Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Герменевтика"
Герменевтика
Арапов А.В. - Две парадигмы в протестантской библейской герменевтике c. 1-19

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.1.10746

Аннотация: В современной протестантской библейской герменевтике можно выделить две основныепарадигмы. Это консервативная парадигма и либеральная парадигма.Либеральная герменевтическая парадигма сформировалась в 18-19 вв. под влиянием идей Просвещения и Позитивизма. Позднее на нее окал большое влияние экзистенциализм. Консервативная парадигма в ее современном виде формируется в 19 веке как реакция на распространение либеральной парадигмы. Консервативная герменевтическая парадигма связана с консервативной теолого-метафизической позицией в протестантизме. Эти парадигмы и являются предметом данного исследования. В работе использованы социально-философский анализ, сравнительный анализ, психологический анализ, а также общенаучные методы.Социально-философский анализ позволил выявить влияние социально-политических условий на последующую интерпретацию сакральных текстов. С его помощью определены конкретно-исторические предпосылки развития герменевтических стратегий Консервативное течение наиболее влиятельно в церковных кругах, толкования, основанные на консервативном подходе, широко применяются в пасторской практике: в проповедях, душепопечительских беседах, миссионерской работе. Либеральный подход более влиятелен в академических кругах. Представители этих течений относятся друг к другу с взаимным недоверием. С точки зрения консерваторов либеральный подход ведет к потере всяких нравственных ориентиров и подрывает основы христианской веры. С точки зрения консерваторов, представители либерального течения – это сомнительные христиане. А с точки зрения либералов, консервативный подход к интерпретации Библии вряд ли можно назвать научным.Консервативный подход иррационален (хотя и не мистичен). При этом следует отметить, что в конце 20 столетия фундаментализм стал иногда смыкаться с постмодернизмом, с которым его объединяет недоверие к критическому разуму.
Зарапин О.В., Шапиро О.А. - Философский текст и коммуникация в симпосийном формате c. 11-21

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.2095

Аннотация: Авторы исследуют взаимосвязь коммуникации и текста в рамках процесса философствования. Для описания механизма данной взаимосвязи используется понятие «формат». Отмечается, что формат текстово-коммуникативной организации философской мысли, cегодня репрезентированный в конференции, симпозиуме, конгрессе, круглом столе, имеет свою традицию, восходящую к античному симпосиону. В статье ставится задача выявить симпосийный формат в философских текстах, в которых были заложены основы его традиции. Для решения этой задачи исследуются тексты, объединенные в жанр застольной беседы по образцу, заданному диалогом Платона «Пир». Методологической основой исследования выступает коммуникативный подход в герменевтике философского текста. Данный подход означает, что философский текст рассматривается в динамике становления смысла как источник осмысленности в коммуникации. Прагма-аналитический подход используется для анализа аргументативной структуры текста диалога. Новизна работы состоит в том, что был выделен и проанализирован симпосийный формат как механизм координации философского текста и реального коммуникативного процесса застольной беседы. В результате анализа авторы приходят к выводу, согласно которому философский текст инициируется коммуникативным процессом застольной беседы как позиция саморефлексии, позволяющая предупредить угрозу скатывания в бессмысленность. Коммуникативная ситуация текста и заданный ею образец квазиаргументативности – это параметры формата, посредством которых текст вносит осмысленность в реальность коммуникации.
Гильмутдинова Н.А. - Знание о понимании: понимание пониманием c. 104-123

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.10.1355

Аннотация: Целью автора является рассмотрение сквозь призму различения знания и понимания специальных сфер человеческой коммуникации, где переплетены профессиональные стратегии (технологии), социальные иерархии (статусно-ролевые диспозиции) и тончайшие аспекты собственно межличностных отношений. Понимать – значит уметь порождать (открывать) смыслы форм культуры и человеческого общения в сплаве умопостижения и переживания, когнитивного и волевого, задавая дискурсы и контексты. Знать – значит владеть социально и личностно осмысленным опытом, понятийно и практически закрепленным, обладать навыком работы со смыслами, что также предполагает наличие своих пределов и границ. Методы: сравнительно-аналитический и структурно-описательный, экзистенциально-герменевтический и феноменологический. Используются аналогии, оппозиции, интерпретации, идеализации и другой методологический инструментарий Что значит знать и понимать людей? Что дает нам опыт повседневности и, к примеру, психиатрической работы? Так поставленные вопросы во второй части статьи приводят к выводу о необходимости в социально-гуманитарных исследованиях холистического видения феномена человека, что возможно при синтезе объяснительных и герменевтических практик.
Коротких В.И. - «Актуальность разумного»: образ философии Гегеля в «Истине и методе» Х.-Г. Гадамера c. 129-140

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.5.22900

Аннотация: В статье представлен анализ отношения Гадамера к философскому наследию Гегеля. Автор стремится показать, что продумывание Гадамером тех пунктов гегелевской философии, в которых его устремления пересекаются с содержанием диалектико-спекулятивной системы Гегеля, способны существенно уточнить характерное для философской герменевтики понимание историзма. В статье выделяются моменты сходства и различия позиций философов, специально рассматривается предпринимаемая Гадамером критика гегелевского учения о рефлексии и структуре феноменологического опыта, демонстрируется значимость "Феноменологии духа" для понимания закономерности развития сюжета "Истины и метода" в одном из её ключевых пунктов. Исследование основывается на использовании комплекса традиционных историко-философских, компаративного и герменевтического методов, а также некоторых элементов методов логической и историко-культурной реконструкции. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней обосновывается идея о принципальной значимости осмысления Гадамером гегелевской философии для конституирования философской герменевтики в качестве самостоятельного способа философствования в контексте постклассической философии. При этом доказывается, что критика в "Истине и методе" отдельных элементов системы Гегеля не должна заслонять собой принципиальной близости мыслителей в понимании характера опосредования истории и современности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"