Философская мысль - рубрика Смысл и безмолвие
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Смысл и безмолвие"
Смысл и безмолвие
Матвейчев О.А. - Семь чудес гиперборейца Абариса c. 26-34

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.5.18701

Аннотация: Особое внимание уделяется изучению особенности трансформации образа Абариса в связи с более общим вопросом культа выходцев из отдаленных земель, занесших в эллинский мир прежде неведомую мудрость. Анализ исторических источников о жизни и деятельности Абариса демонстрирует, что его вполне рациональный и простой для понимания образ у древних авторов (Пиндара, Геродота, Платона и др.) приобрел в эпоху эллинизма совершенно фантастические черты, что может объясняться как общим состоянием общественного сознания, характеризующегося интересом к мистицизму, иррационализму и экзотическим культам, так и уходом из исторической памяти форм мышления, традиций, метафизических инвариантов, привнесенных в культуру догомеровской Греции вторгшимися в средиземноморско-балканский регион индоевропейскими племенами. В связи с этим задача, которая может быть поставлена перед исследователем, состоит в демифилогизации образа Абариса, что позволило бы избавить его от позднейших наслоений и выявить его истинные черты. При написании этой статьи, автор использовал такие методы, как метод комплексного историко-философского анализа, компаративистский и биографический методы. Основным выводом проведенного исследования является то, что демифилогизация образа Абариса не только дает ключ к объяснению «темных мест» нашего знания о его личности и деятельности, но и выводит нас на более широкую проблему – проблему рецепции древними греками индоевропейской ментальной матрицы как важнейшего условия формирования современной западной цивилизации.
Егоров А.Г. - Онтология смысла c. 36-43

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2039

Аннотация: Предметом исследования является понятие смысла. Цель работы - обнаружение содержания и строения смысла, его видов, основных движущих моментов и сопутствующих условий его созидания и выявления. При реализации поставленных задач был рассмотрен ряд определений смысла, а также изложено авторское понимание смысла. Далее, на основе этих определений и с помощью концепции бинера, разработанной автором, была раскрыта онтология понятия смысла: основные его моменты, строение, акторы и свойства, виды и характерные особенности. При исследовании понятия смысла использовался аналитический метод (бинарный анализ, классификация), применялся метод идеализации (чистых бинеров, как и любых других научных концептов, в действительности не существует) и системный подход. В целом автор стремился реализовать многоаспектный подход в описании и постижении смысла. На определенных этапах исследования использовались методы сравнения и сопоставления. Применялся также и метод дедукции (на основе общих положений концепции бинера делались выводы о поведении бинарных структур в конкретных областях, в данном случае, в понятии смысла). И, наконец, применялся метод синтеза тех моментов, которые были выявлены в процессе бинарного анализа. Были выявлены основные свойства смысла и его элементы. Показан системный, иерархический характер структуры смысла. Определены ведущие акторы смысла и важнейшие условия, при которых смысл может созидаться и быть представленным. Полученные результаты будут полезными при решении онтологических и гносеологических проблем современной философии и науки. В первые в истории российской философии была применена концепция бинера к осмыслению содержания и структуры понятия смысла. Главный вывод: прежде чем решать какие-либо теоретические и практические проблемы, необходимо выявить смысл понятий, которые выражают эти проблемы. Для обнаружения же смысла любого понятия, требуется, в первую очередь, достаточное глубокое понимания сущности и структуры смысла как такового. Предлагаемая статья и служит одним из тех кирпичиков, с помощью которых и может быть построено это понимание.
Пономарева А.С. - Литературный абсурд в фокусе философии: Мартин О’Кайнь и его роман «Грязь кладбищенская» c. 42-49

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.12.38927

EDN: RZWOGT

Аннотация: Предметом исследования является феномен абсурда в ирландской художественной литературе и его отношение к философскому дискурсу. Литературный абсурд предлагается анализировать с точки зрения заложенных в него философских смыслов. Чаще всего это трактование абсурда как понятия, означающего разлад человека с миром, отсутствие связи с ним. В качестве репрезентирующего абсурд бытия текста рассматривается роман ирландского писателя О’Кайня. При анализе романа привлекались методы современного культурологического знания: описание различных социокультурных тенденций и явлений, их теоретическое обобщение. Цель работы заключается в выяснении значения абсурда для конституирования человеческого бытия. В статье исследуется связь присутствующих в романе реалий с философией традиционализма. Абсурд исследуется в качестве индикатора «замалчивания» смысла. Факторами, сближающими взгляды модернистов, писавших об абсурде, и традиционалистскую доктрину, являются: фиксация разрушения привычного образа жизни, самоцелостности, извращение или исчезновение иерархического общественного уклада, подмена ценностей, прямое указание на "конец времён" (эсхатологизм). В качестве индикатора утраты героями собственной идентичности почти всегда выступают изменения в речи. С помощью этого индикатора, как правило, фиксируется утрата связи с Другим, глобальное отчуждение и расчеловечение человеческого существа. Таким образом доказывается важность категории абсурда для фундаментальной философской онтологии.
Перунова Н.В. - Слово в раскрытии предназначения человека: отражение наследия Св. Отца Григория Паламы в творчестве Ф.М. Достоевского c. 43-53

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.8.24439

Аннотация: Объектом исследования является творчество Ф.М. Достоевского в контексте учения Св. Отца Григория Паламы о предназначении человека. Предметом данной статьи является исследование Достоевским ключевых содержаний сознания человека: момент совершения им ценностного выбора в экзистенциальной ситуации встречи со своим истинным Я, и становление этого выбора жизненной тканью судьбы человека, что фокусируется Достоевским в слове героя. Темой статьи является раскрытие слова человека как итога духовной брани, когда человек может вернуться к себе настоящему. В основу методологии исследования положено, с одной стороны, учение Св. Отца Григория Паламы о предназначении человека, раскрывающее диалектику духовной брани, пластичность сознания человека, способность человека творить окружающий его мир. С другой стороны, мы опираемся на работы М.М. Бахтина, посвященные поэтике Достоевского, анализу художественного слова писателя. Новизной исследования является анализ творчества Достоевского как отражения в художественном слове взаимодействия сознания и реальности, содержания и последствий духовной брани. Основные выводы статьи: 1. Слово как содержание сознания есть инструмент творения мира человеком. Оно способно созидать или разрушать человека и окружающий его мир. 3. Раскрытие диалектики слова Достоевским происходит в диалоге-столкновении внутреннего, интимного слова и слова внешнего, произнесенного вовне, на фоне божественного экрана - экзистенциальной встречи героя с собой истинным. 4. Мир есть произведение сознания, совершающего экзистенциальный ценностный выбор.
Мамарасулов А.Р. - Абсурдно-идеальная дихотомия мышления c. 62-72

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.6.18848

Аннотация: Предметом исследования является возникающий в ситуации травматической неопределенности феномен ценностной раздвоенности мышления. Объектом статьи - выступает вызванный этической дихотомией процесс реакции мышления, рассматриваемый в аксиологическом ракурсе. В исследовании анализируется состояние травматической неопределенности, приводящий к утрате смыслового алгоритма существования субъекта и к отчуждению от абсолютных ценностей, что, вместе с тем, служит мотивом для роста самосознания и развития созидательных основ мышления. Особое внимание уделяется вопросу единства абсолютных ценностей и созидательной деятельности субъекта в контексте категории "одушевление". В работе применены аксиологический метод, с помощью которого определяется ценностное поле проблемы, и метод системного анализа. Основным выводом работы является то, что созидательный момент в мышления преобладает над моментом этической дихотомии. Новизна исследования состоит в том, что состояние этической дихотомии, выраженной в сознании как доминанта метафизических идей, противопоставляется метафизике гносеологического порядка - выражаемой в созидательности человеческого я.
Фаритов В.Т. - "Век Делеза": онтология смысла и трансгрессии c. 74-85

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.20272

Аннотация: Статья посвящена исследованию онтологических аспектов философии Ж. Делеза. Основное внимание в статье уделяется проблемам преодоления платонизма, трансгрессивному характеру смысла и события. Онтологические разработки Ж. Делеза рассматриваются в контексте учения И. Канта о свободе, диалектики Г.В.Ф. Гегеля и учения Ф. Ницше о вечном возвращении. Предлагается новый вариант прочтения философии свободы И. Канта. Особое внимание автор уделяет анализу специфики делезовской интерпретации идеи о вечном возвращении и экспликации онтологических аспектов данного учения. В статье используются методологические принципы и установки постструктурализма. Также применяется методика сравнительного анализа философских учений. Основным выводом проведенного исследования является тезис о трансгрессивном характере онтологии Ж. Делеза. Автор обосновывает положение, что онтологические воззрения французского мыслителя не относятся ни к метафизике, ни к диалектики. Онтология Делеза прелставляет собой онтологию трансгрессии. В исследовании показывается, что бытие мыслится Делезом как вечное возвращение. При этом вечное возвращение понимается философом не как повторение Того же Самого, но как утверждение различия и трансгрессии.
Красиков В.И. - "Великий ледоход русской мысли": складывание двух традиций отечественной философии c. 75-87

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.23423

Аннотация: Задача настоящей статьи заключается в рассмотрении динамики противостояния двух фракций отечественной мысли в 30-40 гг. XIX в.: основных "площадок" и наиболее заметных (фокусных) дискуссий, в ходе которых и выявились всем сейчас известные лидеры, их основные идеи. Соответственно, ее объектом является общественно-мировоззренческое столкновение, имевшее место в указанное время, а предметом исследования – интрига и структура этого столкновения, образовавшая две противостоящие группы с диаметрально-разными теоретическими платформами, ставшие непреходящими персонажами российской интеллектуальной сцены. Методология, применяемая здесь, опирается на идеи теории "интеллектуальных эволюций" Р. Коллинза: поле интеллектуального внимания, фокусные дискуссии, расцвет творчества через оппозиции и соперничество. Как полагает автор, исследуемое теоретическое столкновение впервые разделило интеллектуалов двух столиц на группировки, которые сформировали свое устойчивое самосознание, обзавелись исторической генеалогией, выдвинули символы своего группового единства, озаботились преемственностью и поддерживали линию противостояния вплоть до наших дней. Новизна исследования заключается в рассмотрении динамики фракциогенеза в контексте специфики трех разных дискуссионных площадок того времени: светских салонов, университетских курсов и "журнальных войн".
Напсо М.Д. - «Общество спектакля» Ги Дебора и современность c. 89-96

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.7.19442

Аннотация: Объектом рассмотрения настоящей статьи являются особенности «общества спектакля», а предметом – театральность общества потребления. Автором анализируются природа и всеохватность симулякров и симуляций, явление гиперреальности, соотношение реального и символического. Исследуются феномены коммодификации и избыточного потребления как установок постмодернистского и консюмеристского мировоззрения, прослеживается связь между потреблением и системой нравственных установок. Автор рассматривает противоречивость ценностных измерений общества потребления, процессы подмены подлинного вымышленным, реального – виртуальным, роль социальных иллюзий в формировании идеологем Методологическую основу статьи составили онтологические и гносеологические принципы диалектики, позволившие представить рассматриваемые вопросы в их единстве и взаимообусловленности Научная новизна состоит в обосновании положения о современном социуме как об «обществе спектакля». Анализируемая проблематика позволяет прийти к ряду выводов: 1) театральность является атрибутом общества потребления; 2) особую актуальность для научного исследования представляют вопросы формирования социальных иллюзий и их воздействия на массовое сознание
Егорова И.В. - Человек – животное и не только c. 99-134

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.12.1750

Аннотация: Статья посвящена проблеме природности человека. В последние годы в отечественной философской антропологии человека рассматривали как историческое создание. Природность человека, которая в своё время была раскрыта марксистской философией, оказалась преданной забвению. В статье ставится вопрос о том, что человек всё-таки, прежде всего, принадлежит природному миру. Он действительно животное. Однако в этом утверждении не вся правда. Будучи представителем животного мира, человек раскрыл свои способности и ресурсы в истории. В связи с этим ставится проблема экологии. Отмечается разрушительное действие на природу человеческой активности. Статья посвящена теме, которая не получила освещения в отечественной литературе. Поэтому автор приводит многочисленные ссылки на работы зарубежных исследователей. Собственные идеи автора сводятся к тому, как отделить человека от зверя, как возродить натуралистическую концепцию философской антропологии, как толковать современную экологическую революцию, как обеспечить экологизацию сознания. В статье показано, что человек является особым видом в животном мире, как создание, имеющее культуру. Автор опирается на достижения современной философской антропологии. Это позволяет ему провести критический анализ социобиологии, которая получила широкое распространение в последние десятилетия. В статье впервые ставится вопрос: каков смысл того, что всё многообразие живой природы структурировано в форме видов. Новой является и проблема доместикации (одомашнивания животных). Приручение животных в своё время сыграло положительную роль в истории человечества. Однако в наши дни проблема соотношения животного мира и человека приобретает особый смысл. Выращивание домашних животных для производства мяса приводит к психическим отклонениям у животных. По мнению экспертов, сегодня нужна не только зоопсихология, но зоопсихиатрия. В статье рассматривается также проблема экологии животных и их «прав» в человеческом мире.
Урбанаева И.С. - Индо-тибетская традиция систематизации Учения Будды в категориях "Основа", "Путь", "Плод" и концепция стадиальности c. 104-121

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.24145

Аннотация: Поставлена проблема представления множества буддийских учений и практик в их внутреннем единстве, обоснован подход, признающий принципиальную теоретико-методологическую значимость индо-тибетской презентации буддийской философии и практики в их функциональной взаимосвязи посредством категорий «Основа», «Путь» и «Плод». Основной предмет - философское и сотериологическое содержание данных категорий, а также стадиальная концептуализация Пути и различные схемы стадиальной систематизации в индо-тибетских текстах - сиддхантах, а также в трактатах о путях и стадиях. Историко-философские методы, системный и сравнительный подходы, совмещение академических стандартов научного рационализма с принципами буддийской герменевтики. Предложен подход к стадиальной концептуализации Учения Будды, основанный на индо-тибетских источниках, представляющий «постепенный» путь просветления как универсальный способ презентации буддийских учений и практик в их внутреннем единстве; дан академический анализ содержания Основы (абсолютная и относительная истина), Пути (совокупность медитативных практик) и Плода (конечная цель и результат Пути – состояние Будды); установлено, что буддийская философия не ограничивается содержанием Основы, а охватывает также Путь и Плод; сформулировано положение о несостоятельности противопоставления в буддизме философии и практики; «постепенного» и «мгновенного» путей просветления; сделан вывод о том, что идея «постепенности» не является сугубо гелугпинским подходом, а присутствует во всех тибетских школах и восходит к индийскому наследию: не только в махаянских, но и раннебуддийских текстах была обоснована идея «постепенного» пути, которая не сводима лишь к темпоральному смыслу.
Напсо М.Д. - Мода как "коллективный отбор" c. 112-117

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.10.2058

Аннотация: Объектом анализа статьи является феномен моды, а предметом – мода в социологической концепции Г. Блумера и ее современная интерпретация. Исследуются социальные аспекты моды, роль различных акторов в ее производстве и функционировании, зависимость моды от специфики исторического времени, ее изменчивость и повторяемость. Мода представлена как закономерное и рациональное явление, как фактор социального престижа и успеха, показано ее присутствие во всех сегментах общества. Рассматриваются функции моды, их обусловленность социальной практикой. Методологическую основу статьи составили принципы объективности и системности, позволившие представить моду как целостное и противоречиво явление. Научная новизна состоит в обосновании тезиса о моде как о важнейшем социальном явлении. Проблемное поле статьи позволяет сформулировать ряд выводов: 1) мода – важнейший социальный тренд и общественная потребность; 2) «двигателем» моды выступают процессы «коллективного отбора» как совокупности действий различных акторов
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.