Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Спектр сознания"
Спектр сознания
Иванов Е.М. - Гипотеза об экстрасоматической природе памяти c. 1-69

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.792

Аннотация: В статье рассматривается гипотеза (высказанная в свое время Анри Бергоном) об экстрасоматической (внетелесной) природе некоторой составляющей долговременной памяти человека. Согласноданной гипотезе, по крайней мере некоторая часть долговременной памяти существует не в виде актуально существующей в мозге энграммы (записи), а существует в форме прямого доступа к прошлому (в виде прошлых состояний мозга или сознания). Дано обоснование этой гипотезы с позиции психологии, нейронауки и философии. Рассмотрены возможные механизмы экстрасоматической памяти в контексте авторской концепции «сознания в квантовом мире». Данная концепция является развитием модели отношения сознания и квантовой реальности Эверетта-Менского. Исследуются также некоторые дополнительные аспекты модели "сознания в квантовом мире", связанные с ролью мозга в осуществлении психических процессов, природой пространства и времени, а также рассматривается возможность использования данной модели для объяснения биологической эволюции .
Жульков М.В. - Энергетические аспекты сознания в философии XX века c. 15-28

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.4.18226

Аннотация: Предметом исследования является энергетическая парадигма в философии сознания XX века. Среди них такие концепции как: материалистическая, потока сознания У. Джемса, концепция А. Шопенгауэра, психодинамическая концепция З. Фрейда, концепция А. Бергсона, психической энергии Живой Этики, мозга как биокомпьютера Д. Лилли, термодинамическая концепция А. И. Вейника и модель Н. И. Кобозева, теория этногенеза Л. Н. Гумилева, биоэнергоинформационная картина мира, учение В. И. Вернадского о биогеохимической энергии, концепция глобального ноосферного сознания. Существующие концепции сознания автор классифицирует, используя системный подход и триаду «вещество – энергия – информация», предложенную И. В. Дмитревской. В результате существующие концепции разделяются на вещественно-субстратные, структурно-энергетические и информационные. Большинство существующих концепций сознания относятся либо к «вещественным», либо к «информационным». В статье показывается, что энергетические характеристики присутствуют во многих концепциях сознания XX века, и этот факт подтверждает фундаментальность энергетического подхода к изучению сознания. Энергетические концепции вместе с информационными и субстратными являются взаимодополнительными, и могут стать основой создания в будущем целостного учения о сознании. Одним из важных направлений исследований сознания является соединение энергетического подхода с ноосферным, что позволит объединить в рамках единого подхода физико-энергетические и субъективные, естественнонаучные и гуманитарные парадигмы сознания, адекватно описывать процессы формирования глобального сознания.
Максимов Л.В. - Редукция сознания к познанию как методологический принцип когнитивной науки и гуманитарных дисциплин c. 32-71

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.11.1377

Аннотация: Объектом исследования и критического анализа в данной статье является эпистемологический редукционизм – методологический подход, определяющий основное содержание и структуру когнитивной науки. Основу этого подхода составляет весьма распространенная в философии сознания и психологии идея о том, что человеческая ментальность (дух, психика) в целом и во всех своих проявлениях может быть сведена к знанию и познанию и, соответственно, описана и объяснена в терминах эпистемологии. В когнитивной науке указанный традиционный подход несколько видоизменился, язык классической эпистемологии уступил место понятийному аппарату теории информации, однако эти изменения оставили в неприкосновенности общую когнитивистскую трактовку сознания. Эпистемологическому редукционизму когнитивной науки в статье противопоставлен другой методологический подход – нонкогнитивизм, согласно которому сознание (дух, психика) включает в себя ряд феноменов, принципиально несводимых к знанию; это – эмоции, оценки, интересы, цели и т.д. Новизна исследования состоит в том, что оно позволило выявить и теоретически артикулировать характерную для «наук о духе» методологическую ошибку, а именно – односторонний когнитивно-информационный подход к сознанию, чрезмерно упрощающий его структуру и тем самым в значительной мере искажающий результаты научных поисков в этой области. Коррекция указанного методологического подхода с позиции антиредукционизма должна способствовать успешному продвижению науки в решении ряда актуальных проблем, в частности – прикладной проблемы «искусственного интеллекта», психофизической проблемы и некоторых других.
Димитрова С.В. - О роли познания в сознательном действии c. 37-43

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.20387

Аннотация: Объектом исследования становятся ситуации, при которых эффективная, технологичная деятельность навязывает цели развития и стратегии поведения человеку и обществам. Предметом исследования является поиск и определение «режимов сознательности», направленных на становление личностного бытия. Устанавливается ограниченность интенциональных актов познания и самосознания, представляющих объективные значения о мире и человеке. Сознательность проявляется не в установленных значениях, а в возможности осмысления, позволяющей включать в содержание сознания все то, что было познано. В процессе исследования проводится анализ и интерпретация философской работы Иоанна Павла ІІ "Личность и поступок". Основным выводами проведенного исследования становится положение о том, что сознательность определяется не объективными критериями, установленными в процессе интенционально направленной познавательной активности, а рассматривается как способ бытия личности. В «режиме сознательного действия» личность проявляет себя и несет ответственность за собственные действия.
Алейник Р.М. - Познание и мировоззрения: натуралистская позиция c. 40-67

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.181

Аннотация: Предмет статьи – эпистемология с позиции нового натурализма в сопоставлении с понятием мировоззрения. Рассматриваются основные подходы к эпистемологии сложившиеся в классической и неклассической философской традиции, их достоинства и недостатки. Обсуждаются идеи натурализации эпистемологии (в особенности концепция Жан-Мари Шеффера) и то, как разворачивается исследование натуралистической концепции в философской антропологии и социально-гуманитарных науках. Натуралистический подход открывает новый взгляд на мировоззрение, дающий возможность гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой. Цель статьи - оценить достоинства этого подхода к эпистемологии. Методология работы - сравнительный метод, исторический подход, опирающийся на концепцию глобального эволюционизма. Этот подход позволяет устранить дихотомию природы и культуры. Работа может быть использована в общем курсе философии, в разделах “Предмет философии”, "Проблема человека в философии" и в курсе философии науки, в исследовании новейших научных парадигм.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"