Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Связь времен"
Связь времен
Дёмин И.В. - Соотношение прошлого и настоящего в фундаментальной онтологии Хайдеггера и в историософии Карсавина c. 1-21

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.9.16472

Аннотация: Рассматривается проблема соотношения прошлого и настоящего, проводятся параллели между метафизикой всеединства Карсавина и экзистенциальной аналитикой Хайдеггера. Сходство трактовок соотношения прошлого и настоящего у Хайдеггера и Карсавина проявляется в следующих пунктах: временные моменты прошлого и настоящего анализируются в контексте человеческого бытия; прошлое и настоящее рассматриваются как взаимосоотнесённые структурные моменты человеческого существования. Различия в трактовках соотношения прошлого и настоящего связаны с тем, что в метафизике Карсавина концептуально первичной является идея Абсолютного бытия (совершенного всеединства), которое характеризуется как сверхвременное и сверхпространственное. Хайдеггер же исходит из экзистенциальной временности, которая принципиально конечна. В процессе исследования применялся сравнительный (компаративный) метод исследования, использовался проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. Новизна исследования заключается в сопоставлении трактовок соотношения исторического прошлого и настоящего в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера и в историософии Л. П. Карсавина. Хайдеггер ограничивается констатацией равноисходности и соотносительности временных моментов, Карсавин же показывает и проясняет взаимоопосредованный характер прошлого, настоящего и будущего.
Иванова М.Г. - Социально-философский анализ национальных архетипов России c. 9-17

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.24185

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы методологии исследования архетипов политической культуры России. Автор исходит из предпосылки о том, что скрытые паттерны и установки коллективного бессознательного оказывают значительное влияние на политическую культуру стран мира, в том числе и России. Показано, что для анализ содержания коллективного бессознательного эвристически оправдано осуществлять на основе исследования глубинного содержания традиций национальной культуры, что актуализирует проблему выработки валидного междисциплинарного методологического аппарата, адекватного рассматриваемой проблеме. На примере проанализированных в статье философских подходов К. Г. Юнга, С. А. Нижникова и А. Е. Лукьянова автор предлагает выделить базовые архетипы русской культуры, через которые становится возможным проводить анализ также политических явлений и социальных феноменов. Автором сделаны выводы о высоком эвристическом потенциале теории архетипов и необходимости ее дальнейшего развития на основе междисциплинарного и межпарадигмального научного синтеза. В частности, в статье выделяются архетипы Правды, Пути, Веры и Смерти/Возрождения. Предложенный автором подход может быть использован как универсальный метод исследования архетипов национальных культур.
Чубаров И.М. - Фиктивное начало и вненаходимый разум: Маркс, Ницше, Фрейд c. 47-58

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.2056

Аннотация: Исследование отсылает к известному выступлению Мишеля Фуко в июле 1964 г. «Ницше, Фрейд, Маркс» и его дальнейшей дискуссии с Ж. Валем, Дж. Ваттимо и др. Главной причиной обращения к соответствующему материалу является поднятая там Фуко, и до сих пор актуальная философско-историческая проблематика, посвященная соотношению революционной экспериментальной теории и социальной практики, знака и интерпертации, вненаходимой позиции автора и его Другого в произведениях Карла Маркса, Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда. Основным методом исследования выступает интертекстуальный анализ работ М. Бланшо, Ж. Деррида и Дж. Агамбена, которые также обращались к проблеме актуализации марксизма в настоящем. Близость исследовательских установок обсуждаемых в статье авторов позволяет говорить о “невозможной” традиции эзотерического или даже “апофатического” марксизма за счет включения в нее еще одного заочного, неузнанного самим Фуко собеседника - Вальтера Беньямина, и прежде всего его ранних исследований «К критике насилия», «Капитализм как религия» и «Теолого-политический фрагмент» (1921 г.) и поcледнего написанного текста «О понятии истории» (1940 г.)
Нурулла-Ходжаева Н.Т. - Центрально-азиатский регион и его общинная культура: диалектика единства и многообразия c. 68-91

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.4.11806

Аннотация: Все большее число современных западных исследователей говорят о признании общины, пытаясь определить и сформулировать дефиницию и роль этого института. Эта тенденция закладывалась ранее, в трудах основоположников модернизма (начиная от Дюркгейма, Вебера, Маркса и далее). В публикациях нынешних коммунитаристов общину выдвигают как основной антидот отчуждению и тирании, и как ключевой элемент «хорошего общества». Хотя социокультурное содержание этой теории, также как и ее методологические предписания, на котором оно основано, имеет отношение ко всем социальных наукам, тем не менее, общинным развитием интересуются в особенности те кто пытаются дистанцироваться от политических разногласий, и акцентировать свои исследовательские приоритеты на связи людей, на умении сотрудничать. К центральноазиатским общине интерес все еще минимален. Хотя на протяжении своей долгой истории община Центральной Азии талантливо балансировала на умении сохранить культурное и лингвистическое многообразие и необходимую для развития человека автономию. То есть общинная культура региона не проектировала антагонизм между многообразием и автономией. Нынешние национальные государства региона, часто копируют варианты либерального индивидуализма, или же пытаются сохранить формальные коллективистские подходы советского образца. Однако в таком контексте упускается актуальность единой истории, социальных структур и связей региона. Общинный институт (без активного государственного «содействия») способен остановить процесс индивидуализации общества, и представить культуру Центральной Азии в более обоснованном и правильном ключе.
Фаритов В.Т. - Трансгрессия в античной философии: Ницше и досократики c. 105-114

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2104

Аннотация: В предлагаемой статье рассматривается специфика предложенной Ф. Ницше интерпретации досократического периода античной философии. Основным материалом исследования выступает не опубликованная при жизни философа работа "Философия в трагическую эпоху греков" (1872 г.). Основной задачей исследования является экспликация онтологических аспектов осуществленной Ф. Ницше переоценки смысла и содержания наследия древнегреческой философии. В статье выявляются отличительные характеристики позиции Ницше от традиционных подходов к изложению и оценке раннего периода античной философии. В статье используются методологические принципы и установки герменевтики и деконструктивизма, а также сравнительного исследования философских текстов. Основным выводом проведенного исследования является обоснование положения, согласно которому источником становления античной философии является опыт трансгрессии и установка на поиск путей осмысления трансгрессивных феноменов существования. Автор показывает, что в античной философии можно выделить две противоположные тенденции: установку на отрицание трансгрессии и установку на признание самостоятельного онтологического статуса трансгрессивных феноменов.
Товбин К.М. - Традиционная духовность в традиционалистском восприятии c. 432-459

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.790

Аннотация: В статье посредством методологии Традиционалистской школы рассматривается и вскрывается понятие традиционной духовности. «Традиция» (Полная, или Священная Традиция) противопоставляется «традиции» как сложившейся цивилизационной инерции или ментальному коммуникативному механизму. Традиция представлена как комплекс мер по изъявлению Священного, играющего в традиционном обществе основную, социообразующую роль, проявляющуюся в ментальности, культуре, политике. Традиционалистская методология, следуя посылам структуралистов, рассматривает Традицию с точки зрения её внутренней структуры, без помощи методов и идейных посылов современности, зародившихся как средства уничтожения Традиции и потому не могущих дать о ней объективных сведений. Традиция противопоставляется как Модерну, так и Постмодерну, однако рассматривается в сопоставлении с этими эпохами. В этом ракурсе Традиция противопоставляется и религии (как мировоззрению или идеологии, затрагивающей лишь рациональную и волюнтаристскую стороны индивида), и пострелигии как успешнейшей современной имитации подлинной традиционности. Содержание традиционной духовности рассматривается в онтологическом разрезе.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"