Статья 'Советско-норвежские отношения и образ Норвегии в советской прессе в 1955-1960-х гг. (на материале газеты "Правды").' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Советско-норвежские отношения и образ Норвегии в советской прессе в 1955-1960-х гг. (на материале газеты "Правды")

Зарецкая Оксана Валерьевна

кандидат исторических наук

заведующая кафедрой, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

163002, Россия, Архангельская область, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 7

Zaretskaya Oksana Valerievna

PhD in History

Docent, the department of General History, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

163002, Russia, Arkhangelsk, Naberezhnaya Severnoy Dviny 7

oksana_za@mail.ru

DOI:

10.7256/2409-868X.2017.6.22819

Дата направления статьи в редакцию:

27-04-2017


Дата публикации:

17-05-2017


Аннотация: Предметом исследования является образ Норвегии в советской периодической печати в 1955-1960-е гг., сформированный под влиянием межгосударственных отношений между Советским Союзом и Норвегией. В тоже время, советско-норвежские межгосударственные отношения в условиях коренных изменений системы мировой политики и международных отношений выступают в качестве объекта исследования. Автор особое внимание уделяет особенностям формирования и трансформации образа Норвегии в советской периодической печати в указанный период и анализирует характер отражения центральной прессой советско-норвежских отношений на вышеозначенном этапе. В основу исследования положена концепция мифа (обобщенное представление о действительности). Изучение отражения действительности в сознании, а также влияния политических мифов на формирование требуемого образа каких-либо объектов является необходимым условием для анализа периодической печати. Специальными научно-историческими методами, определившими концепцию и структуру исследования, являются проблемно-хронологический (используемый для воспроизводства явления и процессов в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности,), а также, вследствие того, что основным источником данного исследования является пресса – метод контент-анализа (применяемый для количественного анализа текстовых источников) для выявления характерных тенденций в публикациях советской прессы. Новизной данного исследования явилось то, что удалось проследить качественные изменения образа Норвегии в советской прессе в 1955-1960-х гг. В частности, удалось прийти к следующим выводам: к 1954-1955 гг. критика норвежской пронатовской политики приобретает сдержанный характер, что было вызвано достижением определенного равновесия в двусторонних отношениях, а образ Норвегии опять становится нейтральным. Визит в СССР Э.Герхардсена в 1955 г., а также последующие официальные визиты на высшем уровне в 1964 г., 1965 г. позволили вернуть двусторонним отношениям дружественный характер, что, в свою очередь, повлекло формирование в прессе положительного образа. Однако проблемным в двусторонних отношениях оставался вопрос участия Норвегии в НАТО. В связи с тем, что на межправительственном уровне было достигнуто тесное сотрудничество, а внутри блока НАТО усилились центробежные тенденции, в прессе активно обсуждался вопрос о возможном выходе Норвегии из организации в 1969-1970 гг. Неудовлетворенность советского руководства решением норвежского правительства остаться членом НАТО привела к ухудшению двусторонних отношений в 1970-х гг.


Ключевые слова:

советско-норвежские отношения, образ Норвегии, советская периодическая печать, холодная война, CCCР, Норвегия, нейтрализм, НАТО, внешняя политика, советская угроза

Статья подготовлена при поддержке РФФИ и Правительства Архангельской области (проект "Эволюция идеологического мифа о «российской угрозе» как феномена внешней политики Скандинавских стран и приграничных отношений в Арктике в XIX–XXI вв." № 16-11-29002 а).

Abstract: The subject of this research is the image of Norway in Soviet printed media over the period of 1955 – 1960’s, which was formed under the influence of transnational relations between the Soviet Union and Norway. The object is the Soviet-Norwegian relations under the conditions of crucial changes in the system of global politics and international relations. Special attention is given to the peculiarities of establishment and transformation of the image of Norway alongside the character of Soviet-Norwegian relations in Soviet printed media over the stated timeframe. The concept of myth (generalized perception of the reality) lies in the foundation of this work. Examination of the reflection of reality in the consciousness, as well as effect of the political myths upon the formation of a desired image of any objects is a necessary condition for analyzing the printed media. The scientific novelty consists in the attempt to trace the qualitative transformations of Norway’s image in the Soviet printed media over the period of 1955 – 1960’s. The following conclusions were made: in 1954 – 1955 the criticism of Norwegian pro-NATO policy acquires constraint character, which was a result of achieving certain balance in the bilateral relations; the image of Norway becomes neutral. Visit of Einar Gerhardsen to USSR in 1995 alongside the following visits of high officials in 1964 and 1965 positively affected the relations between the state, and thus, resulted in formation of a pleasant image in the printed media. However, the question of Norway’s membership in NATO remained topical. Due to the fact that on the intergovernmental was achieved close cooperation, and within the NATO block have increased centrifugal trends, the media were actively discussing a possible exit of Norway from the organizations. Dissatisfaction of the Soviet leadership by the decision of Norwegian government to remain the member of NATO led to worsening of the bilateral relations in 1970’s.


Keywords:

Soviet-Norwegian relations, image of Norway, Soviet press, cold war, USSR, Norway, neutralism, NATO, Foreign policy, Soviet threat

Вторая мировая война полностью изменила расстановку сил в мире и доказала норвежскому правительству несостоятельность политики нейтралитета, которой Норвегия старалась придерживаться с момента обретения независимости в 1905 г. Поиск новых, твердых гарантий безопасности стал одним из основных направлений внешней политики Норвегии после 1945 г. Поэтому советско-норвежские отношения в годы холодной войны являются позитивным примером установления дипломатических контактов между государствами в послевоенном мире, в условиях сложной и неоднозначной ситуации на международной арене, когда приходилось искать новые ориентиры, придерживаться тех или иных приоритетов, исходя из собственного понимания правительствами критериев безопасности, а также дружбы. Пример взаимодействия СССР и Норвегии является крайне актуальным вопросом для совеременного исследователя, с точки зрения поиска возможностей для установления более тесных российско-норвежских отношений в настоящее время, в условиях непростой международной обстановки.

Отечественная историография советско-норвежских отношений во второй половине ХХ в. представлена значительным количеством работ, в которых отражена как истории Норвегии, так и отдельные аспекты ее социально-экономического и политического взаимодействия с СССР. Отдельные проблемы в отношениях Норвегии и СССР нашли свое отражение в статьях известных скандинавистов: М.Л.Коробочкина [1], А.А.Комарова [2, 3]. Что касается историографии образа Норвегии в советской периодической печати в рассматриваемый период, то специальных исследований по данной проблеме не проводилось. Близкими к теме данной работы стали статьи историков: А.Н.Воронина [4], в которой автор в том числе рассматривает отражение внешнеполитических отношений СССР и Норвегии с советской прессе, А.В. Репневского [5], в которой также приводится анализ советской прессы, освещающей взаимоотношения СССР и Норвегии, но в хронологический период, выходящий за рамки данного исследования, Зарецкой О.В. в своих статьях автор анализирует трансформацию образа Норвегии в советской прессе на начальном этапе холодной войны [6] и на заключительном этапе блокового противостояния [7].

С середины 1950-х годов отношения СССР и Норвегии выходят на качественно новый уровень. Новую страницу в советско-норвежских отношениях открыл визит премьер-министра Норвегии Эйнара Герхардсена в СССР по приглашению советского правительства в ноябре 1955 г. Этот "продуктивный" этап советско-норвежских отношений продлился до конца 1960-х гг., он был отмечен попытками установления взаимовыгодного сотрудничества в условиях непростой международной обстановки и блокового противосттояния. С начала 1970-х гг. решение норвежского правительства сохранить членство в НАТО ознаменовало новый этап в отношениях двух стран, исследование, которого нашло отражение в другой статье автора. [7]

Отношениям двух стран пристальное внимание уделяла и советская пресса, в частности, газета «Правда». Всего с ноября 1955 по декабрь 1970 г. опубликовано 862 публикации о Норвегии. Единой тенденции в их количестве ежегодно не наблюдается: в зависимости от тех или иных событий в советско-норвежских отношениях – их количество резко увеличивалось, а затем падало. Так, в 1956 г. был достигнут максимум – 95 публикаций. Данная цифра объясняется тем, что после визита в СССР в 1955 г. премьер-министра Норвегии Э.Герхардсена – расширяются культурные, торговые, политические контакты между двумя странами [8, 9, 10], обмен различного рода делегациями [11, 12], а, следовательно, и пресса стремилась создавать положительный образ Королевства. Следующим годом увеличения количества публикаций стал 1960 г. – год, когда делегация Верховного Совета СССР, а затем и правительственная делегация посетили Норвегию.

В 1964 г. в Норвегию с официальным визитом прибыл Н.С.Хрущев, и это событие также подробно описывалось прессой; чуть меньше внимания было уделено в 1965 г. ответному визиту Э.Герхардсена в СССР. Таким образом, данный период с ноября 1955 г. по декабрь 1970 г. стал весьма плодотворным в плане государственных визитов на высшем уровне.

Посещение СССР норвежским премьер-министром уникально тем, что Э. Герхардсен стал первым главой правительства страны НАТО, получившим приглашение посетить СССР [13, с. 307]. Кроме того, это был первый послевоенный визит главы скандинавского правительства в нашу страну [14, с. 274], ставший знаковым событием в истории советско-норвежских отношений.

Пребывание Герхардсена было довольно продолжительным, с 10 по 22 ноября, посвящено ему было 16 публикаций: каждый день пребывания подробно освещался, причем 6 из них – на первой странице, что говорит о важности темы. Норвежская делегация посетила Москву, Ленинград, Сталинград, Тбилиси. Однако самой важной частью визита стали встречи с советским руководством, проходившие с 11 по 16 ноября.

Главной рекомендацией, которую норвежский МИД давал своему премьеру, было «соблюдать крайнюю осторожность при обсуждении вопросов международной политики» и не вести «никаких переговоров в ходе визита» [15, с. 532], поэтому в ходе бесед с Н.С.Хрущевым Э.Герхардсен следовал данным рекомендациям и вел себя крайне осторожно.

Итогом визита стало совместное коммюнике, в котором – «Обе стороны выразили свое твердое намерение содействовать развитию дружественных добрососедских отношений между СССР и Норвегией». Было принято решение увеличить культурное сотрудничество, а для улучшения взаимопонимания между народами – планировался обмен профсоюзными, спортивными делегациями, представителями молодежи. Неоднократно повторялось, что данный визит будет способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания между двумя государствами [16, 17].

Но даже в ходе визита в прессе писали, что двусторонние отношения могли быть более тесными – однако этому мешает участие в НАТО: «Советско-норвежское сотрудничество могло бы быть более обширным, если бы ему не препятствовали существующие искусственные ограничения, которым Норвегия следует как член Атлантического союза» [17].

Тем не менее, визит Э. Герхардсена имел важное дипломатическое значение: между СССР и Норвегией наметилось «потепление» и были созданы благоприятные условия для дальнейшего развития двусторонних отношений. И норвежская, и советская делегации остались довольны визитом и оценили его результаты как успешные [15, с. 585-589], хотя в самой Норвегии он вызвал противоречивую реакцию [13, с. 308].

Наметившаяся положительная тенденция в укреплении двусторонних связей едва не была нарушена осенью 1956 г. вследствие обострения международной обстановки: тогда СССР ввел войска в Венгрию и подавил антисоветское восстание. Действия СССР вызвали широкий резонанс и были осуждены мировой общественностью. На советско-норвежских отношениях это отразилось тем образом, что в Норвегии усилились опасения относительно агрессивной настроенности СССР по отношению к «малым государствам».

Наиболее же распространенной темой публикаций за 1955-1970 гг. было участие Норвегии в НАТО: ей посвящено 122 публикации (из 862).

Советская пресса продолжала критиковать НАТО как агрессивный блок, которым руководит США, подчиняющие политику других государств своим интересам [18]. В самой Норвегии критике блока опять отводилось большое место норвежской компартией: «Участие в НАТО налагает на наш народ большие экономические лишения, так как он вынужден нести большие расходы на вооружение» [19]. Отмечалось, что все меньше норвежцев считают возможной угрозу Норвегии со стороны СССР, что «сотрудничество с НАТО становится в Норвегии все менее и менее популярным» [20].

Новой темой, беспокоившей руководство СССР, в данный период стала тема строительства ракетных баз, а также размещения ядерного оружия на территории Норвегии. Ей посвящено 54 публикации, большая часть которых приходится на 1957-58 гг.

Правительство Норвегии несколько месяцев четко не определялось со своей позицией, и советское правительство выразило протест по поводу возможности размещения в Норвегии атомного оружия, направив в начале 1957 г. письменное предупреждение руководству Норвегии, что размещение в стране атомного оружия блока НАТО будет иметь тяжёлые последствия для всего норвежского народа в случае войны [21]. В ответном послании Э. Герхардсен заявил, что участие Норвегии в НАТО преследует исключительно цели безопасности, и что Норвегия по-прежнему придерживается решения не размещать на своей территории вооруженные силы иностранных государств [22]. Однако ответ на вопрос о размещении в стране атомного оружия СССР не получил.

Окончательный ответ прозвучал на Парижской сессии НАТО 16 декабря 1957 г. Э. Герхардсен заявил, что Норвегия не согласится со строительством на ее территории установок для запуска ракетного оружия, а также не разрешит создавать на ее территории запасы атомного оружия [23]. Решение норвежского правительства Э. Герхардсен объяснил тем, что неизменной политикой Норвегии является принцип не допускать иностранные войска на свою территорию, и, «мы не видим никакой причины менять этот политический курс». Кроме того, он поддержал идею постепенного сокращения вооружений в Европе. Таким образом, объективно оценивая внешнеполитические факторы и общественное мнение, норвежское правительство вновь подтвердило свою базовую политику – недопущения иностранных войск на свою территорию в мирное время, которая была дополнена особой ядерной политикой – неразмещения атомного оружия в стране.

Такое решение вполне удовлетворяло руководство СССР, в результате чего в прессе появились публикации, поддерживающие решение норвежского правительства [24]. Отмечалось, что данное решение о неразмещении атомного оружия поддерживается в самой Норвегии как среди общественности, так и правительстве [25].

Наконец, в своем послании Э. Герхардсену в начале 1958 г. Председатель Совета Министров СССР Н. А. Булганин выразил удовлетворение позицией Норвегии в вопросе атомного оружия и, опираясь на заявление норвежского премьер-министра о необходимости рассмотрения вопроса о разоружении в Европе, предложил Норвегии стать посредником в переговорах между СССР и странами НАТО по этому вопросу [26].

Шаги норвежского правительства вновь несколько стабилизировали советско-норвежские отношения, дав повод начать подготовку ответного визита советской делегации в Норвегию.

Визит Н.С. Хрущева в Норвегию планировался на лето 1959 г. Предполагалось, что он посетит также Данию и Швецию. Однако, двусторонние переговоры на высшем уровне проведены не были, потому что визит Хрущева в Скандинавию был в последний момент отменен. Официальным предлогом стал протест советского руководства против развернувшейся шумной антисоветской кампании в скандинавских странах перед началом запланированной поездки. Истинная же причина её отмены состояла в другом: незадолго до планируемого визита в Северную Европу советский лидер получил приглашение посетить США от президента Дуайта Эйзенхауэра. Это предложение Н.С. Хрущёв принял. Поездка в Скандинавию, в итоге, была отложена, как выяснится позже, на пять лет.

Важным фактором советско-норвежских отношений стала военная сфера, а именно – разведывательная деятельность самолетов НАТО на советско-норвежской границе. Дело в том, что еще с 1952 г. США и Великобритания стали проявлять все больший интерес к использованию норвежских аэродромов в качестве пунктов промежуточной посадки при облетах арктического побережья СССР. Долгое время норвежское правительство не возражало против такой деятельности, однако после получения в январе 1959 г. советской ноты о нарушении самолетами НАТО воздушного пространства СССР – руководство Норвегии выступило с публичным заявлением, что оно запрещает полёты самолётов ВВС НАТО и заходы военно-морских судов за 24 градус восточной долготы, проведение военных маневров в пограничной области Финнмарк [13, с. 295-296].

Однако, 1 мая 1960 г. над территорией СССР был сбит самолет У-2, пилотом которого был Гарри Пауэрс. После его задержания выяснилось, что, направляясь из Ирана через территорию СССР, конечным пунктом его маршрута был аэродром в Буде на севере Норвегии.

Помимо серьезнейших мировых политических последствий, данный инцидент имел влияние и на отношения Норвегии с СССР и США.

Реакция советской стороны на участие Норвегии в обеспечении полета У-2 была резкой: помимо официальной ноты протеста последовало личное заявление Н. С. Хрущева с угрозой нанести удары по подобным базам и аэродромам. Норвегия, в свою очередь, выступила с протестом против несанкционированного использования своей авиабазы для полета, связанного с нарушением воздушного пространства СССР. В частности, министр иностранных дел Норвегии Х. Ланге потребовал у посла США, чтобы «американская сторона приняла все необходимые меры, дабы не допускать планирования подобных промежуточных посадок в будущем» [27].

Советское правительство, по всей видимости, было более или менее удовлетворено норвежским протестом в адрес Вашингтона: в любом случае, данный инцидент в прессе не имел продолжения. Кроме того, в мае 1960 г. Норвегию посетила делегация Верховного Совета СССР [28], а с 23 июня по 1 июля 1960 г. в Норвегии пребывала правительственная делегация Советского Союза во главе с первым заместителем Председателя Совета Министров СССР А. И. Микояном [29]. Возможно, руководство СССР решило не портить наладившиеся межправительственные отношения.

Судебный процесс над Френсисом Гарри Пауэрсом проходил в августе 1960 г. и его ход подробно описывался на страницах «Правды»: в некоторых номерах материалы процесса занимали несколько страниц формата А2 [30, 31, 32]. В результате суд приговорил лишить Г. Пауэрса свободы на десять лет, с отбыванием первых трех лет в тюрьме.

Весьма примечательно то, что о Норвегии как конечном пункте полета разведывательного самолета в прессе почти не упоминалось. Такая «мягкость» в реакции СССР на участие Норвегии в подобных акциях может объясняться желанием советского руководства сохранить положительную атмосферу в двусторонних отношениях, а также ослабить отношения Норвегии с США.

По крайней мере, усилившаяся разведывательная деятельность норвежских спецслужб, вызванная увеличением присутствия вооруженных сил СССР в регионе – не имела внешнеполитических последствий, хотя советская сторона имела неоспоримые доказательства нарушения своих прав. У.Ристе по этому поводу отмечает: «удивительным образом… документы МИД СССР отличаются отсутствием жалоб на разведывательную деятельность самих норвежцев. Резкие ноты протеста направляются в тех случаях, когда речь шла об американских разведывательных операциях, вовлекающих Норвегию, таких, как инцидент с «У-2»» [13, с. 302].

Подобным образом реагировала и периодическая печать: получив информацию о прибытии в 1962 г. на американскую военную базу в Англии самолетов «У-2», газеты отмечали обеспокоенность данным фактом «норвежской общественности» и писали, что «тень шпионского самолета вновь витает над норвежской землей» [33]. Таким образом, становится очевидным, что руководство СССР не желало портить отношения с правительством Норвегии и идти на конфронтацию.

В 1968-69 гг. резко увеличилось количество публикаций, посвященных теме выхода Норвегии из НАТО (6 публикаций в 1968г. и 6 – в 1969 г.). Связано это как с внешнеполитическими событиями во Вьетнаме, так и с укреплением советско-норвежских отношений после официальных правительственных визитов, а значит и усилением влияния СССР на политику Норвегии.

Однако, главная причина заключалась в другом: согласно ст. 13 Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 г., «по истечении двадцатилетнего срока действия договора любая сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство США о расторжении договора». Таким образом, формально Норвегия имела право на законных основаниях выйти из блока в 1969 г.

Кроме того, война во Вьетнаме, а также попытки США навязать европейским союзникам свою концепцию многосторонних ядерных сил, породили внутри Североатлантического альянса к середине 1960-х гг. «кризис доверия», кульминацией которого стал выход Франции из военной структуры НАТО в 1966 году. В результате усилился рост центробежных тенденций в стане союзников; правительства некоторых европейских государств стали активнее выступать за налаживание отношений между Востоком и Западом, а в некоторых случаях осторожно подвергать сомнению целесообразность продления Североатлантического договора в 1969 году [34].

С целью «повлиять» на возможное решение Норвегии выйти из блока – и стали выходить подобные публикации. Так, в феврале 1968 г. вышла статья Ю.Яхонтова под громким заголовком «НАТО отживает свой век». В ней говорилось о кризисных явлениях внутри блока, а также объявлялось о создании в Норвегии движения «За выход Норвегии из НАТО», ставящее своей целью прекращение членства в организации, «чтобы страна свободно и самостоятельно могла бороться за разоружение, мир и международное право» [35]. Появлялись сообщения о массовых митингах противников пребывания в НАТО [36, 37], соответствующих статьях в норвежской прессе [38]. Борьба за выход Норвегии из НАТО объявлялась основной задачей деятельности Коммунистической партии Норвегии [39]. Также была увеличена критика блока: если в 1967 г. вышла одна такая публикация, то в 1968 г. – 16, в 1969 г. – 14; в 1970 г. – 6. Все вышеупомянутые публикации подтверждают заинтересованность СССР в нейтральной Норвегии, вышедшей из НАТО.

Негативно относилось советское руководство и к вопросу участия Норвегии в ЕЭС. Но, 26 июня 1970 г. Стортинг одобрил намерение правительства начать переговоры о вступлении в ЕЭС [40]. Однако, как отмечалось в прессе, Норвегия не собиралась делать это безоговорочно: она намеревалась «предварительно добиться согласия совета министров «Общего рынка» на особые привилегии для норвежского сельского хозяйства и рыболовства», так как данные отрасли могли разориться под давлением более конкурентоспособных европейских фирм [41].

Переговоры в Брюсселе о вступлении Норвегии в ЕЭС начались в том же 1970 г., и публикации этого периода содержали информацию о движении в Норвегии против вступления в «Общий рынок» [42], создании и деятельности организаций с такими же целями: «Народное движение против вступления в ЕЭС», «Союз просвещения 1962 года», действиях компартии [41]. Кроме того, в ходе переговоров в Брюсселе в сентябре 1970 г. выяснилось, что ЕЭС не намерен удовлетворять требования Норвегии о предоставлении особых условий ее отраслям хозяйства. Это вызвало раскол в коалиционном кабинете, о чем также писала пресса [43].

Таким образом, советское правительство было серьезно обеспокоено возможностью вступления Норвегии в ЕЭС, так как в этом случае западноевропейские страны могли оказывать значительное воздействие и на экономические отношения СССР и Норвегии, которые в 1955-1970 гг. развивались очень успешно: Во время визита Э. Герхардсена в СССР в 1955 г. в Советский Союз прибыла и норвежская торговая делегация. В результате переговоров было принято решение постепенно «расширять торговлю» между странами [44, 45]. Одновременно усилился обмен делегациями и 28 октября 1958 г. советская и норвежская торговые делегации подписали в Осло Протокол о взаимных поставках товаров СССР и Норвегии на 1959-1961 гг., в котором устанавливались списки товаров для взаимных поставок на трехлетний период [46]. В 1960-х продолжался обмен торговыми делегациями на высшем уровне, в том числе, Москву посетил министр промышленности Норвегии К. Холлер [47]; заключались протоколы о товарообороте на трехлетние периоды [48, 49].

Следует отметить, что формирование образа «дружественной», Норвегии превалировало в советской прессе в изучаемый период. Тема дружбы в двусторонних отношениях поднималась на страницах печати во время официальных визитов [50, 51]. Кроме того, в данный период дважды состоялся обмен визитами дружбы военных кораблей Советского Союза и Норвегии: в 1956 и 1958 гг. Летом 1956 г. советские корабли посетили Осло, а норвежские корабли — Ленинград [52]. Визит 1958 г., проходивший с 30 августа по 3 сентября – подробно описан в газете «Правда» – ему посвящено 6 публикаций. Советские военные корабли в составе крейсера «Октябрьская революция» и эскадренного миноносца «Отчаянный» посетили Берген, а норвежские военные корабли – эскадренный миноносец «Тронхейм» и фрегат «Гарм» — посетили Мурманск. Визит советских кораблей сопровождался выступлением Ансамбля песни и пляски Северного флота, демонстрацией фильмов, проводились соревнования. Данные публикации написаны в очень доброжелательном стиле и создавали образ неподдельной дружбы между советским и норвежским народами [53, 54, 55].

Дружественный образ Норвегии складывался и благодаря публикациям, посвященным 15-, 20- и 25-летию освобождения Норвегии. В Киркенесе проходил традиционный митинг у памятника советским воинам с участием советской делегации [56, 57]. О благодарности советским воинам говорил в своем заявлении и Э.Герхардсен по случаю 20-летия победы над Германией [58].

26 сентября 1956 г. в Осло было заключено соглашение о сотрудничестве между спасательными службами СССР и Норвегии на Баренцевом море [59], а уже в ноябре 1959 г. советские моряки участвовали в спасении экипажа норвежского судна «Кроквогсфьорд», погибшего во время шторма в Баренцевом море, за что норвежские власти также благодарили СССР [60].

Дружественные отношения укреплялись и благодаря подписанию 12 октября 1956 г. в Осло соглашения о культурном сотрудничестве между Советским Союзом и Норвегией, предусматривавшем взаимодействие в области науки, техники, просвещения, искусства и литературы [61]. Данное соглашение было ратифицировано, и 3 июня 1958 г. стороны обменялись соответствующими ратификационными грамотами [62]. В рамках данного соглашения СССР посетила делегация норвежской прессы [63], проводился Праздник мира и дружбы народов стран Северной Европы [64] и т.д.

В прессе также уделялось внимание взаимодействию СССР и Норвегии в области спорта: освещались соревнования конькобежцев, хоккейные турниры [65, 66, 67, 68].

Таким образом, в публикациях 1955-1970 гг. сложился образ Норвегии как партнера СССР по многим вопросам и отношение к Норвегии по сравнению с 1949-1955 гг. становилось все больше положительным.

Визит Э.Герхардсена в 1955 г. вывел советско-норвежские отношения из тупикового состояния на новый уровень: было возобновлено экономическое сотрудничество, расширены культурные контакты.

По-прежнему проблемным в двусторонних отношениях оставался вопрос участия Норвегии в НАТО, который вновь был поднят в связи с переговорами о размещении в Норвегии атомного оружия. Норвежское правительство, учитывая улучшение отношений с СССР, а также мнение общественности, приняло решение не размещать в стране атомное оружие и, более того, выступило с инициативой о постепенном сокращении вооружений в Европе. Положительную тенденцию в советско-норвежских отношениях едва не нарушил эпизод со сбитым У-2, однако руководство СССР предпочло не акцентировать в прессе на участии Норвегии в акциях НАТО и даже не поднимать темы о разведывательной деятельности самой Норвегии. В исследуемый период укреплялись торговые связи Норвегии СССР, чему способствовали и визиты на высшем уровне в 1964 г., 1965 г. Были заключены соглашения в различных сферах. Поэтому пресса все чаще говорила о добрососедском характере советско-норвежских отношений, о достижении взаимопонимания. В целом, на страницах советских газет создавался положительный образ Норвегии, особенно это заметно в конце 1960-х гг. Обусловлено это было, во многом, надеждами советского правительства на выход Норвегии из НАТО, и на обретение нового нейтрального соседа, с которым можно было бы расширить партнерство по примеру отношений с Финляндией и Швецией. Но, как только, норвежское правительство в 1971 г. окончательно определилось со своим членством в НАТО, советско-норвежские отношения ухудшаются, также как образ Норвегии в советской прессе.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.