интеграции. При этом он позволяет ускорить интеграцию в тех областях, в которых практически нет противоречий (культурная, экологическая, приграничное сотрудничество, взаимодействие в транспортной сфере). Но при этом тормозится принятие решений по наиболее сложным вопросам (например, энергетическая сфера). Здесь необходимо в большей степени опираться на решения глав двух государств. Ныне имеющиеся у ПС инструменты не позволяют ему быстро решать данные проблемы. Об этом наиболее очевидно свидетельствуют принимаемые им законы.

Это доказывает «естественность» и объективную закономерность формирования СГ. Более того, например, В. С. Симонов в своей статье одним из плюсов Союзного государства считает принцип органической интеграции, который использовался в процессе его создания, потому что органическая интеграция представляет собой добровольное и взаимовыгодное объединение дифференцированных частей в целое или включение новых членов в уже существующую общность, и в отличие от механического объединения органическая интеграция обладает стимулирующим эффектом, позволяющим целому быть больше суммы частей. Интеграция по этому варианту позволяет получить такие материальные, интеллектуальные и иные ресурсы, какие ни один из участников не имел бы, действуя автономно [22, с. 172].

Рекомендации для дальнейшей работы Парламентского Собрания следует сформулировать следующим образом: продолжать проводить различные мероприятия, посвященные белорусско-российскому единению, потому что они призваны содействовать активизации процесса становления и развития Союзного государства, укреплению веры народов двух стран в возможность достижения целей их единения, усилению общественно-политической и информационной поддержки союзного строительства, противодействию подрывной антисоюзной деятельности [20, с.56].

Для более эффективной работы ПС в СГ лучше делать упор на развитие сотрудничества в таких сферах как образование, наука, культура; важно более широко освещать мероприятия и события, связанные с интеграционными процессами России и Беларуси; проводить больше мероприятий и увеличивать финансирование в сферах образования и культуры, так как именно культура сохраняет общий менталитет, общий культурный код, лежащий в основе безусловного доверия друг другу двух народов, обществ и политиков.

И нам есть, на что опереться в этом контексте, ведь россияне и белорусы бок о бок пережили много переломных моментов в истории – Первая мировая война, Гражданская война в России, германская оккупация и польская интервенция, и, наконец, величайшее испытание в истории обоих народов – Великая Отечественная война [21, с. 374].

Помимо этого, необходимо развивать социальную политику, которая предполагает упор на важнейшие социальные проекты, связанные с молодежной политикой, политикой по отношению к ветеранам; необходимо наладить каналы обратной связи между политической сферой и гражданским обществом, без которой невозможно определить ни текущие, ни долгосрочные задачи, ни понять, что необходимо нашим народам сегодня. Помимо этого, нельзя забывать, что Россия и Беларусь связаны между собой географически, экономически, геополитически. Это понимание позволит сгладить все негативные моменты, добиться более глубокой интеграции и со временем решать сложные вопросы легко и в кратчайшие сроки.

Так же для более успешной и глубокой интеграции, нашим государствам надо четко определиться с дальнейшей формой межгосударственного устройства, на основе которой страны-союзницы будут вырабатывать согласованные совместные решения. Это снимет с повестки дня противоречия в двусторонних отношениях, которые периодически возникают, когда решения российского руководства не совпадают с подходами белорусской стороны и наоборот [22, с. 174].

Таким образом, тесное сотрудничество Беларуси и России имеет огромный потенциал для дальнейшего взаимовыгодного развития во всех сферах. Союзное государство необходимо, как ядро и базис других интеграционных объединений в Евразии. А Парламентское Собрание остается наиболее эффективно работающей площадкой, поддерживающей диалог двух стран и обществ. Именно на этой площадке обсуждаются как самые сложные, так и самые обыденные, рутинные задачи развития СГ. Благодаря ПС депутаты обоих государств делятся друг с другом самой последней информацией по разным аспектам. Очень важно, что именно благодаря этому можем представить Союзное государство и в международном измерении, например, в международной парламентской работе. Поэтому изучение опыта и принципов работы ПС очень важно и с точки зрения развития международного парламентаризма в целом.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

События первой половины 2020 года многими аналитиками - политологами, социологами, философами, экономистами - трактуются как начала коренного перелома в сложившейся системе международных отношений. Разумеется, и раньше отмечалось формирование приходящего на смену монополярному миру во главе с уставшим колоссом, Соединёнными Штатами Америки, мира многополярного. Однако новая короновирусная инфекция и объявленная ВОЗ пандемия не только привели к ухудшению экономических связей между отдельными государствами, но и к своеобразному окончанию проекта глобализации. А чего стоит события июля - августа 2020 г. в Республике Беларусь, трактуемые от всенародного протеста против диктатора до оранжевой революции. Именно крах глобализации и белорусские протесты все чаще заставляют задуматься о Союзном Государстве России и Беларуси. Неслучайно 27 августа Президент РФ В.В. Путин отметил, что «Россия и Белоруссия должны оказывать друг другу помощь и в защите суверенитета, внешних границ и в защите стабильности».
Все вышесказанное определяет актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является Парламентское Собрание Союзного государства России и Беларуси. Данная работа позволяет не просто рассмотреть насущную на сегодня тему, но и уйти от публицистической полемики в сторону научного анализа. Автор ставит своими задачами проанализировать этапы формирования Парламентского Собрания, а также выявить его дальнейшие перспективы.
Работа основана на принципах историзма, анализа и синтеза, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать парламентскую деятельность в Союзном Государстве, определив рекомендации для его дальнейшей успешной работы.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент отметим его масштабность: всего список литературы включается в себя 19 различных источников. Из привлекаемых автором материалов отметим нормативно-правовые акты, а также информацию о бюджете Союзного Государства. Вместе с тем в библиографии отсутствуют исследовательские работы. Так, вне авторского поля зрения оказались труды В.С. Симонова («Национальные и союзные интересы России и Белоруссии в процессе строительства Союзного государства», Среднерусский вестник общественных наук, 2009, номер 3), К.В. Виноградовой («Становление и развитие союза России и Белоруссии», Вестник РУДН, серия Международные отношения, 2010, номер 2), Т.Ф. Мысовой («Политические, экономические и духовные особенности формирования Союзного Государства России и Белоруссии», Постсоветские исследования, 2018, номер 4) и т.д. А ведь библиография статьи обладает важностью не только с научной, но и с просветительской точки зрения: после прочтения текста читатели могут обратится к другим материалам по ее теме. Таким образом, на наш взгляд, библиография статьи нуждается в дополнении в части исследовательских работ.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкому кругу читателей, всех, кто интересуется как постсоветским пространством, в целом, так и интеграцией России и Белоруссии. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что в своём развитии Парламентское Собрание Союзного Государства прошло три этапа: как отмечает сам автор, на первом этапе («период с 1995 года до конца апреля 1996 года») был сформирован базис для будущей интеграции, второй этап охватывает период «с 1997 года до момента подписания Договора о создании Союзного Государства в декабре 1999 года». Третий, продолжающийся и сегодня этап начинается с подписания 8 декабря 1999 года Договора о создании Союзного Государства. Автор предлагает для «более эффективной работы ПС в СГ лучше делать упор на развитие сотрудничества в таких сферах как образование, наука, культура; важно более широко освещать мероприятия и события, связанные с интеграционными процессами России и Беларуси; проводить больше мероприятий и увеличивать финансирование в сферах образования и культуры, так как именно культура сохраняет общий менталитет» и т.д.
Главным выводом статьи является то, что «Парламентское Собрание остается наиболее эффективно работающей площадкой, поддерживающей диалог двух стран и обществ».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах, так и при разработке стратегий интеграции России и Белоруссии.
Вместе с тем к статье имеются замечания:
1) Следует дополнить библиографию в части исследовательских работ.
2) Обратившись к методу экспертных оценок, следует показать мнения специалистов по рассматриваемой проблеме.
3) Необходимо вычитать текст статьи. Так, автор пишет то «Союзное Государство», то «Союзное государство». Отдельные фрагментах текста нуждаются в стилистической правке. Приведём только один показательный, на наш взгляд, пример: «Однако отметим, что за двадцать лет существования Союзного Государства и за двадцать два года работы Парламентского Собрания, мир менялся. Это не могло не отражаться на деятельности СГ, а главное - на деятельности Парламентского Собрания - той законодательной площадки, которая должна была как маркер своевременно реагировать на все эти изменения. Поэтому не все цели достигались или достигались в намеченное время».
После исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования».

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

«Парламентское Собрание как фактор развития и укрепления Союзного государства» // Журнал: Genesis: исторические исследования
Рецензируемая статья написана на основе международных правовых документов, освещающих юридические принципы задач и деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, что особенно интересно в связи событиями последних месяцев в Белорусии. Однако в статье отсутствует обоснование актуальности темы. Автор поставил перед собой цель выяснить, как осуществлялась парламентская деятельность Союзного государства на протяжении двадцати лет, как менялись задачи и условия для их выполнения. Документы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России являются главным источником для раскрытия темы. Заслугой автора является опора на правовые документы парламентского собрания. В статье сделаны два очень важных наблюдения. Первое гласит: политические деятели обеих стран предполагали, что конфедеративный Союз в будущем должен стать «мягкой федерацией». Второе наблюдение заключается в том, что «наличие Парламентского Собрания определяет глубину интеграции между Россией и Беларусью. И именно, благодаря ему, Союзное государство можно назвать ядром евразийской интеграции». Убедителен вывод, что Парламентское Собрание является своеобразным фильтром, который позволяет определить наиболее эффективно работающие инструменты интеграции, позволяет ускорить интеграцию в культурном, экологическом, приграничном сотрудничестве и во взаимодействии в транспортной сфере. Обоснованно отмечено, что при этом тормозится принятие решений по наиболее сложным вопросам в энергетической сфере. Убедителен главный вывод, что тесное сотрудничество Беларуси и России имеет огромный потенциал для дальнейшего взаимовыгодного развития во всех сферах. Союзное государство необходимо, как ядро и базис других интеграционных объединений в Евразии. Парламентское Собрание есть наиболее эффективно работающая площадка, поддерживающая диалог двух стран и обществ. Изучение опыта и принципов работы Собрания очень важно и с точки зрения развития международного парламентаризма. Рекомендации для дальнейшей работы Парламентского Собрания автор расширил предложением о необходимости развивать социальную политику.
На взгляд рецензента, статья выиграет, если в ней будет с самого начала использоваться точное наименование такого важного и нового по сути явления как «Парламентское Собрание Союза Беларуси и России»; будет дана дефиниция термина. Некоторые фразы в содержательной части статьи скорее являются выводами, например: «роль явно недооценивается политиками, как со стороны России, так и Беларуси». Динамику роста бюджета лучше было оформить в виде таблицы. К сожалению, в статье отсутствует историографический обзор, а библиографический список содержит 22 названия, из них только три являются литературой и отражают исследования последних лет по истории Союзного государства.
Статья, безусловно, привлечет внимание историков современных международных отношений и юристов-аналитиков и студентов юридических вузов. Статья может быть рекомендована к публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.