Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Национальный характер и менталитет"
Национальный характер и менталитет
Копцева Н.П. - Некоторые концепты социальных идеалов русской философии Серебряного века c. 47-59

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.3.11325

Аннотация: Предмет исследования - возможности русской философии Серебряного века для конструирования современного российского метафизического проекта. Анализируются категории и термины, в которых проявлены социальные идеалы русской философии. Для анализа выбраны концепты солидарности, субстанциального деятеля. Концепт "солидарность" связан в русском философии с идеями социализма, он разрабатывается в той ветви русской философии, которая идет от А.И. Герцена, М.А. Бакунина. В конце XIX в. западные философские термины претерпели большое изменение в русской интеллектуальной среде. Они наполнялись содержанием, связанным с моральными ценностями, которые в русской религиозной философии имеют абсолютный характер. Представляется, что такие новые понятия были разработаны С.Н. Булгаковым и Н.О. Лосским. В контексте метафизического проекта России обращает на себя внимание концепт Н.О. Лосского "субстанциальный деятель". Основным методом исследования выступает категориально-понятийный анализ философских текстов русский мыслителей XIX - первой трети XX вв. Используется метод выделения концептов, концептуальный анализ. Применяются элементы методологической стратегии, связанной с выделением идеальных типов (по М. Веберу). Представляется, что термин «субстанциальный деятель» может быть использован для моделирования «мы-идентичности» российской нации. С одной стороны, этот термин не несет на себе отпечатка никакой старой идеологии (ни классовой, ни шовинистической). С другой стороны, сообщество субстанциальных деятелей, которые имеют особые общие устремления и особые формы творческой деятельности, является концептом, выстраивающим именно позитивную российскую коллективную идентичность. Различные формы общения между собой субстанциальных деятелей есть различные межэтнические и межконфессиональные связи, которые образуют единую российскую нацию. С помощью концепта «субстанциальный деятель» возможно говорить о единстве субъекта и объекта познания, поскольку познание в таком случае есть каждый процесс общения субстацниальных деятелей. Весь единый Космос включен в процессы познания и самопознания через творческое со-трудничество своих субстанциальных деятелей (от атома до Вселенной, от человека как сложного организма до планетарного человечества).Таким образом, метафизический проект России, совокупность ее идеалов должна быть проявлена на языке и с помощью концептов, разработанных в русской философии Серебряного века. Не до конца раскрытый потенциал русской философии позволит проявить различные концептуальные установки. Ее богатый понятийный аппарат способствует системному оформлению нашего метафизического проекта и его презентации вовне.
Щупленков О.В. - Императивы национальной идеи c. 122-164

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.2.329

Аннотация: В статье показано, что национальная идея России неотделима от идеалов русской культуры и русской философии, императива перехода российского государства к ноосферно-экологическому социализму. История России — это процесс сверхсознательного и сознательного, полусознательного и бессознательного, адекватного и искаженного воплощения духом народа идеи нации в определенные социальные идеи и государственность. Каждая последующая государственная форма национальной идеи России в той или иной мере содержит в себе исторический опыт предшествующих форм. В основе национальной идеи России и ее идеологии должны лежать российские национальные ценности, базовые цели национальной стратегии и цели достижения высокого качества жизни россиян, их достойная жизнь и государственные приоритеты поддержки российской семьи, честного труда и нравственности национального бытия, а также демократические основы российской государственности, которые должны стать результатом собственного выбора и развития современной России.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Национально-культурная идентичность в контексте философской традиции диалога культур c. 183-244

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.8848

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению процесса социокультурного развития. В рамках этой темы автора интересуют движущие силы данного процесса, важнейшей из которых является взаимодействие с другими культурами. Представлен анализ культурных изменений, стимулированных диалогом с другой культурой, а также показан их неоднозначный характер.Транслированные в процессе диалога культур инокультурные идеи, опыт, знания подвергаются в новой культурной среде разнообразным интерпретациям и новым «прочтениям», в результате чего возникает неизбежная многозначность, и воспринятое культурой-реципиентом получает инновационное развитие. Процесс интерпретации воспринимаемой традиции может изменить ее либо до неузнаваемости, либо до такой степени, что она существенно будет отличаться от аутентичной.Диалог культур включает в себя трансляцию инокультурных элементов от одной культуры к другой, их «закрепление» на инородной «почве», творчество в манере иной культуры, синтез «своего» и «чужого», «исконного» и «заимствованного» и создание чего-то принципиально нового.По мере развития диалога с иной культурой все больше элементов «чужого» теряют характер экзотической и труднодоступной удаленности. Как только «чужое» становится познанным, оно неизбежно растворяется в «своем», расширяя тем самым его границы.
Сиземская И.Н. - Идеи национального мессианизма: ловушки и позитивные основания историософской рефлексии c. 388-421

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.642

Аннотация: В статье рассматривается история и философское содержание мессианской мифологемы «Москва – третий Рим» в связи с процессом формирования национального самосознания, анализируются ситуации, при которых идеи мессианизма, религиозного провиденциализма рождают феномен ложного национального самосознания, становятся аргументом имперской идеологии, провоцируют противостояние власти и общества. Исследование проблемы включается в контекст истории отечественной общественной мысли. Обращаясь к анализу метафизики национального мессианизма, автор выявляет векторы влияния идеи Москвы как третьего Рима на проблемное поле отечественной философии, на те пересечения мифологемы с историософскими проблемами, которые становились точками роста или, напротив, «ловушками» на пути развития русской философии истории и философии в целом. Отдельное внимание уделяется процессу трансформации русского мессианизма в миссианство, что произошло с мифологемой «Москва – третий Рим» в середине XIX века, когда ведущими мотивами философских изысканий стали поиски культурных отношений России и Европы под знаком идеи «XIX век принадлежит России!».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"