Философская мысль - рубрика Человек и человечество
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Человек и человечество"
Человек и человечество
Аленевский К.А. - Гипотеза коммунистического субъекта в философии Алена Бадью c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.4.29888

Аннотация: Предметом исследования является концепция субъекта философа Алена Бадью. Раскрывается тезис о субъекте истины, отличным от человека как животного. Также в статье рассматривается современная идеология гуманизма и прав человека, которые поддерживают существующий антропологический тренд дегуманизации, превращение человека в животное, ведомое принципом удовольствия, обрекающим человечество на смерть. Такое положение дел является следствием упразднения субъект-объектного разделения и картезианской философии разума. В качестве альтернативы такому положению дел в статье рассматривается так называемая "гипотеза коммунизма", представляющая коммунизм как вечную идею, способную воплотиться в новых исторических обстоятельствах. Автором устанавливается связь теории субъекта истины и "коммунистической гипотезы" в работах Алена Бадью. Методология исследования включает в себя реконструкцию ключевых положений концепции субъекта в философии Алена Бадью, а также аналитику основных этапов развития и критики концепции субъекта в европейской философии. Третье составляющей стало исследование современных работ по антропологической динамике современной цивилизации. Основными выводами статьи являются положения о том, что познающий субъект или субъект истины имеет гипотетический и нестабильный характер существования. Превращение человека в животное аннулирует фигуру мыслящего и преобразующего в соответствии с истиной мир субъекта. Тезис об упразднении разделения на субъект и объект приводит к последовательной анимализации человека. Критикой такого упразднения является рассмотрение субъекта как результата событийного возникновения истин в науке, политике и искусстве. Субъект рассматривается как обладающий характером исключения и изъятия из сферы голой жизни. Такой подход развивает мысль, утверждающая необходимость возврата коммунизма.
Балановский В.В. - Роль массовой психологии Б.П. Вышеславцева в развитии аналитической психологии c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.5.32780

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является созданная на основе синтеза немецкой классической философии, неокантианства, русской религиозной философии и аналитической психологии социально-философская концепция Б.П. Вышеславцева, названная им "массовая психология". Данная концепция разрабатывалась в тесном взаимодействии с К.Г. Юнгом, в том числе, по его непосредственному заказу. Массовая психология Вышеславцева, несмотря на разнородность её основ, стала органичным продолжением аналитической психологии. Более того, есть основания полагать, что социально-философские и религиозные идеи Вышеславцева оказали влияние на всё позднее творчество Юнга. В качестве основного метода использовался компаративный анализ идей Вышеславцева и Юнга, а также критическая интерпретация первоисточников, включая неопубликованные архивные материалы - письма и рукописи. Новизна заключается в том, что ранее массовая психология Вышеславцева ускользала от внимания исследователей. Обусловлено это, в первую очередь, труднодоступностью источников по данной проблеме, так как часть из них либо не опубликована и хранится в архивах, в том числе в Бахметьевском архиве Колумбийского университета (Нью-Йорк) и Архиве Юнга (Цюрих), либо была опубликована в редких иностранных изданиях и не переведена на русский язык. Вместе с тем, без данных источников трудно понять не только эволюцию взглядов Вышеславцева, итогом которой стал труд "Кризис индустриальной культуры", но также логику и причины развития представлений Юнга начиная с 1940-х годов и заканчивая его смертью. Тем самым, данная статья призвана отчасти восполнить указанные лакуны в истории русской и европейской философии и психологии.
Смирнов М.В. - Репрезентация социально-исторического отчуждения в дискурсе неогегельянства c. 8-17

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.3.22869

Аннотация: Объектом исследования выступают взгляды и представления мыслителей-неогегельянцев, развивающих идею социально-исторического отчуждения; предметом исследования - общая дискурсивная основа этих представлений и анализ ее адекватности и органичности относительно современной интеллектуальной действительности. Автор обобщает развитие представлений, прослеживая историческую эволюцию неогегельянской мысли - от философии В. Кожева и Ж. Ипполита до Ж. Лакана и С. Жижека. Особый акцент при анализе делается на различие антропологической объективации социального отчуждения и его субъективного начала, формирующегося в ходе исторического движения самосознания. При анализе и обобщении указанных представлений используется дискурсивно-исторический метод, раскрывающий историю каждого структурного компонента неогегельянского дискурса социально-исторического отчуждения. Научная новизна исследования заключается в том, что в результате монополизации неомарксистским дискурсом проблемы отчуждения в XX веке, неогегельянская рефлексия над указанной проблемой была не столь заметной, но в большей степени деформализованной и дезорганизованной. Автор воссоздает общую, формализованную картину социально-исторического отчуждения в пространстве неогегельянского дискурса. В результате исследования, показано, что невзирая на развитие марксистской теории отчуждения, аутентичный подход гегелевской философии ("Феноменология Духа", интерпретированная в диалектико-экзистенциальном ключе) в области социальной теории остается актуальным и востребованным. Проанализированная система представлений вполне может стать основой для формирования полноценной социальной теории отчуждения.
Козлова Т.А. - Влияние тенденций постмодерна на развитие философской антропологии и философии образования c. 14-23

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.4.32437

Аннотация: Предметом исследования является проблема развития философской антропологии и философии образования в условиях эпохи постмодерна. Современная культура постмодерна, размывая идеалы, нормы, ценности, актуализируя развитие современной философской антропологии и современной философии образования. Трансформируется мышление, воображение и потребности человека. С одной стороны, философская антропология должна отвечать меняющемуся контексту. С другой стороны, философская антропология по-прежнему должна бросать взгляд на сущность человека, по-прежнему видеть перспективы человека, по-прежнему выявлять закономерности динамики природы человека. Методология исследования состоит из ретроспективного, герменевтического, сравнительного методов. Ретроспективный метод позволил проанализировать эволюцию философско-антропологического знания. Герменевтический метод стал основой для понимания мыслей философов, исследователей философской антропологии и философии образования. Сравнительный метод позволил сформулировать общие проблемы философской антропологии и философии образования. Философская антропология в тандеме с философией образования призвана смягчить негативные последствия глобализации, технологического бума, перманентной ситуации выбора, научить адекватно интерпретировать собственное бытие и обрести гармонию в быстроменяющемся мире. Взаимодействие философской антропологии и философии образования взаимообогащает оба направления, рождает диалог отраслевых философий.
Мархинин В.В. - Античная Греция: идея гендерного равенства c. 23-48

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.7.19628

Аннотация: В статье ставится проблема формирования в Античной Греции предпосылок будущей эмансипации женщины. Рассматривается сложившееся к классическому периоду греческой античности положение женщины, оказавшееся, по сути, близким статусу домашней рабыни. Тем не менее, выявилось и то, что в Спарте положение женщины отличалось по сравнению с другими полисами в лучшую сторону. Это объясняется большей архаичностью спартанских социальных порядков и меньшей развитостью товарно-денежных отношений, особой формой рабовладения, требовавшей высокой степени консолидации свободных граждан перед лицом опасности восстаний илотов. В основе исследовательской стратегии автора статьи лежит историко-генетический подход, принципы сравнительного анализа и герменевтической диалектики (термин Х.-Г. Гадамера). В статье показано, что сопоставление положения женщин в Спарте и Афинах становится одним из оснований для двух противоположных решений «женского вопроса»: с одной стороны, Платоном, с другой – Аристотелем. Анализируется идеологическое оправдание классового и гендерного рабства Аристотелем. Интерпретируются аргументация Платоном идеи равенства женщины и мужчины по природе и его проект освобождения женщины в утопическом справедливом государстве. Выявляются историко-генетические и социокультурные истоки идеи равноправия полов. Раскрывается роль культуротворческой деятельности женщин (Сапфо, Теано, Гипатия и др.) и брачного эроса в признании поздним античным обществом достоинства женщины. Показана в этом плане роль Плутарха как теоретика-«феминиста», продолжателя платоновской идеи гендерного равенства. Научная новизна предлагаемой вниманию читателей статьи проистекает из того, что, в отличие от ориентации современных феминистских авторов, состоящей, главным образом, в разоблачении «патриархатности» античной культуры, в ней отражается возникновение и постепенный прогресс в патриархатной в целом античной культуре идеи гендерного равенства.
Коптелова Т.И. - Феномен неустойчивости существования современного человека в парадигме органической философии: понимание и преодоление c. 25-36

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.5.30028

Аннотация: Предметом исследования является проблема неустойчивости существования современного человека, которая рассматривается в парадигме органической философии, преодолевающей противоречия, возникающие в механистическом и диалектическом понимании человека, природы и техники. Органическая философия позволяет реконструировать различные интеллектуальные традиции в понимании неустойчивости человеческого существования как утраты способности адаптации к меняющимся природным и культурным условиям. Восстановление устойчивых духовных ценностей и понимание смысла человеческого существования необходимо для жизни будущих поколений. Решение проблемы смысловой, нравственной и природной неустойчивости в существовании современного человека требует интеграции достижений различных наук, единство человеческого разума, воображения и переживания (органического сочетания различных форм познания: науки, искусства и религии). Достаточно широкой возможностью и опытом интеграции знаний обладает органическая философия. Рассмотрение феномена неустойчивости существования современного человека осуществляется с использованием методологии органической философии, а также при помощи различных видов анализа (типологического и сравнительного), с привлечением метода синтеза и историко-философской реконструкции. При этом методология органической философии способствует интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, математических методов анализа и традиций интеллектуальной деятельности, сложившихся в искусстве и религии. Научная новизна исследования — рассмотрение проблемы неустойчивости человеческого существования с точки зрения органической философии. При этом парадигма органической философии позволяет преодолевать противоречия между материальным и духовным компонентами природы и техники, помогает соединять статический язык классической науки с динамическим языком искусства, интегрирует религиозную христианскую традицию с интеллектуальными достижениями материалистического взгляда на мир.
Смирнов М.Ю., Трофимов М.Ю. - Отчуждение человека в контексте всеобщего c. 36-46

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.2092

Аннотация: Целью данного исследования является рассмотрение феномена отчуждения человека в контексте всеобщего. Предметом исследования являются основные условия отчуждения человеческой сущности от человека. В исследовании рассматриваются также условия преодоления этого отчуждения. При этом сущность человека определяется как всеобщее. Всеобщее рассматривается как абсолютная конкретность, снимающая в себе все мировые противоречия. Таким образом, объектом исследования является человеческое существование, а предметом исследования являются условия отчуждения всеобщего от человека в этом существовании. В качестве общей методологической основы исследования использовался диалектический метод, основанный на анализе феномена отчуждения посредством философских категорий «движения» и «самодвижения», «всеобщего» и «единичного», «абстрактного» и «конкретного». Основными выводами проведенного исследования являются: 1) Одним из важных признаков отчуждения является осознание человеком потери контроля над самим собой, своей деятельностью; 2) Причиной потери контроля является утрата чувствительности к всеобщему; 3) Чувствительность к всеобщему притупляется в результате постоянного предпочтения единичного; 4) Преодоление отчуждения предполагает духовную практику, в ходе которой происходит "второе рождение" человека, его сознательное приобщение к всеобщему; 5) Актуализация человеком потенциально присутствующего в мире всеобщего и есть неотчужденная человеческая активность. Новизна исследования заключается в том, что автор рассматривает феномен отчуждения человека сквозь призму категории "всеобщее". В ходе исследования происходит как дальнейшая разработка категории "всеобщее", так и раскрытие аспектов процесса отчуждения человека, связанных с всеобщим.
Горлинский В.В. - Феноменологическая экспликация экзистенциальной безопасности c. 45-61

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.5.19232

Аннотация: Предметом исследования является конституирование феноменологической структуры экзистенциальной безопасности, принятой в качестве феномена сознания. Объектом анализа выступает когнитивная парадигма экзистенциальной безопасности. Особое внимание уделяется анализу базовых смыслов экзистенциальной безопасности. Достаточно высокий уровень философского абстрагирования, принятый в онтологии, позволяет рассматривать безопасность как универсальное свойство человеческого бытия, необходимое условие и его атрибут, выражающий принципиальные основы сохранения устойчивости социально-природной системы. В таком контексте проблема сохранения человеческого существования разрешается, во-первых, на основе разработки его онтологических, феноменологических оснований и метафизических пределов; во-вторых, путем выявления метафизических, экзистенциальных критериев в качестве предельных оснований для последующей разработки регулятивов человеческой активности. В работе используются феноменологический подход, с присущими ему методами интенционального, семантического и этимологического анализа безопасности. Новизна исследования заключена в принципиальных особенностях новой познавательной парадигмы. Это направленность на выявление онтологических основ сохранения человеческого существования как предельных ценностей человеческого бытия; обращенность к внутреннему миру человека; выход на жизненные смысловые ценностные основы как ключевые регулятивы направленности человеческой активности.
Бабич В.В. - Homo loquens: ценности в структуре нарративной идентичности c. 55-67

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.6.40863

EDN: FDUIHM

Аннотация: Рассматривается связь нарративной идентичности и ценностей. Утверждается, что проблема взаимосвязи и баланса между опытом переживания ценностей, разнонаправленного спектра желаний, эмоций и совершаемых поступков неотделима от вопроса самоопределения субъекта. Представленный анализ опирается на концепцию динамики нарративных изменений Ч. М. Тейлора «наилучшей из возможных артикуляций опыта» (Best Account) и концепцию диалога М. М. Бахтина. Выстраивание нарративной идентичности невозможно без отсылки к ценностям, которые выступают основаниями интенциональных состояний, ориентациями и мотивами, определяющими их поведение. Необходимость ценностей для нашего самоописания обнаруживает их реальность. Рефлексия составляет необходимое условие онтологизации ценностей, определяя отличие «ценностей» от «норм», «желаний» и «предпочтений». В структуре нарративной идентичности ценностью выступает не любое желание или предпочтение, а только такое, которое, нуждается в обосновании (рациональной артикуляции). Эмпирическим следствием рациональной артикуляции является формирование общего нарратива или формирование общего языка, облегчающего обоснование ценностей, что выступает условием для возникновения солидарности. Рассмотрен герменевтический круг в качестве модели формирования и трансформации нарративной идентичности. Представленная модель описывает взаимодействие между артикуляциями субъекта и его дорефлексивным опытом эмоционального переживания ценностей, соотнося эти элементы с существующим спектром аксиологических интерпретаций. Герменевтический круг выявляет возможность согласования в субъекте различных уровней существования ценностей, с точки зрения преодоления противоречий между индивидуальным и коллективным: желаниями, эмоциями, ценностями и поступками. Формируется вывод о том, что ценности встроены в структуру нарративной идентичности несколькими способами: они формируют содержание нарратива, укрепляют представления об идеалах через повествование и формируют интенции.
Суслов А.В. - Русский космизм и трансгуманизм в полемике между антропологическим волюнтаризмом и провиденциализмом c. 65-77

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.8.35781

Аннотация: Осознание человеком конечности своего индивидуального существования приводит к необходимости ответа на вопрос о преодолении смерти, к поиску спасительного пути, который позволит пройти сквозь бездну небытия. Пытаясь решить этот вопрос человек говорит о различных формах (вариантах) бессмертия: натуралистическом, теологическом, технократическом, творческом, чувственно-трансцендентном и др. Продление жизни и обретение бессмертия стало центральной проблемой таких философских течений, как русский космизм и современный трансгуманизм, которые рассматривали победу над смертью как проект и цель человечества. Объектом исследования являются нравственное содержание и ключевые идеи философии русского космизма и современного трансгуманизма.   Предмет исследования – истоки и эволюция трансгуманистического мировоззрения в его генетической связи с идеями космической философии. Настоящее исследование ставит задачу – проанализировать пути и средства совершенствования человека и обретения бессмертия, предлагаемые трансгуманистами и сопоставить их с идеями русских философов-космистов В статье сделан вывод о том, что главная идея и космизма и трансгуманизма – преодоление конечности человеческого бытия – не находит своего глобального гуманистического воплощения: обе концепции предлагают половинчатые и неестественные решения (автотрофность, воскрешение, киборгизация). В заключении автор акцентирует внимание на решение проблемы бессмертия в христианской антропологии в духовно-нравственном и этико-философском контексте.
Лось В.А. - Экологические итоги развития цивилизации на рубеже ХХ-ХХ1вв. (предварительный анализ) c. 121-141

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.8931

Аннотация: В статье предпринимается попытка концептуального анализа особенностей мировой социально-экологической ситуации ХХв., контурно намечаются перспективные тенденции глобального экологического развития. Дается интерпретация исторической динамики элементов системы «человек-социум-биосфера». Показывается, что в процессе антропогенеза, начиная с «неолитической революции», и в особенности в условиях научно-технической революции середины ХХв., происходит обострение биосферной напряженности. С одной стороны, с ростом мирового населения и его потребностей возрастает давление на природно-ресурсный потенциал. С другой стороны, необходимость удовлетворения все возрастающих потребностей социума неуклонно усугубляет тенденцию к неустойчивости глобальных экосистем. По существу, теоретический анализ социально-экологический ситуации, проведенный в рамках системы современного научного знания, не получил адекватного практического выхода. Автор дает свой ответ на вопрос: имеет ли современная цивилизация шанс на экологическое выживание в ХХ1в. Данная статья планируется как вводная для специальной рубрики «Экологическая стратегия ХХ1в.» (название условно).
Розин В.М. - Будущее в условиях смены и неопределенности реальности c. 248-294

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.669

Аннотация: В статье рассматривается кризис понятия «будущее» в современных условиях перехода от одной реальности к другой (еще неопознанной и неопределенной). Предварительно автор анализирует эволюцию этого понятия в истории философии. Он, в частности, показывает, что будущее мыслится ясно в рамках проектной реальности, которая складывается, начиная со средних веков, но окончательно становится в новое время в связи развитием естествознания. В настоящее время понятие будущего деконструируется, поскольку процессы перехода, глобализации и ряд других делают непротиворечиво невозможным помыслить будущее. Тем не менее, автор утверждает, что через построение личного будущего можно прийти к построению будущего для многих. Другой мыслимый вариант ‒ кардинальная перестройка представлений о времени, в рамках которых прошлое, настоящее и будущее будут иметь совершенно иной смысл. В заключение предложено две фантазии на тему возможного будущего, цель которых показать, что оно все равно будет неопределенным и тесно связанным к практиками и творчеством человека.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.