Философская мысль - рубрика Духовно-нравственные искания
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Духовно-нравственные искания"
Духовно-нравственные искания
Быкова Н.И. - Деталь как художественный прием в фильме Ф. Кауфмана «Невыносимая легкость бытия» и одноименном романе М. Кундеры c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.4.22443

Аннотация: Предметом исследования является деталь как художественный прием. Объект исследования - роман современного прозаика Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия» и одноименный фильм Ф. Кауфмана. Автором детально исследуется две художественные детали, которые используются в книге и фильме, это черный котелок и зеркало. Изучается вопрос создания образов главных героев через язык художественной литературы и язык кино, средствами экранной образности. Особое внимание уделяется анализу двух персонажей, Томаша и Сабины, жизненные судьбы которых являются движущей силой сюжета. Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Анализируются концептуальные аспекты художественной детали как важнейшего смыслообразующего компонента. Научная новизна статьи заключается в исследовании средств художественной выразительности в романе М. Кундеры «Невыносимая легкость бытия» и в фильме Ф. Кауфмана. В работе проанализированы духовно-нравственные искания героев и приведен сопоставительный анализ художественных приемов, иллюстрирующих особенности языка художественной литературы и языка кино.
Корень Р.В. - Трагедия и звёздная роль философии c. 102-170

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.11.8859

Аннотация: Цель статьи познакомить читателей с оригинальными работами автора в области философии, науки и религии в реально сложившемся их соотношении. Развивая мотив С.Н.Булгакова о трагедии философии, автор, используя методологические основы и функциональный инструментарий разработанной им теории триединых систем, а также информационное понятие границы, раскрывает перед читателем оптимистическую сторону философии: её онтологическую звёздную роль в духовной, научной, политической и других областях. Показана роль русской философии в системе мировой философии. Рассмотрено триединство средств (форм) познания мира с их увязкой с Единой теорией мира, Первоциклами взаимодействия Вселенной и функциональной ролью философии. Рассмотрен крах марксистско-ленинской диалектики в увязке с триадой Гегеля: тезис – антитезис – синтез, смысл которой творцы диалектики до конца не поняли. Показано, что путем реформирования триады Гегеля можно перейти от диалектики Гегеля к триалектике Вернадского.
Попов Е.А. - Культура, общество и человек в объектно-предметном поле современной социальной культурологии и социологии культуры c. 170-204

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.3.415

Аннотация: В последнее время соприкосновение различных областей социогуманитарной традиции в науке, например, социологии культуры и социальной культурологии, является важнейшей ипостасью в разработке единых полипарадигмальных принципов освоения социокультурной реальности. Статья раскрывает некоторые возможности наиболее ценного, прежде всего в научном смысле, схождения современной социологии культуры и социальной культурологии в поиске некоего «методологического идеала», в актуализации такого объектно-предметного пространства, в котором особое место отведено отношениям культуры, общества и человека. В статье делается упор на выявлении основных подходов к определению предметной специфики социологии культуры. Делается вывод о том, что для социологии культуры недостаточно определения в качестве объектно-предметного поля только явлений и феноменов культуры, с другой стороны, признается важность исследования в русле современной социологии культуры отношений общества, человека и культуры. Своя специфика обнаруживается и в случае с социальной культурологией, которая направлена на постижение культурных феноменов в социоцентричном аспекте.
Пчелина О.В. - Грядущий Кто? c. 226-247

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.4.14947

Аннотация: Предметом исследования является тема культуры и революции – связи, соотношения, взаимодействия и взаимообусловленности культурных и революционных процессов в обществе стала одной из наиболее спорных, масштабных и резонансных тем периода русского религиозного ренессанса. Личное присутствие деятелей культуры в революционных исторических координатах выявило противоречивость оценок, идейных и художественных установок современников событий, различное понимание влияния революционных событий на отечественную культуру. В статье показывается, что работа Д. С. Мережковского «Грядущий Хам» прозвучала не только как художественная, но и как социально-политическая манифестация. Лейтмотивом «Грядущего хама» выступила не только тема «против» революции с позиции обличения революционного «зла», но тема ценности культуры, обоснование роли культуры как регулятора общественных отношений, необходимости ее сохранения в кризисное время. Отстаивая позицию «за» революцию, Д. С. Мережковский объяснял ее с точки зрения человека верующего, мечтающего о религиозно – революционном преобразовании мира в широком его понимании. Применение компаративного анализа позволило выявить общее и уникальное в концепциях Д. С. Мережковского и его современников, сравнить их идеи с учетом социокультурного контекста рубежа XIX – XX веков. Текстологический анализ произведений позволил определить логику развития мысли и особенности мировоззренческой позиции русского религиозного философа. Продемонстрировав авторские идейные установки, «Грядущий Хам» стал индикатором культурного, нравственного и социального самочувствия и политических настроений общества в целом. Участие Д. С. Мережковского в культурной и общественно-политической жизни, его способность преломления общественно-исторического опыта российской действительности в философской публицистике позволяет по-новому осмыслить историю развития социальных и культурных процессов в отечественной философской мысли. Представляется, что переосмысление трудов отечественных мыслителей конца XIX – начала ХХ веков может способствовать продуцированию идей, которые позволят уточнить понимание современной общественной ситуации, окажутся значимыми для интерпретации настоящего России, для поиска нравственных ориентиров и мировоззренческих установок.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.