Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Человек и человечество"
Человек и человечество
Мархинин В.В. - Античная Греция: идея гендерного равенства c. 23-48

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.7.19628

Аннотация: В статье ставится проблема формирования в Античной Греции предпосылок будущей эмансипации женщины. Рассматривается сложившееся к классическому периоду греческой античности положение женщины, оказавшееся, по сути, близким статусу домашней рабыни. Тем не менее, выявилось и то, что в Спарте положение женщины отличалось по сравнению с другими полисами в лучшую сторону. Это объясняется большей архаичностью спартанских социальных порядков и меньшей развитостью товарно-денежных отношений, особой формой рабовладения, требовавшей высокой степени консолидации свободных граждан перед лицом опасности восстаний илотов. В основе исследовательской стратегии автора статьи лежит историко-генетический подход, принципы сравнительного анализа и герменевтической диалектики (термин Х.-Г. Гадамера). В статье показано, что сопоставление положения женщин в Спарте и Афинах становится одним из оснований для двух противоположных решений «женского вопроса»: с одной стороны, Платоном, с другой – Аристотелем. Анализируется идеологическое оправдание классового и гендерного рабства Аристотелем. Интерпретируются аргументация Платоном идеи равенства женщины и мужчины по природе и его проект освобождения женщины в утопическом справедливом государстве. Выявляются историко-генетические и социокультурные истоки идеи равноправия полов. Раскрывается роль культуротворческой деятельности женщин (Сапфо, Теано, Гипатия и др.) и брачного эроса в признании поздним античным обществом достоинства женщины. Показана в этом плане роль Плутарха как теоретика-«феминиста», продолжателя платоновской идеи гендерного равенства. Научная новизна предлагаемой вниманию читателей статьи проистекает из того, что, в отличие от ориентации современных феминистских авторов, состоящей, главным образом, в разоблачении «патриархатности» античной культуры, в ней отражается возникновение и постепенный прогресс в патриархатной в целом античной культуре идеи гендерного равенства.
Смирнов М.Ю., Трофимов М.Ю. - Отчуждение человека в контексте всеобщего c. 36-46

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.2092

Аннотация: Целью данного исследования является рассмотрение феномена отчуждения человека в контексте всеобщего. Предметом исследования являются основные условия отчуждения человеческой сущности от человека. В исследовании рассматриваются также условия преодоления этого отчуждения. При этом сущность человека определяется как всеобщее. Всеобщее рассматривается как абсолютная конкретность, снимающая в себе все мировые противоречия. Таким образом, объектом исследования является человеческое существование, а предметом исследования являются условия отчуждения всеобщего от человека в этом существовании. В качестве общей методологической основы исследования использовался диалектический метод, основанный на анализе феномена отчуждения посредством философских категорий «движения» и «самодвижения», «всеобщего» и «единичного», «абстрактного» и «конкретного». Основными выводами проведенного исследования являются: 1) Одним из важных признаков отчуждения является осознание человеком потери контроля над самим собой, своей деятельностью; 2) Причиной потери контроля является утрата чувствительности к всеобщему; 3) Чувствительность к всеобщему притупляется в результате постоянного предпочтения единичного; 4) Преодоление отчуждения предполагает духовную практику, в ходе которой происходит "второе рождение" человека, его сознательное приобщение к всеобщему; 5) Актуализация человеком потенциально присутствующего в мире всеобщего и есть неотчужденная человеческая активность. Новизна исследования заключается в том, что автор рассматривает феномен отчуждения человека сквозь призму категории "всеобщее". В ходе исследования происходит как дальнейшая разработка категории "всеобщее", так и раскрытие аспектов процесса отчуждения человека, связанных с всеобщим.
Горлинский В.В. - Феноменологическая экспликация экзистенциальной безопасности c. 45-61

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.5.19232

Аннотация: Предметом исследования является конституирование феноменологической структуры экзистенциальной безопасности, принятой в качестве феномена сознания. Объектом анализа выступает когнитивная парадигма экзистенциальной безопасности. Особое внимание уделяется анализу базовых смыслов экзистенциальной безопасности. Достаточно высокий уровень философского абстрагирования, принятый в онтологии, позволяет рассматривать безопасность как универсальное свойство человеческого бытия, необходимое условие и его атрибут, выражающий принципиальные основы сохранения устойчивости социально-природной системы. В таком контексте проблема сохранения человеческого существования разрешается, во-первых, на основе разработки его онтологических, феноменологических оснований и метафизических пределов; во-вторых, путем выявления метафизических, экзистенциальных критериев в качестве предельных оснований для последующей разработки регулятивов человеческой активности. В работе используются феноменологический подход, с присущими ему методами интенционального, семантического и этимологического анализа безопасности. Новизна исследования заключена в принципиальных особенностях новой познавательной парадигмы. Это направленность на выявление онтологических основ сохранения человеческого существования как предельных ценностей человеческого бытия; обращенность к внутреннему миру человека; выход на жизненные смысловые ценностные основы как ключевые регулятивы направленности человеческой активности.
Лось В.А. - Экологические итоги развития цивилизации на рубеже ХХ-ХХ1вв. (предварительный анализ) c. 121-141

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.8931

Аннотация: В статье предпринимается попытка концептуального анализа особенностей мировой социально-экологической ситуации ХХв., контурно намечаются перспективные тенденции глобального экологического развития. Дается интерпретация исторической динамики элементов системы «человек-социум-биосфера». Показывается, что в процессе антропогенеза, начиная с «неолитической революции», и в особенности в условиях научно-технической революции середины ХХв., происходит обострение биосферной напряженности. С одной стороны, с ростом мирового населения и его потребностей возрастает давление на природно-ресурсный потенциал. С другой стороны, необходимость удовлетворения все возрастающих потребностей социума неуклонно усугубляет тенденцию к неустойчивости глобальных экосистем. По существу, теоретический анализ социально-экологический ситуации, проведенный в рамках системы современного научного знания, не получил адекватного практического выхода. Автор дает свой ответ на вопрос: имеет ли современная цивилизация шанс на экологическое выживание в ХХ1в.Данная статья планируется как вводная для специальной рубрики «Экологическая стратегия ХХ1в.» (название условно).
Розин В.М. - Будущее в условиях смены и неопределенности реальности c. 248-294

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.669

Аннотация: В статье рассматривается кризис понятия «будущее» в современных условиях перехода от одной реальности к другой (еще неопознанной и неопределенной). Предварительно автор анализирует эволюцию этого понятия в истории философии. Он, в частности, показывает, что будущее мыслится ясно в рамках проектной реальности, которая складывается, начиная со средних веков, но окончательно становится в новое время в связи развитием естествознания. В настоящее время понятие будущего деконструируется, поскольку процессы перехода, глобализации и ряд других делают непротиворечиво невозможным помыслить будущее. Тем не менее, автор утверждает, что через построение личного будущего можно прийти к построению будущего для многих. Другой мыслимый вариант ‒ кардинальная перестройка представлений о времени, в рамках которых прошлое, настоящее и будущее будут иметь совершенно иной смысл. В заключение предложено две фантазии на тему возможного будущего, цель которых показать, что оно все равно будет неопределенным и тесно связанным к практиками и творчеством человека.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"