Философская мысль - рубрика Материя и движение
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Материя и движение"
Материя и движение
Тюгашев Е.А. - Социокультурное понятие деятельности c. 1-25

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.6.15753

Аннотация: Предметом исследования является определение содержания понятия деятельности на основе обобщения частных ее понятий, которые используется в различных сферах мышления — в обыденном мышлении, философии и различных научных дисциплинах («жизнедеятельность», «орудийная деятельность животных», «мышечная деятельность», «циклоническая деятельность», «каталитическая деятельность», «вулканическая деятельность», «высшая нервная деятельность», «сердечная деятельность и др.»). В связи с множественностью терминов и лексем, составной частью которых является слово «деятельность», возникает вопрос: имеет ли это слово определенный смысл? Ведь, не исключено, что мы сталкиваемся с омонимией и слово «деятельность» используется в разных, не связанных между собой смыслах. Но, с другой стороны, возможно и то, что, говоря о «вулканической» или «игровой» деятельности, наблюдатель отмечает те же признаки, что зафиксированы и в общем представлении о деятельности. Таким образом, возникает вопрос о существовании общего понятия «деятельность». Как возможно понятие «деятельность»? Обсуждение данного вопроса и составляет задачу данной статьи. Конструирование деятельности как абстрактного объекта на основе выделения общих признаков, фиксируемых в понятиях деятельности, сформированных в различных областях культуры совершается на основе выдвинутой И.С. Алексеевым методологической установки на социокультурное согласование содержания понятий научных дисциплин и других подсистем культуры. Горизонт социокультурного подхода позволяет охватить разнообразные концептуализации деятельности и выразить общее в них. Понятие, отображающее деятельность как абстрактный предмет, может рассматриваться как социокультурно-общее понятие, используемое для раскрытия определенных свойств конкретных форм деятельности в разных областях мышления. Новизна исследования заключается в том, что продемонстрирована антропологизация философских определений деятельности, сводящих ее к человеческой деятельности. Выявлен круг естественнонаучных понятий деятельности, относящих ее к различным природным явлениям. Обращено внимание на общефилософское понятие деятельности в работах Канта и Гегеля. Предложено понимать деятельность как особый тип движения - как рефлексивное движение (с использовании термина рефлексия в его первоначальном и употребляющемся в естествознании значении - как отражения).
Жульков М.В. - Феномен энергии в истории человеческой мысли c. 1-18

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.6.18923

Аннотация: Предметом исследования является история изучения энергии: в индуизме, античности, понимание энергии в физике, представления П. Тейяра де Шардена, психическая энергия Живой этики, закон сохранения энергии, энергетизм В. Оствальда, формула А. Эйнштейна (полной энергии вещества), взгляды Ф. Энгельса и К. Э. Циолковского, учение В. И. Вернадского о биогеохимической энергии, энергоэволюционизм М. Веллера, энергокосмизм. В статье рассматриваются энтропийные процессы неживой природы, антиэнтропийные в живой и сбалансированные – в системах, обладающих разумом. Утверждается необходимость освоения небиосферных источников энергии, значение субъективного фактора в решении экологической и энергетической проблем, для развития автотрофности человечества. Автор приходит к выводу, что энергия есть то, что вносит изменения на всех уровнях, начиная с сущности объекта и кончая физическими явлениями. Понимание энергии в постнеклассической парадигме науки должно быть скорректировано так, чтобы включить, наряду с традиционными физическими, также и информационные, семантические и психические составляющие. В связи с этим необходимо перейти к типу мышления, в основе которого лежало бы целостное планетарное сознание, непосредственное ощущение целого – ноосферное сознание. На основе ноосферного сознания человек сможет перейти на новый способ отношений с природой, создать биосферосовместимую энергетику, которая станет энергетическим фундаментом социальной автотрофности и ноосферного развития.
Багрова Е.В. - Философская парадигма взаимосвязанных дисбалансов c. 29-36

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.1.21918

Аннотация: Предметом данной статьи является спецификация философской парадигмы взаимосвязанных дисбалансов. При этом, целью является не столько введение в научный оборот новой философской парадигмы, сколько спецификация самой сущности взаимосвязанных социальных дисбалансов и их роли в общественном развитии. Ранее дисбалансы определялись в различных науках по-разному, единого определения и философской парадигмы как таковой не существовало. В то время как в данной статье автор предполагает, что многие разрозненные дисбалансы взаимосвязаны на сущностном уровне. Для достижения поставленной цели автором были проанализированы источники, определяющие дисбалансы в различных сферах, концепции общественного договора и политического реализма, а также некоторые аспекты современного социально-философского развития. В результате, было сформулировано, что структурный кризис социальных дисбалансов представляет собой единовременно рассогласованность трендов и различных количественных и качественных показателей, измеряющих развитие общества; перевес отдельных групп населения или же видов производственной деятельности; а также некоторое состояние общества, совокупность внутренних и внешних противоречий которого не дают ему развиваться в прогнозируемом модусе.
Урсул А.Д. - Формы темной материи и глобальная эволюция c. 96-170

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.583

Аннотация: В статье рассматриваются трансформации в естественнонаучной картине мира в связи с открытием темных сторон Вселенной (темной энергии и темной массы). Считается, что проблема темной энергии является одной из наиболее таинственных загадок мироздания и кардинальных проблем современной науки. Эта необычная форма бытия космической материи пока что слабо вписывается в созданную в последнее время «вещественно-эволюционную» научную картину мироздания и еще мало исследована в связи с весьма актуальной сейчас проблемой глобальной эволюции во Вселенной. Предлагается темную энергию и темную массу считать двумя видами, или формами материи в дополнение к веществу, которые имеют разную природу и характеристики. В темной энергии, интерпретируемой как космический вакуум, составляющей почти три четверти Вселенной, по предположению космологов, материя существует без каких-либо изменений и движения. Это противоречит положению философии о связи материи и движения и автор обсуждает проблему, как можно разрешить это противоречие, если принять точку зрения космологов. Показано, что однозначного ответа на поставленный вопрос о связи материи и движения получить пока не удалось и на него сможет ответить лишь наука и основанная на ней философия будущего. Также рассматривается воздействие форм темной материи на глобальную (универсальную) эволюцию, наличие или отсутствие информации в формах темной материи и особенности исследования этих форм.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.