Статья '"Обуздать стихию": проблемы современного градоустройства' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

"Обуздать стихию": проблемы современного градоустройства

Болтаевский Андрей Андреевич

кандидат исторических наук

доцент, Международный славянский институт

129085, Россия, г. Москва, ул. Годовикова, 9, строение 25

Boltaevskii Andrei Andreevich

PhD in History

associate professor of the Department of Philosophical and Socio-Humanitarian Disciplines at Moscow State University of Food Production

129085, Russia, g. Moscow, ul. Godovikova, 9, stroenie 25

boltaev83@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Прядко Игорь Петрович

кандидат культурологии

доцент, кафедра политологии и социологии, Московский государственный строительный университет

129337, Россия, г. Москва, ул. Ярославское Шоссе, 26

Pryadko Igor' Petrovich

PhD in Cultural Studies

Docent, political and social sciences department, Moscow State University of Civil Engineering

129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoe Shosse st., 26

priadcko.igor2011@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2014.2.12926

Дата направления статьи в редакцию:

15-10-2014


Дата публикации:

29-10-2014


Аннотация: В статье в свете контроверзы управляемое — стихийное анализируются такие тенденции современной урбанистики как деиндустриализация, деурбанизация, экологизация, комплексное планирование, правовое регулирование экономических проблем, конверсия городских промышленных предприятий, контроль над миграционными потоками. Обращается внимание на противоречивость явлений, наблюдаемых в организации архитектурно-планировочной среды современных мегаполисов, на кризисы, преодоление которых стало настоятельной необходимостью для нашей цивилизации. Перед цивилизацией все более остро встают глобальные проблемы, от решения которых зависит сохранение человечества как биологического вида и в этой связи важнейшей задачей становится обуздание городской стихии. Авторы, пишущие на данную тему, обычно проходят мимо существования двух парадигм, обозначившихся в массиве архитектонических исследований. С одной стороны, парадигма "города - автомата", а с другой стороны,"города-организма", подчиняющегося объективным законам природы. В данной статье показываются не только противоречия этих двух позиций, но и точки сближения, взаимного обогащения, результатом чего мог бы стать всеобъемлющий синтез урбанистических моделей. Таким образом, результат градопланировочных процессов сегодня все еще остается неоднозначным: обостряются экологические проблемы, нарастают социальные противоречия. В современном мире процесс усложнения городского строительства, увеличение требований к комфортному жилью и окружающему социальному пространству приводит к появлению специалистов-интеграторов, способных объединить в единый городской комплекс различные составляющие, – архитектоников. Во многом многовекторность в развитии современных городов обусловлена происходящей в настоящее время заменой технократического подхода биосферносовместимым. Необходимо управление городом всеми его обитателями, для того чтобы он стал удобен для жизни и не вредил окружающей среде.


Ключевые слова:

Урбанизация, комплексное планирование, стихия, миграционные потоки, деурбанизация, экологизация, общественная безопасность, коллективное управление, биосфера, социальная политика

Abstract: In this article, the conflict of the controlled versus the spontaneous serves as a prism for analyzing modern urban studies trends, such as deindustrialization, deurbanization, environmentalization, comprehensive planning, legal regulation of the economy, conversion of urban industrial sites, migration flow control. The authors direct attention to the contradictory nature of processes that can be observed in the organization of architectural and planning areas of the modern megapolys, the crises that need to be overcome, for the sake of our civilization. Our civilization faces growing global challenges, the overcoming of which is key to preservation of humanity as a species, and thus, harnessing the elements of the city becomes a priority task. Scholars who research this field often miss the existence of two paradigms that emerged in architectonic studies. On one side, there's the "machine-city" paradigm, on the other, there's the "living city" that adheres to objective laws of nature. This article demonstrates contradictory elements in both approaches, as well as potential points of convergence, for mutual enrichment that could result in a general synthesis of urban development models. The result of city-planning processes is ambiguous to this day: problems with the environment, increasing social friction. In the modern world, the process of increasing complexity of urban development, the increase of demands towards housing and social environment give opportunities to professional integrators to unite the various urban segments, the architectonics, into one. The multivectoral nature of modern city development is largely dictated by the gradual replacement of the technocratic model with the biospheric approach. We need a city that can work with the input from all of its dwellers, for it to become comfortable for habitation and friendly to the environment.


Keywords:

Urbanization, comprehensive planning, elements, migration flows, deurbanization, ecologization, public security, collective administration, biosphere, social policies

Город является главной ареной общественной активности, местом концентрации разных событий. Городам первыми приходиться сталкиваются с проблемами общественного развития, и, вместе с тем, они первыми вынуждены предлагать решения этих проблем.

Профессор Московского университета И. Х. Озеров еще в начале прошлого столетия отмечал, что «в городе в настоящее время появляется «новый» человек с другими запросами жизни, человек чересчур, быть может, прихотливый, с большими потребностями, с требованиями большого комфорта жизни, которому нужен быстрый способ передвижения, прекрасное освещение, читальни, библиотеки, так как живет этот «новый» человек более энергично, чем старый» [1, с. 61]. В 2008 г. впервые в истории человечества большинством жителей на планете оказались горожане, а, согласно прогнозам ООН, к 2030 г. 60 % населения Земли будут проживать в городах. В данной связи интересен взгляд Л. С. Васильева, который обращает внимание на разницу между мировым городом и мировой деревней. Отличие мирового города – заимствованные у античного полиса городское самоуправление с соблюдением гражданских прав и свобод, Мировая деревня присуща Востоку и обществу восточного типа, тогда как мировой город – порождение античного Запада и общества западного типа [2]. В западной науке существует точка зрения, что с распадом СССР и мировой социалистической системы победу над мировой деревней одержал мировой город.

В современном мире в сознании многих людей, город продолжает оставаться символом прогресса, местом, благоприятным для развития человеческого потенциала. Британский исследователь Н. Трифт верно подметил, что «города могут быть зоной враждебности, но одновременно они и источники надежды» [3, с. 33].

В этой связи возникает вопрос о соотношении органического и механического, стихийного и управляемого, целерационального в динамике городского планирования. Именно неуправляемый стихийный рост город во второй половине XIX в. привел к страшной антисанитарии, резкому увеличению преступности и проституции: во многих из них «улицы часто так узки, что можно из окна одного дома перешагнуть в окно дома напротив; и к тому же дома так высоки, так нагромождены этаж на этаж, что свет едва доходит до дворов и улиц. В этой части города нет ни канализации, ни каких-либо сточных ям или отхожих мест при домах и поэтому вся грязь, все отбросы и нечистоты, по меньшей мере от 50 тыс. человек, каждую ночь выбрасываются в канаву. Вследствие этого, как ни подметаются улицы, всё же остаётся масса высыхающей грязи, издающей страшную вонь, что не только неприятно для зрения и обоняния, но и в высшей степени вредно для здоровья обитателей. Что же удивительного, если в таких местах пренебрегают не только здоровьем и нравственностью, но к самыми общепринятыми правилами приличия? Более того, все, кому пришлось ближе познакомиться с обитателями этой местности, могут засвидетельствовать, какое распространение имеют здесь болезни, нищета и деморализация» [4]. Горьким рассказом о жизни в таких местах является произведение Д. Лондона «Люди бездны».

В настоящей статье будут обозначены тенденции, позволяющие говорить о непростом взаимодействии этих разнородных подходов в градорегулировании. Ведь противоположный взгляд на город как на органическое, спонтанно развивающееся образование тоже широко представлен в литературе предмета. Приведем несколько примеров. Японский архитектор К. Танге сравнивает город с деревом, имеющем ствол, крону, ветви и листья. Ствол – это инженерные коммуникации города, портовые сооружения, дороги; ветви на дереве – индивидуальная жилая застройка; листья – различные предметы постоянного обихода [5, с. 418]. Вспомним и классический пример: полис великого афинского мудреца Платона, сословное деление которого соответствовало ментальным структурам, строению человеческой души: ее вожделеющему, яростному и разумному началу.

Отметим, что использование подобного рода сравнений, предполагающих перенос понятий в иную предметную область бывает оправдан лишь в тех случаях, когда «возникающие таким образом новые смыслы терминов сохраняют», как указывает в данных случаях Б. В.Бирюков, «преемственность и содержательную связь со смыслами тех же терминов в исходной, более строго области. Если эти условия выполняются, то использование смежной терминологии в науках об обществе оказывается вполне оправданным и целесообразным» [6, с. 263].

Предложенный Танге образ дерева вполне удовлетворяет данному условию: ведь он позволяет емко обозначить проблему, которая стоит перед градостроителями. По мысли японского архитектора, нормальное функционирование города возможно только в том случае, когда градостроительство тщательно продумано — «сначала предусмотрено все необходимое для ствола, затем для ветвей, затем для листьев, а не наоборот... Наши города имеют в действительности ветви, но не имеют ствола», ‑ сетует японский градостроитель [5, с. 467].

О комплексном и тотальном проектировании жизни говорили еще дизайнеры школы «Баухаус» в 1920 – 1930-е гг. в Германии. Отметим, что и сегодня некоторые исследователи, в частности знаменитый американский специалист Э. Сааринен, считают, что архитектура – это область, простирающаяся от градостроительства вплоть до домашнего очага, иными словами можно говорить о целостности архитектуры и ее влиянии на формирование жилищ. В 1937 г. на V Всемирном конгрессе современной архитектуры в Париже поднимался вопрос о проектировании жилища, которое достойно человека [5, с. 513, 254 – 255]. В любом случае, архитектура должна стремиться к социальному предназначению, несмотря на то, что в настоящее время ее все реже используют для стабилизации социальных отношений» [7, с. 496 – 497].

Сейчас городское население наиболее активно увеличивается в Восточной Азии, где бурно развиваются китайские мегаполисы, прокладываются дороги, закладываются новые населенные пункты, вводятся в строй новые промышленные предприятия. Например, в Шанхае с 1995 г. протяженность линий метрополитена увеличилась на 437 км, в то время как длина всех линий Московского метрополитена составляет 313, 1 км; в 2010 г. в России было построено столько же автодорог, сколько в Китае за две недели. Вместе с тем, высокие темпы урбанизации приводят к тому, что целый ряд развивающихся стран не успевает создавать приемлемые условия для жизни в городах: с 2000 по 2012 г. количество обитателей трущоб, где наблюдается нехватка дорог с твердым покрытием, отсутствуют линии электропередач и канализация, увеличилось с 767 до 828 млн. человек [8], а фавелы в Бразилии, бидонвили в Тропической Африке стали частью неотъемлемой панорамы этих регионов.

В то же время в европейских и североамериканских городах усиливается миграция в пригороды, более комфортабельные и с точки зрения экологичности. Немецкие социологи называют процессы перемещения населения, рабочих мест, торгово-развлекательных учреждений из центра городов в пригородные зоны термином «расселение» (Zerseiedlung). Данную тенденцию бегства обеспеченных слоев населения в уютные и спокойные пригороды предвидел еще уже упоминавшийся Д. Лондон в своем романе «Лунная долина».

Для преодоления стихийности в развитии городов, французский специалист Т. Гарнье в начале XX в. предложил концепцию пространственного разделения функций, согласно которой жилые дома считались местом, где люди проводят свое нерабочее время. В настоящее время вновь разрабатываются теории максимальной приближенности рабочего места и жилья человека, что приведет к сокращению затрат времени на дорогу, так и уменьшению «пробок» на улицах. Развитие информационных технологий, в первую очередь Интернета, позволяет использовать квартиру в качестве офиса. Одним из ярких примеров совмещенной офисно-жилой застройки является комплекс «Де Роттердам», спроектированный голландской архитектурной компанией «О. М. А.»

В Европе и Северной Америке популярны конверсионные процессы, то есть превращение промышленных зон в жилые, что также связано с переходом к постиндустриальному типу города. В некоторых случаях конверсии подвергаются, казалось бы, совершенно неприспособленные сооружения: например, в столице Дании Копенгагене архитекторам удалось превратить в жилье даже две силосные башни, а в австрийском Граце – химический завод.

Существует известное выражение: «за всякий прогресс приходится платить». Огромное значение для дальнейшего развития городов имеет взаимосвязь урбанизации и проблемы ухудшения состояния окружающей среды, что приводит к климатическим изменениям: более частым жарким дням и ночам; повышенной частоте выпадения значительного количества осадков в большинстве районов; увеличению случаев аномального повышения уровня моря в отдельных частях мира. Последнее обстоятельство особенно значимо, так как в прибрежных зонах проживает около 13 % всего городского населения. Над мегаполисами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов [9]. При этом основную часть газового загрязнения воздуха дает автомобильный транспорт (от 60 до 70%). Проблема охраны окружающей среды решается на высшем уровне, например, политологи отмечают даже возникновение нового, экологического типа государства: дальнейшее противопоставление города и природы недопустимо, все чаще говорят о биосферной совместимости. Сегодня, как никогда раньше, необходимо «уважение к Земле, единство сознания, ибо человек порожден Природой, является ее частью, без нее не может существовать и должен служить материнскому организму» [10].

Однако, естественно, что в связи с дальнейшим развитием научно-технического прогресса на глобальном уровне будут расти самые разнообразные проблемы: борьба с энергетическим кризисом будет приводить к строительству АЭС, успехи медицины способствовать перенаселению, а вырубка лесов под пахотные земли приведет к опустыниванию. В конечном итоге, «технический прогресс приводит к значительному числу непредсказуемых последствий», а уже сейчас «полностью очистить от загрязнения Средиземное море – задача намного более сложная, чем сконструировать самолет» [11].

«Чтобы управлять Природой, надо ей подчиниться» – глубокий смысл слов Ф. Бэкона мы все чаще и чаще осознаем в настоящее время. На Западе огромное внимание уделяется экологичности и энергоэффективности зданий, к чему относится и оптимизация эксплуатации, сокращение отходов и эффективное водопотребление. В конструкции включаются покрытые растительностью крыши, зеленые стены и даже висячие сады. Поскольку в данном вопросе большую роль играют климатические условия, «зеленые» дома, в первую очередь, свойственны тропическим зонам. Например, 36-ти этажная многоквартирная башня Newton Suites в Сингапуре позволяет ее жильцам чувствовать себя в природной среде. В России сближение архитектуры и природы наблюдается на последних этажах «элитных» домов с пентхаусами и террасами (например, «Алые паруса» в Москве»), а также в таунхаусах с придомовыми участками (в районе Куркино в Москве).

Начиная с конца прошлого века, по всей видимости, закончился период, когда власти могли проводить действенную социальную политику в городском пространстве: в настоящее время все заметнее «происходит переход от города, озабоченного социальным воспроизводством жителей, к городу – предпринимателю» [7, с. 500]. В США, например, переживает глубокий кризис один из крупнейших центров индустриальной эпохи – Детройт, ставший настоящим рассадником преступности и наркомании. По данным переписи населения 2010 г., число жителей столицы «штата Великих озер» сократилось за десять лет на 250 тыс. Глубокий финансовый кризис Детройта (в марте 2013 г. в связи с колоссальной задолженностью в 14 млрд. долларов город передан под внешнее управление) заставляет власти задумываться даже о его расформировании; отдельный дома в «городе моторов» продаются по цене в 1 доллар, но даже это не привлекает покупателей [12]. В ФРГ принята программа ликвидации пустующего жилья в Восточной Германии в связи с убыточностью его содержания: только в одном Лейпциге должно быть снесено 2600 квартир [13, с. 9].

Неслучайно Д. Харви называет «расколотыми» современные города, подразумевая под этим социальные противоречия: «Миграционные потоки из разных стран; пребывающие в непрерывном движении деловые элиты; профессора и консультанты; связи диаспор через границы (нередко противозаконные); нелегалы и лица без документов; бездомные, спящие в подъездах и попрошайничающие на улицах посреди невероятного изобилия; этнические и религиозные столкновения; крайняя неразбериха и разного рода странности – все это неотъемлемая составляющая нашей запутанной городской среды» [14, с. 80 – 81]. В Москве процесс социальной сегрегации вызвал дихотомию Запад-Восток в лице более престижных Крылатского, Кутузовского проспекта, Юго-Запада и такими районами города, как Метрогородок, Выхино, Капотня.

Таким образом, результат градопланировочных процессов сегодня все еще остается неоднозначным: обостряются экологические проблемы, нарастают социальные противоречия. В современном мире процесс усложнения городского строительства, увеличение требований к комфортному жилью и окружающему социальному пространству приводит к появлению специалистов-интеграторов, способных объединить в единый городской комплекс различные составляющие, – архитектоников. Область, в которой они заняты, получила, соответственно, название «архитектоника». Во многом многовекторность в развитии современных городов обусловлена происходящей в настоящее время заменой технократического подхода биосферносовместимым. Необходимо управлять городом, для того чтобы он стал удобен для жизни и не вредил природе: «право на город стоит того, чтобы за него бороться. Говорят, что «городской воздух делает свободным». Сейчас этот воздух загрязнен. Но его всегда можно очистить» [14, с. 94].

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.