Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Политическая философия"
Политическая философия
Зайцев А.В. - ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА И ДИАЛОГИКА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ c. 1-53
Аннотация: В статье рассказывается античных истоках диалогики гражданского общества, как способа дискурсивного отыскания истины социально активными гражданами древнегреческого полиса. Наряду с традицией сократического диалога, рассматриваются дискурсивные практики софистического и агонального диалога. Рассматривается «диалогический поворот» и отход в философской рефлексии от анализа субъект – объектных отношений к осмыслению субъект – объектного взаимодействию, от монолога к диалогу в виде интерсубъективной коммуникации. Эти философские предпосылки создают теоретико - методологическую основу для переосмысления демократических практик интеракции государства и гражданского общества. Это и создает основу для формирования новой отрасли философско-политического знания, названной автором «диалогика гражданского общества.
Борисенков А.А. - О политическом сознании c. 1-29

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.4.227

Аннотация: в статье исследуется политическое сознание как особый вид сознания, раскрывается его сущность и неразрывная связь с политическими знаниями, предлагается его определение. Обосновывается необходимость отделения политического сознания от идейного сознания, а тем самым от идеологий, с ним связанных. Это способствует преодолению ошибочных представлений, сложившихся о политическом сознании. Анализируются виды политических знаний, а также противоречия, существующие в классификации этих знаний.
Чижков С.Л. - Б.Н.Чичерин о свободе, праве и конституционном вопросе в России. c. 24-40

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.12.1743

Аннотация: Предметом исследования является трансформация политической и философско-правовой концепция Б.Н.Чичерина в 70-е годы XIX столетия. В эти годы Чичерин являлся активным участником дискуссий относительно дальнейшего конституционного развития России. Противостояние либеральной и демократической концепции будущей конституции, а также целый комплекс вопросов, касающихся вопросов развития политических прав и свобод, формирования представительного правления, все это стало предметом рассмотрения в ключевой работе Чичерина «Конституционный вопрос в России». В статье особое внимание уделяется анализу тех изменений в политической философии Чичерина, которые произошли в эти годы. В основу методологии исследования положен сравнительный анализ эволюции базовых понятий политической философии Чичерина на основе исследования не только опубликованных им работ, но и документов из его архива. В рамках данного исследования была показана эволюция политической концепции Чичерина в сторону более последовательного либерализма. В статье анализируется его концепция постепенного перехода России к представительному правлению на базе реформирования уже существующего органа государственной власти (Государственного совета). В статье также показано формирование у Чичерина новой концепции политической жизни, целью которой он считает утверждение правды в общественных отношениях.
Базалук О.А. - Теория войны и мира c. 28-52

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.6.19263

Аннотация: Предметом исследования автора является теория войны и мира. По мнению автора проблема войны и мира берет начало в природе человека – в его психике. Именно поэтому, эмпирическую и теоретическую основу исследования составляют факты и закономерности: а) нейронаук, психологии и социальной философии; б) геофилософии; в) военной истории и истории военного искусства. В статье автор последовательно решает две задачи: определяет аксиоматику теории войны и мира, и формулирует её основные утверждения. В статье использованы диалектический метод, системно-структурный, структурно-функциональный, а также методы: сравнения, анализа и синтеза. Методологический базис теории войны и мира составляет расширенная методология геофилософии, включающая в себя помимо классических методов: политической философии, культурологии, этнологии, экономики и географии, методы нейронаук, психологии и социальной философии. Как закономерные проявления усложняющейся структуры и функций нейронных ансамблей подсознания и сознания, война и мир являются способами достижения регуляторного компромисса между проявлениями активного начала, которое изначально заложено в основу психики человека, и влиянием внешней среды – естественным отбором; между усложняющимися потребностями псипространства – совокупности психик в масштабах Земли и возможностями их удовлетворения; между провозглашенной идеей, которая объединяет псипространство, и возможностью её реализации. Войной и миром регулируется качественный состав и проявления псипространства: снижается количество психик, чья структура предрасполагает к агрессии, и увеличивается численность психик, чьи проявления направлены на интеграцию и кооперацию. История Европы ХХ – начала ХХI столетия является наглядным примером того, как усложняющаяся структура и функции психики войной и миром изменила качественный состав псипространства Земли и его проявления.
Гаршин Н.А. - Феномен идеологии в контексте кризиса символического. c. 34-45

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.19715

Аннотация: Предметом исследования является существование классических идеологий (консерватизм, либерализм, социализм, национализм) в современном мире и их взаимодействие с современными общественными движениями и их идеями в контексте кризиса символического. в статье ставится вопрос о судьбе феномена идеологии, необходимости тех или иных изменений в пространстве дискурса идеологий и современных общественных движений. особое внимание в статье уделяется о соответствии модернизированных идеологий своим основам, причинам расцвета и угасания тех или иных идеологий в современных условиях. Основным методом исследования является компаративистский анализ и функционализм. кроме того, применяется диалектический подход и принцип историзма. Актуальность исследования состоит в том, что ввиду указанных выше свойств идеологии, наряду со старыми, устоявшимися идеологиями, возникают новые, положение которых до конца не прояснено, как неясна их роль и влияние на локальные и мировые социально-политические процессы. Вместе с тем, ввиду роста значений масс-медиа и интернета, подобные явления и общественные движения заслуживают и даже требуют особого внимания, поскольку в современной напряженной политической ситуации, те или иные неосторожные действия в одной точке планеты способны спровоцировать цепную реакцию по всей земле. Основным методом исследования является компаративистский анализ и функционализм. кроме того, применяется диалектический подход и принцип историзма. В статье ставится вопрос о судьбе феномена идеологии, необходимости тех или иных изменений в пространстве дискурса идеологий и современных общественных движений. Особое внимание в статье уделяется о соответствии модернизированных идеологий своим основам, причинам расцвета и угасания тех или иных идеологий в современных условиях. Актуальность исследования состоит в том, что ввиду указанных выше свойств идеологии, наряду со старыми, устоявшимися идеологиями, возникают новые, положение которых до конца не прояснено, как неясна их роль и влияние на локальные и мировые социально-политические процессы. Вместе с тем, ввиду роста значений масс-медиа и интернета, подобные явления и общественные движения заслуживают и даже требуют особого внимания, поскольку в современной напряженной политической ситуации, те или иные неосторожные действия в одной точке планеты способны спровоцировать цепную реакцию по всей земле
Воропаев Д.С. - Цивилизационный процесс на Западе и на Востоке c. 37-51

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.8.19815

Аннотация: Предметом настоящего исследования является цивилизационный процесс на Западе и на Востоке (в Китае). Внимание уделяется социокультурным феноменам, сближающим Запад с Китаем, в частности: вытеснению антропоцентрического дискурса космоцентризмом в сфере этики, религии и идеологии; уплощению когнитивного ландшафта общества потребителей, технологии тотального контроля и ментальной манипуляции; постлиберальному демонтажу частной жизни, частной собственности, а также и социального государства, в отсутствие референта, СССР. Фиксируется близость Западной технологической инновационной системы матрице конкретно-символического мышления. Исследование осуществлено с позиций цивилизационного подхода, принципа лингвистического детерминизма, при помощи методологии структурализма, а также метода эстетической верификации идеологических доктрин К. Леонтьева. В оборот гуманитарных дисциплин введен термин коинволюции и указана точка коинволюции двух доминирующих цивилизаций: в перспективе сосуществования на основе релятивной символической реальности — в когнитивном плане для Китая первичной, а для Запада вторичной. Обоснованы риски «ученической» стратегии для Китая, связанные с ростом прослойки билингв и возможность сценария цивилизационного «дара» Китая миру в случае реформы языка по аналогии с Японией.Выводы: 1) По сравнению с коллективным субъектом, Китаем, на поле «архаики» Запад слишком молод. Китаю приходилось обуздывать конкретно-символическую коммуникацию ценой концентрации всех усилий культуры и политики, выстраивая вокруг нее саму цивилизацию. 2) Когда символически релятивный космос когнитивно первичен, индоктринация органична, а потому более конструктивна для сферы политического, нежели тогда, когда речь идет о когнитивно вторичной реальности симулякров, вдобавок, смешивающейся с еще не изжитым абстрактно-символическим объективно-ценностным наследием. Результат смешения – затратная связка фарса и социальной апатии. Цивилизация потребителей симулякров имеет много общего с цивилизацией «потребителей иероглифов», но уступает последней в конкурентоспособности.
Мюрберг И.И. - История как «аналитическое занятие» (развитие концепции «исторического времени» в современных науках о природе и обществе) c. 50-74

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.4.18500

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению новых, зародившихся в ХХ в. подходов к пониманию истории, исторического времени. Поиск современных ответов на вопрос: «Что такое история?» начался с параллельных новаторских исследований физиков и философов и продолжался на всем протяжении ХХ в. Каждая из принявших участие дисциплин шла к новому пониманию собственным уникальным путем. Цель исследования – показать трансдисциплинарный характер сформированной концепции, ее центральных понятий (необратимого времени, исторического события), а также уделить особое внимание сингулярности теоретических решений, найденных на стыке ХХ и ХХI вв. политической философией. Статья может быть рекомендована в качестве пособия для углубленного изучения современной политической философии, а также сегодняшнего состояния трансдисциплинарных исследований Методологической основой работы является сочетание аналитического и нарративного подходов, призванное обеспечить максимальную полноту освещения названной тенденции; эти методы дополняет сравнительно-исторический подход. Результаты, полученные при изучении сложившейся трансдисциплинарной концепции, позволяют сделать вывод о том, что именно политической теории принадлежит в настоящее время исследовательская инициатива. В частности, дано теоретически внятное объяснение того факта, что философская аналитика как метод неодинаково эффективна в применении ее к разным элементам изучаемого процесса (политического события).
Борисенков А.А. - О демократической политической культуре и политическом прогрессе c. 53-74
Аннотация: В статье раскрываются особенности демократической политической культуры. Показано, что она осуществляется посредством деятельности представительной демократии и заключает в себе правила принятия руководящих решений, обусловленные демократией. Рассматривается положение о том, что демократическая политическая культура является фактором систематизации политической жизни и демократизации политического влияния, а в результате фактором политического прогресса. Характеризуется роль политической культуры в социализации людей.
Балаклеец Н.А. - Война, политика и субъект: философия военной деятельности Карла Клаузевица c. 55-70

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.2.18715

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является концепция войны Карла Клаузевица, представленная в его работе «О войне» (“Vom Kriege”). В статье обосновывается значимость теоретического наследия немецкого генерала для современного философского дискурса. Подробно рассматриваются такие элементы теории Клаузевица, как взаимосвязь войны и политики, структура и характеристики военной деятельности. Особое внимание автор уделяет темпоральным аспектам военной деятельности, а также анализу ее субъекта. Опираясь на многочисленные, в том числе, не переведенные на русский язык, теоретические источники (Р. Арон, Г. Мюнклер, У. Клеемайер, В. Палавер, Р. Жирар, М. Фуко, Дж. Ло и др.), автор эксплицирует эвристический потенциал и методологическую значимость идей Клаузевица применительно к современному состоянию общества. Наряду с общетеоретическими методами исследования в статье используются постструктуралистская и герменевтическая методология, а также метод сравнительного анализа философских учений. Новизна исследования заключается в выявлении многообразных философских аспектов, имплицитно представленных в теории войны Клаузевица, в том числе, методологического характера. Автор приходит к выводу о сложном и неоднозначном характере взаимодействия войны и политики, анализируемого в тексте “Vom Kriege”. Особый вклад автора заключается в экспликации биополитических идей в учении немецкого теоретика, а также в обосновании релевантности категории субъекта в трактовке Клаузевица современной философии управления.
Мишурин А.Н. - Экзотерическое учение c. 61-80

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.9.16317

Аннотация: Эта работа известного американского политического философа Лео Штрауса посвящена сохранению традиции деления посланий философских текстов на экзотерические (публичные) и эзотерические (тайные) в творчестве Г. Лессинга. Данный труд продолжает цикл статей, посвященных вопросу экзо- и эзотерики, вводя новые критерии деления между ними, а значит – обновляя, дополняя «правила внимательного чтения», предложенные Штраусом в «Преследование и искусстве письма» и в «О забытом виде письма», а также в некоторых других его работах. Штраус пытается понять причину, заставившую исследователей XIXв. – в частности столь именитого исследователя античности как Ф. Шлейермахер – отказаться от традиционного деления философских учений на экзо- и эзотерические. Он находит ее в либерализации «современных» взглядов – в проникнувшей в ряды историков философии мысли о всесилии разума и результирующим в ней равенстве между познавательными способностями всех людей. Деление на экзо- и эзотерику изначально предполагает деление аудитории философского текста на читателей, способных к постижению его смысла и не способных к такому усилию. Античная философия, а вслед за ней и Лессинг придерживаются данного деления – современная философия его отвергает. А, следовательно, отвергает и «излишнее» деление посланий философских текстов на экзотерические и эзотерические. Штраус резко осуждает такое заключение – обвиняя «современников» в отказе от «благоразумия» свойственного философам прошлого, в том числе и самому Лессингу.
Кучинов А.М. - Анализ социокультурных факторов политики: поиски новых теорий и методов c. 72-121

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.2.412

Аннотация: Данная статья является продолжением исследовательского цикла по теориям влияния социокультурных факторов на политический процесс, переработанной версией статьи «Подход к анализу политического процесса через его взаимосвязь с социокультурной динамикой – альтернатива подходу „политической культуры”», поданной в научный журнал «Философия и культура». В настоящей статье предпринята попытка обзора, анализа и синтеза разных методов и подходов из политологии, психологии, географии, биологии, этнологии, социологии, философии и других наук, изучающих влияние социокультурных факторов на политику. Делается приоритет на слабоосвоенные отечественной наукой подходы и методы. Приводятся примеры интеграции разных наук – политологии с философией, географией, психологией, биологией; аргументы за применения математических методов в исследовании социокультурных факторов политики. Сделан акцент на недопустимости сведения всех общественных процессов к одному фактору, редукционизму разных видов, показана недостаточность господствующих современных «цивилизационного» и «поведенческого» подходов.
Мишурин А.Н. - Философия как строгая наука и политическая философия c. 82-99

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.8.16318

Аннотация: В данной статье Лео Штраус касается проблемы отношения политической философии и политики. В современности политическая философия потеряла универсальный характер, политика, напротив, приобрела его. Этот фундаментальный сдвиг Штраус связывает с влиянием философии Мартина Хайдеггера и его «радикального историзма». Радикальный историзм Хайдеггера отвечает своему времени – времени, господствующей мыслью которого становится идея о границах истории. В этом контексте Штраус упоминает Гегеля – и его концепцию о конце истории, а также Ницше и Маркса – и их представления о начале истории. Хайдеггер так же, как Ницше и Маркс считает свою философию прелюдией к началу истории – как выражается Штраус «абсолютным», то есть поворотным ее моментом. Однако именно такое отношение лишает всю прежнюю философию вообще и политическую философию в частности ее притязаний. Радикальный историзм делает философию зависимой от момента ее появления – от исторических условий, которым она бессознательно подчиняется. В попытке избежать «конца философии», Штраус начинает свое движение назад. В данном случае обращаясь непосредственно к учителю Хайдеггера – Э. Гуссерлю и его работе «Философия как строгая наука».
Давыдов О.Б. - Либеральный мультикультурализм и коммунитаристский мультикультурализм: спор о сообществе c. 87-92

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.1999

Аннотация: Предметом исследования является философский мультикультурализм в его либеральной и коммунитаристской версиях. Объектом исследования выступает различие в онтологических основаниях двух философских дискурсов – между индивидуумом и сообществом.Описаются и анализируются основные моменты теоретической дискуссии между представителями либерального и коммунитаристского мультикультурализма, которая происходила в западной академической среде в последней трети XX века. Для либералов ключевой задачей является защита индивидуальных прав и свобод, тогда как для коммунитаристов основной задачей является защита сообщества, как базового элемента культурного разнообразия. Применяемая компаративистская методология позволяет выявить сильные и слабые стороны каждой из сторон философской дискуссии о природе социокультурного разнообразия Результатом проведенного исследования является установление актуальности и перспективности дальнейшего развития коммунитаристской мультикультурной стратегии. Применение коммунитаристского подхода к исследованию и трансформации социокультурного разнообразия современных обществ может стать основой для выработки условий гармоничного сосуществования различных культурных сообществ в рамках единого социального пространства.
Кожуховский П.С. - Тед Флеминг "Признание в работе Акселя Хоннета: Значение теории трансформационного обучения." (Перевод) c. 96-110

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.1.17371

Аннотация: Высокорациональное и абстрактное рассуждение Хабермаса, связанное с демократическим волеобразованием вместе с правилами вовлечения в такие рассуждения повлияли на теорию трансформационного обучения. Коммуникативная деятельность и критическая рефлексия требуют активности. Условия, позволяющие рассуждать это способности к взрослому обучению, например развитие критической рефлексии наравне со способностью принимать участие в «критических диалектических рассуждениях, включающих оценку допущений и ожиданий, поддерживающих веру, ценности и чувства» [1, с. 60]. Эти трудности, по крайней мере частично, привели к другому пониманию трансформационного обучения, как например у Бойда и Мейера [2], а так же у Тейлора [3]. С самого начала Мезироу [4] близко объединил трансформационное обучение с проектом кри-тической теории и демократического волеобразования, описанным Хабермасом. Джефферсон, Маркс, Грамси, Дювей и Максин Грин отмечали, что демократическое участие является важным средством саморазвития и производит личностей которые более толерантны к изменениям, чувствительны к взаимности, более способны к моральному размышлению и более приспособлены к саморефлексии [1, с. 60]. Дювей понял что демократия «обязательно возникает из условий бывшей интерсубъективности социальной жизни.» [5, с. 767]. Трансформационную теорию критикуют на основе отсутствия у неё базового правильного пони-мания социального измерения в обучении [6], что побуждает объяснять и далее развивать эту теорию [1]. Высокий уровень рациональности, требования критической рефлексии, выгода развития демократических обязательств и большой критицизм индивидуализма Мезироуского понимания обучения может быть лучше понято при изучении работы Акселя Хоннета. Эта работа раскроет идеи Хоннета как путь развития диалога об этих вопросах.
Федорова Ю.Е. - Ислам в восприятии современного европейского сообщества: стереотипы и реальность c. 99-125

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.7.13036

Аннотация: В статье рассматриваются взаимоотношения европейцев и мусульман в исторической перспективе и на современном этапе. Автор показывает, каким образом в Европе сформировался отрицательный образ ислама и отмечает, что изначально тому способствовали объективные причины (религиозные войны, экспансионистские притязания арабского Халифата, а затем и Османской империи и т.п.), а впоследствии к ним примешивались факторы субъективного или идеологического характера. И как следствие формировавшегося веками отношения к мусульманам как к чужакам вполне закономерно возник ряд стереотипных представлений относительно современных мусульман, их вероисповедания и культурных традиций. Эти стереотипы существенно обостряют и без того напряженную социально-политическую обстановку в странах ЕC и заставляют вновь и вновь задаваться вопросом о возможности или принципиальной невозможности позитивной интеграции мусульман в европейское сообщество. Используя методологию исторического и понятийного анализа, автор анализирует ряд широко распространенных стереотипных представлений, сложившихся в европейском сообществе в отношении мусульман и касающихся социально-политического, юридического (правового) и религиозно-этического аспектов межкультурных взаимоотношений. В фокусе исследования – во-первых, политизированное представление об исламе как о мощной деструктивной силе и главном источнике мировой террористической угрозы. Во-вторых, убеждение в том, что ислам не знает понятия равенства и свободы в европейском понимании этих правовых категорий. В-третьих, восприятие исламской культуры как всецело религиозно детерминированной и стремящейся навязать Европе собственные ценности. На закрепление данных стереотипных представлений оказывает влияние целый комплекс причин: религиозно-культурные и этнические особенности, идеологические факторы, политические мотивы, социально-экономическая ситуация и т.д. И потому искать объяснение в конфликте культур (европейской и мусульманской), отделенных друг от друга непроницаемыми границами этно-конфессиональных различий, не представляется продуктивным с научной точки зрения.
Борисенков А.А. - О политической культуре как способе политического бытия c. 102-128
Аннотация: В статье раскрывается сущность политической культуры, анализируются подходы к её толкованию, сложившиеся в современной политической науке. Обосновывается положение о том, что политическая культура является разновидностью общественной, объективно существующей культуры, которая состоит в формирующей политику технологии, представленной правилами принятия руководящих решений. Выясняются также основные виды политической культуры, благодаря которым сформулирован особый закон её существования.
Федорова Ю.Е. - "Женский вопрос" в исламе: дискурс о статусе женщины в современном исламском обществе c. 102-128

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.10.1673

Аннотация: В статье анализируется современный научный дискурс вокруг так называемого «женского вопроса» в исламе. В первой части статьи рассматривается круг проблем, связанных со стереотипными представлениями о всецело «бесправном» положении мусульманок, а также выявляются истоки формирования этих представлений в России и на Западе. Вторая часть статьи посвящена изложению альтернативных точек зрения на указанную проблему, как ученых-мусульман так и их европейских коллег, а также вопросу о концепции равенства в исламе в сопоставлении с западным его пониманием. В основе исследования лежит методология сравнительно-исторического и понятийного анализа, а также метод анализа данных социологических опросов и работ по гендерной проблематике в исламе. Автор приходит к выводу, что ислам – это не всегда подавление женщин, как это порой выглядит, если мы продолжаем мыслить стереотипами. Скорее наоборот, в современном мире ислам не закрепощает женщину, а предлагает для нее собственную систему социально-правовых координат, в основе которой лежит принцип функциональной дифференциации полов и специфически исламское понимание равенства.
Угрин И.М. - Между правом и правдой: о некоторых особенностях русской гражданской культуры c. 123-152

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.12.1420

Аннотация: Статья посвящена актуальному вопросу о становлении гражданской культуры. В ней рассматривается проблема гражданского сознания в ракурсе развития самого человека, эволюции его материальной и духовной природы. Процесс формирования гражданской культуры полагается незавершенным, находящемся скорее в зародыше, нежели достигшим апогея в своем движении. Анализируются особенности развития гражданской культуры в России. Она (гражданская культура) полагается неотъемлемой частью русской культуры. Ценности, постулируемые в ходе ее развития являются преломлением общероссийских ценностей, выработанных и вырабатываемых на протяжении всего исторического процесса. Подход к анализу специфике гражданского менталитета состоятелен лишь в том случае, если он учитывает специфику менталитета как такового, специфику культурной жизни народа в целом, не замыкаясь на частном. Одной из ключевых ценностей для российской гражданской культуры выступает ценность «правды». Правда – это особая категория, близкая русскому менталитету, которая включает в себя как понятие «истины», так и понятие «справедливости». Эта категория позволяет дать положительный ответ на вопрос о существовании российской цивилизации и определить некоторые ее особенности, в том числе обозначить ее отличие от западной цивилизации, ключевой ценностью для которой является ценность «права».
Летняков Д.Э. - Забыть о «войне культур»: почему нам необходима ревизия дискурса о миграции c. 124-148

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.5.15398

Аннотация: В статье рассматривается проблема интеграции среднеазиатских мигрантов в России. Исследуя роль религии в обществах постсоветской Центральной Азии (главным образом в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане - странах, которые являются основными донорами рабочей силы для России), а также анализируя ценности и установки, которыми руководствуются мигранты, находясь в нашей стране, автор подвергает критике культур-центричность миграционного дискурса в России, предпочитающего оперировать концептами вроде «войны культур», «культурной чуждости мигрантов» и т. д. Среди основных методов, применяемых при написании статьи, можно выделить ряд сравнительных методов, в т.ч. метод сравнительно-исторического и сравнительно-политологического анализа, метод анализа документов и других текстов, относящихся к проблематике работы. Основные выводы исследования заключаются в следующем: говоря об интеграции мигрантов, необходимо рассматривать, прежде всего, не культурные факторы, а правовые и социально-экономические. Только вывод мигрантов из «тени», создание условий для их правовой защищенности, облегчение процедуры легализации и прочие практические меры могут способствовать реальной интеграции мигрантов в российское общество. Рассуждения же об иной культурной и религиозной идентичности приезжающего на работу населения лишь уводят нас в сторону от настоящих проблем.
Борисенков А.А. - Особенности политического развития c. 171-198

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.445

Аннотация: в статье рассматривается понятие политического развития, раскрывается сущность, этапы, способы, основы и формы этого развития. Показана неразрывная связь политического развития и политической жизни. Обосновывается положение о том, что политическая жизнь составляет один из способов политического развития, который выступает как политическая эволюция. На основе изучения структуры политического развития формируются представления об основах и формах политической жизни, а также факторах её разрушения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"