по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Философия любви"
Философия любви
Купарашвили М.Д., Ветрова-Деглан М.С. - Пол и любовь в русской философии c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.4.25656

Аннотация: Выявление особенностей понимания пола в русской философии и его включенности в философию любви являются главным предметом анализа предлагаемой работы. Специфика русского прочтения гендерных проблем имеет более фундаментальный вид и существенный антологический оттенок. Собственный терминологический аппарат для анализа проблем пола определяет принципиальную инаковость русской философии. Условия, раскрывающие православное звучание вопросов, которые связаны с полом, гендером и любовью представляют более глубокий анализ заявленной темы. Авторы подробно рассматривают разные аспекты любви: как вселенского закона, как страсти, как эроса. В качестве методологии используются исторический подход к теме и метод концептуального анализа тех авторов, которые посвятили свои работы теме пола и любви. В произведениях русских мыслителей тема пола и любви предстает не только оригинальным прочтением, но и более содержательным ответом, возникшим вызовам XXI века. Глубокий нравственный анализ ключевых понятий, большое внимание к био-физиологической стороне феномена любви облагораживают и возвышают ее до радости, сострадания, искреннего пожелания блага. Понимание любви как свойства универсума, как космической величины может стать нравственным фундаментом возрождения и сохранения человечности.
Чугунова И.О. - К проблеме любви в ницшеанской философии c. 57-66

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.18833

Аннотация: Тема любви в творчестве Ф. Ницше прозвучала для его современников революционно, в резком контрасте с доминировавшими в то время этическими взглядами. Однако и в наше, уже отдалённое от той эпохи время, испытавшее на себе влияние экзистенциализма и философского постмодерна, ницшеанское осмысление любви всё ещё остаётся парадоксальным и диалектически сложным. В своём учении Ницше выступает с вызывающими антитезами: евангельскую любовь «к ближнему» он заменяет любовью «к дальнему», альтруизм – любовью «к себе», а само понятие любви он тесно сплетает с ненавистью и войной. Ницшеанская категория любви становится предметом особой смысловой расшифровки, требуя от толкователя определенной трансформации мышления, а также ценностной сонастроенности с философскими притязаниями Ницше. В статье используются методы философско-антропологического анализа, герменевтический подход к работе с текстами, приёмы компаративистики. Автор статьи исследует смыслы ницшеанского понимания любви в контексте человеческой природы, раскрывает вопросы аксиологии любви, рассматривает её отношения с понятием ненависти. Автор показывает, что в основе пафоса учения Ницше лежит именно любовь – к высшим началам в человеке, берущая верх над утилитаризмом.
Бырдин В.М. - Межличностный филеогенез c. 183-216

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.6.12168

Аннотация: Предложена концепция межличностного рождения и развития половой любви. В целом в генезисе любви выделяются межличностный, онтогенетический и социокультурный субгенезы. Любовь аксиомируется как аттракция и положительное чувство духовной, эстетической и сексуальной природы. Онтогенетические корни порождают распредмеченную любовь, филеопотенциал человека (от греч. phileo – любить). Базис этих корней – психосексуальная зрелость. Существенны и определяющи духовно-эстетические компоненты филеопотенциала развитой личности, связанные с её социально-психологической сферой и вторичные исходно. Межличностный филеогенез заключается в опредмечивании любви вследствие встречи, общения и взаимоотношений диады. Установлен примат психологического фактора в опредмечивании любви, особенно в ответном и обоюдном филеогенезе. Эстетическое влечение закономерно опережает духовное (явление эстетического опережения), его ультра-феномен – любовь с первого взгляда («гений чистой красоты» – у Пушкина, стрелы Амура – в религии, и т.п.). В обоюдном филеогенезе существенны: 1) равенство филеопотенциалов; 2) соответствие эстетических взаимооценок; 3) обоюдная адекватность персонифицированному стереотипу и индивидуальному представлению о любви. Предложена схема типичного филеогенеза. За рождение любви принято начало отношения к индивиду как объекту любви в бессознательном, эмоциональном, познавательном и поведенческом аспектах. Изучается альтернативность (проблема выбора) в любви. Обсуждаются бессознательные механизмы в альтернативности и в филеогенезе. Рассмотрены филео-апперцепция и –катарсис и их связь с альтернативностью. Доказана необратимость зрелой, высоконравственной любви (собственно и обладающей филеонимическим правом) и её этико-психологическая значимость, составляющие основу высокоразвитого брака и семьи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"