Философская мысль - рубрика Философия науки и образования
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Философия науки и образования"
Философия науки и образования
Суровягин Д.П. - Редукция термина в научной теории c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.2.32198

Аннотация: Предметом исследования является понятие редукции в логике и методологии науки. С одной стороны, редукция понимается как отношение между термином и определяющим его выражением внутри научной теории, с другой стороны – как отношение между двумя теориями. Поскольку расширение теории происходит за счет введения в ее словарь новых терминов с помощью номинальных определений, редукция представляет собой операцию, обратную определению: за счет редукции термины удаляются из словаря теории. При этом сама теория определяется в соответствии с теоретико-множественным подходом как класс предложений, замкнутых относительно выводимости. Новизна исследования заключается в том, что в нем рассмотрены семантические и эпистемологические аспекты формального определения редукции. В частности, экспликация редукционного отношения между двумя теориями опирается на понятие функциональной эквивалентности теорий. Установлено, что перечень базовых терминов теории может быть задан только конвенционально. Все введенные с помощью номинальных определений термины оказываются редуцируемыми. Следовательно, отличительной особенность теоретического термина является возможность его редукции.
Лаврентьева С.В. - Контрфактуальное мышление и проблема идентичности: казус коммуникации о генетических рисках c. 10-22

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.12.39362

EDN: WNIUTP

Аннотация: Предметом данной статьи является контрфактуальное мышление как инструмент в коммуникации врача-генетика и пациента в условиях неопределенности. Особое внимание в статье уделяется использованию контрфактуального нарратива в качестве одной из основных составляющих коммуникации врача-пациента в рамках принятия решений относительно будущего лечения. Рассмотрены условия применения контрфактуального нарратива с учетом двух особенностей: логики предрешенности и воздействия надличных сил и представлений о кровной связи, способствующих деиндивидуализации пациента. С опорой на формулировку понятия возможности, предложенной А.С. Карпенко, обозначен эвристический подход к набрасыванию вероятных сценариев для лечения в ходе генетического консультирования. Новизна исследования заключается в анализе проблемы идентичности себя-будущего, выстраиваемой пациентом в рамках контрфактуального нарратива. Данная проблема рассмотрена на примере двух мысленных экспериментов. Первый мысленный эксперимент (о судьбе еще нерожденного ребенка - Д. Бунин) раскрывает саму проблему идентичности. Второй (касающийся недерменистического поведения подброшенной монетки - К. Дорст) показывает, как эта проблема раскрывается в условиях неопределенности. Показано, что в рамках создания возможных сценариев развития заболевания и его лечения с помощью контрфактуалов важно учитывать «необходимые свойства» (У. Эко) пациента, ориентируясь при этом на качественное, а не нумерическое тождество. В последнем разделе статьи данный вывод обоснован в свете концепции нарративной идентичности, в рамках которой может быть развернуто контрфактуальное набрасывание потенциальных сценариев.
Волкова В.О., Кайнова А.В. - Управление знаниями как современный образовательный тренд c. 46-57

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.6.37421

EDN: VJSILW

Аннотация: В данной статье обсуждается сущность образовательного процесса. Предметом исследования является управление знаниями как складывающийся тренд систематизации эффективных факторов развития образования. Особую роль выполняют философские идеи самоорганизации и привлечения в учебный процесс холистического мышления, контекстуального видения ситуации. Перспектива развития образования связана с особенностями влияния глобалистского и постмодернистского мировоззрений на подходы к учебной деятельности и управлению знаниями в целом. Методологическим основанием исследования является холистический подход к образованию. Формирование единства учебного процесса связано с распределением учебных инициатив на равных между преподавателем и студентами высшей школы.             Результаты исследования подчеркивают необходимость освоения преподавателем позиции креативного менеджера в учете множества позиций самообразования студентов в пространстве социального управления коммуникацией. Студентам как ученикам в ответ требуется философская и психологическая подготовка к управлению своим образованием и высокий уровень рефлексии в контроле за своими способами освоения знаний и сопровождающими их социальными отношениями. Новизна работы заключается в определении роли, необходимости, области ответственности и перечня компетенций креативного менеджера – эксперта по образовательной деятельности. Она возникает при наличии образной связи в среде студентов и их настройке на контекстуальное видение ситуации. Областью применения результатов является любой образовательный процесс, в который вовлечены студенты – от обучения в высшей школе до корпоративного обучения. Современная образовательная система должна отвечать вызовам цифровой реальности с ее вседоступностью информации. Подход к образованию студентов должен быть переориентирован на постоянный обмен ролями учитель-ученик между студентом и преподавателем. Для грамотной реализации обмена ролями студенты должны быть должным образом подготовлены. За качеством образования должен следить специальный эксперт, обладающий необходимыми компетенциями в области управления знаниями.
Береговая О.А. - Аналитическая философия образования: краткий обзор c. 51-58

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.3.22288

Аннотация: Предметом исследования является аналитическая традиция философии образования, которая основана на аналитической традиции в философии в духе логического позитивизма как анализа языка, опирающегося на логику. В ней складывается комплекс идей, направленных на прагматический анализ высказываний естественного языка, выявление правил их употребления в жизненной практике, норм функционирования этого языка, его различных форм в контекстах вненаучных областей культуры – в обыденной жизни, политике, искусстве, образовании и т.д. Отправными работами стали «Язык образования» И. Шеффлера (1960) (США) и «Этика и образование» Р.С. Питерса (1966) (Великобритания). Статья представляет собой обзор данного направления в контексте ее дисциплинарного и институционального становления и развития в США и Великобритании с середины ХХ века. Анализируются периоды развития аналитической философии образования и их особенности. Автор приходит к мнению, что происходит рецепция аналитической традиции философии образования и попытка ее сопоставления с постмодернистскими тенденциями, а также прогрессирующая трансформация в постаналитическую философию. Обращение аналитической философии к актуальным вопросам современности подвергает сомнению сложившийся о ней стереотип консервативной и чисто академической дисциплины, искусственно изолированной от общественной и культурной жизни.
Тимощук Е.А. - Феноменология в современном образовании c. 67-72

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.8.24368

Аннотация: Объектом исследования выступает влияние феноменологического метода на современное образование. Предметом исследования является концептуальный базис учения Гуссерля и возможности его применении в обучении и воспитании: 1) субъектность феноменологии; 2) диалогичность феноменологии; 3) экологичность феноменологии; 4) принцип индивидуации в феноменологии. Автор исходит из гипотезы, что феноменология образования не сможет снять антиномии современного образования, такие как массовизация / элитарность, нормативность / энтузиазм; рутинизация / практикоориентированность. Вместе с тем, несмотря на все антиномии современного образовательного процесса, феноменология может давать ученику понимание встречи с жизнью, осознание её в контексте своего мира, чтобы через очищение опыта от наслоений восприятий, вынести самое ценное для будущего. Замысел статьи заключается в том, чтобы раскрыть феноменологию образования как позитивный опыт самоиндивидуации. В статье задействованы общенаучные методы теоретического уровня: сравнительный, системный, структурный виды анализов. Из общелогических приёмов автор опирался на анализ / синтез, абстрагирование / конкретизацию, обобщение / ограничение. Из частнонаучных философских методов привлекалась герменевтика и феноменологический анализ. Инструментарий научного исследования включает массивы научных знаний rsl.ru, elibrary.ru, google.scholar.ru. Основными аксиологическими выводами феноменологии образования являются: 1) индивидуальный генезис человека, в процессе которого происходит развитие его личностных качеств, формируется через чувство переживания общей судьбы со всем сущим; 2) гармонизация жизненных миров возможна через понимающие стратегии описания и герменевтику Другого; 3) самоиндивидуализация снимает противоречия творческого и формального, глобального и регионального, гуманитарного и технического; 4) процедуры и практики феноменологии образования укоренены в горизонте жизненного мира. Новизна исследования заключается в применении методологии феноменологии (интенциональность, жизненный мир, редукция) к реалиям современного российского образования в виде ЕГЭ, компетентностный подход, образовательные стандарты, институциональность образования. Область применения результатов: феноменология образования, феноменология культуры, межкультурная коммуникация.
Дианов С.А., Лесевицкий А.В. - Методологические аспекты процесса цифровизации системы образования в XXI веке c. 84-97

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.3.39857

EDN: FMLROA

Аннотация: В статье рассматриваются методологические аспекты цифровизации системы образования в России. В фокусе исследования авторского коллектива философско-антропологическое и социально-педагогическое измерения изучаемого явления XXI века. Показано, что в сфере образования первые шаги к цифровой грамотности всех участников образовательных отношений были сделаны ещё в конце 1990-х гг. В данный период этот процесс назывался «информатизацией» образовательной среды учебных заведений. Переход к внедрению в педагогический процесс широкого спектра информационно-компьютерных технологий состоялся во время реализации первого национального проекта «Образование» (2005 – 2010). В 2010-е годы аналитика больших данных, всеохватное использование искусственного интеллекта и «интернета вещей», апробирование возможностей виртуальной и дополненной реальностей, использование 3-D печати в обучении, – эти и другие новейшие технологии позволили перейти к новому этапу в развитии сферы российского образования. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации побуждает к осмыслению перспектив и существенных рисков, которые привносит в общество потребления процесс цифровизации. Применение философско-антропологического анализа позволило авторам выделить риски следующего характера: риск формирования в образовательной среде индивида с «одномерным сознанием», тенденция деструкции мировоззренческой матрицы личности под воздействием цифровизации, риск деструктивной трансформации роли педагога с последующей заменой последнего на «гаджеты» и программные оболочки с «искусственным интеллектом», риск диктата со стороны «технократов-разработчиков» образовательного контента, риск усугубления здоровья обучающихся вследствие неблагоприятного воздействия цифровых технологий.
Марковцева О.Ю., Бородина Н.В., Леонтьева Л.С. - Метафизика педтехнологий в эпоху средневековья (на примере Шартрской школы) c. 86-94

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.21671

Аннотация: В статье описывается актуальность метафизической проблематики специфики педагогических технологий на примере деятельности Шартрской школы. Специализация заданных исследованием цели и задач, образует феноменологическую область объекта и предмета исследования – метафизику образовательных технологий. Они проявляются в тех или иных, но всегда актуальных инновационных исторических обстоятельствах. Научная стратегия описания метафизической целостности касается развития, изменения педагогической, общекультурной политики социума. Максимально эффективно данная политика была проявлена в инновационной работе Шартрского образовательного центра. В статье описывается специфика этих инноваций, а также метафизические условия их конституирования. Методология исследования. В аспекте поставленных задач предметная область предстает как динамическая, соотносительная, децентрированная форма, и одновременно как междисциплинарная научная сфера. Основными принципами, методами ее исследования являются феноменологические, диалектические, герменевтические, когнитивно-лингвистические, историко-педагогические, культурологические и другие. Они совмещены в единую целостность на основе принципов соотнесенности, дополнительности, органичности, синкретичности. Новизна, выводы исследования. Созданная методолого-тематическая, структурно-предметная область эвристична сконструированной на ее основе модели экспликации и описания метафизико-педагогического опыта Шартрской школы (предмет). Выводы, полученные в ходе реализации исследовательских стратегий авторов статьи многоаспектны. Отметим главный, общий по содержанию работы: в эпоху Средневековья теолого-метафизические условия формирования педтехнологического опыта не позволяли соединить в целостную структуру теоретическую и практическую области их общей педагогической культуры, это произошло позже. Однако подобное совмещение удалось осуществить Шартрскому образовательному центру.
Гревцев А.В. - Прочтение концепции социального конструктивизма Л. С. Выготского через семиотику образования, теорию о трансценденции в образовании и богословие личности В. Н. Лосского c. 87-106

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.4.40103

EDN: TEGSGM

Аннотация: Предметом работы являются тезисы концепции развивающего обучения, семиотики образования, теории о трансценденции в образовании и богословия личности. Целью исследования является разработка практического метода педагогики на основе рассмотренных положений. Автор демонстрирует ключевые положения концепции развивающего обучения: зону ближайшего развития, scaffolding; раскрывает понимание образования как семиотической системы и участия в нем трансцендентной реальности; излагает основные тезисы богословия личности по В. Н. Лосскому. Затем автор объединяет вышеуказанные теории для построения педагогического метода, который он определяет как интеграцию подходов концепции развивающего обучения с позиций богословия личности. Особым вкладом автора является обобщение разрозненных концепций в единые выводы и разработка практического педагогического метода, который включает в себя ряд тезисов, специфические компоненты кейса для проведения урока в виде шаблона и установки для реализации кейса в соответствии с общепринятыми этапами урока также в виде шаблона. Автор делает вывод, что отмечает универсальность разработанного кейса для применения на различных ступенях образования и ценность материала, на основе которого составлен метод, для дальнейшего изучения каждой из представленных областей наук. Автор отмечает, что применение метода не ограничивается религиозным контекстом, поскольку основой для разработки метода послужили нецерковные исследования, а положения православного богословия личности созвучны с приведенными теориями современной философии образования.
Звонова Е.Е. - Переживание учащимся критической ситуации, связанной с учебной деятельностью: философско-психологический анализ c. 89-99

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.4.32132

Аннотация: Объектом исследования является критическая ситуация, возникшая и развивающаяся в связи с учебной деятельностью, предметом – её переживание учащимся. В работе представлен сопряжённый с романтизацией познания и предполагающий самотрансценденцию вариант установления смыслового соответствия между сознанием и бытием учащегося в означенной критической ситуации с целью повышения осмысленности жизни. За счёт его реализации может быть достигнут синтез интеллекта и аффекта в образовании, единство обучения и воспитания (поскольку обучение автоматически становится воспитанием, обретая нравственный смысл). Методология статьи базируется преимущественно на достижениях логотерапии (в частности, автор исходит из принципа индетерминизма человеческого существования), а также гуманистической психологии. Научную новизну работы составляет рассмотрение в качестве критических ситуаций, связанных с учебной деятельностью, которые, насколько нам известно, вплоть до настоящего момента не рассматривались последовательно с экзистенциальной точки зрения, в связи с тематикой экзистенциального кризиса. Также в статье предложен оригинальный способ преодоления, переживания обозначенных ситуаций за счёт романтизации познавательной деятельности.
Яшин Б.Л. - Этноматематика и этнологика c. 119-130

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.22190

Аннотация: Предметом исследования является проблема универсальности (единственности) и уникальности (множественности) «первой» или «опытной» математики и обыденной логики мышления, обсуждается возможность применения социокультурного подхода, эффективно работающего в этноматематике, при изучении логического мышления в историческом контексте. В статье показывается, что в современной истории и философии математики существуют две противостоящих друг другу точки зрения: сторонники первой из них обосновывают единственность, универсальность «первой» или «опытной» математики, сторонники второй – отстаивают идею множественности математик, обусловленную влиянием на ее развитие социокультурных факторов. Отмечается, что в настоящее время сходная ситуация наблюдается и в отношении проблемы универсальности логики мышления. Раскрываются, анализируются и сопоставляются аргументы сторонников единственности обыденной логики и их оппонентов. Основными методами исследования, используемыми автором статьи, являются логический метод и метод сравнительного анализа, аналогия, индукция и обобщение. Новизна работы состоит в том, что в ней впервые представлен сравнительный анализ двух противоположных друг другу точек зрения относительно универсальности/множественности логики мышления в сравнении с аналогичным положением дел в математике. В статье делаются выводы о том, что: 1) вопрос об универсальности, т. е. единственности для всех живущих на Земле людей, или уникальности, множественности, тесной взаимосвязи логики обыденного мышления (как и «первой математики») с той культурой, в которой она рождается, и на которую она оказывает существенное влияние, остается актуальным и для современной науки и философии; 2) этот вопрос во многом связан с проблемой возникновения не только абстрактного мышления, но и мышления вообще; 3) в настоящее время было бы правомерным (по аналогии с уже достаточно широко используемым сегодня термином «этноматематика») ввести понятие «этнологика» для обозначения области исследований, изучающих роль социокультурных факторов в формировании обыденной логики в историческом развитии.
Розин В.М. - Самоопределение и противостояние как способ жизни в современном мире c. 142-182

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.382

Аннотация: В статье обсуждается противостояние педагогической общественности и реформаторов российского образования. С точки зрения первых, происходит разрушение школы и деградация образования, по мнению вторых, имеет место именно реформирование. В связи с этим анализируется сложившаяся ситуация и показывается, что институт образования фактически включает в себя три разных институции: традиционное образование, миссия которого формирование образованного человек и специалиста, новый институт образования, названный автором «открытым, с ограниченной ответственностью», предназначенный не столько готовить специалистов, сколько предоставлять образовательные услуги с целью получения дипломов и других социальных символов (в том числе образовательных симулякров), в-третьих, тоже новый институт («дополнительный»), дающий второе или третье образование, сюда же относится «бизнес-образование» и целый ряд новых форм образования. Дальше разводятся личностные действия и социальные. Вводятся понятия "ведущего типа социальности" и "общих условий". В последней части статьи на основе предложенных различений и понятия "общество", а также обсуждения полемики с В.Беляевым обсуждается и само противостояние и возможная стратегия поведения отдельного человека.
Борисов С.В. - Интродукция или Рождение классической науки c. 190-230

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.2.289

Аннотация: Статья «Интродукция или Рождение классической науки» представляет собой первое произведение из серии статей «Симфония науки или Наука глазами философов». Работа представляет собой симфонически выстроенное погружение во внутреннюю и внешнюю полемику по поводу основных трактовок классической науки и ее проблематики. Многие противоречия и конфликты, с которыми сталкивается современное общество, явились порождением слепой веры в научный прогресс, да и сама наука, как социальный институт, давно превратилась в набор ритуальных действий, которым следуют некритически, преклоняясь перед былыми заслугами признанных научных авторитетов, повинуясь парадигмам их научных школ. Все это порождает многочисленные иллюзии по поводу науки и ее актуальных проблем, формирует некритичное отношение к процессу и результатам научного поиска. Диалоговая форма изложения материала помогает перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки в полемику «внешнюю». Этот прием позволяет «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
Пржиленский В.И. - Философия науки как исследовательская программа: между историей науки и теорией познания c. 205-228

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.3.267

Аннотация: Сегодня проблема понимания роли и функций философии науки как никогда далека от своего разрешения. Попытки представить ее как область философского знания, разрешающую методологические и технологические проблемы частных наук, не увенчались успехом. Философия науки оказалась источником критики и рефлексии по поводу науки и познания в целом, что сделало ее естественным конкурентом эпистемологии методологии науки – дисциплин, возникших ранее и уступившим инициативу в объяснении и прогнозировании процессов развития научного знания. В статье анализируется дисциплинарный статус философии науки с точки зрения ее отношения к эпистемологии, рассматриваются аргументы сторонников включения философии науки в эпистемологию в качестве составной и неотъемлемой части. Подвергается критике идея рассмотрения философии науки и эпистемологии как близких и даже тождественных в методологическом и предметном отношении дисциплин, между которыми нет и не может быть существенных различий. Аргументируется позиция, согласно которой философия науки возникает на определенном этапе развития науки и выступает как историко-критическая альтернатива теоретико-философскому проектированию науки. Выявляются основания перехода от рассмотрения науки как философского проекта к исследованию науки как реального феномена, имеющего не только эпистемологическое, но и антропологическое, а также социокультурное измерения.
Борисов С.В. - Скерцо или Наука и разум c. 212-332

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.5105

Аннотация: Статья «Скерцо или Наука и разум» представляет собой четвертое произведение из серии статей «Симфония науки или Наука глазами философов». Работа представляет собой симфонически выстроенное погружение во внутреннюю и внешнюю полемику по поводу основных трактовок классической науки и ее проблематики. Многие противоречия и конфликты, с которыми сталкивается современное общество, явились порождением слепой веры в научный прогресс, да и сама наука, как социальный институт, давно превратилась в набор ритуальных действий, которым следуют некритически, преклоняясь перед былыми заслугами признанных научных авторитетов, повинуясь парадигмам их научных школ. Все это порождает многочисленные иллюзии по поводу науки и ее актуальных проблем, формирует некритичное отношение к процессу и результатам научного поиска. Диалоговая форма изложения материала помогает перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки в полемику «внешнюю». Этот прием позволяет «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
Базалук О.А. - Современное понимание философии образования c. 248-271

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.4.15321

Аннотация: Предметом исследования является философия образования и её рефлексия на образовательный процесс. На основе анализа работ предшественников автор представил новую структуру философии образования, которая обогащает понимание её предмета, целей и методов исследования. Автор представил философию образования, как пирамиду, в основании которой находятся обобщающие положения о человеке как субъекте и объекте исследования, аккумулированные в философской антропологии. Первый этаж пирамиды занимает психология, как наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики. Венчает «пирамиду» педагогика. Автор использовал диалектический метод, системно-структурный, структурно-функциональный, а также методы: сравнения, анализа и синтеза. Основными выводами проведенного исследования является доказательство, что философия образования в своем новом понимании – это не только теоретические осмысления основ и проявлений образовательного процесса, но и практика, непосредственное воплощение теоретических наработок в образовании в повседневную жизнь. Используя историко-философский анализ, автор показал, что философия образования не просто зависит от состояния развития социальной философии (и философии в целом), а и через свой методологический аппарат, реализует устоявшиеся философские (мировоззренческие) парадигмы в различных педагогических практиках.
Грязнова Е.В. - Предмет философии науки c. 514-529

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.440

Аннотация: В статье представлен материал для чтения лекции "Предмет философии науки" в рамках курса "История и философия науки" для аспирантов. Начинать лекцию предлагается с постановки проблемы о состоянии науки в современной России. Для этого подобран статистический материал и построены диаграммы, дающие возможность провести дискуссию со слушателями. Такой подход поможет аспирантам и соискателям понять для чего необходимо изучение курса и что этот курс может дать будущему молодому ученому для ориентации в сложных условиях современного общества. Данная лекция входит в тематический блок: 1. Философия науки и ее статус 1.1. Предмет философии науки 1.2. Методы познания философии науки 1.3 Категории философии науки 1.4. Законы философии науки 1.5. Основные современные концепции философии науки Материал содержит ключевые моменты и может быть адаптирован к любым специальностям. Предполагается продолжение публикаций данного цикла.
Смирнова Г.Е. - Социокультурное регионоведение: к проблеме метода c. 530-544

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.645

Аннотация: Характерной тенденцией развития науки ХХ в. является интеграция научного знания, что нашло конкретное отражение во взаимодействии наук, обмене методами, в развитии междисциплинарного подхода в научных исследованиях. Следствием этого процесса стала кристаллизация в рамках одной научной дисциплины различных направлений и специализаций. В качестве примера можно использовать социокультурное регионоведение, формирование которого стало закономерным результатом развития регионоведения как научной дисциплины. Одной из важных задач, связанных с внедрением социокультурного регионоведения в систему научных знаний, является разработка теоретических основ этого научного направления, в том числе, методологических и методических приемов работы. В статье рассматриваются проблемы разработки и применения метода сравнительного анализа в социокультурном регионоведении. На конкретном примере - анализе понятия «отечество» в России и Британии, понятия, занимающего одно из основных мест в ментальности любой нации, входящего в число важнейших инструментов самоидентификации, интегрирующего личность и социум, показаны возможности и перспективы использования компаративистики как метода научного исследования
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.