Философская мысль - рубрика Человеческие экзистенциалы
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Человеческие экзистенциалы"
Человеческие экзистенциалы
Яковлева Е.Л. - Современные экзистенциалы бытия: абсурд и гламур c. 47-54

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.5.18780

Аннотация: Оптика исследования сосредотачивается на абсурде и гламуре, ставшими ключевыми чертами присутствия современного человека в бытии. Современная идеология гламура, абсурдная по своей природе, создает такие пространства социального, где личность заявляет о себе симулятивно и бессмысленно, высвечивая онтологические, гносеологические и аксиологические трансформации. Результаты: выявлено, что абсурд зарождается в бытии и его зазорах между Нечто и Ничто, что задано диалектически. Причиной зарождения абсурда как Ничто является личность, сознательно ничтожащая Нечто. Гламурный формат абсурдного симулирует смыслы и действия, окутывая их глянцевым флером, что приводит к сбоям в работе сознания и рутинной ситуации, изводящей личность. Выходом из гламурного абсурда может стать включенность в бытие, связанная с рефлексивностью, интенциональностью, творческим подходом и нравственными проявлениями. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику абсурда и гламура как экзистенциалов современного бытия. В статье впервые совмещаются абсурд и гламур, взаимосвязанные между собой в современности. С одной стороны, они сотворены социальным/личным, с другой стороны, создают почву для их проявления в бытии. Многие аспекты абсурда и гламура как экзистенциалов бытия имеют отрицательный модус, требующий незамедлительного принятия решений по их искоренению. Практическая значимость: Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании абсурда и гламура в бытии личности и социального.
Нагой Ф.Н. - Понимание Другого как основа человечности человека: диалектика этического и эстетического c. 51-58

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.1.21716

Аннотация: Статья посвящена авторскому осмыслению идеи Другого, активно разрабатываемой в современной философии, актуализации значения диалога для формирования человечности человека. Контекстом являются два образа философии: как системы знаний и как философствования, подключающего человека к бытию. Основная задача заключается в обосновании и развитии положения о том, что Другой одновременно выступает внутренним и внешним фактором мышления, поэтому враждебность или возникающий опыт единства личности и Другого является тем, что определяет характеристики человека. В методологическом отношении тема раскрывается на основе сочетания и сопоставления классических и неклассических подходов в постановке и решении проблемы свободы, а также использования методологических установок представителей герменевтики и экзистенциализма по рассматриваемой проблеме. На основе исследования идеи Другого выявлена специфика этического и эстетического аспектов принципа диалогичности. Сопоставление незавершенного мира этического поступка и определенного в себе эстетического мира, объединенных ценностями, взятыми из самой действительности, позволило автору сделать вывод о том, что желание Другого и встреча с Другим есть путь к обретению человеком себя как целостности, человечности.
Богданова В.О. - Восточные и западные практики обретения экзистенциальной открытости c. 51-61

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.9.26902

Аннотация: Предметом исследования являются философские практики экзистенциальной открытости, позволяющие сформировать доверие к жизни, необходимое для полноценного развития личности. Экзистенциальная открытость – это способность индивида объективно и правдиво воспринимать, осознавать и интерпретировать реальные события и свои собственные переживания. Объективное осознание возможно только тогда, когда индивид освободится от стереотипов, шаблонных схем, преодолеет разобщенность бытия и мышления. Эта разобщенность преодолевается с помощью медитативных практик даосизма, буддизма и дзэн-буддизма. Исследование выстраивается на основе компаративистского анализа медитативных практик в сравнении с методами экзистенциальной философии, феноменологии и гуманистической психологии. Медитативные практики способствуют осознанию открытости, принятию мира и существования в нем. Экзистенциальный подход позволяет выявлять глубинные проблемы индивидуального существования, связанные с осознанием безопорности мышления в ситуации жизненного выбора. Феноменологический подход способствует обнаружению мыслительных, речевых и поведенческих стереотипов жизненного мира, которые не позволяют феноменам говорить самим за себя, исходя из своего уникального значения. Корень исследуемой проблемы видится автору в разобщенности мышления и бытия, которая определяется как «психологическая болезнь» современной цивилизации, главным симптомом которой является желание утвердить себя в мире, стремление к господству над природой, над другими людьми и над собой. Сознание человека порабощено искаженной идеей должного, зачастую подразумевающей набор социальных и культурных стереотипов той или иной исторической эпохи, а не философское стремление быть аутентичным, открытым истине. В исследовании описываются философские практики, которые помогают преодолеть разобщенность мышления и бытия, служащей помехой для объективного восприятия реальности.
Баринов Д.Н. - Страх как феномен человеческого бытия c. 77-82

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.5.24730

Аннотация: В статье рассматривается проблема страха как феномена, обусловленного условиями человеческого существования. К числу таких условий относятся: «биологическая неспециализированность» человека, развитие сознания и самосознания, способность к творчеству, незавершенность и конечность человека. Указанные аспекты бытия человека предопределяют формирование его социальности, а вместе с ней и социального страха. Социальный страх, связанный с общественными по своему происхождению угрозами, выступает неотъемлемой и неизбежной составляющей человека как социального субъекта, обусловленного экзистенциальными константами человеческого существования. Анализ страха основывается на идеях философской антропологии, концепции «человеческой ситуации» Э. Фромма, философии экзистенциализма, работах в области психологии сознания и деятельности. Становление социального начала в человеке переносит его из сферы биологической предопределенности в сферу свободы и непредсказуемости.Несмотря на то, что человек стремится к формированию предсказуемой социальной среды посредством социальных норм, правил поведения, общественных институтов и т.п., он остается открытым для развития, а также для непрестанного переживания социального страха.
Voronov V. - Existential grounds of human identity in the era of Gestell (base on the criticism and evolution of M. Heidegger’s ideas) c. 98-106

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.7.26999

Abstract: This article analyzes the problem of existential grounds of human identity in the context of technocratic challenges of modern era, among which are: temporality, ectaticism, connectedness of individual being with being of the Others. Attention is given to the existential meanings of mortality and temporality of the Other, which lie in the ontological moods of pain and anxiety. Such moods are defined as the ground of the genuine in various sociocultural identification. The specificity of modernity is determines within the framework of M. Heidegger’s philosophy of technology, in other words, the dominance of a particular way of human existence – Gestell. The anthropological risks along with the challenges of modern era are viewed as a possible enframed attitude towards any self-identifications. In the theoretical-methodological aspect, the article is based on the critical interpretation and evolution of M. Heidegger’s ideas associated with the project of existential analytics and philosophy of technology. The scientific novelty consists in application of the theoretical-methodological principles of Heidegger’s philosophy to the problem of human identity, which allows its examination from the existential perspective. At the same time, ontologically are viewed not only the moods originated by the fact of personal mortality, but also the fact of mortality of the Other.
Кучуков М.М., Кучукова Ж.М. - Идеальные истоки и экзистенция форм планетаризации социально-исторической субъектности c. 101-113

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.23299

Аннотация: На рубеже ХХ-ХXI веков, планетарное сообщество соединяет и делает самоосознающим социумом страх перед происходящими и ожидаемыми тектоническими сдвигами в системе современного мироустройства. Появилось колоссальное поле всечеловеческого напряжения, характерным стали процессы хаотизации общественной жизни, произошло существенное изменение образа жизни человека. Концептуализация происходящих социальных трансформаций осуществляется на базе понятия «глобализация». Но, конструкты всемирного общества, созданные в парадигме глобализации, оказались настолько многообразными и противоречивыми, что привели к размыванию понимания социальной природы и содержания происходящего. Вопросы содержания настоящего времени, смысла происходящих в мире перемен, контурах возможного будущего на рубеже веков стали предметом обостренного интереса. Целью исследования является установление ключевого звена, задающего единство многообразным звеньям происходящих миросистемных трансформаций. Исследование осуществлено на основе предположений: в человеческой социальности, как тренд эволюционных процессов, существует феномен планетаризации социально-исторической субъектности; специфичность и особенность трансформационных процессов эпохи глобализации не в глобализации, а в изменениях или же возникшей практике воздействия на содержание и форму существования социально-исторической субъектности на планетарном уровне. Методологической основой исследования выступают принципы системности и историзма, решение исследуемых в работе проблем реализуется в русле структурно-функционального подхода с использованием сравнительно-исторического анализа, а также общенаучных подходов к познанию общественных явлений. Новизна и значимость статьи определяется следующими результатами и выводами исследования: 1.Логикой и аргументацией введения в исследовательское поле миросистемных трансформаций понятия «планетаризация социально-исторической субъектности». 2. Концептуализацией социального содержания и роли указанного феномена, способного быть основой центрирования, систематизации и понимания происходящих трансформационных процессов миросистемы. 3.Определением форм существования явлении на уровнях функционирования психофизиологических и ментальных структур человека, сознания и самосознания человека и социумных образований.
Borisov S.V. - Practicing philosophy in daily life c. 105-118

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.22281

Abstract: This article is intended for those who would like to learn practicing philosophy in everyday life for improving its quality, making efficient decisions, establishing communication skills,  as well as ability to find a peaceful solution to the conflicts. Philosophical practice can be integrated into the ordinary lifestyle of a human, while philosophizing can be of practical value. Philosophizing can carry a therapeutic (psychological component) alongside developing (intellectual component) functions, which mutually complement each other. Practicing philosophy, philosophizing can be realized differently. However, an effective guidance can consist not in the “scholastic” academic tradition, but rather such worldview questions and issues that are present in the ordinary life. The goal lies in the ability to raise these issues to the level of philosophical reflection. The scientific novelty of this wok substantiates that philosophy can be presented as combination of the principles and practical skills, which a person have at their disposal or put at disposal of other to manifest care for the self and others (in existential perception). In addition to this, philosophical practice can influence the dominant academic philosophy in a sense that can provide a necessary advantage for the critical examination of philosophizing from the perspective of its importance in the daily life.  
Богданова В.О. - Философская практика одиночества: экзистенциальное расширение границ сознания c. 126-138

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.22289

Аннотация: Предметом исследования является философская практика одиночества, суть которой заключается в преодоление страха перед ним, принятии своего одиночества как базисного состояния бытия. Оно является основным состоянием, поскольку в каждом выборе человек одинок, и его одиночество усугубляется чувством незащищенности и страхом. Несмотря на жесткое давление жизненных обстоятельств и окружающих людей, человек должен следовать зову своей самости. Одиночество для него становиться продуктивным, творческим состоянием, раскрывающим подлинность существования, дарующим радость обретение смысла жизни. Принятие одиночества не означает полной социальной изоляции. Межличностные отношения в состоянии одиночества могут проявлять себя через любовь или сострадание к другому человеку. Любовь рождается из понимания общего удела для всех людей, обреченных на экзистенциальное одиночество. Исследование строиться на конструктивистском, феноменологическом походах. Использование данных подходов обусловлено внутренней изолированностью сознания, которая приводит к тому, что универсальным принципом человеческого существования является одиночество. Субъект не в состоянии понять другого человека, так как для него исходной реальностью является его «Я», все остальное предстает в виде проекции субъекта вовне. Научная новизна и выводы: в статье дается развернутое объяснение того, что при кажущейся невозможности достижения духовного единства и понимания между людьми, которому препятствует экзистенциальное одиночество, именно оно является тем «чистилищем», через которое проходит человек на пути к психологической зрелости и духовному росту. Философская практика дает возможность работы с одиночеством, оно перестает восприниматься как трагедия, поскольку принимая одиночество, человек углубляет себя и посредством этого углубляется и укрепляется его связь с миром и другими людьми.
Фатенков А.Н. - Экзистенциальная онтогносеология: концептуальные штрихи c. 166-199
Аннотация: В соотнесении с предметами науки и философии очерчиваются контуры экзистенциальной онтологии и онтогносеологии. Опыт, перетекающий в свидетельство, выделяется в качестве основы экзистенциально фундированного познания. Рассматриваются некоторые актуальные ракурсы экзистенциального освидетельствования человека. Критически оценивается рефлексия, понимаемая как взгляд на себя со стороны, и коммуникация в её теории и практике.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.