Философская мысль - рубрика Философская антропология
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Философская антропология"
Философская антропология
Гончарук Е.А. - В чём актуальность проблемы страдания? c. 1-14

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.6.12659

Аннотация: Автор пытается показать, почему в нашу эпоху глобализации и торжества информационного общества страдание продолжает окрашивать жизнь многих людей, что делает эту проблему актуальной для философского анализа. Причину столь интенсивного интереса к данной теме автор связывает с преображением философско-антропологической парадигмы. Классическая философская антропология рассматривала человека как смертное создание, призванное всем опытом своей жизни преодолеть жизненные испытания. Поэтому страдание трактовалось как неизбежный спутник человеческого бытия и как своеобразное выражение человеческой природы. Однако в условиях потребительского общества антропологическая тема обрела другие смыслы. В общественном сознании укрепилось убеждение, что страдание является просто отрицательным переживанием и его нужно избегать, добиваться, чтобы жизнь отвечала идеалам гедонистической этики. Метод анализа в статье подчинен историческому принципу. Автор стремится показать, что тема страдания была предметом осмысления в различные эпохи и содержала разные смыслы. Кроме того, автор опирается на методологию философской антропологии. Тема страдания, как правило, трактуется в соответствии с философско-антропологической парадигмой. Новизна статьи заключается в попытке показать принципиальное различие в трактовке страдания в классической и современной философией. Критическому анализу подвергнуты современные концепции деантпропологизации и дебиологизации человека. Сторонники трансгуманизма без критического анализа рекламируют идеи человеческого бессмертия, освобождения от всех страданий и торжества гедонизма.
Рахимова М.В. - «Второй код» и биология судьбы: что говорит эпигенетика о текстуальной природе человека? c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.5.26094

Аннотация: В данной статье автор предлагает к осмыслению проблему текстуальности человека как междисциплинарной философской проблемы. В рамках заявленной проблемы человек текстуален, как на биологическом, так и на социальном уровне структурирования материи. Автор опирается на аналогию между геномом и книгой, языком, сценарием, библиотекой, текстом, которую часто используют западные ученые - генетики, чтобы объяснять биохимические процессы, происходящие на генетическом уровне. Автор обращает внимание на второй (эпигенетический) код, который отвечает за самостоятельность и индивидуальность клеток, их клеточную «память» (эпигенетическая программа, эпигенетические переключатели). В статье затрагивается и проблема биологической судьбы человека, за которую несет ответственность второй эпигенетический код. Автор подчеркивает зависимость второго кода от внешних факторов, которые способны влиять на человека (эпигенетический ландшафт). Среди методов, которые были задействованы в научной работе, следует отметить такие методы, как аналитический, критический, компаративистский, а также холистический метод. Научная новизна работы заключается в постановке вопроса о текстуальной природе человека как холистической природе, включающей в себя генетический, эпигенетический, социальный и культурный уровни. Автор предполагает, что Человек - есть текст, который бесконечно пишется, как Природой, так и самим Человеком на всех уровнях структурирования материи.
Беляев В.А. - Критика религиозного разума Ю.Хабермаса как часть критики культурного разума c. 20-64

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.1.10709

Аннотация: Данная статья построена как критический анализ статьи Ю.Хабермаса «Религиозная толерантность как пионер прав культурной жизни». С одной стороны, автор анализирует стратегию культурной толерантности, которая по Хабермасу начинается с установлений религиозной терпимости и получает завершенное воплощение в логике современного конституционно-демократического общества. С другой стороны, автор присоединяет к разговору Хабермаса свой разговор о теории интеркультуры как социокультурной стратегии построения новоевропейского мира. В итоге разговор идет о логике формирования новоевропейского социокультурного пространства в перспективе широко понимаемой программы толерантности, которая в свою очередь расширяется до логики формирования интеркультурности. Автор рассматривает позицию Хабермаса как продолжение кантовской критики практического разума и считает возможным добавить к его кругу этических понятий такую систему понятий и понятийных связок, которая соединила бы широко понимаемую стратегию толерантности с теми ракурсами новоевропейской культуры, которые выражаются понятиями «натурализм» и «рационализм». При таком расширенном понимании программы толерантности новоевропейский натурализм и рационализм связываются внутренней логикой со стратегией мирного сосуществования множества культурных миров. Они оказываются следствием направленности на толерантное построение общего жизненного мира. В этом смысле, рассматривая новоевропейский мир как воплощение «критики культурного разума», автор рассматривает позицию Хабермаса как часть этой критики.
Гутова С.Г., Берилло И.В. - Тайна человека в учении Блеза Паскаля: между мистикой и рациональностью c. 22-39

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.10.39039

EDN: YYXRHL

Аннотация: Статья посвящена выявлению антропологической сущности философских воззрений Блеза Паскаля, которые рассматриваются в контексте его персональной судьбы и общей направленности интеллектуально-философского движения Нового времени. Показывается неразрывная связь идей Паскаля со становящимся картезианским научно-философским мировоззрением и, в то же время, кардинальные отличия его представлений о природе, значении и перспективах человека от узко-рационалистической трактовки этих проблем. Даётся характеристика основного философско-антроплогического труда (Мысли) с точки зрения его структуры и метода. Проводится сравнение и оценка воззрений Паскаля и Сократа представителями современной европейской (В. Виндельбанд, Э. Кассирер) и русской (Б.П. Вышеславцев, С.С. Глаголев) философии. Показывается, что в своих представлениях о человеке, которые традиционно оцениваются как религиозно-мистические, Паскаль сохраняет определённую приверженность "геометрическому духу" картезианской философии. Это проявляется как в использовании математической терминологии в описании сущности человека, так и в конструировании феноменологической топики его существования. Последнее характеризуется в статье как векторная определённость или интенциональная экзистенция. Особое внимание уделяется понятиям любви и сердца в творчестве Паскаля. Отмечается, что через эти интуитивно-экзистенциальные символы философ реализует специфический метод осмысления проблемы человека в триаде "мир - Я - бытие". Делается вывод, что антропологические идеи Паскаля могут рассматриваться как опыт апологии христианской религии и как одно из начал современной философской антропологии.
Ворохобов А.В. - Философско-антропологический анализ структуры человеческой личности в творчестве Райнхольда Нибура c. 37-50

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.3.22362

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является проблема понимания природы человеческой личности в наследии Райнхольда Нибура. Объектом является философско-религиозное творчество Р. Нибура в его антропологическом измерении. Автор контекстуализирует нибурово понимание человека исходя из интеллектуальной ситуации первой половины XX в. и ее вызовов, которые в той или иной мере способствовали обесцениванию человека. Особое внимание уделяется логике структурирования представления о человеке как уникальном целостном существе, исходя из множества составляющих это единство компонентов. Для достижения поставленной цели используется метод аналитической реконструкции. Комплексный подход в изложении и анализе антропологических категорий Р. Нибура становится основным инструментом в осмыслении нибуровой концепции личности как таковой. Новизна данной статьи обуславливается тем, что в ней предлагается концепция, обобщающая понимание Р. Нибуром человека на уровне его онтологической структуры. Антропологическая проблематика представляет собой центр творчества мыслителя. Исходным пунктом осмысления природы личности для Р. Нибура является оппозиция к материалистическим и идеалистическим концепциям. Все, что относится к телу, имеет отношение к природе, характеризующейся витальностью. Природа идентифицирует личность. Для контроля над природной витальностью человек использует ум, представляющий собой концептуальную силу, производящую сознание. При этом соединение мыслиться не дуалистично, а диалектически, в рамках монистического понимания человека. Дух – интегративная функция личности. Именно со сферой духа Р. Нибур связывает человеческую способность к самотрансцендированию. Характеристической особенностью человека, связанной со способностью к самотрансцендированию, является его свобода, используя которую, человек может превосходить сферу природного. Сознание человека – не только превосхождение природных процессов, но и самого себя, обеспечивая, тем самым, возможность для бесконечных изменений и развития способностей, характеризующих человеческую экзистенцию. Сущность человека находится не в его природной витальности, не в его способности к мышлению и не в возможности самотрансцендирования, поскольку сами по себе – они лишь составные части. Сущность заключается в отношениях, возникающих между этими частями. Будучи соотнесенной с самой собой, личность немыслима без ее социально-исторического окружения, что предопределяет парадоксальность ее бытия. Свобода человека является основой для его памяти, с помощью которой он объединяет себя и общество, возвышает себя над детерминированностью природных процессов и становится источником интерпретации мира, истории и социума. Отношения личности истории и общества в нибуровой системе трактуются с помощью понятий «организм», «артефакт» и «драма». Личность в творчестве Р. Нибура – это уникальное неразрывное соединение материи, животного измерения и духа, обусловленное природным и социально-историческим контекстом.
Спектор Д.М. - Обращение: радикальное переосмысление радикализма символического обмена c. 42-56

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.18609

Аннотация: Предмет исследования представлен символическим обменов и его связью со смертью (в изложении Ж. Бодрийяра). В исследовании показано, что основополагающие мысли Бодрийяра, заключенные в критическом опровержении господствующего позитивизма накопления через противопоставление ему метафизически трактуемой «смерти», во-первых, и апологии «обратимости» основополагающих жизненных процессов, во-вторых, по своему глубоки и правомерны. Вместе с тем Бодрийяр запутывается в своем радикализме, сплошь и рядом себя опровергая. В статье делается попытка отделения зерен от плевел, противопоставления критической критике Бодрийяра нигилизма из нее же вытекающих следствий. Метод исследования связан с анализом и теоретической реконструкцией понятия «обратимости», сопоставляемой с категорией «обращения». Абстрактности формальных структур последовательно противопоставляется диалектика обретения формы (жизни) через разрушение-перерождение (смерть). Научная новизна исследования заключается в разработке категории «обращения» в сферах коммуникации (языка), трансгрессивного перехода-посвящения и темпорального цикла. С «обращением» (подлинного) сопоставляется «вращение» (соблазн), рассматриваемое преимущественно в модификациях превращения, близких к обращению и вместе с тем наследующих магической подмене, а также совращения, развращения и пр. ремаркам грехопадения.
Канныкин С.В. - Культурное содержание личностносозидающих беговых практик c. 44-63

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.9.38779

EDN: DMTVON

Аннотация: В эволюции homo sapiens бег приобретает характер деятельности, то есть предполагает как производность от рефлексивности, так и участие в ее осуществлении с целью преобразования и самого субъекта, и среды его существования. Тем самым бег обретает культурную значимость, прояснение которой и является целью данной работы. Для ее достижения ставится вопрос о личностносозидающих ресурсах беговых практик, об их вкладе в формирование сознания и производных от его активности феноменов, например воли, выносливости, медитативных состояний. Также раскрываются особенности этих ресурсов, выражающих метафизические компоненты человеческого «Я». Личностная потребность в беговой активности имеет следующие измерения: онтологическое (выбор беговой локомоции как ответ на «двигательный зов» бытия); антропологическое (реализация видовой наследственной предрасположенности, фундирующей многие элементы культуры); психологическое (достижение максимальных ощущений от предельных двигательных действий) и социокультурное (участие в разнообразных социальных практиках). Систематическая беговая активность развивает способность к длительной выносливости, общекультурное значение которой заключается в том, что бегуны находят практически эффективные и во многом универсальные способы ценностно-смысловой мотивации к осуществлению деятельности, имеющей дефицит побуждения. Высокоавтоматизированное беговое действие становится способом воспроизводства специфической способности к динамической медитации, то есть создает своего собственного субъекта и участвует в развитии физической культуры личности, а формирование способности («двигательного профессионализма») к такому бегу является одним из направлений воспитательного процесса. Субъект-субъектная ориентация медитативного бегового действия означает направление усилий на осуществление личностной активности, связанной с поддержкой «субстанции» субъектности ‒ социального, где только и обеспечивается возможность рефлексивного бытия человека. Маркером социальной "нагруженности" бегового двигательного действия, помимо высокоавтоматизированности и производства специфических структур сознания, является его нравственный компонент, особенно ярко проявляющийся в соревновательных практиках и беговых событиях.
Ястребов А.С. - Спонтанность сознания в философии дзогчен c. 46-54

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.6.33127

Аннотация: Статья рассматривает феномен спонтанности сознания с точки зрения философии дзогчена - одного из учений тибетского буддизма. В дзогчене спонтанность рассматривается в качестве исконного и неотъемлемого, но, в то же время, скрытого свойства человеческого сознания. Освобождение в дзогчене соотносится, прежде всего, именно с достижением спонтанного состояния человеком. Оно становится возможным через обнаружение и поддержание этого состояния сознания. Однако, способ достижения этого состояния и такое понимание освобождения радикально отличаются от многих других традиций и путей самосовершенствования, в том числе принятых в других школах буддизма.       Цель настоящей статьи - выделить возможные трактовки, а также показать значимость понятия спонтанности в дзогчене, ее место в философии и практиках на основе традиционных воззрений этого учения. В ходе указанной работы проводится сравнение понимания проблематики спонтанности в дзогчене с классической западной философской мыслью в контексте рассмотрения вопроса спонтанности и свободы в философии сознания Канта, также выделяются возможные параллели и точки соприкосновения между ними. Делается вывод о существенном сходстве в понимании свойств человеческого сознания, возможностей его свободы и путей к ее достижению.
Шажинбатын А. - Этнос и человеческая природа c. 47-75

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.7.16254

Аннотация: Статья посвящена критическому разбору антропологической концепции социобиологов. Трактовка человека у исследователей этой ориентации напрямую связана с толкованием феномена этноса. Известный социобиолог Пьер Ванденберг в своё время пришёл к выводу, что слабость теоретического оснащения в изучении этноса вызвана недостаточным вниманием к социобиологии. По его мнению, гены действуют избирательно и в результате их комбинации рождаются феномены культуры. В статье показано, что в исторической судьбе этноса участвуют не только гены, но и культурные факторы, которые не являются непосредственным рефлексом генной природы. Этнос в значительной мере оказывается культурным конструктом. В статье используется методология философской антропологии. Дан критический разбор социобиологии, которая отвергает принципиальное различие животных и людей. Философская антропология раскрывает огромное значение социальной жизни в становлении этноса. Автор статьи обращает внимание на новые смыслы, которые обнаружились в результате глобализации. Прежнее представление многих современных философов состоит в том, что этносы являются заложниками традиций, так называемых примордианальных установок, что не позволяет им включиться в общий процесс стирания архаики. Однако проблема оказалась более сложной. Во многих случаях этносы вовсе не являются заложниками своих традиций. Они ищут новые параметры своей идентичности, которые позволили бы им совместить собственное идентификационное ядро с новым жизненным контекстом. В статье идентификация рассматривается как острая, трудно насыщаемая потребность человека.
Хлебникова О.В. - Гендерный дискурс Блага в контексте современной неклассической философии c. 49-59

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.7.30585

Аннотация: Статья посвящена исследованию отдельных принципов философской проблематизации классической темы Блага современным гендерным дискурсом. Особое внимание обращается на взаимодействие базовых тезисов гендерного дискурса с глобальными презумпциями неклассической философии. В статье рассматриваются направления актуальной гендерной деконструкции концепта Блага, понимаемого в качестве условного масштаба всех будущих онтологических определенностей. Раскрывается критический потенциал категории «гендер» в соотнесении с рефлексией по поводу нейтральности «Я», инаковости женского в сравнении с мужским, поиска новых форм социокультурной репрезентации человека. Основанием проводимого анализа выступает постмодернистская парадигма с ее центральной идеей необходимости радикальной деконструкции важнейших культурных смыслов. Новизна авторского подхода состоит в показе сущности гендерного дискурса как варианта неклассической концептуализации целостности жизненных событий. Особый вклад автора также заключается в исследовании становления гендерных представлений о незначимости Блага как бытийного эталона, влекущих за собой переоценку отношения к Добру как к мере достаточности Блага и Богу как репрессивной инстанции. В статье показывается взаимодействие гендерного дискурса с современными социально-критическими и психоаналитическими теориями патологической сути рациональности. Раскрывается логика представлений о возможности подлинного освобождения человека через его гендерно понимаемую телесность. Делается вывод о противоречивом характере влияния гендерного дискурса на шаблоны общественно значимого смыслообразования.
Глуздов Д.В. - Взаимодействие философской антропологии и нейронаук в контексте вопросов естественного и искусственного интеллекта c. 51-60

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.7.39854

EDN: TXVKDG

Аннотация: Предметом исследования является отношение между философской антропологией, занимающейся вопросами о природе и сущности человека, и нейронауками, которые изучают нейронные процессы – работу мозга и нервной системы. В частности, настоящая статья представляет собой рассмотрение того, как эти две области исследования могут пролить свет на вопросы, связанные с естественным и искусственным интеллектом, такие как природа сознания и интеллекта, а также возможность создания сознательных машин и этические последствия разработки искусственного интеллекта. Исследование предполагает взгляд на междисциплинарный подход. В методологическом плане в данной работе ключевыми являются исторический, диалектический методы, но также используются герменевтический и феноменологический подходы, наиболее часто используемые в философских исследованиях. Новизна исследования заключается в попытке преодолеть разрыв между философской и эмпирической точками зрения в рассматриваемой области. В рамках данного исследования на роль эксперта, способного дать гуманистическую экспертизу предлагается философ – представитель философская антропология, учения о сущности и природе человека, что даёт предположить на наиболее «объективную» оценку. Предмет исследования предлагает формирование многообещающего подхода к разностороннему пониманию человека. Несмотря на проблемы, взаимодействие философской антропологии и нейронаук может дать ценную информацию о некоторых из наиболее фундаментальных и неуловимых аспектов человеческого опыта, таких как сознание, самость и свобода воли. Взаимодействие философской антропологии и нейронаук можно рассматривать как диалог между двумя подходами к пониманию состояния человека. Философская антропология предлагает концептуальную основу для размышлений о природе человеческого опыта, в то время как нейронаука предоставляет эмпирические данные, которые могут помочь проверить и уточнить философские теории. Вместе эти две области могут помочь пролить свет на некоторые из самых фундаментальных вопросов о том, что значит быть человеком.
Бойко М.Е. - Симулирование болевых ощущений и типология виртуальных реальностей c. 54-61

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.8.24054

Аннотация: В статье анализируются проблемы философского характера, связанные с симулированием болевых ощущений в электронной виртуальной реальности (ЭВР). В отличие от других ощущений боль характеризуется некоторой пороговой величиной, по достижении которой наступает болевой шок с возможностью смерти (например, от острой сердечной недостаточности). Рассматривается возможность болевого шока в ЭВР и вызванной им смерти индивида в порождающей реальности. Показывается, что решение проблемы зависит от способа симулирования болевых ощущений, используемого при генерировании ЭВР. Производится сравнительный анализ возможных способов симулирования болевых ощущений. В качестве наглядных примеров привлекаются произведения киноискусства, посвящённые проблеме виртуальной реальности. Предлагается типология ЭВР в зависимости от способа симулирования болевых ощущений и выделяются три основных типа: 1) с эквивалентным симулированием; 2) с модифицированным симулированием; 3) с трансгрессивным симулированием. Предлагается математический алгоритм модифицированного симулирования болевых ощущений в ЭВР с «виртуальной неуязвимостью», «виртуальным бессмертием».
Новикова О.Н. - Игра как феномен гендерной идентификации c. 56-63

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.3.29527

Аннотация: Предметом исследования является игра как феномен гендерной идентификации. В современной культуре на наших глазах происходит изменение гендерных установок, их аксиологических параметров и экзистенциальных проявлений. Одним из социально-культурных конструкторов формирования гендерной идентичности является игра, в которой экзистенциальные проявления своего бытия, такие как любовь, свобода, духовность, личностное отношение с миром, собой и другими реализуются с учетом мужского и женского начала. Несмотря на наличие большого количества научных работ, актуальность данной темы не ослабевает, а переосмысливается с учетом трансформаций социокультурных, нравственно-ментальных, экономических и других основ бытия. Синергетический подход, феноменология Э. Гуссерля вкупе с теорией игр Й. Хейзинги позволяют установить функциональное значение культурной трансформации и самоорганизации гендерной игры для человека в культуре повседневности. Новизна статьи состоит в том, что привлекает внимание исследователей к особому виду игровых практик – гендерной игре и ее трансформациям в условиях современного информационного общества. Современная гендерная игра формирует как в виртуальном мире, так и в реальном бытие стратегии поведения человека, дающие ему чувство свободы, возможность уйти от норм и правил, чтобы достичь и реализовать свои мечты и желания, а также подтвердить значимость и упорядочить свою реальность. Гендерная игра в виртуальном мире разыгрывает ситуации приоритетного выбора, что расширяет границы как личностной, так и гендерной идентификации.
Мамарасулов А.Р. - Дефиниция сущностных атрибутов человека через критику позитивной евгеники c. 57-70

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.4.37744

Аннотация: Цель работы – выявление и осмысление сущностных атрибутов бытия человека, обнаруживаемых в качестве концептуально противоположного по отношению к евгенической доктрине основания. Предметом исследования выступают такие атрибуты человеческого бытия, как универсальность, устойчивость, самобытие, самотождественность. Аргументы, выдвигаемые евгеникой в качестве позитивистского концепта, напротив, базируются на представлении о человеческой природе как биологически строго детерминированном и изменчивом материале для осуществления искусственной трансформации. Предпринятая в работе критика данной предпосылки, а так же критика вероятных последствий применения позитивной евгеники, выявляет деструктивность евгенической доктрины. Применяя метод критического анализа, автор ставит вопрос: "Возможна ли вообще позитивная евгеника?" - и в рамках философской антропологии отвечает на него. Автор приходит к положению, что осуществление доктрины позитивной евгеники грозит искажениями, не совместимыми с существованием человека. Основным выводом исследования является: сущностный момент человеческого бытия выступает тем фундаментальным основанием, которое устанавливает антропологический запрет на реализацию евгенических преобразований. Как результат, атрибуты сущностного бытия человека - универсальность, устойчивость, самобытие, самотождественность - выявляются как вполне действенные условия существования человека, что придает данным атрибутам дополнительную степень концептуальной значимости и когнитивно конкретизирует их бытие. Результаты проведенного исследования причин несостоятельности позитивной евгеники могут быть применимы в области антропологии, этики, биоэтики, аксиологии.
Беляев В.А. - Конструируем критическую философию И.Канта как «философскую реформацию» и «критику культурного разума» c. 60-99

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.3.11222

Аннотация: Что такое «философская реформация»? И что такое «критика культурного разума»? «Философской реформацией» я буду называть то интегральное действие, которое Кант совершает своей критической философией. «Критикой культурного разума» я буду называть то интегральное действие, которое совершается новоевропейской культурой, модерном. Я буду рассматривать модерн как социокультурный проект. Этот проект я буду называть «критикой культурного разума». («Критику культурного разума» я буду держать как уже готовую понятийную конструкцию, суть которой была разработана мной в ряде монографий.) Само содержание понятий «философская реформация» и «критика культурного разума» будет раскрываться по ходу разговора о критической философии Канта. Его философию я условно разделю на критику теоретического и критику практического разума. Начну я с анализа критики практического разума, предполагая, что она должна играть центральную роль для всей кантовской критики. Через этот анализ я выйду к возможности выразить кантовскую критику в целом через «критику культурного разума», покажу ограничения, которые здесь возникают. Затем я покажу, как кантовская критика выражается через «философскую реформацию». «Философскую реформацию» я рассмотрю как вариант христианской Реформации. Закончу я демонстрацией того, что кантовская «философская реформация», являясь парадигмальным выражением стратегии Просвещения, является одновременно и одним из предельных вариантов множества «реформаций», из которых состоит модерн. Я покажу, что, с другой стороны, кантовская «реформация» и другие «реформации» модерна, являются частными случаями «критики культурного разума», которая начинается с ответа на эпоху религиозных войн после Реформации и является способом построения мирного сосуществования субъектов-культур в неустранимо плюралистическом мире.
Русаков С.С. - Проблема субъективации в философии киников c. 60-69

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.8.32616

Аннотация: В статье представлен анализ философии киников, посвященный поиску и концептуализации идей субъективации. Концепция субъективации, которую можно обнаружить у М. Фуко в ряде работ последних лет, до сих пор лишена системного и концептуального оформления. Одним из пробелов, обнаруживаемых в анализе французского ученого, является разрозненное использование идей философ-киников. Автор данной работы пытается сформулировать идеи этого философского направления так, чтобы вычленить полноценную модель субъективации и обозначить основные техники "заботы о себе". В работе используются как переводные источники, в виде отдельных фрагментов сочинений, написанных киниками, так и ряд аналитических работ отечественных и зарубежных исследователей. Помимо метода историко-философской реконструкции, в работе используется сравнительный и аналитический подход. Новизна исследования заключается в попытке не только обрисовать общие идеи киников в сфере этики, но и сформулировать киническую модель субъективации, чтобы заполнить существующие пробелы в соответствующих разработках М. Фуко. Особое внимание уделяется: 1) выявлению основных принципов, лежащих в основе образа жизни киников; 2) формулированию техник субъективации, позволяющих конструировать свою "самость"; 3) сопоставлению и прослеживанию заимствований кинических идей в платонизме и христианстве.
Русаков С.С. - Идеи Ф. Ницще в контексте концепции субъективации c. 65-72

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.2.32199

Аннотация: Предметом исследования является связь между концепцией человека в работах Ф. Ницше и концепции субъективации, предлагаемой М. Фуко. Автор подробно раскрывает проблему поиска элементов концепции субъективации в работах немецкого мыслителя и показывает причины, по которым Ф. Ницше следует отнести к главным критикам и реформаторам классической концепции субъекта. Особое внимание уделяется соотношению ранних и поздних работ немецкого критика, интертекстуальность которых приводит к пониманию органичности учения Ницше и неизменности его взглядов на проблему человека. Подчеркивается, что в некоторых его работах можно обнаружить практики себя, схожие с античной и христианской культурой заботы о себе. В статье используется критический, сравнительный и интертекстуальный метод анализа работ Ф. Ницше и некоторых его интерпретаторов. Основными выводами проведенного исследования является установление связи между критикой платонизма, христианства и гносеологии Нового времени через выявление строгого понимания Фридрихом Ницше природы человека как субъекта и его связи с миром. Несмотря на его несогласие с позициями многих античных и христианских философов, он принимает некоторые этические и индивидуальные практики, предлагаемыми ими в рамках концепции субъективации.
Мерзляков С.С. - Пределы воображения: к вопросу о творческом максимуме c. 68-81

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.9.23563

Аннотация: В статье рассматривается процесс создания метафизической системы в контексте влияния идеального объекта на поведение человека. Автор сосредотачивает внимание на том, что основным элементом создания спекулятивной системы является моделирующая функция сознания, то есть воображение. В тексте исследуется механизм интенсивной работы воображения, причины и следствия его функционирования, а также возможная связь реакции на представляемый объект с "трудной проблемой сознания" и проблемой влияния субъективных переживаний на поведение человека. Продемонстрирован механизм интенсивной работы моделирующей функции сознания на примере создания спекулятивной системы. На примере текстов Ницше и Юма показано, что метафизика является результатом интенсивной работы моделирующей функции в условиях появления неразрешимых противоречий. Выводом является представление о том, что механизм интенсивной работы воображения запускается без очевидных биологически оправданных причин и приводит к негативным для организма следствиям. Возможно, этот механизм является примером актуализации сознания. Двигаясь в направлении, которое задает исследование этого механизма, мы получаем возможность обнаружить важные элементы головоломки, которой является природа субъективного опыта, а также варианты решения "трудной проблемы сознания".
Данчай-Оол А.А., Монгуш С.О., Донгак В.С. - Взаимосвязь культуры, интерпретации феноменов культуры и мировоззрения в системе этнопедагогики (на примере тувинской культуры). c. 82-92

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.10.44217

EDN: STJLIF

Аннотация: В статье раскрывается проблема необходимости выстраивания этнопедагогических методов посредством привития фундаментальных смыслов культуры. Авторами обозначается противоречивость поверхностного применения в практике этнопедагогики простого перечисления феноменов культуры или преподавания на национальном языке. Процессы воспитания и образования должны реализовываться в единстве с культурным просвещением, в котором раскрывается логическое единство человека, общества и природы. Показывается проблема искаженной интерпретации феноменов культуры в современности, что создает противоречивую систему мировоззрения. Подчеркивается необходимость привития понимания трансформации мировоззрения традиционных культур в современности, что позволяет наполнить конкретным содержанием педагогическую практику. Новизна исследования заключается в обнаружении зависимости проблем культуры, мировоззрения и педагогической практики. Содержание учебного материала в современности построено на идеях абстрактного прогресса и холизма. В таких условиях тувинская традиционная культура не вписывается в абстрактную систему, редуцирующую содержание архаичных культур, так как возникает в конкретных условиях и формирует конкретное содержание. Авторы указывают на единство воспитания и мышления, в котором человек понимает уникальность каждый культуры и ее феноменов. В такой связке возможно познание смыслов своей культуры, что создает возможность самоидентификации. Основными выводами авторов является необходимость разработки этнопедагогики с конкретным содержанием, что обеспечивается за счет привития мировоззрения конкретной культуры, в котором происходит целостное раскрытие смыслов феноменов культуры.
Алейник Р.М. - Человек эпохи информационной революции c. 86-96

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.10.27135

Аннотация: XXI век называют эпохой пятой информационной революции на этапе появления средств и методов обработки информации, повлекшем кардинальные изменения в жизни общества. Объектом исследования является человек информационной эпохи. В настоящее время идет интенсивное накопление разнообразных эмпирических данных о новом человеке в рамках социальной антропологии, рассматривающей общество и человека с позиций эволюции форм коммуникации, нейронауки, рассматривающей Интернет в качестве главного стимулятора деятельности мозга, и педагогики, ждущей прихода нового, очень подготовленного ученика. Такая междисциплинарная область как теория поколений рассматривает человека с аксиологических позиций. Массово-медийное состояние общества продолжает расширяться, преобразуя науку, философию, политику, искусство. Эти изменения заставляют менять привычный способ восприятия мира, стиль мышления и ценностные ориентации. Автором делается попытка обобщить данные о конфликте поколений « цифровых от рождения » и « цифровых иммигрантах » и путях его разрешения в условиях, когда информационная революция еще не завершена.
Гончарук Е.А. - О чём рассказывает нам внутреннее сродство между садизмом и мазохизмом? c. 91-108

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.8.13444

Аннотация: Тема страдания в постмодернизме получила разностороннюю характеристику. По разному поводу и с разными целями к этой проблеме обращались Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, С. Жижек, Ж.-Ф. Лиотар. Философы стремились найти истоки страдания, причины всеохватности этого чувства, выявить социальное измерение данного переживания, сравнить мазохизм с садизмом. В статье показано, что тема садизма получила широкое толкование в связи с изучением феномена власти. Мыслители пытались найти в работах классической философии обоснование властолюбия и дать широкое толкование насилию. Властолюбие всеохватно. Все люди готовы подчинить себе других. Никто не отказывается от власти добровольно. Жертва мечтает стать палачом. Методы анализа связаны с философской антропологией. В статье показано, что насилие и покорность выражают суть человеческой природы. В этом смысле между ними существует внутреннее родство. Кроме того, в статье использован метод историзма. Он позволил сопоставить концепции постмодернистов с классической философией. Новизна статьи обусловлена тем, что автор объясняет причины интереса постмодернистов к феномену насилия. Поэтому выявился огромный интерес к личности маркиза де Сада. Вслед за постмодернистами автор сопоставляет этику Канта и де Сада. Садизм и мазохизм не являются отдельно существующими феноменами. Жертва обнаруживает палаческие качества, а палач ищет наслаждения. Садист отличается одержимостью, а мазохист соглашательством. В статье отмечается парадоксальная логика этих характеров. Мазохист ищет удовольствия в страдании, а садист – в неукротимой власти.
Бушуева Т.И., Коркунова О.В. - Проблема сознания в свете концепции К. Юнга c. 92-104

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.22317

Аннотация: В статье рассматривается, и исследуется проблема сознания. Показана эволюция в толковании феномена сознания за последние сто лет. В историческом аспекте показано как шло истолкование феноменов сознания и бессознательного. Анализируется, какой вклад вносит в решение проблемы сознания психоанализ в лице З. Фрейда и К. Юнга. При этом акцент сделан на исследование того, что нового вносят достижения К. Юнга в раскрытии природы бессознательного в процесс осмысления феномена сознания, раскрытии природы бессознательного Карлом Густавом Юнгом. Исследование этого процесса соотнесено с процессом развития личности. Используются методы сравнения и анализа, классификации и обобщения, единства исторического и логического в раскрытии природы и взаимодействия сознания и бессознательного. В статье показано, что нового вносит в развитие представлений о сознании исследование бессознательного и его взаимодействия с сознанием К. Г. Юнг. В результате проведенного исследования выявлено, что существует внутренняя детерминанта сознание человека, играющая существенную роль в формировании его содержания и развития личности.
Щёлоков К.С. - Феномен бюрократического человека c. 98-106

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.11.21084

Аннотация: Объектом исследования является бюрократизация человека и общества, предметом природа бюрократического человека. Возникнув в классической форме в эпоху модерна, бюрократическая система управления решала важные задачи: упорядоченность в управления обществом, повышение производительности труда, преодоление неравенства и сословных пережитков. В результате эволюционного процесса развития и дисфункциональных изменений процесс бюрократизации затронул все сферы общественной жизни. Автор задается вопросом, что стало с человеком и человеческой природой в результате этой трансформации. Автор опирается на методы философско-антропологического мышления и историко-философской реконструкции, приемы формально-логического и понятийного анализа. Научная новизна исследования состоит в выявлении ряда ключевых характеристик феномена бюрократического человека: 1) отчуждение – как процесс обособления от окружающих и от собственной человеческой природы.; 2) обезличивание – субъект становится индивидуально незначительным и неразличимым.; 3) идолопоклонство и фетишизацию – атрибуты бюрократической реальности приобретают сакральный характер; 4) симуляция и гиперреальность – воспроизводство бюрократической формой собственной онтологической реальности.
Нилогов А.С., Кутырёв В.А. - Философия медицины антропологических катастроф (беседа А. С. Нилогова с В. А. Кутырёвым) c. 99-113

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.20649

Аннотация: В беседе А. С. Нилогова с В. А. Кутырёвым с точки зрения философской антропологии рассматривается проблематика современной медицины, всё больше развивающейся в русле доктрины трансгуманизма (постчеловечества). Нижегородский профессор В. А. Кутырёв исходит из консервативного представления о человеке как о родовом существе, чья телесная природа входит в противоречие с научно-техническим прогрессом. В беседе поднимаются острые вопросы антропологии, биополитики, биоэтики, здоровья и медицины (в частности, проблема эвтаназии). В беседе используются такие методы, как: аналитический, антропологический, герменевтический, интервью, критический, синтетический, сравнительный, философский, эвристический. В. А. Кутырёв настаивает на том, что техногенная эпоха, которая позволяет манипулировать природой и человеческой телесностью почти как угодно, приводит к размыванию смысла подлинной биополитики, перестающей играть роль охранителя жизни. Такая трансформация именуется «танатополитикой» - политикой допущения и защиты смерти, вплоть, как ни парадоксально, до бессмертия, но уже искусственного, а именно - постчеловеческого.
Севальников А.А. - Натуралистический подход в исследовании человека и языка c. 100-123

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.8.16148

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению натуралистического подхода к происхождению языка в частности и к бытию человека в целом. Натурализм проанализирован на основе взглядов С. Пинкера на происхождение и развитие языка. Предметом исследования выступал натуралистический подход к проблеме глоттогенеза. Проблема глоттогенеза сегодня - одна из самых обсуждаемых в научных и околонаучных кругах, насчёт которой существует множество гипотез. Натурализм же, в силу активного исследования человека как биологического объекта, также исключительно популярен. В качестве метода выступал сравнительный анализ различных источников, сообщающих о научных концепциях и достижениях в рамках исследуемой проблематики. Показано, что натурализм как подход к проблеме обладает рядом достоинств, недоступных другим воззрениям. Например, методология натурализма позволяет исследователю оставаться в строгих научных рамках и не привлекать непроверенные или даже заведомо ошибочные данные, как это часто происходит при создании некоторых гипотез происхождения языка. Указаны и слабые места натуралистических гипотез глоттогенеза – например, ограничения, накладываемые научной методологией или соблазн чрезмерной аналогии и переноса идей в другие научные проблемы. В статье впервые раскрывается методологическая польза натуралистического подхода, связанная с особенностями его эволюционной парадигмы: натурализм позволяет открывать новые грани человеческого бытия, являясь иным углом зрения в сравнении с другими, небиологическими подходами. Таким образом, признаётся особенная ценность натурализма как средства постижения человеческого бытия в его различных проявлениях.
Гранин Р.С. - Опыт эсхатологической метафизики Н.А. Бердяева c. 101-123
Аннотация: В статье разбираются метафизические, антропологические и экзистенциальные аспекты эсхатологии Н.А. Бердяева. Прослеживаются психологические предпосылки оформления экзистенциалистской проблематики в эсхатологическую метафизику мыслителя. Показывается, что в ее рамках раскрываются фундаментальные темы экзистенциальной философии Бердяева: темы добытийственной экзистенциальной свободы, ее объективации в бытиё и проблемы возврата человеческой личности к этой свободе. Обозначено, что эсхатология для философа выступает символом трансценденции человеческой личности к экзистенции. Раскрывается эсхатологический горизонт пограничных ситуаций человека: когда он оказывается перед лицом собственной смерти, в исторических потрясениях, в мистическом озарении, творческом акте.
Чугунова И.О. - Опыт терминологического обоснования понятия «ненависть» и его синонимов c. 102-122

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.8.20184

Аннотация: Статья посвящена опыту категориального сравнения ненависти и её наиболее употребимых синонимов, таких как враждебность, гнев, презрение, отвращение и некоторых других. Отталкиваясь от семантической близости этих понятий, а также от феноменологического сходства стоящих за ними явлений, автор подводит к их принципиальному, сущностному различению. Для этого автор обращается к философско-антропологической методологии, рассматривающей человека в единстве его характеристик – природных, социальных, экзистенциальных. Здесь становятся важными тонкости разведения понятий, родовых для ненависти и её синонимов: таких как эмоция и чувство, аффект и страсть, переживание и ценность. Автор также использует феноменологический метод, элементы герменевтического подхода и лингвистического анализа. Главным результатом проведенного компаративного исследования становится, прежде всего, объёмное, обогащённое понимание ненависти: она начинает мыслиться как многомерный, комплексный антропологический феномен, адресующий к эмоциональным, когнитивным, аксиологическим, социально-отношенческим и иным важным аспектам человеческой натуры.
Глуздов Д.В. - Философско-антропологический анализ противоречий развития искусственного интеллекта c. 106-123

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.10.40062

EDN: NFQRFV

Аннотация: Объектом философского исследования является искусственный интеллект. Предмет исследования охватывает воздействие процесса развития искусственного интеллекта на человека, на формирование и изменение представления о человеке, его природе и сущности. Но в исследовании акцент делается на противоречивость этого воздействия. Философско-антропологический анализ искусственного интеллекта ориентирован на понимание влияния этой технологии через феномен человека, человеческое существование и его опыт. Статья является попыткой изучить с разных позиций проблему, в том числе вопрос, как обеспечить контроль над растущим "потреблением" искусственного интеллекта в самых разных, а так же, что может повлиять на возможности развития самого человека и того, как современные тенденции способствуют изменению или созданию социальных и культурных норм, таких как идеи «робоэтики» и этическая ответственность при создании и использовании интеллектуальных машин. Наличие разрозненного или недостаточно полного охвата в изучении представленной темы в работах исследователей позволяет ставить задачу формулирования проблемы и её изучение. Именно потребность в комплексном исследовании является идеей инициировавшей данную работу, что сводится к попытке проведения философско-антропологического анализа, выявления недостатков существующей ситуации и определения перспектив. С этой позиции, в процессе исследования не было обнаружено материалов, рассматривающих проблему всеобъемлюще, а с другой, объединяющих в себе задачу выявления причин и оснований этих противоречий с целью их анализа с позиций философской-антропологии, что и определяет новизну исследования.
Шажинбатын А. - Этнос в контексте философско-антропологического знания c. 107-124

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.9.16659

Аннотация: В статье делается попытка рассмотреть феномен этноса в горизонте философского постижения человека. Этнос является формой социального объединения людей. В этом смысле целесообразно изучать исторические судьбы этноса в рамках социальной философии. Однако без привлечения философско-антропологического знания трудно понять стойкость, внутреннюю «прочность» данного феномена. Несмотря на многочисленные прогнозы относительно ближайшей кончины этнических образований, растворения их в общем глобалистском потоке современные эксперты сталкиваются с «упрямым» сохранением «голоса крови». Оказавшись в новом историческом пространстве, этносы обретают неожиданную идентичность, но она отнюдь не оказывается нулевой. В статье применяются методы философско-антропологической рефлексии. Автор опирается на достижения классической философской антропологии, которая характеризует человека как особый род сущего. В статье в качестве опоры используется общефилософское постижение человеческой природы. Статья представляет собой первую попытку в посткантианской философии рассмотреть базовые характеристики этноса через призму философской антропологии. Это означает, что методологические принципы данного направления были распространены на изучение этноса, его специфики как социальной организации, отражения в нём человеческой природы, национального характера, исторических судеб этноса в транскультурной перспективе. Привлечение философской антропологии к постижению феноменологии этноса позволило в значительной степени расширить горизонт философской рефлексии об этнических проблемах, переосмыслить многие темы этнического знания.
Спектор Д.М. - Эрос: по ту сторону сингулярности c. 114-128

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.4.18335

Аннотация: Предмет исследования представлен не раз отмеченной и все же достаточно таинственной связью эроса, смерти и власти. В исследовании показано, что упомянутые реалии невозможно понять, исходя из их современных значений и трактовок. Связь смерти, эроса и власти вобрала ряд значимых исторических метаморфоз, смысл которых и реконструирует данное исследование. Одним из его исходных пунктов выступает прокламируемая Фуко укорененность власти в «биополитике». Произведенная реконструкция позволяет утверждать обратный ход исторической логики: первенство «биополитики», равным образом обусловившей формы власти, эроса и выживания. Метод исследования связан с анализом и исторической реконструкцией эроса, экзогамии и (символического) обмена. Его логическая канва подчинена реконструируемой последовательности меж-общинных отношений, основанных преимущественно двумя факторами: агрессией и ее единственным действенным антиподом — заложничеством жен. Под подобные дескриптивные очерки статья подводит фундамент онтологии. Научная новизна исследования заключается в доказательстве того, что коллективность перед лицом общности суть общность человеческого рода, явленная в отношении родов — мужского и женского. Последние не созданы природой, не выступая естественным выражением и продолжением половых признаков; это онтологические предопределения, из отношения которых рождается общность человеческого (бытия).
Рахмановская Е.А. - Властолюбие как человеческая страсть c. 127-137

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.20905

Аннотация: Предметом исследования является природа и истоки властолюбия как антропологического феномена, раскрывающего особое измерение жизни любого человеческого существа. Утверждается, что притягательность власти не диктуется удовольствиями или ресурсами, доступность которых сулит привилегированность положения господства. Больше того, власть трактуется как бремя, отягощающее страхом, ответственностью, обуживающее личность, служащее источником внутренних конфликтов. В то же время обосновывается положение, что иррациональный магнетизм власти обусловлен его страстной природой, укоренённой в глубинных пластах человеческой психики, тесной сплетённостью с актуальными процессами становления, наращивания собственной силы, укрепления витальности. Властолюбие оказывается средоточием энергии самоутверждения, демонстрирует тенденцию к трансгрессии собственных границ. Исследование проводится в рамках философской антропологии. Автор опирается на теоретические посылки философии жизни, на концепцию воли к власти Ф. Ницше. Особое внимание автор уделяет экспансивному характеру проявлений властного стремления. Делается вывод, что, обладая динамической природой, власть вынуждена постоянно приумножать свою мощь, преодолевать сопротивление и неустанно превосходить самоё себя, иначе она утратит завоёванные позиции. Однако в таком неуёмном разворачивании власти, достигшем устранения всякого отпора, в постоянной гонке за расширение подвластных территорий также таится угроза её существованию.
Чугунова И.О. - Концепт рессентимента как инструмент философско-антропологического познания c. 135-170

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.2.17914

Аннотация: В статье рассматривается концепт рессентимента, введенный в обиход человекознания Фридрихом Ницше и получивший затем дальнейшую разработку в гуманитарной мысли. Идея рессентимента охватывает сложный комплекс антропологических и социокультурных явлений, касающихся «тёмных» сторон человеческой природы, табуируемых общественной моралью, но исподволь широко разрастающихся в обществе в форме зависти, ненависти, враждебности, мстительности, соперничества и других негативных чувств, установок восприятия и поведения. Для постижения рессентимента автор рассматривает различные грани философского учения Ницше, что позволяет шире взглянуть на данный феномен, увидеть его подлинный масштаб. В статье раскрывается эвристическая ценность понятия «рессентимент», состоящая в его способности гештальтно описывать реальность человека, с позиции его онтологических и экзистенциальных характеристик, в отличие от узко-описательных категорий, занимающих прочное место в гуманитарных науках. Рессентимент предстаёт не просто совокупностью феноменов, а целостным модусом бытия человека и человечества. В статье показано, что постижение негативных, порочных человеческих проявлений через идею рессентимента становится более глубоким и содержательным: открываются их сущностные истоки и скрытые стороны, просматривается их глубинная взаимосвязь, состоящая в причастности к единому ядру культурно-исторического становления человека.
Марцева А.В. - Дискурс телесности и "аргументы" тела в творчестве Ф.М. Достоевского c. 138-150

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.12.69238

EDN: JECFAU

Аннотация: Предметом исследования выступает дискурс тела и телесности в творчестве Ф.М. Достоевского на примере четырех романов из «великого пятикнижия» писателя («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»). Краткий историографический обзор обнаруживает традицию элиминации дискурса тела и телесности в философском достоевсковедении с момента его возникновения, позволяющую исследователям с большей легкостью концептуализировать содержание романов. В этой связи автор статьи обращает внимание на необоснованность этой традиции и необходимость реабилитации телесности как важной составляющей философско-антропологических идей Достоевского. Автор анализирует основные направления дискурса тела и телесности в творчестве писателя: 1) дискуссию с материалистической философской антропологией и 2) рефлексию над христианской святоотеческой антропологической традицией, которые в произведениях раскрываются в различных соотношениях. Для достижения поставленной цели был определен культурно-исторический, биографический и мировоззренческий контексты творчества Достоевского. Благодаря герменевтическому анализу текстов четырех романов в первом приближении реконструированы общие контуры понимания тела и телесности. В результате исследования выделены три модуса телесности, лежащие в основе проблематизации тела и телесности в романах Достоевского: сциентистский модус, модус инаковости (тело как Другой) и религиозный модус (с опорой на антропологическую традицию восточной патристики). В отличие от одночастной схемы человека в материалистических концепциях, Достоевский разворачивает дихотомическую (как вариант – трихотомическую) схему, в которую включает телесность в ее максимально неформализуемых манифестациях. Подчеркивается, что тело для Достоевского одновременно универсально ("обычное тело") и уникально ("чье-то тело"), что, с одной стороны, усложняет концептуализацию телесности, а с другой – усиливает ее значимость в произведениях писателя. Результаты исследования могут быть использованы для развития новых нередукционистских интерпретаций творчества Достоевского.
Алейник Р.М. - Натуралистский поворот в философской антропологии c. 139-169

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.3.178

Аннотация: Предмет статьи - концепция нового натурализма в исследовании человека. Цель - оценить достоинства этого подхода к антропологии. Натурализм - когнитивный принцип в философской антропологии, укореняющий человеческую идентичность в эволюции форм биологической жизни. Это не редукционизм, по мнению авторов концепции (Ж.М. Шеффер и др.) Методология работы - сравнительный метод, исторический подход, опирающийся на концепцию глобального эволюционизма. Ряд исследователей, исповедующих концепцию натурализма, напоминают, что далеко не все культурные традиции исходят из дихотомии природы и культуры, что это скорее удел европейцев. В конечном счете, такая установка привела к появлению глобальных проблем техногенной цивилизации, которые чрезвычайно сложно разрешать. А натуралистический подход позволяет устранить бинарную оппозицию природы и культуры. Работа может быть использована в общем курсе философии, в разделе "Проблема человека в философии" и в курсе философии науки, в исследовании новейших научных парадигм.
Чугунова И.О. - Дискурс ненависти в философии Ф. Ницше c. 141-152

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.5.19166

Аннотация: В статье рассматривается одна из наиболее неоднозначных тем философского творчества Ф. Ницше – ненависть. Толкование данной темы в ницшеанстве связано с особыми герменевтическими трудностями: ненависть проступает в смысловой множественности, соседствует с пафосом человеческого совершенства, обнаруживает парадоксальные отношения и взаимопереходы с понятием любви. Эти вопросы и становятся центром внимания в исследовании. Автор реконструирует сложную подоплёку ницшеанского понимания ненависти в контексте человеческой природы, дифференцирует контекстуальные смыслы любви и ненависти, их трансформации и инверсии. В исследовании используются методы философско-антропологического анализа, применяется герменевтический подход к интерпретации текста, задействуется диалектический способ мышления. В статье доказывается, что тема ненависти у Ницше не носит характера ниспровержения человека: ей отведена противоположная – опорная роль в дискурсе любви и человеческого возрождения. Раскрывается сама природа ненависти, в её разрушительной и созидательной ипостасях. Прослеживается фундаментальный антропологический характер этой страсти – как отражения противоречивости и многомерности человеческой сущности.
Спектор Д.М. - Онтогенез. Учение Л.С. Выготского в онтологическом ракурсе. c. 151-220

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.3.14757

Аннотация: Идеи Л.С. Выготского, произведшие переворот в психологии, вплоть до настоящего времени позволяют продвигаться в предмете, задают ориентиры и акцентируют наиболее существенное в понимании онтогенеза. В статье рассматриваются онтологические аспекты его позиции, прежде всего начала, в частности, их «магическая стадия», ее биологическая и культурная трактовки. Подобная магия, приведенная в связь с реальными обстоятельствами развития, открывает скрытые корни культуры, позволяет различить культурное развитие и социализацию и очертить механизм их взаимодействия. Магия детства представлена функцией Н+ (добавленное намерение); это некая регулярная (и отчасти регулируемая), вне вникания в детали и предметные свойства возникающая сила, намерение реализующая. Магия младенчества предстает в форме эго > (Другой- посредник) > предмет (другой). В связи с проведенным исследованием представляется оправданным дальнейшая онтологическая проработка идей развития в связи с началом онтогенеза; «путь через другого» должен быть органически сближен с «путем через знак-орудие»; в переходе от другого как реального посредника к «Другому» как посреднику идеальному, в переходах от Другого- персонификации (общности людей) к Другому- как представительству предметных общностей (сущности, существу, смыслу), в исследовании логики «магических приращений», положенных в основание мотивации, заключается, по мнению автора, новые возможности понимания онтогенеза.
Гранин Р.С. - Структурные особенности персонализма Н. О. Лосского c. 165-189

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.2.407

Аннотация: Основной смысл персоналистической метафизики Лосского кратко выражен его определением: «…вся природа состоит из сущностей, которые были бы членами Царства Божиего, если бы они не вступили на путь эгоизма. Из-за этого греха и взаимной разобщенности многие из них стали не актуальными, а просто потенциальными личностями, образующими низшее царство как органической, так и неорганической природы» [5, 303]. Данное утверждение, в своей структуре повторяет базисные положения монадологии Лейбница, послужившей своего рода нормирующей идеей для метафизики Лосского. Она определяет основные системообразующие структуры его учения: в космогонии – механизм воплощения идеального мира в материальный (динамическое строение материи); в онтологии – стратификацию уровней реальности (конкретно-идеальное, абстрактно-идеальное и реальное бытие), строение «первой» и «второй» материи (пространственное и союзное тело); в эсхатологии – структуру ядра перевоплощения (идеальный субстанциональный (или субстанциальный) деятель-монада) и т. п. Обращение к оригинальному учению Лейбница позволяет проследить генезис базисных оснований метафизики Лосского и выделить структурообразующие элементы его учения, важнейшей частью которого была концепция перевоплощения, развиваемая на базе монадологии. Лосский и сам Лейбниц отмечали схожесть своих концепций с соответствующими религиозно-философскими доктринами (в греческой и индийской метафизике, ближневосточной религиозности). В силу предельной структурированности и детализированности доктрина перевоплощения дхармических религий (джайнизм, индуизм, буддизм, сикхизм) может выступать для персоналистической эсхатологии некоей нормирующей парадигмой, сравнение с которой позволяет высветить в данной статье универсальный смысл многих положений персонализма Лосского.
Шиловская Н.С. - Человек как субъект, бытие и бытие субъекта в истории и современности c. 171-203
Аннотация: Статья посвящена проблеме генезиса человека-субъекта и истории его взаимоотношений с бытием. На каком историческом этапе человек осознал себя творцом и при этом взял на себя ответственность за бытие? Каким образом у человека-субъекта рождается претензия овладеть бытием, подчинить и поглотить его, субъективировать бытие? Взлеты и падения человека, экзистенциализм и гуманизм в их взаимосвязи, человек российский и человек западной ментальности в истории и современности – вот те аспекты проблемы человека и бытия, которые интересуют автора.
Шажинбатын А. - Этнос: философско-антропологический дискурс c. 187-207

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.2.14658

Аннотация: Предметом исследования выступает этнос в философско-антропологическом ракурсе. Социальное и культурное поведение этносов и наций рассматривается обычно в культурологии. Накоплен огромный эмпирический материал, который характеризует особенности разных культур, уникальность их традиций и обычаев, несхожесть ментальных и эмоциональных навыков и обнаружений. Между тем существует историко-философская традиция, которая позволяет постигать феноменологию этноса через философское осмысление человека. В Новое время многие философы и социологи связывали специфику этноса с человеческой природой, с попытками уяснения этого нового аспекта проблемы. В статье использован историко-философский подход, который позволяет проследить данную тенденцию – осмысление сущности этноса через философско-антропологическое знание. Применена также методика герменевтического анализа философского текста. Новизна статьи заключается в том, что прослеживается различие в подходе к феномену этноса в исследовательской традиции примордиализма и в различных конструктивистских направлениях. Автор впервые в отечественной философии показывает, что конструктивизм возник в результате совмещения культурфилософских воззрений с методами философской антропологии. Лишь при такой направленности исследований возникло убеждение, что этнос и нация во многом являются продуктами активности воображения, коллективного фантазирования, нежели результатом конкретной исторической практики и закрепления социально-исторических достижений.
Беляев В.А. - Когнитивная интеркультура c. 245-277

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.759

Аннотация: Эта статья продолжает знакомить читателя с теорией интеркультуры, разработанной авто-ром. В статье рассматриваются когнитивный ракурс интеркультуры. Автор считает, что этот ракурс, как другие ракурсы интеркультуры конститутивно несет в себе отпечаток базовых принципов интеркультуры. Среди множества когнитивных традиций, существующих в границах интеркультуры, ее специфические принципы реализует то, что называется научностью и наукой. А еще более конкретно и жестко – экспериментальное математическое естествознание. Научность – это когнитивная форма «справедливого и законного принижения человеческого духа». В статье показывается, как из группы жизненных вызовов, породивших интеркультуру как ответ, вырисовывается специфически новоевропейская когнитивная традиция. Науч-ность рассматривается как решение задачи поиска приемлемой для всех истины, прием-лемой для всех объективности и приемлемой для всех законосообразности. Показывается внутренняя противоречивость науки, возможность ее превращения для ученых в культур-ную ремиссию. Работа предназначена для всех, кто интересуется философской антропологией.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.