Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Феноменология"
Феноменология
Тищенко Н.В. - ГУЛАГ и дискурсивные практики: «крутой маршрут» русских писателей в советских лагерях c. 1-43
Аннотация: Цель статьи – выявить особенности дискурса, представленного в текстах русских писателей, прошедших сталинские лагеря. Анализируемые тексты были объединены под рубрикой «метафизический дискурс», куда были отнесены тексты, написанные отечественными авторами как воспоминания о времени, проведенном в лагерях ГУЛАГа. При помощи технологий дискурс-анализа был определены ключевые знаки метафизического дискурса «тюрьма – свобода», «власть» – «безвластие», «знание» – «вера», «жизнь» – «смерть». Анализ ключевых знаков позволил идентифицировать стратегии сопротивления эскалации тюремных, криминальных ценностей в общественной системе. Спецификой работы является то, что дискурс-аналитическая методология была применена к анализу слабо структурированных источников – литературных текстов. Сопоставление дискурсивных практик, предложенных литературными текстами, и социальных практик показывает, что метафизический дискурсивный проект оказался невостребованным в отечественной культуре, не был актуализирован в используемых социальных практиках и оказался частью дискурсивного исторического архива. В метафизическом дискурсе были выявлены внутренние противоречия, которые препятствовали его влиянию на социальные практики. Во-первых, это латентное смешение высказываний метафизического дискурса с криминальными, уголовными традициями, которое оказалось неизбежным в условиях совместного существования в пространстве лагеря. Во-вторых, распространение знаний о тюремной субкультуре в обществе получило искаженный эффект – в общественном сознании не сформировалось устойчивая неприязнь и нетерпение к тюремной субкультуре, а напротив, был сконструирован героический образ осужденного, противостоящего несправедливой официальной власти. Эти две причины способствовали распространению в отечественной культуре такого явления как «тюремизация» – принятие норм, ценностей и правил тюремной субкультуры как неотъемлемой, составной части повседневных практик.
Селищева Д.В. - Феномен das Man в измерении этики c. 20-46

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.7.16207

Аннотация: Объектом исследования является специфика хайдеггеровского Dasein в его наиболее часто встречающемся способе быть – das Man. Предметом исследования является возможная соотнесенность das Man с этической проблематикой, онтологически присущая das Man (понятому как элемента в структуре хайдеггеровской философии) способность взаимодействовать с этическими предписаниями, определять их – иначе говоря, то, что подразумевает Мартин Хайдеггер в своих работах в отношении этики, когда говорит о «подлинном» и «неподлинном» способах бытия Dasein. В исследовании задействованы герменевтический, сравнительно-исторический (в первой части статьи, где мы исследуем динамику хайдеггеровской мысли в отношении концепции das Man) и системный (для обозначения контуров феномена das Man и для экспликации имплицитно содержащейся в системе хайдеггеровской мысли соотнесенности исследуемого феномена и этического измерения бытия. Научной новизной данной работы является первая на русскоязычном пространстве попытка переосмысления идеи хайдеггеровской неистины (das Man) как, пусть имплицитно, но соотнесенной с этическим измерением бытия, имплицитно содержащей этические предписания. Выводом исследования является отсутствие таковой соотнесенности и таковых предписаний: с одной стороны, неверно толковать концепцию das Man как призыв к нонконформизму, с другой – нонконформизм не гарантирует отъединенность от коллективно безликого das Man.
Прись И.Е. - О двух подходах Дэвида Папино к феноменальным концептам c. 84-149

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.9.13310

Аннотация: В статье рассматривается эволюция взглядов Дэвида Папино на феноменальные концепты, и, в частности, подробно излагаются два основных его подхода к ним (Папино-2002, Папино-2006). Акцент делается на свойстве феноменальных концептов одновременно упоминать и употреблять феноменальный опыт, которое предлагается интерпретировать в контексте виттгенштайновского понятия «употребления» (языковой игры). В рамках такой интерпретации «употребляемый» феноменальный опыт вносит свой вклад в когнитивный акт. Для Папино, напротив, ассоциированный с употреблением феноменальных концептов опыт позволяет лишь объяснить существование иллюзорной интуиции о так называемом объяснительном провале в психо-физических тождествах, но в семантическом и эпистемологическом смыслах является нейтральным. Сходство между феноменальными концептами и концептами перцептивными, а также «сходство» между феноменальными концептами и феноменальным опытом, интерпретируется в виттгенштайновских терминах семейного сходства. Подход Папино сравнивается с подходом Неда Блока. У обоих философов решение так называемой проблемы объяснительного провала в психо-физических тождествах содержит прагматическое измерение. В более общем плане эволюция взглядов Папино может быть охарактеризована как сближение с прагматизмом виттгенштайновского типа, который избавляет от иллюзии существования объяснительного провала. «Минимальный подход» Папино-2014 к понятию феноменального концепта ограничивается введением лишь одного существенного свойства феноменальных концептов – их априорной независимости от теоретических/научных концептов, что позволяет избавить это понятие от многих стандартных возражений. Можно согласиться с Папино-2014, что в сущности, анти-материалистические аргументы основываются лишь на апостериорном характере психо-физических тождеств.
Чубатов А.А. - Битва за опыт: феноменология vs. эмпиризм c. 88-100

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.19651

Аннотация: Предельным источником познания является опыт. Привычность этого суждения мешает продумать его до конца. Быть верной опыту в качестве ἀρχή означает для философии невозможность найти опору в той или иной теории. Исходя из этого, развенчивается миф, согласно которому философией, основанной на опыте, является эмпиризм (в частности, тематизируется мифология «внешних предметов» и мифология «ощущений»). В основании эмпиризма лежит не опыт, а определённая теория опыта. Единственный прорыв к живому опыту в рамках эмпиризма был осуществлён Дж. Беркли, но и он в конечном счёте потонул в его персоналистической метафизике. Философия же, верная опыту, предшествующему любым теориям, являет себя в лице феноменологии, не только отказывающейся от построения теорий, но и тщательно отшелушивающей вросшие в опыт теоретические конструкции, выходя из-под власти бесчисленных неосознаваемых теорий, молчаливо предопределяющих наше познание уже до того, как мы к нему приступаем. Именно этот шаг позволяет направиться от воззрения (мнения) к узрению (видению), от теории в современном смысле слова к греческой θεωρία – созерцанию. Этот поворот получил наиболее ёмкое выражение в известном лозунге «Назад, к самим вещам!». Дать вещам самим говорить за себя – этим исчерпывается феноменология. Именно верность опыту как точке соприкосновения с миром позволяет самим вещам явить себя для сказывания. С другой стороны, именно предельная верность опыту является ключевой чертой самой феноменологии. Поэтому данная статья может быть рассмотрена в качестве введения в феноменологию.
Кутырев В.А. - Трансцендентальная феноменология как философско-историческое (пред)шествие инфокогнитивной реальности c. 100-135

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.7.494

Аннотация: Определяется место и историческое значение трансцендентальной феноменологии. Она предтеча структурно-информационной революции. В ней разрабатывались категории, которые можно считать спекулятивными аналогами понятийного аппарата информационизма. Ключевое «слово» феноменологии: ноэма = вещь сознания = мысленная вещь есть информация о вещи. Замена вещей. Трансцендентально-когнитивное моделирование бытия превращает все сущее в количество. Это субстанциальный переход от бытия к ничто, от реализма к конструктивизму, отрицание современной технонаукой человека и его жизненного (макро) мира. Гуссерль – первый идеолог эпохи трансмодерна.
Дубовицкий В.В. - Феноменология воображения Э. Гуссерля и Ж. - П. Сартра в перспективе онтологии и эстетики. c. 112-150

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.3.14696

Аннотация: В статье на основе детального анализа ряда ключевых положений феноменологии воображения Э. Гуссерля и Ж. - П. Сартра выявляются пути применения этих концепций в феноменологической онтологии и эстетике. В частности, на основании данных концепций на примере темы геометрической структуры как эстетического феномена - на материале минималистской скульптуры - намечается одно из возможных направлений феноменологического исследования сущности эстетического воображения в рамках рода "воображение". В связи с темой воображения особое внимание уделяется концепции идеации Гуссерля, который полагал, что именно воображение открывает множество горизонтов сущностного познания. Данная концепция Гуссерля иллюстрируется автором на примере сущностного усмотрения феномена круга. В данной работе используются феноменологическая дескрипция, эйдетическое интуирование, а также ряд других моментов феноменологического метода. В теории воображения Сартра соотношение между образом и миром таково, что образ, не имея какого-либо места в мире, редуцируется к ситуации бытия – в – мире, и эта ситуация оказывается местом, «из» которого развертывается воображение. Исходя из этого ключевого момента, присущего теории самого же Сартра, в статье делается предположение о возможности переакцентировать феноменологическое исследование воображения с феноменологии «чистого» сознания Гуссерля, а также с феноменологической онтологии в версии Сартра на феноменологическую онтологию Dasein (представленную в аналитике человеческого бытия у М. Хайдеггера), и мыслить образ и воображение в феноменологической онтологии в категориях пространства, простора, места, мира. Эта переакцентировка (предпосылка которой, как говорилось выше, содержится в теории воображения самого же Сартра) должна преодолеть в рамках феноменологического исследования воображения жесткую противопоставленность и конфронтацию мира и сознания, каковая является определяющей в концепции Сартра.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"