Статья 'Развитие высшей юридической школы Башкортостана в контексте отечественной историографии российских реформ 1991 – начала 2000-х гг.' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Развитие высшей юридической школы Башкортостана в контексте отечественной историографии российских реформ 1991 – начала 2000-х гг.

Меньшиков Максим Сергеевич

преподаватель, Колледж Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

450008, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 3-а

Menshikov Maxim Sergeevich

Educator, College of M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University

450008, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. Oktyabr'skoi Revolyutsii, 3-a

maks_menshikov_1990.@mail.ru
Юсупов Рахимьян Галимьянович

доктор исторических наук

профессор, Институт права Башкирский государственный университет

450076, Россия, Башкортостан область, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32

Yusupov Rakhimyan Galimyanovich

Doctor of History

Professor, Institute of Law, Bashkir State University

450076, Russia, Bashkortostan oblast', g. Ufa, ul. Zaki Validi, 32

yusupovr.g@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2019.2.29214

Дата направления статьи в редакцию:

07-03-2019


Дата публикации:

14-03-2019


Аннотация: Статья посвящена вопросам историографического освоения темы государственной политики Республики Башкортостан в сфере модернизации высшего юридического образования на рубеже XX – XXI вв. Целью исследования является обоснование научной значимости и актуальности проведения комплексного исторического исследования, раскрывающего процесс институционализации и деятельности системы высшей юридической школы Башкортостана в новейший период. Предметом исследования является процесс формирования отечественной историографии высшего юридического образования Башкортостана. Авторы рассматривают несколько проблемно-тематических уровней историографического материала – от общих вопросов государственной образовательной стратегии до истории конкретных вузов и факультетов университетов. Методология исследования определяется объективным содержанием и многообразием историко-познавательного процесса. В работе применяются сравнительно-исторический, типологический, историко-системный методы историографического анализа. Новизна исследования заключается в аналитическом обзоре отечественной историографии государственной политики в сфере высшей юридической школы в Башкортостане на рубеже XX – XXI вв. Авторы приходят к выводу о том, что во второй половине 1990-х – 2010-е гг. сложился комплекс научной литературы, составляющий теоретическую и фактологическую основу для формирования объективных представлений об историческом опыте и результатах развития профессионального образования в России в новейшее время. При этом тема модернизации высшей юридической школы в Башкортостане практически не получила отражения в исторических исследованиях. Изучение исторического опыта реализации государственной политики развития высшего юридического образования в Башкортостане в 1991 – 2000-е гг. представляет собой актуальную научную задачу, решение которой обеспечено историографическими, архивными и опубликованными историческими источниками.


Ключевые слова:

историография отечественной истории, историография Республики Башкортостан, российские реформы, образовательная политика, высшая школа России, юридические факультеты, высшее юридическое образование, вузы Башкортостана, академическая наука Башкортостана, Башкирский государственный университет

Abstract: This article is dedicated to the question of historiographical mastery of the topic of state policy of the Republic of Bashkortostan in the area of modernization of the higher legal education at the turn of the XX-XXI centuries. The goal of this research lies in substantiation of the scientific significance and relevance of conducting a comprehensive historical study that reveals the process of institutionalization and activity of the system of the Bashkortostan Higher School of Law in the context of contemporary history. The subject of this research is the establishment of national historiography of the higher legal education in Bashkortostan. The authors examine several problematic and thematic levels of historiosophical material – from general questions of state educational strategy to the history of particular universities and their departments. The scientific novelty consists in the analytical overview of national historiography of state policy in the area of the Bashkortostan Higher School of Law at the turn of the XX-XXI centuries. It is concluded that in the late 1990’s – 2010’s there have formed the body of scientific literature that comprises the theoretical and factual basis for the emergence of objective representations on the historical experience and the results of development of the professional education in Russia within the framework of contemporary history. At the same time, the topic of modernization of the Bashkortostan Higher School of Law did not receive proper coverage in the historical research. Therefore, the study of historical experiences of implementation of state policy with regards to the development of higher legal education in Bashkortostan during the 1991 – 2000’s is a relevant scientific task, which solution is maintained by the historiographical, archival, and published historical sources.


Keywords:

historiography of national history, historiography of the Republic of Bashkortostan, Russian reforms, educational policy, Russian higher school, law faculties, higher legal education, universities of Bashkortostan, academic science of Bashkortostan, Bashkir State University

Введение

Государственная образовательная политика Российской Федерации является одним из важнейших компонентов постсоветских реформ, кардинально преобразовавших общественно-политическую, социальную и хозяйственно-экономическую сферы жизни России, причем система образования на всех ее уровнях и во всех отраслях была непосредственно вовлечена в этот процесс и как объект трансформации, и как ее непосредственный и активный участник. В частности, исторический опыт развития юридического образования в России в целом и в конкретных регионах наглядно отражает весь сложный комплекс проблем и противоречий, существовавших в 1990-х – начале 2000-х гг. в системе реформируемой высшей школы страны. При этом юридические факультеты университетов и специализированные вузы, формировавшие кадры квалифицированных юристов-практиков и теоретиков права, обладавших новым правосознанием и комплексом профессиональных компетенций, соответствовавших задачам построения в России демократической государственности, безусловно, входят в число ключевых акторов модернизации в образовании, а через своих профессоров и выпускников – в законотворчестве, административной системе, сфере услуг. Данные утверждения в полной мере применимы к высшей юридической школе Республики Башкортостан, представленной в настоящее время несколькими структурами: Институтом права (до 1999 г. – юридическим факультетом) Башкирского государственного университета и его филиалами в Сибае, Стерлитамаке, Нефтекамске и Бирске, Уфимским юридическим институтом МВД РФ, филиалом Уральской юридической академии и Восточной экономико-юридической гуманитарной академией.

Авторы намерены обосновать возможность постановки и решения задачи изучения государственной политики в сфере развития высшей юридической школы Республики Башкортостан в 1991 – 2000-е гг. в рамках научной специальности «Отечественная история», включающей такое тематическое направление исследований как различные аспекты российских реформ новейшего времени.

Для достижения данной цели осуществляется решение следующих исследовательских задач:

- освещение теоретических подходов и тематического спектра основного массива научной литературы, посвященной историческому опыту и реализации государственной образовательной политики в Республики Башкортостан в 1990 – 2000-е гг.;

- выявление круга неизученных вопросов в сфере высшего юридического образования в Башкортостане и их проблемно-тематической связи с процессом российских реформ рубежа XX- XXI вв.;

- рассмотрение уровня обеспеченности предполагаемого исследования историческими источниками.

Предмет исследования составляет становление теоретических и конкретно-исторических основ изучения развития высшей юридической школы Башкортостана в 1991 – 2000-е гг. в отечественной историографии. Объект исследования – научные труды российских авторов, посвященные вопросам эволюции системы высшего юридического образования России и субъектов РФ в контексте модернизационного транзита страны на рубеже XX- XXI вв.

Методологическую основу работы составляют принципы научной объективности и системности, применяемые в рамках модернизационной концепции исторического процесса.

Историография образовательных реформ в России 1991 – 2000-х гг.

Теоретическая платформа рассмотрения опыта институционализации и деятельности центров высшего юридического образования в Башкортостане в 1991 – 2000-е гг. в рамках исторического исследования определяется современным обликом отечественной историографии российских реформ, которая характеризуется расширением глубины и проблематики исследований, затрагивающих «практически все основные сферы отечественного реформирования»[1, c.274].

Вопрос о включении в орбиту исторических исследований различных аспектов государственного строительства, социально-экономической и культурной трансформации российского общества был поставлен И.Д. Ковальченко, Н.И. Смоленским, Л.П. Репиной и другими теоретиками исторической науки в первой половине 1990-х гг. в процессе освоения российскими историками западных теоретических концепций и разработки собственных подходов к теории и методологии исторического знания [2; 3; 4;5]. Отечественная историография новейшего времени в этот период решает задачи «развития аналитического исторического подхода к современным процессам в России и выявления их логики» [6, c.3]. Одновременно в конкретно-исторической области проявляется ряд тенденций, которые непосредственно связаны с первыми шагами в освоении проблематики исторического опыта и реализации государственной образовательной политики в Республике Башкортостан. Прежде всего, это появление научных исследований исторического и междисциплинарного профиля, в которых предпринимаются попытки переосмысления советского периода отечественной истории в целом и по отдельным направлениям развития страны, в том числе в сфере государственной образовательной политики [7; 8].

К середине 2000-х гг., когда стало очевидным завершение переходного периода и проявились первые результаты курса социально-экономической модернизации страны, тематика российских реформ 1990-х гг. утвердилась как часть отечественной историографии новейшего времени. Как справедливо отмечает О.Ю. Лютых, авторы опубликованных к этому времени работ основное внимание уделяли вопросам экономической и государственно-политической трансформации России [1, c.274], однако теоретическое и фактологическое освоение ключевых аспектов постсоветской истории, безусловно, играет существенную роль как методологическая база для историков отечественного высшего образования. Имеется и ряд концептуальных научных публикаций, посвященных непосредственно образовательной реформе. Среди них выделяется высоким аналитическим уровнем и емкостью фактологического материала статья Т.Л. Клячко и В.А. Мау, раскрывающая взаимосвязь образовательной политики и эволюции стратегических основ государственного модернизационного курса России рубежа ХХ – XXI вв. [9]

Историография государственной политики в сфере модернизации образования и науки Республики Башкортостан

В 1990 – начале 2000-х гг. в историографии регионов России, включая Республику Башкортостан, на первый план выдвигаются исследования, связывавшие проблематику общероссийских реформ с национально-государственным строительством и возрождением этнокультурных традиций в национальных республиках Российской Федерации [10]. Данная тенденция нашла отражение в трудах Д.Ж. Валеева [11; 12], научных работах Д.Я. Абдрахманова и А.М. Буранчина [13; 14], в монографиях и вузовских курсах по новейшей истории Башкортостана, подготовленных республиканскими центрами исторической науки в середине 1990-х – 2000-е гг. [15; 16; 17; 18]. В то же время растет востребованность научных разработок в области интеллектуальной истории национальных регионов России, изучения опыта становления и деятельности образовательных и научно-исследовательских центров Казани, Саранска, Уфы и других университетских городов Поволжья и Приуралья. Интерес научной общественности к историческому опыту отечественной высшей школы проявился, в частности, в подготовке целого ряда диссертационных исследований по специальности «Отечественная история», посвященных развитию профессионального образования в субъектах Российской Федерации в позднесоветский и постсоветский период [19; 20; 21; 22], а также государственной образовательной политике России в целом на начальном этапе реформ [23; 24].

Новым словом в осмыслении исторических традиций высшей школы и науки Башкирии дореволюционного и советского времени стала книга Хуан Хуна и А.Н. Чувырова «Формирование института образования в регионах России в период смены социального устройства государства (на примере Республики Башкортостан)», в которой раскрывался потенциал инновационного развития вузов и академических центров Башкортостана [25]. Одним из исследовательских проектов, раскрывающих ключевые аспекты формирования и деятельности системы высших учебных заведений России в ХХ веке, явилась работа историков Э.Д. Хадимуллиной и Р.Р. Хадимуллина «История становления и развития высшего образования в Башкирии в 1917-1985 гг.» [26].

В работах уфимских ученых-историков К.К. Каримова, С.Г. Халфина, Р.Г. Юсупова посвященных созданию и деятельности центра академической науки в Башкортостане, воплотились идея преемственности и творческого роста научных школ Республики Башкортостан второй половины ХХ века и их плодотворного взаимодействия с общероссийской академической и университетской научной общественностью[27; 28; 29]. Ценным дополнением к публикациям по истории академической и вузовской науки Башкортостана является статья В.К Самигуллина «Становление и развитие юридической науки в Республике Башкортостан», включающая наряду с материалами в области теории права, фактологический материал об институционализации и деятельности республиканских структур высшего юридического образования во второй половине ХХ – начале ХХI в. [30]

В 2000-е гг. было выпушено в свет несколько изданий, посвященных историческому пути региональных университетов и их структурных подразделений [31; 32; 33], в которых отразилось стремление российской университетской общественности войти в образовательное пространство XXI века, опираясь на лучшие отечественные традиции высшей школы дореволюционного и советского времени. В контексте настоящей статьи среди этих изданий следует выделить труд M.M. Кульшарипова и А.Г. Низамова «История Башкирского государственного университета» [34] и публикации Р.З.Янгузина, вводящие в научный оборот ряд новых документально подтвержденных фактов по истории БашГУ [35; 36].

Историографическое освоение исторического опыта развития высшей юридической школы России в новейший период

В 2000-е гг. выходят в свет публикации, в которых анализируется исторический опыт развития юридического образования в СССР и России 1990-х гг., причем наряду с работами историко-правового и педагогического профиля [37; 38; 39], осуществляется ряд исторических исследований по теме государственной политики в сфере отечественного юридического образования. В частности, было подготовлено несколько работ по истории юридических факультетов Воронежского, Томского и ряда других классических университетов [40; 41] и специализированных юридических вузов [42; 43]. В научной публикации Р.Д. Сабирова и Е.В. Ежовой был представлен фактологический материал по истории создания и деятельности Института права Башкирского государственного университета ( с 1949 о 2014 г.) [44].

Особого внимания в данном контексте заслуживают монографии доктора исторических наук В.В. Ганина, воссоздавшего историческую панораму эволюции системы подготовки юридических кадров в России в период с конца XIX в. до середины 1990-х гг. [45; 46]. В работах В.В. Ганина отмечалась недостаточная изученность российской государственной доктрины подготовки юридических кадров и развития системы образовательных учреждений юридического профиля за последние три десятилетия ХХ века, включая «период конца 1980-х – 2001 гг. исключительно важный для отечественной юридической науки и образования»[47, c.11]. Данное утверждение не утратило своей актуальности и в настоящее время, в том числе в отношении историографии государственной образовательной политики в Республике Башкортостан, поскольку имеется лишь небольшое количество научных работ в области истории высшей юридической школы Башкортостана. Кроме того, в данных исследованиях не уделяется существенного внимания многим ключевым аспектам темы, необходимым для воссоздания рельефной и всесторонней исторической картины развития высшего юридического образования в Республике Башкортостан в контексте российских реформ 1990 – 2000-х гг.

Высшая юридическая школа Республике Башкортостан в 1991 – 2000-е гг.: перспективы научно-исторического изучения

Исторический опыт деятельности центров высшего юридического образования Республики Башкортостан представляет интерес в контексте таких актуальных направлений отечественной историографии, как история российских реформ 1990-х – начала 2000-х гг., исторический опыт и реализация государственной образовательной и кадровой политики России и субъектов Российской Федерации, научно-образовательная и культурная эволюция отечественных университетов. Кроме того, в настоящее время возможно подведение определенных итогов реализации государственной политики России в сфере подготовки квалифицированных юридических кадров в первом десятилетии XXI века, что позволило бы показать процесс интеграции высшей юридической школы Башкортостана в процесс социально-экономических и культурных преобразований страны на новом этапе модернизационного транзита.

Постановка данной проблемы обусловлена наличием предметной области изучения, включающей все основные институционально-правовые типы высшей юридической школы, действующие в России в рассматриваемый период (классический университет, специализированные государственные вузы, негосударственный вуз, а также филиалы вузов), деятельность которых в 1991 – 2000-е гг. до настоящего времени не стала предметом исторического исследования.

Комплексное рассмотрение развития высшей юридической школы Республики Башкортостан предполагает научное изучение широкого круга вопросов, в том числе: регулирование деятельности юридических вузов Башкортостана федеральными, республиканскими и ведомственными органами управления образованием, эволюция внутренней жизни центров высшего юридического образования Республики Башкортостан в период 1990 – 2000-х гг., участие педагогических и студенческих кадров в межвузовском и академическом диалоге, а также в правовом просвещении граждан, в создании и функционировании юридических кабинетов, адвокатских бюро и других элементов, отражающих процесс трансформации сферы юридических услуг в условиях рыночных реформ. Комплексное рассмотрение исторического опыта реализации государственной образовательной политики России в сфере высшей юридической школы требует проведения компаративного анализа инфраструктурной, учебно-методической, кадровой динамики структур университетского и специализированного юридического образования на различных этапах модернизации отечественного высшего образования в новейший период.

Следует также отметить, что изучение данной темы хорошо обеспечено историческими источниками. Деятельность органов исполнительной власти, осуществлявших управление университетами и отраслевыми вузами России в первой половине 1990-х гг., когда происходила демократизация образования и становление негосударственного сектора высшей школы отражена в документах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Центрального государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Центрального государственного архива Республики Башкортостана (ЦГИА РБ). Материалы формирования государственной политики в сфере высшей юридической школы Башкортостана в последующие годы представлены в текущих архивах Министерства образования РФ, Министерства юстиции РФ, МВД РФ, Правительства Республики Башкортостан, Государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан, Башкирского государственного университета и других вузов республики. Имеется также широкий круг опубликованных источников, необходимых для проведения исторического исследования: государственные программы, нормативные документы, материалы учебно-методической и научной деятельности структур высшего юридического образования, публицистические источники.

Выводы

Во второй половине 1990-х – 2000-е гг. отечественными авторами был создан комплекс научных исследований, отражавших исторический опыт формирования и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития высшего образования в период модернизационного транзита рубежа XX - XXI веков. Основной массив данных разработок был выполнен на основе методологических подходов и методов исторической науки, включая проекты по истории конкретных отраслей высшего образования – педагогического, исторического, инженерно-технического. В исследовательских проектах обобщающего характера, а также в изданиях, посвященных истории российских университетов, раскрывались и отдельные аспекты развития высшей юридической школы России в новейший период.

Тема институционализации и деятельности центров высшего юридического образования в Республике Башкортостан в 1991 – 2000-е гг. не ставилась и не изучалась в качестве самостоятельной научно-исторической задачи в рамках историографического освоения проблематики российских реформ рубежа XX – начала XXI веков. Возможность постановки и научного изучения данной темы обусловлена наличием научно-теоретической базы и смежных исторических исследований, объемной и разнообразной источниковой базой, включая малоизученные и не введенные в научный оборот архивные документы.

Исследование исторического опыта и результатов государственной политики в сфере развития высшего юридического образования Республики Башкортостан является актуальной научной задачей в контексте дальнейшего осмысления многогранного процесса российских преобразований XX – XXI вв.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ на статью
Развитие высшей юридической школы Башкортостана в контексте отечественной историографии российских реформ 1991 – начала 2000-х гг.

Название в целом соответствует содержанию материалов статьи: в статье в тексте статьи автор сообщил другую верхнюю границу хронологических рамок – 2010 год («1990 – 2000-е гг.»), в выводах – другую нижнюю границу: «во второй половине 1990-х – 2000-е гг.».
В названии статьи условно просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора.
Рецензируемая статья представляет относительный научный интерес. Автор отчасти разъяснил выбор темы исследования, но не обосновал её актуальность.
В статье неясно сформулирована цель исследования («Авторы намерены обосновать возможность постановки и решения задачи изучения государственной политики в сфере развития высшей юридической школы Республики Башкортостан» и т.д.), указаны объект и предмет («становление теоретических и конкретно-исторических основ изучения развития высшей юридической школы Башкортостана в 1991 – 2000-е гг. в отечественной историографии»), абстрактно указана «методологическая основа» исследования.
Автор представил результаты анализа историографии проблемы (учитывая обращение к «контексту отечественной историографии российских реформ») и сформулировал новизну предпринятого исследования.
Автор не разъяснил и не обосновал выбор хронологических рамок исследования – 1991–2010 гг.
Автор не разъяснил и не обосновал выбор географических рамок исследования.
На взгляд рецензента, автор сумел грамотно использовать источники, стремился выдержать научный стиль изложения, грамотно использовать методы научного познания, соблюсти принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала.
Во введении статьи автор указал на причину выбора темы исследования, обозначил её актуальность, указал цель, объект и предмет исследования
В первом разделе основной части статьи вместо представления результатов анализа «историографии образовательных реформ в России 1991 – 2000-х гг.» автор ограничился сообщением о том, что «отечественная историография новейшего времени в этот период решает задачи «развития аналитического исторического подхода к современным процессам в России и выявления их логики» и что «одновременно в конкретно-исторической области проявляется ряд тенденций, которые непосредственно связаны с первыми шагами в освоении проблематики исторического опыта и реализации государственной образовательной политики в Республике Башкортостан». Автор умозрительно заключил, что «теоретическое и фактологическое освоение ключевых аспектов постсоветской истории, безусловно, играет существенную роль как методологическая база для историков отечественного высшего образования».
Во втором разделе основной части статьи («Историография государственной политики в сфере модернизации образования и науки Республики Башкортостан») автор неожиданно сообщил о том, что «в 1990 – начале 2000-х гг. в историографии регионов России… на первый план выдвигаются исследования, связывавшие проблематику общероссийских реформ с национально-государственным строительством и возрождением этнокультурных традиций в национальных республиках Российской Федерации», затем, что «растет востребованность научных разработок в области интеллектуальной истории национальных регионов России, изучения опыта становления и деятельности образовательных и научно-исследовательских центров Казани, Саранска, Уфы и других университетских городов Поволжья и Приуралья». Затем автор перечислил труды, посвященные вопросам истории развития образования и науки в Башкортостане.
В третьем разделе основной части статьи автор кратко описал «историографическое освоение исторического опыта развития высшей юридической школы России в новейший период».
В четвёртом разделе основной части автор стремился обосновать возможность и необходимость изучения истории развития «высшей юридической школы в Республике Башкортостан в 1991 – 2000-е гг.». Автор заявил о том, что «опыт деятельности центров высшего юридического образования Республики Башкортостан представляет интерес в контексте таких актуальных направлений… как история российских реформ 1990-х – начала 2000-х гг., исторический опыт и реализация государственной образовательной и кадровой политики…, научно-образовательная и культурная эволюция отечественных университетов», сообщил, что «комплексное рассмотрение развития высшей юридической школы Республики Башкортостан предполагает научное изучение широкого круга вопросов» и т.д., что «комплексное рассмотрение исторического опыта реализации государственной образовательной политики России в сфере высшей юридической школы требует проведения компаративного анализа… на различных этапах модернизации отечественного высшего образования в новейший период» и что «изучение данной темы хорошо обеспечено историческими источниками» и т.д.
В статье встречаются ошибки/описки, как-то: «в Республики», «В 1990 – начале 2000-х гг.», «школа Республике».
Выводы автора носят обобщающий характер, сформулированы ясно.
Выводы отчасти позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования.
В заключительных абзацах статьи автор сообщил, что «во второй половине 1990-х – 2000-е гг. отечественными авторами был создан комплекс научных исследований, отражавших исторический опыт формирования и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития высшего образования в период модернизационного транзита рубежа XX - XXI веков» и т.д. и что «в исследовательских проектах обобщающего характера, а также в изданиях, посвященных истории российских университетов, раскрывались и отдельные аспекты развития высшей юридической школы России в новейший период». Далее автор пишет о том, что «тема институционализации и деятельности центров высшего юридического образования в Республике Башкортостан в 1991 – 2000-е гг. не ставилась и не изучалась в качестве самостоятельной научно-исторической задачи» и т.д.
Автор резюмировал, что «исследование исторического опыта и результатов государственной политики в сфере развития высшего юридического образования Республики Башкортостан является актуальной научной задачей в контексте дальнейшего осмысления многогранного процесса российских преобразований XX – XXI вв.».
Выводы, на взгляд рецензента, проясняют цель исследования не в полной мере.
На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования достигнута автором отчасти. Статья может быть опубликована после незначительной доработки.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.