Философская мысль - рубрика Актуальный вопрос
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Актуальный вопрос"
Актуальный вопрос
Волков Д.Б. - Решение проблемы ментальной каузальности в биологическом натурализме Дж. Сёрла c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.2.21743

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является современная аналитическая философия. Предметом исследования служит решение проблемы ментальной каузальности в биологическом натурализме аналитического философа Дж. Сёрла. Автор рассматривает ключевые аспекты теории биологического натурализма и проводит анализ их внутренней совместимости. Особое внимание уделяется основным аргументам и аналогиям, которые приводит Дж. Сёрл в качестве обоснования возможности ментальной каузальности. В ходе анализа автор выявляет наиболее сильные и слабые стороны позиции американского философа, а также предлагает направление решения проблемы ментальной каузальности. Статья представляет исследование в области истории современной аналитической философии. Поэтому ключевой используемый метод исследования – историко-философский. В частности ходе исследования использовался текстологический анализ произведений философов, в первую очередь Дж. Серла, по нескольким источникам проведена реконструкция его взглядов. Проблема ментальной каузальности является одной из ключевых предметов исследования современной аналитической философии. Она заключается в попытке объяснить возможность каузальной эффективности ментальных свойств в рамках натуралистического представления о мире. Одним из решений этой проблемы является биологический натурализм Дж. Сёрла. В этом решении сочетаются тезисы об онтологической нередуцируемости ментальных состояний, ментальной каузальности и каузальной замкнутости физического мира. Сёрл пытается натурализовать сознание, показав, что ментальная каузальность аналогична каузальности высокоуровневых характеристик. Автор статьи проводит анализ этой аналогии и основных тезисов Сёрла. Новизна этого исследования заключается в обнаружении внутренних противоречий в решении проблемы ментальной каузальности Сёрла. Как показывает автор, утверждение о каузальной эффективности ментальное не согласуется с некоторыми другими положениями его теории. В первую очередь, с положением об онтологической нередуцируемости ментальных свойств. С точки зрения автора, более перспективным решением проблемы ментальной каузальности является в частности телеофункционализм Д. Деннета.
Sharov K.S. - Construction of the systems of gender power: the peculiarities of the discourse of favoritism c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.8.27136

Abstract: Using the example of gender power relations structured by Marquise Jeanne-Antoinette de Pompadour, mistress of the French King Louis XV, most famous favorite in history, the article analyzes the female power discourses and complex systems of the gender social roles that were developed by the mistresses – women who possesses a “shadow” social and political power. The goal of this work lies in examination of the typical strategies of gender power, structure by the royal favorites, using the example of Marquise de Pompadour, in which a male was included into the decentralized system of female authority. The article determines the basic regularities of establishment of the system of gender power roles by the mistresses and codification of a number of social statuses. It is demonstrated that the system of the formation of such roles corresponds to the Lacanian triad: Symbolic-Imaginary-Real. The symbolic level of the gender roles for a mistress that possessed shadow authority is the language field. The imaginary – is the formed by woman cultural traditions. The real – is the created by a woman social and political administrative strategies that include the involvement of males as the subjects of female decentralized authority into the system of gender power relations projected by a mistress. It is concluded that favoritism as a complicated social, psychological and cultural phenomenon is one of the most successful methods of manifestation of the female “shadow” authority in history.  
Алимова Ю.Н. - Культурфилософские основания и практические следствия «мифологизации права» в глобальном мире: диффузия ценностей и парадоксы правоприменения c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.9.31009

Аннотация: Цель данной работы – установить специфику «движения ценностей» современного глобального мира на примере феномена, получившего условное название «мифологизации права». Предметом исследования является процесс изменения ценностного фундамента правосознания, обусловленный, с одной стороны, постепенным нарастанием веса обычая в правоприменительной практике, с другой стороны – появлением модели «глобального права», которая обеспечивает человечество набором унифицированных норм, снабженных, в отличие от норм международного права, принуждением к исполнению, поддержанного силой государства. Методом проведенного исследования явилась философская компаративистика, позволяющая анализировать гетерогенные явления в рамках общих фреймов мифа (обычай и/или мифологема «глобального права») и логоса (позитивное право), оставаясь на позициях признания культурного разнообразия и несводимости культур друг к другу. Новизна полученных выводов состоит в уточнении «парадоксов правоприменения» на основе «мифологических» интерпретаций права двух типов – права-обычая и права-«универсальной нормы»; в обосновании соотношения правовых «универсалий» глобального мира и национальных правовых систем. Подтверждена гипотеза, согласно которой ценностные «негативы» права проявляются в зависимости от исторически конкретных социокультурных оснований и от подкрепляющих их действие институциональных механизмов. Здесь по-прежнему велика роль национального государства, обладающего развитой системой механизмов обеспечения функционирования своей правовой системы по сравнению с другими агентами права (сетевыми акторами, международными неправительственными организациями и т.д.). Выводы работы представляют собой уточнение специфики «мифологизации права» в современном обществе, что позволяет определить границы допустимых истолкования «общечеловеческих норм» и «норм обычая» как совпадающие с границами сложившихся национальных правовых систем.
Ставицкий А.В. - Неклассическая мифология о когнитивных проблемах и возможностях онтологии мифа c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.10.36441

Аннотация: Статья посвящена когнитивным и эпистемологическим особенностям мифа, которые могут быть лучше поняты при использовании принципов и подходов неклассической науки. В статье раскрываются основные причины непонимания мифа наукой и объясняются способы преодоления его на основе более расширительного понимания мифа. В рамках данной парадигмы миф понимается и рассматривается как культурная универсалия, где мифотворчество является свойством и функцией сознания. Такой миф давно вышел за пределы представлений и формул классической мифологии и требует иного отношения с учётом последних исследований (А. А. Гагаев, А. М. Лобок, В. М. Найдыш и др.).   Эти исследования показывают, что современный (неклассический) миф можно понять лишь с учётом новейших открытий в области психологии, семиотики, когнитивных исследований, которые подтверждают, что мифотворчеством человек занимался всегда, а не только на заре своего возникновения. А это значит, что на повестке научных исследований мифа стоит проблема существования другой – неклассической мифологии и создания общей теории мифа. В рамках общей теории мифа по принципу взаимной дополнительности успешно синтезируются все главные наработки ведущих теорий мифа ХХ века. И поэтому данная тема имеет большие перспективы и приведет к серьёзным изменениям в отношении науки к мифу, раскрывая для науки новые возможности.
Минасян Л.А., Лещева О.А. - Кантовский подход в понимании пространства с позиции современного естествознания c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.3.37549

Аннотация: Исследуется логико-исторический подтекст определения Кантом пространства и времени в качестве чистых форм чувственного знания. Анализируется пересмотр мыслителем понятия априорности, утверждение им существования априорных синтетических суждений, служащих основой в постановке проблемы о возможности априорных форм чувственности. В центре рассмотрения соотнесенность Кантом категорий субстанции и формы, материи и формы, пространственной неконгруэнтности как обоснований трансцендентальной эстетики. Особый акцент ставится на разграничении, даже противопоставлении мыслителем категорий материи и формы, субстанции и формы. Основной метод – герменевтическое перепрочтение наследия Канта с позиций достижений и проблематики современной космологии. Основными выводами данного исследования являются: 1) Постановка проблемы человекомерности нашей Вселенной в философии Канта, что перекликается с широко обсуждаемым в физике антропным принципом и свидетельствует о непреходящем проективном значении творчества философа.2) В этой связи допустимо отнесение априорных форм чувственности к врожденным особенностям человеческого организма. Трехмерность формы чувственного восприятия человека в обсуждаемых в современной науке моделях одиннадцати-мерного пространства-времени предопределяет сам факт возможности его существования. 3) В кантовской философии не ставится вопрос, каким образом форма присоединяется к сущности. Развитие современной физики элементарных частиц и космологии в геометродинамическом наполнении вплотную подошли именно к этой приоритетной проблематике.
Янгутов Л.Е. - Понятие пустоты в праджняпарамитской традиции c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.9.38647

EDN: CXBNLU

Аннотация: В статье рассматривается центральное понятие праджняпарамитской философии – понятие пустоты. Дается анализ понимания этого понятия в научной литературе, указываются трудности его понимания. Рассматриваются пояснения Нагарджуны учения о пустоте в контексте праджняпарамитской теории о срединности. Большое внимание уделено трудностям понимания пустоты в Китае в период становления буддизма в этой стране. Рассматриваются варианты понимания понятия пустоты, представленные в учениях «шести школ и семи направлений» (лю цзя ци цзун). Показана трактовка понимания пустоты в сочинениях Сэн Чжао и Кумарадживы. Представлен перевод текста «Хридая-сутры», в котором в лаконичной форме дается определение понятия пустоты. Объектом исследования является философия праджняпарамиты. Предметом исследования трактовка понятия пустоты в праджняпарамитской традиции. Научная новизна статьи заключается том, что в ней представлены различные точки зрения на понимания понятия пустоты, как в научной литературе так и в буддийской традиции Индии, Тибета и Китая. Основной вывод статьи сводится к тому, что причиной различного толкования пустоты заключается в семантических особенностях термина «пустота» которое подразумевает абсолютное отрицание. Поэтому возникла необходимость обоснования того, что за отрицанием следует утверждение, за пустотой скрывается истинно сущее. Следующей трудностью стал вопрос о том, что представляет собой истинно сущее. Поиск истинной сути этого сущего особенно четко прослеживается к китайской традиции.
Некрасов С.Н. - Качественные критерии в философских и общественных науках: проблема человека и пятая мировая теория c. 11-26

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.9.27157

Аннотация: Объектом исследования являются философские и общественные науки в России, их упадок в условиях марксистского догматизма, бюрократического идеализма и смены общественной формации. Предметом исследования выступает введение качественных критериев в общественные науки и переход от изучения абстрактного человека к исследованию человека в истории. Автор подробно рассматривает, как в предмете исчезает ненаучная терминологическая проблематика антропологии, теории личности и гуманизации общественных отношений, однако особое внимание уделяется тому процессу производства знания, в котором в свете интегральной пятой мировой теории эта терминология становится научной. Методология исследования – выявление в общественном производстве научного знания критериев качества философских, общественных и гуманитарных наук. Метод – обнаружение структуралистского проекта отказа от изучения человека и возникновение постструктуралистского марксизма. Другой метод связан с формированием пятой мировой теории цивилизационного неоиндустриализма. Основными выводами проведенного исследования является заключение о том, что формирование теории и практики цивилизационного неоиндустриализма предполагает не отказ от употребления понятия человека, а переход к развитию связи между общественными отношениями и реальными людьми. Особым вкладом в исследование является обоснование необходимости возрождения ценностей русской философии и общественной науки для того, чтобы переломить ситуацию в науке. Новизна исследования заключается в постановке вопроса о введении качественных критериев в общественные науки, что предполагает переход от изучения абстрактного человека к исследованию человека в среде народа, а также в обосновании цивилизаторской миссии неоиндустриализма, которая демонстрирует исчерпанность капитализма и завершенность второй попытки построения социализма.
Хасиева М.А. - Социальный и технологический аспекты европейской утопии Нового времени c. 12-19

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.3.37717

Аннотация: Предметом исследования являются социальный и технологический аспекты европейской утопии Нового времени. На европейскую утопию оказали влияние наиболее знаковые образы и сюжеты античной и ренессансной утопии. В ней были воплощены и переосмыслены образы и сюжетные элементы знаменитого "Государства" Платона, утопий Т. Мора и Т. Кампанеллы, модели идеального христианского государства, представленной в трактате «Описание республики христианополитанской» И.В. Андреэ (1586-1654). В статье дается общая характеристика новоевропейского утопизма на материале концепций Ф. Бэкона, С. де Бержерака, Ш. Фурье. Если в эпоху Средневековья социальные неравенство и несправедливость считались выражением естественного порядка вещей или следствием несовершенства человеческой природы, то в более поздние периоды истории люди начинают пытаться улучшить жизнь общества при помощи изменений политического, экономического и социального устройства. Научная новизна темы исследования обусловлена соотнесением европейского утопизма с наиболее выраженными социокультурными характеристиками эпохи. В эпоху Возрождения утопия социальная при этом рассматривалась авторами в неразрывной взаимосвязи c архитектурным и градостроительным аспектами формирования среды обитания человека. В эпоху Нового времени социальный утопизм соотносится с утопизмом технологическим. Выводы статьи включают в себя характеристику утопии XVIII в., когда внимание утопистов в наибольшей степени сосредоточено на законодательной и политической организации жизни общества, а также XIX в., когда залогом социального благополучия считается оптимальное экономическое устройство.
Безлепкин Н.И. - Историческая диалектика Л.П.Карсавина c. 15-24

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.5.30118

Аннотация: Предметом исследования является историческая диалектика Л.П.Карсавина, которая получила своё обоснование и приложение к решению теоретико-методологических проблем в его работе «Философия истории». Рассматриваются основные метафизические принципы – всеединства и триединства, на основе которых философом обосновываются онтологические и эпистемологические основания исторической диалектики. В статье утверждается, что философско-историческая концепция Карсавина отражала характерное для европейской и отечественной мысли внимание к субъекту познания, когда в поле зрения исследователей находилось не только изучение взаимодействия человеческой индивидуальности с окружающим миром, но и то, каким образом это взаимодействие осуществляется в познании, в деятельности, в социальном бытии человека. Посредством применения интеркультурной методологии, философии полилога, а также метода реактуализации философско-исторического наследия Л.П.Карсавина, выявлены отличия исторической диалектики Карсавина от рационалистической диалектики Гегеля, излагаются возражения русского философа против использования причинного объяснения в истории, засилия в ней «механистически-атомистических теорий». Реактуализация исторической диалектики Карсавина позволяет раскрыть сложную диалектику субъекта истории, остающуюся актуальной и в настоящее время. Основными выводами проведенного исследования являются положения о значительном вкладе учёного в становление неклассической парадигмы развития исторической науки, её близости к европейским концепциям исторического познания Б.Кроче, В.Дильтея, французской школы «Анналов». Новизна исследования заключается в обосновании вклада Карсавина в разработку принципиально новой методологии научного познания исторического процесса, поднятии философию истории до статуса теоретической науки, придании ей творчески-прогностического характера.
Маслова В.А. - Проблема символа в философии А. Ф. Лосева и у французских символистов c. 18-30

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.11.31858

Аннотация: Предметом настоящего исследования является анализ понятия «символ» и его содержания в философии Алексея Федоровича Лосева и у представителей французского символизма. В первой части работы дифференцированы границы понятия «символ» и смежных категорий, таких как «аллегория», «метафора», «знак». Проанализирована динамика представлений о содержании понятия «символ» в работах Лосева в разные периоды работы ученого, от изначальной сущности мира в имяславии до понимания символа как проекции действительности. Во второй части статьи представлен краткий обзор социальных и культурных предпосылок для становления взглядов представителей школы французского символизма, проанализированы эстетические воззрения Ш. Бодлера, С. Малларме и других представителей данного направления. Понятие «символ» раскрывается с точки зрения его соотнесенности с категорией красоты. При написании данной статьи автор, проанализировав источники, использовал метод компаративного анализа взглядов А. Ф. Лосева и представителей школы французского символизма. Значительным вкладом в развитие темы является сопоставление представлений о символе в творчестве французских символистов и в работах выдающегося российского философа ХХ века А. Ф. Лосева. В ходе проведенного исследования был сделан вывод о наличии общих черт и различий в философии Лосева и художественно-эстетических взглядах Бодлера, Малларме и др.
Любохонская О.В. - Сократ и Лао-Цзы: Философия и «софифилия» c. 19-32

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.5.35195

Аннотация: В статье исследуется проблема утрачиваемого смысла философии, которая возникла из-за ее «технематизации» в современном мире и вновь ставится вопрос: «Что такое философия?». Автор обращается к двум ключевым представителям философской мысли древности Запада и Востока: Сократу и Лао-Цзы, применяя компаративистский подход и рассматривая категорию Дао в сопоставлении основными категориями древнегреческой философии: бытия, истины, логоса и действия. Реконструирование учений Сократа и Лао-Цзы, способствует раскрытию философии через четыре ее основных аспекта: онтологический, гносеологический, антропологический и этический. Разворачивание данных аспектов или измерений философии дает ключ к ее изначальному смыслу. Автор приходит к выводу, что существует грань и специфика между «мудростью» и «премудростью», где «премудрость» - это корневая основа существования философии. Рассматривает саму философию как бытие и процесс познания, устремленный в своем умозрении не только во вне, что свойственно для западноевропейской традиции в целом, но и внутрь, что является свойством восточной мысли. В результате раскрытия структуры философии делается вывод о необходимости возврата к ее основному смыслу через этическую доминанту, заложенному изначально в понятиях «мудрости» и« любви». Автор вводит особый термин «софифилия», что соответствует уровню «премудрости» как пред-философского поля существования.
Баринов Н.Н. - Марксизм-ленинизм и христианство: диктатура «пролетариата», террор c. 41-64

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.8.35362

Аннотация: В статье проводится историко-богословский анализ совместимости теории и практики марксизма-ленинизма с христианством. Актуальность вопроса обусловлена полемикой по данному предмету, напрямую касающейся устройства общества. В статье проводится анализ историко-богословских аспектов этого вопроса на основе критического изучения историко-философских исследований, а также исторических документов на эту тему. В данной работе производится попытка дать системный анализ изучаемого предмета. В ней рассматриваются два вопроса: диктатура «пролетариата» и террор. Для всестороннего изучения данной темы, приводятся взгляды противоположных сторон, а также тексты Священного Писания и мнения отцов Православной Церкви. Новизна работы состоит в том, что некоторые документы впервые рассматриваются в контексте данной проблемы. Так же более полно и систематично, в сравнении с существующими работами дается историко-богословский анализ сравнения марксизма-ленинизма и православного христианства. Целью работы является рассмотрение исторических документов, касающихся данной темы, а также историко-богословских работ по этому вопросу. В статье делается вывод, что в рассматриваемых вопросах при кажущемся сходстве некоторых положений, марксизм-ленинизм совершенно несовместим с христианством. Теоретически, социализм мог бы жить в симбиозе с христианством, если бы он устранил имеющиеся противоречия. Однако такой социализм перестал бы основываться на марксизме-ленинизме.
Ильин П.А. - Метафорическая истина и неопрагматический реализм Ричарда Рорти c. 46-58

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.7.35416

Аннотация: Предметом исследования статьи становится рассмотрение неопрагматического реализма Ричарда Рорти через призму концепции метафорической истины Поля Рикера. Основная цель – попытаться наполнить «черный ящик реальности» в философии Рорти с помощью методологических инструментов, которые дает концепция метафорической истины Поля Рикера. Посвятив некоторое время описанию ключевых идей Рорти, автор переходит к анализу методологии Рикера применительно к проблеме реальности и когнитивной непрозрачности языка, свойственной системе американского философа. Автор стремится выявить как общие аспекты методологии обоих мыслителей, так и те аспекты, которые их отличают. Это необходимо, чтобы впоследствии совершить органическую для всей логической конструкции замену элементов философии Рорти, приводящих к выводам о когнитивной непрозрачности языка, элементами рикеровской мысли, способными привести к обратным выводам. Важнейшим из таких элементов становится идея «фюзиса», которую Рикер заимствует у Аристотеля и использует для онтологического обоснования концепции метафорической реальности. Именно эта идея становится ключом для перекодировки философской системы Рорти в то, что можно было бы назвать полноценным реализмом в философском смысле. В результате применения идеи «фюзиса» к философии Рорти автор находит возможность наполнить концепт реальности Рорти неким онтологическим содержанием, однако это содержание оказывается не поддающимся структурному описанию и таким образом не позволяет решить проблему когнитивной непрозрачности языка, свойственной философии Рорти. Тем не менее, применение рикеровской концепции метафорической истины к философской системе Рорти в контексте онтологической проблемы доступа к реальности является оригинальной тактикой мышления, которая еще не применялась в научных и философских кругах. И несмотря на опровержение одной из гипотез исследования, предполагавшей возможность обоснования когнитивной прозрачности языка, концепция Рикера все же позволила непротиворечиво наполнить онтологическим содержанием концепт реальности американского мыслителя.
Керимли Н.И. - Художественный образ женщины в Азербайджанской культуре c. 59-64

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.7.36084

Аннотация: Предметом исследования является образ Азербайджанской женщины. В многовековой истории изучены образы женщин в художественной культуре, где в центре внимания прослеживаются женские персонажи. C древнейших времен азербайджанские женщины принимали активное участие в процессах управления общества, культуры, науки и искусства. Также в статье дается описание текущего состояния, препятствий, проблем и возможностей азербайджанских женщин в народном искусстве. Тюркская женщина не слепо следует принципам шариата, она руководствуется моральными принципами ислама, что обогащает ее культурное мышление в целом новыми качествами. Можно сказать, что с древних времен тюрки, тюркские женщины чувствовали красоту природы, мастера слов уделяли большое внимание описанию художественного образа женщины, поднимая его до уровня феномена культурной жизни. Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что образ женщины в развитии художественной культуры Азербайджана имеет исключительное значение и играет роль в воспитании людей в духовном обогащении мира. В истории тюркской культуры, созданные женские образы, опровергают идею о том, что женское творчество является вторым видом искусства. В народном фольклоре, являющемся продуктом художественного мышления и мифологического сознания тюркского народа, женщины описываются с большим уважением. Образ женщины прославляется в различных художественных формах. Одним из важнейших показателей совершенствования духовности и художественно-эстетического мышления тюркского народа являются примеры искусства, разработанного в форме антропоморфной пластики в связи с изображением женщины в древней национальной художественной мысли.
Сафронов А.В. - Гипотеза об информационных принципах произвольного и непроизвольного внимания. К вопросу о теории не-систем и каузальных сред в каузальном дуализме c. 66-83

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.11.36862

Аннотация: Предметом исследования в статье являются некоторые информационные принципы функционирования нервной системы человека. В центре внимания — тема соотношения сознания и информации и вопрос в духе антифизикалистской аргументации: являются ли сознательные процессы информационными, а значит, физическими, или же для их описания требуется новый категорийный аппарат. В первой части статьи обсуждаются возможные формулировки некоторых информационных принципов функционирования нервной системы, отвечающие на вопрос «почему», а не «как». Вторая часть посвящена классификации каузальных сред в целом, а также описанию сознательных процессов в рамках новой возможной терминологии. В статье предлагается ряд гипотез об информационных механизмах непроизвольного и произвольного внимания. В случае непроизвольного внимания рассматривается механизм экономии ресурсов, или фильтрации информации, суть которого в том, что нервная система стремится расходовать ресурсы на обработку более редких — и более информационно емких сообщений. Это положение соответствует закону сохранения энергии. Для произвольного внимания предлагается использовать информационную интерпретацию принципа Ле Шателье. Произвольное внимание и следующие за ним сознательные действия и производимые нервной системой ответные сигналы (в том числе творчество) рассматриваются как информационные сообщения, направленные на снижение внешнего воздействия среды, а именно на снижение уровня информационной неопределенности. Такой информационный подход приводит к необходимости рассматривать сознание как не-систему или каузальную среду, в которой осуществляется передача каузальности без передачи информации. Приводится вариант классификации каузальных сред, с помощью которой в дальнейшем может разрабатываться неинформационный (нефизикалистский) подход к проблеме сознания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.