ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философская мысль"
> Рубрика "Философия смерти"
Борисов Н.А. - Темпоральность смерти в её связи с социальным становлением |
|
c. 53-59
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2018.2.22187
Аннотация: В статье рассматривается смерть как временной феномен, способный влиять на процесс образования определенных типов социального взаимодействия, структур и институтов. Образ смерти имеет свою историю и связан с социальной практикой, что прослеживается в изменении форм творческого воплощения смерти. В социальной жизни люди руководствуются различными моделями восприятия времени, которые определяют доминирование коллективного или индивидуального, отношение к традиции и прошлому, публичности кладбищ и задают основания эсхатологического интереса к посмертному бытию. Цель статьи – соотнести модели восприятия исторического времени с социальными представлениями о смерти и социальным становлением: устройством социальной жизни и способами бытия. Для этого будет использоваться метод феноменологической редукции, интенционального анализа и моделирования. Новизна исследования заключается в применении феноменологического подхода к исследованию смерти как феномена общественного бытия. Каждая модель позволяет координировать социальное взаимодействие по отношению к смерти, а также социальное становление в целом. Автор рассматривает три модели, в которых выявлена связь между временем, социальными представлениями о смерти и социальным становлением: бытие-без-смерти, бытие-к-смерти, бытие-от-смерти. Обозначен переход в современности от линейной модели восприятия времени к маятниковой, от западноцентристского мировоззрения к востокоцентристскому, а также их синтезу. Темпоральность смерти связывается с изменениями, происходящими в современной общественной жизни: активизацией суицидального поведения, ростом девиантности.
|