Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Философия науки и образования"
Философия науки и образования
Марковцева О.Ю., Бородина Н.В., Леонтьева Л.С. - Метафизика педтехнологий в эпоху средневековья (на примере Шартрской школы) c. 86-94

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.21671

Аннотация: В статье описывается актуальность метафизической проблематики специфики педагогических технологий на примере деятельности Шартрской школы. Специализация заданных исследованием цели и задач, образует феноменологическую область объекта и предмета исследования – метафизику образовательных технологий. Они проявляются в тех или иных, но всегда актуальных инновационных исторических обстоятельствах. Научная стратегия описания метафизической целостности касается развития, изменения педагогической, общекультурной политики социума. Максимально эффективно данная политика была проявлена в инновационной работе Шартрского образовательного центра. В статье описывается специфика этих инноваций, а также метафизические условия их конституирования. Методология исследования. В аспекте поставленных задач предметная область предстает как динамическая, соотносительная, децентрированная форма, и одновременно как междисциплинарная научная сфера. Основными принципами, методами ее исследования являются феноменологические, диалектические, герменевтические, когнитивно-лингвистические, историко-педагогические, культурологические и другие. Они совмещены в единую целостность на основе принципов соотнесенности, дополнительности, органичности, синкретичности. Новизна, выводы исследования. Созданная методолого-тематическая, структурно-предметная область эвристична сконструированной на ее основе модели экспликации и описания метафизико-педагогического опыта Шартрской школы (предмет). Выводы, полученные в ходе реализации исследовательских стратегий авторов статьи многоаспектны. Отметим главный, общий по содержанию работы: в эпоху Средневековья теолого-метафизические условия формирования педтехнологического опыта не позволяли соединить в целостную структуру теоретическую и практическую области их общей педагогической культуры, это произошло позже. Однако подобное совмещение удалось осуществить Шартрскому образовательному центру.
Розин В.М. - Самоопределение и противостояние как способ жизни в современном мире c. 142-182

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.382

Аннотация: В статье обсуждается противостояние педагогической общественности и реформаторов российского образования. С точки зрения первых, происходит разрушение школы и деградация образования, по мнению вторых, имеет место именно реформирование. В связи с этим анализируется сложившаяся ситуация и показывается, что институт образования фактически включает в себя три разных институции: традиционное образование, миссия которого формирование образованного человек и специалиста, новый институт образования, названный автором «открытым, с ограниченной ответственностью», предназначенный не столько готовить специалистов, сколько предоставлять образовательные услуги с целью получения дипломов и других социальных символов (в том числе образовательных симулякров), в-третьих, тоже новый институт («дополнительный»), дающий второе или третье образование, сюда же относится «бизнес-образование» и целый ряд новых форм образования. Дальше разводятся личностные действия и социальные. Вводятся понятия "ведущего типа социальности" и "общих условий". В последней части статьи на основе предложенных различений и понятия "общество", а также обсуждения полемики с В.Беляевым обсуждается и само противостояние и возможная стратегия поведения отдельного человека.
Борисов С.В. - Интродукция или Рождение классической науки c. 190-230

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.2.289

Аннотация: Статья «Интродукция или Рождение классической науки» представляет собой первое произведение из серии статей «Симфония науки или Наука глазами философов». Работа представляет собой симфонически выстроенное погружение во внутреннюю и внешнюю полемику по поводу основных трактовок классической науки и ее проблематики. Многие противоречия и конфликты, с которыми сталкивается современное общество, явились порождением слепой веры в научный прогресс, да и сама наука, как социальный институт, давно превратилась в набор ритуальных действий, которым следуют некритически, преклоняясь перед былыми заслугами признанных научных авторитетов, повинуясь парадигмам их научных школ. Все это порождает многочисленные иллюзии по поводу науки и ее актуальных проблем, формирует некритичное отношение к процессу и результатам научного поиска. Диалоговая форма изложения материала помогает перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки в полемику «внешнюю». Этот прием позволяет «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
Пржиленский В.И. - Философия науки как исследовательская программа: между историей науки и теорией познания c. 205-228

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.3.267

Аннотация: Сегодня проблема понимания роли и функций философии науки как никогда далека от своего разрешения. Попытки представить ее как область философского знания, разрешающую методологические и технологические проблемы частных наук, не увенчались успехом. Философия науки оказалась источником критики и рефлексии по поводу науки и познания в целом, что сделало ее естественным конкурентом эпистемологии методологии науки – дисциплин, возникших ранее и уступившим инициативу в объяснении и прогнозировании процессов развития научного знания. В статье анализируется дисциплинарный статус философии науки с точки зрения ее отношения к эпистемологии, рассматриваются аргументы сторонников включения философии науки в эпистемологию в качестве составной и неотъемлемой части. Подвергается критике идея рассмотрения философии науки и эпистемологии как близких и даже тождественных в методологическом и предметном отношении дисциплин, между которыми нет и не может быть существенных различий. Аргументируется позиция, согласно которой философия науки возникает на определенном этапе развития науки и выступает как историко-критическая альтернатива теоретико-философскому проектированию науки. Выявляются основания перехода от рассмотрения науки как философского проекта к исследованию науки как реального феномена, имеющего не только эпистемологическое, но и антропологическое, а также социокультурное измерения.
Борисов С.В. - Скерцо или Наука и разум c. 212-332

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.5105

Аннотация: Статья «Скерцо или Наука и разум» представляет собой четвертое произведение из серии статей «Симфония науки или Наука глазами философов». Работа представляет собой симфонически выстроенное погружение во внутреннюю и внешнюю полемику по поводу основных трактовок классической науки и ее проблематики. Многие противоречия и конфликты, с которыми сталкивается современное общество, явились порождением слепой веры в научный прогресс, да и сама наука, как социальный институт, давно превратилась в набор ритуальных действий, которым следуют некритически, преклоняясь перед былыми заслугами признанных научных авторитетов, повинуясь парадигмам их научных школ. Все это порождает многочисленные иллюзии по поводу науки и ее актуальных проблем, формирует некритичное отношение к процессу и результатам научного поиска. Диалоговая форма изложения материала помогает перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки в полемику «внешнюю». Этот прием позволяет «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
Базалук О.А. - Современное понимание философии образования c. 248-271

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.4.15321

Аннотация: Предметом исследования является философия образования и её рефлексия на образовательный процесс. На основе анализа работ предшественников автор представил новую структуру философии образования, которая обогащает понимание её предмета, целей и методов исследования. Автор представил философию образования, как пирамиду, в основании которой находятся обобщающие положения о человеке как субъекте и объекте исследования, аккумулированные в философской антропологии. Первый этаж пирамиды занимает психология, как наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики. Венчает «пирамиду» педагогика. Автор использовал диалектический метод, системно-структурный, структурно-функциональный, а также методы: сравнения, анализа и синтеза. Основными выводами проведенного исследования является доказательство, что философия образования в своем новом понимании – это не только теоретические осмысления основ и проявлений образовательного процесса, но и практика, непосредственное воплощение теоретических наработок в образовании в повседневную жизнь. Используя историко-философский анализ, автор показал, что философия образования не просто зависит от состояния развития социальной философии (и философии в целом), а и через свой методологический аппарат, реализует устоявшиеся философские (мировоззренческие) парадигмы в различных педагогических практиках.
Грязнова Е.В. - Предмет философии науки c. 514-529

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.440

Аннотация: В статье представлен материал для чтения лекции "Предмет философии науки" в рамках курса "История и философия науки" для аспирантов. Начинать лекцию предлагается с постановки проблемы о состоянии науки в современной России. Для этого подобран статистический материал и построены диаграммы, дающие возможность провести дискуссию со слушателями. Такой подход поможет аспирантам и соискателям понять для чего необходимо изучение курса и что этот курс может дать будущему молодому ученому для ориентации в сложных условиях современного общества.Данная лекция входит в тематический блок: 1. Философия науки и ее статус1.1. Предмет философии науки1.2. Методы познания философии науки1.3 Категории философии науки1.4. Законы философии науки1.5. Основные современные концепции философии наукиМатериал содержит ключевые моменты и может быть адаптирован к любым специальностям. Предполагается продолжение публикаций данного цикла.
Смирнова Г.Е. - Социокультурное регионоведение: к проблеме метода c. 530-544

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.645

Аннотация: Характерной тенденцией развития науки ХХ в. является интеграция научного знания, что нашло конкретное отражение во взаимодействии наук, обмене методами, в развитии междисциплинарного подхода в научных исследованиях. Следствием этого процесса стала кристаллизация в рамках одной научной дисциплины различных направлений и специализаций. В качестве примера можно использовать социокультурное регионоведение, формирование которого стало закономерным результатом развития регионоведения как научной дисциплины. Одной из важных задач, связанных с внедрением социокультурного регионоведения в систему научных знаний, является разработка теоретических основ этого научного направления, в том числе, методологических и методических приемов работы. В статье рассматриваются проблемы разработки и применения метода сравнительного анализа в социокультурном регионоведении. На конкретном примере - анализе понятия «отечество» в России и Британии, понятия, занимающего одно из основных мест в ментальности любой нации, входящего в число важнейших инструментов самоидентификации, интегрирующего личность и социум, показаны возможности и перспективы использования компаративистики как метода научного исследования
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"