Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Философия права"
Философия права
Пархоменко Р.Н. - Английская демократическая традиция XVII в. (Б. Чичерин) c. 163-186

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.2.11080

Аннотация: В статье освещаются демократические течения в английской общественной мысли XVII в. в трактовке блестящего отечественного энциклопедического мыслителя Б.Н. Чичерина. На сегодня у нас в стране это достаточно малоисследованная область политической философии, изучение которой, как представляется, может помочь развитию собственных либеральных концепций в современной России. Б. Чичерин рассуждая о развитии понятий государства, права и человеческой свободы в интеллектуальной истории человечества полагал, что государство как институт общественной власти, хотя и соединяет общество индивидуумов в единое целое, но при этом оно не должно подавлять свободу его членов. Человек по своей природе является свободным существом – именно об этом так много писали английские демократы XVII в. Методологией исследования явилась работа с малоизвестными текстами, как отечественными, так и зарубежными. Работа может быть использована при преподавании курса истории социальной философии или истории политических учений. В результате рассмотрения основных демократических идей в Англии XVII в. можно заметить, что проделанная английскими демократами-публицистами в XVII в. была важной и продуктивной. Как и первая революция в Англии, так и труды Сиднея, Гаррингтона, Мильтона и Голля были тем фундаментом, тем первоначальным этапом в развитии демократических теорий государственного устройства, опираясь на который уже такой известный философ, как, например, Джон Локк, смог создать свою цельную и продуманную теорию естественного права и стать основателем индивидуальной школы в философии.
Фатьянов И.В. - Сущность и философское значение экспериментального метода применительно к правотворческой деятельности c. 250-264

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.2.14636

Аннотация: Предметом исследования является главная составляющая и философская роль экспериментального метода применительно к правотворческой деятельности. Автор обозначает этимологию слова «эксперимент», варианты его использования. В статье акцентируется внимание на сущности понятия «эксперимент», обозначается его природа, определяются элементы, описывается методика проведения эксперимента в общественных отношениях. Имеет место обозначение генезиса философского понятия «эксперимент», при этом используется обзорное отношение к экспериментальному методу ведущих европейских философов двадцатого века − Томаса Куна, Карла Поппера, Пола Карла Фейерабенда. В качестве вывода дано авторское определение экспериментальному методу применительно к экспериментально-правотворческой деятельности. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при экспериментальной деятельности. Автором использовались общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, при этом автор широко использует диалектический подход к познанию объективной действительности. Для выявления сущности эксперимента применительно к общественным наукам использовались имеющиеся в философии представления о понятии «эксперимент», а также определения юриспруденции, касающиеся процесса правотворческого. Применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, абстрагирование, экстраполяция, системный, герменевтический подходы и другие. Философия права является методологической базой юриспруденции. Знания о методологии юриспруденции являются актуальными на сегодняшний день, так как неразрывно связаны с выяснением характерных черт, особенностей юридических дисциплин, рассмотрение методов государственных наук интересно потому, что данное исследование позволяет определить содержание науки; позволяет сформулировать задачи и направления исследования конкретных методов науки; позволяет концентрировать научные силы на важных областях с целью достижения поставленных задач; позволяет выявить наиболее действенные средства для развития права. В качестве выводов отмечено, что слово «эксперимент» происходит от латинских и далее от праиндоевропейских слов, обозначая пробы, опыты, испытание. С такой позиции рассмотрения эксперимент в правотворчестве может обозначать одновременно некоторое общее знание, полученное в результате непосредственного знакомства с предметом, и конкретную познавательную процедуру. Обобщив знания в области толкования искового понятия, следует вывод, что эксперимент – это род опыта, имеющий целенаправленный исследовательский характер и проводимый в искусственных, воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения. Экспериментальный метод в философии права включает признаки чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, объективного и субъективного. При этом его сущность заключается в осуществлении сложной системы взаимодействий, а именно то, что в нём сочетаются приёмы практического, чувственного и рационального познания. Основными этапами экспериментального метода являются подготовительный этап, этап проведения эксперимента и этап обработки опытных данных. Предложено авторское определение экспериментальному методу применительно к экспериментально-правотворческой деятельности - процедура познания действительности, при помощи которой в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления правовой действительности, связанные с созданием права.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"