Философская мысль - рубрика Теологические основы бытия
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Теологические основы бытия"
Теологические основы бытия
Плахтий С.В. - Раскрытие термина «энергия» в «Философии имени» А. Ф. Лосева. c. 24-39

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.1.34864

Аннотация: Предметом данного исследования является интерпретация термина «энергия» в Философии имени А. Ф. Лосева. Попытка философской разработки и осмысления природы имени, слова, является одной из основных тем творчества этого выдающегося русского философа. Особенный интерес к данной теме обуславливался его стремлением философски обосновать тот взгляд на природу имени Божьего, который был представлен сторонниками имяславия во время имяславческих споров в первой четверти XX в. При помощи философских методов Лосев стремился представить в исключительном и точном смысле Православное учение об имени Божием, одним из важнейших элементов которого является паламитское учение об энергиях Божиих. В связи с этим, в исследовании была поставлена задача выявить, в какой степени выстраиваемая Лосевым философская концепция имени, и, в частности, его понимание термина «энергия», соответствует учению Святых Отцов Церкви об энергии Божией. Для достижения этой цели были использованы следующие методы: семиотический, а именно — метод философско–концептуального анализа, системно–структурный метод, а также компаративистский метод.   Научной новизной исследования является вклад в подробное рассмотрение интерпретации Лосевым термина «энергия» в контексте святоотеческого богословия. Это является особенно важным в связи с тем, что апелляция к учению паламизма (учению об энергиях Божиих) является одним из главных аргументов в апологии имяславия. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что предлагаемая Лосевым схема философии имени, и, в частности, его понимание термина «энергия», в существенном, а не только формальном, отношении базируется на философских положения неоплатонизма. Вследствие чего предложенная им система оказывается не вполне корректной интерпретацией святоотеческого учения об энергия Божиих и имени Божием.
Титлин Л.И. - Отрицает ли буддистское учение о не-«я» понятие субъекта? c. 42-58

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.10.33909

Аннотация: Объектом исследования является буддийское учение о не-«я», предметом исследования – содержание этого учения и его эволюция с течением времени. Особое внимание уделено тому, чтобы продемонстрировать, что первоначально учение об анатмане не подразумевало отрицание существования субъекта («я») как такового. Автор исследования подробно рассматривает такие аспекты темы, как учение о не-«я» в раннем буддизме (Палийском каноне) и проблеме понимания феномена «я» в современном буддизме, в том числе такими деятелями культуры и философии, как Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́ (Далай Лама XIV). Новизна исследования заключается в выполнении первого в России комплексного исследования буддийского учения о не-«я» и новом осмыслении проблемы. Особым вкладом автора в исследование темы является выполнение первых в России переводов отрывков из сутт, посвященных анатмаваде, что позволило прийти к принципиально новым выводам. Основными выводами проведенного исследования является: 1) Анатмавада на протяжении истории прошла сложный путь от исключительно сотериологического учения, не предполагавшего отрицания «я» или субъекта, и вплоть до открытого отрицания субъекта в позднейшем буддизме. Позднее понимание анатмавады представляется автору некорректным. 2) Можно выделить две концепции анатмана в раннем буддизме: более распространенную анатмаваду-2 и более «маргинальную» анатмаваду-1, которая склоняется к отрицанию атмана. 3) Анатмавада эволюционировала в ходе истории от анатмавады-2 к все более номиналистским трактовкам, которые мы видим в позднем буддизме в форме отрицания «я» как такового. 4) Раннему буддизму не интересен онтологический дискурс о существовании «я». 5) Скандхи в раннем буддизме надо рассматривать в сотериологической перспективе – как предмет для медитации на возникновение, пребывание и уничтожение определенных моментов опыта.
Матяш Т.П., Мекушкин А.А., Матяш Д.В., Воденко К.В. - Образы человека в интерьере христианской культуры c. 44-52

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.8.30870

Аннотация: Предметом исследования является образ человека в интерьере христианской культуры. Авторы подробно рассматривают такие аспекты, как идеи христианских богословов и русских религиозных философов, согласно которым на формирование образа человека большое влияние оказывает религия. Речь идет о внутренней и глубинной обусловленности христианской культурой образов (представлений, репрезентаций) человека. К теме религиозной обусловленности образа человека авторы обращаются на основе истории русской религиозной философии, а также представителей современного православного богословия. Основным методом в настоящем исследовании является метод герменевтической реконструкции, когда на основе обращения к текста религиозных мыслителей реконструируется концепция человека. Также используются методы анализа, сравнения, обобщения и т.д. Новизна исследования заключается в том, что в статье анализируются причины, в силу которых сложившиеся в истории христианские конфессии обусловливают дифференциацию специфику образа человека, содержания его духовной жизни, в частности связанной с восприятием дихотомии «дольнее-горнее»; проводится сравнительный анализ отношения к земному благополучию представителей разных христианских конфессий; анализируется, как и почему специфика этого отношения обусловливает появление мировоззренческого и культурного разрывов между христианскими народами.
Суслов А.В., Гусев Д.А., Потатуров В.А. - Теизм, атеизм и пантеизм в контексте решения основного вопроса философии: антропологический аспект c. 92-113

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.8.35837

Аннотация: Объектом исследования является многовековая мировоззренческая полемика между философскими представлениями о мире и человеке, связанными с теизмом, атеизмом и пантеизмом. Предметом исследования являются теоретические и практические установки и выводы антропологического характера, следующие из этих интеллектуальных моделей. Авторы подробно рассматривают мировоззренческие связи материализма и идеализма с их мировоззренческими спутниками, такими, как, соответственно, – атеизм, эволюционизм, сциентизм, антроповолюнтаризм, с одной стороны, и – теизм, креационизм, антисциентизм, провиденциализм, с другой стороны. Особое внимание уделяется рассмотрению идейной связи как атеизма, так и пантеизма с антропоцентрической установкой и – вопросам жизненной навигации человека в контексте противостояния и полемики антроповолюнтаризма и провиденциализма. Новизна проведенного исследования заключается в обосновании аутентичности философского идеализма как модели, предполагающей теистический и креационистский взгляд на мироздание и принципиальную несовместимость основного идеалистического тезиса о первичности духовной реальности с пантеистически понятой природой бытия. Также характеризуется новизной предлагаемое авторами положение о мировоззренческой близости атеизма – пантеизму, каждый из которых является специфическим обоснованием антроповолюнтаризма, противостоящего теистическому провиденциализму. Один из основных выводов заключается в утверждении принципиальной дихотомичности мировоззренческого выбора и жизненной ориентации человека между антропоцентрическим и провиденциальным полюсами, – при всей, как кажется, идейной множественности и пестроте философских и религиозных представлений.
Власова В.Б. - Модернизация социально-религиозной ориентации культуры в библейских текстах c. 99-117

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.4.19078

Аннотация: В предлагаемой статье на материале текста Библии исследуются проблемы, так или иначе сопряжённые с глобализационными и модернизационными процессами, которые, по мнению автора, имели место уже в древнейшей иудейской культуре. Моисей подарил предыдущим поколениям Заповеди, по которым и сегодня живёт всё цивилизованное человечество. Своим примером он учит нас приводить в соответствие цели и средства общественной практики, что делает её эффективной. Что же касается Иисуса, то он открыл для человечества в целом новые пути нравственного и интеллектуального совершенствования, указал миру общественные идеалы, достижимые только через альтруизм и ненасилие. Но самое главное – он первый из мыслителей древнего Востока понял необходимость всемирного единения людей на почве гуманистических принципов, используемых и сегодня в глобализационной политике и верующими, и атеистами. Конкретным предметом размышления социально-философского характера в статье выступают тексты Ветхого и Нового заветов. При этом используется также информационный багаж, накопленный исторической наукой. В частности, основное внимание уделяется здесь рассмотрению указанных процессов как необходимого следствия религиозно-политической (во времена Моисея) или религиозно-нравственной (в эпоху общественного служения Христа) практики. В результате особая роль отводится в работе анализу общих моментов в деятельности пророка и Мессии, с одной стороны, и их различий, с другой. Изучение этого вопроса проводилось в едином аспекте глобализационно-модернизационной парадигмы.
Янгутов Л.Е. - О категориях китайского буддизма c. 122-126

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.24805

Аннотация: В статье проведен анализ содержания категорий китайского буддизма, сформированных в результате столкновения категориального аппарата индийского буддизма с категориальным аппаратом древнекитайской философии. Исследованы особенности его формирования на китайской культурной почве в контексте мировоззренческих установок буддийской философии и сотериологии. Рассмотрена герменевтика буддийских понятий, раскрывающей их семантику, которая зависит от гносеологического, онтологического, психологического и сотериологического контекста, а также от принадлежности текста, в котором содержатся эти понятия, к тому или иному направлению или школе. В методологическом плане были использованы методы, которые являются характерными для гуманитарных наук: структурно-аналитический, герменевтический, контекстуальный, сравнительно-исторический. В статье представлен анализ содержания категорий китайского буддизма, в которых отражена специфика буддийского мировосприятия, основанного на диалектике условной и абсолютной истины, а также особенностях категориального аппарата древнекитайской философии. Выявлены особенности этих категорий, которым характерны с одной стороны многозначность, с другой стороны семантическая тождественность.
Мишурин А.Н. - О толковании Книги Бытия c. 153-184

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.12.1427

Аннотация: Объектно-предметным полем данного исследования являются первые две главы Книги Бытия. Автор предлагает свою трактовку первых двух глав Книги, дабы показать логику, стоящую за внешне совершенно нелогичным библейским рассказом о сотворении мира и человека всемогущим и всезнающим Богом. Ибо от того, способны ли мы понять этот рассказ зависит, способны ли мы понять мысли, приписываемые Библией Богу – способен ли человек, используя имеющийся у него разум, понять Бога. Автор использует разработанный и опробованный им на античных текстах герменевтический метод «внимательного чтения», который позволяет ему объяснить логические проблемы, возникающие при прочтении как Книги Бытия, так и Библии в целом. Новизна исследования заключается в применении ранее не использованного на данном материале герменевтического метода и заключениях, которые были получены в результате. Основными выводами проведенного исследования являются следующие. Первый: автору удается выделить принципы, стоящие за последовательностью творения в библейском рассказе о создании мира. Второй: с помощью текста Книги автор показывает изначальное положение человека в Библии – двусоставности его природы соответствует двусоставность рассказа о сотворении человека. Наконец, автор заключает о цели рассказа о сотворении мира – принижении неба и небесных светил.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.