Философская мысль - рубрика Философия культуры
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Философия культуры"
Философия культуры
Григорьев С.Л. - Экран как детерминанта ускорения времени c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.7.43516

EDN: SCJFRA

Аннотация: Предметом исследования является современная тенденция ускорения культурной динамики, а также реальная причина возникновения субъективного ощущения ускорения социокультурного времени – ускорение темпов НТП и разнообразия окружающей индивида техносферы. Другая такая причина – перепотребление информации. Классическая модель времени, предполагающая, что все возможные изменения непрерывно движущегося мира взаимосвязанно происходят в пространстве и во времени, в условиях современной информационной культуры является частично деформированной, частично аннулированной. Начало процессу пересмотра классических моделей восприятия времени в сочетании с его индивидуализацией было положено философскими направлениями экзистенциализма и постмодерна.    Исследование опирается на концепцию цифрового капитализма Дж. Вайсман, является целенаправленным рассмотрением и всесторонним анализом ряда новых взглядов на феномен экрана, а также на особенности структурирования и репрезентирования для реципиента его внутреннего виртуального пространства, оказывающие прямое и непосредственное влияние на восприятие, результатом чего становится возникновение эффекта субъективно ощущаемого ускорения времени. Особое внимание уделено анализу особенностей характера формируемых интеракций между экраном и зрителем (пользователем, зрителем, геймером и т.п.). Экзистенция современного человека все более превращается в симуляцию, а время экзистенции коммерциализируется и становится предметом символического обмена и потребления. По результатам исследования выделены и проанализированы наиболее заметные черты формируемых интеракций, их имитационный и симуляционный характер, принудительно моделирующий эффект ускорения времени. Находящийся рядом с человеком экран электронного устройства (смартфона, планшета, телевизора) в условиях сетевого общества формирует новый тип интерсубъективности, внутри которой он обрастает множеством функций, число которых постоянно растет. В заключение представлена авторская философская интерпретация проблемы взаимодействия экрана и человека, опирающаяся на концепцию Дж. Вайсман, производится анализ современных культурных тенденций ускорения и замедления, оцениваются общие социокультурные перспективы этих процессов.
Бесков А.А. - Проблема соотношения между прикладной и теоретической культурологией c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.5.38191

Аннотация: Цель исследования – определить, как в отечественной научной литературе понимается соотношение между теоретической (фундаментальной) и прикладной, а также практической культурологией. На основе анализа работ российских культурологов в статье поднимаются вопросы востребованности культурологического знания, необходимости и возможности культурологической теории, прогностических возможностей науки о культуре. Повышенное внимание уделяется рассмотрению такого аспекта темы, как недостаточная насыщенность культурологических концепций эмпирическими данными и размытость понятийного аппарата культурологии. Автор предпринимает попытку обосновать мнение, что излишняя теоретичность, оторванность от живых реалий культуры вредит культурологии как научной дисциплине.   Новизна исследования заключается в критике недостаточно отрефлектированной научным сообществом позиции, согласно которой прикладная культурология опирается на некое фундаментальное знание о культуре. Показана уязвимость представлений о существовании такого знания, что, однако, ничуть не умаляет важности культурологических исследований. Сделан вывод, что культурология может быть востребованной обществом наукой только будучи в первую очередь именно прикладной дисциплиной. Сможет ли она со временем обрасти полезной, то есть работающей на практике теоретической надстройкой, покажет время. Но теория должна вырастать на почве конкретных эмпирический исследований, а не изобретаться умозрительно.
Котляр Е.Р., Пунтус Е.Ю. - Культурный код «Бестиарий» в иудейском изобразительном семиозисе c. 19-50

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.4.39946

EDN: BYPLNV

Аннотация: Предметом исследования является культурный код «Бестиарий», объединяющий символические изображения животных и химер в иудейском изобразительном семиозисе. Объектом исследования является традиционная символика в иудейской изобразительной практике. В статье использованы методы семиотического анализа в расшифровке значений элементов традиционного изобразительного иудейского семиозиса, метод анализа предыдущих исследований, метод синтеза в обосновании совокупностей знаков. В своей работе авторами рассмотрены следующие аспекты темы: выделены основные коды иудейского изобразительного семиозиса, обоснована их морфология, взаимосвязи, ключевые смыслы и главный код. Подробно рассмотрен код Бестиарий его особенности, этимология и прочтение.   Основными выводами проведенного исследования являются: 1. На основании изучения иудейской традиционной культуры было выделено пять основных кодов изобразительного семиозиса в иудаизме, объединяющих группу символов: скевоморфных (предметных), фитоморфных (растительных), зооморфных (животных), числовых. Первоисточником всех кодов и объединяющим кодом является код Сэфер (Книга). Выявлены взаимодействия между кодами, ключевые смыслы – символика Творения, Рая, персон Торы и мессианских чаяний. Выявлен смысловой центр кодов – Тора и Арон Гакодеш, как хранилище Торы. 2. Подробно рассмотренный код Бестиарий представляет символику традиционных изображений животных и химер, что связано с запретом в иудаизме на изображение человека. Изображения представителей мира животных, птиц, рыб, а также мифических существ в иудейском прочтении передают смыслы человеческих добродетелей и отрицательных качеств, а также указывают на мессианские надежды, заложенные в Торе и особенно в мидрашах Талмуда. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые проведен культурологический анализ и структурированы взаимосвязи культурных кодов в иудейском изобразительном семиозисе, с акцентом на код Бестиарий.
Бахарева М.Д. - Развитие философских взглядов Р.М. Рильке в контексте его художественного творчества на рубеже XIX-XX веков c. 25-40

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.8.36316

Аннотация: Творчество Р.М. Рильке, одного из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века, поэта-философа, не теряет своей актуальности и продолжает вызывать устойчивый интерес исследователей. Целью данной работы является рассмотрение развития философских взглядов Р.М. Рильке в контексте его художественного творчества на рубеже XIX-XX веков. В качестве основного исследовательского метода был выбран герменевтический подход, в рамках которого тексты произведений Р.М. Рильке были интерпретированы в контексте социально-исторических условий, существовавших на момент их написания. Систематизация и обобщение полученных данных позволили оценить формирование и значение философско-эстетических взглядов Рильке, показать их противоречия. Рильке не был сторонником каких-либо философских систем, однако в его творчестве нашли отражение философско-мировоззренческие принципы и установки эпохи, прежде всего символистская эстетика, философия жизни и метафизика искусства Ницше. Философские взгляды Рильке на ранних этапах его творчества формировались в поиске самобытного и во многом субъективного отношения к жизни. Проведенный анализ раннего творчества Рильке показывает процесс философской переориентации от субъектно-центрированных признаний великого творца к объективному миру вещей. В лекции о Морисе Метерлинке (1902) Рильке удается четко выразить идеи о функции искусства, задачах и возможностях художника. После знакомства с творчеством Родена Рильке обращается к жанру «стихотворения-вещи», при этом понятие вещи охватывает у Рильке всю вселенную. Установление трансцендентно-поэтического единства между субъектом и миром является одной из важных философских идей творчества Рильке. Художник, объективно изображая «вещность» мира, является посредником между Богом или божественным началом в его взаимодействии с реальным миром и человеком, осуществляет связь времен и пространств и сохраняет вечные ценности, составляющие основу культурного кода каждого народа.
Маслов В.М. - Философия визуального поворота: от теории к практике c. 39-56

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.12.31335

Аннотация: Предметом исследования статьи является визуальный поворот, нарушение устоявшихся отношений визуального и вербального в общественной жизни в пользу визуального. Критический анализ показывает проблемы в точном определении «визуального поворота», «визуального», «визуальной культуры», «лингвистического поворота». Тем самым, проблемной становится философская практика по улучшению ситуации с современной визуальной культурой. Логика работы выстраивается от разрешения понятийных проблем «визуального поворота» к объективному выведению основных направлений нейтрализации негативных следствий современной визуальной культуры. Методологическая основа исследования – теории постнеклассической и открытой рациональности. Используются общенаучные методы познания и достижения философской герменевтики. Познание прошлого и настоящего опирается на исторический, диалектический, системный, синергетический подходы. Для отражения будущего используются эвристические методы. Исследование определяет базовый характер «визуального поворота» для визуальных исследований. «Визуальное» – суть и обращение к чувственно-эмоциональному. Систематическое, на основе феномена искусства, отражение современной визуальной культуры ведет к представлению о том, что современная жизнь становится формой ее проявления. Критический анализ «лингвистического поворота» открывает, что суть визуального поворота в том, что проблемы истины и мировоззрения начинают определять не язык науки и рациональной философии, а визуальная культура. Формирование современной визуальной культуры – процесс поступательного развития техногенной цивилизации, расширяющий поле свободы. Этим же указывается объективный предел роста мировоззренческой значимости визуальной культуры, в пределе ведущий к краху техногенной цивилизации. Проделанный анализ, объективно, выводит на три основных направления философской работы по нейтрализации негативных следствий современной визуальной культуры: критическое, преобразовательное и инфографическое.
Федорова М.В. - Хайп-эсхатология или «игра в COVID-19»: изменение религиозного сознания в эпоху глобального кризиса c. 40-55

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.1.34768

Аннотация: В данной статье предпринимается попытка анализа трансформации религиозного сознания, наблюдаемая в последнее время. По мнению автора, наиболее отчетливо данные изменения проявляются в период глобальных кризисов, к которым можно отнести пандемию COVID-19. В статье предполагается, что наиболее оптимальным ракурсом рассмотрения проблемы изменения религиозного сознания в настоящее время становится её анализ через призму эсхатологической проблематики. Эсхатология выступает индикатором трансформации религиозности, что обусловлено актуализацией апокалипсических настроений в период глобальных цивилизационных кризисов. Методологической основой написания данной статьи выступают системно-структурный и функциональный подходы, что позволило решить поставленные задачи в широком междисциплинарном контексте, включающем опыт философии, теологии и социологии. Автор опирается на итоги нескольких социологических исследований динамики ценностных ориентаций молодежи, проведённых с 1997 г. по 2020 г. Также в качестве эмпирического материала были использованы данные социальных сетей (ВКонтакте, Instagram, Facebook), месенеджеров (Telegram), видеохостингов (YouTube).     Автор выделяет ряд базовых идей, рассматриваемых в контексте эсхатологии авраамических религий (в частности, христианской эсхатологии). Во-первых, частная эсхатология, выраженная в отношении к собственной смерти и связанные с ней вопросы посмертного воздаяния. Во-вторых, вера в приход Мессии, и, в-третьих, ожидаемый конец истории и времени. Данные идеи получили своё развитие в период распространения вируса COVID-19. Автор подробно анализирует, как эсхатологическая тематика актуализируется в условиях пандемии и режима самоизоляции. Основным выводом автора становится положение о том, что проявления апокалиптических настроений в период пандемии отличаются игровым характером, склонностью к ажиотажу, акцентом на индивидуальных переживаниях, смещением высокого значения эсхатологии в плоскость массовой культуры, что выражается в эффекте карнавализации сознания, переносом эсхатологической проблематики из религиозной в социально-политическую плоскость.
Дорожкин Е.Л. - Призракология (хонтология) как философский поиск другой современности c. 42-50

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.3.37001

Аннотация: Данная статья исследует критический инструмент современной философии, получивший название «призракология» («хонтология») в работах Жака Деррида и Марка Фишера. Ставится цель не просто рассмотреть происхождение данного подхода, но также раскрыть его философские основания в историко-проблемном контексте современности. Для этого используется интертекстуальный анализ работ Ж. Деррида, М. Фишера и нескольких основных авторов, на которых они основываются (К. Маркс, З. Фрейд, Ф. Джеймисон и др.). Также производится герменевтическая экспликация смысловых коннотаций, не разворачиваемых самими авторами, но способствующих лучшему пониманию искомого подхода. Результатом исследования становится определение «призракологии» («хонтологии») как трансдисциплинаного инструмента поисков «другой современности» в условиях отсутствия исторической альтернативы, инструмента перезапуска прерванной культурной революции. Осуществляется этот перезапуск через работу с формами навязчивого отсутствия («призраками») в культурном опыте современности, проявляющимися в пандемии депрессии, индустрии ностальгии и т.д., то есть через критическую работу с общим чувством. Актуальность такого подхода заключена в возможности совершенно нового взгляда на исследования многих культурных и политических процессов современности, в возможности открытия детерминант, недоступных классическим подходам. В конечном счете, хонтология это инструмент освобождения воображения.
Коваленко Н.Г. - Философско-религиозное творчество Л.Н. Толстого как исходное начало в культуре Серебряного века c. 46-56

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.5.39123

EDN: LYJWYN

Аннотация: В данной работе рассматриваются особенности философско-религиозного творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого как родоначальника отечественной культуры Серебряного века. Аргументированно излагается тезис автора настоящей статьи о том, что творчество Толстого как художественно-образное, так и публицистическое было пронизано религиозным содержанием, что и составило родовую специфику культуры Серебряного века. Для Толстого культура базируется на духовно-нравственных началах, которые неотделимы от христианско-религиозного обоснования, что и составило предмет настоящего исследования. Целью работы стало выявление и анализ таких основополагающих категорий философии Толстого как христианская любовь и социальное ненасилие.   Любовь по Толстому – знаковый фрагмент религиозного мировоззрения, а непротивление злу насилием выступает социально-нравственным компонентом, который единственно может разорвать порочный круг социального и индивидуального зла в человеческом обществе. Для доказательства своих философских обобщений Толстой широко применяет историко-культурную методологию и как рационально мыслящий человек использует картезианскую парадигму приоритета разумности и доказательности. Безусловная вера Толстого по характеру своему глубоко рационалистична, что хорошо иллюстрируется его приверженностью моральному утилитаризму или нравственному прагматизму. Проблемы и содержание статьи актуальны в свете тех задач, которые стали глубоко насущными сегодня в сфере воспитания подрастающих поколений. Выводы работы значимы не только в историко-философском плане, но они вносят свой вклад в обоснование идеи о значимости религиозного сознания для современного Российского социума.
Чжоу Ч. - Метафизический анализ бессмертия в китайском даосизме: тематическое исследование преемственности и изменений найденных при раскопках нефритовых артефактов c. 51-68

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.4.40005

EDN: TCGNPE

Аннотация: Даосская философия и метафизика выполняли важную роль в древнем китайском обществе с его мышлением о ценности и смысле жизни, и продолжают быть важным ресурсом как для традиционной китайской философии, так и современной. В данной статье рассматривается понятие бессмертия в даосизме с точки зрения метафизики. Основная цель исследования состояла в метафизическом анализе символики бессмертия нефритовых артефактов, найденных при археологических раскопках. Объект исследования – даосская символика бессмертия, отраженная в древних нефритовых артефактах, предмет – преемственность даосской символики. Статья призвана расширить знания в данном направлении. Автор дает представление о метафизической системе нефритовой культуры, рассматривая даосизм с точки зрения метафизики, а также как религии и непременного атрибута повседневной жизни. На основе анализа 20 нефритовых артефактов выявлены основные характеристики символов даосского бессмертия. Автор приходит к выводу – тема даосского бессмертия, выражаемая в артефактах из нефрита, оказывала неизменное влияние на жизнь китайского общества. В разные исторические периоды люди понимают даосскую мысль о бессмертии по-разному, используют различные практики по-разному, регулируют добычу нефрита, поэтому в разные исторические периоды для даосизма нефритовая культура представляет собой различную форму, отражающую эстетику характеристики древнекитайской эпохи и стремление к вечной мысли и продолжению даосизма. Выводы обсуждаются в трех аспектах: 1) воплощение метафизической мировоззренческой системы даосизма с использованием темы «вечной жизни» и «бессмертия» в массовой культуре; 2) воплощение метафизической системы идеологии нефритовой культуры; 3) принимается во внимание анализ продолжения и изменения процесса взаимной интеграции даосской и нефритовой культуры. Таким образом, с точки зрения человека и души можно прояснить универсальность продолжения даосизма в нефрите, чтобы заполнить академический пробел в этой области.
Тарасов А.Н. - Истоки постмодерна как социокультурной трансформации: контркультура 1960 - начала 1970-х годов c. 53-62

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.2.32871

Аннотация: В статье представлено рассмотрение постмодерна как переходной стадии в динамике современной культуры стран евроатлантической цивилизации. Такие переходные стадии определены автором как социокультурные трансформации. Постмодерн выступает завершением современной стадии социокультурной трансформации, начавшейся, по мысли автора, в последней трети XIX века, с культуры авангарда. В работе исследуется влияние контркультуры 1960 – начала 1970-х годов на утверждение постмодернистской парадигмы. Показано, что контркультура выступила социокультурным фоном, способствовавшим утверждению постмодерна в культуре стран евроатлантической цивилизации. Логика исследования социокультурных трансформаций предполагает использование междисциплинарного подхода к их изучению. В качестве основного выступает метод философской интерпретации. Основным выводом является подтверждение гипотезы о фоновом, социокультурном влиянии контркультуры 1960 - начала 1970-х годов на утверждение постмодерна как социокультурной трансформации. Также в работе предложен новый подход к периодизации европейской (евроатлантической) культуры, предусматривающий выделение соответствующих периодов в её континууме через призму социокультурных трансформаций. Дан подробный анализ влияния контркультуры на утверждение постмодерна.
Савина О.Э. - Социокультурная эволюция идеала женщины в творчестве И. С. Тургенева c. 55-64

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.6.33089

Аннотация: Предмет исследования составляет идеал женщины в творчестве И. С. Тургенева. Объектом исследования являются женские образы «зарисованные» русским писателем, преимущественно дворянского происхождения. Автор подробно рассматривает женские образы, представленные в творчестве писателя. Рассматриваются внешние признаки, поведенческие реакции, социальные роли женщины, а также фиксируются наблюдаемые с течением времени изменения в данных категориях. Особое внимание уделяется рассмотрению переломного революционного времени, так как многие трансформации женского идеала происходят под его влиянием: так в дореволюционный период женщина - заботливая мать, послушная, преданная и верная жена, а в революционный период - единомышленница, хозяйка своей жизни.     К основным выводам статьи следует отнести результат наблюдения изменений женского идеала, достигаемый путем выявления и сравнения некоторых категорий идеального женского образа в социокультурном аспекте в указанный исторический период в творчестве И. С Тургенева. Особым вкладом автора в исследование темы является системность изложенной информации в соответствии с историческим методом. Методом сравнительно-сопоставительного анализа просматриваются изменения идеала женщины, происходящие в российской культуре в период 1830-1870-х гг. на примере литературных образов героинь в произведениях русского писателя И. С. Тургенева в историко-культурном контексте. Результаты статьи являются первичными в рамках изучения трансформации женщины как конструкта русской культуры и будут использоваться в дальнейшей работе по теме социальных трансформаций женщины.
Афанасьев С.В. - Информационная культура: типологический анализ c. 59-70

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.1.21885

Аннотация: Целью данной статьи является проведение типологического анализа информационной культуры как социального и социокультурного феномена. Актуальность проводимого исследования продиктована тем, что в современных условиях развития информационного общества информационная культура выходит за рамки узкого понимания как совокупности знаний и навыков, необходимых для работы с информационными системами. Она является базовой подсистемой культуры информационной цивилизации, самостоятельным типом культуры в системе информационного общества, важнейшим элементом культуры современной личности. Типологический анализ позволит систематизировать разрастающейся понятийный аппарат в исследовании информационной культуры. Основными методами исследования являются: типологический анализ, суммирование, типология, классификация, систематизация, сравнение, обобщение, цивилизационный, субъект-объектный, сферный, деятельностный подходы, аналитический обзор научных исследований. Автор проанализировал и систематизировал основные виды информационной культуры, изучающиеся в культурологии, информационной культурологии и социальной философии. Проведенный анализ позволил автору обосновать необходимость и возможность разработки многоуровневой типологии информационной культуры и выйти на идею построения атрибутивной и функциональной концепции информационной культуры.
Лапатин В.А. - От трагедии жизни к трагедии культуры: Интерпретируя интеллектуальное наследие Ф. Ницше c. 60-69

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.7.30168

Аннотация: Предметом исследования является связь между учением о трагедии в раннем периоде философского творчества Ф. Ницше и его же более поздней критикой современной европейской культуры. Отмечается, что трагедия в пространстве ницшеанской философии выступает более широким понятием, чем жанр драматического искусства, приобретая значение категории культуры и выступая в трех взаимосвязанных аспектах: трагедия жизни, сценическая трагедия и трагедия культуры. Автор показывает, как, исследуя три типа трагедии, Ф. Ницше обнаруживает уже в Античности истоки будущего упадка европейской цивилизации, выражающиеся в том, что аполлоническое начало культуры вытесняет в Древней Греции трагическое мироощущение, свойственное диноисийству. Методология исследования базируется на методах, принятых в области философии культуры, в частности, на методе критического анализа философского текста. Пессимистический взгляд Ф. Ницше на европейскую культуру включал в себя поиск средств преодоления кризиса. Новизна статьи заключается в возможности спустя столетие оценить с учетом произошедших исторических изменений и современных реалий ницшеанское идейное наследие в этой области. Автор приходит к выводу, что, обладая несомненными сильными сторонами, культуркритика Ф. Ницше была не всегда справедлива к аполлонизму, а также показывает, почему дионисийство не может стать удовлетворительным средством обновления и оздоровления культуры.
Эрдниева Б.Д. - Идея справедливости в культурном контексте философии Возрождения c. 64-73

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.12.39237

EDN: SHQXGA

Аннотация: В статье проводится философско-культурологический анализ феномена справедливости на примере взглядов представителей философской мысли Возрождения. Выбор периода не случаен: Средневековье, столкнувшись с экзистенциальным кризисом в результате разрушений, принесенных варварами, выработало концепцию справедливости, обратившей человека к поискам внутренней опоры, которая позволила справиться с этим вызовом и полную силу которой он смог реализовать в обновленной идее справедливости Возрождения. Цель работы состоит в том, чтобы по результатам анализа определить: 1) возможны ли сегодня практики справедливости, предложенные Возрождением; 2) если да, то в каких формах? Для ответа на поставленные вопросы используется метод сравнительного культурного анализа. В ходе анализа показано, что способы понимания справедливости явились отражением главенствовавшей в эпоху Возрождения культурной парадигмы. Трактовки концепта справедливости, предложенные способы достижения реализации справедливости, несмотря на критику, остаются действующими практиками современности. Для исследования проблематики феномена справедливости в контексте культуры Возрождения предлагается структура, состоящая из разделов: определение и метод, культурный фон, современная практика, - упорядоченных в виде ответов на 3 вопроса о справедливости. В отношении концептов справедливости, предложенных философами Возрождения, сделаны следующие выводы: 1) несмотря на историческую завершенность условий, породивших рассмотренные концепты справедливости, последние продолжают существовать и сегодня; 2) форма справедливости, предложенная Возрождением, стала предтечей концептов о фундаментальной свободе человека и её ценности. Свобода человека к самоопределению как «самосозданию» и акту творчества проявляется сегодня не только в форме искусства, но и выступает исходной предпосылкой для совершения ряда жизненных выборов современным человеком. Результаты работы могут способствовать прояснению позиций в отношении идеи справедливости как её понимают представители разных социальных групп, а потому могут быть использованы для построения диалога между ними.
Андреев Г.С. - Ценностный конфликт: становление антиутопии. c. 66-71

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.2.28681

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является свобода как ценность в утопических, антиутопических произведениях и современном мире. Статья посвящена рассмотрению одной из причин появления и популярности антиутопического жанра в современной культуре. На основе анализа концепций свободы английских утопических текстов выявлено значение свободы при построении утопического общества. Английская утопическая традиция выбрана в качестве источника материала для анализа по причине ее богатой истории и обширного числа текстов для исследования. Задачей данной статьи является попытка установить взаимосвязь между становлением антиутопии и изменением восприятия свободы как ценности, отношение к которой заметно изменилось с середины XX века, и которое преобразуется и в современном обществе. Для реализации данной задачи были использованы компаративный и аксиологический подходы. В данной статье понятие свободы будет использовано для понимания исторического поворота от жанра утопии к жанру антиутопии в европейской культуре. Актуальность данной статьи обусловлена огромной популярностью антиутопического жанра в настоящее время. В статье сделан вывод о том, что одна из причин возвышения антиутопического жанра – ценностный конфликт современного индивида и общества.
Гумерова Г.А., Никифорова А.А. - Проблема философии творчества Николая Александровича Бердяева c. 71-89

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.5.12073

Аннотация: Статья посвящена главной теме в жизни русского религиозного мыслителя начала XX века Николая Александровича Бердяева – проблеме творчества. Его понимание творчества имело свою специфику. Под творчеством в собственном смысле он понимал не создание продуктов культуры, не творчество «наук и искусств», не творчество художественных произведений, писание книг, картин и тому подобное, а «потрясение и подъем» всего человеческого существа, направленных на создание иной, высшей жизни, нового бытия. Проведён анализ возникновения культуры из культа, сакральных основ культуры, анализ появления культурных образов и культурных практик из культовой деятельности. Исследовано соотношения культуры и творчества, творчества как внекультурного начала и объективации творчества в культурных формах. Заключается в том, что: - дан систематический анализ идей о культуре русской религиозной философии ХХ века; -показано, что многие идеи современной культурологии относительно происхождения культуры, ее фундаментальных оснований, ее сакральных корней были впервые ясно и глубоко сформулированы именно в русской религиозной философии; -исследуются условия и возможности культурного творчества, возможности выхода творчества за пределы культуры, пути объективации творчества в культурных формах;
Лепешкина Л.Ю. - Функции традиционных обрядов жизненного цикла в зарубежных культурологических концепциях XIX-XX вв. c. 73-82

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.10.31577

Аннотация: Статья посвящена выявлению функций традиционных обрядов жизненного цикла посредством анализа зарубежных культурологических концепций XIX-XX вв. Актуальность темы исследования обусловлена потребностью определить значение обрядовых функций в современной культуре. Обращение к историческому опыту изучения традиционных обрядов позволяет глубже понять их сущность как способов выражения коллективных представлений в прошлом и настоящем. Источниками исследования стали зарубежные культурологические концепции XIX-XX вв., а также отчёты и полевые дневники советских этнографов об обрядовых практиках народов Поволжья, находящиеся в российских научных архивах. В основу исследования положен принцип историзма, дающий возможность рассмотреть процесс познания обрядов жизненного цикла в исторической динамике. Анализ зарубежных культурологических концепций и этнографических материалов предполагает применение системного подхода, который способствует более целостному представлению о традиционной обрядности. Также в статье используются следующие методологические приёмы: сравнительно-исторический, логический, ретроспективный, метод научного описания. Новизна статьи состоит в том, что впервые предлагается типология культурологических концепций с целью определения функций традиционных обрядов жизненного цикла. Автором выделены три типа данных концепций: «магические», прагматические и теории «перехода». Результатами исследования выступают выявленные функции традиционных обрядов жизненного цикла: магическая, консолидирующая, объяснительная, программирующая (регулятивная), символическая и социальная. Ряд из этих функций сохраняется в современной культуре в силу ориентированности обрядов на бытие человека, его переживания и надежды. Материал исследования может быть полезным для культурологов и историков, преподавателей и студентов вузов гуманитарных направлений.
Сухомлинова В.В. - Культурфилософское освоение «Заката Европы» О. Шпенглера в китайской мысли в первой половине XX в. c. 73-84

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.1.36977

Аннотация: Объект исследования – традиция осмысления культурной идентичности в Китае в первой половине XX века, предмет – влияние «Заката Европы» О. Шпенглера на эту традицию. В начале 1920-х гг. имя Шпенглера множество раз упоминается в статьях и заметках китайских студентов, проходивших обучение в Германии, а к 1930-м гг. на основе его взглядов в Китае развиваются концепции, посвященные культуре. В более поздних китайских исторических исследованиях публикация «Заката Европы» фигурирует в качестве равной по значению Первой мировой войне. Цель данного исследования – определить, почему переживание европоцентричной концепции Шпенглера оказалось столь глубоко в культурно чуждой ей китайской среде, как и какими средствами можно анализировать это переживание в рамках философии культуры. Автор исследования делает вывод, что влияние «Заката Европы» на китайскую мысль, посвященную вопросам культуры, было многоаспектным. С одной стороны, для китайских интеллектуалов значим был сам факт появления «Заката Европы» внутри западной философской традиции. На фоне кризиса стратегии всесторонней вестернизации китайского общества «Закат Европы» послужил своего рода легитимацией рассуждений о «китайской культуре» как об уникальном феномене. С другой стороны, китайской мыслью была освоена и содержательная часть идей Шпенглера. Особенности этого освоения уходят корнями в специфику китайской философской традиции. Эта проблема оказалась в фокусе внимания исследования. Обоснован тезис, согласно которому фрагментированную до отдельных концептов и затем интегрированную на почти интуитивном уровне морфологию культуры Шпенглера все же можно наделить в «китайском варианте» культурфилософским статусом. Новизна исследования заключается в переосмыслении научного творчества О. Шпенглера сквозь призму незападных философских традиций, что представляет особый интерес в свете развития постколониальных исследований.
Желтикова И.В., Брызгалов А.Л. - Проблема формирования образов прошлого и образов будущего как элементов темпоральной картины мира c. 73-94

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.11.39207

EDN: OAQXSO

Аннотация: В представленной статье авторы обращаются к исследованию темпоральной картины мира, существующей в сознании отдельного человека и надындивидуальном сознании социума. Представления о прошлом и будущем являются частью настоящего и их изучение способствует пониманию процессов, происходящих здесь и сейчас, причин и смыслов, стоящих за актуальными событиями. Предметом рассмотрения являются образы прошлого и образы будущего как совокупности представлений, репрезентирующих прошлое и будущее в настоящем. Целью исследования выступает рассмотрение процесса появления образов прошлого и образов будущего как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.    Вопрос о том, что по существу представляют собой образы прошлого и образы будущего, каковы принципы их появления и функционирования до сих пор остается открытым. Авторы статьи предлагают свой вариант ответа на вопрос о генезисе этих темпоральных образов. Он заключается в утверждении доминирования коллективных образов прошлого над индивидуальными. В определенный временной период в культуре присутствует один коллективный образ прошлого, сформированный идеологией и социальным консенсусом на базе исторического нарратива профессиональных историков, опирающихся на реальные следы прошлого и множество индивидуальных образов, интерпретирующих это смысловое ядро. В процессе формирования образов будущего приоритетное положение занимают индивидуальные образы, отражающие личную оценку доминирующих тенденций настоящего, которые найдут свое воплощение в будущем. Индивидуальные образы будущего путем координации отдельных представлений складываются в варианты коллективного видения перспективы. Поэтому в определенный момент времени в обществе функционирует не один а несколько коллективных образов будущего.
Тюгашев Е.А. - Тема Севера в философии Ф. Ницше c. 76-86

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.7.16208

Аннотация: Объектом исследования является комплекс взглядов Ф. Ницше на Север и специфику его культуры в сопоставлении с культурой Юга. Исходя из концепции климатических поясов культуры и позиционируя себя как человека Европейского Севера , Ф. Ницше высоко оценивает наследие относимой к Югу средиземноморской культуры и ищет пути освоения забытых ее достижений. В сравнении с Югом он характеризует такие элементы северной культуры как природу, культурный ландшафт, отношение к труду и миру, протестантизм, музыку и философию. Тематизация ницшевской философии Севера основана на глобальном подходе, который учитывает дополнительность осей "Запад - Восток" и "Север - Юг" в мировом развитии. Новизна проведенного исследования в анализе "северного текста" в философии Ф. Ницше с точки зрения глобальной оппозиции "Север - Юг". Показано, что Ф. Ницше осуществляет фронтальное сопоставление северной и южной культур по отдельным элементам. Оценивая северную культуру как вырождение южной культуры, потенциал Севера он видит в основательности социальной деятельности и способности рефлексии в скрытые пласты культуры Юга.
Мальцев Я.В. - Человек и бытие как факторы динамики культуры в концепции перманентной современности c. 77-96

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.8.38515

EDN: XIKHCY

Аннотация: В статье рассматривается динамика культуры как результат саморазвертывания и самопознания бытия, агентом которого является человек, являющийся одновременно и актором самого себя, своим собственным бытием, и создающим культуру как оболочку "второго" бытия, как экран (С. Жижек), сцену, на которой разворачивается его действие, его практики познания бытия и себя (в том числе как части бытия). Происходит складывание триады бытия, человека и культуры, соотносящейся с известной формулой Лакана: Реальное, Воображаемое, Символическое. В границах этой триады происходит субъект-субъектный диалог человека и человека, человека и бытия как равных объектов, находящихся в отношении со-творчества, со-бытия, со-познания. Статья коррелирует с актуальными на данный момент поисками новых онтологических теорий (объектно-ориентированная онтология, спекулятивный реализм, теория сборки и пр.), стремлением к переосмыслению роли и значения субъекта (к чему призывает С. Жижек), к переосмыслению Гегеля и актуализации его философского наследия (опять же тезис С. Жижека), с поиском новых концепций, который бы лучшим способом объясняли происходящие в культуре процессы, чем это делает теория постмодерна (Л. Хатчеон). В статье предлагается рассматривать динамику генезиса и эволюции культуры как соотношение автономных феноменов разума, как результат рефлексии бытием себя через собственные мыслящие формы - живое: взаимодействие бытия с его собственными мыслящими формами ради включения объектов бытия в движение бытия и его самораскрытие, раскрытие способов быть, суть имманентное свойство бытия, раскрывающееся в процедурах поиска истины, в границах которых и возникает культура.
Пиляк С.А. - Понятие объекта культурного наследия (терминологический обзор) c. 78-86

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.9.40562

EDN: XVAJQQ

Аннотация: Культурное наследие является особым феноменом человеческой культуры. Известны определения наследия как субстрата идентичности, свидетельства развития цивилизации, артефакта, связующего настоящее и прошлое и т.д. Актуализация культурного наследия, его возвращение в духовный и экономический оборот способны послужить идеологическим задачам. Наследие способно выступить символом мировоззренческих основ общества, продемонстрировать стратегические приоритеты, имеющие особое значение для современности. Культурное наследие, будучи продуктом творческой деятельности поколений, формируется уникальным стечением обстоятельств, и, следствие, является уникальным и невозобновимым. Все перечисленные факторы демонстрируют особый потенциал наследия, который следует признать практически неисчерпаемым.   По данному комплексу причин возникает сложность в трактовке понятия объекта культурного наследия. Данное поле научного поиска остается исключительно дискуссионным пространством с множеством вариантов толкования ключевого понятия. Целью исследования является рассмотрение трактовок понятия культурного наследия и определение специфики его природы. Одновременное обращение к смежным понятиям позволяет расширить представление о культурном наследии как коллективной исторической памяти, выраженной в материальных и нематериальных артефактах. Междисциплинарная методология, базирующаяся на сравнительном методе, призвана определить наиболее краткое и емкое определение наследия, которое раскроет особенности его потенциальной актуализации в интересах государства и общества.
Куан С. - Архетипическая литературная критика и интертекстуальность c. 87-98

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.9.43571

EDN: XVJEQJ

Аннотация: Литературная критика являлась важной частью западной теории литературы в XX веке и не утрачивает важности по сей день. Критика оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания. В данной статье рассматриваются два важных подхода, принципа литературной критики. Это архетипическая литературная критика и теория интертекстуальности. Архетипическая литературная критика – это теория, которая интерпретирует текст, фокусируясь на повторяющихся в разных литературных произведениях мифологических мотивах и архетипах в повествовании, символах, образах и типах персонажей. Разбор включений интертекста в текст художественного произведения дает основание рассматривать их как один из самых важных приемов в стилистической системе писателя. Способность интегрировать в собственное произведение элементы иного текста и вводить свой текст в общественное сознание называется в рамках этой теории «интертекстуализация». Интертекстуальность – это общее свойство текстов, выражающееся в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут явно или неявно ссылаться друг на друга разнообразными способами. Стоит отметить, что у архетипической литературной критики и теории интертекстуальности есть глубокие внутренние теоретические связи, сводящиеся к трем основным пунктам: это литературные повторы, общие взгляды на литературу и рассмотрение литературы как хранилища памяти. Хотя эти теории и возникли в эпохи разных культурно-исторических парадигм – структурализма и постструктурализма, они имеют много общего с позиций коннотации. Будучи разными теоретическими системами литературной критики, архетипическая критика и интертекстуальность тесно связаны наличием психологической критичности. В настоящей статье проводится поиск сходств между двумя указанными системами в указанных трех аспектах и обосновывается их теоретическая связь, что доказывает взаимодополняемый характер этих двух теорий.
Беляев В.А. - Модернистская «критика культуры» и диалектика «культурного-посткультурного-интеркультурного» c. 90-178

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.5.12355

Аннотация: Основная цель данной работы – рассмотреть модерн как «критику культуры». Под «критикой культуры» я буду понимать изменение типа социокультурного построения по отношению к традиционному, реализацией которого можно считать средневековый европейский мир. Я буду выделять две интенции «критики культуры»: внутрикультурную (посткультурную) и интеркультурную. Результатом первой интенции должен стать проект «посткультуры», результатом второй интенции – проект «интеркультуры». Логику создания этих проектов и их реализации в самом общем плане я собираюсь показать. Внутрикультурный аспект будет акцентировать все связанное с индивидуальной свободой. «Культура» в этой интенции критики будет выглядеть способом похищения индивидуальной свободы человека. Но похищает ее у человека сам человек, «культурным» способом полагания реальности. Поэтому главным объектом в этой критике будет «человек, культурно полагающий». В качестве позитива будет вырабатываться проект мирового целого только на основе индивидуальной свободы. Интеркультурный аспект критики будет акцентировать те последствие «культурного полагания», которые порождают разделение человечества на «культурные» миры, отрицающие друг друга. Эта интенция будет строить в качестве позитива проект мирового целого на основе «общечеловеческих», «интеркультурных» ценностей. Сложные отношения в проектировании «посткультуры» и «интеркультуры», попытки восстановления «культурных» социокультурных построений на протяжении новоевропейской истории составляют то, что я назвал диалектикой «культурного-посткультурного-интеркультурного». Эту диалектику в самом общем плане я собираюсь показать. Начну я свой анализ с разбора кантовской философии религии, изложенной в «Религии в пределах только разума». Я буду интерпретировать философию Канта как предельно яркое выражение «критики культуры». В этом смысле Кант окажется одним из идеологов модерна, четко выразившим его главные интенции. Я постараюсь вскрыть сквозное действие в развитии его философии, которое будет начинаться с радикальной «критики культуры», а завершаться будет попытками возврата определенных «культурных» принципов – культурными ремиссиями. Его критику религии я также поставлю в перспективу этого сквозного действия. Я покажу, насколько в его философии присутствуют посткультурная и интеркультурная интенции «критики культуры» и диалектика «культурного-посткультурного-интеркультурного». Главным в раскрытии этой диалектики, как она реализуется в самом теле новоевропейского мира, будет анализ феноменов «вечного фашизма» и «вечной культурности». И тот и другой феномен будут связаны с фронтом культурных ремиссий ХХ века, который можно считать ответом на общеевропейскую волну по-сткультурности после Первой мировой войны. Особенно это относится к феномену «вечного фашизма», который я раскрою как предельно жесткое выражение «вечной культурности». Если модерн в целом рассматривать как развертывание «критики культуры», реализующейся в философско-идеологическом плане и в самом теле европейского мира, то логика развертывания посткультурной и интер-культурной интенций этой критики, логика разномасштабных и разнохарактерных откатов к «культурной» архитектуре человека, логика новых волн посткультурной и интеркультурной интенций критики в ответ на откаты и будет составлять модернистскую диалектику «культурного-посткультурного-интеркультурного».
Беляев В.А. - Конструируем модерн как систему антропологических проектов c. 92-197

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.4.11772

Аннотация: Цель этой работы – представить общий план новоевропейской культуры как систему антропологических проектов: «реформации», «просвещения» и «критики культурного разума». В качестве точки отталкивания для развертывания своего дискурса я буду использовать общий план представлений о «диалектике просвещения», созданных в рамках Франкфуртской школы социальной философии. В общем смысле моя позиция является альтернативой тем вариантам представлений о модерне, которые основаны на представлении о том или ином варианте проекта «покорения природы», лежащим в ее основе. Такие представления я воспринимаю как вызов. Ответом на этот вызов является попытка рассмотреть «диалектику просвещения» как результат реализации не проекта «покорения природы», а проектов «покорения человека». Я предлагаю рассматривать Просвещение как чисто антропологический проект, результатом реализации которого и должна была стать то проблемная ситуация, которую распознает Франкфуртская школа. Причем все множество проблемных полей, которые я перечислил, должно в своих основных чертах быть проекциями реализации просвещенческого антропологического проекта. (В том числе и «покорение природы».) Я сказал, что мою позицию можно рассматривать как ответ на позицию Франкфуртской школы. Это не значит, что я буду заниматься критическим анализом ее позиций. Рассмотрение новоевропейской культуры как реализации проекта «покорения природы» достаточно распространено на сегодняшний день. Поэтому я отвечаю на вызов такой распространенности. Франкфуртская школа в данном случае играет роль «представителя позиции». Для меня здесь важно то, что Франкфуртская школа центрирована на той фазе реализации проекта Просвещения, который можно считать интегральным результатом его институциональной победы: середина XIX – середина ХХ в. Интегральная реальность, которая выражается системой понятий: «натурализм», «реализм», «позитивизм», «индивидуализм», «демократизм», «либерализм», «буржуазность», «капитализм», «научность», «рационализм», «сциентизм» – эта реальность стала выраженной во множестве ракурсов (принципов, идеалов, институтов) победой просвещенческого проекта. Те противоречия, которые в ней обнаружились – внутренние реализационные противоречия этого проекта. В том числе и те противоречия, которые кажутся отрицающими сам просвещенческий проект. Пафос моей позиции состоит в обнаружении это внутренней противоречивости. Те противоречие, которые связаны с понятиями: «национализм», «фашизм» и «коммунизм», – я тоже буду раскрывать в контексте диалектики проектов «реформации», «просвещения» и «критики культурного разума».
Султанов-Барсов М.О. - Дагестан в контексте русской культуры c. 115-131

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.20486

Аннотация: Предметом статьи является ретроспективная картина постсоветского Дагестана, характерная оттоком русского и русскоязычного населения, вызвавшим снижение социальной культуры и закономерные негативные последствия в республике. В качестве проблемного источника рассматривается фактор культурного релятивизма, используемого евро-американскими учеными-гуманитариями и политиками для реализации своих геополитических проектов. Вместе с тем показан и естественный источник культурного релятивизма, закономерно возникающий в условиях невежества, паралогичных самооценок и религиозного фанатизма. Цель статьи – повышение социальной культуры жителей Республики Дагестан и укрепление государственного единства страны. В качестве методологии исследования применяется категориально-понятийный аппарат науки в дидактическом ключе с упором на философию, политологию и историю. Научная новизна заключается в принципе, требующем согласованного применения аподиктического и диалектического методов мышления как оптимально коррелирующих инструментов теоретического познания и практической работы. Дана краткая классификация дагестанцам, русским и русскоязычным, а так же сформулирован ряд эвристических предложений совершенствования органов власти и повышения интеллектуального уровня жителей Дагестана. В выводах показаны условия и принципы возвращения русских и русскоязычных в Дагестан на постоянное место жительство.
Мостицкая Н.Д. - Праздничность и повседневность в проекции константности и динамичности бытия культуры c. 129-143

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.4.18338

Аннотация: Особое внимание уделяется анализу процесса взаимодействия и динамики таких форм культуры как праздник и повседневность с точки зрения их логических противоречий и синтеза. Автор исследует диалектический, метафизический и синергийный подходы в изучении феномена праздничности. Обращение к античной традиции философской мысли позволяет раскрывать феномен праздничности как «константности» бытия. Повседневность при этом представлена как «динамичность» бытия, в то же время специфика феномена "повседневности" раскрывается посредством обращения к постмодернистской философии. В качестве обоснования такого подхода автор предлагает синтез метафизического и диалектического методов познания, а также использование синергийной парадигмы, позволяющих объяснить периоды стабилизации и изменения праздничной традиции, а также динамику и вектор развития повседневности. Синтетический подход раскрывает проблему праздничности и повседневности в философско-культурологическом аспекте и составляет новизну данного исследования. Праздничность и повседневность, рассматриваемые как константность и динамичность, используются в качестве элементов системы координат для моделирования коммуникативного пространства в его векторной ориентации, а также описания бифуркационного перехода. Использованию физико-математических параметров синергийного подхода, постулируемого автором в качестве ведущей парадигмы для анализа категорий праздничности и повседневности как константности и динамичности, сопутствует ориентация не только на синтез философских, но и математических категорий .
Волкова Е.Г. - Феномены архаической культуры в концепции В.Я. Проппа (философско-культурологический анализ) c. 170-187

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.5.15688

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является научное наследие отечественного фольклориста, филолога, этнографа Владимира Яковлевича Проппа в контексте современной ему эпохи. В качестве предмета исследования выступают идеи этого ученого, связанные с различными феноменами архаической культуры. Особое внимание уделяется анализу его научных представлений о таких явлениях, как архаический миф, сопровождающие его ритуальные практики и восходящие к нему генетически произведения устного народного творчества (прежде всего, волшебная фольклорная сказка). В качестве основных методов выбраны философско-культурологический анализ, метод историко-философской реконструкции, включающий приемы первичного (при рассмотрении источников) и вторичного (при привлечении различного рода литературы по изучаемой теме) исследования, метод сравнительного анализа для выявления интеллектуальных пересечений основных идей ученого с идеями представителей западной и отечественной гуманитаристики. Новизна исследования заключается в том, что в нем не только рассмотрены и проанализированы с философско-культурологической позиции основные положения концепции архаического фольклора Проппа, но и предложен вариант реконструкции его концепции архаического мифа, включающей в себя анализ идей ученого, связанных с онтологическим статусом мифа, его гносеологической функцией, социальным значением.
Амельченко С.Н. - Моделирование в методологическом инструментарии гносеологии и онтологии культуры c. 179-207
Аннотация: Метод моделирования в современной онтологии и гносеологии культуры является слабо разработанным и мало востребованным. Редким примером его применения стала фи-лософская концепция М.С. Кагана, в которой он наглядно представил место культуры в сис-теме бытия. Между тем, некоторые его суждения могут быть развиты и дополнены, что по-зволило бы внести новые коррективы в формирование объективного знания культуры. Этой цели служит анализ структурных составляющих онтологической системы, включающей не указанное Каганом бытие объективированного и индивидуализированного идеального. В статье показано, что именно в этом структурном подразделении бытия продуцируются смыслы, идеалы и цели человека и общества, являющиеся основным источником возникно-вения и развития культуры, признаком ее надбиологического статуса в мировом универсуме, условием ее гармоничной связи с цивилизацией. Проведенное в исследование моделирование позволяет также выявить диалектическую связь, возникающую между структурой бытия, все уровни и формы которого обусловливают формирование культуры, и ролью самой культуры, обеспечивающей многообразие системы бытия и являющейся способом репрезентации таких его компонентов, как человеческое, социальное, идеальное.
Борисов С.В. - Naive philosophizing in the life of a child c. 184-193

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.11.9329

Аннотация: What is naive philosophizing of childhood and what is its particularity? Synthesizing concepts “naivety” and “philosophizing” we come to the concept of “naive philosophizing”. This philosophizing is not the kind overstepping the bounds of ordinary-practical knowledge and, moreover, rooting in mythical consciousness, but the one comprising reflective, existential and critical components. As a matter of fact it is a self-reflection of a myth done by all possible intellectual means, where the myth remains a symbol of unity, pleasure, knowledge and belief. Beginning with such conceptual affects as surprise, doubt, experience of existential conditions, naive philosophizing finds direct continuation in the intellectual game as the form of communication. We consider communication as a necessary condition of realization of naive philosophizing; therefore the best way of its realization is the live conversation in the form of a dialogue or a polylogue provoked by spontaneous asking. Naive philosophizing acts as an attempt of rational comprehension of a myth; however the myth remains the principal means of perception of the world and world-view.
Фатенков А.Н. - Мировоззренческие апории современной России c. 203-262

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.1.10624

Аннотация: В статье анализируется и критически оценивается мировоззренческая ситуация, культивируемая в стране властными структурами. В числе удручающих мировоззренческих феноменов рассматриваются: умаление роли философии, как ответственного свободомыслия, в угоду догматизму религии, декларативному объективизму науки и утилитарно-коммерческому типу мышления; внедрение в коллективное сознание элементов профанной эсхатологии; ставка власти на принцип эффективности в вопросах организации общественной жизни. В соотнесении с аутентично философским взглядом на мир, заданным ещё Гераклитом Эфесским, формулируется и обосновывается ряд конкретных претензий к религиозно-церковным христианским воззрениям и практикам, к альянсу церкви и светской власти. Текст периодически отсылает потенциального читателя к идеям Никколо Макиавелли и Альбера Камю, с их неподобострастным, реалистичным толкованием человеческого удела. Аргументируется необходимость и желательность метафизически корректных дискуссий философов и теологов. Подчёркивается недопустимость и пагубность вульгарно прагматического подхода к сферам образования и науки, неадекватность нормы эффективности при характеристике содержательных социально-культурных процессов и состояний. Для верной оценки качества человеческой жизнедеятельности рекомендуется ориентация на принцип самостоятельности.
Полищук В.И. - Идея культуры c. 204-217
Аннотация: Аннотация: краткий обзор мнений о предмете философии культуры, о роли философии в культуре делает необходимым обоснование категории «идея культуры», которая проявляет себя в создании человеком «вида» и «видимости». Последняя понимается не как иллюзия, а как мир, существующий в качестве способности человека видеть. Выдвигается гипотеза о рождении нового образа культуры, провозвестницей которого является современная философия культуры.
Кузнецов Ю.В. - Проблема демаркации при анализе научной дискуссии в условиях мультикультурализма c. 231-258

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.2.272

Аннотация: В статье рассматривается проблема сохранения значимости аргумента ad homine при различении научных и вненаучных форм дискуссии в условиях мультикультурализма. Актуальность данной проблемы обусловлена изменением статуса субъекта познания, чьи культурные и социальные пресубпозиции не могут игнорироваться при анализе результатов исследовательской деятельности. Сделанные в статье выводы базируются на анализе деконструирующих идею универсальности научного знания концепций.
Корень Р.В. - Философско-этнические исследования функций культуры c. 295-306

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.825

Аннотация: В данной статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с функциями культуры и их сопряжениями. Показана некорректность бытующего среди культурологов мнения о том, что все функции культуры социальны. Многообразие функций культуры может быть сведено к двум основным группам: функции ординарные (повседневные), в том числе социальные, и фундаментальные, обеспечивающие выживание. Фундаментальные функции культуры прояв-ляются именно через этнические процессы (поскольку именно этнос является носителем культуры) и определяются ими в специфическом разнообразии, в зависимости от этнической иерархии. Рассмотрены сущность жизни и сущность человека, а также результаты первичные, которые являются самоцелью. Социальные функции культуры являются отраже-нием вторичных результатов. Но, развивая их в ущерб фундаментальных функций культуры, отражающих первичный, исходный результат выживания, мы уподобляемся наркоману. Осве-щен закон возрастания роли культуры, составляющие процесса коммуникации и определяющая роль информационного компонента триединых систем. Показано, что информатизация общества является культурологической проблемой. Освещен фундаментальный принцип любой науки и искажение информации по пути от источника к потребителю.
Беляев В.А. - К идее интеркультуры c. 309-346

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.5.443

Аннотация: Статья представляет собой краткое введение в теорию интеркультуры, разработанную ав-тором. Интеркультурой автор называет особое социокультурное построение, которое тра-диционно называют новоевропейской культурой. В статье представлены основные поня-тия и принципы теории интеркультуры, ее эвристические возможности в отношении ана-лиза различных ракурсов и размерностей новоевропейского социокультурного мира. На концептуальном уровне раскрывается отличие ценностного строения интеркультуры от строения традиционных социокультурных систем – культур. Раскрывается стратегиче-ское ограничение миросистемы культур. Показывается жизненный вызов, который выте-кает из этого ограничение, и ответом на который можно считать рождение интеркультуры. Вырисовываются стратегические направления развития интеркультурного мира и его стратегические границы. Введение в теорию интеркультуры сочетается с анализом кантовской стратегии построения «вечного мира». Автор показывает, как из–за структуры кантовской работы проступают черты теории интеркультуры. Работа предназначена для всех, кто интересуется философской антропологией.
Беляев В.А. - Кризис интеркультуры и культурные ремиссии c. 580-617

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.7.557

Аннотация: Статья представляет собой очередной шаг введения в теорию интеркультуры, разработан-ную автором. В этой части ведения акцентируется понятие «культурная ремиссия». Куль-турными ремиссиями автор называет формы проявления ценностной геометрии типа «культура» в контексте интеркультуры. Отдельной задачей для автора является показ то-го, как современная идеология либерализма, оперирующая понятиями «глобализация», «обратная глобализация», «либеральное равенство», «стремление к культурному обособ-лению» – тяготеет к теории, подобной теории интеркультуры. Автор показывает, как тео-ретическое пространство интеркультуры, от первых ее идеологов до современных, опери-рует сходной системой принципов и понятий, принимает одни и те же жизненные вызовы, давая стратегически сходные ответы на них – то есть развертывает теоретическое пространство интеркультуры. Одновременно показывается ограниченность таких теорий, тяготение к их взаимному соизмерению и синтезу в одну теорию, которую автор и называет теорией интеркультуры. В качестве примера ограниченной современностью теорией берется книга С.Бенхабиб «Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру». Автор показывает, как через критический анализ этой монографии можно выйти к понятиям «интеркультура» и «культурные ремиссии». Статья предназначена для всех, кто интересуется философской антропологией.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.