Философская мысль - рубрика Спектр сознания
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Спектр сознания"
Спектр сознания
Иванов Е.М. - Гипотеза об экстрасоматической природе памяти c. 1-69

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.792

Аннотация: В статье рассматривается гипотеза (высказанная в свое время Анри Бергоном) об экстрасоматической (внетелесной) природе некоторой составляющей долговременной памяти человека. Согласноданной гипотезе, по крайней мере некоторая часть долговременной памяти существует не в виде актуально существующей в мозге энграммы (записи), а существует в форме прямого доступа к прошлому (в виде прошлых состояний мозга или сознания). Дано обоснование этой гипотезы с позиции психологии, нейронауки и философии. Рассмотрены возможные механизмы экстрасоматической памяти в контексте авторской концепции «сознания в квантовом мире». Данная концепция является развитием модели отношения сознания и квантовой реальности Эверетта-Менского. Исследуются также некоторые дополнительные аспекты модели "сознания в квантовом мире", связанные с ролью мозга в осуществлении психических процессов, природой пространства и времени, а также рассматривается возможность использования данной модели для объяснения биологической эволюции .
Бинги В.Н. - Аргумент Д. Чалмерса от логической супервентности в объяснении феноменального сознания c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.4.35459

Аннотация: Предметом исследования является аргументация Д. Чалмерса в объяснении феноменального сознания — приватных качеств ощущений, или квалиа, — объяснении на основе дуализма низкоуровневых физических и высокоуровневых психических свойств мозга. Дуализм свойств в философии сознания означает, что сознание — это высокоуровневое свойство, супервентное на физических свойствах мозга. Чалмерс вводит понятие логической супервентности и объясняет феноменальное сознание тем, что психические свойства естественно, но не логически, супервентны на физических свойствах. Это составляет суть концепции натуралистического дуализма Чалмерса. Автор настоящего исследования рассматривает понятие супервентности в наиболее употребительной форме и определения логической и естественной супервентности.   Супервентность становится логической и/или естественной благодаря тому, что в ее определение входит модальный термин «возможность», допускающий различные толкования: возможность в силу естественных законов — номическая возможность, и логическая возможность. Автор показывает, что определение логической супервентности, которое опирается также и на понятие тождества, имеет смысл только в случае трансвременного, но не трансмирового тождества. Это обстоятельство существенно меняет смысл определения логической супервентности. Новизна исследования состоит в том, что показано, что в отличие от логической и естественной возможностей, логическая и естественная супервентности — это разные названия для одного и того же типа отношений. Основной вывод состоит в том, что натуралистический дуализм, утверждающий существенное их отличие, не в состоянии объяснить феноменальное сознание при помощи этой дистинкции.
Мёдова А.А. - Идея Бога как условие работы разума в трансцендентальной теологии Канта c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8728.2024.2.69754

EDN: ACWZQN

Аннотация: Согласно И. Канту, рефлексируя реальность, разум неизбежно приходит к представлению о сущности, обладающей высшим совершенством и абсолютно необходимой по своей природе. Идея Бога как высшей сущности рассматривается трансцендентальной теологией в качестве гипотезы чистого разума, без которой невозможно его практическое применение. Автор статьи исследует, почему и каким образом понятие Бога играет координирующую роль в работе спекулятивного разума. В этой связи обсуждаются структура и задачи трансцендентальной теологии Канта, ее проблематичность как формы познания, предпосылки возникновения идеи Бога в чистом разуме, возможность доказательства Его существования исключительно исходя из априорных понятий, проблема исключения эмпирических определений из представления о Боге и др. Идея Бога анализируется в свете формулируемых Кантом естественных задач разума, как необходимое условие возможности их достижения. Исследование выполнено на материале анализа кантовских текстов. Преимущественно это работы «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» (1763), Первая и Вторая критики, рукописи 1778-1780 годов (так называемые материалы к «Критике чистого разума»), Лекции по рациональной теологии зимнего семестра 1783/84 гг. В результате исследования показано, что идея Бога выступает как недоказуемое положение, которое, разум, тем не менее должен принимать, поскольку это необходимо для полноты его применения. Автор объясняет организующую роль понятия Бога его априорно-«генетической» связью с такими категориями чистого рассудка как реальность и необходимость. Понятие Бога «задействовано» в работе данных категорий и одновременно оформляется их применением. Оно позволяет, в конечном счете, мыслить порядок и целесообразность реальности и удовлетворяет требованию разума быть экономным в отношении числа объяснительных принципов. Особым вкладом автора в исследование темы является демонстрация специфики трансцендентального подхода к заявленной проблеме. Показано, что недоказуемость существования Бога является необходимым элементом трансцендентальной теологии. Сама же идея высшей сущности выступает в ней как предел, обозначающий границу возможностей разума. В этом отношении она продуктивна, так как позволяет производить процедуру идеализации применительно к сознанию и конструировать иной тип рациональности в границах нашего представления о собственном разуме.
Иванов Е.М. - Тупики натуралистических теорий сознания и выход из них. c. 13-38

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.6.30360

Аннотация: Предметом исследования является психофизическая проблема, ее натуралистические и ненатуралистические интерпретации. В связи с этим исследуются базовые проблемы философии сознания, решение которых в рамках натуралистических подходов к проблеме сознания представляется невозможным. Это проблема природы чувственных качеств («квалий»), проблема целостности феноменального сознания, проблема природы индивидуальности «Я» и проблема «каузальной способности» феноменального сознания. Далее исследуется проблема «редукции волновой функции» в квантовой механике с целью изучения связи этой проблемы с базовыми вопросами философии сознания. Методология исследования построена на принципе междисциплинарного синтеза (рассматриваются смежные вопросы философии квантово-релятивистской физики и философии сознания). Показано каким образом фундаментальные проблемы философии сознания могут быть конструктивно решены за пределами натуралистической парадигмы в рамках авторской концепции «сознания в квантовом мире», которая представляет собой модернизированную версию интерпретации квантовой механики Эверетта-Менского. Обоснована идея существования экстрасоматической компоненты функции сознания, связанной с механизмом «инсайта» и долговременной памяти.
Титлин Л.И. - Понятие субъекта в санкхье и дискуссия между буддистами и санкхьяиками в разделе «Атмапарикша» «Таттвасанграхи» Шанатаракшиты о существовании и свойствах атмана c. 14-25

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.9.31153

Аннотация: В статье рассматривается метафизическая система санкхьи и понятие субъекта в ней, затем автор обращается к полемике между буддистами и санкхьяиками как она дана в разделе «Атмапарикша» «Таттвасанграхи» Шантаракшиты (VIII в.) с комментарием «Панджика» Камалашилы. Предметом исследования является понятие субъекта в философской системе санкхья, как оно дано нам в "Санкхья-кариках" и разделе о полемике с санкхьей главы "Атмапарикши" "Таттвасанграхи" Шантаракшиты с комментарием Камалашилы. Объктом исследования являются "Санкхья-карики" и "Таттвасанграха" Шантаракшиты. В качестве основного в работе применяется классический историко-философский метод, предполагающий совмещение нескольких методологических подходов. Генетический подход, понимаемый как способ исследования философских концепций и понятий, основан на анализе их происхождения и развития. Он предполагает рассмотрение объектов в эволюционной перспективе, в динамике их исторического развития, в связи с чем требует установления начальных условий, главных этапов, основных тенденций и линий развития. Основная цель такого исследования – выявление связи изучаемых объектов во времени, изучение переходов от исторически более ранних форм философской (или даже предфилософской) рефлексии к исторически более поздним. Особым вкладом автора статьи в исследование темы является выполнение первого исследования в России и на русском языке вообще главы «Дискуссия с представителями санкхьи об атмане» раздела «Атмапарикша» (букв. «Исследование атмана») «Таттвасанграхи» Шантаракшиты с комментарием «Панджика» Камалашилы на основании собственного перевода с санскрита (впервые на русский язык).
Жульков М.В. - Энергетические аспекты сознания в философии XX века c. 15-28

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.4.18226

Аннотация: Предметом исследования является энергетическая парадигма в философии сознания XX века. Среди них такие концепции как: материалистическая, потока сознания У. Джемса, концепция А. Шопенгауэра, психодинамическая концепция З. Фрейда, концепция А. Бергсона, психической энергии Живой Этики, мозга как биокомпьютера Д. Лилли, термодинамическая концепция А. И. Вейника и модель Н. И. Кобозева, теория этногенеза Л. Н. Гумилева, биоэнергоинформационная картина мира, учение В. И. Вернадского о биогеохимической энергии, концепция глобального ноосферного сознания. Существующие концепции сознания автор классифицирует, используя системный подход и триаду «вещество – энергия – информация», предложенную И. В. Дмитревской. В результате существующие концепции разделяются на вещественно-субстратные, структурно-энергетические и информационные. Большинство существующих концепций сознания относятся либо к «вещественным», либо к «информационным». В статье показывается, что энергетические характеристики присутствуют во многих концепциях сознания XX века, и этот факт подтверждает фундаментальность энергетического подхода к изучению сознания. Энергетические концепции вместе с информационными и субстратными являются взаимодополнительными, и могут стать основой создания в будущем целостного учения о сознании. Одним из важных направлений исследований сознания является соединение энергетического подхода с ноосферным, что позволит объединить в рамках единого подхода физико-энергетические и субъективные, естественнонаучные и гуманитарные парадигмы сознания, адекватно описывать процессы формирования глобального сознания.
Максимов Л.В. - Редукция сознания к познанию как методологический принцип когнитивной науки и гуманитарных дисциплин c. 32-71

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.11.1377

Аннотация: Объектом исследования и критического анализа в данной статье является эпистемологический редукционизм – методологический подход, определяющий основное содержание и структуру когнитивной науки. Основу этого подхода составляет весьма распространенная в философии сознания и психологии идея о том, что человеческая ментальность (дух, психика) в целом и во всех своих проявлениях может быть сведена к знанию и познанию и, соответственно, описана и объяснена в терминах эпистемологии. В когнитивной науке указанный традиционный подход несколько видоизменился, язык классической эпистемологии уступил место понятийному аппарату теории информации, однако эти изменения оставили в неприкосновенности общую когнитивистскую трактовку сознания. Эпистемологическому редукционизму когнитивной науки в статье противопоставлен другой методологический подход – нонкогнитивизм, согласно которому сознание (дух, психика) включает в себя ряд феноменов, принципиально несводимых к знанию; это – эмоции, оценки, интересы, цели и т.д. Новизна исследования состоит в том, что оно позволило выявить и теоретически артикулировать характерную для «наук о духе» методологическую ошибку, а именно – односторонний когнитивно-информационный подход к сознанию, чрезмерно упрощающий его структуру и тем самым в значительной мере искажающий результаты научных поисков в этой области. Коррекция указанного методологического подхода с позиции антиредукционизма должна способствовать успешному продвижению науки в решении ряда актуальных проблем, в частности – прикладной проблемы «искусственного интеллекта», психофизической проблемы и некоторых других.
Габдуллин И.Р., Орлова Е.В. - Спонтанно-бессознательные формы мыслительных процессов: философско-психологические аспекты исследования c. 32-41

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.12.69262

EDN: RMHCVJ

Аннотация: Предметом настоящего исследования выбраны неосознаваемые элементы ментальной активности, связанные со сферой мышления. Целью данной статьи является анализ психологических и философских аспектов изучения конкретных аспектов формирования и функционирования мышления как высшей когнитивной способности человека, а именно в той части этой способности, которая проявляется в спонтанно-бессознательной форме. Одной из задач, требующих разрешения и возникающих в таком контексте, является постановка вопроса о том, считать ли указанные формы проявления мышления лишь следствием воздействия внешних факторов, или же это необходимый элемент процесса их формирования и функционирования. Ещё одной задачей, обусловленной спецификой выбранного предмета исследования, стал вопрос о выборе методологического контекста и перспективы дальнейших исследований. В качестве методологических подходов и методов, применяемых в ходе исследования задействованы как теоретические наработки классической философии и психологии, так и результаты современных философских и психологических исследований, что позволяет применить так называемый метод «систематического эклектизма», что отчасти позволяет актуализировать комплексный подход к такой сложной сфере исследований как феномен человеческого сознания. Актуальность исследования определяется тем, что не смотря на непреходящий интерес к проблемам функционирования человеческого мышления, его происхождение остаётся недостаточно исследованным с точки зрения его соотношения с бессознательными процессами человеческой психики. Одна из причин такой ситуации заключается в относительной дифференцированности, разрозненности в методологических походах. В качестве основных выводов в предпринятой попытке исследования обозначенных выбранной темой мыслительных процессов является положение о неразрывной связи, взаимообусловленности осознанных и бессознательных актов психики. При этом проявление спонтанно-бессознательной формы мышления закреплена соответствующим биологическим механизмом В качестве частного вывода по итогам проведённого исследования предлагается актуализировать уже имеющееся результаты, достигнутые в когнитивных науках как междисциплинарной области исследований проблем сознания и мышления.
Димитрова С.В. - О роли познания в сознательном действии c. 37-43

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.20387

Аннотация: Объектом исследования становятся ситуации, при которых эффективная, технологичная деятельность навязывает цели развития и стратегии поведения человеку и обществам. Предметом исследования является поиск и определение «режимов сознательности», направленных на становление личностного бытия. Устанавливается ограниченность интенциональных актов познания и самосознания, представляющих объективные значения о мире и человеке. Сознательность проявляется не в установленных значениях, а в возможности осмысления, позволяющей включать в содержание сознания все то, что было познано. В процессе исследования проводится анализ и интерпретация философской работы Иоанна Павла ІІ "Личность и поступок". Основным выводами проведенного исследования становится положение о том, что сознательность определяется не объективными критериями, установленными в процессе интенционально направленной познавательной активности, а рассматривается как способ бытия личности. В «режиме сознательного действия» личность проявляет себя и несет ответственность за собственные действия.
Алейник Р.М. - Познание и мировоззрения: натуралистская позиция c. 40-67

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.181

Аннотация: Предмет статьи – эпистемология с позиции нового натурализма в сопоставлении с понятием мировоззрения. Рассматриваются основные подходы к эпистемологии сложившиеся в классической и неклассической философской традиции, их достоинства и недостатки. Обсуждаются идеи натурализации эпистемологии (в особенности концепция Жан-Мари Шеффера) и то, как разворачивается исследование натуралистической концепции в философской антропологии и социально-гуманитарных науках. Натуралистический подход открывает новый взгляд на мировоззрение, дающий возможность гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой. Цель статьи - оценить достоинства этого подхода к эпистемологии. Методология работы - сравнительный метод, исторический подход, опирающийся на концепцию глобального эволюционизма. Этот подход позволяет устранить дихотомию природы и культуры. Работа может быть использована в общем курсе философии, в разделах “Предмет философии”, "Проблема человека в философии" и в курсе философии науки, в исследовании новейших научных парадигм.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.