ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философская мысль"
> Рубрика "В потоке книг"
Варава В.В. - Страшный суд философии |
|
c. 171-187
|
DOI: 10.7256/2409-8728.2016.2.17875
Аннотация: Размышления о состоянии современной русской философии, основанные на анализе третьего тома антологии «Кто сегодня делает философию в России», составленного А.С. Нилоговым. Делается критический обзор современной русской философии, представленной как ее корифеями, так и малоизвестными именами. Отмечается полифоничность современной русской мысли, работающей в смежных с философией сферах: лингвистика, литературоведение, логика, математика, музыка, политология, психология, публицистика, семиотика, социология, футурология и т.д. Выявляются перспективы органичной русской мысли в контексте современной культуры. Методология исследования основана на анализе воззрений отдельных мыслителей, представленных в сборнике, а также на выявлении общего концептуального пространства современной русской мысли. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: 1. Современная русская мысль не представляет собой единого концептуального пространства. 2. Обнаруживается слабая связь с классической русской философией. 3. Большинство авторов озабочены проблемами языка как центральными проблемами философии. 4. Заслуга автора сборника в том, что он смог собрать воедино различные концептуальные линии современного интеллектуального пространства России
Спирова Э.М. - Парадоксы эстетического опыта (Новые книги издательства «Канон+») |
|
c. 185-205
|
DOI: 10.7256/2409-8728.2014.12.1430
Аннотация: Статья посвящена анализу трёх исследований, которые позволяют расширить представление о том, что такое «эстетический опыт». Речь в этих книгах идёт не столько о классической эстетике, сколько о тех переменах, которые позволяют соотнести данную эстетическую категорию с современной творческой практикой. В частности, отмечается весьма значительное влияние на нынешнюю эстетику феномена перформативности. В статье показано, что новый эстетический опыт, с одной стороны, возродил интерес к давним традициям искусства, а с другой стороны, преобразовал представление о социальной реальности и способах воплощения жизненных процессов в искусстве. Методы анализа материалов названных исследований связаны с «нарративным поворотом» в философии истории, с «антропологическим поворотом» в историописании. В материале использованы также приёмы эстетического анализа новых художественных явлений. Новизна статьи обусловлена тем, что в ней рассматривается будущее историографии и философии искусства. Раскрывается широкий круг форм исторической репрезентации. Идентифицированы общие схемы и стратегии, которые в совокупности могли бы быть сведены вместе и отождествлены как «историческая поэтика». Отмечено, что эти схемы и стратегии всегда существовали в исторических романах, в изящных искусствах, спектаклях, исторических музеях и в самой историографии.
|