Философская мысль - рубрика Философия техники
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Философия техники"
Философия техники
Быльева Д.С., Лобатюк В.В. - Образ цифрового будущего общества через призму пандемии c. 11-23

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.2.35169

Аннотация: Пандемия Covid19 оказалась вызовом, вынудившим цивилизацию продемонстрировать насколько современные технологии способны защитить биологическую уязвимость человека. Рассматриваемые авторами как основной объект исследования, цифровые технологии взяли на себя огромную нагрузку поддержания общественных связей и процессов. Произведенный в статье анализ социальных процессов и кейсов позволил выявить главные тенденции, возможности и опасности. Угроза существованию во много раз ускорила процесс цифровизации, практически не оставив вариантов для несогласных, вынудила расширить применение имеющихся информационно-коммуникативных технологий, ускорить создание новых. Постоянное присутствие в сети становится абсолютной психологической и во многих случаях объективной необходимостью. Для многих организаций выбор был между прекращением существованием или переходом в цифровую среду. Человечество в значительной степени оказалось подготовлено к «цифровизации» своего существования с точки зрения технологических решений, и гораздо в меньшей степени с точки зрения психологической и социальной. В статье выявлены три основные функции информационно-коммуникативных технологий, объединивших людей во время пандемии: информирование/инфодемия, цифровизация деятельности и контроль. Информационно-коммуникативные технологии задают повестку дня, дают возможность человеку работать, учиться, развлекаться, общаться. Физические связи между людьми подменяются цифровыми. Информация, циркулирующая в системе, может как способствовать слаженному взаимодействию людей, так и отравлять и поражать наиболее уязвимые части общества. Разнообразные цифровые решения от централизованного тотального контроля до саморегуляции на основе мобильного информирования, принятые в разных странах для контроля и профилактики распространения вируса, демонстрируют варианты возможного управления нарождающейся биоинформационной системой.
Зеленский А.А., Грибков А.А. - Онтологические аспекты проблемы реализуемости управления сложными системами c. 21-31

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.12.68807

EDN: VIVNFQ

Аннотация: В статье рассматривается управление сложными системами различной природы. Формулируются общие определения понятий «управление» и «система управления». Констатируется, что система управления в своей основе является информационнаой системой, для которой важнейшими характеристиками, определяющими ее функциональность, являются производительность и быстродействие. Даются определения производительности и быстродействия, раскрываются различия между этими характеристиками. Констатируется проблема реализуемости управления сложными системами, заключающаяся в необходимости обеспечения достаточного быстродействия, при котором весь необходимый комплекс операций управления укладывается в цикл управления. На примере технических систем (сложного технологического оборудования) исследуется связь между параметрами управления: сложностью объекта управления, длительностью цикла управления и быстродействием системы управления. В результате выявляется ряд значимых зависимостей: длительность цикла управления примерно обратно пропорциональна сложности объекта управления; быстродействие системы управления примерно пропорционально квадрату сложности объекта. Логическое подтверждение данных зависимостей позволяет распространить их на все системы управления. Исходя из предыдущих исследований авторов констатируется, что в рамках общей теории систем существуют два основных варианта повышения устойчивости сложной системы: вариант моноцентризма с центральным элементом, взаимодействие которого с другими элементами имеет эгрессионный характер, либо за счет увеличения числа связей в объекте. Первый вариант не позволяет повышать быстродействие: все команды и операции генерируются центральным элементом и итоговое быстродействие ограничено быстродействием центрального элемента. Второй вариант обеспечения устойчивости может быть реализован на практике в виде децентрализованной системы, в которой основная часть выполняемых элементами системы управления операций генерируется автономно. В результате обеспечивается реальная параллельность выполнения операций. Именно данный вариант повсеместно реализуется в живых системах и является наиболее перспективным для использования при управлении техническими системами.
Душкин Р.В. - К вопросу о распознавании и дифференциации философского зомби c. 52-66

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.1.32079

Аннотация: В настоящей дискуссионной статье делается попытка рассмотреть задачу распознавания и дифференциации так называемого «философского зомби» в целях построить набор операционных критериев для определения субъектности искусственных интеллектуальных систем. Эта задача может рассматриваться в качестве одного из возможных путей к решению «трудной проблемы сознания». Несмотря на то, что сам по себе предложенный подход не решает «трудную проблему», он раскрывает определённые аспекты нейрофизиологии, кибернетики и теории информации на пути к её решению. В качестве методологии исследования использован междисциплинарный подход к рассмотрению предмета исследования и слияние результатов рассмотрения с точки зрения четырёх теорий в единые выводы. Актуальность этой задачи вытекает из всё большей и большей степени использования искусственных когнитивных агентов в человеческой жизни — где именно находится та граница, которая отделяет разумное существо от искусственного когнитивного агента, хоть бы и обладающего разумом иной природы. По мнению автора статьи именно наличие феноменологического сознания наделяет объект субъектностью, поэтому разработка всё более и более сложных искусственных когнитивных агентов (систем искусственного интеллекта) в конце концов приведёт к острой постановке этого вопроса на всестороннее обсуждение. В статье делается попытка ввести процедуру распознавания философского зомби и её ограничения, а также приводятся размышления о том, смогут ли искусственные когнитивные агенты получить квалиа. Статья будет интересна всем, кто живо интересуется искусственным интеллектом во всех его аспектах, а также философией сознания.
Попова А.В. - Влияние идеи простого универсального языка описания мира и «рассчитывающего мышления» на появление проекта интернета c. 59-67

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.9.33933

Аннотация: Предметом исследования статьи является идея простого универсального языка описания мира в ее связи с так называемым «рассчитывающим» мышлением. Идея простого универсального языка стала одной из тех магистральных философских идей, которые привели к появлению проекта интернета. Наиболее ярким воплощением идеи стала Characteristica universalis Лейбница, задуманная как проект прояснения точных имен сущего. Разработка проекта привела Лейбница к работе с двоичным счислением, которому придается онтологическое значения в рамках переписки философа с миссионером в Китае отцом Буве. Рассматривается критический взгляд на философию Лейбница как на представителя новоевропейского «рассчитывающего» мышления. Методами исследования стали критическая интерпретация первоисточника – переписки Лейбница и о. Буве, а также ретроспективный анализ эволюции идеи универсального языка.    Основным выводам проведенного исследования является мысль о том, что идея создания простого универсального языка описания мира через ряд исторических взаимодействий сильным образом повлияла на зарождение интернета. Благодаря разработке идеи Лейбниц размышляет над двоичной системой счисления, которая для него является онтологичной и отражает божественную гармонию мира. Также рассмотрена критика «рассчитывающего» новоевропейского мышления и делается вывод о том, что стремление к замене рассуждений исчислениями и формализация не всегда означают нивелирование сущего к состоянию объектов, а, скорее, являются одной из магистральных линий мышления европейского человека и связано с представлениями о «великой цепи бытия», полноты и непрерывности всего в мире.
Баева А.В. - Концепция материальной эпистемологии Д.Беэрда c. 62-66

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.8.27131

Аннотация: В статье предпринимается попытка реконструировать основные положения концепции материальной эпистемологии современного исследователя науки Д. Беэрда на примере его книги «Вещное знание. Философия научных инструментов». В современных исследованиях науки знание понимается не как однородное поле пропозициональных форм представления, а как гетерогенное поле динамических элементов, находящихся в нелинейных и исторически варьирующихся отношениях координации. Отказ от попытки описать науку как целое влечет за собой, с одной стороны, элиминацию проблемы поиска единого основания научного знания, позволяя сосредоточиться на конкретных научных практиках, в частности, лабораторных практиках, не сводимых только лишь к пропозициональной форме представления знания. С другой стороны, этот отказ проблематизирует социокультурные условия формирования научного знания. Инструментальное воплощение теоретических конструкций становится неотъемлемой частью экспериментальной науки Нового времени: новые приборы и технологии обеспечивают науку действиями, не подвластными природе вне настроенной оптики. В основании концепции материальной эпистемологии Беэрда лежит идея о знании, которое принадлежит самим вещам: приборам и инструментам научного познания. Это материализованное знание не поддается пропозициональному описанию, подобно самим практикам формирования знания. В условиях радикального умножения исследовательских объектов и возрастания порядков рефлексии инструментальная эпистемология оказывается неразрывным образом связанной с материальной онтологией, представляя само «вещное знание» как некий исследовательский артефакт.
Ястреб Н.А. - Практики работы с техническим знанием: эпистемологический анализ c. 68-74

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.2.25237

Аннотация: Предметом исследования являются практики производства и применения технического знания, лежащие в основании познавательных ситуаций в области современных технологий и существенно изменившиеся по сравнению с традиционными технологиями. В центре внимания находятся современные технические объекты, а также специфика того знания, которое связано с этими объектами, и изменившиеся по сравнению с предыдущими этапами развития технического познания эпистемические процедуры, имеющие место в сфере современных технологий. Основное внимание уделяется рассмотрению феномена рассмотрения знания как объекта технического исследования. В качестве методологической основы работы выбраны технонаучный подход, в рамках которого знание рассматривается в единстве фундаментальных и прикладных аспектов, а так же эпистемологический анализ. В статье показано, что наиболее существенное изменение познавательной ситуации в современном техническом знании, вызванное развитием современных технологий, состоит в том, что само знание становится техническим объектом. Техническое знание уже не ограничивается сферой конструирования и использования машин и механизмов и должно пониматься в широком смысле как такое знание, которое позволяет получать запланированный результат, основываясь на естественных причинно-следственных связях. Познавательная деятельности в области современных технологий описана как совокупность эпистемических практик, то есть методов работы с техническими объектами, направленных на повышение эффективности того знания, на основе которого они построены. Выявлены и рассмотрены универсальные для современного технического знания эпистемические практики обратного конструирования и циклической верификации.
Стрельников Д.О. - Биотехнологическое конструирование «солдата будущего»: трансгуманистический вектор военной деятельности c. 85-95

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.1.36502

Аннотация: Военные технологии, разрабатываемые на основе трансгуманистических идей о возможности конструирования человека с заданными физическими, психическими, интеллектуальными и другими свойствами, способны повлиять на содержание вооруженной борьбы в современных военных конфликтах. Биотехнологические расширения и технические вмешательства в телесность военнослужащих с одной стороны снижают индивидуальный риск в ходе боевых действий, позволяют значительно увеличить функциональные показатели организма и сохранять стабильное психическое состояние; с другой — увеличивают вероятность применения военной силы и ставят острые социальные, антропологические и этические проблемы. Предметом исследования выступают аспекты военной деятельности, связанные с проектами биотехнологического расширения возможностей военнослужащих. Цель статьи — оценить степень влияния трансгуманстических идей на военную деятельность, выявить последствия биотехнологического вмешательства в телесность военнослужащих. Теоретико-методологической основой исследования выступили: системный анализ; взгляды Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко и О.В. Поповой на биотехнологическое улучшение человека. Научная новизна. Человека обоснованно считают самым слабым звеном в функционировании сложных военно-технических систем. Учитывая этот фактор и эффект от усиливающейся NBIC-конвергенции, военная наука способствует стремительному росту проектов по биотехнологическому улучшению военнослужащих. Биотехнологическое конструирование «солдата будущего» обосновано желанием достичь военно-технологического превосходства над вероятным противником. Передовые исследования в этой области проводятся в научных организациях министерства обороны США и преимущественно носят закрытый характер. В этой связи нет оснований полагать, что разработчики военных технологий, опираясь исключительно на прагматические соображения о боевой эффективности, не переступят тонкую грань, разделяющую улучшение человека и его трансмутацию. Сопутствующими рисками выступают критические, непрогнозируемые изменения в военном деле и характере вооруженной борьбы. В качестве ограничительных мер предлагается разработать международные стандарты улучшения человека в военных целях.
Ким Д.С. - К вопросу о влиянии научно-технического прогресса на формирование онтологии человека c. 88-96

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.6.30055

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является проблема влияния научно-технического прогресса на понимание онтологии человека. Основной акцент автор делает на проблематике, связанной с разработкой адекватной времени методологии по изучению науки и техники. Констатируется отсутствие общей теории, призванной рассмотреть проблему техники в рамках современной цивилизации в едином комплексе научно-философских задач. Особым вкладом автора в исследование темы является утверждение о том, что формирование онтологической модели мироздания на современном этапе в том виде, в каком её мыслят защитники технократизма, едва ли возможно. А поскольку элементы научного понимания реальности существуют главным образом на уровне массового сознания и по своей сути спекулятивны, объективные вызовам современности картины мира как этики не сформированы. Автор анализирует проблемы онтологической ориентации человека в мире на основании научных импликаций социологии знания, культурной антропологии и философии техники в актуальной сегодня релятивистской методологии. Данное исследование основывается на ряде научных методов, среди которых – исторический, диалектический, аналитический, метафизический, феноменологический. Новизна данного исследования состоит в тезисе о том, что наибольшую опасность для человечества представляет не материальное преобразование окружающего мира, а неконтролируемый процесс развития технологий, что неизбежно задаёт новые стандарты познания, а значит, влечет за собой значительную трансформацию морально-этических принципов. Поэтому можно говорить не столько о проблеме «первичности» онтологии и гносеологии в жизни человека, сколько о проблематике формирования новых этических моделей поведения.
Галанина Е.В., Акчелов Е.О. - Виртуальный мир видеоигры: культурфилософский анализ c. 97-111

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.7.19313

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме культурфилософского исследования феномена видеоигр. Предметом исследования является виртуальный мир видеоигр. Авторы анализируют сущность понятий «виртуальное», «виртуальная реальность», «виртуальный мир», «виртуальный мир видеоигры». В работе представлены результаты проведенного анализа зарубежных и российских источников литературы, посвященных вопросам исследования виртуальных миров. Авторами прослежена эволюция понятия «виртуальный мир» в научной литературе, сформулировано обобщенное определение виртуального мира как компьютеризированной трехмерной или двумерной среды, которая симулирует реальный мир, где пользователи, представленные аватарами, способны к коммуникации синхронно или одновременно. Отмечена ограниченность возможностей применения подобного определения к исследованию некомпьютерных виртуальных миров в культурфилософском аспекте. В основе исследования лежат следующие методологические принципы: нередукционистская стратегия исследования видеоигр Я. Богоста, конструктивное понимание сущности видеоигр Дж. Макгонигал, теория симулякра Ж. Делёза, Ж. Бодрийяра, концепция виртуальной реальности Н. А. Носова. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые сформулировано определение «виртуальный мир видеоигры». Дано также определение понятия «виртуальный мир», которое применимо не только к культурфилософскому исследованию виртуальных миров, конструируемых видеоиграми, но также и к анализу сущности виртуальных миров некомпьютерного происхождения.
Розин В.М. - Две концепции искусственного интеллекта: реалистическая и утопическая c. 102-114

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.2.39739

EDN: DDLZIT

Аннотация: В статье анализируются современные концепции искусственного интеллекта. Автор предлагает различать две основные: утопическую и реалистическую; в первой утверждается, что можно создать машины, мыслящие как человек и даже лучше его, во второй интеллект представлен как своеобразный психобиологический компьютер. Делается экскурс в историю развития искусственного интеллекта, в рамках которого рассматриваются три подхода, оказавших серьезное влияние на развитие этого явления: редукциналистский подход, психологический и компьютерный. Искусственный интеллект сравнивается с естественным, последний рассматривается как сложное семиотическое, культурное и социальное образование, предполагающее человеческое общение, развитие, филиацию идей и техники.   Делается и обосновывается вывод, в соответствие с которым утопическая концепции искусственного интеллекта не может быть реализована, хотя усилия по ее реализации еще долго будут продолжаться. Одним из аргументов здесь выступают противоречия в этической трактовке искусственного интеллекта, которая обсуждается в форме виртуального диалога автора с конструктором современных роботов. Напротив, реалистическая концепция реализуется в форме перманентного проекта. В этой концепции практически отсутствуют антропологические претензии, а понятие интеллекта здесь редуцированное, т.е. под интеллектом понимается имитация только тех сложившихся интеллектуальных процессов, которые можно промоделировать и алгоритмизировать, что является необходимым условием программирования.
Ветров В.А. - Социогуманитарные проблемы программ преконцепционного генетического скрининга c. 124-137

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.10.44164

EDN: NISNCT

Аннотация: Преконцепционное, то есть осуществляемое до зачатия, генетическое тестирование на носительство рецессивных мутаций (ПГТН) является важным генетическим исследованием, которое позволяет лучше спланировать способ зачатия ребенка (естественный или с помощью ЭКО), ход беременности, необходимость дополнительного обследования развивающегося плода. Несмотря на очевидные преимущества, которые ПГТН привносит в здравоохранение, неопределенность относительно проблем и понятий, таких как определение тяжести заболевания, социальные последствия рутинизации скрининга, целеполагание, создают этические противоречия в определении состояний, целесообразных для включения в скрининговую панель. Разработка же широкомасштабной скрининговой программы обостряет факторы неопределенности и требует методологической проработки. Автор выделяет и обозревает проблемные области преконцепционного генетического тестирования на носительство не со стороны этических последствий, конкретных (или предполагаемых) кейсов, но ищет их источник в недостаточной разработке базовых понятий и интуиций в оценке тяжести генетического заболевания. Аналитические и эмпирические инструментарии в данной ситуации же оказываются недостаточными. Автор делает вывод, что удовлетворительный консенсус относительно рассматриваемых проблем достижим только при участии в его разработке ученых-социогуманитариев, включения в анализ эпистемологического, экзистенциального, социологического и других гуманитарных измерений. Социогуманитарная экспертиза является необходимым элементом для нахождения систематического решения для программ преконцепционного генетического скрининга.
Самарская Е.А. - Технократическая власть и судьбы демократии c. 590-624

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.605

Аннотация: Статья написана как отклик на вышедшую в Париже в 1996 году книгу Маркоса Гарсиа де ля Гуерта "Критика технократического разума". Автор проводит мысль о том, что демократия необходима для борьбы с технократической практикой, но при этом он допускает некоторое упрощение проблемы. Он полагает, что для борьбы с технократическими тенденциями достаточно понять, что техника представляетсобой политику и идеологию. В результате он не показывает всей глубины воздействия техники на демократию и общественную жизнь в целом. Отчасти с опорой на текст Гуерта, но и в полемике с ним автор аннотируемой статьи выделяет формы технократического разума (подход к технике как к нетральному средству, как к политическому и идеологическому феномену, как к выражению строения государственности). В статье проводится мысль о том, что распространение технократического способа мышления составляет угрозу для функционирования демократии, так как ведет к подмене политических требований, продиктованных человеческими интересами, задачами, сформулированными от имени научного знания. В заключение разбирается вопрос о возможности противостояния технократическому разуму и технократической власти при использовании решений, предложенных в этом плане Г.Маркузе, Ж.Элюлем, К.Касториадисом, Ю.Хабермасом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.