по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 06, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 28-06-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2021
История идей и учений
Яркова Е.Н., Дягилева Т.В., Муравьев И.Б. - Тюменская этико-философская традиция: история и концептуальный каркас c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.6.35898

Аннотация: Объект исследования - Тюменская этико-философская интеллектуальная традиция, представителями которой являются Ф. А. Селиванов, В.И. Бакштановский, Ю. М. Федоров, М. Г. Ганопольский и др. Предмет исследования - история и концептуальный каркас Тюменской этико-философской интеллектуальной традиции. Во введении обосновываются исследовательские позиции: – формулируется проблема, суть которой состоит в отсутствии исследований региональных интеллектуальных традиций России; – разводятся понятия «интеллектуальная традиция» и «исследовательская традиция»; – определяется цель исследования: изучение истории и концептуального каркаса тюменской этико-философской традиции, конституирование специфической области исследований – исследования российских региональных интеллектуальных традиций; – позиционируется теоретико-методологический аппарат исследования, основу которого составляют подходы и методы, присущие такому актуальному в современной отечественной науке междисциплинарному исследовательскому направлению как Интеллектуальная история. Новизна исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка конституирования специфической области исследований – исследования российских региональных интеллектуальных традиций. В первой части статьи рассматривается история становления тюменской этико-философской традиции, анализируется особая, связанная с индустриальным освоением Сибирского Севера, нравственная ситуация, сложившаяся в тюменском регионе во второй половине XX в., вызвавшая к жизни эту интеллектуальную традицию. Во второй части статьи эксплицируются ключевые идеи, составляющие концептуальный каркас тюменской этико-философской интеллектуальной традиции (персонализм, рационализм, праксеологизм), выявляется специфика понимания этих идей ее представителями. В заключении утверждается, что исследование региональных интеллектуальных традиций способствует расширению сложившихся представлений об интеллектуальном потенциале России, о точках роста человеческого капитала нашей страны. Для Тюменского региона такие исследования особенно важны, поскольку они демонстрируют, что этот регион богат не только материальными (природными), но и интеллектуальными ресурсами.
Религии и религиозное возрождение
Биджамов А.С. - Богословские взгляды А. В. Карташёва на халкидонскую формулу c. 14-26

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.6.35276

Аннотация: В нашей статье представлен анализ работ Карташева не как историка, но как христианского богослова. В попытках определить источники богословских воззрений А. В. Карташева на Халкидонскую формулу нами была обнаружена его идейная связь с В. С. Соловьёвым. Анализ общих религиозных идей Соловьёва и Карташева указывает на особую значимость для последнего идеи Богочеловечества. Рассматривая размышления Карташева о Халкидонской формуле, мы выделили три богословских направления в осмыслении им данной формулы: учение о Церкви, учение о Вселенских Соборах и учение о Библейском Откровении. В настоящее время большой популярностью пользуется наследие известного А. В. Карташева, а в особенности его работы по истории Церкви. Критические же исследования большинства богословских взглядов А. В. Карташева всё ещё отсутствуют, как и исследования по происхождению этих идей. Подробный анализ каждой линии осмысления Богочеловечества в текстах богослова выявляет противоречие взглядов А. В. Карташева святоотеческому православному богословию. Будет показано, что на основании интерпретации Халкидонский формулы, воспринятой от В. С. Соловьёва, А. В. Карташев развивал идеи, противоречащие учению Православной Церкви. В своих работах автор вводил и распространял новое христианское богословие, которое заменяло собой прежние традиционные основы православной теологии. Результаты проведенной нами работы дают основания для последующих критических исследований работ А. В. Карташева.
Философия науки
Кузьмин А.В. - Философские модели Космоса Пифагора и Филолая: от Античности до начала Нового времени c. 27-41

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.6.35865

Аннотация: Статья посвящена выявлению основополагающих принципов моделей Космоса Пифагора Самосского (ок. 540 – 500 г. до н.э.) и Филолая Кротонского (ок. 470 – после 388 г. до н.э.). Восприятие Космоса как “красоты” и “гармонии” – одно из базовых свойств подхода к познанию мира пифагорейцев, оказывается “сплетено” с рациональным восприятием действительности. Гармония красоты преобразуется в гармонию числовых отношений. Достижения пифагорейцев, впоследствии, становятся одной из основ астрономических текстов Платона, представившего космологию, как точную научную дисциплину. Николай Коперник ссылается на Филолая, как своего главного предшественника. В данном исследовании впервые анализируются символические элементы модели Космоса Филолая, с точки зрения современного научного знания. На основе этого анализа нами выдвигается гипотеза о ноэматической природе элементов модели Космоса Филолая; также показано значение транспонирования методов практической геометрии на теоретические области “небесного”, “не подвластного” методам непосредственных измерений, пространства. В статье выявляются основные принципы моделей Неба–Космоса Пифагора Самосского и Филолая Кротонского, обсуждается реконструкция модели Космоса Филолая Ивана Николаевича Веселовского и Сергея Викторовича Житомирского. Анализируется преемственность принципов моделей Космоса Филолая и Николая Коперника.
История идей и учений
Рожин Д.О. - Рецепция и критика теории пространства и времени И. Канта в философии В. Д. Кудрявцева-Платонова c. 42-53

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.6.35381

Аннотация: Предметом данного исследования является рецепция теории пространства и времени И. Канта в учении о познании В. Д. Кудрявцева-Платонова (далее Кудрявцев). Кудрявцев, излагая свое учение о познании, не только вступал в заочный спор с немецким философом и критиковал его позиции, но и использовал ряд его идей, в частности, из теории пространства и времени. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы рецепции кантовских идей в философии Кудрявцева. Цель исследования состоит в определении специфики восприятия кантовской теории пространства и времени в аналогичной теории Кудрявцева. Для достижения этой цели были использованы концептуально-аналитический, системно-структурный и компаративистский методы, а также метод исторической реконструкции. Научной новизной исследования является установление характера рецепции гносеологических идей Канта в философии Кудрявцева. В результате исследования определены те положения кантовской теории пространства и времени, которые заимствовал Кудрявцев: 1) пространство и время имеют априорный характер, то есть являются всеобщими и необходимыми неэмпирическими формами чувственного познания; 2) одновременно они являются условиями чувственного опыта. Также Кудрявцев следует за Кантом относительно разделения действительности на явления и вещи в себе, но не соглашается с непознаваемостью вещей в себе. Такое расхождение, как это показано в статье, связано с объективным значением пространства и времени, на чем настаивает Кудрявцев в отличие от Канта, указывающего на их только субъективное значение. В заключении подчеркивается, что Кудрявцев формулирует свою теорию пространства и времени, основываясь на кантовском априоризме. При этом он соглашается с кантовскими определениями пространства и времени, одновременно отрицая сделанные Кантом выводы относительно их только субъективного характера.
Психоанализ как философия
Волкова В.О., Малахова Н.В., Волков И.Е. - Имагинация как феномен познания c. 54-66

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.6.35761

Аннотация: В статье рассматривается проблема имагинации как целостного феномена познания. В основу рассмотрения имагинации положена концепция телесного воплощения разума. Имагинация становится инструментом энактивного взаимодействия субъекта и объекта. Они взаимно дополняют и обновляют друг друга в деятельности познания и самопознания. Имагинация является порождающей моделью циклического взаимодействия субъекта и объекта в сопряжении образа и действия. Имагинация является моментом визуальной культуры, средством оформления мыслей и чувств в оптической согласованности мыслительных действий при воспроизводстве рисунка, сценических проявлений материала психической жизни человека, интерпретации образно-символического языка и действия. Имагинация создает пространство игры чувств, разума и тела во включенности человека в познание. Наиболее яркое проявление имагинация как феномен познания получает в практике психоанализа.   Научная новизна заключается в следующем: Психоаналитическое описание показывает имагинацию в воплощении образа через тело и ум. В статье используются метод энактивного конструирования знания, метод визуализации и метод психоаналитического описания, демонстрирующий имагинацию как интегративное измерение человека, оптически согласующего тело, мысль и внешнюю среду человека. Подчеркивается роль метафор, превращенности и парадоксальности, показывающих степень свободного воплощения образа через интеграцию в нем телесного, социального и мыслимого в круговой, циклической зависимости. Имагинация создает синтезы этих измерений в «парадоксальной системе», переводе и превращении вымысла в символический язык и символические обоснования живого опыта познающего существа. Имагинация – это органическое образование человеческой натуры. Собеседник оказывается внешней средой и частью организации человека, которая создает его самого при помощи живого опыта познания и самопознания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.